Jump to content

Битва при Фаххе

Координаты : 21 ° 27'11,4" с.ш. 39 ° 48'24,4" в.д.  /  21,453167 ° с.ш. 39,806778 ° в.д.  / 21,453167; 39,806778
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва при Фаххе
Часть восстаний Алидов против первых халифатов
Дата 11 июня 786 г.
Расположение
Фахх (Вади аль-Захир), недалеко от Мекки.
21 ° 27'11,4" с.ш. 39 ° 48'24,4" в.д.  /  21,453167 ° с.ш. 39,806778 ° в.д.  / 21,453167; 39,806778
Результат Победа Аббасидов, подавление восстания Алидов
Воюющие стороны
Аббасидский халифат Алиды
Командиры и лидеры
Мухаммад ибн Сулейман ибн Али Аль-Хусейн ибн Али  
Сила
~330 всадников, количество пехотинцев неизвестно. Более 300
Жертвы и потери
Неизвестный Более 100 убитых в бою; дальнейшие казни
Битва при Фаххе находится в Саудовской Аравии.
Битва при Фаххе
Расположение в Саудовской Аравии

Битва при Фаххе ( араб . يوم فخ , латинизированная : yawm Fakhkh , букв. «День Фахха») произошла 11 июня 786 года между силами Аббасидского халифата и сторонниками проалидского восстания в Мекке под предводительством аль- Хусейн ибн Али , потомок Хасана ибн Али .

Хусейн и его сторонники планировали восстание в Медине во время ежегодного хаджа 786 года, но их действия были вынуждены конфронтацией с местным губернатором аль-Умари . Заговорщики подняли восстание утром 16 мая и захватили мечеть Пророка , где сторонники Хусейна присягнули ему на верность. Восстанию не удалось заручиться поддержкой среди населения, а реакция гарнизона Аббасидов помешала повстанцам установить контроль над городом и в конечном итоге ограничила их пределами самой мечети. Через одиннадцать дней Алиды и их сторонники численностью около 300 человек покинули Медину и направились в Мекку.

Узнав об этих событиях, халиф Аббасидов аль-Хади назначил своего дядю Мухаммада ибн Сулеймана ибн Али для борьбы с повстанцами с армией, состоящей в основном из вооруженной свиты различных принцев Аббасидов, которые в тот год отправились в паломничество. В завязавшейся битве у вади Фахх недалеко от Мекки Хусейн и более сотни его последователей были убиты, многие другие попали в плен [ ар ] , а некоторые бежали, выдавая себя за паломников, в том числе будущий основатель династии Идрисидов . на территории современного Марокко . Восстание носило сильный социальный характер: Хусейн черпал вдохновение из восстания Зайда ибн Али в 740 году и само по себе повлияло на более поздние практики зайди-шиитов .

В 748–750 годах революция Аббасидов свергла халифат Омейядов (661–750) и установила династию Аббасидов во главе исламского мира. [1] Смена династии была не просто борьбой за преемственность, а кульминацией широкого социального и политического движения, отвергавшего режим Омейядов, который широко считался репрессивным, слишком зависящим от своего сирийского центра и отдававшим ему предпочтение, исключая другие регионы, и больше озабочены мирскими аспектами халифата, чем учением ислама. [2] Широко распространенное в то время убеждение предпочитало замену династического правления Омейядов правлением «избранного из семьи Мухаммеда» ( ар-Рида мин Аль Мухаммад ), который единственный будет иметь божественное руководство, необходимое для толкования Корана и создания истинно исламского государства. правительство, которое восстановило бы справедливость в отношении мусульманской общины, обращаясь одинаково со всеми мусульманами, независимо от их происхождения. [3] В первую очередь это означало Алидов , то есть тех, кто заявлял о своем происхождении от Мухаммеда через Али ибн Аби Талиба . Однако Аббасиды воспользовались расплывчатостью лозунга «ар-Рида мин аль-Мухаммад» , представив себя членами более широкой « Семьи Пророка » благодаря своему общему происхождению из клана Бану Хашим . [4] [5] Это утверждение было отвергнуто более поздними шиитскими авторами, которые ограничили членство в семье Пророка Алидами и, таким образом, считали Аббасидов узурпаторами, но в то время это различие не было столь четким, и претензии Аббасидов, по-видимому, получили широкое признание, когда они пришли к власти. [6]

