Битва при Кербеле
Битва при Кербеле | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй Фитны | |||||||
Аббаса аль-Мусави Битва при Кербеле , Бруклинский музей | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Омейядский халифат | Хусейн ибн Али и его сторонники | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Убайд Аллах ибн Зияд Умар ибн Саад Шимр ибн Зи аль-Джавшан Аль-Хурр ибн Язид аль-Тамими (дезертировал) | Хусейн ибн Али † Аль-Аббас ибн Али † Хабиб ибн Музахир † Зухайр ибн Каин † | ||||||
Сила | |||||||
4,000–5,000 [1] [2] [3] [4] [5] [а] | 70–145 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
88 | более 72 | ||||||
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Часть серии о |
Хусейн |
---|
Битва при Кербеле ( араб . مَعْرَكَة كَرْبَلَاء , латинизированная : ma'raka Karbalā' ) произошла 10 октября 680 г. (10 мухаррама в 61 году хиджры по исламскому календарю ) между армией второго халифа Омейядов Язида I ( ок. –683 ) и небольшую армию во главе с Хусейном ибн Али , внуком исламского пророка Мухаммеда , в Кербеле , Саваде (современный южный Ирак ).
Перед своей смертью халиф Омейядов Муавия I ( годы правления 661–680 ) назначил своим преемником своего сына Язида. Кандидатуру Язида оспаривали сыновья нескольких видных сподвижников Мухаммеда, в том числе Хусейн, сын четвертого халифа Али , и Абдаллах ибн аз-Зубайр , сын Зубайра ибн аль-Аввама . После смерти Муавии в 680 году Язид потребовал верности от Хусейна и других диссидентов. Хусейн не присягнул и отправился в Мекку . Жители Куфы , иракского гарнизонного города и центра халифата Али, питали отвращение к базирующимся в Сирии халифам Омейядов и имели давнюю привязанность к дому Али. Они предложили Хусейну свергнуть Омейядов. На пути Хусейна в Куфу со свитой около 70 человек его караван был перехвачен тысячной армией халифа на некотором расстоянии от Куфы. 2 октября он был вынужден отправиться на север и разбить лагерь на равнине Кербелы, где находилась более крупная армия Омейядов численностью 4000 человек. [а] вскоре прибыл. Переговоры провалились после того, как губернатор Омейядов Убайд Аллах ибн Зияд отказал Хусейну в безопасном проходе, не подчиняясь его власти, но Хусейн отклонил это условие. 10 октября завязалось сражение, в ходе которого Хусейн был убит вместе с большинством своих родственников и товарищей, а оставшиеся в живых члены его семьи были взяты в плен. Битва стала началом Второй Фитны , во время которой иракцы организовали две отдельные кампании, чтобы отомстить за смерть Хусейна; первый принадлежит Таввабину , а другой - Мухтару аль-Сакафи и его сторонникам.
Битва при Кербеле стимулировала развитие проалидского движения . [б] партии ( Шиат Али ) в отдельную религиозную секту со своими ритуалами и коллективной памятью . Он занимает центральное место в истории, традициях и теологии шиитов и часто упоминается в шиитской литературе . Для шиитов страдания и смерть Хусейна стали символом жертвы в борьбе за добро против зла, за справедливость и истину против несправедливости и лжи. Он также предоставляет членам шиитской веры перечень героических норм. Битва отмечается шиитами в течение ежегодного десятидневного периода в течение исламского месяца Мухаррам, кульминацией которого является десятый день месяца, известный как День Ашура . В этот день мусульмане-шииты скорбят, проводят публичные шествия, организуют религиозные собрания, бьют себя в грудь и в некоторых случаях самобичуют . Мусульмане-сунниты также считают этот инцидент исторической трагедией; считают мучениками Хусейна и его товарищей многие мусульмане-сунниты и шииты .
Политическая подоплека
После убийства третьего халифа повстанцами Усмана в 656 году повстанцы и горожане Медины объявили халифом Али , двоюродного брата и зятя исламского пророка Мухаммеда . Мухаммеда, Некоторые из сподвижников в том числе Тальха ибн Убайд Аллах , Зубайр ибн аль-Аввам и Муавия ибн Аби Суфьян (тогдашний губернатор Сирии ), а также вдова Мухаммеда Аиша , отказались признать Али. Они призывали к мести убийцам Усмана и избранию нового халифа посредством шуры (консультации). Эти события ускорили Первую Фитну (Первую мусульманскую гражданскую войну). [9] Когда Али был убит Абд -ар-Рахманом ибн Мулджамом , хариджитом , в 661 году, его старший сын Хасан сменил его, но вскоре подписал мирный договор с Муавией , чтобы избежать дальнейшего кровопролития. [3] По договору Хасан должен был передать власть Муавии при условии, что Муавия будет справедливым правителем и не будет основывать династию. [10] [11] [12] [с] После смерти Хасана в 670 году его младший брат Хусейн стал главой клана Бану Хашим , к которому принадлежал и исламский пророк Мухаммед. [15] Хотя сторонники его отца в Куфе выразили ему свою преданность, он будет соблюдать мирный договор между Хасаном и Муавией, пока последний будет жив. [3]
вызванного преемственностью Язида I. Битва при Кербеле произошла во время кризиса , [16] [17] В 676 году Муавия назначил преемником своего сына Язида. [18] Этот шаг историк Вильферд Маделунг назвал нарушением договора Хасана-Муавии. [3] Не имея прецедентов в истории ислама, наследственная преемственность вызвала сопротивление с нескольких сторон. [19] Муавия созвал шуру , или консультативное собрание, в Дамаске и убедил представителей многих провинций согласиться с его планом с помощью дипломатии и взяток. [20] Затем он приказал Марвану ибн аль-Хакаму , тогдашнему губернатору Медины, где проживал Хусейн и несколько других влиятельных мусульман, объявить об этом решении. Марван столкнулся с сопротивлением этому объявлению, особенно со стороны Хусейна, Абдаллаха ибн аз-Зубайра , Абдаллаха ибн Умара и Абд ар-Рахмана ибн Аби Бакра , сыновей выдающихся сподвижников Мухаммеда, каждый из которых, в силу своего происхождения, также мог претендовать на халифский титул. [21] [22] Муавия отправился в Медину и заставил четырех несогласных присоединиться. Он последовал за ним и угрожал некоторым из них смертью, но они по-прежнему отказывались его поддержать. [23] [20] Тем не менее, Муавия убедил жителей Мекки, что все четверо присягнули на верность, и получил от них верность Язиду. По возвращении в Дамаск он заручился верностью и жителей Медины. Больше никаких явных протестов против плана преемственности Язида не последовало. [23] [20] По мнению историков Фицпатрика и Уокера, смена власти Язида, которую считали «аномалией в исламской истории», превратила правительство из «консультативной» формы в монархию. [24] Перед своей смертью в апреле 680 года Муавия предупредил Язида, что Хусейн и Ибн аз-Зубайр могут бросить вызов его правлению, и поручил ему победить их, если они это сделают. Язиду также посоветовали обращаться с Хусейном с осторожностью и не проливать его кровь, поскольку он был внуком Мухаммеда. [25]
Прелюдия
После своего преемства Язид поручил губернатору Медины аль-Валиду ибн Утбе ибн Абу Суфьяну обеспечить преданность Хусейна, Ибн аз-Зубайра и Абдаллаха ибн Умара, при необходимости применив силу. Валид обратился за советом к своему родственнику Омейядов Марвану ибн аль-Хакаму, который предложил заставить Ибн аз-Зубайра и Хусейна принести присягу на верность, поскольку они были опасны, в то время как Ибн Умара следует оставить в покое, поскольку он не представляет угрозы. [26] [27] Валид вызвал двоих, но Ибн аз-Зубайр сбежал в Мекку. Хусейн ответил на вызов, но отказался присягнуть на верность в секретной обстановке встречи, предположив, что это следует сделать публично. Марван сказал Валиду заключить его в тюрьму или обезглавить, но из-за родства Хусейна с Мухаммедом Валид не желал предпринимать против него какие-либо действия. Несколько дней спустя Хусейн уехал в Мекку, не узнав Язида. [28] Он прибыл в Мекку в начале мая 680 г. [29] и оставался там до начала сентября. [30]
