Наука в средневековом исламском мире
средневековом исламском мире была наукой, разработанной и практиковавшейся во время века ислама при Аббасидском халифате Багдада и за , Омейядах Кордовы Наука в , Аббадидах Севильи Золотого , Саманидах , Зияридах и Буидах в Персии ее пределами, охватывая этот период. примерно между 786 и 1258 годами. Исламские научные достижения охватывали широкий спектр предметных областей, особенно астрономию , математику и медицину . Другие предметы научных исследований включали алхимию и химию , ботанику и агрономию , географию и картографию , офтальмологию , фармакологию , физику и зоологию .
Средневековая исламская наука преследовала не только цель понимания, но и практические цели. Например, астрономия была полезна для определения Киблы , направления молитвы, ботаника имела практическое применение в сельском хозяйстве, как это показано в работах Ибн Бассаля и Ибн аль-Аввама , а география позволяла Абу Зайду аль-Балхи делать точные определения. карты. Исламские математики, такие как Аль-Хорезми , Авиценна и Джамшид аль-Каши, добились успехов в алгебре , тригонометрии , геометрии и арабских цифрах . Исламские врачи описали такие болезни, как оспа и корь , и бросили вызов классической греческой медицинской теории. Аль-Бируни , Авиценна и другие описали приготовление сотен лекарств из лекарственных растений и химических соединений. Исламские физики, такие как Ибн Аль-Хайсам , Аль-Бируни и другие, изучали оптику и механику, а также астрономию и критиковали Аристотеля взгляд на движение.
В средние века исламская наука процветала на обширной территории вокруг Средиземного моря и за его пределами, в течение нескольких столетий в самых разных учреждениях.
и Контекст история
Часть серии о |
ислам |
---|
Исламская эра началась в 622 году. Исламские армии в конечном итоге завоевали Аравию , Египет и Месопотамию и за несколько десятилетий успешно вытеснили Персидскую и Византийскую империи из региона. В течение столетия ислам достиг территории современной Португалии на западе и Центральной Азии на востоке. Золотой век ислама (примерно между 786 и 1258 годами) охватывал период халифата Аббасидов (750–1258 годы) со стабильными политическими структурами и процветающей торговлей. Основные религиозные и культурные произведения Исламской империи были переведены на арабский , а иногда и на персидский язык . Исламская культура унаследовала греческое , индийское , ассирийское и персидское влияние. Сформировалась новая общая цивилизация, основанная на исламе. Наступила эпоха высокой культуры и инноваций с быстрым ростом населения и городов. Арабская сельскохозяйственная революция в сельской местности принесла больше урожая и улучшила сельскохозяйственные технологии, особенно ирригацию . Это поддерживало большую часть населения и позволяло культуре процветать. [1] [2] Начиная с 9 века, такие ученые, как Аль-Кинди [3] перевел индийские , ассирийские , сасанидские (персидские) и греческие знания, в том числе труды Аристотеля на арабский язык . Эти переводы поддержали достижения ученых всего исламского мира . [4]
Исламская наука пережила первоначальное христианское завоевание Испании , включая падение Севильи в 1248 году, поскольку работа продолжалась в восточных центрах (например, в Персии). После завершения испанского завоевания в 1492 году исламский мир погрузился в экономический и культурный упадок. [2] За халифатом Аббасидов последовали Османская империя ( ок. 1299–1922) с центром в Турции и Империя Сефевидов (1501–1736) с центром в Персии, где продолжалась работа в области искусства и науки. [5]
Области исследования [ править ]
Средневековые исламские научные достижения охватывали широкий спектр предметных областей, особенно математику , астрономию и медицину . [4] Другие предметы научных исследований включали физику , алхимию и химию , офтальмологию , географию и картографию . [6] [а]
Алхимия и химия [ править ]
В ранний исламский период были созданы теоретические основы алхимии и химии . Серно -ртутная теория металлов , впервые обнаруженная в Сирр аль-Халике («Тайна творения», ок. 750–850, ложно приписываемая Аполлонию Тианскому ), а также в трудах, приписываемых Джабиру ибн Хайяну (написанному ок. 850–950), [7] оставался основой теорий состава металлов до 18 века. [8] « Изумрудная скрижаль» , загадочный текст, который все более поздние алхимики, вплоть до Исаака Ньютона, считали основой своего искусства, впервые встречается в « Сирр аль-Халике» и в одной из работ, приписываемых Джабиру. [9] работах Джабира и персидского алхимика и врача Абу Бакра ар-Рази (ок. 865—925). В практической химии наиболее ранние систематические классификации химических веществ содержатся в [10] Алхимики также были заинтересованы в искусственном создании таких веществ. [11] Джабир описывает синтез хлорида аммония ( аммиачной кислоты ) из органических веществ , [12] и Абу Бакр ар-Рази экспериментировали с нагреванием хлорида аммония, купороса и других солей , что в конечном итоге привело к открытию минеральных кислот латинскими алхимиками 13-го века, такими как псевдо-Гебер . [10]
