Нападение на дом Фатимы
![]() Дверь дома Фатимы (настоящая дверь, которой 1400 лет, выглядела иначе) | |
Родное имя | Случай перелома ребра ( букв. « несчастный случай перелома ребра » ) |
---|---|
Дата | 632 г. н.э. |
Расположение | Дом Фатимы, Медина |
Цель | Клятва верности Али |
Летальные исходы | Мухсин бин Али , Фатима |
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Нападение на дом Фатимы относится к спорному насильственному нападению на дом Фатимы , дочери исламского пророка Мухаммеда . [ 1 ] Говорят, что нападение произошло вскоре после смерти Мухаммеда в 11 году хиджры (632 г. н.э. ) и было спровоцировано его преемником Абу Бакром и возглавлялось Умаром , еще одним сподвижником . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Целью нападения был арест мужа Фатимы Али , который отказался от своей клятвы верности Абу Бакру. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] Ее травмы во время рейда могли стать причиной выкидыша и смерти молодой Фатимы в течение шести месяцев после Мухаммеда. [ 2 ] [ 3 ]
Вышеупомянутые претензии выдвигаются шиитами и категорически отвергаются суннитами , двумя крупнейшими ветвями ислама . [ 4 ] [ 1 ] С одной стороны, шиитские историки перечисляют некоторые ранние суннитские источники, подтверждающие эти утверждения: [ 5 ] утверждая, что конфиденциальная информация об инциденте также подверглась цензуре со стороны суннитских ученых, которые были обеспокоены праведным представлением товарищей. [ 6 ] С другой стороны, для суннитов немыслимо, чтобы сподвижники прибегли к насилию против семьи Мухаммеда. [ 4 ] В свою очередь, суннитский ислам считает, что Фатима умерла от горя после смерти Мухаммеда и что ее ребенок умер в младенчестве естественной смертью. [ 7 ] [ 1 ] [ 4 ] По ее желанию Абу Бакр был исключен из частных похорон Фатимы. [ 8 ] [ 8 ] и похоронили ее тайно ночью. [ 9 ] [ 1 ] Фатиму сравнивают с Марией , матерью Иисуса , особенно в шиитском исламе. [ 10 ] [ 11 ] Учитывая место Фатимы в исламе, эти обвинения весьма противоречивы, поскольку убеждения в основном разделены по сектантскому признаку между суннитской и шиитской конфессиями.
Историческая справка
Пол
Сразу после смерти Мухаммеда в 11/632 г. ансары ( мединские мусульмане) собрались в Сакифе ( букв. « двор » ) клана Бану Саида . [ 12 ] Принято считать определить нового лидера мусульманской общины , что они встретились, чтобы между собой . Однако, по мнению Маделунга , отсутствие мухаджирунов ( мекканских мусульман ) на этой встрече предполагает, что ансары собрались, чтобы восстановить свой контроль над своим городом Мединой, полагая, что мухаджируны в основном вернутся в Мекку после смерти Мухаммеда. [ 13 ] [ 14 ] Абу Бакр и Умар , оба сподвижники Мухаммеда, были проинформированы о встрече и прибыли туда вместе с Абу Убайдой . [ 14 ] как единственные представители мухаджирунов. [ 15 ] После ожесточенной беседы, в ходе которой Умар заставил вождя Ансаров подчиниться, собравшиеся в Сакифе согласились назначить Абу Бакра новым главой общины. [ 16 ]
Оппозиция Абу Бакру
Дело Сакифы исключило семью Мухаммеда, которая готовилась его похоронить, и большую часть мухаджирунов. [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] Некоторые из них выступали против Абу Бакра, а суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) сообщает, что Бану Хашим (клан Мухаммеда) и некоторые его сподвижники собрались в доме Фатимы в знак протеста. [ 19 ] [ 15 ] По словам Маделунга, среди них были дядя Мухаммеда Аббас и его товарищ Зубайр . [ 15 ] Протестующие, в том числе Фатима, считали, что ее муж Али является законным преемником Мухаммеда. [ 3 ] [ 1 ] возможно, имея в виду заявление Мухаммеда на Гадир Хумм . [ 20 ] Говорят, что Али объяснил эту позицию Абу Бакру: [ 21 ] [ 22 ] или его представителям. [ 23 ] Сообщается, что Али и Фатима также посетили Ансаров в их домах и обратились к ним за поддержкой. [ 24 ]