Хусейн имел значительную поддержку в Куфе, которая была столицей халифа во времена правления его отца и брата. Куфаны сражались с Омейядами и их сирийскими союзниками во время Первой Фитны, пятилетней гражданской войны, в результате которой был создан Халифат Омейядов. [31] Они были недовольны отречением Хасана [29] и сильно возмущался правлением Омейядов. [31] Находясь в Мекке, Хусейн получил письма от сторонников Алидов в Куфе, в которых сообщалось, что они устали от правления Омейядов, которое они считали репрессивным, и что у них нет законного лидера. Они попросили его возглавить восстание против Язида, пообещав сместить губернатора Омейядов, если Хусейн согласится помочь им. Хусейн утвердительно ответил, что законным лидером является тот, кто действует в соответствии с Кораном , и пообещал вести их правильным руководством. Затем он послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля оценить ситуацию в Куфе. Ибн Акиль получил широкую поддержку и проинформировал Хусейна о ситуации, предложив ему присоединиться к ним там. Язид сместил Нумана ибн Башира аль-Ансари с поста губернатора Куфы из-за его бездействия и назначил на его место Убайд Аллаха ибн Зияда , тогдашнего губернатора Басры . В результате подавления и политического маневрирования Ибн Зияда последователи Ибн Акиля начали рассеиваться, и он был вынужден преждевременно объявить восстание. Он потерпел поражение, и Ибн Акиль был убит. [32] Хусейн также отправил гонца в Басру, еще один гарнизонный город в Ираке, но посланник не смог привлечь последователей и был быстро задержан и казнен. [3]
Хусейн не знал об изменении политической ситуации в Куфе и решил уйти. Абдаллах ибн Аббас и Абдаллах ибн аз-Зубайр посоветовали ему не переезжать в Ирак или, если он полон решимости, не брать с собой женщин и детей. Однако искренность совета Ибн аз-Зубайра подвергалась сомнению многими историками, поскольку у него были свои собственные планы на лидерство и предположительно был рад избавиться от Хусейна. [3] [30] [32] Тем не менее, он предложил Хусейну поддержку, если тот останется в Мекке и возглавит оттуда оппозицию Язиду. Хусейн отказался это сделать, сославшись на свое отвращение к кровопролитию в святилище. [33] и решил реализовать свой план. [32]
Путешествие в Куфу
Хусейн покинул Мекку вместе с примерно пятьюдесятью мужчинами и своей семьей 9 сентября 680 года (8 зу аль-хиджа 60 г. хиджры), за день до хаджа . [30] [32] Он выбрал северный путь через Аравийскую пустыню . [5] По уговорам двоюродного брата Хусейна Абдаллаха ибн Джафара губернатор Мекки Амр ибн Саид послал своего брата и Ибн Джафара за Хусейном, чтобы обеспечить ему безопасность в Мекке и вернуть его обратно. Хусейн отказался вернуться, сославшись на то, что Мухаммед приказал ему во сне двигаться вперед, невзирая на последствия. В месте, известном как Таним, он захватил караван с красильными растениями и одеждой, посланный губернатором Йемена Язиду. Далее по пути, в месте под названием Талабия, небольшой караван получил известие о казни Ибн Акиля и безразличии жителей Куфы. Сообщается, что в этот момент Хусейн подумывал о том, чтобы повернуть назад, но братья Ибн Акиля, которые хотели отомстить за его смерть, уговорили его двинуться вперед; [2] [30] по мнению Маделунга и IKA Howard, эти сообщения сомнительны. [3] [34] Позже, в Зубале, Хусейн узнал о пленении и казни своего посланника Кайса ибн Мусахира ас-Сайдави , которого он отправил из Хиджаза (западная Аравия) в Куфу, чтобы объявить о своем прибытии. [д] Он проинформировал своих последователей о ситуации и попросил их уйти. Большинство людей, присоединившихся к нему в пути, ушли, а его спутники из Мекки решили остаться с ним. [2]
Ибн Зияд разместил войска на путях в Куфу. Хусейн и его последователи были перехвачены авангардом армии Язида, около 1000 человек во главе с аль-Хурром ибн Язидом аль-Тамими , к югу от Куфы, недалеко от Кадисии . [2] Хусейн сказал им:
Я не приходил к вам до тех пор, пока мне не принесли ваши письма, и ваши посланники не пришли ко мне и сказали: «Приходите к нам, потому что у нас нет имама». Бог может объединить нас в истине через тебя». Поскольку это было ваше мнение, я пришел к вам. Поэтому, если ты дашь мне то, что обещал в своих заветах и клятвенных свидетельствах, я приду в твой город. Если вы этого не сделаете и будете против моего приезда, я оставлю вас в том месте, откуда я пришел к вам. [36]
Затем он показал им письма, которые он получил от куфанов, в том числе от некоторых из отряда Хурра. Хурр отрицал, что ему что-либо известно о письмах, и заявил, что Хусейн должен пойти с ним к Ибн Зияду, но Хусейн отказался сделать это. Хурр ответил, что он не позволит Хусейну ни войти в Куфу, ни вернуться в Медину, но что он волен путешествовать куда угодно. Тем не менее он не помешал четырем куфанцам присоединиться к Хусейну. Караван Хусейна двинулся в сторону Кадисии, и Хур последовал за ними. В Найнаве Хурр получил приказ от Ибн Зияда заставить караван Хусейна остановиться в пустынном месте без укреплений и воды. Один из соратников Хусейна предложил напасть на Хурра и двинуться в укрепленную деревню аль-Акр. Хусейн отказался, заявив, что не хочет начинать военные действия. [2] 2 октября 680 года (2 мухаррама 61 года хиджры) Хусейн прибыл в Кербелу , пустынную равнину в 70 километрах (43 мили) к северу от Куфы, и разбил лагерь. [1] [5]
На следующий день прибыла 4-тысячная куфанская армия под командованием Умара ибн Саада . [37] Он был назначен губернатором Рея для подавления местного восстания, но затем был отозван, чтобы противостоять Хусейну. Первоначально он не хотел сражаться с Хусейном, но подчинился после угрозы Ибн Зияда отозвать его пост губернатора. После переговоров с Хусейном Ибн Саад написал Ибн Зияду, что Хусейн готов вернуться. Ибн Зияд ответил, что Хусейн должен сдаться, иначе его следует покорить силой. [37] и чтобы принудить его, ему и его товарищам следует отказать в доступе к реке Евфрат . [3] Ибн Саад разместил 500 всадников на пути, ведущем к реке. Хусейн и его товарищи оставались без воды в течение трех дней, прежде чем группа из пятидесяти человек во главе с его сводным братом Аббасом смогла выйти к реке. Им удалось наполнить только двадцать бурдюков с водой. [2] [38]
Хусейн и Ибн Саад встретились ночью, чтобы договориться об урегулировании; Ходили слухи, что Хусейн сделал три предложения: либо разрешить ему вернуться в Медину, либо подчиниться непосредственно Язиду, либо отправить его на пограничный пост, где он будет сражаться вместе с мусульманскими армиями. По словам Маделунга, эти сообщения, вероятно, не соответствуют действительности, поскольку Хусейн на данном этапе вряд ли рассматривал возможность подчинения Язиду. Маула жены Хусейна позже заявила , что Хусейн предложил разрешить ему уйти, чтобы все стороны могли позволить проясниться изменчивой политической ситуации. [3] Ибн Саад отправил это предложение, каким бы оно ни было, Ибн Зияду, который, как сообщается, принял его, но затем его убедил Шемр ибн Зилджавшан . Шемр утверждал, что Хусейн находится в его владениях, и отпустить его означало бы продемонстрировать слабость. [38] Затем Ибн Зияд послал Шемра с приказом еще раз попросить Хусейна о его преданности и напасть, убить и изуродовать его, если он откажется, как «бунтовщика, мятежника, разбойника, угнетателя, и он не должен был делать ничего дальше». вред после его смерти». [2] Если Ибн Саад не желал атаковать, ему было приказано передать командование Шемру. Ибн Саад проклял Шемра и обвинил его в том, что он помешал его попыткам достичь мирного урегулирования, но согласился выполнить приказ. Он отметил, что Хусейн не подчинился, потому что в нем была «гордая душа». [2] [3]
Вечером 9 октября армия двинулась к лагерю Хусейна. Хусейн послал Аббаса попросить Ибн Саада подождать до следующего утра, чтобы они могли рассмотреть этот вопрос. Ибн Саад согласился на эту передышку. [39] Хусейн сказал своим людям, что они все могут уйти вместе с его семьей под покровом ночи, поскольку их противникам нужен только он. Очень немногие воспользовались этой возможностью. Были приняты меры по защите: палатки были собраны и привязаны друг к другу, за палатками был вырыт ров и набит дровами, которые можно было поджечь в случае нападения. Затем Хусейн и его последователи провели остаток ночи в молитвах. [40] [3]
Боевой
После утренней молитвы 10 октября обе стороны заняли боевые позиции. Хусейн назначил Зухайра ибн Кайна командовать правым флангом своей армии, Хабиба ибн Музахира — левым флангом, а своего сводного брата Аббаса — знаменосцем. [40] Соратники Хусейна, по большинству источников, насчитывали тридцать два всадника и сорок пехотинцев; хотя некоторые источники сообщают о сорока пяти всадниках и ста пеших воинах, или всего о нескольких сотнях человек. [41] Армия Ибн Саада насчитывала 4000 человек. Однако, согласно шиитским источникам, в предыдущие дни к Ибн Сааду присоединились дополнительные войска, в результате чего его армия увеличилась до 30 000 человек. [6] Канаву с дровами подожгли. [42] Затем Хусейн произнес речь перед своими противниками, напомнив им о своем статусе внука Мухаммеда и упрекнув их в том, что они пригласили его, а затем бросили. Он попросил, чтобы ему разрешили уйти. Ему сказали, что сначала он должен подчиниться власти Язида, но он отказался это сделать. [40] Речь Хусейна побудила Аль-Хурра ибн Язида аль-Тамими перейти на его сторону. [42]
