Jump to content

Наука в средневековом исламском мире

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Пара Туси — математическое устройство, изобретенное персидским эрудитом Насиром ад-Дином Туси для моделирования не совсем круговых движений планет.

средневековом исламском мире была наукой, разработанной и практиковавшейся во время века ислама при Аббасидском халифате Багдада и за , Омейядах Кордовы Наука в , Аббадидах Севильи Золотого , Саманидах , Зияридах и Буидах в Персии ее пределами, охватывая этот период. примерно между 786 и 1258 годами. Исламские научные достижения охватывали широкий спектр предметных областей, особенно астрономию , математику и медицину . Другие предметы научных исследований включали алхимию и химию , ботанику и агрономию , географию и картографию , офтальмологию , фармакологию , физику и зоологию .

Средневековая исламская наука преследовала не только цель понимания, но и практические цели. Например, астрономия была полезна для определения Киблы , направления молитвы, ботаника имела практическое применение в сельском хозяйстве, как это показано в работах Ибн Бассаля и Ибн аль-Аввама , а география позволяла Абу Зайду аль-Балхи делать точные определения. карты. Исламские математики, такие как Аль-Хорезми , Авиценна и Джамшид аль-Каши, добились успехов в алгебре , тригонометрии , геометрии и арабских цифрах . Исламские врачи описали такие болезни, как оспа и корь , и бросили вызов классической греческой медицинской теории. Аль-Бируни , Авиценна и другие описали приготовление сотен лекарств из лекарственных растений и химических соединений. Исламские физики, такие как Ибн Аль-Хайсам , Аль-Бируни и другие, изучали оптику и механику, а также астрономию и критиковали Аристотеля взгляд на движение.

В средние века исламская наука процветала на обширной территории вокруг Средиземного моря и за его пределами, в течение нескольких столетий в самых разных учреждениях.

и Контекст история

Исламская экспансия :
  при Мухаммеде , 622–632 гг.
  при халифах Рашидуна , 632–661 гг.
  при халифах Омейядов , 661–750 гг.

Исламская эра началась в 622 году. Исламские армии в конечном итоге завоевали Аравию , Египет и Месопотамию и за несколько десятилетий успешно вытеснили Персидскую и Византийскую империи из региона. В течение столетия ислам достиг территории современной Португалии на западе и Центральной Азии на востоке. Золотой век ислама (примерно между 786 и 1258 годами) охватывал период халифата Аббасидов (750–1258 годы) со стабильными политическими структурами и процветающей торговлей. Основные религиозные и культурные произведения Исламской империи были переведены на арабский , а иногда и на персидский язык . Исламская культура унаследовала греческое , индийское , ассирийское и персидское влияние. Сформировалась новая общая цивилизация, основанная на исламе. Наступила эпоха высокой культуры и инноваций с быстрым ростом населения и городов. Арабская сельскохозяйственная революция в сельской местности принесла больше урожая и улучшила сельскохозяйственные технологии, особенно ирригацию . Это поддерживало большую часть населения и позволяло культуре процветать. [1] [2] Начиная с 9 века, такие ученые, как Аль-Кинди [3] перевел индийские , ассирийские , сасанидские (персидские) и греческие знания, в том числе труды Аристотеля на арабский язык . Эти переводы поддержали достижения ученых всего исламского мира . [4]

Аббасидский халифат , 750–1261 гг. (а позже и в Египте) на пике своего развития, ок. 850

Исламская наука пережила первоначальное христианское завоевание Испании , включая падение Севильи в 1248 году, поскольку работа продолжалась в восточных центрах (например, в Персии). После завершения испанского завоевания в 1492 году исламский мир погрузился в экономический и культурный упадок. [2] За халифатом Аббасидов последовали Османская империя ( ок. 1299–1922) с центром в Турции и Империя Сефевидов (1501–1736) с центром в Персии, где продолжалась работа в области искусства и науки. [5]

Области исследования [ править ]

Средневековые исламские научные достижения охватывали широкий спектр предметных областей, особенно математику , астрономию и медицину . [4] Другие предметы научных исследований включали физику , алхимию и химию , офтальмологию , географию и картографию . [6] [а]

Алхимия и химия [ править ]

