Пергамон
Пергам (на древнегреческом языке) | |
Альтернативное название | Пергам |
---|---|
Расположение | Бергама , провинция Измир, Турция |
Область | Эол |
Координаты | 39 ° 07'57 "с.ш. 27 ° 11'03" в.д. / 39,13250 ° с.ш. 27,18417 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
Область | 90 га (220 акров) |
История | |
Культуры | Греческий |
Связано с | Эпигон , Сос Пергамский , Элий Никон , Гален |
Примечания к сайту | |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Официальное название | Пергам и его многослойный культурный ландшафт |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv, vi |
Ссылка | 1457 |
Надпись | 2014 г. (38-я сессия ) |
Область | 332,5 га |
Буферная зона | 476,9 га |
Пергам или Пергам ( / ˈ p ɜːr ɡ ə m ə n / или / ˈ p ɜːr ɡ ə m ɒ n / ; греч . Pergamon ), также называемый современной греческой формой Пергам ( Pergamos ), [а] [1] был богатым и могущественным древнегреческим городом в Эолиде . Он расположен в 26 километрах (16 миль) от современной береговой линии Эгейского моря на мысе на северной стороне реки Кайкус (современный Бакырчай ) и к северо-западу от современного города Бергама , Турция .
В эллинистический период он стал столицей Пергамского королевства в 281–133 годах до нашей эры при династии Атталидов, которая превратила его в один из крупнейших культурных центров греческого мира. Многие остатки его памятников все еще можно увидеть, особенно шедевр Пергамского алтаря . [2] Пергам был самой северной из семи церквей Азии, упомянутых в Нового Завета Книге Откровения . [3]
Центр города расположен на андезитовой горе высотой 335 метров (1100 футов) которая , образовала его акрополь . Эта гора резко обрывается с северной, западной и восточной сторон, но три естественные террасы на южной стороне обеспечивают путь к вершине. К западу от акрополя через город протекает река Селинус (современный Бергамачай), а Цетиус на востоке протекает река (современный Кестельчай).
Пергам был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.
Расположение
[ редактировать ]Пергам расположен на северной окраине равнины Кайкус в историческом регионе Мисия на северо-западе Турции. Река Кайкус в этом месте прорывается через окружающие горы и холмы и течет по широкой дуге на юго-запад. У подножия горного хребта на севере, между реками Селин и Цетий, находится массив Пергам, возвышающийся на 335 метров (1099 футов) над уровнем моря. Участок находится всего в 26 км от моря, но равнина Кайкус не открыта морю, так как путь преграждает массив Карадаг. В результате территория имеет ярко выраженный внутренний характер. В эллинистические времена город Элайя в устье Кайка служил портом Пергама. Климат средиземноморский с сухим периодом с мая по август, как это обычно бывает на западном побережье Малой Азии. [4]
Долина Кайкус в основном сложена вулканическими породами, особенно андезитами, а Пергамский массив также представляет собой интрузивный запас андезита. Массив имеет ширину около километра и длину с севера на юг около 5,5 км. Он состоит из широкого вытянутого основания и относительно небольшой вершины – верхнего города. Сторона, обращенная к реке Цетий, представляет собой острый утес, а сторона, обращенная к Селинусу, немного неровная. На северной стороне скала образует отрог шириной 70 метров (230 футов). К юго-востоку от этого отрога, известного как «Сад Королевы», массив достигает наибольшей высоты и сразу же обрывается на восток. Верхний город простирается еще на 250 метров (820 футов) к югу, но остается очень узким, шириной всего 150 метров (490 футов). На южном конце массив постепенно падает на восток и юг, расширяясь примерно до 350 метров (1150 футов), а затем спускается на равнину к юго-западу. [5]
История
[ редактировать ]Доэллинистический период
[ редактировать ]Поселение Пергама можно обнаружить еще в архаический период благодаря скромным археологическим находкам, особенно фрагментам керамики, импортированных с запада, особенно из восточной Греции и Коринфа , которые датируются концом 8 века до нашей эры. [6] Более раннее жилище бронзового века не может быть продемонстрировано, хотя каменные орудия бронзового века найдены в окрестностях. [7]
Самое раннее упоминание о Пергаме в литературных источниках встречается в Ксенофонта » «Анабасисе , поскольку поход Десяти тысяч под командованием Ксенофонта завершился у Пергама в 400/399 г. до н.э. [8] Ксенофонт, называющий город Пергамом, передал остальную часть своих греческих войск (около 5000 человек по данным Диодора ) Фиброну , который планировал экспедицию против персидских сатрапов Тиссаферна и Фарнабаза , в этом месте в марте 399 г. до н. э. В это время Пергам находился во владении семьи Гонгила из Эретрии грека , благосклонного к империи Ахеменидов , укрывшегося в Малой Азии и получившего территорию Пергама от Ксеркса I , а Ксенофонта принимала его вдова Эллада. [9]
В 362 г. до н. э. Оронт , сатрап Мисии, использовал Пергам как свою базу для неудачного восстания против Персидской империи. [10] Только при Александре Македонском Пергам и его окрестности были выведены из-под персидского контроля. Следов доэллинистического города мало, так как в последующий период местность сильно изменилась и строительство широких террас повлекло за собой снос почти всех более ранних построек. Части храма Афины , а также стены и фундаменты алтаря в святилище Деметры относятся к четвертому веку.
- Возможная чеканка греческого правителя Гонгила в персидской шапке на реверсе как правителя Пергама Империи Ахеменидов . Пергам, Мисия , около 450 г. до н. э. Название города ΠΕΡΓ («ПЕРГ») появляется первым на этих монетах и является первым свидетельством названия города. [11]
Эллинистический период
[ редактировать ]Лисимах , король Фракии , завладел им в 301 г. до н. э., и город был расширен его наместником Филетером . В 281 году до нашей эры Фракийское королевство распалось, и Филетер стал независимым правителем, основав династию Атталидов . Его семья правила Пергамом с 281 по 133 год до нашей эры: Филетер 281–263; Евмен I 263–241; Аттал I 241–197; Евмен II 197–159; Аттал II 159–138; и Аттал III 138–133. Филетер контролировал только Пергам и его ближайшие окрестности, но при Евмене I город приобрел много новых территорий. В частности, после битвы при Сардах в 261 г. до н.э. против Антиоха I , Евмен смог присвоить себе территорию вплоть до побережья и немного вглубь страны. . Несмотря на увеличение своих владений, Евмен не получил королевского титула. В 238 году его преемник Аттал I разгромил галатов , которым Пергамон платил дань при Евмене I. [12] После этого Аттал объявил себя лидером полностью независимого Пергамского царства.
Атталиды стали одними из самых преданных сторонников Рима в эллинистическом мире. Аттал I объединился с Римом против Филиппа V Македонского во время первой и второй македонских войн . Во время римско-селевкидской войны Пергамон присоединился к римской коалиции против Антиоха III и был вознагражден почти всеми бывшими владениями Селевкидов в Малой Азии по Апамейскому миру в 188 г. до н.э. Таким образом, территории королевства достигли наибольшего размера. Эвмен II снова поддержал Рим в Третьей македонской войне , но до римлян дошли слухи о том, что он ведет тайные переговоры с их противником Персеем Македонским . На этом основании Рим отказал Пергаму в какой-либо награде и попытался заменить Евмена будущим Атталом II, который отказался сотрудничать. Эти инциденты стоили Пергаму привилегированного статуса у римлян, которые не предоставили ему никаких дополнительных территорий.