После речи Хусейна Зухайр ибн Кайн попытался отговорить солдат Ибн Саада от убийства Хусейна, но тщетно. Армия Ибн Саада произвела несколько залпов стрел. Далее последовали дуэли [40] в котором были убиты несколько соратников Хусейна. Правое крыло куфанов во главе с Амром ибн аль-Хаджаджем атаковало силы Хусейна, но было отбито. Рукопашный бой приостановился, и последовал обмен дальнейшими залпами стрел. Шемр, командовавший левым крылом армии Омейядов, предпринял атаку, но после потерь с обеих сторон была отбита. [40] [43] За этим последовали кавалерийские атаки. Конница Хусейна оказала яростное сопротивление, и Ибн Саад привел бронетанковую кавалерию и пятьсот лучников. После того как их лошади были ранены стрелами, кавалеристы Хусейна спешились и перешли в пеший бой. [44]
Поскольку силы Омейядов могли приблизиться к армии Хусейна только с фронта, Ибн Саад приказал сжечь палатки. Все, кроме того, которым пользовались Хусейн и его семья, были подожжены. Шемр хотел сжечь и его, но его товарищи помешали ему. План имел неприятные последствия, и пламя на некоторое время задержало продвижение Омейядов. После полуденной молитвы соратники Хусейна были окружены, и почти все они были убиты. В бой вступили родственники Хусейна, которые до сих пор не принимали участия в боевых действиях. Сын Хусейна Али Акбар был убит; затем сводные братья Хусейна, включая Аббаса, [45] а сыновья Акила ибн Аби Талиба , Джафар ибн Аби Талиб и Хасан ибн Али были рабами. [40] Сообщение о смерти Аббаса не приводится в первоисточниках ат-Табари и Баладхури , но видный шиитский богослов шейх Аль-Муфид утверждает в своем отчете в «Китаб аль-Иршад», что Аббас пошел к реке вместе с Хусейном, но отделился, был окружен и убит. [46] [45] В какой-то момент маленький ребенок Хусейна, сидевший у него на коленях, был ранен стрелой и умер. [46]
Смерть Хусейна ибн Али
Солдаты Омейядов не решались атаковать Хусейна напрямую, но стрела попала ему в рот, когда он пошел к реке напиться. [3] Он собрал свою кровь в ладонь и бросил ее к небу, жалуясь Богу на свои страдания. [46] Позже его окружил и ударил по голове Малик ибн Нусайр. Удар пробил его плащ с капюшоном, который Хусейн снял, проклиная нападавшего. Он надел на голову шапку и обернул ее тюрбаном, чтобы остановить кровотечение. Ибн Нусайр схватил окровавленный плащ и отступил. [46] [47]
Шемр двинулся с группой пехотинцев к Хусейну, который теперь был готов сражаться, поскольку на его стороне осталось мало людей. Мальчик из лагеря Хусейна сбежал из палатки, подбежал к нему, попытался защитить его от удара мечом, но ему отрезали руку. Ибн Саад подошел к палаткам, и сестра Хусейна Зайнаб пожаловалась ему: «Умар ибн Саад, неужели Абу Абдаллах (кунья Хусейна) будет убит, пока ты стоишь и смотришь?» [46] Ибн Саад плакал, но ничего не сделал. Сообщается, что Хусейн убил многих нападавших. Однако они по-прежнему не хотели его убивать, и каждый из них хотел оставить это кому-то другому. В конце концов Шемр закричал: «Как вам не стыдно! Почему вы ждете этого человека? Убейте его, пусть ваши матери лишат вас!» [48] Затем солдаты Омейядов напали на Хусейна и ранили его в руку и плечо. Он упал на землю лицом вниз, и нападавший по имени Синан ибн Анас нанес ему удар, а затем обезглавил . [46] [48]
Последствия
На стороне Хусейна погибло семьдесят или семьдесят два человека, из которых около двадцати были потомками Абу Талиба , отца Али . Сюда входили двое сыновей Хусейна, шесть его братьев по отцовской линии, три сына Хасана ибн Али, три сына Джафара ибн Аби Талиба, а также три сына и три внука Акила ибн Аби Талиба. [3] После боя с Хусейна сорвали одежду, а его меч, обувь и багаж забрали. Женские украшения и плащи также были изъяты. Шемр хотел убить единственного оставшегося в живых сына Хусейна Али Зейна аль-Абидина , который не принимал участия в боевых действиях из-за болезни, но ему помешал Ибн Саад. [46] [42] Сообщается о более чем шестидесяти ранах на теле Хусейна. [42] который затем был растоптан лошадьми, как ранее повелел Ибн Зияд. [3] Тела товарищей Хусейна были обезглавлены. [49] В армии Ибн Саада было восемьдесят восемь погибших, которые были похоронены перед его уходом. [50] После его ухода члены племени Бану Асад из соседней деревни Гадирия похоронили обезглавленные тела товарищей Хусейна. [46]
Семью Хусейна вместе с головами погибших отправили к Ибн Зияду. [49] Он ткнул Хусейна палкой в рот и намеревался убить Али Зейна аль-Абидина, но пощадил его после мольбы сестры Хусейна Зайнаб. [51] Затем головы и семью отправили в Язид. [49] который также ткнул Хусейна палкой в рот. Историк Анри Ламменс предположил, что это дублирование отчета об Ибн Зияде. [52] Язид проявил сострадание к женщинам и Али Зейну аль-Абидину. [49] и проклял Ибн Зияда за убийство Хусейна, заявив, что если бы он был там, он бы пощадил его. [53] [54] Один из его придворных попросил руки пленной женщины из семьи Хусейна, что привело к ожесточенной ссоре между Язидом и Зайнаб. [55] [56] Женщины из дома Язида присоединились к пленным женщинам в их оплакивании умерших. Через несколько дней женщинам выплатили компенсацию за украденное в Кербеле имущество и отправили обратно в Медину. [57]
Таувабинское восстание
Несколько видных сторонников Алида в Куфе чувствовали себя виноватыми в том, что бросили Хусейна после того, как пригласили его к восстанию. Чтобы искупить то, что они считали своим грехом, они начали движение, известное как Таввабин, под руководством Сулеймана ибн Сурада , сподвижника Мухаммеда, для борьбы с Омейядами. Пока Ирак находился в руках Омейядов, движение оставалось в подполье. После смерти Язида в ноябре 683 года народ Ирака изгнал губернатора Омейядов Ибн Зияда; Таввабин призвал народ отомстить за смерть Хусейна, получив широкую поддержку. [58] Не имея какой-либо политической программы, они намеревались наказать Омейядов или пожертвовать собой в борьбе. Их лозунгом было «Месть за Хусейна». [59] Мухтар аль-Сакафи, еще один видный сторонник Алида из Куфы, пытался отговорить таввабинов от этой попытки в пользу организованного движения за взятие под контроль города, но статус Ибн Сурада как соратника Мухаммеда и старого союзника Али, помешал большинству его последователей принять предложение Мухтара. [60] Хотя в бой было зачислено 16 000 человек, собралось только 4 000 человек . В ноябре 684 года Таувабины отправились противостоять Омейядам после дневного траура у могилы Хусейна в Кербеле. Армии встретились в январе 685 года в трехдневной битве при Айн-эль-Варде на территории современной северной Сирии; большинство таввабинов, включая Ибн Сурада, были убиты. Некоторым удалось бежать в Куфу и присоединиться к Мухтару. [58]
Восстание Мухтара аль-Сакафи
Мухтар был одним из первых поселенцев Куфы, прибывшего в Ирак после его первоначального завоевания мусульманами. [61] Он участвовал в неудавшемся восстании Муслима ибн Акиля, за что был заключен в тюрьму Ибн Зиядом, а затем освобожден после вмешательства Абдаллаха ибн Умара. Затем Мухтар отправился в Мекку и заключил недолгий союз с Абдаллахом ибн аз-Зубайром , который обосновался в Мекке в оппозиции к Язиду. После смерти Язида он вернулся в Куфу, где выступал за месть убийцам Хусейна и создание халифата Алидов во имя сводного брата Хусейна Мухаммада ибн аль-Ханафии и объявил себя его представителем. [62] Поражение Таввабина оставило руководство куфанскими сторонниками Алидов в его руках. В октябре 685 года Мухтар и его сторонники, значительная часть которых состояла из местных новообращенных ( мавали ), свергли губернатора Ибн аз-Зубайра и захватили Куфу. Его контроль распространялся на большую часть Ирака и части северо-западного Ирана. [63] Его отношение к мавали , которому он предоставил множество милостей и равный статус с арабами, спровоцировало восстание недовольной арабской аристократии. После подавления восстания Мухтар казнил куфанов, причастных к убийству Хусейна, в том числе Ибн Саада и Шемра, а тысячи людей бежали в Басру. [64] Затем он послал своего генерала Ибрагима ибн аль-Аштара сражаться с приближающейся армией Омейядов во главе с Ибн Зиядом, которая была послана для отвоевания провинции. Армия Омейядов была разбита в битве при Хазире в августе 686 года, а Ибн Зияд был убит. [65] Тем временем отношения Мухтара с Ибн аз-Зубайром ухудшились, и куфанские беженцы в Басре убедили Мусаба ибн аз-Зубайра , губернатора города и младшего брата Абдаллаха ибн аз-Зубайра, напасть на Куфу. Столкнувшись с поражением в открытом бою, Мухтар и его оставшиеся сторонники укрылись во дворце Куфы и были осаждены Мусабом. Четыре месяца спустя, в апреле 687 г., Мухтар был убит, а около 6–8 000 его сторонников были казнены. [66] По словам Мохсена Закери, отношение Мухтара к Мавали было одной из причин его неудачи, поскольку Куфа не был готов к таким «революционным мерам». [67] Сторонники Мухтара пережили крах его революции и превратились в секту, известную как кайсаниты . Хашимия, отколовшаяся группа кайсанитов, позже была захвачена Аббасидами и в конечном итоге свергла Омейядов в 750 году. [68]
