Наука в классической античности
Наука в классической античности включает в себя исследования устройства мира или вселенной, направленные как на практические цели (например, создание надежного календаря или определение способов лечения различных болезней), так и на более абстрактные исследования, принадлежащие натурфилософии . Классическая античность традиционно определяется как период между VIII веком до нашей эры (начало Архаической Греции ) и VI веком нашей эры (после которого возникла средневековая наука ). Обычно он географически ограничен греко-римским Западом , Средиземноморским бассейном и Древним Ближним Востоком , что исключает традиции науки древнего мира в таких регионах, как Китай и Индийский субконтинент .
Идеи о природе, которые теоретизировались в период классической античности, не ограничивались наукой, но включали мифы и религию. Те, кого сейчас считают первыми учёными, возможно, считали себя натурфилософами , практикующими квалифицированными профессиями (например, врачами) или последователями религиозной традиции (например, храмовыми целителями). Некоторые из наиболее широко известных фигур, действовавших в этот период, включают Гиппократа , Аристотеля , Евклида , Архимеда , Гиппарха , Галена и Птолемея . Их вклад и комментарии распространились по восточному , исламскому и латинскому миру и способствовали рождению современной науки . Их работы охватывали множество различных категорий, включая математику , космологию , медицину и физику .
Классическая Греция [ править ]
Знание причин [ править ]
Этот предмет исследования природы вещей впервые возник из практических соображений у древних греков . Например, попытка создания календаря впервые иллюстрируется « Трудами и днями» греческого поэта Гесиода , жившего около 700 г. до н.э. Календарь Гесиода предназначался для регулирования сезонной деятельности посредством сезонного появления и исчезновения звезд, а также фаз Луны, которые считались благоприятными или зловещими. [3] Около 450 г. до н.э. мы начинаем видеть подборки сезонных явлений и исчезновений звезд в текстах, известных как парапегматы , которые использовались для регулирования гражданских календарей греческих городов-государств на основе астрономических наблюдений. [4]
Медицина — еще одна область, где в этот период проводились практически ориентированные исследования природы. Греческая медицина не была прерогативой одной обученной профессии, и не существовало общепринятого метода квалификации и лицензирования. Врачи традиции Гиппократа , храмовые целители, связанные с культом Асклепия , сборщики трав, продавцы лекарств, акушерки и тренеры по гимнастике — все они заявляли, что имеют квалификацию целителей в определенных контекстах, и активно боролись за пациентов. [5] Это соперничество между этими конкурирующими традициями способствовало активным общественным дебатам о причинах и правильном лечении болезней, а также об общих методологических подходах их соперников.
Пример поиска причинных объяснений можно найти в тексте Гиппократа « О священной болезни» , посвященном природе эпилепсии. В нем автор нападает на своих соперников (храмовых целителей) за их невежество в объяснении эпилепсии божественным гневом и за их корыстолюбие. Хотя автор настаивает на том, что эпилепсия имеет естественную причину, когда дело доходит до объяснения, что это за причина и какое должно быть правильное лечение, объяснение так же не содержит конкретных доказательств, а лечение столь же расплывчато, как и у его соперников. [6] Тем не менее, наблюдения за природными явлениями продолжали собираться с целью определить их причины, как, например, в работах Аристотеля и Теофраста , которые много писали о животных и растениях. Теофраст также предпринял первую систематическую попытку классифицировать минералы » Плиния и горные породы, краткое изложение которых можно найти в «Естественной истории .
Наследие греческой науки в эту эпоху включало значительный прогресс в фактических знаниях благодаря эмпирическим исследованиям (например, в зоологии, ботанике, минералогии и астрономии), осознанию важности определенных научных проблем (например, проблемы изменений и их причин) и признание методологической значимости установления критериев истины (например, применения математики к природным явлениям), несмотря на отсутствие универсального консенсуса ни в одной из этих областей. [7]
Досократическая философия [ править ]
Философы-материалисты [ править ]
Самые ранние греческие философы , известные как досократики , были материалистами, которые давали альтернативные ответы на тот же вопрос, который содержится в мифах их соседей: «Как возник упорядоченный космос , в котором мы живем?» [8] Хотя вопрос во многом один и тот же, их ответы и отношение к ответам заметно различаются. Как сообщали такие более поздние писатели, как Аристотель, их объяснения имели тенденцию сосредотачиваться на материальном источнике вещей.