В ранний исламский период были созданы теоретические основы алхимии и химии . Серно -ртутная теория металлов , впервые обнаруженная в Сирр аль-Халике («Тайна творения», ок. 750–850, ложно приписываемая Аполлонию Тианскому ), а также в трудах, приписываемых Джабиру ибн Хайяну (написанному ок. 850–950), [7] оставался основой теорий состава металлов до 18 века. [8] « Изумрудная скрижаль» , загадочный текст, который все более поздние алхимики, вплоть до Исаака Ньютона, считали основой своего искусства, впервые встречается в « Сирр аль-Халике» и в одной из работ, приписываемых Джабиру. [9] работах Джабира и персидского алхимика и врача Абу Бакра ар-Рази (ок. 865—925). В практической химии наиболее ранние систематические классификации химических веществ содержатся в [10] Алхимики также были заинтересованы в искусственном создании таких веществ. [11] Джабир описывает синтез хлорида аммония ( аммиачной кислоты ) из органических веществ , [12] и Абу Бакр ар-Рази экспериментировали с нагреванием хлорида аммония, купороса и других солей , что в конечном итоге привело к открытию минеральных кислот латинскими алхимиками 13-го века, такими как псевдо-Гебер . [10]

Астрономия и космология [ править ]

аль-Бируни Объяснение фаз Луны

Астрономия стала основной дисциплиной исламской науки. Астрономы посвятили усилия как пониманию природы космоса, так и практическим целям. Одно из приложений включало определение Киблы , направления лица во время молитвы . Другой была астрология , предсказывающая события, влияющие на жизнь человека, и выбирающая подходящее время для таких действий, как начало войны или основание города. [13] Аль-Баттани (850–922) точно определил продолжительность солнечного года. Он внес вклад в составление Толедских таблиц , которые астрономы использовали для предсказания движения Солнца, Луны и планет по небу. Коперник (1473–1543) позже использовал некоторые астрономические таблицы Аль-Баттани. [14]

Аз-Заркали (1028–1087) разработал более точную астролябию , которая использовалась впоследствии столетиями. Он построил водяные часы в Толедо Солнца , обнаружил, что апогей движется медленно относительно неподвижных звезд, и получил хорошую оценку его движения. [15] по скорости его изменения. [16] Насир ад-Дин ат-Туси (1201–1274) написал важную редакцию небесной модели Птолемея II века . Когда Туси стал астрологом Хелагу , ему была предоставлена ​​обсерватория и он получил доступ к китайским методам и наблюдениям. Он разработал тригонометрию как отдельную область и составил наиболее точные астрономические таблицы, доступные к тому времени. [17]

Ботаника и агрономия [ править ]

Айва , кипарисы и сумаховые деревья в книге Закарии аль-Казвини « XIII века. Чудеса творения»

Изучение мира природы доходило до детального рассмотрения растений. Проделанная работа оказалась непосредственно полезной для беспрецедентного роста фармакологии во всем исламском мире. [18] Аль-Динавари (815–896) популяризировал ботанику в исламском мире своей шеститомной «Китаб ан-Набат» ( «Книга растений »). Сохранились только тома 3 и 5, часть тома 6 реконструирована на основе цитируемых отрывков. Сохранившийся текст описывает 637 растений в алфавитном порядке от букв «син» до «я» , так что вся книга, должно быть, охватывала несколько тысяч видов растений. Ад-Динавари описал фазы роста растений и образования цветов и фруктов. Энциклопедия тринадцатого века, составленная Закарией аль-Казвини (1203–1283) – «Аджаиб аль-махлукат» («Чудеса творения») – содержала, среди многих других тем, как реалистическую ботанику, так и фантастические рассказы. Например, он описал деревья, на ветках которых вместо листьев росли птицы, но которые можно было найти только на далеких Британских островах. [19] [18] [20] Использование и выращивание растений было задокументировано в 11 веке Мухаммадом бин Ибрагимом ибн Бассалом из Толедо в его книге «Диван аль-филаха» («Сельскохозяйственный суд») и Ибн аль-Аввамом аль-Ишбили (также называемым Абу ль- Ишбили). Хайр аль-Ишбили) из Севильи в своей книге XII века «Китаб аль-Филаха» («Трактат о сельском хозяйстве»). Ибн Басал много путешествовал по исламскому миру, возвращаясь с подробными знаниями в области агрономии , которые способствовали арабской сельскохозяйственной революции . В его практической и систематической книге описано более 180 растений, а также способы их размножения и ухода за ними. Он охватывал листовые и корнеплоды, травы, специи и деревья. [21]

География и картография [ править ]

Сохранившийся фрагмент первой карты мира ( Пири Рейса 1513 г.)