Тем не менее, при братьях Евмене II и Аттале II Пергам достиг своего расцвета и был перестроен в монументальном масштабе. Он сохранял те же размеры в течение длительного периода времени после своего основания Филетэром, охватывая ок. 21 га (52 акра). После 188 г. до н.э. была построена новая массивная городская стена длиной 4 км (2,5 мили) и окружающая территорию площадью около 90 гектаров (220 акров). [13] Целью Атталидов было создание вторых Афин , культурного и художественного центра греческого мира. Они реконструировали свой Акрополь по образцу Акрополя в Афинах, а Пергамская библиотека была известна как вторая после Александрийской библиотеки . Пергам также был процветающим центром производства пергамента , название которого представляет собой искаженное слово pergamenos , что означает «из Пергама». Несмотря на такую этимологию, пергамент использовался в Малой Азии задолго до возникновения города; история о том, что его изобрели Пергамены, чтобы обойти монополию Птолемеев на производство папируса , не соответствует действительности. [14] Сохранившиеся эпиграфические документы показывают, как Атталиды поддерживали рост городов, посылая туда квалифицированных ремесленников и перечисляя налоги. Они позволили греческим городам в своих владениях сохранять номинальную независимость и отправили подарки греческим культурным объектам, таким как Дельфы , Делос и Афины. Два брата Эвмен II и Аттал II продемонстрировали наиболее отличительную черту Атталидов: ярко выраженное чувство семьи без соперничества и интриг, что редко встречается среди эллинистических династий. [15] Аттал II носил эпитет «Филадельф», «тот, кто любит своего брата», а его отношения с Евменом II сравнивались с гармонией между мифическими братьями Клеобисом и Битоном . [16]
Когда Аттал III умер, не оставив наследника в 133 г. до н. э., он завещал Риму весь Пергам. Этому оспорил Аристоник , который утверждал, что он брат Аттала III, и возглавил вооруженное восстание против римлян с помощью Блоссия , известного философа-стоика . Какое-то время он пользовался успехом, победив и убив римского консула П. Лициния Красса и его армию, но потерпел поражение в 129 г. до н. э. от консула М. Перперны . Королевство Атталидов было разделено между Римом, и Каппадокией , причем большая часть его территории стала новой римской провинцией Азии Понтом . Сам город был объявлен свободным и некоторое время служил столицей провинции, прежде чем это отличие было перенесено на Эфес .
Римский период
[ редактировать ]В 88 г. до н.э. Митридат VI Евпатор сделал Пергам своей штаб-квартирой в своей первой войне против Рима, в которой он потерпел поражение. Победившие римляне лишили Пергам всех его благ и статуса свободного города. Отныне город был обязан платить дань, а также размещать и снабжать римские войска, а имущество многих жителей было конфисковано. Импортированные товары из Пергама были среди предметов роскоши, которыми пользовался Лукулл . Представители пергамской аристократии, особенно Диодор Паспар в 70-х годах до н. э., использовали собственные владения для поддержания хороших отношений с Римом, выступая донорами для развития города. Многочисленные почетные надписи указывают на деятельность Паспара и его исключительное положение в Пергаме в это время. [17]
Пергам по-прежнему оставался известным городом и был резиденцией конвента ( регионального собрания). Его неокорат , пожалованный Августом , был первым проявлением императорского культа в провинции Азии. Плиний Старший называет этот город самым важным в провинции. [18] а местная аристократия продолжала достигать высших кругов власти в I веке нашей эры, как, например, Авл Юлий Квадрат , который был консулом в 94 и 105 годах.
Однако только при Траяне и его преемниках произошла комплексная реконструкция и реконструкция со строительством римского «нового города» у подножия Акрополя. Город был первым в провинции, получившим второй неокорат от Траяна в 113/4 году нашей эры. Адриан возвел город в ранг метрополии в 123 году и тем самым возвысил его над местными соперниками, Эфесом и Смирной . Была реализована амбициозная строительная программа: массивные храмы, стадион, театр , огромный форум и амфитеатр были построены . Кроме того, в черте города храм Асклепия (бога врачевания) был превращен в роскошный курорт. Это святилище приобрело славу и считалось одним из самых известных лечебных центров римского мира.
В середине II века Пергам был одним из крупнейших городов провинции с населением около 200 000 человек. Гален , самый известный врач древности после Гиппократа , родился в Пергаме и получил раннее образование в Асклепионе. В начале III века Каракалла даровал городу третий неокорат, но уже наступил упадок. Экономическая мощь Пергама рухнула во время кризиса третьего века , так как город сильно пострадал во время землетрясения в 262 году и был вскоре после этого был разграблен готами . В поздней античности здесь наблюдался ограниченный экономический подъем.
Византийский период
[ редактировать ]был захвачен арабами- набегниками. В 663/4 году нашей эры Пергам впервые [19] В результате продолжающейся арабской угрозы территория поселения отошла к акрополю император Констант II ( годы правления 641–668 ). , который укрепил [19] со стеной толщиной 6 метров (20 футов), построенной из сполии .
В средневизантийский период город входил в состав Фракейской фемы . [19] и со времен Льва VI Мудрого ( годы правления 886–912 ) Фемы Самосской . [20] Источники VII века свидетельствуют о существовании армянской общины в Пергаме, вероятно, сформированной из беженцев от мусульманских завоеваний ; из этой общины родился император Филиппик ( годы правления 711–713 ). [19] [20] В 716 году Пергамон был снова разграблен войсками Масламы ибн Абд аль-Малика . Он был снова перестроен и укреплен после того, как арабы отказались от осады Константинополя в 717–718 годах. [19] [20]
Пергам пострадал от вторжения сельджуков в западную Анатолию после битвы при Манцикерте в 1071 году. Нападения 1109 и 1113 годов в значительной степени разрушили город, который был восстановлен только императором Мануилом I Комнином ( годы правления 1143–1180 ) около 1170 года. стал столицей новой фемы Неокастра , основанной Мануэлем. [19] [20] При Исааке II Ангеле ( годы правления 1185–1195 ) местный престол был повышен до митрополичьего епископства , ранее являвшегося суфражистской епархией митрополии Эфесской . [20]
После разграбления Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода Пергам стал частью Никейской империи . [20] Когда император Феодор II Ласкарис ( годы правления 1254–1285 ) посетил Пергам в 1250 году, ему показали дом Галена, но он увидел, что театр разрушен и, кроме стен, которым он уделил некоторое внимание, остались только своды. над Селинусом показалось ему заслуживающим внимания. Памятники Атталидов и римлян к этому времени представляли собой лишь разграбленные руины.
С расширением анатолийских бейликов был присоединен к бейлику Карасидов Пергам вскоре после 1300 года , а затем завоеван османским бейликом . [20] Османский урны из руин Пергама и разместить их султан Мурад III приказал перевезти две большие алебастровые с двух сторон нефа собора Святой Софии в Стамбуле . [21]
Пергамон в мифе
[ редактировать ]Пергам, основанный Телефом , сыном Геракла , не упоминается в греческих мифах или эпосе архаического или классического периодов. Однако в эпическом цикле миф о Телефе уже связан с областью Мисии. В поисках своей матери Телеф по совету оракула посещает Мисию. Там он становится Тевфранию зятем или приемным сыном Тевтраса и наследует свое королевство , охватывающее территорию между Пергамом и устьем Кайка. Телеф отказывается участвовать в Троянской войне , но сын Эврипил на стороне троянцев сражается его . Этот материал был рассмотрен в ряде трагедий, таких как Эсхил « Миси» , Софокл « Алеады» и Еврипид « Телеф и Авг» , но Пергам, по-видимому, не играл никакой роли ни в одной из них. [22] Адаптация мифа идет не совсем гладко.
Так, с одной стороны, Эврипил, который в результате заимствования мифа должен был входить в династическую линию, не упоминается в гимне, воспеваемом в честь Телефа в Асклепионе. В противном случае на него, похоже, не обратили никакого внимания. [23] Но Пергамены принесли Телефу подношения. [24] а могила его матери Оги находилась в Пергаме близ Кайка. [25] Таким образом, Пергам вошел в троянский эпический цикл, правителем которого, как говорят, был аркадец , сражавшийся вместе с Телефом против Агамемнона , когда он высадился на Кайке, принял его за Трою и начал опустошать землю.