Фалес Милетский (624–546 до н. э.) считал, что все вещи произошли из воды и находят себе пищу. Затем Анаксимандр (610–546 до н. э.) предположил, что вещи могут происходить не из какой-то конкретной субстанции, такой как вода, а скорее из чего-то, что он называл «безграничным». Неизвестно, что именно он имел в виду, но предполагалось, что его количество было безграничным, чтобы творение не потерпело неудачу; в своих качествах, чтобы оно не было подавлено своей противоположностью; во времени, поскольку оно не имеет ни начала, ни конца; и в пространстве, поскольку оно охватывает все сущее. [9] Анаксимен (585–525 до н.э.) вернулся к конкретной материальной субстанции — воздуху, который мог изменяться за счет разрежения и конденсации. Он привел общие наблюдения (винокрад), чтобы продемонстрировать, что воздух является веществом, и простой эксперимент (дыхание на руке), чтобы показать, что его можно изменить путем разрежения и конденсации. [10]
Гераклит Эфесский (около 535–475 гг. до н. э.) затем утверждал, что фундаментальным является изменение, а не какая-либо субстанция, хотя элемент огня, казалось, играл центральную роль в этом процессе. [11] Наконец, Эмпедокл из Акрагаса (490–430 до н. э.), по-видимому, объединил взгляды своих предшественников, утверждая, что существуют четыре элемента (Земля, Вода, Воздух и Огонь), которые производят изменения, смешиваясь и разделяясь под влиянием двух противоположных элементов. «силы», которые он назвал Любовью и Раздором. [12]
Все эти теории предполагают, что материя представляет собой непрерывную субстанцию. Два греческих философа, Левкипп (первая половина V в. до н.э.) и Демокрит, пришли к выводу, что существуют две реальные сущности: атомы , которые представляли собой маленькие неделимые частицы материи, и пустота, которая представляла собой пустое пространство, в котором материя был расположен. [13] Хотя все объяснения от Фалеса до Демокрита связаны с материей, более важным является тот факт, что эти конкурирующие объяснения предполагают непрерывный процесс дебатов, в ходе которых альтернативные теории выдвигались и подвергались критике.
Ксенофан из Колофона стал прообразом палеонтологии и геологии, поскольку он считал, что земля и море периодически смешиваются и превращаются в грязь, ссылаясь на несколько окаменелостей морских существ, которых он видел. [14]
Пифагорейская философия [ править ]
Материалистические объяснения происхождения космоса были попытками ответить на вопрос, как возникла организованная вселенная; однако идея случайного набора элементов (например, огня или воды), создающего упорядоченную вселенную без существования какого-либо принципа упорядочения, для некоторых оставалась проблематичной.
Один из ответов на эту проблему был предложен последователями Пифагора (ок. 582–507 до н. э.), которые видели число как фундаментальную неизменную сущность, лежащую в основе всей структуры Вселенной. Хотя трудно отделить факты от легенд, оказывается, что некоторые пифагорейцы считали, что материя состоит из упорядоченных расположений точек в соответствии с геометрическими принципами: треугольников, квадратов, прямоугольников или других фигур. Другие пифагорейцы видели, что Вселенная устроена на основе чисел, соотношений и пропорций, подобно музыкальным гаммам. Филолай , например, считал, что существует десять небесных тел, потому что сумма 1 + 2 + 3 + 4 дает совершенное число 10. Таким образом, пифагорейцы были одними из первых, кто применил математические принципы для объяснения рациональной основы упорядоченного мироздания. Вселенная — идея, которая имела огромные последствия в развитии научной мысли. [15]
Гиппократ и Корпус Гиппократа [ править ]
Согласно традиции, врач Гиппократ с Коса (460-370 гг. до н.э.) считается «отцом медицины», поскольку он первым применил прогнозы и клинические наблюдения, классифицировал болезни и сформулировал идеи, лежащие в основе гуморальной теории . [16] Однако большая часть « Корпуса Гиппократа» — собрания медицинских теорий, практик и диагнозов — часто приписывалась Гиппократу с очень небольшим обоснованием, что затрудняло понимание того, что на самом деле думал, писал и делал Гиппократ. [17]
Несмотря на большое разнообразие стилей и методов, труды Корпуса Гиппократа оказали значительное влияние на медицинскую практику исламской и западной медицины на протяжении более тысячи лет. [18]
Школы философии [ править ]
Академия [ править ]
Первое высшее учебное заведение в Древней Греции было основано Платоном (ок. 427–ок. 347 до н. э.), афинянином, который , возможно, под влиянием Пифагора , по-видимому, определил принцип упорядочивания Вселенной как принцип, основанный на числе и геометрии. . В более позднем сообщении говорится, что Платон написал у входа в Академию слова: «Пусть не войдет ни один человек, не знающий геометрии». [19] Хотя эта история, скорее всего, является мифом, она, тем не менее, свидетельствует об интересе Платона к математике, о котором упоминается в нескольких его диалогах. [20]
Философия Платона утверждала, что все материальные вещи являются несовершенными отражениями вечных неизменных идей , точно так же, как все математические диаграммы являются отражением вечных неизменных математических истин. Поскольку Платон считал, что материальные вещи обладают низшей формой реальности, он считал, что доказательного знания невозможно достичь, глядя на несовершенный материальный мир. Истину можно найти посредством рациональной аргументации, аналогичной доказательствам математиков. [21] Например, Платон рекомендовал изучать астрономию с точки зрения абстрактных геометрических моделей, а не эмпирических наблюдений. [22] и предложил, чтобы лидеры обучались математике при подготовке к философии. [23]
Аристотель (384–322 до н. э.) учился в Академии и, тем не менее, не соглашался с Платоном в нескольких важных отношениях. Хотя он соглашался с тем, что истина должна быть вечной и неизменной, Аристотель утверждал, что мир познаваем через опыт и что мы познаем истину через то, что мы воспринимаем нашими органами чувств. Для него вещи, наблюдаемые непосредственно, реальны; идеи (или, как он их называл, формы) существуют только тогда, когда они выражают себя в материи, например, в живых существах или в сознании наблюдателя или ремесленника. [24]
Теория реальности Аристотеля привела к иному подходу к науке. В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал важность наблюдения за материальными сущностями, воплощающими формы. Он также преуменьшал (но не отрицал) значение математики в изучении природы. В философии Аристотеля процесс изменений преобладал над вниманием Платона к вечным неизменным идеям. Наконец, он свел значение форм Платона к одному из четырех причинных факторов.