Распространение ислама в Западной Азии и Северной Африке способствовало беспрецедентному росту торговли и путешествий по суше и морю вплоть до Юго-Восточной Азии, Китая, большей части Африки, Скандинавии и даже Исландии. Географы работали над составлением все более точных карт известного мира, исходя из многих существующих, но фрагментарных источников. [22] Абу Зайд аль-Балхи (850–934), основатель школы картографии Балхи в Багдаде, написал атлас под названием «Цифры регионов» (Сувар аль-акалим). [23] Аль-Бируни (973–1048) измерил радиус Земли новым методом. Оно включало наблюдение за высотой горы в Нандане (ныне Пакистан). [24] Аль-Идриси (1100–1166) нарисовал карту мира для Роджера , нормандского короля Сицилии (правил в 1105–1154). Он также написал Tabula Rogeriana (Книга Роджера), географическое исследование народов, климата, ресурсов и отраслей промышленности всего мира, известного в то время. [25] Османский Христофором адмирал Пири Рейс ( ок. 1470–1553) составил карту Нового Света и Западной Африки в 1513 году. Он использовал карты Греции, Португалии, мусульманские источники и, возможно, карту, составленную Колумбом . Он представлял собой часть важной традиции османской картографии. [26]

Математика [ править ]

Страница из аль-Хорезми. » «Алгебры

Исламские математики собрали, систематизировали и прояснили математику, которую они унаследовали от древнего Египта, Греции, Индии, Месопотамии и Персии, а затем создали свои собственные инновации. Исламская математика охватывала алгебру , геометрию и арифметику . Алгебра в основном использовалась для развлечения: в то время у нее было мало практических приложений. Геометрию изучали на разных уровнях. Некоторые тексты содержат практические геометрические правила для съемки и измерения фигур. Теоретическая геометрия была необходимой предпосылкой для понимания астрономии и оптики и требовала многих лет сосредоточенной работы. В начале халифата Аббасидов (основан в 750 г.), вскоре после основания Багдада в 762 г., некоторые математические знания были усвоены группой ученых аль-Мансура из доисламской персидской традиции астрономии. Астрономы из Индии были приглашены ко двору халифа в конце восьмого века; они объяснили элементарные тригонометрические методы, используемые в индийской астрономии. Древнегреческие произведения, такие как и » Птолемея «Альмагест « » Евклида Начала были переведены на арабский язык. Ко второй половине девятого века исламские математики уже внесли вклад в самые сложные части греческой геометрии. Исламская математика достигла своего апогея в восточной части исламского мира между десятым и двенадцатым веками. Большинство средневековых исламских математиков писали на арабском языке, другие — на персидском. [27] [28] [29]

Омар Хайям «Кубическое уравнение и пересечение конических сечений ».

Аль-Хорезми (8–9 вв.) сыграл важную роль в принятии индуистско-арабской системы счисления и развитии алгебры , представил методы упрощения уравнений и использовал евклидову геометрию в своих доказательствах. [30] [31] Он был первым, кто рассматривал алгебру как самостоятельную дисциплину. [32] и представил первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений . [33] : 14  Ибн Исхак аль-Кинди (801–873) работал над криптографией для халифата Аббасидов . [34] и дал первое известное письменное объяснение криптоанализа и первое описание метода частотного анализа . [35] [36] Авиценна ( ок. 980–1037) внес свой вклад в развитие математических методов, таких как выбрасывание девяток . [37] Табит ибн Курра (835–901) вычислил решение задачи о шахматной доске, включающей показательный ряд. [38] Аль-Фараби ( ок. 870–950) попытался описать геометрически повторяющиеся узоры, популярные в исламских декоративных мотивах, в своей книге «Духовные ремесла и природные тайны в деталях геометрических фигур» . [39] Омар Хайям (1048–1131), известный на Западе как поэт, рассчитал продолжительность года с точностью до 5 десятичных знаков и нашел геометрические решения всех 13 форм кубических уравнений, разработав некоторые квадратные уравнения, используемые до сих пор. [40] Джамшиду аль-Каши ( ок. 1380–1429) приписывают несколько теорем тригонометрии, включая закон косинусов , также известный как теорема Аль-Каши. Ему приписывают изобретение десятичных дробей и метод, подобный методу Хорнера, для вычисления корней. Он правильно рассчитал число π до 17 значащих цифр. [41]

Где-то примерно в седьмом веке исламские ученые приняли индуистско-арабскую систему счисления , описывая ее использование в стандартном типе текста фи л-хисаб аль-хинди (О числах индейцев). Характерный западно-арабский вариант восточно-арабских цифр начал появляться примерно в 10 веке в Магрибе и Аль-Андалусе (иногда называемых цифрами губар , хотя этот термин не всегда принимается), которые являются прямым предком современных арабских цифр. используемых во всем мире. [42]