Угрозы в адрес Али
Сообщается, что вскоре после встречи в Сакифе Абу Бакр поручил своему союзнику Умару обеспечить клятву верности Али. [ 25 ] [ 22 ] Как сообщает суннит ат-Табари ( ум. 923 ), [ 26 ] последний привел вооруженную толпу к резиденции Али и угрожал поджечь дом, если Али и его сторонники не выразят свою верность Абу Бакру. [ 22 ] [ 3 ] [ 27 ] [ 28 ] Здесь ат-Табари пишет, что Умар крикнул: «Ей-богу, либо вы выйдете принести присягу на верность [Абу Бакру], либо я подожгу дом». [ 29 ] [ 30 ] Вскоре сцена переросла в насилие, Зубайра разоружили и унесли. [ 26 ] [ 31 ] По словам ат-Табари, Зубайр вышел из дома с обнаженным мечом, но споткнулся обо что-то, после чего на него напали. [ 32 ]
Толпа отступила без обещания Али после того, как Фатима умоляла их: [ 22 ] как сказано в суннитском « аль-Имама ва ас-сияса» , [ 33 ] и протошиитский аль-Якуби, [ 34 ] [ 35 ] хотя Фатима отсутствует в сообщении суннита ат-Табари. [ 35 ] В качестве альтернативы, аль-Баладхури утверждает, что Али капитулировал и присягнул Абу Бакру сразу после угрозы Умара. [ 36 ] Напротив, канонические «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» сообщают, что Али дал клятву Абу Бакру после того, как Фатима умерла некоторое время спустя. [ 37 ] Суфи комментирует, что ни одна традиция, за исключением одной из традиций, цитируемых ат-Табари и аль-Баладхури, не имеет цепочки передачи, восходящей ко времени конфликта. [ 38 ]
Бойкот Али
Маделунг считает, что Абу Бакр позже объявил бойкот Али, а также Бану Хашим, чтобы отказаться от поддержки Али. [ 39 ] В результате видные люди перестали разговаривать с Али, согласно суннитскому хадису, приписываемому Аише . [ 39 ] Хэзлтон также пишет, что Али молился один даже в мечети. [ 40 ] Джафри добавляет, что те, кто первоначально поддерживал Али, постепенно отвернулись и присягнули на верность Абу Бакру. [ 41 ] Судя по всему, на его стороне остались только его жена Фатима и четверо маленьких детей, пишет Хэзлтон. [ 42 ] в соответствии с заявлением на этот счет, приписываемым Али в Нахдж аль-Балага . [ 43 ] В то же время Али уже отклонил предложения о силовом преследовании халифата. [ 44 ] включая предложение от Абу Суфьяна , [ 45 ] что привело Веччиа Валььери ( ум. в 1989 г. ) к выводу, что Али не интересовался халифатом. [ 45 ] Напротив, Момен , Джафри ( ум. в 2019 г. ) и Аюб ( ум. 2021 г. ) предполагают, что Али отверг эти вызывающие разногласия предложения, опасаясь разрушения зарождающегося ислама. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Момен добавляет, что вся оставшаяся поддержка халифата Али растаяла, поскольку он отказался выдвигать свои претензии. [ 49 ]
Репутация Умара
Умар был известен своей строгостью и женоненавистничеством. [ 50 ] [ 51 ] [ 25 ] особенно в шиитских источниках. [ 52 ] «Жесткость Умара» ( шидда ) упоминается в суннитской традиции Аишей как причина, по которой Умар был исключен из предполагаемой попытки примирения между Али и Абу Бакром. [ 53 ] Келен описывает случай насилия Умара над своей сестрой, когда она исповедовала ислам до Умара. [ 54 ] По словам Маделунга, репутация Умара как человека «жесткого обращения с женщинами» стала причиной того, что Умм Кульсум бинт Али отказалась от его предложения руки и сердца. [ 55 ]
Шиитский рассказ
Неизвестно, что последовало за вышеупомянутой ссорой в доме Фатимы. [ 26 ] [ 41 ] [ 25 ] [ 3 ] Некоторые канонические шиитские источники утверждают, что Фатима позже сломала ребра во время рейда на ее дом под предводительством Умара. [ 56 ] [ 57 ] Такие источники добавляют, что у беременной Фатимы также случился выкидыш у сына Мухсина . [ 56 ] [ 3 ] [ 1 ] , имя которого было выбрано Мухаммедом перед его смертью По словам Аббаса . [ 4 ]
Книга Сулайма ибн Кайса
Подлинность книги.