В результате отношения между династией Аббасидов и Алидами были двойственными и претерпели множество изменений. Аббасиды пытались заручиться поддержкой Алидов или, по крайней мере, молчаливым согласием с их правлением, путем присуждения жалования и почестей при дворе. Тем не менее, многие Алиды, в основном из ветвей Зайди и Хасанидов , продолжали отвергать Аббасидов как узурпаторов; некоторые скрылись и вновь попытались настроить недовольных против нового режима. [7] [8] Второй халиф Аббасидов, аль-Мансур ( годы правления 754–775 ), заключил в тюрьму нескольких Алидов, [9] и ему пришлось столкнуться с крупным восстанием Алидов в Медине и Басре , возглавляемым Мухаммадом ан-Нафсом аз-Закийей , в 762–763 годах. [7] [10] Близким родственником Мухаммада ан-Нафса аз-Закии был аль-Хусейн ибн Али. Его отец, Али аль-Абид, был двоюродным братом Мухаммеда, а его мать Зайнаб была сестрой Мухаммеда. [11] Али аль-Абид славился своим благочестием и вызвался разделить судьбу своих родственников, попавших в тюрьму аль-Мансура. Сообщается, что он стойко переносил заключение, но умер в 763 году. [9]

Таким образом, Хусейн вырос в том, что историк Лаура Векча Вальери описывает как «атмосферу крайнего благочестия и тайной ненависти к Аббасидам». [11] Тем не менее, Хусейн поддерживал дружеские отношения с третьим халифом Аббасидов аль-Махди ( годы правления 775–785 ), который дал ему деньги и освободил пленника-алида при заступничестве Хусейна. [11]

Вспышка восстания

[ редактировать ]
Фото аверса и обратной стороны серебряной монеты с арабскими надписями
Серебряный дирхам аль-Хади, отчеканенный в Харунии в 786/7 г.

Вскоре после смерти аль-Махди в июле 785 года Хусейн и его последователи подняли восстание в Медине, надеясь воспользоваться пока еще нестабильным положением преемника аль-Махди, аль-Хади . [12] Историк X века ат-Табари приводит несколько преданий, которые предполагают, что непосредственной причиной восстания была ссора между Хусейном и аббасидским губернатором Медины Умаром ибн Абд аль-Азизом ибн Абдаллахом , известным как аль-Умари. Аль-Умари пытался регулировать передвижения Алидов в городе, и трое мужчин, в том числе Абу'л-Зифт, сын Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи, были подвергнуты порке и публичному унижению за пренебрежение исламским запретом на употребление алкоголь; это вызвало возмущение среди Алидов. Ситуация ухудшилась, когда выяснилось, что Абу'л-Зифт, за которого Хусейн поручился вместе с Яхьей ибн Абдаллахом (сводным братом Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи), сбежал из города. В ходе последовавшей конфронтации с аль-Умари Яхья ибн Абдаллах и губернатор обменялись оскорблениями и угрозами, что сделало ситуацию невыносимой для Хусейна и его последователей. [13] [14] Хотя это, возможно, и послужило непосредственной искрой восстания, из последующих отрывков ат-Табари становится очевидным, что восстание планировалось в течение некоторого времени. Подготовка включала вербовку куфанов , тайно ожидавших в городе, и надежду на помощь сочувствующих, совершивших паломничество в хадж . [15] Мотивация восстания неясна; более поздние шиитские писатели утверждают, что это стало результатом антиалидской позиции нового халифа аль-Хади, но, учитывая короткий промежуток времени с момента вступления на престол аль-Хади, это маловероятно; однако Вечча Валььери предполагает, что есть признаки того, что в последние годы своей жизни сам аль-Махди перешел от примирительной политики к враждебности по отношению к Алидам, что вызвало большое недовольство среди шиитов. [14] [16]

Поссорившись с губернатором, заговорщики решили двинуться дальше на следующее утро (вероятно, 16 мая). Около 26 Алидов и некоторые их сторонники собрались в Мечети Пророка , где Хусейн занял кафедру, одетый в белое и надев белый тюрбан. [а] Сообщается, что повстанцы заставили муэдзина произнести призыв к утренней молитве на шиитской формулировке. Большинство людей отвернулись, увидев Хусейна за кафедрой, но его последователи начали приходить и присягать ему как халифу и имаму , а также как аль-Муртада мин Аль Мухаммад , «Угодный Богу из дома Мухаммеда». Имя аль-Муртада, Хусейна очевидно, было принято в качестве царственного титула по образцу халифов Аббасидов. [11] [18] То ли из-за соперничества между ветвями Хасанидов и Хусейнидов , то ли потому, что они считали восстание обреченным на провал, двое из присутствовавших Алидов отказались от их поддержки. Один из них, Муса ибн Джафар аль-Кадхим считают седьмым имамом , которого шииты-двунадесятники , как сообщается, предупредил Хусейна, что его действия приведут только к его смерти. [11]