Медицина [ править ]

Цветная иллюстрация из Мансура » «Анатомии , ок. 1450

Исламское общество уделяло пристальное внимание медицине, следуя хадису , предписывающему сохранять хорошее здоровье. Его врачи унаследовали знания и традиционные медицинские верования от цивилизаций классической Греции, Рима, Сирии, Персии и Индии. К ним относятся сочинения Гиппократа , например, по теории четырех юморов и теории Галена . [43] ар-Рази ( ок. 865–925) определил оспа и корь и признал лихорадку частью защиты организма. Он написал 23-томный сборник китайской, индийской, персидской, сирийской и греческой медицины. ар-Рази поставил под сомнение классическую греческую медицинскую теорию о том, как четыре юмора регулируют жизненные процессы . Он оспорил работу Галена по нескольким направлениям, включая лечение кровопускания , утверждая, что она эффективна. [44] аль-Захрави (936–1013) был хирургом, чья самая важная сохранившаяся работа называется «ат-Тасриф» («Медицинские знания»). Это набор из 30 томов, в котором в основном обсуждаются медицинские симптомы, методы лечения и фармакология. Последний том, посвященный хирургии, описывает хирургические инструменты, расходные материалы и новаторские процедуры. [45] Авиценна ( ок. 980–1037) написал главный медицинский учебник «Канон медицины» . [37] Ибн ан-Нафис (1213–1288) написал влиятельную книгу по медицине; Авиценны он во многом заменил Канон в исламском мире. Он написал комментарии к Галену и произведениям Авиценны. В одном из таких комментариев, обнаруженном в 1924 году, описывалась циркуляция крови через легкие . [46] [47]

Оптика и офтальмология [ править ]

Глаз согласно Хунайну ибн Исхаку , ок. 1200
Ибн аль-Хайсам (Альхазен), (965–1039 Ирак ). Эрудит, которого иногда считают отцом современной научной методологии из-за его акцента на экспериментальных данных и воспроизводимости их результатов. [48] [49]

Оптика в этот период быстро развивалась. К IX веку появились работы по физиологической, геометрической и физической оптике. Рассматриваемые темы включали зеркальное отражение. Хунайн ибн Исхак (809–873) написал книгу « Десять трактатов о глазах» ; это оставалось влиятельным на Западе до 17 века. [50] Аббас ибн Фирнас (810–887) разработал линзы для увеличения и улучшения зрения. [51] Ибн Сахль ( ок. 940–1000) открыл закон преломления, известный как закон Снелла . Он использовал этот закон для создания первых асферических линз , фокусирующих свет без геометрических аберраций. [52] [53]

В одиннадцатом веке Ибн аль-Хайсам (Альхазен, 965–1040) отверг греческие идеи о зрении, будь то аристотелевская традиция, утверждавшая, что форма воспринимаемого объекта входит в глаз (но не его материя), или традиция Евклида и Птолемей считал, что глаз испускает луч. предположил Аль-Хайсам в своей «Книге оптики» , что зрение происходит посредством световых лучей, образующих конус с вершиной в центре глаза. Он предположил, что свет отражается от разных поверхностей в разных направлениях, в результате чего объекты выглядят по-разному. [54] [55] [56] [57] Далее он утверждал, что математика отражения и преломления должна соответствовать анатомии глаза. [58] Он также был одним из первых сторонников научного метода , концепции, согласно которой гипотеза должна быть доказана экспериментами, основанными на подтверждаемых процедурах или математических доказательствах, за пять столетий до ученых эпохи Возрождения . [59] [60] [61] [62] [63] [64]

Фармакология [ править ]