С другой стороны, история основания города была связана с другим мифом – мифом о Пергаме , одноименном герое города. связанных с Троянской войной, как внук Ахилла через его отца Неоптолема и Эетона Фивского циклу мифов , через его мать Андромаху (наложницу Неоптолема после смерти Гектора Трои Он также принадлежал к более широкому ). [26] Говорят, что вместе со своей матерью он бежал в Мисию, где убил правителя Тевфрании и дал городу свое имя. Там он построил герона для своей матери после ее смерти. [27] В менее героической версии Гринос, сын Эврипила, назвал город в его честь в благодарность за услугу. [28] Эти мифические связи кажутся поздними и не засвидетельствованы ранее III века до нашей эры. Роль Пергама оставалась второстепенной, хотя некоторое культовое поклонение ему действительно было. Начиная с римского периода, его изображение появляется на гражданских монетах, и, как говорят, в городе у него была цапля. [29] Тем не менее, он предоставил еще одну, намеренно созданную связь с миром гомеровского эпоса. Митридат VI праздновался в городе как новый Пергам. [30]
Однако для Атталидов решающее значение имела, по-видимому, именно генеалогическая связь с Гераклом, поскольку все остальные эллинистические династии уже давно установили подобные связи: [31] Птолемеи , произошли непосредственно от Геракла [32] Антигониды включили Геракла во время правления Филиппа V , в свое генеалогическое древо не позднее конца III века до нашей эры [33] а Селевкиды заявляли о своем происхождении от Аполлона . [34] Все эти утверждения черпают свое значение из Александра Великого , который заявлял о своем происхождении от Геракла через своего отца Филиппа II . [35]
В своей конструктивной адаптации мифа Атталиды придерживались традиций других, более старых эллинистических династий, которые узаконили себя благодаря божественному происхождению и стремились повысить свой собственный престиж. [36] Жители Пергама с энтузиазмом последовали их примеру и стали называть себя Телефидами ( Τηλεφίδαι ), а сам Пергам в поэтических регистрах именовать «Телефианским городом» ( Τήλεφις πόλις ).
История исследований и раскопок
[ редактировать ]Первое упоминание о Пергаме в письменных источниках после глубокой древности относится к 13 веку. Начиная с Чириако де Пицциколли в 15 веке, это место посещало все больше путешественников и публиковало о нем свои отчеты. Ключевое описание принадлежит Томасу Смиту, который посетил Левант в 1668 году и передал подробное описание Пергама, к которому великие путешественники 17-го века Джейкоб Спон и Джордж Уилер не смогли добавить ничего существенного в своих собственных отчетах. [37]
В конце 18 века эти визиты были подкреплены научным (особенно древнеисторическим) стремлением к исследованиям, воплощенным Марией-Габриэлем-Флораном-Огюстом де Шуазель-Гуффье , путешественницей по Малой Азии и французским послом при Блистательной Порте в Стамбуле. с 1784 по 1791 год. В начале XIX века Чарльз Роберт Кокерелл подготовил подробный отчет, а Отто Магнус фон Штакельберг сделал важные зарисовки. [38] Правильное многостраничное описание с планами, фасадами и видами города и его руин было впервые создано Шарлем Тексье , когда он опубликовал второй том своего «Описания шахтной Азии» . [39]
немецкий инженер Карл Хуман В 1864–1865 годах Пергам впервые посетил . Для строительства дороги из Пергама в Дикили , для которой он провел работу по планированию и топографическим исследованиям, он вернулся в 1869 году и начал интенсивно сосредотачиваться на наследии города. В 1871 году он организовал туда небольшую экспедицию под руководством Эрнста Курциуса . В результате этого короткого, но интенсивного расследования были обнаружены и перевезены в Берлин для детального анализа два фрагмента великого фриза, где они вызвали некоторый, но не большой, интерес. Неясно, кто связал эти фрагменты с упомянутым Луцием Ампелием Большим жертвенником в Пергаме . [40] Однако, когда археолог Александр Конзе взял на себя руководство отделом древней скульптуры Королевских музеев Берлина , он быстро инициировал программу раскопок и защиты памятников, связанных со скульптурой, к которым, как многие подозревали, относится Большой алтарь. . [41]
В результате этих усилий Карлу Хуманну, который в течение предыдущих нескольких лет проводил раскопки на низком уровне в Пергаме и обнаружил, например, архитравную надпись Храма Деметры в 1875 году, было поручено провести работы в область алтаря Зевса в 1878 году, где он продолжал работать до 1886 года. С одобрения Османской империи обнаруженные там рельефы были перевезены в Берлин, где в 1907 году для них был открыт Пергамский музей . Работу продолжил Конзе, который стремился к максимально полному раскрытию и исследованию исторического города и цитадели. За ним с 1900 по 1911 год следовал историк архитектуры Вильгельм Дёрпфельд , ответственный за важнейшие открытия. Под его руководством были открыты Нижняя Агора, Дом Аттала, Гимназий и Святилище Деметры.
Раскопки были прерваны Первой мировой войной и возобновились только в 1927 году под руководством Теодора Виганда , который оставался на этом посту до 1939 года. Он сосредоточился на дальнейших раскопках верхнего города, Асклепиона и Красной базилики . Вторая мировая война также стала причиной перерыва в работах в Пергаме, который продлился до 1957 года. С 1957 по 1968 год Эрих Берингер работал над Асклепионом в частности, но также проводил важные работы по нижнему городу в целом и выполнял изыскательские работы, что расширило знания о сельской местности, окружающей город. В 1971 году, после короткой паузы, Вольфганг Радт сменил его на посту руководителя раскопок и сосредоточил исследования на жилых зданиях Пергама, а также на технических вопросах, таких как система управления водными ресурсами города, которая поддерживала население в 200 000 человек. его высота. Он также реализовал проекты по консервации, которые имели жизненно важное значение для сохранения материальных останков Пергама. С 2006 года раскопками руководил Felix Pirson . [42]
Большая часть находок из раскопок Пергама до Первой мировой войны была перевезена в Пергамский музей в Берлине, а меньшая часть поступила в Стамбульский археологический музей после его открытия в 1891 году. После Первой мировой войны был открыт Бергамский музей . куда поступили все находки, обнаруженные с тех пор.
с геометрическим узором возрастом 1800 лет В мае 2022 года археологи объявили об открытии хорошо сохранившейся напольной мозаики вокруг Красной базилики. [43] [44]
Основные достопримечательности
[ редактировать ]Верхний Акрополь
[ редактировать ]Пергамский алтарь
[ редактировать ]Самым известным сооружением города является монументальный алтарь, иногда называемый Большим алтарем, который, вероятно, был посвящен Зевсу и Афине. Фундаменты до сих пор находятся в Верхнем городе, но остатки Пергамского фриза, первоначально украшавшего его, выставлены в Пергамском музее в Берлине, где в частичной реконструкции установлены вывезенные в Германию части фриза.
Для строительства алтаря необходимая ровная площадка была умело создана посредством террасирования, чтобы можно было ориентировать ее относительно соседнего Храма Афины. было украшено снаружи подробным горельефным изображением Гигантомахии Основание алтаря размером около 36 х 33 метра , битвы между олимпийскими богами и гигантами. Фриз имеет высоту 2,30 метра и общую длину 113 метров, что делает его вторым по длине фризом, сохранившимся с древности, после фриза Парфенона в Афинах. Лестница шириной 20 метров (66 футов), врезанная в основание с западной стороны, ведет к верхнему строению, окруженному колоннадой и состоящему из внутреннего двора с колоннадой, отделенного от лестницы колоннадой. Внутренние стены этой колоннады имели дополнительный фриз, изображающий жизнь Телефа , сына Геракла и мифического основателя Пергама. Высота этого фриза составляет около 1,60 метра, поэтому он явно меньше внешнего фриза. [45] [46]
В новозаветной Книге Откровения восхваляет веру верующих Пергама, которые «живут там, где престол сатаны» автор . [47] что « престол сатаны Многие ученые полагают , » относится к Пергамскому жертвеннику из-за его сходства с гигантским троном . [48]
Театр
[ редактировать ]Хорошо сохранившийся Пергамский театр датируется эллинистическим периодом и вмещает около 10 000 человек на 78 рядах сидений. Его высота составляет 36 метров, это самый крутой из всех древних театров. Зона отдыха ( койлон ) разделена по горизонтали двумя проходами, называемыми диазоматами , и по вертикали лестницами шириной 0,75 метра (2,5 фута) на семь секций в самой нижней части театра и шесть в средней и верхней секциях. Под театром находится терраса длиной 247 метров (810 футов) и шириной до 17,4 метра (57 футов), которая опиралась на высокую подпорную стену и была обрамлена с длинной стороны стоа . Если идти с Верхнего рынка, туда можно было войти из башни в южном конце. На этой террасе не было места для круглого оркестра , что было обычным явлением в греческом театре, поэтому было построено только деревянное здание сцены, которое можно было снести, когда не было спектакля. Таким образом, вид с террасы на храм Диониса в северной части был беспрепятственным. Мраморное здание сцены было построено только в I веке до нашей эры. Дополнительные театры были построены в римский период: один в римском новом городе, а другой в святилище Асклепия. [49] [50]
Храм Траяна (Трайанеум)
[ редактировать ]На самой высокой точке цитадели находится Храм Траяна , Траянеум или Траянеум. Храм также называют Храмом Зевса Филиоса , поскольку в Храме поклонялись Зевсу и Траяну, причем первый делил его со вторым. [51] Храм расположен на подиуме высотой 2,9 метра (9,5 футов) на вершине сводчатой террасы. Сам храм представлял собой коринфский храм- периптер , шириной около 18 метров, с шестью колоннами на коротких сторонах и девятью колоннами на длинных сторонах, а также двумя рядами колонн на антисе . На севере территория была закрыта высокой стоей, а с западной и восточной стороны она была окружена простыми каменными стенами, пока во время правления Адриана не были построены новые стои.