Астрономия и космология [ править ]
Астрономия стала основной дисциплиной исламской науки. Астрономы посвятили усилия как пониманию природы космоса, так и практическим целям. Одно из приложений включало определение Киблы , направления лица во время молитвы . Другой была астрология , предсказывающая события, влияющие на жизнь человека, и выбирающая подходящее время для таких действий, как начало войны или основание города. [13] Аль-Баттани (850–922) точно определил продолжительность солнечного года. Он внес вклад в составление Толедских таблиц , которые астрономы использовали для предсказания движения Солнца, Луны и планет по небу. Коперник (1473–1543) позже использовал некоторые астрономические таблицы Аль-Баттани. [14]
Аз-Заркали (1028–1087) разработал более точную астролябию , которая использовалась впоследствии столетиями. Он построил водяные часы в Толедо Солнца , обнаружил, что апогей движется медленно относительно неподвижных звезд, и получил хорошую оценку его движения. [15] по скорости его изменения. [16] Насир ад-Дин ат-Туси (1201–1274) написал важную редакцию небесной модели Птолемея II века . Когда Туси стал астрологом Хелагу , ему была предоставлена обсерватория и он получил доступ к китайским методам и наблюдениям. Он разработал тригонометрию как отдельную область и составил наиболее точные астрономические таблицы, доступные к тому времени. [17]
Ботаника и агрономия [ править ]
Изучение мира природы доходило до детального рассмотрения растений. Проделанная работа оказалась непосредственно полезной для беспрецедентного роста фармакологии во всем исламском мире. [18] Аль-Динавари (815–896) популяризировал ботанику в исламском мире своей шеститомной «Китаб ан-Набат» ( «Книга растений »). Сохранились только тома 3 и 5, часть тома 6 реконструирована на основе цитируемых отрывков. Сохранившийся текст описывает 637 растений в алфавитном порядке от букв «син» до «я» , так что вся книга, должно быть, охватывала несколько тысяч видов растений. Ад-Динавари описал фазы роста растений и образования цветов и фруктов. Энциклопедия тринадцатого века, составленная Закарией аль-Казвини (1203–1283) – «Аджаиб аль-махлукат» («Чудеса творения») – содержала, среди многих других тем, как реалистическую ботанику, так и фантастические рассказы. Например, он описал деревья, на ветках которых вместо листьев росли птицы, но которые можно было найти только на далеких Британских островах. [19] [18] [20] Использование и выращивание растений было задокументировано в 11 веке Мухаммадом бин Ибрагимом ибн Бассалом из Толедо в его книге «Диван аль-филаха» («Сельскохозяйственный суд») и Ибн аль-Аввамом аль-Ишбили (также называемым Абу ль- Ишбили). Хайр аль-Ишбили) из Севильи в своей книге XII века «Китаб аль-Филаха» («Трактат о сельском хозяйстве»). Ибн Басал много путешествовал по исламскому миру, возвращаясь с подробными знаниями в области агрономии , которые способствовали арабской сельскохозяйственной революции . В его практической и систематической книге описано более 180 растений, а также способы их размножения и ухода за ними. Он охватывал листовые и корнеплоды, травы, специи и деревья. [21]
География и картография [ править ]
Распространение ислама в Западной Азии и Северной Африке способствовало беспрецедентному росту торговли и путешествий по суше и морю вплоть до Юго-Восточной Азии, Китая, большей части Африки, Скандинавии и даже Исландии. Географы работали над составлением все более точных карт известного мира, исходя из многих существующих, но фрагментарных источников. [22] Абу Зайд аль-Балхи (850–934), основатель школы картографии Балхи в Багдаде, написал атлас под названием «Цифры регионов» (Сувар аль-акалим). [23] Аль-Бируни (973–1048) измерил радиус Земли новым методом. Оно включало наблюдение за высотой горы в Нандане (ныне Пакистан). [24] Аль-Идриси (1100–1166) нарисовал карту мира для Роджера , нормандского короля Сицилии (правил в 1105–1154). Он также написал Tabula Rogeriana (Книга Роджера), географическое исследование народов, климата, ресурсов и отраслей промышленности всего мира, известного в то время. [25] Османский Христофором адмирал Пири Рейс ( ок. 1470–1553) составил карту Нового Света и Западной Африки в 1513 году. Он использовал карты Греции, Португалии, мусульманские источники и, возможно, карту, составленную Колумбом . Он представлял собой часть важной традиции османской картографии. [26]
- Современная копия аль-Идриси 1154 года Tabula Rogeriana , перевернутая, север вверху.