Тем временем Яхья ибн Абдалла отправился арестовать аль-Умари в его резиденцию, примыкающую к мечети. Встревоженный призывом шиитов к молитве, аль-Умари уже скрылся. [11] [19] Собравшимся повстанцам вскоре противостояли около 200 человек из местного гарнизона Аббасидов во главе с аль-Умари и неким Халидом аль-Барбари, руководителем государственных владений в Медине. Халид бросился вперед, намереваясь убить Хусейна, но был зарублен Яхьей ибн Абдаллахом и его братом Идрисом ; Воодушевившись, повстанцы атаковали войска Аббасидов, которые бежали. [20] Когда партизаны Аббасидов были отброшены, Хусейн обратился к своим последователям, завершив свою речь заявлением и клятвой:

О люди! Посланника Бога Я потомок Посланника Бога, в священном помещении , в мечети Посланника Бога и сижу на кафедре Пророка Бога! Я призываю вас к Книге Аллаха и Сунне Его пророка, и если я не выполню это для вас, то я не имею к вам претензий в послушании.

- Клятва Хусейна, переданная ат-Табари , перевод CE Босворта [21]

Восстанию не удалось найти много сторонников; [12] [11] по словам ат-Табари, «жители Медины заперли свои двери». [22] На следующее утро бои между сторонниками Алидов ( аль-Мубайида , «носящие белое») и Аббасидов ( аль-Мусаввида , «носящие черное») распространились по всему городу, при этом Аббасиды оттеснили Алидов назад. . На следующий день прибыли свежие войска Аббасидов под командованием Мубарака аль-Турки, что воодушевило партизан Аббасидов. После еще одного дня ожесточенных боев, прервавшихся только в жаркие полуденные часы, Алиды были ограничены территорией мечети, в то время как Аббасиды использовали резиденцию близлежащего губернатора в качестве своей базы. Противостояние длилось одиннадцать дней, в течение которых Алиды, очевидная неспособность обезопасить город, собирали припасы для путешествия. Имея около 300 последователей, Хусейн покинул город 28 мая 786 года. [11] [23] После этого они покинули мечеть в состоянии грязи, оскверненной костями животных, которых ели осажденные Алиды, а ее занавески были порезаны на кафтаны , что вызвало всеобщее негодование среди мединцев. [11] [24]

Противостояние при Фаххе

[ редактировать ]

Хусейн со своими 300 людьми направился в Мекку . По дороге к нему присоединились сочувствующие из этого города. [11] Тем временем аль-Хади организовал вооруженный ответ на восстание Хусейна. Несколько принцев Аббасидов в то время возвращались из своего паломничества в Мекку, которое в том году возглавил Сулейман ибн Аби Джафар , сын халифа аль-Мансура. Один из принцев, Мухаммад ибн Сулейман ибн Али (двоюродный брат аль-Мансура), взял с собой сильный эскорт, чтобы защитить свой караван от нападений бедуинов . Аль-Хади поручил Мухаммеду разобраться с повстанцами. Мухаммад вернулся в Мекку, где к нему присоединились вооруженные свиты всей аббасидской элиты, находившейся в городе: источники упоминают 130 человек верхом на лошадях и нескольких мулах, 200 человек на ослах и неустановленное количество пехоты. После парада по городу, который, вероятно, был призван запугать сторонников Алида, армия Аббасидов расположилась лагерем в Зу Тува на окраине города. [25] [26]

Когда Алиды и их сторонники приблизились, две армии столкнулись друг с другом 11 июня в вади ] , в примерно Фахх [ар 4 км (2,5 мили) к северо-западу от Мекки. [12] Силы Аббасидов возглавляли принцы аль-Аббас ибн Мухаммад и Муса ибн Иса слева, Мухаммад ибн Сулейман справа и военачальник Хорасани Муаз ибн Муслим в центре. [27] Битва началась на рассвете, и силы Алидов сосредоточились на левом крыле Аббасидов. Когда Мухаммад ибн Сулейман одержал победу на своем фланге, он повел Аббасидов вправо и в центр против основной массы армии Алидов, которая, по словам ат-Табари, была «собрана вместе, как если бы они были компактным клубком скрученных ниток». , что привело к разгрому Алидов. [28] Во время битвы Аббасиды предложили клятву помилования ( аман ), но Хусейн отказался от нее, сражаясь до тех пор, пока не был убит. [14] Его отрубленная голова была доставлена ​​аль-Хади, который отправил ее в Хорасан в качестве предупреждения местным шиитам. [14]