Ибн Сина учит употреблению наркотиков. XV века. Великий канон Авиценны

Достижения ботаники и химии в исламском мире способствовали развитию фармакологии . Мухаммад ибн Закария Рази (Разес) (865–915) пропагандировал медицинское использование химических соединений. Абу аль-Касим аз-Захрави (Абулкасис) (936–1013) был пионером в приготовлении лекарств путем сублимации и дистилляции . Его Liber servitoris содержит инструкции по приготовлению «простых» , из которых были составлены сложные лекарства, которые затем использовались. Сабур ибн Сахл (умер в 869 г.) был первым врачом, описавшим большое количество лекарств и средств от недугов. Аль-Муваффак в 10 веке написал «Основы истинных свойств лекарственных средств» , описывая такие химические вещества, как оксид мышьяка и кремниевая кислота . Он различал углекислый натрий и углекислый калий , обращал внимание на ядовитость соединений меди , особенно медного купороса , а также соединений свинца . Аль-Бируни (973–1050) написал «Китаб ас-Сайдала» ( «Книга лекарств» ), подробно описав свойства лекарств, роль фармации и обязанности фармацевта. Ибн Сина (Авиценна) описал 700 препаратов, их свойства, способ действия и показания. Он посвятил целый том простому делу в «Каноне медицины» . Работы Масавайха аль-Мардини ( ок. 925–1015) и Ибн аль-Вафида (1008–1074) были напечатаны на латыни более пятидесяти раз, в том числе под названием De Medicinis Universalibus et Spectrumibus Месуэ Младшего (умер в 1015 г.) и как Medicamentis simplicibus Абенгефита 997–1074 ( ок. ) соответственно. Петр Абано (1250–1316) перевел и дополнил труд аль-Мардини под названием « De Veneris» . Ибн аль-Байтар (1197–1248) в своей книге «Аль-Джами фи ат-Тибб» описал тысячу простых и лекарственных препаратов, основанных непосредственно на средиземноморских растениях, собранных вдоль всего побережья между Сирией и Испанией, впервые превысив охват, предоставленный Диоскорид в классические времена. [65] [18] Исламские врачи, такие как Ибн Сина, описали клинические испытания по определению эффективности медицинских лекарств и веществ . [66]

Физика [ править ]

Саморегулирующаяся лампа в Ахмада ибн Мусы ибн Шакира трактате о механических устройствах, ок. 850

Областями физики, изучаемыми в этот период, помимо оптики и астрономии, которые описаны отдельно, являются аспекты механики : статика , динамика , кинематика и движение . В шестом веке Иоанн Филопон ( ок. 490 – ок. 570) отверг аристотелевский взгляд на движение. Вместо этого он утверждал, что объект приобретает склонность к движению, когда на него действует движущая сила. В одиннадцатом веке Ибн Сина принял примерно ту же идею, а именно, что движущийся объект обладает силой, которая рассеивается внешними факторами, такими как сопротивление воздуха. [67] Ибн Сина различал «силу» и «наклонность» ( майл ); он утверждал, что объект приобретает силу , когда объект находится в противоречии со своим естественным движением. Он пришел к выводу, что продолжение движения зависит от наклона, передаваемого предмету, и что предмет остается в движении до тех пор, пока майл не израсходуется . Он также утверждал, что снаряд в вакууме не остановится, если на него не воздействовать. Эта точка зрения согласуется с первым законом движения Ньютона об инерции. [68] Как неаристотелевское предложение, от него по существу отказались до тех пор, пока Жан Буридан ( ок. » Ибн Сины 1295–1363), который, вероятно, находился под влиянием « Книги исцеления , не описал его как «стимул» . [67]

В « Тенях » Абу Райхан аль-Бируни (973–1048) описывает неравномерное движение как результат ускорения. [69] Ибн-Сины Теория Майла пыталась связать скорость и вес движущегося объекта, что является предшественником концепции импульса . [70] Теория движения Аристотеля утверждала, что постоянная сила производит равномерное движение; Абу'л-Баракат аль-Багдади ( ок. 1080 - 1164/5) не согласился с этим, утверждая, что скорость и ускорение - это две разные вещи, и что сила пропорциональна ускорению, а не скорости. [71]

Братья Бану Муса , Джафар-Мухаммед, Ахмад и аль-Хасан ( ок. начало 9 века) изобрели автоматизированные устройства, описанные в их « Книге гениальных устройств» . [72] [73] [74] Прогресс по этому вопросу был также сделан аль-Джазари и Ибн Маруфом .

Зоология [ править ]

Страница из « Китаб аль-Хаяван» ( «Книга животных ») Аль-Джахиза . Девятый век

Многие классические произведения, в том числе произведения Аристотеля, в средние века были переведены с греческого на сирийский, затем на арабский, а затем на латынь. Зоология Аристотеля оставалась доминирующей в своей области на протяжении двух тысяч лет. [75] Китаб аль-Хаяван (كتاب الحيوان, английский: Книга животных 9-го века ) представляет собой арабский перевод «Истории животных» : 1–10, «О частях животных» : 11–14, [76] и «Поколение животных» : 15–19. [77] [78]

Книга была упомянута Аль-Кинди (умер в 850 г.) и прокомментирована Авиценной (Ибн Сина) в его «Книге исцеления» . Авемпейс (Ибн Баджа) и Аверроэс (Ибн Рушд) комментировали и критиковали «Части животных» и «Поколение животных» . [79]