Математика [ править ]
Исламские математики собрали, систематизировали и прояснили математику, которую они унаследовали от древнего Египта, Греции, Индии, Месопотамии и Персии, а затем создали свои собственные инновации. Исламская математика охватывала алгебру , геометрию и арифметику . Алгебра в основном использовалась для развлечения: в то время у нее было мало практических приложений. Геометрию изучали на разных уровнях. Некоторые тексты содержат практические геометрические правила для съемки и измерения фигур. Теоретическая геометрия была необходимой предпосылкой для понимания астрономии и оптики и требовала многих лет сосредоточенной работы. В начале халифата Аббасидов (основан в 750 г.), вскоре после основания Багдада в 762 г., некоторые математические знания были усвоены группой ученых аль-Мансура из доисламской персидской традиции астрономии. Астрономы из Индии были приглашены ко двору халифа в конце восьмого века; они объяснили элементарные тригонометрические методы, используемые в индийской астрономии. Древнегреческие произведения, такие как и » Птолемея «Альмагест « » Евклида Начала были переведены на арабский язык. Ко второй половине девятого века исламские математики уже внесли вклад в самые сложные части греческой геометрии. Исламская математика достигла своего апогея в восточной части исламского мира между десятым и двенадцатым веками. Большинство средневековых исламских математиков писали на арабском языке, другие — на персидском. [27] [28] [29]
Аль-Хорезми (8–9 вв.) сыграл важную роль в принятии индуистско-арабской системы счисления и развитии алгебры , представил методы упрощения уравнений и использовал евклидову геометрию в своих доказательствах. [30] [31] Он был первым, кто рассматривал алгебру как самостоятельную дисциплину. [32] и представил первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений . [33] : 14 Ибн Исхак аль-Кинди (801–873) работал над криптографией для халифата Аббасидов . [34] и дал первое известное письменное объяснение криптоанализа и первое описание метода частотного анализа . [35] [36] Авиценна ( ок. 980–1037) внес свой вклад в развитие математических методов, таких как выбрасывание девяток . [37] Табит ибн Курра (835–901) вычислил решение задачи о шахматной доске, включающей показательный ряд. [38] Аль-Фараби ( ок. 870–950) попытался описать геометрически повторяющиеся узоры, популярные в исламских декоративных мотивах, в своей книге «Духовные ремесла и природные тайны в деталях геометрических фигур» . [39] Омар Хайям (1048–1131), известный на Западе как поэт, рассчитал продолжительность года с точностью до 5 десятичных знаков и нашел геометрические решения всех 13 форм кубических уравнений, разработав некоторые квадратные уравнения, используемые до сих пор. [40] Джамшиду аль-Каши ( ок. 1380–1429) приписывают несколько теорем тригонометрии, включая закон косинусов , также известный как теорема Аль-Каши. Ему приписывают изобретение десятичных дробей и метод, подобный методу Хорнера, для вычисления корней. Он правильно рассчитал число π до 17 значащих цифр. [41]
Где-то примерно в седьмом веке исламские ученые приняли индуистско-арабскую систему счисления , описывая ее использование в стандартном типе текста фи л-хисаб аль-хинди (О числах индейцев). Характерный западно-арабский вариант восточно-арабских цифр начал появляться примерно в 10 веке в Магрибе и Аль-Андалусе (иногда называемых цифрами губар , хотя этот термин не всегда принимается), которые являются прямым предком современных арабских цифр. используемых во всем мире. [42]
Медицина [ править ]
Исламское общество уделяло пристальное внимание медицине, следуя хадису , предписывающему сохранять хорошее здоровье. Его врачи унаследовали знания и традиционные медицинские верования от цивилизаций классической Греции, Рима, Сирии, Персии и Индии. К ним относятся сочинения Гиппократа , например, по теории четырех юморов и теории Галена . [43] ар-Рази ( ок. 865–925) определил оспа и корь и признал лихорадку частью защиты организма. Он написал 23-томный сборник китайской, индийской, персидской, сирийской и греческой медицины. ар-Рази поставил под сомнение классическую греческую медицинскую теорию о том, как четыре юмора регулируют жизненные процессы . Он оспорил работу Галена по нескольким