Таким образом, Аристотель различал четыре причины : [25]
- материя, из которой была сделана вещь ( материальная причина ).
- форма, в которой оно было создано ( формальная причина ; аналогично идеям Платона).
- агент, создавший вещь (движущаяся или действующая причина ).
- цель, ради которой вещь была создана ( конечная причина ).
Аристотель настаивал на том, что научное знание (древнегреческий: ἐπιστήμη , латынь: scientia ) — это знание необходимых причин. Он и его последователи не принимали простое описание или предсказание как науку. Наиболее характерной из причин Аристотеля является его конечная причина, цель, ради которой вещь создана. Он пришел к этому пониманию благодаря своим биологическим исследованиям , например, исследований морских животных на Лесбосе , в которых он отметил, что органы животных выполняют определенную функцию:
- Отсутствие случайности и служение целям особенно присущи творениям природы. А цель, ради которой вещь была построена или стала, принадлежит прекрасному. [26]
Лицей [ править ]
После смерти Платона Аристотель покинул Академию и много путешествовал, прежде чем вернуться в Афины, чтобы основать школу рядом с Лицеем. Как один из самых плодовитых натурфилософов древности, Аристотель писал и читал лекции по многим темам, представляющим научный интерес, включая биологию , метеорологию , психологию , логику и физику . Он разработал всеобъемлющую физическую теорию , которая представляла собой вариацию классической теории элементов ( земли , воды , огня , воздуха и эфира ). Согласно его теории, легкие элементы (огонь и воздух) имеют естественную тенденцию удаляться от центра Вселенной, тогда как тяжелые элементы (земля и вода) имеют естественную тенденцию двигаться к центру Вселенной, образуя тем самым сферическая Земля. Поскольку небесные тела (то есть планеты и звезды ) двигались по кругу, он пришел к выводу, что они должны состоять из пятого элемента, который он назвал эфиром . [27]
Аристотель использовал интуитивные идеи для обоснования своих рассуждений и мог указать на падающий камень, поднимающееся пламя или льющуюся воду, чтобы проиллюстрировать свою теорию. Его законы движения подчеркивали общее наблюдение о том, что трение является вездесущим явлением: любое движущееся тело, если на него не воздействовать, остановится . Он также предположил, что более тяжелые объекты падают быстрее и что пустоты невозможны.
Преемником Аристотеля в Ликее стал Теофраст , написавший ценные книги, описывающие растительный и животный мир. Его работы считаются первыми, поставившими ботанику и зоологию на систематическую основу. Работы Теофраста по минералогии предоставили описания руд и минералов, известных миру в то время, и сделали некоторые проницательные наблюдения за их свойствами. Например, он сделал первое известное упоминание о явлении, заключающемся в том, что минерал турмалин притягивает соломинки и кусочки дерева при нагревании, что, как теперь известно, вызвано пироэлектричеством . [28] Плиний Старший делает четкие ссылки на использование им этой работы в своей «Естественной истории» , одновременно обновляя и предоставляя много новой информации о минералах . Из обоих этих ранних текстов должна была возникнуть наука минералогия и, в конечном счете, геология . Оба автора описывают источники обсуждаемых ими минералов в различных шахтах, эксплуатировавшихся в их время, поэтому их работы следует рассматривать не просто как ранние научные тексты, но и важные для истории техники и истории техники . [7]
Другие известные перипатетики включают Стратона , который был наставником при дворе Птолемеев и посвятил время физическим исследованиям, Евдема , который редактировал труды Аристотеля и написал первые книги по истории науки , и Деметрия Фалерского , который правил Афинами в течение некоторое время и позже, возможно, помогли основать Александрийскую библиотеку .
Эллинистическая эпоха [ править ]
Военные походы Александра Македонского распространили греческую мысль на Египет , Малую Азию , Персию вплоть до реки Инд . В результате миграция многих грекоязычного населения через эти территории послужила толчком к созданию нескольких центров обучения, например, в Александрии , Антиохии и Пергаме .