Первичные и классические источники
Основным источником повествования о Кербеле является работа куфанского историка Абу Михнафа под названием «Китаб Мактал аль-Хусейн» . [32] Другие ранние монографии о смерти Хусейна, которые не сохранились, были написаны аль-Асбахом ан-Нубатой, Джабиром ибн Язидом аль-Джуфи, Аммаром ибн Муавией ад-Духни, Аваной ибн аль-Хакамом , аль- Вакиди , Хишам ибн аль-Кальби , Наср ибн Музахим и аль-Мадаини ; из них монография ан-Нубты была, пожалуй, самой ранней. [69] Хотя дата рождения Абу Михнафа неизвестна, он был взрослым ко времени восстания Ибн аль-Ашаса , которое произошло в 701 году, примерно через двадцать лет после битвы при Кербеле. Таким образом, он знал многих очевидцев и собирал свидетельства из первых рук, а некоторые имели очень короткую цепочку передачи, обычно только через одного или двух посредников. [70] Очевидцы были двух типов: со стороны Хусейна; и те, кто из армии Ибн Саада. Поскольку из лагеря Хусейна мало кто выжил, большинство очевидцев относились ко второй категории. По словам Юлиуса Вельхаузена , большинство из них сожалели о своих действиях в бою и приукрашивали отчеты о битве в пользу Хусейна, чтобы смягчить свою вину. [71] Хотя Абу Михнаф, будучи иракцем, имел проалидские наклонности, его отчеты, как правило, не содержат особой предвзятости с его стороны. [72] Оригинальный текст Абу Михнафа, похоже, был утерян, а дошедшая до нас версия была передана через вторичные источники, такие как « История пророков и царей» , также известная как «История Табари », Мухаммада ибн Джарира аль-Табари ; и Ансаб аль-Ашраф Ахмада ибн Яхья аль-Баладхури . четыре рукописи Мактала, находящиеся в библиотеках Готы (№ 1836), Берлина (Шпренгер, № 159–160), Лейдена (№ 792) и Санкт-Петербурга Тем не менее, Абу Михнафу приписывают (№ 78). . [73] Табари цитирует либо непосредственно Абу Михнафа, либо своего ученика Ибн аль-Кальби, который взял большую часть своего материала у Абу Михнафа. [32] Табари иногда берет материалы у Аммара ибн Муавии. [74] Он получил это [75] и другие первоисточники, что, однако, мало что добавляет к повествованию. [49] Баладхури использует те же источники, что и Табари. Информация о битве, найденная в трудах Динавари и Якуби, Абу Михнафа также основана на «Мактале» . [32] хотя иногда они содержат дополнительные примечания и стихи. [49] Другие вторичные источники включают аль-Масуди » «Мурудж аль-Захаб , Ибн Асама » «Китаб аль-Футух » шейха аль-Муфида , «Китаб аль-Иршад и Абу аль-Фараджа аль-Исфахани. » «Макатиль аль-Талибийин . [76] Большинство этих источников взяли материал от Абу Михнафа, а также некоторые из основных работ Аваны, аль-Мадаини и Насра ибн Музахима. [77]
Хотя Табари и другие ранние источники содержат некоторые чудесные истории, [73] эти источники носят преимущественно исторический и рациональный характер, [78] в отличие от литературы более поздних периодов, носящей преимущественно агиографический характер. [78] [79]
О битве при Кербеле также сообщил раннехристианский источник. История сирийского христианского ученого Феофила Эдесского , который был главным астрологом при дворе Аббасидов между 775 и 785 годами, частично сохранилась в ряде дошедших до нас христианских хроник, в том числе Михаила Сирина и византийского историка Феофана Исповедника . [80] История Теофила подтверждает смерть Хусейна и большинства его людей в битве при Кербеле от жажды. Но в отличие от всех мусульманских источников, которые утверждают, что Хусейн сражался с Язидом, Теофил, похоже, написал, что Хусейн был убит Муавией в последнем сражении Первой Фитны между Омейядами и сторонниками Али. [81]
Исторический анализ
На основании официального отчета, отправленного халифу Язиду, в котором битва описывается очень кратко и говорится, что она длилась не дольше сиесты , Ламменс заключает, что никакого сражения вообще не было, а была быстрая резня, закончившаяся через час; он предполагает, что подробные отчеты, найденные в первоисточниках, являются иракской выдумкой, поскольку их авторы были недовольны тем, что их героя убили, не оказав сопротивления. [82] На это возражает историк Лаура Векча Валььери , которая утверждает, что, несмотря на наличие некоторых сфабрикованных отчетов, все современные отчеты вместе образуют «последовательное и заслуживающее доверия повествование». Она критикует гипотезу Ламменса как основанную на единственном изолированном отчете и лишенную критического анализа. [40] Точно так же Маделунг и Веллхаузен утверждают, что битва длилась от восхода до заката и что общий отчет о битве достоверен. [3] [83] Валььери и Маделунг объясняют продолжительность битвы, несмотря на численное неравенство между противоборствующими лагерями, попыткой Ибн Саада продлить битву и заставить Хусейна подчиниться вместо того, чтобы попытаться быстро сокрушить и убить его. [40] [3]
По словам Велльхаузена, сострадание, которое Язид проявил к семье Хусейна, и его проклятие Ибн Зияда были только показными. Он утверждает, что если убийство Хусейна было преступлением, то ответственность за него лежит на Язиде, а не на Ибн Зияде, который лишь выполнял свой долг. [84] Маделунг придерживается аналогичной точки зрения; по его словам, ранние источники возлагают ответственность за смерть Хусейна на Ибн Зияда, а не на Язида. Язид, утверждает Маделунг, хотел положить конец оппозиции Хусейна, но как халиф ислама не мог позволить себе, чтобы его считали публично ответственным, и поэтому переложил вину на Ибн Зияда, лицемерно проклиная его. [3] По словам Ховарда, некоторые традиционные источники имеют тенденцию реабилитировать Язида за счет Ибн Зияда и нижестоящих властей. [85]
Современные исторические взгляды на мотивы Хусейна
Вельхаузен охарактеризовал восстание Хусейна как преждевременную и плохо подготовленную кампанию амбициозного человека. Он пишет: «Он тянется к луне, как ребенок. Он предъявляет величайшие требования и не делает ни малейшего; все должны делать другие... Как только он встречает сопротивление, с ним все кончено; он хочет идти». назад, когда уже слишком поздно». [86] Ламменс согласился с этой точкой зрения и видит в Хусейне человека, нарушающего общественный порядок. [87] По мнению Хайнца Хальма , это была борьба за политическое лидерство между вторым поколением мусульман, в которой плохо подготовленный претендент в итоге проиграл. [88] Фред Доннер , Г.Р. Хоутинг и Хью Н. Кеннеди рассматривают восстание Хусейна как попытку вернуть себе то, от чего отказался его брат Хасан. [7] [89] [8]
Валььери, напротив, считает, что им движет идеология, говоря, что если дошедшие до нас материалы подлинны, они передают образ человека, «убежденного в своей правоте, упрямо настроенного добиться его конец..." [90] Придерживаясь аналогичной точки зрения, Маделунг утверждал, что Хусейн был не «безрассудным мятежником», а религиозным человеком, движимым благочестивыми убеждениями. По его словам, Хусейн был убежден, что «семья Пророка была избрана Богом, чтобы возглавить общину, основанную Мухаммедом, так как последний был избран, и имела как неотъемлемое право, так и обязанность добиваться этого руководства». Однако он не стремился к мученичеству и хотел вернуться, когда его ожидаемая поддержка не оправдалась. [3] Мария Дакаке считает, что Хусейн считал правление Омейядов репрессивным и ошибочным и восстал, чтобы переориентировать исламское сообщество в правильном направлении. [91] Аналогичной точки зрения придерживается Махмуд Аюб . [92] С.М. Джафри предполагает, что Хусейн, хотя и руководствовался идеологией, не намеревался обеспечить себе лидерство. Хусейн, утверждает Джафри, с самого начала стремился к мученической смерти, чтобы потрясти коллективное сознание мусульманской общины и раскрыть то, что он считает репрессивной и антиисламской природой режима Омейядов. [93] М. Момен встал на сторону Джафри, ссылаясь на сообщения о том, что Хусейн был предупрежден о крахе шиитского восстания в Куфе. Однако вместо того, чтобы изменить свой курс, он двинулся в сторону Куфы, призывая своих сторонников покинуть его и спасти свои жизни. [94]