направлениям, включая лечение кровопускания , утверждая, что она эффективна. [44] аль-Захрави (936–1013) был хирургом, чья самая важная сохранившаяся работа называется «ат-Тасриф» («Медицинские знания»). Это набор из 30 томов, в котором в основном обсуждаются медицинские симптомы, методы лечения и фармакология. Последний том, посвященный хирургии, описывает хирургические инструменты, расходные материалы и новаторские процедуры. [45] Авиценна ( ок. 980–1037) написал главный медицинский учебник «Канон медицины» . [37] Ибн ан-Нафис (1213–1288) написал влиятельную книгу по медицине; Авиценны он во многом заменил Канон в исламском мире. Он написал комментарии к Галену и произведениям Авиценны. В одном из таких комментариев, обнаруженном в 1924 году, описывалась циркуляция крови через легкие . [46] [47]
Оптика и офтальмология [ править ]
Оптика в этот период быстро развивалась. К IX веку появились работы по физиологической, геометрической и физической оптике. Рассматриваемые темы включали зеркальное отражение. Хунайн ибн Исхак (809–873) написал книгу « Десять трактатов о глазах» ; это оставалось влиятельным на Западе до 17 века. [50] Аббас ибн Фирнас (810–887) разработал линзы для увеличения и улучшения зрения. [51] Ибн Сахль ( ок. 940–1000) открыл закон преломления, известный как закон Снелла . Он использовал этот закон для создания первых асферических линз , фокусирующих свет без геометрических аберраций. [52] [53]
В одиннадцатом веке Ибн аль-Хайсам (Альхазен, 965–1040) отверг греческие идеи о зрении, будь то аристотелевская традиция, утверждавшая, что форма воспринимаемого объекта входит в глаз (но не его материя), или традиция Евклида и Птолемей считал, что глаз испускает луч. предположил Аль-Хайсам в своей «Книге оптики» , что зрение происходит посредством световых лучей, образующих конус с вершиной в центре глаза. Он предположил, что свет отражается от разных поверхностей в разных направлениях, в результате чего объекты выглядят по-разному. [54] [55] [56] [57] Далее он утверждал, что математика отражения и преломления должна соответствовать анатомии глаза. [58] Он также был одним из первых сторонников научного метода , концепции, согласно которой гипотеза должна быть доказана экспериментами, основанными на подтверждаемых процедурах или математических доказательствах, за пять столетий до ученых эпохи Возрождения . [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Фармакология [ править ]
Достижения ботаники и химии в исламском мире способствовали развитию фармакологии . Мухаммад ибн Закария Рази (Разес) (865–915) пропагандировал медицинское использование химических соединений. Абу аль-Касим аз-Захрави (Абулкасис) (936–1013) был пионером в приготовлении лекарств путем сублимации и дистилляции . Его Liber servitoris содержит инструкции по приготовлению «простых» , из которых были составлены сложные лекарства, которые затем использовались. Сабур ибн Сахл (умер в 869 г.) был первым врачом, описавшим большое количество лекарств и средств от недугов. Аль-Муваффак в 10 веке написал «Основы истинных свойств лекарственных средств» , описывая такие химические вещества, как оксид мышьяка и кремниевая кислота . Он различал углекислый натрий и углекислый калий , обращал внимание на ядовитость соединений меди , особенно медного купороса , а также соединений свинца . Аль-Бируни (973–1050) написал «Китаб ас-Сайдала» ( «Книга лекарств» ), подробно описав свойства лекарств, роль фармации и обязанности фармацевта. Ибн Сина (Авиценна) описал 700 препаратов, их свойства, способ действия и показания. Он посвятил целый том простому делу в «Каноне медицины» . Работы Масавайха аль-Мардини ( ок. 925–1015) и Ибн аль-Вафида (1008–1074) были напечатаны на латыни более пятидесяти раз, в том числе под названием De Medicinis Universalibus et Spectrumibus Месуэ Младшего (умер в 1015 г.) и как Medicamentis simplicibus Абенгефита 997–1074 ( ок. ) соответственно. Петр Абано (1250–1316) перевел и дополнил труд аль-Мардини под названием « De Veneris» . Ибн аль-Байтар (1197–1248) в своей книге «Аль-Джами фи ат-Тибб» описал тысячу простых и лекарственных препаратов, основанных непосредственно на средиземноморских растениях, собранных вдоль всего побережья между Сирией и Испанией, впервые превысив охват, предоставленный Диоскорид в классические времена. [65] [18] Исламские врачи, такие как Ибн Сина, описали клинические испытания по определению эффективности медицинских лекарств и веществ . [66]