Более сотни последователей Хусейна пали и оставались непогребенными на поле боя в течение трех дней; но другие воспользовались аманом, чтобы сдаться. Абу'л-Зифт был одним из них, сдавшись своему дяде Мухаммаду ибн Сулейману; но он был убит Убайд Аллахом ибн аль-Аббасом по настоянию своего отца, аль-Аббаса ибн Мухаммада, и Мусы ибн Исы, что привело к ожесточенной ссоре между принцами Аббасидов. [14] [29] Из взятых в плен алидов брат (Сулейман) и сын (аль-Хасан) Мухаммада ан-Нафса аз-Закия были казнены в Мекке, а аль-Хади казнил как минимум троих других пленников-алидов в Багдаде . [14] [30] Ат-Табари и другие средневековые мусульманские авторы сообщают истории о печали и сожалении аль-Хади по поводу необходимости смерти «потомка Посланника Бога», но современные историки сомневаются в их подлинности, тем более что другие источники прямо фиксируют, что халиф приказал казнь заключенных, получивших аман в Фаххе. [31]

Многим Алидам удалось избежать битвы, смешавшись с паломниками. [14] [29] Среди них были Яхья ибн Абдаллах и его брат Идрис. [14] В конце концов Идрис перебрался в Магриб и в 789 году основал династию Идрисидов на территории современного Марокко , в то время как его брат Яхья поднял восстание в Дайламе в 792 году. [12] Узнав о поражении Алидов, аль-Умари сжег дома Алидов и их сторонников и конфисковал их имущество. [14] [32]

Шиитские источники заявляют, что восстание Хусейна имело « зайдитский » характер, т.е. социальное измерение, которое отличает его от преимущественно « легитимистского » восстания Мухаммада ан-Нафса аз-Закии. [14] Формула присяги на верность Хусейну была аналогична формуле Зайда ибн Али в 740 году, включая обещания защищать угнетенных и устранять несправедливость. Вечча Валььери указывает, что в формуле Хусейна «обязанность подданных подчиняться ему зависела от выполнения им данных им обещаний», чему столетие спустя подражал аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , когда он основал Государство Зайди в Йемене . [14] Во время своего недолгого пребывания в Медине он также пообещал свободу присоединившимся к нему рабам, но, столкнувшись с протестами их хозяев о том, что это противозаконный акт, ему пришлось вернуть некоторых из них. [14] [33]

Вади Фахх впоследствии стал известен как аль-Шухада («Мученики») и занял видное место в шиитском мартирологии. [12] поскольку по числу павших Алидов он уступал только Кербелской битве . [14] Провал восстания продемонстрировал слабость позиции Алидов, а также относительный успех политики аль-Махди в снижении опасности, которую они представляли для режима. [34] После этого многие Алиды рассеялись из Хиджаза на периферию исламского мира, в такие районы, как Магриб и северный Иран, что имело далеко идущие последствия, поскольку они принесли лояльность Алидам в эти регионы. [34]

  1. В знак символической оппозиции черному цвету Аббасидов Алиды и другие оппозиционные группы выбрали белый цвет. [17]
  1. ^ Кеннеди 2004 , с. 115.
  2. ^ Кеннеди 2004 , стр. 116, 126.
  3. ^ Кеннеди 2004 , стр. 116, 123.
  4. ^ Кеннеди 2004 , с. 123.
  5. ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 269–271.
  6. ^ Кеннеди 2004 , стр. 123–124.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннеди, 2004 г. , стр. 130–131.
  8. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 272.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Векча Валььери 1971 , стр. 615–616.
  10. ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 271–272.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Векча Валььери 1971 , с. 616.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Тернер 2016 .
  13. ^ Босворт 1989 , стр. 14–18.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Векча Валььери 1971 , с. 617.
  15. ^ Bosworth 1989 , стр. 17–18 (особенно примечание 70), 34.
  16. ^ Босворт 1989 , с. 18 (примечание 70).
  17. ^ Босворт 1989 , стр. 18–19, примечание 74.
  18. ^ Босворт 1989 , стр. 18–19, 33.
  19. ^ Босворт 1989 , стр. 18, 33.
  20. ^ Босворт 1989 , стр. 19–20, 33–34.
  21. ^ Босворт 1989 , с. 34.
  22. ^ Босворт 1989 , с. 20.
  23. ^ Босворт 1989 , стр. 20–21, 35.
  24. ^ Босворт 1989 , стр. 21–22.
  25. ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 616–617.
  26. ^ Босворт 1989 , стр. 23–24, 30–31.
  27. ^ Босворт 1989 , с. 25.
  28. ^ Босворт 1989 , стр. 25–26.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Босворт 1989 , с. 26.
  30. ^ Босворт 1989 , стр. 26–28.
  31. ^ Bosworth 1989 , стр. 37–38 (особенно примечание 152).
  32. ^ Босворт 1989 , стр. 31–32.
  33. ^ Босворт 1989 , с. 22.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 139.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0833de75ca977dfb8c74ae4c7fa14ef3__1720895220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/f3/0833de75ca977dfb8c74ae4c7fa14ef3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Fakhkh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)