В ходе раскопок в развалинах целлы были найдены фрагменты статуй Траяна и Адриана , в том числе их портретные головы , а также фрагменты культовой статуи Зевса Филиоса. [52]
Храм Диониса
[ редактировать ]В Пергаме Диониса носил прозвище Категемон , «проводник». [53] и ему поклонялись уже в последней трети III века до нашей эры, когда Атталиды сделали его главным богом своей династии. [54] Во II веке до нашей эры Евмен II (вероятно) построил храм Диониса в северном конце театральной террасы. Мраморный храм расположен на подиуме на высоте 4,5 метра над уровнем театральной террасы и представляет собой ионический простильный храм. Пронаос имел четыре колонны в ширину и две колонны в глубину, и к нему вела лестница из двадцати пяти ступеней. [55] Сохранилось лишь несколько следов эллинистической структуры. Большая часть сохранившихся построек возникла в результате реконструкции храма, которая, вероятно, имела место при Каракалле или, возможно, при Адриане . [56]
Храм Афины
[ редактировать ]Самый старый храм Пергама — святилище Афины IV века до нашей эры. Это был обращенный на север дорический храм- периптер с шестью колоннами на короткой стороне и десятью на длинной стороне и целлой , разделенной на две комнаты. Фундаменты размером около 12,70 х 21,80 метра видны и сегодня. Колонны имели высоту около 5,25 метра, диаметр 0,75 метра, расстояние между колоннами 1,62 метра, поэтому колоннада была очень легкой для храма того периода. Этому соответствует форма триглифов , которые обычно состоят из последовательности двух триглифов и двух метопов , но вместо этого состоят из трех триглифов и трех метопов. Колонны храма не рифлены и сохранили выступы , но неясно, было ли это результатом небрежности или незавершенности.
Двухэтажная стоа, окружающая храм с трех сторон, была добавлена при Евмене II вместе с пропилоном в юго-восточном углу, который сейчас находится, в значительной степени реконструированный, в Пергамском музее в Берлине. Балюстрада верхнего уровня северного и восточного стоа была украшена рельефами с изображением оружия в память о военной победе Евмена II. В конструкции смешались ионические колонны и дорические триглифы (из которых сохранились пять триглифов и метопов). На территории святилища Аттал I и Евмен II построили памятники победы, в первую очередь галльские посвящения. Северная стоа, по-видимому, была местом расположения Пергамской библиотеки. [57]
Библиотека
[ редактировать ]Пергамская библиотека была второй по величине в древнегреческом мире после Александрийской библиотеки и содержала не менее 200 000 свитков. Местоположение здания библиотеки неизвестно. После раскопок XIX века его обычно отождествляли с пристройкой северной стои святилища Афины в Верхней цитадели, построенной Евменом II. [58] Однако надписи в гимназии, в которых упоминается библиотека, могут указывать на то, что здание располагалось именно в этом районе. [59] [60]
Другие структуры
[ редактировать ]Другие примечательные сооружения, все еще существующие в верхней части Акрополя, включают:
- Королевские дворцы
- Героон - святыня, где поклонялись царям Пергама, особенно Атталу I и Евмену II. [61]
- Верхняя Агора
- Комплекс римских бань
- Диодор Паспорос герой
- Арсеналы
Сегодня до этого места легко добраться на гондольном подъемнике Бергамского Акрополя от базовой станции на северо-востоке Бергамы.
Нижний Акрополь
[ редактировать ]Гимназия
[ редактировать ]Большая гимназия была построена во II веке до нашей эры на южной стороне Акрополя. Он состоял из трех террас, главный вход находился в юго-восточном углу самой нижней террасы. Самая нижняя и самая южная терраса небольшая и почти свободна от построек. Она известна как Нижняя гимназия и считается гимназией для мальчиков. [62] Средняя терраса имела длину около 250 метров и ширину в центре 70 метров. На его северной стороне находился двухэтажный зал. В восточной части террасы находился небольшой простильный храм коринфского ордера . [63] Крытый стадион , известный как Подвальный стадион, расположен между средней и верхней террасами. [64]
Верхняя терраса имела площадь 150 х 70 квадратных метров, что делало ее самой большой из трех террас. Он представлял собой двор, окруженный стоами и другими постройками, размером примерно 36 х 74 метра. Этот комплекс идентифицируется как палестра и имел лекционный зал в форме театра за северной стоей, который, вероятно, относится к римским временам, и большой банкетный зал в центре. Из стоа можно было попасть в другие помещения неопределенного назначения. На западе находился обращенный на юг ионический храм антов , центральное святилище гимназии. Восточную часть в римские времена заменили банным комплексом . Дальнейшие римские бани были построены к западу от ионического храма. [65]
Святилище Геры
[ редактировать ]Святилище Геры Базилеи («Царицы») находилось к северу от верхней террасы гимназии. Его структура расположена на двух параллельных террасах: южной на высоте около 107,4 метра над уровнем моря и северной на высоте около 109,8 метра над уровнем моря. Храм Геры располагался в центре верхней террасы, обращенной на юг, с экседрой шириной 6 метров (20 футов) на западе и зданием, функция которого очень неясна на востоке. Две террасы были соединены лестницей из одиннадцати ступеней шириной около 7,5 метров, спускающейся с передней части храма.
Храм имел ширину около 7 метров и длину 12 метров и стоял на трехступенчатом фундаменте. Это был дорический четырехстильный простильный храм с тремя триглифами и метопами на каждом пролете антаблемента. Все остальные постройки святилища были построены из трахита , но видимая часть храма была сделана из мрамора или, по крайней мере, имела мраморную облицовку. Основание культового изображения внутри целлы поддерживало три культовые статуи.
Сохранившиеся остатки надписи на архитраве свидетельствуют о том, что здание было храмом Геры Базилеи и что его возвел Аттал II. [66]
Святилище Деметры
[ редактировать ]Святилище Деметры занимало площадь 50 х 110 метров на среднем уровне южного склона цитадели. Святилище было старым; его деятельность можно проследить до четвертого века до нашей эры.
В святилище можно было попасть через пропилон с востока, который вёл во двор, окруженный с трёх сторон стоами. В центре западной половины этого двора стоял ионический храм Деметры , простой храм Антей размером 6,45 х 12,7 метра, с крыльцом в коринфском ордере , пристроенным во времена Антонина Пия . Остальная часть сооружения была эллинистической, построена из местного мрамора и имела мраморный фриз, украшенный букранией . Примерно в 9,5 метрах перед зданием, выходящим на восток, находился алтарь длиной 7 метров и шириной 2,3 метра. Храм и жертвенник были построены для Деметры Филетэром, его братом Эвменом и их матерью Боа.