Значение [ править ]

Мусульманские ученые помогли заложить основы экспериментальной науки своим вкладом в научный метод и своим эмпирическим , экспериментальным и количественным подходом к научным исследованиям . [80] В более общем смысле, позитивные достижения исламской науки заключались в том, чтобы просто процветать на протяжении веков в самых разных учреждениях: от обсерваторий до библиотек, от медресе до больниц и судов, как в разгар золотого века ислама, так и в течение нескольких столетий. после. Это не привело к научной революции, подобной той, что произошла в Европе раннего Нового времени , но такие внешние сравнения, вероятно, следует отвергнуть как навязывающие «хронологически и культурно чуждые стандарты» успешной средневековой культуре. [2]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ходжсон, Маршалл (1974). Предприятие ислама; Совесть и история в мировой цивилизации Том 1 . Чикагский университет. стр. 233–238 . ISBN  978-0-226-34683-0 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макклеллан и Дорн 2006, стр. 103–115.
  3. ^ «Аль-Кинди» . Стэнфордская энциклопедия философии . 17 марта 2015 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робинсон, Фрэнсис , изд. (1996). Кембриджская иллюстрированная история исламского мира . Издательство Кембриджского университета . стр. 228–229.
  5. ^ Тернер 1997, стр.7.
  6. ^ Тернер 1997, Оглавление
  7. ^ Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN  978-3-487-09115-0 . OCLC   468740510 . том. II, с. 1, примечание 1; Вайссер, Урсула (1980). Шпионы, Отто (ред.). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . п. 199. дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN  978-3-11-007333-1 .
  8. ^ Норрис, Джон (2006). «Теория металлогенеза с выделением минералов в досовременной науке о минералах». Амбикс . 53 (1): 43–65. дои : 10.1179/174582306X93183 . S2CID   97109455 .
  9. ^ Вайссер, Урсула (1980). Шпионы, Отто (ред.). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN  978-3-11-007333-1 . п. 46. ​​Об алхимии Ньютона см. Ньюман, Уильям Р. (2019). Ньютон-алхимик: наука, загадка и поиски тайного огня природы . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-17487-7 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карпенко Владимир; Норрис, Джон А. (2002). «Купорос в истории химии» . Химические листы . 96 (12): 997–1005.
  11. ^ См. Ньюман, Уильям Р. (2004). Прометеевские амбиции: алхимия и поиски совершенной природы . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-57524-7 .
  12. ^ Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука [ Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Основная часть сочинений Джабира II. Джабир и греческая наука ] (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии . ISBN  978-3-487-09115-0 . OCLC   468740510 . Том. II, стр. 41–42.
  13. ^ Тернер 1997, стр. 59–116.
  14. ^ Масуд 2009, стр. 74, 148–150.
  15. ^ Линтон (2004) , стр.97) . Из-за ненадежности данных, на которые аз-Заркали опирался для этой оценки, ее поразительная точность оказалась случайной.
  16. ^ Масуд 2009, стр. 73–75.
  17. ^ Масуд 2009, стр. 132–135.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тернер 1997, стр. 138–139.
  19. ^ Фахд, Туфик, Ботаника и сельское хозяйство , с. 815 , Морелон и Рашед, 1996, стр. 813–852.
  20. ^ Тернер 1997, стр. 162–188.
  21. ^ «Ибн Басаль: Диван аль-филаха / Китаб аль-кашд ва'ль-баян» . Проект «Тексты Филаха»: арабские книги по земледелию . Проверено 11 апреля 2017 г.
  22. ^ Тернер 1997, стр. 117–130.
  23. ^ Эдсон, Э.; Сэвидж-Смит, Эмили (2004). Средневековые взгляды на космос . Библиотека имени Бодлея. стр. 61–63. ISBN  978-1-851-24184-2 .
  24. ^ Пингри, Дэвид (март 1997 г.). «БЕРУНЕ, АБУ РАЙХАН iv. География». Энциклопедия Ираника . Колумбийский университет. ISBN  978-1-56859-050-9 .
  25. ^ Масуд 2009, стр. 79–80.
  26. ^ Тернер 1997, стр. 128–129.