Возможно, самый ранний и наиболее подробный шиитский отчет о набеге Умара содержится в « Китаб Сулайм ибн Кайс» ( букв. « Книга Сулайма ибн Кайс » ). [ 58 ] Приписывание этого сборника шиитских хадисов Сулайму , который, возможно, был близким соратником Али, [ 59 ] часто отвергается суннитами. [ 60 ] С другой стороны, когда его спросили об этом, пятый имам Мухаммад аль-Бакир ( ум. 114/732 ), как говорят, подтвердил подлинность книги. [ 59 ] Тем не менее, среди шиитских богословов нет единого мнения относительно достоверности всей книги. [ 61 ] [ 60 ] Проанализировав текст, Модарреси что ядро текста сохранилось и датируется периодом до 138 г. пришел к выводу , крах Омейядов. [ 62 ] В то же время подобные случаи анахронизма рассматривались шиитами как пророчества со стороны пророка и шиитских имамов, отмечает Хетия. [ 62 ]
Атака
Большая часть сообщений после Сакифы в « Китаб Сулайм ибн Кайс » аналогична (суннитским) историческим источникам. [ 63 ] но в книге также содержатся явные подробности рейда нетерпеливого Умара на дом Фатимы после нескольких неудачных попыток подчинить Али. [ 52 ] Этот рассказ передан со слов Салмана ( ок . 32/653 ), близкого соратника пророка и Али. Согласно этому рассказу, в финальном противостоянии Фатима не позволила мафии войти в дом, после чего разъяренный Умар проигнорировал мольбы Фатимы и поджег дверь, прорываясь в дом. В сообщении говорится, что после сопротивления Фатимы Умар физически напал на нее с мечом в ножнах. Вскоре толпа одолела Али и утащила его, снова ударив Фатиму, когда она пыталась предотвратить это. В сообщении говорится, что у Фатимы все еще были синяки от этого рейда, когда она вскоре умерла. [ 64 ] [ 65 ]
Суфи отмечает, что немного другая версия книги также содержит упоминание о выкидыше Фатимы, тогда как в другой сокращенной версии упоминается только роль Умара в этом событии. Во всех версиях именно Али или Фатима спорят с Абу Бакром и Умаром о правах Ахль аль-Байт . [ 66 ]
Китаб аль-Кафи
Китаб аль-Кафи — канонический сборник хадисов-двунадесятников, составленный аль-Кулайни ( ум. 329/941 ). В книге содержится традиция, приписываемая седьмому имаму Мусе аль-Казиму ( ум. 183/799 ), которая описывает Фатиму как (женщину) мученицу ( шахиду ). Этот хадис передан от имени брата аль-Казима по имени Али ибн Джафар ас-Садик, который считается плодовитым и заслуживающим доверия рассказчиком и основным шиитом. В результате эта традиция считается авторитетной и аутентичной в научных кругах двунадесятников. [ 67 ]
Камиль аз-Зиярат
Камиль аз-зиярат был составлен аль-Кумми ( ум. 368/977 ), выдающимся традиционалистом-двунадесятником. В книгу включен хадис, приписываемый шестому имаму Джафару ас-Садику ( ум. 148/765 ), в котором пророку сообщили во время Исры о насильственной гибели его семьи от рук мусульман. Что касается его дочери Фатимы, в отчете упоминается ее выкидыш и смерть из-за травм во время рейда на ее дом. [ 68 ] Об этой традиции сообщается со слов Хаммада ибн Усмана, известного соратника ас-Садика и ведущего шиита. В результате эта традиция снова рассматривается как подлинная в кругах хадисов Twelver. [ 69 ]
По словам Хетии, эта книга содержит самое раннее упоминание о выкидыше Фатимы во время набега Умара. [ 70 ] В качестве альтернативы Суфи отмечает, что несколько другая версия Китаба Сулайма ибн Кайса уже упоминает выкидыш Фатимы во время нападения. [ 66 ] Помимо этих работ, во многих источниках упоминается пятый ребенок Фатимы по имени Мухсин . [ 71 ] хотя суннитские источники утверждают, что он умер в младенчестве. [ 3 ] [ 72 ]