Эллинистическая наука отличалась от греческой науки по крайней мере в двух отношениях: во-первых, она извлекла выгоду из взаимного обогащения греческих идей идеями, которые развивались в других неэллинских цивилизациях; во-вторых, в некоторой степени его поддерживали царские покровители в царствах, основанных преемниками Александра . Город Александрия , в частности, стал крупным центром научных исследований в III веке до нашей эры. Двумя учреждениями, основанными здесь во время правления Птолемея I Сотера (367–282 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (309–246 до н. э.), были Библиотека и Музей . Платона В отличие от Академии Аристотеля и Лицея , эти учреждения официально поддерживались Птолемеями, хотя степень покровительства могла быть нестабильной в зависимости от политики нынешнего правителя. [29]
Ученые-эллинисты часто использовали в своих научных исследованиях принципы, разработанные еще в ранней греческой мысли, например, применение математики к явлениям или целенаправленный сбор эмпирических данных. [30] Однако оценка эллинистической науки сильно различается. На одном полюсе находится точка зрения английского ученого-классика Корнфорда, который считал, что «все самые важные и оригинальные работы были выполнены за три столетия, с 600 по 300 год до нашей эры». [31] На другом конце находится точка зрения итальянского физика и математика Лучио Руссо , который утверждает, что научный метод на самом деле зародился в III веке до нашей эры, но был в значительной степени забыт в римский период и не возрождался снова до эпохи Возрождения. [32]
Технология [ править ]
Хороший пример уровня достижений астрономических знаний и техники в эллинистическую эпоху можно увидеть в Антикитерском механизме (150–100 гг. До н.э.). Это 37-ступенчатый механический компьютер, который рассчитывал движение Солнца, Луны и, возможно, пяти других планет, известных древним. Антикитерский механизм включал лунные и солнечные затмения, предсказанные на основе астрономических периодов, которые, как полагают, были получены от вавилонян . [33] Это устройство, возможно, было частью древнегреческой традиции сложной механической технологии, которая позднее, по крайней мере частично, была передана в Византийский и исламский миры, где во времена Римской империи были построены сложные, хотя и более простые, чем антикитерский механизм, механические устройства. Средний возраст . фрагменты календаря с приводом, прикрепленного к солнечным часам, из Византийской империи Были найдены пятого или шестого века; календарь, возможно, использовался для определения времени. Приводной календарь, похожий на византийское устройство, был описан учёным аль-Бируни около 1000 года, а сохранившаяся астролябия 13-го века также содержит подобное часовое устройство. [34] [35]
Медицина [ править ]
Важная медицинская школа сформировалась в Александрии с конца IV по II век до нашей эры. [36] Начиная с Птолемея I Сотера , медицинским чиновникам было разрешено вскрывать и исследовать трупы с целью изучения того, как действуют человеческие тела. Первое использование человеческих тел для анатомических исследований произошло в работах Герофила (335–280 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 304–250 до н. э.), которые получили разрешение проводить вживую вскрытие или вивисекцию осужденных преступников в Александрии. под покровительством династии Птолемеев . [37]
Герофил разработал совокупность анатомических знаний, гораздо более основанную на фактическом строении человеческого тела, чем предыдущие работы. Он также опроверг давнее представление Аристотеля о том, что сердце является «местом разума», вместо этого приводя доводы в пользу мозга . [38] Герофил также писал о различии вен и артерий и сделал много других точных наблюдений о строении человеческого тела, особенно нервной системы . [39] Эрасистрат различал функции сенсорных и двигательных нервов и связывал их с мозгом. Ему приписывают одно из первых глубоких описаний головного мозга и мозжечка . [40] За их вклад Герофила часто называют «отцом анатомии », а Эрасистрата некоторые считают «основателем физиологии ». [41]
Математика [ править ]
Греческая математика в эллинистический период достигла уровня сложности, которого не было в течение нескольких столетий спустя, поскольку большая часть работ, представленных учеными, действовавшими в то время, имела очень продвинутый уровень. [42] Существуют также свидетельства сочетания математических знаний с высоким уровнем технических знаний, как это обнаружено, например, при строительстве крупных строительных проектов (например, Сиракузии ) или в измерении Эратосфеном (276–195 до н.э.) расстояния между Солнцем и Солнцем. и Земля и размер Земли . [43]
Несмотря на свою немногочисленность, математики-эллинисты активно общались друг с другом; публикация заключалась в передаче и копировании чьей-то работы среди коллег. [44] Среди наиболее известных — работы Евклида (325–265 до н.э.), который предположительно является автором серии книг, известных как « Начала» — канона геометрии и элементарной теории чисел на протяжении многих столетий. [45] Евклида «Начала» служили основным учебником по преподаванию теоретической математики до начала 20 века.
Архимед (287–212 до н. э.), сицилийский грек , написал около дюжины трактатов, в которых сообщил множество замечательных результатов, таких как сумма бесконечной геометрической прогрессии в квадратуре параболы , приближение значения π в измерении круга. и номенклатуру для выражения очень больших чисел в Sand Reckoner . [46]
Наиболее характерным продуктом греческой математики может быть теория конических сечений , широко разработанная в эллинистический период, прежде всего Аполлонием (262–190 до н. э.). Используемые методы не содержали явного использования ни алгебры, ни тригонометрии, последняя появилась примерно во времена Гиппарха (190–120 до н.э.).
Астрономия [ править ]
Достижения в математической астрономии также произошли в эпоху эллинизма. Аристарх Самосский (310–230 до н. э.) был древнегреческим астрономом и математиком , который представил первую известную гелиоцентрическую модель располагалось , согласно которой Солнце в центре известной Вселенной, при этом Земля вращалась вокруг Солнца один раз в год и вращалась вокруг своей оси. один раз в день. Аристарх также оценил размеры Солнца и Луны по сравнению с размером Земли, а также расстояния до Солнца и Луны. Его гелиоцентрическая модель не нашла много приверженцев в древности, но оказала влияние на некоторых астрономов раннего Нового времени, таких как Николай Коперник , который знал о гелиоцентрической теории Аристарха. [47]
Во 2 веке до нашей эры Гиппарх открыл прецессию , рассчитал размер и расстояние до Луны и изобрел самые ранние известные астрономические устройства, такие как астролябия . [48] Гиппарх также создал обширный каталог из 1020 звезд, а большинство созвездий северного полушария взяты из греческой астрономии . [49] [50] Недавно было заявлено, что небесный глобус, основанный на звездном каталоге Гиппарха, расположен на широких плечах большой римской статуи II века, известной как Атлас Фарнезе . [51]
Римская editэпоха
Наука во времена Римской империи была занята систематизацией знаний, полученных в предшествующую эллинистическую эпоху, и знаний на обширных территориях, завоеванных римлянами. В основном это были работы авторов, действовавших в этот период, которые будут непрерывно передаваться более поздним цивилизациям. [ нужна ссылка ]
Хотя наука продолжалась и под римским правлением, латинские тексты представляли собой в основном компиляции, основанные на более ранних греческих работах. Передовые научные исследования и преподавание продолжали вестись на греческом языке. Те греческие и эллинистические произведения, которые сохранились, сохранились и развивались позднее в Византийской империи , а затем и в исламском мире . Позднеримские попытки перевести греческие сочинения на латынь имели ограниченный успех (например, Боэций ), а прямое знание большинства древнегреческих текстов достигло Западной Европы только с XII века. [52]
Плиний [ править ]
Плиний Старший опубликовал « Естественную историю» в 77 году нашей эры, один из самых обширных сборников мира природы, дошедших до средневековья . Плиний не просто перечислял материалы и предметы, но и записывал объяснения явлений. Таким образом, он первым правильно описал происхождение янтаря как окаменевшей смолы сосен. Он делает такой вывод, наблюдая за пойманными в ловушку насекомыми в некоторых образцах янтаря.