Влияние
Убийство внука Мухаммеда потрясло мусульманскую общину. [8] Образ Язида пострадал и породил мнение, что он нечестив. [95] Это событие оказало эмоциональное воздействие на суннитов. [96] которые помнят это событие как трагический инцидент, а тех, кто погиб в компании Хусейна, как мучеников. [97] Влияние на шиитский ислам было гораздо глубже. [96] [97]
Шиитский ислам
До битвы при Кербеле мусульманская община была разделена на две политические фракции. Тем не менее, религиозная секта с четкими богословскими доктринами и особым набором ритуалов не возникла. [7] [8] [98] Кербела придала этой ранней политической партии сторонников Алидов четкую религиозную идентичность и помогла превратить ее в отдельную религиозную секту. [99] [88] Хайнц Хальм пишет: «До 680 года шиизм не имел религиозного аспекта. Смерть третьего имама и его последователей ознаменовала «большой взрыв», который создал быстро расширяющийся космос шиизма и привел его в движение». [88]
Смерть Хусейна в Кербеле рассматривается шиитами как жертва, принесенная с целью предотвратить разложение ислама тираническими правителями и защитить его идеологию. [100] Считается, что он как таковой полностью осознавал свою судьбу и результат своего восстания, которое было предначертано Богом. [101] Таким образом, его помнят как принца мучеников ( Сайед аль-Шухада ). [99] Историк Г. Р. Хоутинг описывает битву при Кербеле как «высший» пример «страданий и мученичества» шиитов. [96] По словам Абдулазиза Сачедина , шииты видят в этом кульминацию страданий и угнетения, месть за которые стала одной из основных целей многих шиитских восстаний. Эта месть считается одной из основных целей будущей революции двенадцатого шиитского имама Мухаммада аль-Махди , возвращения которого ждут. [102] Ожидается, что с его возвращением Хусейн и его семьдесят два товарища воскреснут вместе со своими убийцами, которые затем будут наказаны. [103]
Шиитские обряды
Мусульмане-шииты считают паломничество к могиле Хусейна источником божественных благословений и наград. [104] Согласно шиитской традиции, первый такой визит совершил сын Хусейна Али Зейн аль-Абидин и оставшиеся в живых члены семьи во время их возвращения из Сирии в Медину. Первое исторически зарегистрированное посещение — это посещение Сулейманом ибн Сурадом и кающимися кающихся к могиле Хусейна перед их отъездом в Сирию. Сообщается, что они причитали, били себя в грудь и провели ночь у могилы. [105] После этого эта традиция в течение нескольких десятилетий ограничивалась шиитскими имамами, прежде чем получила распространение при шестом шиитском имаме Джафаре Садике и его последователях. Буиды и Сефевиды также поощряли эту практику. [104] Специальные посещения совершаются 10 мухаррама ( паломничество Ашура ) и через 40 дней после годовщины Хусейна ( Арбаин паломничество ). [106] Считается, что почва Кербелы обладает чудесным целебным действием. [104]
Траур по Хусейну рассматривается шиитами как источник спасения в загробной жизни. [107] и предпринимается как воспоминание о его страданиях. [108] Сообщается, что после смерти Хусейна, когда его семью везли к Ибн Зияду, сестра Хусейна Зайнаб, увидев его обезглавленное тело, закричала: «О Мухаммад!... Вот Хусейн на открытом воздухе, запятнанный кровью и конечности оторваны, о Мухаммад! Твои дочери в плену, твое потомство убито, и восточный ветер несет на них пыль». [109] Мусульмане-шииты считают это первым случаем причитаний и траура по поводу смерти Хусейна. [106] Сообщается, что сын Хусейна Зейн аль-Абидин провел остаток своей жизни, оплакивая своего отца. Точно так же считается, что мать Хусейна Фатима оплакивает его в раю, а плач верующих считается способом разделить ее горе. [108] Специальные собрания ( маджалис ; синг. маджлис ) устраиваются в отведенных для этой цели местах, называемых хусайнийа . [106] На этих собраниях рассказывается история Кербелы и различные элегии ( равда ) читают профессиональные чтецы ( равда хван ). [110]
В месяц Мухаррам в память о битве при Кербеле проводятся сложные публичные шествия. В отличие от паломничества к могиле Хусейна и простого причитания, эти процессии не относятся ко времени битвы, а возникли в десятом веке. Самый ранний зарегистрированный случай произошел в Багдаде в 963 году во время правления первого буидского правителя Муизза ад-Даулы . [111] Процессии начинаются с хусайнии , и участники маршируют босиком по улицам, причитая и бья себя в грудь и головы, прежде чем вернуться в хусайнию на меджлис . [112] [113] Иногда для нанесения ран и физической боли используются цепи и ножи. [114] В Южной Азии по улицам также водят без всадника лошадь с богато украшенной упряжью , называемую зульджана , олицетворяющую боевого коня Хусейна. [115] В Иране батальные сцены Кербелы разыгрываются на сцене перед публикой в рамках ритуала, называемого тазия (игра страстей), также известного как шабих . [116] [117] Однако в Индии тазия относится к гробам и копиям гробницы Хусейна, которые несут процессии. [116] [118]
Большинство этих ритуалов происходит в течение первых десяти дней Мухаррама, достигая кульминации на десятый день, хотя маджалис может проводиться и в течение года. [117] [119] Время от времени, особенно в прошлом, участие суннитов в маджалисах и шествиях. наблюдалось [120] [121] По словам Ицхака Накаша , ритуалы Мухаррама имеют «важный» эффект в «вызове памяти Кербелы», поскольку они помогают укрепить коллективную идентичность и память шиитской общины. [122] Антрополог Майкл Фишер утверждает, что поминовение шиитами битвы при Кербеле — это не только пересказ этой истории, но и представление им «жизненных моделей и норм поведения», применимых ко всем аспектам жизни, которые он называет Кербелская парадигма. [123] По словам Олмо Гёльца, парадигма Кербелы обеспечивает шиитам героические нормы и идеал мученика и представляет собой воплощение битвы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью. [124] Ритуалы, включающие самобичевание, подверглись критике со стороны многих шиитских ученых, поскольку они считаются новаторскими практиками, наносящими ущерб репутации шиизма. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи запретил эту практику в Иране с 1994 года. [101]
Политика
Впервые смерть Хусейна была использована в политических целях во время восстания Мухтара, когда он захватил Куфу под лозунгом «Месть за Хусейна». [59] [125] Хотя «Кающиеся» использовали тот же лозунг, похоже, у них не было политической программы. [59] Чтобы повысить свою легитимность, правители Аббасидов заявили, что отомстили за смерть Хусейна, свергнув Омейядов. [126] В первые годы своего правления они также поощряли ритуалы Мухаррама. [127] Буиды , шиитская династия родом из Ирана, которая позже оккупировала столицу Аббасидов Багдад, одновременно приняв сюзеренитет халифа Аббасидов. [128] продвигали публичные ритуалы Мухаррама, чтобы представить себя покровителями религии и укрепить шиитскую идентичность в Ираке. [111] После захвата Ирана в 1501 году Сефевиды, которые ранее были суфийским орденом, объявили государственной религией двунадесятный шиизм . В этом отношении ритуалы Кербелы и Мухаррама стали средством пропаганды Сефевидов и средством консолидации шиитской идентичности династии. [129] Риза Йылдирим утверждал, что толчком к сафвидской революции стала месть за смерть Хусейна. [130] Основатель династии Шах Исмаил считал себя Махди (двенадцатым шиитским имамом) или его предшественником. [131] [132] Точно так же Каджары также покровительствовали ритуалам Мухаррама, таким как шествия, тазия и маджалис , чтобы улучшить отношения между государством и общественностью. [133]