История аль-Якуби
Аль-Якуби ( ум. 284/897). [ 73 ] ) описывает набег на дом Фатимы под предводительством Абу Бакра и Умара, написав, что Али вышел с мечом, но был побеждён. Затем толпа вошла в дом, но ушла после того, как Фатима пригрозила воззвать к Богу о помощи. Он также цитирует сожаление Абу Бакра на смертном одре из-за того, что он ворвался в дом Фатимы. [ 74 ] Аль-Якуби перечисляет Мухсина среди детей Фатимы, не упоминая о выкидыше. [ 71 ]
Китаб аль-Иршад
Этот труд был составлен аль-Муфидом ( ум. 413/1022 ), другим выдающимся богословом-двунадесятником. Там аль-Муфид только упоминает шиитскую веру в выкидыш Мухсина, не ссылаясь на Умара и не перечисляя какие-либо традиции, подтверждающие эту веру. Учитывая, что аль-Муфид пишет о насилии против Фатимы в других местах, Хетия подозревает, что он воздержался в своем «Китаб аль-Иршад» от спорных тем, чтобы сделать книгу доступной большинству двунадесятников, не провоцируя при этом гнев суннитов. [ 75 ]
Далаиль аль-Имама
В свою «Далаил аль-имама » Ибн Рустам (4/11 век) включает традицию Джафара ас-Садика, основанную на авторитете Абу Басира, плодовитого передатчика хадисов и близкого соратника шестого имама. Остальная часть цепочки передачи включает в себя некоторых из наиболее выдающихся шиитских авторитетов, и поэтому этот хадис считается надежным. Содержание хадиса очень похоже на сообщение, найденное в Китаб Сулайм ибн Кайс , за исключением того, что там добавлено, что Фатима потеряла Мухсина, когда ее ударил клиент Умара по имени Кунфуд, а не сам Умар. [ 2 ]
Аль-Ама'ли ау аль-Маджалис
Влиятельный Ибн Бабавайх ( ум. 991 ) приводит в своей книге длинный хадис, приписываемый Мухаммеду: [ 76 ] в котором он предсказывает тяжелое положение Фатимы после его смерти: «Ее святость будет нарушена, ее права узурпированы, ее наследство будет лишено ее наследства, а ее проблемы умножатся. Она потеряет своего ребенка [из-за выкидыша], все время крича: «О мой Мухаммад», но никто не придет ей на помощь». будет утешать ее В хадисе добавляется, что Мария в ее последней болезни, что она встретится со своим отцом после ее смерти, «отяжелевшей от горя, преследуемой и замученной», и что Мухаммед будет молиться Богу, чтобы он наказал тех, кто обидел ее. [ 77 ]
Суннитский рассказ
Обвинения в насилии категорически отвергаются суннитами. [ 4 ] которые также утверждают, что Мухсин умер в младенчестве естественной смертью. [ 71 ] [ 72 ] [ 3 ] Тем не менее, эти утверждения нашли некоторую поддержку в суннитских исторических источниках: В своей работе «Ас-Сакифа ва Фадак» аль-Джавхари ( ум. 935 ) [ 78 ] включает в себя традицию о том, что Умар и его люди сначала угрожали поджечь дом Фатимы. Затем они вошли в дом, несмотря на ее мольбы, и вытеснили Али и его сторонников из дома. [ 79 ] Тарих ат-Табари , написанный известным суннитским историком ат-Табари , включает аналогичное повествование об Умаре, угрожавшем поджечь дом. В оставшейся части более раннего рассказа в «Аль-Имама ва ас-сияса» описывается, что Али силой вытащили из дома и привели к Абу Бакру, где он под принуждением присягнул на верность. [ 80 ] [ 81 ] Муавия ( годы правления 661–680 Известно, что ) упомянул о насильственном аресте Али в письме к нему перед битвой при Сиффине (657 г.). [ 82 ]