Работы Плиния четко разделены на органический мир растений и животных и царство неорганической материи, хотя в каждом разделе часто встречаются отступления. Его особенно интересует не только описание возникновения растений, животных и насекомых, но и их эксплуатация (или злоупотребление) человеком. Описание металлов и минералов особенно подробное и ценное, поскольку представляет собой самый обширный сборник, сохранившийся до сих пор в древнем мире. Хотя большая часть работы была составлена путем разумного использования письменных источников, Плиний приводит свидетельства очевидца о добыче золота в Испании , где он служил офицером. Плиний особенно важен, потому что он предоставляет полную библиографическую информацию о более ранних авторах и их работах, которые он использует и консультирует. Поскольку его энциклопедия пережила Темные века , мы знаем об этих утраченных произведениях , даже если сами тексты исчезли. Книга была одной из первых, напечатанных в 1489 году, и стала стандартным справочным изданием для Ученые эпохи Возрождения , а также вдохновители для развития научного и рационального подхода к миру. [ нужна ссылка ]
Герой [ править ]
Герой Александрийский был греко-египетским математиком и инженером, которого часто считают величайшим экспериментатором древности. [53] Среди его самых известных изобретений было ветряное колесо, представляющее собой самый ранний пример использования ветра на суше, и широко известное описание устройства с паровым приводом, называемого эолипилом, которое было первой зарегистрированной паровой машиной.
Гален [ править ]
Величайшим практикующим врачом и философом этой эпохи был Гален , действовавший во 2 веке нашей эры. Сохранилось около 100 его произведений — больше всех древнегреческих авторов — и занимают 22 тома современного текста. [54] Гален родился в древнегреческом городе Пергам (ныне Турция ) в семье успешного архитектора, давшего ему гуманитарное образование. Гален обучался всем основным философским школам (платонизм, аристотелизм, стоицизм и эпикуреизм), пока его отец, движимый мечтой Асклепия , не решил, что ему следует изучать медицину. После смерти отца Гален много путешествовал в поисках лучших врачей в Смирне , Коринфе и, наконец, в Александрии . [55]
Гален обобщил большую часть знаний, полученных его предшественниками, и продвинул исследование функции органов, выполняя вскрытие и вивисекцию берберийских обезьян , быков , свиней и других животных. [56] В 158 году нашей эры Гален служил главным врачом гладиаторов в своем родном Пергаме и мог изучать все виды ран, не производя никакого реального вскрытия человека. Однако именно благодаря своим экспериментам Гален смог опровергнуть многие давние убеждения, такие как теория о том, что артерии содержат воздух, который доставляет его ко всем частям тела от сердца и легких. [57] Первоначально это убеждение основывалось на артериях мертвых животных, которые казались пустыми. Гален смог продемонстрировать, что живые артерии содержат кровь, но его ошибка, которая на протяжении веков стала общепринятой медицинской ортодоксальностью, заключалась в том, что он предположил, что кровь течет вперед и назад от сердца в приливах и отливах. [58]
Анатомия занимала важную часть медицинского образования Галена и была основным источником интереса на протяжении всей его жизни. Он написал два великих анатомических труда: «Об анатомических процедурах» и «Об использовании частей тела человека» . Информация в этих трактатах стала основой авторитета для всех писателей-медиков и врачей на следующие 1300 лет, пока им не бросили вызов Везалий и Гарвей в 16 веке. [59] [60]
Птолемей [ править ]
Клавдий Птолемей (ок. 100–170 гг. н.э.), живший в Александрии или ее окрестностях , осуществил научную программу, направленную на написание около дюжины книг по астрономии , астрологии , картографии , гармонике и оптике . Несмотря на их суровый стиль и высокую техничность, многие из них сохранились, а в некоторых случаях являются единственными остатками своего рода письменности от античности. Две основные темы, которые проходят через работы Птолемея, — это математическое моделирование физических явлений и методы визуального представления физической реальности. [61]