На протяжении 20-го и 21-го веков шииты в таких странах, как Иран, Ирак и Ливан, интерпретировали мученическую смерть Хусейна в Кербеле как символ религиозного и политического сопротивления угнетению в его эпоху. В этих странах шииты рассматривают Хусейна как образец для подражания в своей повседневной жизни, черпая вдохновение для своего религиозного и политического сопротивления предполагаемым антишиитским силам, как внутри страны, так и за рубежом. [134]
Иранская революция
Кербела и шиитская символика сыграли значительную роль в иранской революции 1979 года. [135] В отличие от традиционного взгляда на шиизм как на религию страданий, скорби и политического квиетизма, шиитский ислам и Кербела получили новую интерпретацию в период, предшествовавший революции, рационалистическими интеллектуалами и религиозными ревизионистами, такими как Джалал Ал-е- Ахмад , Али Шариати и Нематолла Салехи Наджафабади . [136] [137] Согласно им, шиизм был идеологией революции и политической борьбы против тирании и эксплуатации. [138] а битву при Кербеле и смерть Хусейна следует рассматривать как модель революционной борьбы; [139] плач и траур должны были быть заменены политической активностью для реализации идеалов Хусейна. [140]
После реформ Белой революции иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви , которым противостояло иранское духовенство и другие, Рухолла Хомейни назвал шаха Язидом своего времени. [141] [142] Осуждая иранскую монархию, Хомейни писал: «Борьба аль-Хусейна в Кербеле интерпретируется так же, как борьба против неисламского принципа монархии». [143] Таким образом, оппозицию шаху сравнивали с оппозицией Хусейна Язиду. [144] а ритуальные собрания Мухаррама становились все более политическими по своему характеру. [145] По словам Агаи, его падению способствовала враждебность шаха к различным ритуалам Мухаррама, которые он считал нецивилизованными. [146] Исламская республика, созданная после революции, с тех пор пропагандирует ритуалы Мухаррама. Священнослужители поощряют участие общественности в выборах как форму «политического активизма», сравнимого с активизмом Хусейна. [147] Дух мученичества, на который повлияла смерть Хусейна, часто наблюдался в иранских войсках во время ирано-иракской войны . [148] [149]
Хезболла
Ливанская шиитская организация «Хезболла» сравнила борьбу Хусейна против тех, кто пытался убить его и его семью, с конфликтами «Хезболлы» с Израилем и армией Южного Ливана , утверждая, что боевики «Хезболлы», погибшие в ходе операций против них, умерли славной и героической мученической смертью. [134]
В литературе и искусстве
Южноазиатский философ и поэт Мухаммад Икбал считает жертву Хусейна похожей на Измаила и сравнивает противостояние Язида Хусейну с противостоянием фараона Моисею жертву . [150] Поэт урду Галиб сравнивает страдания Хусейна со страданиями Мансура аль-Халладжа , суфия десятого века, который был казнен по обвинению в утверждении божественности. [151]
Литература Мактала и легендарные рассказы
Произведения Мактала (мн. Макатиль ) повествуют историю чьей-то смерти. [152] Хотя Макатил о смерти Али, Усмана и других людей был написан, [153] Жанр Мактала сосредоточен в основном на истории смерти Хусейна. [154] [155]
Помимо Мактала Абу Михнафа , были написаны и другие арабские Макатиль о Хусейне. [155] Большинство из них смешивают историю с легендами. [79] и имеют подробные подробности чудесного рождения Хусейна, которое, как утверждается, произошло 10 мухаррама, что совпало с датой его смерти. [156] Вселенная, как и человечество, описывается как созданная в день Ашура (10 мухаррама). Утверждается также, что Ашура был днем рождения Авраама и Мухаммеда, вознесения Иисуса на небеса и многих других событий, касающихся пророков. [157] Утверждается, что Хусейн совершил различные чудеса, в том числе утолил жажду своих товарищей, засунув им в рот большой палец, и утолил их голод, снизив еду с небес, а также убил несколько тысяч нападавших Омейядов. [158] [159] Другие источники утверждают, что, когда Хусейн умер, его лошадь плакала и убила многих солдат Омейядов; [160] небо стало красным, и лился кровавый дождь; ангелы , джинны и дикие звери плакали; этот свет исходил от отрубленной головы Хусейна и что он читал Коран; и что все его убийцы встретили трагический конец. [161]
Позже Мактал вошел в литературу на персидском, турецком и урду и вдохновил на развитие равды . [79]
Марта и Рауда
Когда шиизм стал официальной религией Ирана в 16 веке, правители Сефевидов, такие как Шах Тахмасп I , покровительствовали поэтам, писавшим о битве при Кербеле. [162] Жанр мартия (стихи в память об умерших, популярными формами марфии, связанной с Кербелой, являются равда и нава ) , [163] по словам персидского ученого Уиллера Такстона , «особенно культивировался Сефевидами». [162] Различные персидские авторы писали тексты, пересказывающие романтизированные и синтезированные версии сражения и событий из него. [121] [164] Саида ад-Дина в том числе «Раудат аль-Ислам» («Сад ислама») и «Мактал нур аль-аэмма» Аль-Хаварезми («Место убийства Света имамов»). Это повлияло на состав более популярного текста «Раудат аль-Шухада» («Сад мучеников»), написанного в 1502 году Хусейном Ваизом Кашефи. [164] [121] Композиция Кашефи явилась действенным фактором в развитии равда хвани — ритуального пересказа боевых событий в маджалисе . [164]
Вдохновленный Раудатом аль-Шухадой , азербайджанский поэт Фузули написал сокращенную и упрощенную версию этого произведения на османском турецком языке в своем произведении «Хадикат аль-Суада» . [165] Это повлияло на аналогичные работы на албанском языке по этой теме. Далипа Фрашери — «Копшти и те Миревет» самый ранний и самый длинный эпос , написанный на албанском языке ; Битва при Кербеле описана подробно, и Фрашери восхваляет павших мучениками, в частности Хусейна. [166] [167]
Урду мартия носит преимущественно религиозный характер и обычно концентрируется на оплакивании битвы при Кербеле. Южноиндийские правители Биджапура ( Али Адиль Шах ) и султаната Голконда ( Мухаммад Кули Кутб Шах ) были покровителями поэзии и поощряли чтение мартия на урду в Мухарраме. Впоследствии урду мартия стал популярным по всей Индии. [168] Известные поэты урду Мир Таки Мир , Мирза Рафи Сауда , Мир Анис и Мирза Саламат Али Дабир также сочинили мартию . [168] Сравнивая Карла Маркса с Хусейном, Джош Малихабади утверждает, что Кербела – это не история прошлого, которую должны рассказывать религиозные священнослужители в маджалисе , а ее следует рассматривать как модель революционной борьбы за достижение цели бесклассового общества и экономической справедливости. [169]
Суфийская поэзия
В суфизме , где уничтожение себя ( нафс ) и страдание на пути Бога являются первостепенными принципами, Хусейн рассматривается как образец суфия. [170] Персидский суфийский поэт Хаким Санаи описывает Хусейна как мученика, стоящего выше всех других мучеников мира; тогда как Фарид уд-Дин Аттар считает его прототипом суфия, принесшего себя в жертву ради любви к Богу. [171] Джалал уд-Дин Руми описывает страдания Хусейна в Кербеле как средство достижения единения с божественным и, следовательно, считает, что это скорее повод для ликования, чем для горя. [172] Синдхийский суфийский поэт Шах Абдул Латиф Бхиттай раздел в своем произведении «Шах Джо Рисало» , в котором этот инцидент вспоминается в плачах и элегиях. посвятил смерти Хусейна [173] Он также рассматривает смерть Хусейна как жертву, принесенную на пути Бога, и осуждает Язида как лишенного божественной любви. [174] Турецкий суфий Юнус Эмре называет Хусейна вместе со своим братом Хасаном «источником мучеников» и «царями рая» в своих песнях. [175]
Картины и фрески
Хотя исламское духовенство не одобряло графические изображения ранних деятелей ислама, популярность пьес о страстях тазия в Иране способствовала общественному принятию таких изображений в виде картин, изображающих батальные сцены. [176] Картины, называемые шамаэль или парда , возникли в эпоху Каджаров и предназначались не как профессиональные произведения высокого искусства, а скорее как популярные изображения сцен тазии . Картины в «мультяшном стиле» обычно изображают несколько батальных сцен на одном холсте, а также сцены из загробной жизни, показывающие Хусейна и его сторонников, наслаждающихся раем, и их врагов, горящих в аду. Их часто используют для украшения хусайний . [177] Впоследствии шамаэль породил фрески , когда сцены начали рисовать прямо на стенах. [178]
- Битва при Кербеле, иранская живопись, холст, масло, 19 век, из Тропического музея Амстердама.