Физика [ править ]
Областями физики, изучаемыми в этот период, помимо оптики и астрономии, которые описаны отдельно, являются аспекты механики : статика , динамика , кинематика и движение . В шестом веке Иоанн Филопон ( ок. 490 – ок. 570) отверг аристотелевский взгляд на движение. Вместо этого он утверждал, что объект приобретает склонность к движению, когда на него действует движущая сила. В одиннадцатом веке Ибн Сина принял примерно ту же идею, а именно, что движущийся объект обладает силой, которая рассеивается внешними факторами, такими как сопротивление воздуха. [67] Ибн Сина различал «силу» и «наклонность» ( майл ); он утверждал, что объект приобретает силу , когда объект находится в противоречии со своим естественным движением. Он пришел к выводу, что продолжение движения зависит от наклона, передаваемого предмету, и что предмет остается в движении до тех пор, пока майл не израсходуется . Он также утверждал, что снаряд в вакууме не остановится, если на него не воздействовать. Эта точка зрения согласуется с первым законом движения Ньютона об инерции. [68] Как неаристотелевское предложение, от него по существу отказались до тех пор, пока Жан Буридан ( ок. » Ибн Сины 1295–1363), который, вероятно, находился под влиянием « Книги исцеления , не описал его как «стимул» . [67]
В « Тенях » Абу Райхан аль-Бируни (973–1048) описывает неравномерное движение как результат ускорения. [69] Ибн-Сины Теория Майла пыталась связать скорость и вес движущегося объекта, что является предшественником концепции импульса . [70] Теория движения Аристотеля утверждала, что постоянная сила производит равномерное движение; Абу'л-Баракат аль-Багдади ( ок. 1080 - 1164/5) не согласился с этим, утверждая, что скорость и ускорение - это две разные вещи, и что сила пропорциональна ускорению, а не скорости. [71]
Братья Бану Муса , Джафар-Мухаммед, Ахмад и аль-Хасан ( ок. начало 9 века) изобрели автоматизированные устройства, описанные в их « Книге гениальных устройств» . [72] [73] [74] Прогресс по этому вопросу был также сделан аль-Джазари и Ибн Маруфом .
Зоология [ править ]
Многие классические произведения, в том числе произведения Аристотеля, в средние века были переведены с греческого на сирийский, затем на арабский, а затем на латынь. Зоология Аристотеля оставалась доминирующей в своей области на протяжении двух тысяч лет. [75] Китаб аль-Хаяван (كتاب الحيوان, английский: Книга животных 9-го века ) представляет собой арабский перевод «Истории животных» : 1–10, «О частях животных» : 11–14, [76] и «Поколение животных» : 15–19. [77] [78]
Книга была упомянута Аль-Кинди (умер в 850 г.) и прокомментирована Авиценной (Ибн Сина) в его «Книге исцеления» . Авемпейс (Ибн Баджа) и Аверроэс (Ибн Рушд) комментировали и критиковали «Части животных» и «Поколение животных» . [79]
Значение [ править ]
Мусульманские ученые помогли заложить основы экспериментальной науки своим вкладом в научный метод и своим эмпирическим , экспериментальным и количественным подходом к научным исследованиям . [80] В более общем смысле, позитивные достижения исламской науки заключались в том, чтобы просто процветать на протяжении веков в самых разных учреждениях: от обсерваторий до библиотек, от медресе до больниц и судов, как в разгар золотого века ислама, так и в течение нескольких столетий. после. Это не привело к научной революции, подобной той, что произошла в Европе раннего Нового времени , но такие внешние сравнения, вероятно, следует отвергнуть как навязывающие «хронологически и культурно чуждые стандарты» успешной средневековой культуре. [2]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Ходжсон, Маршалл (1974). Предприятие ислама; Совесть и история в мировой цивилизации Том 1 . Чикагский университет. стр. 233–238 . ISBN 978-0-226-34683-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макклеллан и Дорн 2006, стр. 103–115.
- ^ «Аль-Кинди» . Стэнфордская энциклопедия философии . 17 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робинсон, Фрэнсис , изд. (1996). Кембриджская иллюстрированная история исламского мира . Издательство Кембриджского университета . стр. 228–229.