Птолемея Исследовательская программа включала сочетание теоретического анализа с эмпирическими соображениями, наблюдаемыми, например, в его систематическом изучении астрономии. Птолемея «Математический синтаксис» ( древнегреческий : Μαθηματικὴ Σύνταξις), более известный как « Альмагест» , стремился улучшить работу своих предшественников, построив астрономию не только на надежной математической основе, но и продемонстрировав взаимосвязь между астрономическими наблюдениями и полученной астрономической теорией. . [62] В своих «Планетарных гипотезах » Птолемей подробно описывает физические представления своих математических моделей, найденные в «Альмагесте» , предположительно в дидактических целях. [63] Точно так же «География» занималась составлением точных карт с использованием астрономической информации, по крайней мере в принципе. [64] Помимо астрономии, и « Гармоника» , и «Оптика» содержат (в дополнение к математическому анализу звука и зрения соответственно) инструкции о том, как создавать и использовать экспериментальные инструменты для подтверждения теории. [65] [66] Оглядываясь назад, становится очевидным, что Птолемей скорректировал некоторые сообщаемые измерения, чтобы они соответствовали его (неверному) предположению о том, что угол преломления пропорционален углу падения . [67] [68]
Тщательность Птолемея и его озабоченность простотой представления данных (например, широкое использование таблиц [69] ) практически гарантировало, что более ранние работы по этим предметам будут игнорироваться или считаться устаревшими, до такой степени, что от работ, на которые часто ссылается Птолемей, почти ничего не осталось. [70] Его астрономические работы, в частности, определили метод и предмет будущих исследований на протяжении веков, а система Птолемея стала доминирующей моделью движения небес до семнадцатого века . [71]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Грамматикос, ПК; Диамантис, А. (2008). «Полезные известные и неизвестные взгляды отца современной медицины Гиппократа и его учителя Демокрита». Греческий журнал ядерной медицины . 11 (1): 2–4. ПМИД 18392218 .
- ^ Отец современной медицины: первое исследование физического фактора столбняка. Архивировано 18 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Европейское общество клинической микробиологии и инфекционных заболеваний.
- ^ Ллойд (1970), с. 81; Терстон, с. 21.
- ^ Терстон, стр. 111–12; Д. Р. Леу, Парапегматы: или Астрология, погода и календари в древнем мире , докторская диссертация, Университет Торонто, 2000 , с. 61.
- ^ Ллойд (1979), стр. 38–9.
- ^ Ллойд (1979), стр. 15–24.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ллойд (1970), стр. 144–6.
- ^ Корнфорд, с. 159.
- ^ Ллойд (1970), стр. 16–21; Корнфорд, стр. 171–8.
- ^ Ллойд (1970), стр. 21–3.
- ^ Ллойд (1970), стр. 36–7.
- ^ Ллойд (1970), стр. 39–43.
- ^ Ллойд (1970), стр. 45–9.
- ^ Барнс с. 47, цитируя Ипполита «Опровержение всех ересей» I xiv 1–6.
- ^ Ллойд (1970), стр. 24–31.
- ^ Гаррисон, Филдинг Х. (1966). Введение в историю медицины с медицинской хронологией, предложениями по изучению и библиографическими данными . Компания WB Saunders. ОСЛК 230950340 .
- ^ Иньеста, Иван (20 апреля 2011 г.). «Корпус Гиппократа» . БМЖ . 342 : d688. дои : 10.1136/bmj.d688 . ISSN 0959-8138 . S2CID 220115185 .
- ^ Карпозилос, А.; Павлидис, Н. (1 сентября 2004 г.). «Лечение рака в греческой древности» . Европейский журнал рака . 40 (14): 2033–2040. дои : 10.1016/j.ejca.2004.04.036 . ISSN 0959-8049 . ПМИД 15341975 .
- ^ А.М. Алиото, История западной науки (Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис – Холл, 1987), стр. 44.
- ^ Калиан, Флорин Джордж (09 декабря 2021 г.). Числа с онтологической точки зрения: Платон о многочисленности . Брилл. ISBN 978-90-04-46722-4 .
- ^ Линдберг, стр. 35–9; Ллойд (1970), стр. 71–2, 79.
- ^ Платон, Республика , 530b–c.
- ^ Платон, Тимей , 28б–29а.
- ^ Линдберг, стр. 47–68; Ллойд (1970), стр. 99–124.
- ^ Хенниг, Борис (2009). «Четыре причины» . Журнал философии . 106 (3): 137–160. дои : 10.5840/jphil200910634 . ISSN 0022-362X . JSTOR 20620160 .
- ^ Аристотель, О частях животных , 645a22–6; цитируется у Ллойда (1968), с. 70
- ^ Ллойд (1968), стр. 134–9, 162–70.
- ^ Ланг, Сидни Б. (август 2005 г.), «Пироэлектричество: от древнего любопытства к современному инструменту визуализации», Physics Today , 58 (8): 31–36, Bibcode : 2005PhT....58h..31L , doi : 10.1063/ 1,2062916
- ^ Ллойд (1973), стр. 1–7.
- ^ Ллойд (1973), с. 177.
- ^ FM Корнфорд, Ненаписанная философия и другие эссе , стр. 83, цитируется по Lloyd (1973), с. 154.
- ^ Руссо, Лусио (2004). Забытая революция: как зародилась наука в 300 году до нашей эры и почему ей пришлось возродиться . Берлин: Шпрингер. ISBN 3-540-20396-6 . Но см. критические обзоры Мотта Грина, Nature , vol 430, no. 7000 (5 августа 2004 г.): 614 [1] и Майкл Роуэн-Робинсон, Physics World , vol. 17, нет. 4 (апрель 2004 г.) [2] .