В восточной части двора перед северной стоей было расположено более десяти рядов сидений для участников мистерий Деметры. На этих местах могли поместиться примерно 800 посвященных. [67]
Другие структуры
[ редактировать ]Нижняя часть Акрополя также содержит следующие сооружения:
- Дом Аттала
- Нижняя Агора и
- ворота Эвмена
У подножия Акрополя
[ редактировать ]Святилище Асклепия (Асклепион)
[ редактировать ]В трех километрах (1,9 мили) к югу от Акрополя (39°7′9″ северной широты и 27°9′56″ восточной долготы), внизу в долине, находится святилище Асклепия , бога исцеления. К святилищу Асклепия, чаще оставляемому непереведенным , Асклепиону (с греческого), а иногда и Асклепию (с латыни), подходили по священному пути длиной 820 метров (2690 футов) с колоннадой. В этом месте люди, имеющие проблемы со здоровьем, могли купаться в воде священного источника, а во сне больных в видении являлся Асклепий, чтобы рассказать им, как вылечить болезнь. Археология обнаружила множество подарков и пожертвований, которые люди делали впоследствии, например, небольшие терракотовые части тела, без сомнения, представляющие то, что было исцелено. Гален , самый известный врач Древней Римской империи и личный врач императора Марка Аврелия , долгие годы работал в Асклепионе. [68]
Известные сохранившиеся постройки в Асклепионе включают:
- римский театр
- Северная Стоа
- Южная Стоа
- Храм Асклепия
- в некоторых источниках упоминается как Храм Зевса Асклепия, или Храм Зевса Асклепия Сотера ( «Сотер» — эпитет, означающий «спаситель» ), поскольку имеются сведения о том, что Л. Куспий Пактумей Руфин , построивший храм храм, посвятил его этому новому синкретическому богу [69] [70] [71]
- круглый лечебный центр (иногда известный как Храм Телесфора)
- целебный источник
- подземный переход
- библиотека
- Виа Текта (или Священный путь, улица с колоннадой, ведущая к святилищу)
- пропилон
Храм Сераписа
[ редактировать ]Другое примечательное сооружение Пергама — великий храм египетских богов Исиды и/или Сераписа , известный сегодня как Красная базилика (или Кызыл Авлу по-турецки), примерно в одном километре (0,62 мили) к югу от Акрополя на высоте (39,7 футов 19 дюймов). с.ш., 27 11' 1" в.д.). Он состоит из главного здания и двух круглых башен на огромной теменосе или священной территории. Башни храма, примыкающие к главному зданию, имели на каждом конце дворы с бассейнами для омовений, окруженные с трех сторон стоами. шириной 193 метра (633 фута) Передний двор Храма Исиды/Сараписа до сих пор поддерживается Пергамским мостом , крупнейшим мостовым сооружением древности. [72]
Согласно христианскому преданию , в 92 году святой Антипа , первый епископ Пергамский, рукоположенный апостолом Иоанном , стал жертвой раннего столкновения между поклонниками Сераписа и христианами . Говорят, что разъяренная толпа сожгла святого Антипу заживо перед храмом в быка напоминающей медной курильнице , , которая представляла быка бога- Аписа . [73] Его мученичество является одним из первых, зафиксированных в христианской истории , и оно отмечено самим Христианским Писанием через послание , посланное Пергамской Церкви в Книге Откровения .
Инфраструктура и жилье
[ редактировать ]Пергам — хороший пример города, который расширялся планомерно и контролируемо.
Филетайрос превратил Пергам из архаичного поселения в укрепленный город. Он или его преемник Аттал I построил стену вокруг всего верхнего города, включая плато на юге, верхнюю агору и некоторые жилища – дальнейшее жилье должно было быть найдено за пределами этих стен. По мере роста города улицы были расширены, а город был монументализирован. [74] При Аттале I в город Филетайрос были внесены некоторые незначительные изменения. [75] Во время правления Евмена II и Аттала II город значительно расширился. [76] Была создана новая сеть улиц и построена новая городская стена с монументальной сторожкой, названной Воротами Эвмена, к югу от Акрополя. Стена с многочисленными воротами теперь окружала весь холм, а не только верхний город и равнину на юго-западе, вплоть до реки Селинус. Были построены многочисленные общественные здания, а также новый рынок к югу от акрополя и новый спортивный зал на востоке. Юго-восточный склон и весь западный склон холма теперь были заселены и открыты улицами.
На план Пергама повлияла чрезвычайная крутизна местности. В результате улицы приходилось поворачивать круто, чтобы подняться на холм можно было максимально комфортно и быстро. Для строительства зданий и планировки агор пришлось провести обширные работы на скале и террасировании. Следствием роста города стало строительство новых зданий поверх старых, поскольку места не хватало.
Помимо этого, во времена Римской империи была заложена новая территория, состоящая из совершенно нового города к западу от реки Селинус со всей необходимой инфраструктурой, включая бани, театры, стадионы и святилища. Этот новый римский город мог расширяться без каких-либо сдерживающих его городских стен из-за отсутствия внешних угроз.
Жилье
[ редактировать ]Как правило, большинство эллинистических домов в Пергаме имели небольшой, расположенный в центре, примерно квадратный двор с комнатами по одной или двум сторонам. Основные комнаты часто располагаются на двух уровнях на северной стороне двора. Широкий проход или колоннада на северной стороне двора часто выходил в фойе, что позволяло попасть в другие помещения. Точное расположение городских кварталов с севера на юг было невозможно из-за топографической ситуации и более раннего строительства. Таким образом, размер и расположение комнат различались от дома к дому. Самое позднее со времен Филетайроса такой вид дворового дома был обычным явлением и с течением времени становился все более распространенным, но не универсальным. Некоторые комплексы были спроектированы как дома Простас , подобные проектам, которые можно увидеть в Приене . У других были широкие залы с колоннами перед главными помещениями на севере. Особенно в этом последнем типе часто есть второй этаж, на который можно подняться по лестнице. Во дворах часто располагались цистерны, в которые собиралась дождевая вода с скатных крыш наверху. Для строительства при Евмене II может быть реконструирован городской квартал размером 35 х 45 м, подверженный значительным изменениям в зависимости от рельефа местности. [77]
Открытые пространства
[ редактировать ]С начала правления Филетайра гражданские события в Пергаме сосредоточивались на Акрополе. Со временем на его южном конце возникла так называемая «Верхняя агора». Во времена правления Аттала I здесь был построен храм Зевса. [78] К северу от этого сооружения находилось многоэтажное здание, вероятно, имевшее функцию, связанную с рыночной площадью. [79] По мере прогрессивного развития открытого пространства эти постройки были снесены, а сама Верхняя Агора взяла на себя более строго коммерческую функцию, оставаясь при этом особым пространством вследствие храма Зевса. В ходе расширения города при Евмене торговый характер Верхней Агоры получил дальнейшее развитие. Ключевыми признаками этого развития являются, прежде всего, залы, построенные при Евмене II, задние палаты которых, вероятно, использовались для торговли. [80] На западе была построена «Западная палата», которая могла служить зданием управления рынком. [81] После этих реконструкций Верхняя Агора стала центром торговли и зрелищ в городе. [82]
В связи со значительным новым строительством в непосредственной близости – реконструкцией Святилища Афины и Пергамского алтаря, а также перепланировкой прилегающей территории – дизайн и организационный принцип Верхней Агоры претерпели дальнейшие изменения. [83] Его характер стал гораздо более эффектным и сосредоточился на двух новых сооружениях, нависающих над ним, особенно на алтаре, который был виден на его террасе снизу, поскольку обычной стоа, окружающей его. в проекте не было [84]
«Нижняя Агора» длиной 80 м и шириной 55 м была построена при Евмене II и существенно не менялась до поздней античности. [85] Как и в случае с Верхней Агорой, прямоугольная форма агоры была адаптирована к крутой местности. Конструкция состояла в общей сложности из трех уровней. Из них Верхний уровень и «Главный уровень» выходили в центральный двор. На нижнем уровне комнаты были только с южной и восточной сторон из-за уклона земли, который через колоннаду вёл наружу. [86] Вся площадь рынка занимала два уровня с большим залом с колоннами в центре, в котором располагались небольшие торговые помещения и разные помещения. [87]
Улицы и мосты
[ редактировать ]Ход главной улицы, которая с серией крутых поворотов поднимается по холму к Акрополю, типичен для уличной системы Пергама. На этой улице находились магазины и склады. [88] Поверхность улицы состояла из андезитовых блоков шириной до 5 метров, длиной 1 метр и глубиной 30 см. На улице была дренажная система, которая спускала воду вниз по склону. Поскольку это была самая важная улица города, качество материалов, использованных при ее строительстве, было очень высоким. [89]
Проект города Филетайроса был сформирован прежде всего косвенными соображениями. Только при Евмене II от этого подхода отказались, и план города начал проявлять признаки общего плана. [90] В отличие от более ранних попыток создать ортогональную систему улиц, для территории вокруг спортзала, похоже, была принята веерообразная конструкция с улицами шириной до четырех метров, очевидно, предназначенная для обеспечения эффективного транспортного потока. В отличие от него, система переулков Филетайроса создана бессистемно, хотя тема еще находится в стадии исследования. [91] [92] Там, где рельеф местности не позволял проложить улицу, вместо этого в качестве соединений были проложены небольшие переулки. Таким образом, в целом существуют большие, широкие улицы ( plateiai ) и маленькие, узкие соединительные улицы ( stenopoi ).
