Термессос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2022 г. ) |
Термессос (на греческом языке) | |
Расположение | Коркутели , провинция Анталия , Турция |
---|---|
Область | Писидия |
Координаты | 36 ° 58'57 "с.ш. 30 ° 27'53" в.д. / 36,98250 ° с.ш. 30,46472 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
Примечания к сайту | |
Публичный доступ | Да |
Веб-сайт | Археологический памятник и национальный парк Термессос |
Термессос ( греч. Термессос Termēssós ) — Писидии. город [1] построен на высоте около 1000 метров на юго-западной стороне горы Солимос (современный Гюллюк-Даги) в горах Тавр (современный Коркутели , провинция Анталия , Турция ). Он расположен в 17 километрах к северо-западу от Анталии . Он расположен на естественной платформе на склоне Гюллюк-Даги, высота которой достигает 1665 метров.
Термессос – один из наиболее хорошо сохранившихся древних городов Турции. Город был основан Солими, которые упоминаются Гомером в «Илиаде» в связи с легендой о Беллерофонте . [2] Первоначально это было поселение Писидийцев, но оно интегрировалось в греческий мир после Александра Великого завоеваний . На рубеже второго и третьего веков нашей эры, под властью Римской империи , он превратился в процветающий провинциальный город. [1]
Термессос уникален благодаря своей исключительно богатой коллекции надписей , дающей ценную информацию о его истории и культуре. В городе никогда официально не проводились раскопки, но его исследовали и обследовали, что привело к обширным публикациям, содержащим более тысячи надписей. [1] Благодаря своему природному и историческому богатству город включен в национальный парк горы Гюллюк-Термессос . [3]
История
[ редактировать ]Мифический основатель города – Беллерофонт.
То, что известно об истории Термессоса, начинается главным образом с того времени, когда Александр Великий окружил город в 333 г. до н. э.; он сравнил город с орлиным гнездом и в одном из немногих случаев ему не удалось его завоевать. Арриан , один из античных историков, занимавшихся этим событием и зафиксировавший стратегическое значение Термессоса, отмечает, что даже небольшой отряд мог легко защитить его из-за непреодолимых естественных преград, окружающих город. Расположение города на горном перевале между внутренними районами Фригии и равнинами Памфилии описано Аррианом в Анналах 1,26,6. Александр хотел пойти во Фригию из Памфилии, и, по словам Арриана, дорога проходила через Термессос. Есть и другие перевалы, гораздо более низкие и более доступные, поэтому до сих пор остается предметом споров, почему Александр решил подняться на крутой перевал Енице. Говорят даже, что хозяева в Перге направили Александра на ложный путь. Александр потратил много времени и усилий, пытаясь прорваться через проход, который был закрыт термессианами, и поэтому в гневе повернулся к Термессосу и окружил его. Вероятно, потому, что он знал, что не сможет захватить город, Александр не стал предпринимать штурм, а вместо этого двинулся на север и выместил свою ярость на Сагалассос .
По словам Страбона , жители Термессоса называли себя солими, писидийским народом. Их название, как и название горы, произошло от Солимея, анатолийского бога, который позже стал отождествляться с Зевсом , что дало начало культу Зевса Солимеуса . Это имя до сих пор существует как фамилия у некоторых жителей региона Анталии. На монетах Термессоса часто изображается этот бог и указывается его имя.
Историк Диодор подробно описал еще один случай из истории Термессоса. В 319 г. до н.э., после смерти Александра, один из его полководцев, Антигон Монофтальм , провозгласил себя хозяином Малой Азии и отправился на битву со своим соперником Алькетом , опорой которого была Писидия . Его силы насчитывали около 40 000 пехоты, 7 000 кавалеристов и многочисленных слонов. Не сумев победить эти превосходящие силы, Алькетас и его друзья нашли убежище в Термессосе. Термессианцы дали Алькету слово, что помогут ему.
В это время пришел Антигон и разбил лагерь перед городом, добиваясь избавления от своего соперника. Не желая, чтобы их город был втянут в катастрофу из-за македонского иноземца, старейшины города решили передать Алькетас Антигону. Однако молодежь Термессоса захотела сдержать свое слово и отказалась следовать этому плану. Старейшины отправили к Антигону посла, чтобы сообщить ему о своем намерении выдать Алькетас. Согласно секретному плану продолжения борьбы, молодежи Термессоса удалось покинуть город. Узнав о своем неминуемом пленении и предпочтя смерть передаче врагу, Алькетас покончил с собой. Старейшины доставили его труп Антигону. Подвергая труп всевозможным издевательствам в течение трех дней, Антигон покинул Писидию, оставив труп непогребенным. Юноша, сильно возмущаясь случившимся, нашел труп Алкетаса, похоронил его со всеми почестями и воздвиг в его память прекрасный памятник.
Земли Термессоса простирались на юго-восток до залива Атталия (Анталья). Поскольку город имел связь с морем, он был захвачен Птолемеями .
Надпись, найденная в ликийском городе Араша, дает важную информацию о Термессосе. Согласно этой надписи, во II веке до нашей эры Термессос по неизвестным причинам воевал с союзом ликийских городов, а в 189 году до нашей эры снова оказался в битве со своим писидийским соседом Исиндой. была основана колония Термессос Малый В это же время в 85 км на юго-юго-западе ( Ойноанда ) . Термессос вступил в дружеские отношения с Атталом II , царем Пергама , чтобы лучше бороться со своим древним врагом Сельге . Атталос II отметил эту дружбу, построив в Термессосе двухэтажную стою .