- ^ Фрит, Т.; и др. (2006). «Расшифровка древнегреческого астрономического калькулятора, известного как Антикитерский механизм». Природа . 444 (7119): 587–91. Бибкод : 2006Natur.444..587F . дои : 10.1038/nature05357 . ПМИД 17136087 . S2CID 4424998 . ; Марчант, Джо (2006). «В поисках утраченного времени» . Природа . 444 (7119): 534–8. Бибкод : 2006Natur.444..534M . дои : 10.1038/444534a . ПМИД 17136067 . ;
- ^ Шаретт, Ж (ноябрь 2006 г.). «Археология: высокие технологии Древней Греции» . Природа . 444 (7119): 551–52. Бибкод : 2006Natur.444..551C . дои : 10.1038/444551a . ПМИД 17136077 . S2CID 33513516 . .
- ^ Мэддисон, Фрэнсис (28 марта 1985 г.). «Ранние математические колеса: византийская календарная передача». Природа . 314 (6009): 316–17. Бибкод : 1985Natur.314..316M . дои : 10.1038/314316b0 . S2CID 4229697 . .
- ^ Серагельдин И. (2013). «Древняя Александрия и заря медицинской науки» . Глобальная кардиологическая наука и практика . 2013 (4): 395–404. дои : 10.5339/gcsp.2013.47 . ПМЦ 3991212 . ПМИД 24749113 .
- ^ Штркаль, Г.; Чорн, Д. (2008). «Герофил Халкидонский и практика вскрытия в эллинистической Александрии» . SAMJ: Южноафриканский медицинский журнал . 98 (2): 86–89. ISSN 0256-9574 . ПМИД 18350197 .
- ^ Пирс, JMS (2013). «Нейроанатомия Герофила» . Европейская неврология . 69 (5): 292–295. дои : 10.1159/000346232 . ПМИД 23445719 .
- ^ «Герофил» . Британника . 12 марта 2024 г.
- ^ Кристи, Р.В. (1987). «Гален об Эрасистрате» . Перспективы биологии и медицины . 30 (3): 440–449. дои : 10.1353/pbm.1987.0050 . ISSN 1529-8795 . ПМИД 3295753 . S2CID 39137284 .
- ^ Реверон, Р.Р. (2014). «Герофил и Эрасистрат, пионеры анатомического препарирования человека» . Везалий: Международный журнал истории медицины . 20 (1): 55–58. ПМИД 25181783 .
- ^ Кейзер, ПТ; Скарборо, Дж. (2018). Оксфордский справочник по науке и медицине в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973414-6 .
- ^ Руссо, Л. (2004). Забытая революция . Берлин: Шпрингер. п. 273 -277.
- ^ Кнорр, WR (1990). «Новые чтения по греческой математике: источники, проблемы, публикации» . Влияние науки на общество . 40 (3): 207–18. ISSN 0019-2872 .
- ^ Бруно, Леонард К.; Бейкер, Лоуренс В. (1999). Математика и математики: история математических открытий во всем мире . Интернет-архив. Детройт, Мичиган: UX L. ISBN 978-0-7876-3813-9 .
- ^ Дейкстерхейс, Э.Дж. (1987). «Архимед» . www.jstor.org . JSTOR j.ctt7ztpbp . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Киш, Джордж (1978). Справочник по географии . Издательство Гарвардского университета . п. 51. ИСБН 978-0-674-82270-2 .
- ^ «Гиппарх Родосский» . Школа математики и статистики, Университет Сент-Эндрюс , Шотландия. Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 28 октября 2007 г.
- ^ Терстон, Х. (1996). Ранняя астрономия . Springer Science & Business Media. п. 2. ISBN 978-0-387-94822-5 .
- ^ Отто Нойгебауэр, История древней математической астрономии (Нью-Йорк: Springer, 1975), стр. 284–5; Ллойд (1973), стр. 69–71.
- ^ Шефер, Брэдли Э. (2005). «Эпоха созвездий на Атласе Фарнезе и их происхождение в утерянном каталоге Гиппарха» (PDF) . Журнал истории астрономии . 36 (2): 167–96. Бибкод : 2005JHA....36..167S . дои : 10.1177/002182860503600202 . S2CID 15431718 . ; Но см. также Дюк, Деннис В. (2006). «Анализ глобуса Фарнезе». Журнал истории астрономии . 37 (126): 87–100. Бибкод : 2006JHA....37...87D . дои : 10.1177/002182860603700107 . S2CID 36841784 .
- ^ Шталь, см. особенно. стр. 120–133.
- ^ Исследовательские машины plc. (2004). Словарь научной биографии Хатчинсона . Абингдон, Оксон: Helicon Publishing. п. 546.
Герой Александрийский (жил около 60 г. н.э. ) греческий математик, инженер и величайший экспериментатор древности.
- ^ Синге, ПН (1997). «Уровни объяснения у Галена» . Классический ежеквартальный журнал . 47 (2): 525–542. дои : 10.1093/cq/47.2.525 . ПМИД 16437848 .
- ^ Торндайк, Л. (1922). «Гален: Человек и его время» . Научный ежемесячник . 14 (1): 83–93. Бибкод : 1922SciMo..14...83T .
- ^ Гросс, К.Г. (1998). «Гален и визжащая свинья» . Нейробиолог . 4 (3): 216–221. дои : 10.1177/107385849800400317 . S2CID 72125962 .