- ^ Тернер 1997, стр.7.
- ^ Тернер 1997, Оглавление
- ^ Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-3-487-09115-0 . OCLC 468740510 . том. II, с. 1, примечание 1; Вайссер, Урсула (1980). Шпионы, Отто (ред.). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . п. 199. дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-007333-1 .
- ^ Норрис, Джон (2006). «Теория металлогенеза с выделением минералов в досовременной науке о минералах». Амбикс . 53 (1): 43–65. дои : 10.1179/174582306X93183 . S2CID 97109455 .
- ^ Вайссер, Урсула (1980). Шпионы, Отто (ред.). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-007333-1 . п. 46. Об алхимии Ньютона см. Ньюман, Уильям Р. (2019). Ньютон-алхимик: наука, загадка и поиски тайного огня природы . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17487-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карпенко Владимир; Норрис, Джон А. (2002). «Купорос в истории химии» . Химические листы . 96 (12): 997–1005.
- ^ См. Ньюман, Уильям Р. (2004). Прометеевские амбиции: алхимия и поиски совершенной природы . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-57524-7 .
- ^ Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука [ Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Основная часть сочинений Джабира II. Джабир и греческая наука ] (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии . ISBN 978-3-487-09115-0 . OCLC 468740510 . Том. II, стр. 41–42.
- ^ Тернер 1997, стр. 59–116.
- ^ Масуд 2009, стр. 74, 148–150.
- ^ Линтон (2004) , стр.97) . Из-за ненадежности данных, на которые аз-Заркали опирался для этой оценки, ее поразительная точность оказалась случайной.
- ^ Масуд 2009, стр. 73–75.
- ^ Масуд 2009, стр. 132–135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тернер 1997, стр. 138–139.
- ^ Фахд, Туфик, Ботаника и сельское хозяйство , с. 815 , Морелон и Рашед, 1996, стр. 813–852.
- ^ Тернер 1997, стр. 162–188.
- ^ «Ибн Басаль: Диван аль-филаха / Китаб аль-кашд ва'ль-баян» . Проект «Тексты Филаха»: арабские книги по земледелию . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Тернер 1997, стр. 117–130.
- ^ Эдсон, Э.; Сэвидж-Смит, Эмили (2004). Средневековые взгляды на космос . Библиотека имени Бодлея. стр. 61–63. ISBN 978-1-851-24184-2 .
- ^ Пингри, Дэвид (март 1997 г.). «БЕРУНЕ, АБУ РАЙХАН iv. География». Энциклопедия Ираника . Колумбийский университет. ISBN 978-1-56859-050-9 .
- ^ Масуд 2009, стр. 79–80.
- ^ Тернер 1997, стр. 128–129.
- ^ Мери, Йозеф В. (январь 2006 г.). Средневековая исламская цивилизация, Том 1: Энциклопедия . Рутледж . стр. 484–485. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- ^ Тернер 1997, стр. 43–61.
- ^ Хогендейк, Ян П.; Берггрен, Дж. Л. (1989). « Эпизоды математики средневекового ислама Дж. Леннарта Берггрена». Журнал Американского восточного общества . 109 (4): 697–698. дои : 10.2307/604119 . JSTOR 604119 .
- ^ Тумер, Джеральд (1990). «Аль-Хорезми, Абу Джафар Мухаммад ибн Муса». В Гиллиспи, Чарльз Коулстон. Словарь научной биографии . 7. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-16962-0 .
- ^ Масуд 2009, стр. 139–145.
- ^ Гандз, С. (1936), «Источники алгебры Аль-Хорезми», Осирис , 1 : 263–277, doi : 10.1086/368426 , S2CID 60770737 , страницы 263–277: «В некотором смысле, аль-Хорезми - это нечто большее имеет право называться «отцом алгебры», чем Диофант, потому что аль-Хорезми является первым, кто преподает алгебру в элементарной форме, и ради самой алгебры Диофант в первую очередь занимается теорией чисел».
- ^ Махер, П. (1998). От Аль-Джабра к алгебре. Математика в школе, 27 (4), 14–15.
- ^ Масуд 2009, стр. 49–52.
- ^ Бромелинг, Лайл Д. (1 ноября 2011 г.). «Отчет о ранних статистических выводах в арабской криптологии». Американский статистик . 65 (4): 255–257. дои : 10.1198/tas.2011.10191 . S2CID 123537702 .
- ^ Аль-Кади, Ибрагим А. (1992). «Истоки криптологии: вклад арабов». Криптология . 16 (2): 97–126. дои : 10.1080/0161-119291866801 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масуд 2009, стр. 104–105.