  27. ^ Мери, Йозеф В. (январь 2006 г.). Средневековая исламская цивилизация, Том 1: Энциклопедия . Рутледж . стр. 484–485. ISBN  978-0-415-96691-7 .
  28. ^ Тернер 1997, стр. 43–61.
  29. ^ Хогендейк, Ян П.; Берггрен, Дж. Л. (1989). « Эпизоды математики средневекового ислама Дж. Леннарта Берггрена». Журнал Американского восточного общества . 109 (4): 697–698. дои : 10.2307/604119 . JSTOR   604119 .
  30. ^ Тумер, Джеральд (1990). «Аль-Хорезми, Абу Джафар Мухаммад ибн Муса». В Гиллиспи, Чарльз Коулстон. Словарь научной биографии . 7. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN   978-0-684-16962-0 .
  31. ^ Масуд 2009, стр. 139–145.
  32. ^ Гандз, С. (1936), «Источники алгебры Аль-Хорезми», Осирис , 1 : 263–277, doi : 10.1086/368426 , S2CID   60770737 , страницы 263–277: «В некотором смысле, аль-Хорезми - это нечто большее имеет право называться «отцом алгебры», чем Диофант, потому что аль-Хорезми является первым, кто преподает алгебру в элементарной форме, и ради самой алгебры Диофант в первую очередь занимается теорией чисел».
  33. ^ Махер, П. (1998). От Аль-Джабра к алгебре. Математика в школе, 27 (4), 14–15.
  34. ^ Масуд 2009, стр. 49–52.
  35. ^ Бромелинг, Лайл Д. (1 ноября 2011 г.). «Отчет о ранних статистических выводах в арабской криптологии». Американский статистик . 65 (4): 255–257. дои : 10.1198/tas.2011.10191 . S2CID   123537702 .
  36. ^ Аль-Кади, Ибрагим А. (1992). «Истоки криптологии: вклад арабов». Криптология . 16 (2): 97–126. дои : 10.1080/0161-119291866801 .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масуд 2009, стр. 104–105.
  38. ^ Масуд 2009, стр. 48–49.
  39. ^ Масуд 2009, стр. 148–149.
  40. ^ Масуд 2009, стр. 5, 104, 145–146.
  41. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф., «Гият ад-Дин Джамшид Масуд аль-Каши», Архив истории математики MacTutor, Университет Сент-Эндрюс.
  42. ^ Куницш, Пол (2003), «Пересмотр передачи индийско-арабских цифр» , в JP Hogendijk; А.И. Сабра (ред.), Научное предприятие в исламе: новые перспективы , MIT Press, стр. 3–22, ISBN  978-0-262-19482-2
  43. ^ Тернер 1997, стр. 131–161.
  44. ^ Масуд 2009, стр. 74, 99–105.
  45. ^ Масуд 2009, стр. 108–109.
  46. ^ Масуд 2009, стр. 110–111.
  47. ^ Тернер 1997, стр. 131–139.
  48. ^ Аль-Халили, Джим (4 января 2009 г.). «Первый настоящий учёный » . Новости Би-би-си . Ибн аль-Хайсам считается отцом современного научного метода.
  49. ^ Трейси Токухама-Эспиноза (2010). Разум, мозг и образовательная наука: всеобъемлющее руководство по новому обучению, основанному на мозге . WW Нортон и компания. п. 39. ИСБН  978-0-393-70607-9 . Альхазен (или Аль-Хайсам; 965–1039 гг. н.э.), возможно, был одним из величайших физиков всех времен и продуктом Золотого века ислама или исламского Возрождения (7–13 вв.). Он внес значительный вклад в анатомию, астрономию, инженерное дело, математику , медицину, офтальмологию, философию, физику, психологию и зрительное восприятие и в первую очередь считается изобретателем научного метода, за который автор Брэдли Стеффенс (2006) описывает его как «первый учёный».
  50. ^ Масуд 2009, стр. 47–48, 59, 96–97, 171–72.
  51. ^ Масуд 2009, стр. 71–73.
  52. ^ КБ Вольф, «Геометрия и динамика в преломляющих системах», Европейский журнал физики 16, стр. 14–20, 1995.
  53. ^ Р. Рашед, «Пионер анакластики: Ибн Сахл о горящих зеркалах и линзах», Исида 81, стр. 464–491, 1990 г.
  54. ^ Даллал, Ахмад (2010). Ислам, наука и вызов истории . Издательство Йельского университета. стр. 38–39 .
  55. ^ Линдберг, Дэвид К. (1976). Теории зрения от аль-Кинди до Кеплера . Издательство Чикагского университета, Чикаго. ISBN  978-0-226-48234-7 . ОСЛК   1676198 .
  56. ^ Эль-Бизри, Надер (2005). Философский взгляд на оптику Альхазена . Издательство Кембриджского университета. стр. 189–218. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  57. ^ Эль-Бизри, Надер (30 марта 2011 г.). «Ибн аль-Хайсам» . Мусульманское наследие . Проверено 9 июля 2017 года .
  58. ^ Масуд 2009, стр. 173–175.
