Битва при Нахраване
Битва при Нахраване | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Фитны | |||||||
![]() Битва при Нахраване; Османская . миниатюра XVI-XVII веков | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Рашидунский халифат | хариджиты | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Али ибн Аби Талиб Малик аль-Аштар | Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби † | ||||||
Сила | |||||||
14,000 | 2,800 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
7−13 | 2,400 | ||||||
Расположение в современном Ираке |
Битва при Нахраване ( араб . مَعْرَكَة النَّهْرَوَان , латинизированная : Маракат ан-Нахраван ) произошла между армией халифа Али и повстанческой группой хариджитов в июле 658 г. н. э. (Сафар 38 г. хиджры ). Последние представляли собой группу благочестивых союзников Али во время Первой Фитны . Они отделились от него после битвы при Сиффине, когда Али согласился урегулировать спор с Муавией , губернатором Сирии , путем переговоров, что группа назвала шагом, противоречащим Корану . После неудачных попыток восстановить свою лояльность и из-за их мятежной и убийственной деятельности Али столкнулся с хариджитами возле их штаб-квартиры у канала Нахраван , недалеко от современного Багдада . Из 4000 повстанцев около 1200 удалось убедить амнистией, а большинство из оставшихся 2800 повстанцев были убиты в последовавшем сражении. Другие источники оценивают число жертв в 1500–1800 человек.
Битва привела к постоянному расколу между группой и остальными мусульманами, которых хариджиты заклеймили как отступников. Несмотря на поражение, они продолжали угрожать и беспокоить города и поселки в течение нескольких лет. Али был убит хариджитом в январе 661 года.
Фон
[ редактировать ]Спорная политика третьего халифа Усмана привела к восстанию, и он был убит в 656 году. Али ибн Аби Талиб , зять и двоюродный брат Мухаммеда, впоследствии был избран халифом медийцами . Его избранию оспорили вдова Мухаммеда Аиша Мухаммеда, и некоторые из сподвижников в том числе аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайд Аллах . Муавия , губернатор Сирии и родственник Усмана, также осудил избрание Али и потребовал возмездия убийцам Усмана. Хотя Али победил восстание Тальхи и Зубайра в Верблюжьей битве в 656 году, его война против Муавии привела к тупику в Сиффине (июль 657 года), когда Муавия призвал к миру. [1] Хотя Али не желал останавливать битву, его армия отказалась сражаться, и он был вынужден вести переговоры. Был создан арбитражный комитет из представителей сторон Али и Муавии с мандатом урегулировать спор в духе Корана . Когда Али возвращался в Куфу , свою столицу, в его армии возникли расколы. Группа его солдат раскритиковала арбитраж и обвинила Али в богохульстве за то, что он оставил дело на усмотрение двух мужчин и не действовал в соответствии с Книгой Бога. Большинство из них ранее вынудили Али принять арбитражное решение, но впоследствии заявили, что право на решение принадлежит только Богу. Двенадцать тысяч несогласных дезертировали из армии и поселились в местечке недалеко от Куфы, называемом Харура, и стали известны как харуриты. [2]
Али через некоторое время посетил лагерь Харура и убедил перебежчиков отказаться от протеста и вернуться в Куфу. [3] По некоторым сведениям, они вернулись при условии, что война против Муавии будет возобновлена через шесть месяцев и Али признает свою ошибку, что он и сделал на общих и двусмысленных условиях. [4] Тем не менее Али отказался денонсировать арбитражное разбирательство, и разбирательство продолжилось. В марте 658 г. он направил свою арбитражную делегацию во главе с Абу Мусой Ашари . для проведения переговоров [5] В результате хариджиты решили покинуть его. Чтобы избежать обнаружения, они разошлись небольшими группами и направились в место у канала Нахраван на восточном берегу Тигра . Около пятисот их товарищей из Басрана были проинформированы, и они также присоединились к ним в Нахраване. [3] [6] После этого исхода их стали называть хариджитами , то есть теми, кто уходит. [7]
Прелюдия
[ редактировать ]
Хариджиты осудили Али как халифа , объявили его, его последователей и сирийцев неверными и вместо этого избрали Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби своим халифом . Они объявили кровь таких неверных законной . [8] [9]
Тем временем два арбитра объявили, что Усман был несправедливо убит повстанцами. [10] После этого вердикта, укрепившего поддержку Муавии сирийцами, арбитражный процесс рухнул. [11] [12] В этот момент Али осудил арбитров как противоречащих Корану и мобилизовал своих сторонников на возобновление войны против Муавии. [8] [12] [13] Он призвал хариджитов присоединиться к нему. Они отказались, если только он не признает, что заблудился, и покается. [14] Али решил отправиться в Сирию без них. [14] Когда силы Али выразили обеспокоенность угрозой со стороны хариджитов, Али в своей речи убедил их, что война против Муавии важнее, и приказал своим войскам отправиться в Сирию. [8] [15]
По словам Вильферда Маделунга , примерно в это же время хариджиты начали практику допроса мирных жителей об их взглядах на Усмана и Али и казни тех, кто не разделял их взглядов. [9] [16] Утверждается, что они выпотрошили беременную жену фермера, вырезали и убили ее будущего ребенка, а затем обезглавили фермера. [17] Али получил известие о насилии хариджитов по пути в Сирию и послал одного из своих людей для расследования, но он тоже был убит хариджитами. Его солдаты теперь умоляли его нейтрализовать угрозу со стороны хариджитов, опасаясь за безопасность их семей и имущества в Куфе. Затем Али двинулся в Нахраван со своей армией, численность которой оценивалась в 14 000 человек. [18]