Современные виды
Маделунг не уверен в возможности применения силы. Тем не менее, он отмечает, что есть свидетельства (в суннитских источниках), что в доме Фатимы был обыск. По словам Маделунга, Али позже неоднократно заявлял, что он бы оказал сопротивление (Абу Бакру), если бы с ним было сорок человек. [ 26 ] [ 83 ] В качестве альтернативы Бюлер предлагает относиться к обвинениям в насилии с осторожностью, поскольку они отражают политические программы того времени. [ 3 ] Напротив, Вечча Валььери считает, что обвинения шиитов основаны на фактах, даже если они преувеличены. [ 7 ] Аббас пишет, что некоторые авторитетные суннитские источники упоминают рейд Умара и ранения Фатимы. [ 4 ]
Цензура
Хетия считает, что известны случаи, когда конфиденциальная информация об инциденте подвергалась цензуре со стороны суннитских авторов, таких как известный юрист Абу Убайд аль-Салам ( ум. 837 ), который, возможно, был обеспокоен праведным представлением сподвижников Мухаммеда. [ 6 ] Аналогичные обвинения появились против ат-Табари и аль-Масуди ( ум. 956 ). [ 84 ] хотя последнего также обвиняли в шиитских тенденциях. [ 85 ] В этом отношении Лукас и Суфи отмечают склонность суннитов сводить к минимуму и нейтрализовать конфликты между сподвижниками после Мухаммеда. [ 86 ] [ 87 ] особенно о деле Сакифы, [ 6 ] [ 88 ] [ 89 ] в то время как эти конфликты могли быть усилены в шиитских записях. [ 88 ]
Сожаление Абу Бакра
И ат-Табари, и аль-Масуди отмечают, что Абу Бакр сожалел о событиях после того, как Сакифа лежал на смертном одре. [ 84 ] В частности, ат-Табари пишет, что Абу Бакр пожалел, что «никогда и ничему не открывал дом Фатимы, даже несмотря на то, что они заперли его в знак неповиновения». [ 36 ] Похоже, это деликатное признание было подвергнуто цензуре суннитским писателем Абу Убайдом аль-Саламом в его «Китаб аль-амваль» . [ 6 ] Вполне вероятно, что ат-Табари тоже скрыл часть признания, поскольку аль-Масуди пишет в своем отчете, что «Он [Абу Бакр] вспоминал это [событие] во многих словах [подробно]», хотя этот автор также подавляет воспоминания об Абу Бакре. [ 84 ] Сожаление халифа приводит и аль-Якуби ( ум. 897-8 ), который сочувствовал делу Алидов . [ 74 ] В своем отчете Абу Бакр пожалел, что «не обыскал дом Фатимы, дочери Посланника Бога, и не позволил людям войти в него, даже если он был закрыт с целью разжигания войны». [ 90 ]
Смерть Фатимы
Фатима умерла в 11/632 г., через шесть месяцев после смерти Мухаммеда. [ 3 ] [ 91 ] Согласно шиитским и суннитским источникам, ей в то время было около восемнадцати или двадцати семи лет соответственно. [ 92 ] Суннитская точка зрения состоит в том, что Фатима умерла от горя после смерти Мухаммеда. [ 7 ] [ 10 ] Однако шиитский ислам считает, что травмы Фатимы во время рейда Умара непосредственно стали причиной ее выкидыша и смерти вскоре после этого. [ 3 ] [ 10 ] [ 4 ]
Некоторые источники сообщают, что Фатима так и не помирилась с Абу Бакром и Умаром. [ 53 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] [ 8 ] частично основано на традиции на этот счет в каноническом суннитском сборнике « Сахих аль-Бухари» . [ 96 ] [ 97 ] Есть также сообщения о том, что Абу Бакр и Умар посетили Фатиму на ее смертном одре, чтобы извиниться, что Маделунг считает самообличающим. [ 53 ] Как сообщается в суннитском « аль-Имама ва ас-сияса» , [ 98 ] Фатима напомнила двоим посетителям слова Мухаммеда: «Фатима — часть меня, и тот, кто злит ее, разгневал меня». [ 99 ] [ 98 ] Затем умирающая Фатима сказала этим двоим, что они действительно разозлили ее и что вскоре она подаст жалобу Богу и Его пророку Мухаммеду. [ 100 ] [ 101 ] Есть также суннитские сообщения о том, что Фатима примирилась с Абу Бакром и Умаром, хотя Маделунг предполагает, что они были изобретены, чтобы устранить негативные последствия гнева Фатимы. [ 53 ]