- Битва при Кербеле
- Плитка внутри Муавина уль-Мулька Хусайния , Керманшах , Иран, изображающая Али Зейна аль-Абидина , Зайнаба и других заключенных, доставленных в суд Язида.
Примечания
- ^ Jump up to: а б Шиитские источники утверждают, что армия насчитывала 30 000 человек. [6]
- ^ Политические сторонники Али и его потомков (Алидов). [7] [8]
- ^ Сообщалось о нескольких противоречивых условиях договора. В большинстве отчетов упоминаются различные финансовые вознаграждения Хасана. Другие условия, различающиеся в разных источниках, включают выбор нового халифа посредством шуры (консультации) после смерти Муавии, передачу халифата Хасану после смерти Муавии, общую амнистию последователям Хасана, правление в соответствии с Кораном и Сунна Мухаммеда, прекращение проклятий Али с кафедры, финансовое вознаграждение Хусейну и преференциальное отношение к клану Хашимитов (клану Мухаммеда). По мнению Вальери, условия, отличные от финансовых льгот, вызывают подозрения и, вероятно, были изобретены позже, чтобы смягчить критику в адрес Хасана за отречение. [13] Джафри же считает условия помимо финансового вознаграждения надежными. [14]
- ^ По другим сведениям, этим человеком был приемный брат Хусейна Абдаллах ибн Яктур, которого он послал после того, как узнал о казни Ибн Акиля. [35]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Валььери 1971 , с. 609.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Маделунг 2004 , стр. 493–498.
- ^ Аюб 1978 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1997 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Мансон 1988 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Доннер 2010 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004 , с. 89.
- ^ Доннер 2010 , стр. 157–160.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 70–71.
- ^ Джафри 1979 , стр. 149–151.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 322–323.
- ^ Валььери, Л. Векча 1971 , стр. 241–242.
- ^ Джафри 1979 , с. 151.
- ^ Ламменс 1927 , с. 274.
- ^ Хоутинг 2002 , с. 310.
- ^ Встреча 1961 , с. 221.
- ^ Маделунг 1997 , с. 322.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Льюис 2002 , с. 67.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 145.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , стр. 141–145.
- ^ Фитцпатрик и Уокер 2014 , с. 657.
- ^ Ламменс 1921 , стр. 5–6.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 145–146.
- ^ Ховард 1990 , стр. 2–3.
- ^ Ховард 1990 , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1901 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Листы 1990 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Валььери 1971 , с. 608.
- ^ Ховард 1990 , с. 69.
- ^ Ховард 1986 , с. 128.
- ^ Аюб 1978 , стр. 105–106.
- ^ Ховард 1990 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , с. 111.
- ^ Ховард 1990 , стр. 112–114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Валььери 1971 , с. 610.
- ^ Аюб 1978 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1901 , с. 66.
- ^ Ховард 1990 , стр. 138–139.
- ^ Ховард 1990 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Калмард 1982 , стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Валььери 1971 , с. 611.
- ^ Ховард 1990 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Ховард 1990 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Веллхаузен 1901 , с. 67.
- ^ Ховард 1990 , с. 163.
- ^ Ховард 1990 , с. 167.
- ^ Ламменс 1921 , с. 171.
- ^ Ховард 1990 , с. 169.
- ^ Ламменс 1921 , с. 172.
- ^ Ховард 1990 , стр. 171–172.
- ^ Ламменс 1921 , с. 173.
- ^ Валььери 1971 , с. 612.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , стр. 71–74.
- ^ Jump up to: а б с Шэрон 1983 , стр. 104–105.
- ^ Диксон 1971 , с. 37.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 95.
- ^ Дафтари 1990 , с. 52.
- ^ Диксон 1971 , с. 45.
- ^ Доннер 2010 , с. 185.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 53.
- ^ Диксон 1971 , стр. 73–75.
- ^ Закери 1995 , с. 208.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 51.
- ^ Ховард 1986 , стр. 124–125.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. vii-viii.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 68.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. ix.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 215.
- ^ Ховард 1986 , с. 126.
- ^ Ховард 1986 , с. 132.
- ^ Ховард 1986 , с. 125.
- ^ Ховард 1986 , стр. 139–142.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1997 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Гюнтер 1994 , с. 208.
- ^ Ховард-Джонстон 2010 , стр. 195–198.
- ^ Ховард-Джонстон 2010 , с. 386.
- ^ Ламменс 1921 , с. 169.
- ^ Веллхаузен 1901 , стр. 67–68.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 70.
- ^ Ховард 1986 , стр. 131–133.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 71.
- ^ Ламменс 1921 , стр. 162, 165–166.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1997 , стр. 16.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 49–50.
- ^ Валььери 1971 , стр. 614–615.
- ^ Дакаке 2007 , с. 82.
- ^ Аюб 1978 , с. 93.
- ^ Джафри 1979 , стр. 201–202.
- ^ Момент 1985 , стр. 31–32.
- ^ Доннер 2010 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , стр. 134–135.
- ^ Аюб 1978 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Накаш 1993 , с. 161.
- ^ Накаш 1993 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Бруннер 2013 , с. 293.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 157–158.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 62, 165–166.
- ^ Jump up to: а б с Накаш 1993 , с. 167.
- ^ Калмард 2004 , стр. 498–502.
- ^ Jump up to: а б с Накаш 1993 , с. 163.
- ^ Aghaie 2004 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , стр. 143–144.
- ^ Ховард 1990 , с. 164.
- ^ Накаш 1993 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Агайе 2004 , с. 10.
- ^ Накаш 1993 , с. 169.
- ^ Аюб 1978 , с. 154.
- ^ Аюб 1978 , стр. 154–155.
- ^ Пино 2001 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1997 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Аюб 1978 , с. 155.
- ^ Пино 2001 , с. 18.
- ^ Хальм 1997 , стр. 61–62.
- ^ Агайе 2004 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Хайдер 2006 , с. 21.
- ^ Накаш 1993 , с. 165, 181.
- ^ Гёльц 2019 , стр. 39–40.
- ^ Гёльц 2019 , с. 41.
- ^ Энтони 2011 , стр. 257, 260.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 124.
- ^ Аюб 1978 , с. 153.
- ^ Арджоманд 2016 , с. 122.
- ^ Агайе 2004 , с. 11.
- ^ Йылдирим 2015 , с. 127.
- ^ Арджоманд 2016 , с. 306.
- ^ Йылдирим 2015 , стр. 128–129.
- ^ Агайе 2004 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Армаджани, Джон (2020). Шиитский ислам и политика: Иран, Ирак и Ливан . Лэнхэм (Мэриленд): Lexington Books. стр. 11–12, 175–176. ISBN 978-1-7936-2136-8 .
- ^ Агайе 2004 , с. 131.
- ^ Хальм 1997 , стр. 132.
- ^ Агайе 2004 , с. 93.
- ^ Хальм 1997 , стр. 134.