шириной почти 200 метров Пергамский мост под передним двором Красной базилики в центре Бергамы является крупнейшим мостовым сооружением древности. [93]
Водоснабжение
[ редактировать ]Жителей Пергама снабжала водой эффективная система. Помимо цистерн, существовала система из девяти труб (семь эллинистических керамических трубок и два открытых римских канала). Система обеспечивала около 30 000–35 000 кубических метров воды в день.
Акведук Мадрадаг представлял собой керамическую трубу диаметром 18 см, которая уже в эллинистический период доставляла воду в цитадель из источника, находящегося на расстоянии более 40 километров в горах Мадрадаг на высоте 1174 м над уровнем моря. Их значение для истории архитектуры заключается в том, что последние километры от гор через долину глубиной 200 метров (660 футов) до Акрополя. Труба состояла из трех каналов, которые заканчивались в 3 км к северу от цитадели, не доходя до долины, и впадали в бассейн, включавший двойной отстойник . Этот бассейн был на 35 метров выше вершины цитадели. Труба от бассейна до Акрополя состояла всего из одного канала – свинцовой трубы, находящейся под давлением 200 мH2O . Вода смогла пересечь долину между бассейном и цитаделью с помощью этого герметичного трубопровода. Он функционировал как сообщающийся сосуд , так что вода поднималась на высоту цитадели сама по себе благодаря находящейся под давлением трубе. [94]
Надписи
[ редактировать ]Греческие надписи, обнаруженные в Пергаме, включают правила городских служащих, [95] так называемая надпись Астиномой, которая позволила лучше понять греческие муниципальные законы и правила, в том числе порядок ремонта дорог, правила, касающиеся общественного и частного водоснабжения и туалетов.
Известные люди
[ редактировать ]- Эпигон (3 век до н. э.), греческий скульптор.
- Андроник Пергамский (II век до н. э.), посол Атталидов в Риме .
- Битон Пергамский (2 или 3 век до н.э.), греческий писатель и инженер.
- Гегесин Пергамский (ок. 160 г. до н. э.), академический философ.
- Сос Пергамский (II век до н.э.), греческий художник-мозаичник.
- Аполлодор (I век до н.э.), ритор и учитель Августа .
- Кратипп Пергамский (I век до н. э.), перипатетический философ.
- Антипа Пергамский (I век нашей эры), христианский мученик и святой.
- Аристокл (I век нашей эры), греческий софист. [96]
- Элий Никон (2 век нашей эры), греческий архитектор и строитель.
- Эсхрион Пергамский (2 век нашей эры), врач и наставник Галена .
- Гален (ок. 129–200/216 гг. н.э.), греческий врач.
- Орибасий (ок. 320–403 гг. Н.э.), греческий врач.
- Эдезий (4 век), философ-неоплатоник.
- Сосипатра (4 век), философ-неоплатоник.
- Телеф, греческий грамматик [97]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнее происхождение слова «Пергам» часто предполагалось из-за его появления в Библии короля Иакова 17-го века (Откр. 2:12). Однако это была ошибочная реконструкция английских переводчиков, и она не встречается в греческом тексте, в котором используется ни исходный Πέργαμον (Откр. 1:11), ни дательный падеж Περγάμῳ (Откр. 2:12).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ПЕРГАМОН» . www.philologus.gr . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Пергамский алтарь, П. в Зауберне, Национальные музеи Берлина, 1991 г.
- ^ Откровение 1:11.
- ^ Древности Пергама . 1.1, стр. 47–50.
- ^ Древности Пергама . 1.2, стр. 148–152.
- ^ Йорг Шефер: Эллинистическая керамика из Пергама . де Грюйтер, Берлин, 1968, с. 14 ( Исследование Пергамена . Том 2).
- ^ Курт Биттель , «Об истории древнейших поселений на нижней равнине Кайкос», Курт Биттель (ред.): Малая Азия и Византия. Сборник очерков по античности и истории искусств. Представлено в рукописи Мартину Шеде в день его шестидесятилетия 20 октября 1943 года. В. де Грюйтер, Берлин, 1950, стр. 17–29 ( Истанбулские исследования . Том 17).
- ^ Ксенофонт , Анабасис 7.8.8 ; Хелленика 3.1.6 .
- ^ Ксенофонт, Анабасис 7.8.7–8.
- ^ Древности Пергама . 8.2, стр. 578–581 нет. 613.
- ^ Дрейфус, Рене (1996). Пергам: Телефос Фриз из Большого Алтаря; [выставка, Художественный музей Метролопитан, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 16 января - 14 апреля 1996 г....] . Издательство Техасского университета. п. 104. ИСБН 9780884010890 .
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Пергам ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Эррингтон, Р. Малкольм (2008). История эллинистического мира: 323–30 гг. до н.э. Блэквелл История древнего мира. Том. 13. Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 9781444359596 .
- ^ П. Грин, Александр Акциуму. Историческая эволюция эллинистической эпохи , с. 168.
- ^ Элизабет Косметату, «Атталиды Пергама» в книге Эндрю Эрскина, « Спутник эллинистического мира» . Издательство Блэквелл, 2003. стр. 159–174.
- ^ Полибий 22.20.
- ^ О Диодоре Паспаре см. «Древности Пергама» . 15.1, стр. 114–117.
- ^ Плиний, историк Naturalis 5.126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Фосс, Клайв (1991). «Пергамон». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1628. ИСБН 0-19-504652-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Парри, виджей (1960). «Бергама» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1187. OCLC 495469456 .
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 - страница 526
- ^ Йоханнес Шмидт: Телефос . В: Вильгельм Генрих Рошер (ред.): Подробный лексикон греческой и римской мифологии . Том 5, Лейпциг, 1924 г., столбцы 274–308 ( цифровая копия ).
- ^ Павсаний 3.26.10 .
- ^ Павсаний 5.13.3 .
- ^ Павсаний 8.4.9 .
- ^ Павсаний 3.20.8 .
- ^ Павсаний 1.11.2 .
- ↑ Сервий , Комментарий к Вергилия эклогам 6.72.
- ^ Элизабет Косметату: Атталиды Пергама . в Эндрю Эрскине, «Спутник эллинистического мира» . Паб Blackwell, Оксфорд – Молден (Массачусетс), 2003 г., ISBN 0-631-22537-4 стр. 168.
- ^ Кристофер Престиж Джонс: Новые герои в древности: от Ахилла до Антиноя . Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс), 2010 г., ISBN 0-674-03586-0 , с. 36.
- ^ Ульрих Хаттнер : Политическая роль фигуры Геракла в греческом правлении . Ф. Штайнер, Штутгарт 1997 г., ISBN 3-515-07039-7 , стр. 175–190.
- ^ Ульрих Хаттнер : Политическая роль фигуры Геракла в греческом правлении . Ф. Штайнер, Штутгарт 1997 г., ISBN 3-515-07039-7 , стр. 124-128.
- ^ Ульрих Хуттнер: Политическая роль фигуры Геракла в греческом правлении. п. 164.
- ^ Ульрих Хуттнер: Политическая роль фигуры Геракла в греческом правлении. п. 240.
- ^ Ульрих Хуттнер: Политическая роль фигуры Геракла в греческом правлении. стр. 86–124.
- ^ Сабина Мюллер, «Генеалогия и легитимация в эллинистических империях», в Хартвине Брандте, Катрин Келер, Ульрике Зиверт (ред.), Споры между поколениями и внутри поколений и важность родства при смене должностей . Университет Бамберга Пресс, Бамберг, 2009 г., ISBN 978-3-923507-59-7 , стр. 61–82; Ульрих-Вальтер Ганс : Портреты правителей Атталидов. Этюды эллинистической портретной скульптуры в Пергаме . Харрасовиц, Висбаден, 2006 г., ISBN 3-447-05430-1 , стр. 108.