- ^ Масуд 2009, стр. 48–49.
- ^ Масуд 2009, стр. 148–149.
- ^ Масуд 2009, стр. 5, 104, 145–146.
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф., «Гият ад-Дин Джамшид Масуд аль-Каши», Архив истории математики MacTutor, Университет Сент-Эндрюс.
- ^ Куницш, Пол (2003), «Пересмотр передачи индийско-арабских цифр» , в JP Hogendijk; А.И. Сабра (ред.), Научное предприятие в исламе: новые перспективы , MIT Press, стр. 3–22, ISBN 978-0-262-19482-2
- ^ Тернер 1997, стр. 131–161.
- ^ Масуд 2009, стр. 74, 99–105.
- ^ Масуд 2009, стр. 108–109.
- ^ Масуд 2009, стр. 110–111.
- ^ Тернер 1997, стр. 131–139.
- ^ Аль-Халили, Джим (4 января 2009 г.). «Первый настоящий учёный » . Новости Би-би-си .
Ибн аль-Хайсам считается отцом современного научного метода.
- ^ Трейси Токухама-Эспиноза (2010). Разум, мозг и образовательная наука: всеобъемлющее руководство по новому обучению, основанному на мозге . WW Нортон и компания. п. 39. ИСБН 978-0-393-70607-9 .
Альхазен (или Аль-Хайсам; 965–1039 гг. н.э.), возможно, был одним из величайших физиков всех времен и продуктом Золотого века ислама или исламского Возрождения (7–13 вв.). Он внес значительный вклад в анатомию, астрономию, инженерное дело, математику , медицину, офтальмологию, философию, физику, психологию и зрительное восприятие и в первую очередь считается изобретателем научного метода, за который автор Брэдли Стеффенс (2006) описывает его как «первый учёный».
- ^ Масуд 2009, стр. 47–48, 59, 96–97, 171–72.
- ^ Масуд 2009, стр. 71–73.
- ^ КБ Вольф, «Геометрия и динамика в преломляющих системах», Европейский журнал физики 16, стр. 14–20, 1995.
- ^ Р. Рашед, «Пионер анакластики: Ибн Сахл о горящих зеркалах и линзах», Исида 81, стр. 464–491, 1990 г.
- ^ Даллал, Ахмад (2010). Ислам, наука и вызов истории . Издательство Йельского университета. стр. 38–39 .
- ^ Линдберг, Дэвид К. (1976). Теории зрения от аль-Кинди до Кеплера . Издательство Чикагского университета, Чикаго. ISBN 978-0-226-48234-7 . ОСЛК 1676198 .
- ^ Эль-Бизри, Надер (2005). Философский взгляд на оптику Альхазена . Издательство Кембриджского университета. стр. 189–218.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эль-Бизри, Надер (30 марта 2011 г.). «Ибн аль-Хайсам» . Мусульманское наследие . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Масуд 2009, стр. 173–175.
- ^ Акерман, Джеймс С. (август 1991 г.), Точки расстояний: очерки теории и искусства и архитектуры эпохи Возрождения , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, ISBN 978-0-262-01122-8
- ^ Хак, Сайед (2009). «Наука в исламе». Оксфордский словарь средневековья. ISSN 1703-7603 . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Дж. Дж. Тумер . Обзор JSTOR, обзор Тумера Матиаса Шрамма 1964 года (1963) Ibn Al-Haythams Weg Zur Physik Toomer, стр. 464: «Шрамм подводит итог достижениям [Ибн Аль-Хайсама] в развитии научного метода».
- ^ «Международный год света – Ибн аль-Хайсам и наследие арабской оптики» .
- ^ Аль-Халили, Джим (4 января 2009 г.). «Первый настоящий учёный » . Новости Би-би-си . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Горини, Розанна (октябрь 2003 г.). «Аль-Хайсам, человек опыта. Первые шаги в науке о зрении» (PDF) . Журнал Международного общества истории исламской медицины . 2 (4): 53–55 . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Леви, М. (1973). Ранняя арабская фармакология . Э. Дж. Брилл.
- ^ Мейнерт, Кертис Л.; Тонасия, Сьюзен (1986). Клинические исследования: дизайн, проведение и анализ . Издательство Оксфордского университета . п. 3. ISBN 978-0-19-503568-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сайили, Айдын (1987). «Ибн Сина и Буридан о движении снаряда». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 500 (1): 477–482. дои : 10.1111/j.1749-6632.1987.tb37219.x . S2CID 84784804 .