- ^ Агайе 2004 , стр. 94.
- ^ Фишер 2003 , с. 213.
- ^ Хальм 1997 , стр. 140.
- ^ Арджоманд 2016 , с. 404.
- ^ Хальм 1997 , стр. 143.
- ^ Арджоманд 2016 , стр. 403–404.
- ^ Агайе 2004 , с. 87.
- ^ Агайе 2004 , стр. 155–156.
- ^ Агайе 2004 , стр. 135–136.
- ^ Хальм 1997 , стр. 150.
- ^ Агайе 2004 , стр. 156–157.
- ^ Шиммель 1986 , с. 37.
- ^ Хайдер 2006 , с. 122.
- ^ Гюнтер 1994 , с. 193.
- ^ Гюнтер 1994 , с. 195.
- ^ Гюнтер 1994 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Синдави 2002 , с. 79.
- ^ Синдави 2002 , с. 81.
- ^ Синдави 2002 , стр. 82–83.
- ^ Валььери 1971 , с. 613.
- ^ Синдави 2002 , стр. 95–98.
- ^ Синдави 2002 , с. 89.
- ^ Валььери 1971 , стр. 612–613.
- ^ Jump up to: а б Такстон 1994 , с. 79.
- ^ Ханауэй 1991 , стр. 608–609.
- ^ Jump up to: а б с Агайе, 2004 г. , стр. 12–13.
- ^ Норрис 1993 , с. 179.
- ^ Норрис 1993 , стр. 180–181.
- ^ Элси 2005 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Хейвуд 1991 , стр. 610–611.
- ^ Хайдер 2006 , стр. 167–168.
- ^ Шиммель 1986 , с. 30.
- ^ Шиммель 1986 , стр. 30–31.
- ^ Читтик 1986 , стр. 9–10.
- ^ Шиммель 1975 , с. 391.
- ^ Шиммель 1986 , стр. 33–34.
- ^ Шиммель 1986 , с. 32.
- ^ Chelkowski 1989 , p. 101.
- ^ Chelkowski 1989 , pp. 98, 101–102.
- ^ Chelkowski 1989 , pp. 103 ff.
Библиография
- Агайе, Камран С. (2004). Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-98455-1 .
- Энтони, Шон (2011). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . Лейден: Э. Дж. Брилл . ISBN 978-90-04-21606-8 .
- Арджоманд, Саид А. (2016). Социология шиитского ислама: Сборник очерков . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-9004326279 .
- Аюб, Махмуд (1978). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Гаага: Издательство Mouton . ISBN 90-279-7943-Х .
- Боррут, Антуан (2015). «Вспоминая Карбала: строительство раннеисламского места памяти». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 42 : 249–282.
- Бруннер, Райнер (2013). «Кербела» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия ; Мирза, Махан; Кади, Вадад; Заман, Мухаммад Касим; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . п. 293. ИСБН 978-0691134840 .
- Кальмар, Жан (1982). «Аббас б. Али б. Абу Талеб » Энциклопедия Ираника Том. Энциклопедии Ираника 1. Фонд Получено 11 августа.
- Кальмар, Жан (2004). «Хосайн б. Али II. Его популярный шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. 7. Фонд Энциклопедии Ираника . Получено 11 августа.
- Челковский, Питер (1989). «Повествовательная живопись и декламация картин в Каджаре, Иран». Мукарнас . 6 : 98–111. дои : 10.1163/22118993-90000238 . JSTOR 1602284 .
- Читтик, Уильям К. (1986). «Взгляд Руми на имама Хусейна». Аль-Серат: Материалы конференции имама Хусейна, Лондон, июль 1984 г. Том. 12. Лондон: Фонд Мухаммади Великобритании и Северной Ирландии. стр. 3–12. ISBN 978-0710302076 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дакаке, Мария М. (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-7914-7033-6 .
- Диксон, Абд аль-Амир А. (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0718901493 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . Лондон: Лузак. OCLC 459263076 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Элси, Роберт (2005). Албанская литература: Краткая история . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris . ISBN 978-1845110314 .
- Фишер, Майкл М.Дж. (2003). Иран: от религиозного спора к революции . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . ISBN 978-0299184735 .
- Фитцпатрик, Коэли; Уокер, Адам Х. (2014). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего [2 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-1-61069-178-9 .
- Гельц, Олмо (2019). «Мученичество и мужественность в воюющем Иране: парадигма Кербелы, героические и личные аспекты войны». Бегемот – Журнал о цивилизации . 12 (1): 35–51. дои : 10.6094/behemoth.2019.12.1.1005 .
- Гюнтер, Себастьян (1994). «Литература макатил в средневековом исламе». Журнал арабской литературы . 25 (3): 192–212. дои : 10.1163/157006494X00103 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Перевод Эллисон Браун. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-134-9 .
- Ханауэй, У.Л. младший (1991). «Марфия в персидской литературе» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 608–609. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2002). «Язид (I) б. Муавия» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хейвуд, Дж. А. (1991). «Мартия в литературе урду» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 610–612. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Хитти, Филип К. (1961). Ближний Восток в истории: 5000-летняя история . Принстон: Компания Д. Ван Ностранда . ISBN 978-1258452452 .
- Ховард, IKA (1986). «Хусейн Мученик: комментарий к рассказам о мученичестве в арабских источниках». Аль-Серат: Материалы конференции имама Хусейна, Лондон, июль 1984 г. Том. 12. Лондон: Фонд Мухаммади Великобритании и Северной Ирландии. стр. 124–142. ISBN 978-0710302076 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2010). Свидетели мирового кризиса: историки и истории Ближнего Востока в седьмом веке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-920859-3 .
- Хайдер, Сайед Акбар (2006). Оживление Кербелы: мученичество в памяти Южной Азии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-537302-8 .
- Джафри, С.М. (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон и Нью-Йорк: Лонгман . ISBN 978-0582780804 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (2-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Ламменс, Анри (1927). «Аль-Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Хоутсме, М.Т.; Весинк, AJ; Арнольд, ТВ; Хеффенинг, В.; Леви-Провансаль, Э. (ред.). Энциклопедия ислама: словарь географии, этнографии и биографии мусульманских народов . Том. 2. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 274. OCLC 1008303874 .
- Ламменс, Анри (1921). Халифат Язида I (на французском языке). Бейрут: Imprimerie Catholique Бейрут. OCLC 474534621 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-164716-1 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Маделунг, Уилферд (2004). «Хосайн б. Али И. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. 7. Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 11 августа 2019 г.
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300035315 .
- Накаш, Ицхак (1993). «Попытка проследить происхождение ритуалов Ашуры». Мир ислама . 33 (2): 161–181. дои : 10.1163/157006093X00063 .
- Мансон, Генри (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300046045 .
- Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины . ISBN 978-0872499775 .
- Пино, Дэвид (2001). Лошадь Кербелы: религиозная жизнь мусульман в Индии . Нью-Йорк: Пэлгрейв . ISBN 978-1-349-61982-5 .
- Сачедина, Абдулазиз А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-442-6 .
- Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-0-8078-1271-6 .
- Шиммель, Аннемари (1986). «Кербала и имам Хусейн в персидской и индо-мусульманской литературе». Аль-Серат: Материалы конференции имама Хусейна, Лондон, июль 1984 г. Том. 12. Лондон: Фонд Мухаммади Великобритании и Северной Ирландии. стр. 29–39. ISBN 978-0710302076 .
- Синдави, Халид (2002). «Образ Хусейна ибн Али в литературе Макатиля». Quaderni di Studi Arabi . 20–21: 79–104. JSTOR 25802958 .
- Шарон, Моше (1983). Черные знамена с Востока: создание государства Аббасидов: зарождение восстания . Иерусалим: JSAI . ISBN 978-965-223-501-5 .
- Такстон, Уилер М. (1994). Тысячелетие классической персидской поэзии: Руководство по чтению и пониманию персидской поэзии с десятого по двадцатый век . Бетесда: Издательство IBEX. ISBN 978-0936347509 .
- Валььери, Л. Векча (1971). «(Ал)-Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 240–243. OCLC 495469525 .
- Валььери, Л. Векча (1971). «(Ал)-Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 607–615. OCLC 495469525 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Йылдирим, Риза (2015). «Во имя крови Хосейна: память о Кербеле как идеологический стимул революции Сефевидов». Журнал персидских исследований . 8 (2): 127–154. дои : 10.1163/18747167-12341289 .
- Закери, Мохсен (1995). Сасанидские солдаты в раннем мусульманском обществе: истоки айярана и футуввы . Висбаден: Отто Харрассовиц. ISBN 978-3-447-03652-8 .