- ^ Древности Пергама . I 1, стр. 3–4.
- ^ Древности Пергама . I 1, стр. 5–11.
- ^ Шарль Тексье, Описание Малой Азии: сделано по заказу французского правительства в 1833–1837 гг.; изобразительное искусство, исторические памятники, планы и топография древних городов . Том 2, Париж, 1849 г., стр. 217–237, табл. 116–127.
- ^ Луций Ампелий, Книга памяти 8: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь высотой сорок футов с величайшими скульптурами; но он содержит гигантомахию.
- ^ Древности Пергама . I 1, стр. 13–16.
- ^ «Презентация истории исследований со времен Карла Хуманна на сайте DAI» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Агентство, Анадолу (30 мая 2022 г.). «1800-летняя мозаика с геометрическим узором, найденная в турецком Пергаме» . Ежедневный Сабах . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ «1800-летняя мозаика с геометрическим узором найдена в древнегреческом городе Пергамон, ныне современной Турции – «Greek City Times»» . 2022-06-02 . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ О Пергамском алтаре см. Вольф-Дитер Хейльмейер (ред.), Пергамский алтарь. Новая презентация после реставрации фриза телефоса . Васмут, Тюбинген, 1997 г., ISBN 3-8030-1045-4 ; Хуберта Херес и Фолькер Кестнер: Пергамский алтарь . Заберн, Майнц, 2004 г. ISBN 3-8053-3307-2
- ^ Такер, стр. 28–29.
- ^ Откровение 2:13
- ↑ Йоманс, С., Древний Пергамон , статья Bible History Daily , опубликованная в 2013 г., по состоянию на 10 октября 2018 г.
- ^ Древности Пергама . IV; Готфрид Грубен: Храмы греков . 3-е издание. Хирмер, Мюнхен, 1980, стр. 439–440.
- ^ «Театр Акрополь в Пергаме, Турция» . www.whitman.edu . Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ Джонс, КП (1996). «Панэлленион» . Хирон . 26 . Немецкий археологический институт: 33. doi : 10.34780/BF9A-21F6 . Проверено 17 сентября 2023 г.
На самом деле храм мог быть предназначен для поклонения как Зевсу, так и Адриану, причем последний был синнаосом с первым, поскольку Траян делил храм Зевса Филиоса в Пергаме.
- ^ О Траянеуме: Йенс Романн: Капитальное производство Римской империи в Пергаме . В. де Грюйтер, Берлин – Нью-Йорк, 1998 г., ISBN 3-11-015555-9 , стр. 8–38 ( Pergamene Research . Vol. 10); Древности Пергама . Том 2; более ранние исследования в книге «Готфрид Грубен: Храмы греков» . 3-е издание. Хирмер, Мюнхен, 1980, стр. 434–435.
- ^ О Дионисе Категемоне см. Эрвин Олемуц: Культы и святилища богов в Пергаме . Вюрцбург, 1940, стр. 99–122.
- ^ Хельмут Мюллер , «Новая эллинистическая эпиграмма о посвящении из Пергама», Хирон 1989, стр. 539–553.
- ^ Вольфганг Радт, Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 189.
- ^ Вольфганг Радт, Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 2005, с. 190.
- ^ Древности Пергама . II; Готфрид Грубен : Храмы греков . 3-е издание. Хирмер, Мюнхен, 1980, стр. 425–429.
- ^ Древности Пергама . II, с. 56-88.
- ^ Харальд Мильш , «Библиотека и коллекция произведений искусства королей Пергама», Archaeological Gazette . 1995, стр. 765–779.
- ^ Кекеч 1989, с. 40.
- ^ Бергама (Пергам)-Ахисар (Фиатира). Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine , доступ 24 сентября 2007 г.
- ^ На нижней террасе: Древности Пергама . VI, стр. 5–6, 19–27.
- ^ Древности Пергама . VI, стр. 40–43.
- ^ О Средней гимназии: Древности Пергама . VI, стр. 5, 28–43.
- ^ На верхней террасе: Древности Пергама . VI, стр. 4, 43–79.
- ^ О святилище Геры: Altertümer von Pergamon . VI, стр. 102–110, Таблицы I–II, IV–V, VI–VII, VIII, X–XI, XVIII, XXXII, XXXIII, XXXIV, XXXV.
- ^ О святилище Деметры см.: Древности Пергама . XIII; более ранние исследования Готфрида Грубена, «Храмы греков» . 3-е издание. Хирмер, Мюнхен, 1980, стр. 437–440.
- ^ Такер, с. 36.
- ^ Плог, Гислен Э. [Элизабет] ван дер (апрель 2016 г.). Влияние Римской империи на культ Асклепия (кандидатская диссертация). Университет Уорика . п. 142 . Проверено 17 сентября 2023 г.
Казалось бы, Адриан оказал определенное влияние на Пергамское святилище, и это лучше всего выражено в создании здесь нового бога, синкретического вселенского божества Зевса-Асклепия, которому на этом месте был построен храм.
- ^ Хабихт, Кристиан; Веррле, Михаэль; Немецкий археологический институт (1969). Надписи Асклепиона . Древности Пергама (на немецком языке). Том 8. Берлин: Вальтер де Грюйтер и компания, с. 13. ISBN 9783110011975 . ISSN 1868-9876 . ОСЛК 2517016 .
- ^ Мелфи, Милена (2010). «Восстановление мифа об Асклепии в святилище Эпидавра в римский период». В Ризакесе, АД; Лепениоти, Кл. Э. (ред.). Экономика и культура Римской империи: преемственность и инновации . Римский Пелопоннес. Том. 3. Афина: Kentron Hellēnikēs kai Rōmaikēs Archaiotētos. стр. 329–340. ISBN 9789607905543 . OCLC 50169190 . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Греве и Озис 1994 , стр. 350, 352
- ^ Такер, с. 34.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 27.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 30.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 33.
- ^ Древности Пергама . XV3.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 93.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 90.
- ^ Клаус Райдт, «Верхняя Агора. О развитии эллинистического центра города Пергама». Стамбульские уведомления. Том 42 (1992) с. 263.
- ^ Клаус Райдт, «Верхняя Агора. О развитии эллинистического центра города Пергама». Стамбульские уведомления. Том 42 (1992) с. 264.
- ^ Рут Билфельдт , «Где граждане Пергама? Феноменология гражданской незаметности в городском пространстве королевской резиденции». Стамбульские уведомления. Том 60 (2010), стр. 117–201.
- ^ Клаус Райдт, «Верхняя Агора. О развитии эллинистического центра города Пергама». Стамбульские уведомления. Том 42 (1992) с. 266-7.
- ^ Клаус Райдт, «Верхняя Агора. О развитии эллинистического центра города Пергама». Стамбульские уведомления. Том 42 (1992) с. 267.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 87.
- ^ В. Дёрпфельд, «Работы над Пергамом 1901–1902 гг. Здания», Афинские коммуникации 1902 г.
- ^ Вольфганг Радт: Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт 1999, с. 89.
- ^ Вольфганг Радт, Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт (1999), с. 84.
- ^ Вольфганг Радт, Пергам: История и постройки древнего мегаполиса . Дармштадт, 1999, стр. 84–85.
- ^ Ульрике Вульф, «План города Пергама. О развитии и структуре города от нового основания при Филетайросе до поздней античности», Istanbuler Nachrichten . Том 44 (1994) с. 142-3.
- ^ Ульрике Вульф, «План города Пергама. О развитии и структуре города от нового основания при Филетайросе до поздней античности», Istanbuler Nachrichten . Том 44 (1994), стр. 136–137.
- ^ Вольфганг Радт, «Пергамон 1998», Archaeological Gazette (1999), стр. 309–312.
- ^ Клаус Греве, Юнал Озис и др. «Древние речные сооружения Пергама и Нысы (Турция)», « Древний мир» . Том 25, №. 4 (1994), стр. 348–352 (стр. 350 и 352).
- ^ Борис Илаковац, «Неизвестный метод изготовления римских свинцовых трубок». Лекции на конференции «Вода в Древней Элладе» в Афинах, 4/5. Июнь 1981 года . Институт гидротехники Лейхтвайса, Брауншвейг, 1981, стр. 275–290 ( Институт гидротехники Лейхтвейса при Техническом университете Брауншвейга - Связь 71, ISSN 0343-1223 ).