- ^ Эспиноза, Фернандо (2005). «Анализ исторического развития представлений о движении и его значения для преподавания». Физическое образование . 40 (2): 139–146. Бибкод : 2005PhyEd..40..139E . дои : 10.1088/0031-9120/40/2/002 . S2CID 250809354 .
- ^ «Жизнеописание Аль-Бируни» . Университет Сент-Эндрюс, Шотландия.
- ^ Наср, Ш.; Разави, Массачусетс (1996). Исламская интеллектуальная традиция в Персии . Рутледж.
- ^ Пайнс, Шломо (1986). Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки . Том. 2. Издательство «Брилл». п. 203. ИСБН 978-965-223-626-5 .
- ^ Масуд 2009, стр. 161–163.
- ^ Линдберг, Дэвид (1978). Наука в средние века . Издательство Чикагского университета. стр. 23, 56.
- ^ Селин, Хелейн , изд. (1997). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Академическое издательство Клувер. стр. 151, 235, 375.
- ^ Хоффман, Ева Р. (2013). Перевод изображения и текста в средневековом средиземноморском мире между десятым и тринадцатым веками . Брилл. стр. 288–. ISBN 978-90-04-25034-5 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Аристотеля Крук, Р., 1979, Арабская версия частей животных : книги XI – XIV Китаб аль-Хаяван, Королевская Нидерландская академия искусств и наук, Амстердам-Оксфорд, 1979.
- ^ Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу) . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-22265-6 .
- ^ Крук, Р., 2003, «Аристотелевская зоология. Арабская традиция», Приложение DPhA, 329–334.
- ^ Леруа, Арман Мари (2014). Лагуна: как Аристотель изобрел науку . Блумсбери. стр. 354–355. ISBN 978-1-4088-3622-4 .
- ^ Дюрант, Уилл (1980). Эпоха веры ( «История цивилизации» , том 4) , с. 162–186. Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-01200-7 . Гаррисон, Филдинг Х. , Введение в историю медицины: с медицинской хронологией, предложениями по изучению и библиографическими данными , с. 86. Льюис, Бернард (2001). Что пошло не так? : Влияние Запада и реакция Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета . п. 79 . ISBN 978-0-19-514420-8 .
Примечания [ править ]
- ^ Lindberg & Shank 2013 , главы 1–5 посвящены науке, математике и медицине в исламе.
Источники [ править ]
- Линтон, Кристофер М. (2004). От Евдокса до Эйнштейна — история математической астрономии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-82750-8 .
- Масуд, Эхсан (2009). Наука и ислам: история . Иконные книги. ISBN 978-1-785-78202-2 .
- Макклеллан, Джеймс Э. III; Дорн, Гарольд, ред. (2006). Наука и технологии в мировой истории (2-е изд.). Джонс Хопкинс. ISBN 978-0-8018-8360-6 .
- Морелон, Режис; Рашед, Рошди (1996). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Рутледж. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- Тернер, Ховард Р. (1997). Наука в средневековом исламе: иллюстрированное введение . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-78149-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аль-Даффа, Али Абдулла ; Стройлс, Джей Джей (1984). Исследования по точным наукам в средневековом исламе . Уайли. ISBN 978-0-471-90320-8 .
- Хогендейк, Ян П .; Сабра, Абдельхамид И. (2003). Предприятие науки в исламе: новые перспективы . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-19482-2 .
- Хилл, Дональд Рутледж (1993). Исламская наука и инженерия . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-0455-5 .
- Хафф, Тоби (1993). Расцвет ранней современной науки: ислам, Китай и Запад . Издательство Кембриджского университета.
- Кеннеди, Эдвард С. (1983). Исследования в области исламских точных наук . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-6067-5 .
- Линдберг, округ Колумбия ; Шанк, М.Х., ред. (2013). Кембриджская история науки. Том 2: Средневековая наука . Издательство Кембриджского университета. (главы 1–5 посвящены науке, математике и медицине в исламе)
- Морелон, Режис; Рашед, Рошди (1996). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 2–3. Рутледж. ISBN 978-0-415-02063-3 .
- Салиба, Джордж (2007). Исламская наука и становление европейского Возрождения . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-19557-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Как греческая наука перешла к арабам» « Де Лейси О'Лири
- Салиба, Джордж . «Чья наука является арабской наукой в Европе эпохи Возрождения?» .
- Хабиби, Голаре. существует ли такая вещь, как исламская наука? Влияние ислама на мир науки , Science Creative Quarterly .