Следуя ее воле, Али ночью тайно похоронил Фатиму. [ 9 ] [ 1 ] Как отметил ат-Табари, ее предсмертным желанием было, чтобы Абу Бакр не присутствовал на похоронах. [ 99 ] [ 8 ] [ 102 ] и эта просьба была выполнена Али. [ 93 ] Точное место ее захоронения в Медине остается неопределенным. [ 103 ] [ 104 ] [ 3 ] [ 9 ]
Реакция Али
Суннитские источники почти единодушны [ 105 ] [ 8 ] что Али присягнул Абу Бакру после смерти Фатимы. [ 17 ] [ 94 ] Говорят, что после ее смерти и отсутствия народной поддержки Али отказался от своих претензий на халифат ради единства зарождающегося ислама. [ 106 ] [ 44 ] [ 107 ] По словам Мавани, страна столкнулась с внутренними и внешними угрозами. [ 8 ] В частности, Джафри отмечает, что Али отклонил предложения силового преследования халифата. [ 44 ] включая предложение от Абу Суфьяна . [ 45 ] Говоря о халифате Абу Бакра, Маделунг пишет, что позже среди Бану Хашим стало распространяться стихотворение, заканчивающееся словами: «Конечно, нас обманули самым чудовищным образом». [ 108 ] Али запретил поэту читать ее, добавив, что благополучие ислама для него дороже всего остального. [ 109 ] Шах-Каземи упоминает об этом и подобных рассказах в Шарх Нахдж аль-Балага мутазилита Ибн Абил-Хадида ( ум. 1258 ) . [ 110 ]
В отличие от жизни Мухаммеда, [ 94 ] [ 8 ] Считается, что Али ушел из общественной жизни во времена халифатов Абу Бакра, Умара и Усмана. [ 111 ] Энтони описывает это изменение в позиции Али как молчаливое осуждение первых трех халифов. [ 94 ] Хотя он, по общему мнению, консультировал Абу Бакра и Умара по государственным и религиозным вопросам, [ 111 ] [ 112 ] взаимное недоверие и враждебность Али к ним хорошо документированы, [ 93 ] [ 113 ] [ 114 ] но в суннитских источниках в значительной степени преуменьшается или игнорируется. [ 115 ] [ 116 ] Их разногласия проявились во время заседаний избирательного совета в 644 году, когда Али отказался подчиняться старшинству первых двух халифов. [ 8 ] [ 94 ] Напротив, шииты склонны рассматривать клятву Али на верность Абу Бакру как (принудительный) акт политической целесообразности или такия . [ 117 ] тем самым отвергая данное Али когда-либо обещание. [ 105 ] Утверждение о том, что Али притащили в мечеть, и там он дал клятву Абу Бакру под принуждением и угрозой казни, встречается также в суннитском « аль-Имама ва ас-сияса» , [ 118 ] который иногда приписывают Ибн Кутайбе ( ум. 889 ), но, возможно, написан другим суннитским автором в эпоху Аббасидов . [ 119 ]
Распространенный суннитский аргумент состоит в том, что Али никогда бы не продолжил свои отношения с Умаром, если бы последний организовал рейд на дом Али. [ 120 ] Типичный ответ шиитов заключается в том, что Али отказался от своих прав и проявил сдержанность ради зарождающегося ислама. [ 121 ]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Верный 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д Хетия 2013 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Аббас 2021 , с. 98.