- ^ Клаффенбах, Г. (1954). «Астиноменская надпись Пергама». Немецкая академия наук. Трактаты. Класс языков, литературы и искусства . 6 .
- ^ "Суда,а.3918" .
- ^ «Суда, § тау.495» .
Библиография
[ редактировать ]- Греве, Клаус; Озис, Юнал (1994). «Древние речные сооружения Пергама и Нысы (Тюркие)». Древний мир (на немецком языке). 25 (4): 348–352.
- Хансен, Эстер В. (1971). Атталиды Пергама . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-0615-3 .
- Кекек, Тевхит (1989). Пергамон . Стамбул: Hitit Color. ISBN 9789757487012 .
- Косметату, Элизабет (2003). «Атталиды Пергама». В Эрскине, Эндрю (ред.). Спутник эллинистического мира . Оксфорд: Блэквелл. стр. 159–174. ISBN 1-4051-3278-7 .
- МакЭведи, Колин (2012). Города классического мира . Пингвин Глобал. ISBN 9781846144288 .
- Надь, Грегори (1998). «Пергамская библиотека как классическая модель». В Кестере, Гельмут (ред.). Пергам: Цитадель Богов . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. стр. 185–232.
- Надь, Грегори (2007). «Идея библиотеки как классическая модель европейской культуры» . Центр эллинистических исследований .
- Такер, Джек (2012). Невинные возвращаются за границу: исследуя древние места Западной Турции . Джек Такер. ISBN 9781478343585 . [ самостоятельный источник ]
- Ксенофонт . Ксенофонт в семи томах . Перевод Браунсона, Карлтона Л. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. том. 1 (1918), т. 1 (1918). 2 (1921), т. 2 (1921). 3 (1922).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хансен, Эстер Вайолет (1971). Атталиды Пергама (2-е исправленное и расширенное изд.). Итака: Издательство Корнельского университета.
- Радт, Вольфганг (1984). Пергам, Археологический справочник (3-е изд.). Стамбул: Турецкая туристическая и автомобильная ассоциация.
- Шипли, Грэм (2000). Греческий мир после Александра 323–30 до н.э. Лондон: Рутледж.
- Уолбанк, Фрэнк В. (1993). Эллинистический мир (Пересмотренная ред.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Древности Пергама
[ редактировать ]Археологические отчеты из Пергама публикуются на немецком языке под названием Altertümer von Pergamon (de Gruyter, Berlin).
- Конзе, Александр (1912). «Город и пейзаж» . Древности Пергама . Я (1). Берлин: де Грюйтер.
- Том I 2: Александр Конзе: Город и пейзаж (1913) Оцифровка
- Том I 3: Александр Конзе (редактор): Город и пейзаж 3: Фридрих Гребер : Акведуки (1913). Оцифровка Оцифровка таблиц для I, 1–3.
- Том I 4: Гюнтер Гарбрехт : Система водоснабжения Пергама (2001)
- Том II: Ричард Бон : Das Heiligtum der Athena Polias Nikephoros [Святилище Афины Полиас Никифор] (1885 г.) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том III 1: Якоб Шраммен : Большой алтарь - Верхняя Агора (1906 г.) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том III 2: Герман Виннефельд : Die Friese des groszen Altars [Фриз Большого алтаря] (1910) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том IV: Ричард Бон: Die Theater-Terrasse [Театральная терраса] (1896). Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том V 1: Георг Каверау - Теодор Виганд : Дворец Цитадели (1930) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том V 2: Герман Стиллер : Das Traianeum [Траянеум]. Берлин, 1895 г. Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том VI: Пол Шазманн: Гимназия. Площадь храма Геры Базилеи [Гимназия. Площадь храма Геры Базилеи] (1923) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том VII 1: Франц Винтер : Скульптуры, кроме алтарных рельефов [Скульптура, кроме алтарных рельефов] (1908) Оцифровка
- Том VII 2: Франц Винтер: Скульптуры, кроме алтарных рельефов [Скульптура, кроме алтарных рельефов] (1908) Оцифровка Оцифровка таблиц
- Том VIII 1: Макс Френкель (редактор): Надписи Пергама (1890 г.) , оцифровка
- Том VIII 2: Макс Френкель (редактор): Надписи Пергама (1895 г.) , оцифровка
- Том VIII 3: Кристиан Хабихт , Михаэль Веррле : Надписи Асклепия (1969)
- Том IX: Эрих Берингер - Фридрих Краусс : Теменос для культа правителя (1937)
- Том X: Акос фон Салай - Эрих Берингер и др.: Эллинистические арсеналы. Сад царицы [Элинистический арсенал. Сад королевы] (1937)
- Том XI 1: Оскар Цигенаус , Джоя де Лука: Асклепион. Южный район Теменос в эллинистические и раннеримские времена [Асклепий. Территория Северного храма и окружающий комплекс в эллинистический и раннеримский периоды] (1968)
- Том XI 2: Оскар Цигенаус, Джоя де Лука: Асклепион. Северный район Теменос и прилегающие к нему комплексы в эллинистическое и раннеримское время [Асклепий. Территория Северного храма и окружающий комплекс в эллинистический и раннеримский периоды] (1975)
- Том XI 3: Оскар Цигенаус: Асклепион. Культовые постройки римских времен на восточной стороне Священного участка [Асклепий. Культовые постройки римского периода на восточной стороне священного места] (1981)
- Том XI 4: Джоя де Лука: Дас Асклепион. Крытая дорога и Халленштрассе. В день Фунде [Асклепий. Виа Текта и Стоас] (1984)
- Том XI 5: Адольф Хоффманн , Джоя де Лука: Асклепион. Квадратные залы и пристройки к ним в римские времена [Асклепий. Залы и связанные с ними пристройки в римский период] (2011)
- Том XII: Клаус Нолен , Вольфганг Радт: Капыкая. Скальное святилище близ Пергама [Капыкая. Святилище на скале недалеко от Пергама] (1978)
- Том XIII: Карл Гельмут Боц: Das Demeter-Heiligtum [Святилище Деметры] (1981)
- Том XIV: Дорис Пинкварт, Вольф Штаммниц, Перистильные дома к западу от Нижней Агоры (1984)
- Том XV 1: Мейнрад Н. Филгес, Вольфганг Радт: Раскопки города. Герой [Раскопки города. Герой] (1986)
- Том XV 2: Клаус Райдт : Раскопки города. Византийский жилой город [Городские раскопки. Византийский жилой город] (1991)
- Том XV 3: Ульрике Вульф : Раскопки города. Эллинистические и римские дома Пергама. Принимая во внимание объекты между Миттель- и Остгассе [Городские раскопки. Эллинистические и римские жилые дома Пергама. В свете исследования территорий между центральной и восточной улицами] (1999).
- Том XV 4: Хольгер Шварцер: Здание с подиумным залом на городских раскопках Пергама. Этюды священных пиршественных залов с подиумами в древности [Здание с подиумным залом в городских раскопках Пергама. Исследования сакральных банкетных залов с приподнятыми платформами в древности] (2008)
- Том XVI 1: Манфред Клинкотт : Византийские укрепления Пергама с их военной и архитектурной историей (2001)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роза Вальдеррама, «Пергам» : краткая история
- Фотоэкскурсия по старому и новому Пергаму, включая музей.
- Театр в Пергаме. Архив античного театра. Характеристики театра и экскурсия по театру в виртуальной реальности
- 3D-визуализация и фотографии Пергама
- Д.К. Феннелл (8 июля 2016 г.). «Соблазнительная элегантность и поразительная жестокость греческого барокко: власть, пафос и престиж в Пергаме и других эллинистических королевствах» . Скрытая причина, видимые последствия .
- Объекты всемирного наследия в Турции
- Пергамон
- Древнегреческие археологические памятники в Турции
- Археологические памятники Эгейского региона
- Здания и сооружения в провинции Измир
- Бывшие населенные пункты Турции
- История провинции Измир
- История Турции
- Новозаветные города
- Туристические достопримечательности провинции Измир
- Азия (римская провинция)
- Населенные пункты древней Эолиды
- Населенные пункты древней Мисии
- Бергамский округ
- Бывшие королевства