- ^ Ллойд, Германия (1996), Фреде, М.; Страйкер, Г. (ред.), «Теории и практики демонстрации у Галена» , Рациональность в греческой мысли , Oxford University Press.
- ^ Бойлан, М. (2007). «Гален: О крови, пульсе и артериях» . Журнал истории биологии . 40 (2): 207–230. дои : 10.1007/s10739-006-9116-2 . ПМИД 18175602 . S2CID 30093918 .
- ^ Маркетос, С.Г.; Скиадас, ПК (1999). «Гален: пионер исследований позвоночника» . Позвоночник . 24 (22): 2358–2362. дои : 10.1097/00007632-199911150-00012 . ISSN 0362-2436 . ПМИД 10586461 .
- ^ Баллестер, LG; Аррисабалага, Дж.; Кабре, М.; Сифуэнтес, Л. (2002). Гален и галенизм: теория и медицинская практика от античности до европейского Возрождения . Рутледж.
- ^ Джонс, А. (2005), Ван Браммелен, Г.; Киньон, М. (ред.), «Математические модели Птолемея и их значение» , «Математика и ремесло историка: лекции Кеннета О. Мэя» , Книги CMS по математике, Springer, стр. 23–42, doi : 10.1007/0- 387-28272-6_3 , ISBN 978-0-387-25284-1
- ^ Гольдштейн, Бернард Р. (2007). «Что нового в Альмагесте Птолемея?» . Нунций . 22 (2): 261–285. дои : 10.1163/182539107X00545 .
- ^ Хамм, Элизабет (2016). «Моделирование небес: Сфиропойя и планетарные гипотезы Птолемея» . Перспективы науки . 24 (4): 416–424. дои : 10.1162/POSC_a_00214 . S2CID 57560804 .
- ^ Берггрен, Дж.Л.; Джонс, А. (2002). География Птолемея: аннотированный перевод теоретических глав . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09259-1 .
- ^ Баркер, Эндрю (2010). «Математическая красота, ставшая слышимой: музыкальная эстетика в гармониках Птолемея» . Классическая филология . 105 (4): 403–420. дои : 10.1086/657028 . S2CID 161714215 .
- ^ Смит, AM (1982). «Поиски Птолемеем закона преломления: пример классической методологии «сохранения видимостей» и ее ограничений» . Архив истории точных наук . 26 (3): 221–240. Бибкод : 1982AHES...26..221S . дои : 10.1007/BF00348501 . JSTOR 41133649 . S2CID 117259123 .
- ^ Ллойд, Германия (1973). Греческая наука после Аристотеля . Нью-Йорк: WWNorton. стр. 131–135 . ISBN 0-393-04371-1 .
- ^ «Краткая история оптики» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ Сидоли, Н. (2014). «Математические таблицы в Альмагесте Птолемея» . История Математики . 41 (1): 13–37. дои : 10.1016/j.hm.2013.10.004 .
- ^ Райли, Марк Т. (1995). «Использование Птолемеем данных своих предшественников» . Труды Американской филологической ассоциации . 125 : 221–250. дои : 10.2307/284353 . JSTOR 284353 .
- ^ Гольдштейн, Бернард Р. (1997). «Спасение явлений: предпосылки планетарной теории Птолемея». Журнал истории астрономии . 28 : 1–12. Бибкод : 1997JHA....28....1G . дои : 10.1177/002182869702800101 . S2CID 118875902 .
Ссылки [ править ]
- Алиото, Энтони М. История западной науки . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1987. ISBN 0-13-392390-8 .
- Барнс, Джонатан. Ранняя греческая философия . Опубликовано Penguin Classics
- Клагетт, Маршалл. Греческая наука в древности . Нью-Йорк: Collier Books, 1955.
- Корнфорд, FM Principium Sapientiæ: Истоки греческой философской мысли . Кембридж: Кембриджский университет. Пр, 1952 г.; Глостер, Массачусетс: Питер Смит, 1971.
- Линдберг, Дэвид К. Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, 600 г. до н.э. - 1450 г. н.э. Чикаго: Университет. Чикаго, 1992 г. ISBN 0-226-48231-6 .
- Ллойд, Германия Аристотель: рост и структура его мысли . Кембридж: Кембриджский университет. Пр, 1968 год. ISBN 0-521-09456-9 .
- Ллойд, Германия Ранняя греческая наука: от Фалеса до Аристотеля . Нью-Йорк: WW Norton & Co, 1970. ISBN 0-393-00583-6 .
- Ллойд, Германия. Греческая наука после Аристотеля . Нью-Йорк: WW Norton & Co, 1973. ISBN 0-393-00780-4 .
- Ллойд, ГЕР Магический разум и опыт: исследования происхождения и развития греческой науки . Кембридж: Кембриджский университет. Пр, 1979.
- Педерсен, Олаф. Ранняя физика и астрономия: историческое введение . 2-е издание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993. ISBN 0-521-40899-7 .
- Шталь, Уильям Х. Римская наука: истоки, развитие и влияние на позднее средневековье . Мэдисон: Университет. Висконсин, 1962 год.
- Тауб, Либа Чайя (2023). Древнегреческая и римская наука: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198736998 .
- Терстон, Хью. Ранняя астрономия . Нью-Йорк: Спрингер, 1994. ISBN 0-387-94822-8 .