- ^ Аббас 2021 , стр. 97–8.
- ^ Jump up to: а б с д Хетия 2013 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Векча Валььери 2022a .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мавани 2013 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Хетия 2013 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Феделе 2018 , с. 56.
- ^ Эрнст 2003 , с. 171.
- ^ Уокер 2014 , с. 3.
- ^ Маделунг 1997 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 32.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 31–2.
- ^ Jump up to: а б Уокер, 2014 г. , стр. 3–4.
- ^ Момент 1985 , с. 18.
- ^ Хетия 2013 , стр. 31–2.
- ^ Амир-Моэцци 2022 .
- ^ Мавани 2013 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Джафри 1979 , с. 40.
- ^ Осман 2014 , с. 120.
- ^ Аюб 2014 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 43.
- ^ Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 8.
- ^ Аль-Табари 1990 , стр. 186–7.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 44.
- ^ Джафри 1979 , с. 41.
- ^ Аль-Табари 1990 , стр. 187.
- ^ Хетия 2013 , с. 34.
- ^ Аюб 2014 , стр. 20–1.
- ^ Jump up to: а б Осман 2014 , стр. 120, 146n140.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 84.
- ^ Суфий 1997 , с. 86.
- ^ Суфий 1997 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 43–4.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 40–1.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 71.
- ^ Мавани 2013 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Векча Валььери 2022b .
- ^ Момент 1985 , стр. 19–20.
- ^ Джафри 1979 , стр. 44–5.
- ^ Аюб 2014 , с. 24.
- ^ Момент 1985 , с. 20.
- ^ Аслан 2011 , с. 124.
- ^ Хэзлтон 2009 , стр. 71, 124.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 52.
- ^ Келен 1975 , с. 75.
- ^ Маделунг 1997 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 78.
- ^ Пино 2000 , с. 70.
- ^ Хетия 2013 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2009 , стр. 532–3.
- ^ Хетия 2013 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 62–3.
- ^ Хетия 2013 , стр. 66–7.
- ^ Хетия 2013 , стр. 67–8.
- ^ Суфи 1997 , стр. 88–9.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 89.
- ^ Хетия 2013 , с. 70.
- ^ Хетия 2013 , с. 71.
- ^ Хетия 2013 , с. 72.
- ^ Хетия 2013 , стр. 72–3.
- ^ Jump up to: а б с Хетия 2013 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Глассе 2001а .
- ^ Джафри 1979 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 88.
- ^ Хетия 2013 , стр. 75–6.
- ^ Аюб 2011 , стр. 287.
- ^ Аюб 2011 , стр. 238–9.
- ^ Суфий 1997 , с. 214.
- ^ Суфи 1997 , стр. 84–5.
- ^ Аюб 2014 , стр. 17–20.
- ^ Хетия 2013 , с. 35.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 217.
- ^ Аббас 2021 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с Хетия 2013 , с. 38.
- ^ Джафри 1979 , с. 24.
- ^ Лукас 2004 , стр. 255-84.
- ^ Суфий 1997 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 43.
- ^ Суфий 1997 , с. 83.
- ^ Аюб 2014 , с. 29.
- ^ Аббас 2021 , с. 104.
- ^ Аббас 2021 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Энтони, 2013 год .
- ^ Джафри 1979 , с. 47.
- ^ Хетия 2013 , стр. 30–1.
- ^ Саджади 2022 .
- ^ Jump up to: а б Хетия 2013 , стр. 35–6.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 103.
- ^ Аббас 2021 , с. 102.
- ^ Хетия 2013 , стр. 25–6.
- ^ Кассам и Бломфилд 2015 , с. 212.
- ^ Аббас 2021 , стр. 103–4.
- ^ Клемм 2005 , стр. 184–5.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 22.
- ^ Маделунг 1997 , с. 141.
- ^ Момент 1985 , стр. 19, 20.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 37, 38.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 37–8.
- ^ Шах-Каземи 2022 , стр. 80–1.
- ^ Jump up to: а б Наср и Афсаруддин 2021 .
- ^ Декабрь 2011 г.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52–54, 213–4.
- ^ Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Джафри 1979 , с. 45.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 78.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 81.