Боевой
[ редактировать ]
Али попросил харджитов выдать убийц и принять мир. Если бы они это сделали, он оставил бы их в покое и отправился сражаться с сирийцами. [19] Хариджиты вызывающе ответили, что все они несут ответственность за убийства, поскольку все они считают законным убивать его последователей. [19] После дальнейших обменов мнениями лидеры хариджитов проинструктировали своих последователей не вступать в дальнейшие дискуссии и вместо этого готовиться к мученической смерти и встрече со своим Господом в раю . Обе стороны выстроились в боевой порядок, и Али объявил амнистию любому хариджиту, который присоединится к нему или вернется в Куфу, и что только убийцы будут наказаны. [20] Около 1200 хариджитов приняли его предложение: некоторые присоединились к армии Али, другие вернулись в Куфу или покинули поле битвы в поисках убежища в горах; В результате у Ибн Вахба осталось 2800 бойцов. [21]
Большинство хариджитов были пешими воинами, а армия Али состояла из лучников, кавалерии и пеших воинов. Он послал свою конницу впереди пехоты, которая была разделена на два ряда, а лучников разместил между первым рядом и кавалерией. Он приказал своей армии позволить противостоящей стороне начать военные действия. Хариджиты яростно атаковали силы Али и прорвали его кавалерию. Лучники осыпали их стрелами, конница атаковала сзади, а пехотинцы атаковали мечами и копьями. Будучи сильно превосходящими по численности и окруженными, большинство хариджитов, включая халифа Ибн Вахба, были быстро убиты. [22] Было убито около 2400 хариджитов. [23] и 400 раненых из них после боя были отправлены обратно к своим семьям в Куфу. [21] Сообщается, что со стороны Али погибло от семи до тринадцати человек. [20]
Последствия
[ редактировать ]После битвы Али приказал своей армии идти вместе с ним в Сирию. Они отказались из-за истощения, стремясь восстановить свои силы в Куфе, после чего приступят к сирийской кампании. Али согласился и переехал в Нухайлу, сборный пункт недалеко от Куфы, и разрешил своим солдатам отдыхать и время от времени посещать свои дома. Его солдаты не хотели идти в поход, и в следующие несколько дней лагерь почти полностью опустел. Следовательно, ему пришлось отказаться от своих планов. [24] Убийство бывших союзников Али и набожных читателей Корана подорвало положение Али как халифа. [25] В конце концов он был убит хариджитским диссидентом Ибн Мулджамом в январе 661 года. [21]
Хотя хариджиты были разгромлены, их восстание продолжалось несколько лет, а битва при Нахраване закрепила их разрыв с мусульманской общиной . [21] Многие из них оставили городскую жизнь и прибегли к разбою, грабежам, грабежам населенных пунктов и другим антигосударственным действиям на протяжении всего правления Али, а затем и Муавии ( годы правления 661–680 ), который стал халифом через несколько месяцев после правления Али. убийство. Во время Второй Фитны они контролировали большую часть Аравии и Персии , но позже были покорены омейядским губернатором Ирака аль-Хаджаджем ибн Юсуфом . [26] [27] Однако они не были устранены до 10 века. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди 2001 , стр. 7–8.
- ^ Веллхаузен 1901 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Веллхаузен 1901 , с. 17.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 248–249.
- ^ Леви Делла Вида 1978 , с. 1074.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 251–252.
- ^ Леви Делла Вида 1978 , стр. 1074–1075.
- ^ Перейти обратно: а б с Доннер 2010 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Веллхаузен 1901 , стр. 17–18.
- ^ Маделунг 1997 , с. 256.
- ^ Маделунг 1997 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Глассе 2001 , с. 40.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 255, 257.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 258.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 258, 259.
- ^ Маделунг 1997 , с. 254.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 254, 259.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 259, 260.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б с д Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 10.
- ^ Мороний 1993 , с. 912.
- ^ Маделунг 1997 , с. 262.
- ^ Доннер 2010 , с. 164.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 79, 97.
- ^ Льюис 2002 , с. 76.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 79.
Источники
[ редактировать ]
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674050976 .
- Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. ISBN 9780759101890 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Леви Делла Вида, Г. (1978). «Хариджитес» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1074–1077. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0497 . OCLC 758278456 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191647161 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521646960 .
- Морони, Майкл (1993). «Ан-Нахраван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 912–913. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5760 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные фракции в древнем исламе на ( немецком языке). Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. ОСЛК 453206240 .