  59. ^ Акерман, Джеймс С. (август 1991 г.), Точки расстояний: очерки теории и искусства и архитектуры эпохи Возрождения , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, ISBN  978-0-262-01122-8
  60. ^ Хак, Сайед (2009). «Наука в исламе». Оксфордский словарь средневековья. ISSN   1703-7603 . Проверено 22 октября 2014 г.
  61. ^ Дж. Дж. Тумер . Обзор JSTOR, обзор Тумера Матиаса Шрамма 1964 года (1963) Ibn Al-Haythams Weg Zur Physik Toomer, стр. 464: «Шрамм подводит итог достижениям [Ибн Аль-Хайсама] в развитии научного метода».
  62. ^ «Международный год света – Ибн аль-Хайсам и наследие арабской оптики» .
  63. ^ Аль-Халили, Джим (4 января 2009 г.). «Первый настоящий учёный » . Новости Би-би-си . Проверено 24 сентября 2013 г.
  64. ^ Горини, Розанна (октябрь 2003 г.). «Аль-Хайсам, человек опыта. Первые шаги в науке о зрении» (PDF) . Журнал Международного общества истории исламской медицины . 2 (4): 53–55 . Проверено 25 сентября 2008 г.
  65. ^ Леви, М. (1973). Ранняя арабская фармакология . Э. Дж. Брилл.
  66. ^ Мейнерт, Кертис Л.; Тонасия, Сьюзен (1986). Клинические исследования: дизайн, проведение и анализ . Издательство Оксфордского университета . п. 3. ISBN  978-0-19-503568-1 .
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сайили, Айдын (1987). «Ибн Сина и Буридан о движении снаряда». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 500 (1): 477–482. дои : 10.1111/j.1749-6632.1987.tb37219.x . S2CID   84784804 .
  68. ^ Эспиноза, Фернандо (2005). «Анализ исторического развития представлений о движении и его значения для преподавания». Физическое образование . 40 (2): 139–146. Бибкод : 2005PhyEd..40..139E . дои : 10.1088/0031-9120/40/2/002 . S2CID   250809354 .
  69. ^ «Жизнеописание Аль-Бируни» . Университет Сент-Эндрюс, Шотландия.
  70. ^ Наср, Ш.; Разави, Массачусетс (1996). Исламская интеллектуальная традиция в Персии . Рутледж.
  71. ^ Пайнс, Шломо (1986). Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки . Том. 2. Издательство «Брилл». п. 203. ИСБН  978-965-223-626-5 .
  72. ^ Масуд 2009, стр. 161–163.
  73. ^ Линдберг, Дэвид (1978). Наука в средние века . Издательство Чикагского университета. стр. 23, 56.
  74. ^ Селин, Хелейн , изд. (1997). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Академическое издательство Клувер. стр. 151, 235, 375.
  75. ^ Хоффман, Ева Р. (2013). Перевод изображения и текста в средневековом средиземноморском мире между десятым и тринадцатым веками . Брилл. стр. 288–. ISBN  978-90-04-25034-5 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  76. ^ Аристотеля Крук, Р., 1979, Арабская версия частей животных : книги XI – XIV Китаб аль-Хаяван, Королевская Нидерландская академия искусств и наук, Амстердам-Оксфорд, 1979.
  77. ^ Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу) . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-22265-6 .
  78. ^ Крук, Р., 2003, «Аристотелевская зоология. Арабская традиция», Приложение DPhA, 329–334.
  79. ^ Леруа, Арман Мари (2014). Лагуна: как Аристотель изобрел науку . Блумсбери. стр. 354–355. ISBN  978-1-4088-3622-4 .
  80. ^ Дюрант, Уилл (1980). Эпоха веры ( «История цивилизации» , том 4) , с. 162–186. Саймон и Шустер. ISBN   978-0-671-01200-7 . Гаррисон, Филдинг Х. , Введение в историю медицины: с медицинской хронологией, предложениями по изучению и библиографическими данными , с. 86. Льюис, Бернард (2001). Что пошло не так? : Влияние Запада и реакция Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета . п. 79 . ISBN  978-0-19-514420-8 .

Примечания [ править ]

  1. ^ Lindberg & Shank 2013 , главы 1–5 посвящены науке, математике и медицине в исламе.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]


Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9898df79b8ace893ba120420fc6991be__1714630080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/be/9898df79b8ace893ba120420fc6991be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science in the medieval Islamic world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)