- ^ Аюб 2014 , с. 20.
- ^ Аюб 2014 , с. 17.
- ^ Аббас 2021 , с. 99.
- ^ Аббас 2021 , стр. 99, 100.
Библиография
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Аль-Табари (1990). «События 11 года». В Пунавале, Исмаил К. (ред.). История ат-Табари, Том. 9: Последние годы Пророка: Формирование государства 630–632 гг. н. э./8–11 хиджры . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780887066924 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Филд, Джон Э. (2009). Энциклопедия ислама Издание информационной базы . ISBN 978-0-8160-5454-1 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама (Первое изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748617333 .
- Феделе, Валентина (2018). «ФАТИМА (605/15–632 гг. н.э.)» . В де-Гайя, Сьюзен (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231521659 .
- Эрнст, Карл (2003). Следуя за Мухаммедом: переосмысление ислама в современном мире . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807875803 .
- Уокер, Адам Хани (2014). «АБУ БАКР АЛЬ-СИДДИК (ок. 573-634)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . АВС-КЛИО. стр. 1–4. ISBN 9781610691772 .
- Глэсси, Сирил (2001a). «Фатима » Новая энциклопедия ислама ХайМира Пресс. п. 137. ИСБН 9780759101890 .
- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780385532099 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Келен, Бетти (1975). Мухаммед: Посланник Бога . Т. Нельсон. ISBN 9780929093123 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозный авторитет и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Кутбуддин, Тахера (2006). «ФАТИМА (АЛЬ-ЗАХРА) БИНТ МУХАММАД (ОК. 12 ДО ХИДЖРЫ-11/ОК. 610-632)» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 248–50. ISBN 978-0415966900 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Раффл, Карен (2011). «Можете ли вы поучиться на их модели: образцовые отношения отца и дочери Мухаммеда и Фатимы в южноазиатском шиизме» (PDF) . Журнал персидских исследований . 4 : 12–29. дои : 10.1163/187471611X568267 .
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «ФАТИМА (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–7. ISBN 9781610691772 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2022). «Гадир Хумм» . Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Векча Валььери, Л. (2022a). «Фатима» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Векча Валььери, Л. (2022b). «Али Б. Аби Талиб» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Глассе, Сирил (2001). «Фатима» . Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. п. 137. ИСБН 9780759101890 .
- Наср, Сейед Хосейн ; Афсаруддин, Асма (2021). «Али» . Британская энциклопедия .
- Пунавала, Исмаил (2011). «Али б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
- Кольберг, Этан (2009). «От Имамии к Итна-ашарии». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 . S2CID 155070530 .
- Клемм, Верена (2005). «Формирование образа исламской легенды: Фатима, дочь пророка Мухаммеда». В Гюнтере, Себастьяне (ред.). Идеи, изображения и методы изображения: взгляд на классическую арабскую литературу и ислам . Брилл. стр. 181–208. ISBN 9789047407263 .
- Кассам, Зейн; Бломфилд, Бриджит (2015). «Вспоминая Фатиму и Зайнаб: гендер в перспективе». В Дафтари, Фархад; Саджу, Амин; Джива, Шаинул (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . Издательство Блумсбери. п. 210. ИСБН 9780857729675 .
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Саджади, Садек (2022). «Фадак» . Исламская энциклопедия . Справочник по Бриллу в Интернете.
- Лукас, Скотт С. (2004). Конструктивная критика, хадисная литература и формулирование суннитского ислама: наследие поколения Ибн Саада, Ибн Маина и Ибн Ханбала . Брилл. ISBN 9789004133198 .
- Энтони, Шон В. (2013). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Пино, Дэвид (2000). «ЗАЙНАБ БИНТ АЛИ И МЕСТО ЖЕНЩИН ДОМА ПЕРВЫХ ИМАМОВ В ШИИТСКОЙ религиозной литературе». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. стр. 69–98. ISBN 9780333800355 .
- Шах-Каземи, Реза (2022). Имам Али: краткая история, вневременная тайна . ИБ Таурис. ISBN 9781784539368 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Аюб, Махмуд М. (2011). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110803310 .
- Осман, Раванд (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781317671503 .