Термессос был союзником и сторонником Римской республики . [1] предоставил ему независимый статус и поэтому в 71 г. до н. э. римский сенат ; согласно этому закону гарантировались его свобода и права. Эта независимость сохранялась непрерывно в течение длительного времени, единственным исключением был союз с Аминтой царем Галатии (правил в 36–25 гг. до н.э.). Об этой независимости свидетельствуют также монеты Термессоса, носящие название «Автономный».
В имперский период Термессос стал частью римской провинции Ликия и Памфилия . На рубеже второго и третьего веков нашей эры он превратился в процветающий провинциальный город. [1]
Конец Термессоса наступил, когда его акведук был разрушен в результате землетрясения, разрушив подачу воды в город. Город был заброшен (год неизвестен), что помогает объяснить его замечательную сохранность сегодня.
Сайт сегодня
[ редактировать ]Подход
[ редактировать ]От главной дороги в город ведет крутая дорога. С этой дороги можно увидеть знаменитый перевал Енице , через который вилась древняя дорога, которую термессианцы называли «Королевской улицей», а также эллинистического крепостные стены периода, цистерны и многие другие остатки. Кинг-стрит, построенная во 2 веке нашей эры на средства жителей Термессоса, проходит через городские стены выше и тянется по прямой линии до самого центра города. На стенах к востоку от городских ворот находятся чрезвычайно интересные надписи с предсказаниями на игральных костях. На протяжении всей истории Римской империи верования такого рода — колдовство, магия и суеверия — были широко распространены. Термессианцы, вероятно, очень интересовались гаданиями. Надписи такого типа обычно состоят из четырех-пяти строк и включают числа, которые нужно выбросить на игральных костях, имя бога, которого разыскивают для предсказания, и характер предсказания, данного в советах этого бога.
Главная площадь
[ редактировать ]Город Термессиан, где расположены основные официальные здания, расположен на равнине, немного за внутренними стенами. Самым ярким из этих сооружений является агора , имеющая совершенно особенные архитектурные характеристики. Первый этаж этого открытого рынка возведен на каменных блоках, а к северо-западу от него выдолблены пять больших цистерн. Агора с трех сторон окружена стоами . Согласно надписи, найденной на двухэтажной стое на северо-западе, она была подарена Термессосу Атталом II , царем Пергама (годы правления 150-138 гг. до н.э.) в доказательство своей дружбы. Что касается северо-восточной стои, то она была построена богатым термессианцем по имени Осбарас, вероятно, в подражание стое Аттала. Руины, лежащие к северо-востоку от агоры, должно быть, принадлежат гимназии, но их трудно различить среди всех деревьев. Двухэтажное здание представляло собой внутренний двор, окруженный сводчатыми помещениями. Внешний вид украшен нишами и другими орнаментами дорического ордера. Это сооружение датируется I веком нашей эры.
- Термессос Верхняя городская стена
- Термессос Верхняя городская стена
- Панорама Термессоса
- Термессос Верхняя городская стена
- Средняя школа Термессоса
- Средняя школа Термессоса
- Средняя школа Термессоса
Театр
[ редактировать ]Сразу к востоку от агоры находится театр. Это здание с видом на Памфилийскую равнину, без сомнения, является самым привлекательным на всей равнине Термессос. В нем наиболее ярко проявляются черты римского театра, сохранившего план театра эллинистического периода. Эллинистическая пещера , или полукруглая зона отдыха, разделена на две части диазомой. Над диазомой возвышаются восемь ярусов сидений, под ней - шестнадцать, что позволяет вместить около 4–5 000 зрителей. Большой арочный вход соединяет пещеру с агорой. Южный парадос был покрыт сводами во времена Римской империи, северный остался в своем первоначальном состоянии под открытым небом. Здание сцены демонстрирует черты, характерные для II века нашей эры. Длинная узкая комната — это все, что находится за ней. Он связан с подиумом, где проходила пьеса, пятью дверями, пронизывающими богато украшенный фасад или лоб сканы. Под сценой находятся пять небольших комнат, где содержались дикие животные, прежде чем их забрали в оркестр для боя.
Как и в других классических городах, одеон находится примерно в 100 метрах от театра. Это здание, похожее на небольшой театр, можно датировать I веком до нашей эры. Он хорошо сохранился до уровня крыши и имеет каменную кладку высочайшего качества. Верхний этаж украшен дорическим орнаментом и отделан каменными блоками квадратной огранки, а нижний этаж не украшен и пронизан двумя дверями. Несомненно, изначально здание было крытым, поскольку оно получало свет из одиннадцати больших окон в восточной и западной стенах. Как располагалась эта крыша длиной 25 метров, пока не установлено. Поскольку в настоящее время внутри здания полно земли и щебня, невозможно оценить ни расположение сидений в здании, ни его вместимость. Вместимость, вероятно, не превышала 600–700 человек. Среди обломков были обнаружены куски цветного мрамора, что позволяет предположить, что внутренние стены были украшены мозаикой. Возможно также, что это элегантное здание служило булевтерион или палата совета.
- Панорама театра Термессос
- Театр Термессос
- Термессос Одеон
- Термессос Одеон
- Термессос Неизвестная структура
- Термессос У дороги с колоннадой
Храмы
[ редактировать ]В Термессосе обнаружено шесть храмов разного размера и типа. Четверо находятся возле одеона в месте, которое, должно быть, было священным. Первый находится прямо за одеоном и построен из прекрасной каменной кладки. Было предложено [ кем? ] что это был храм главного бога города Зевса Солимея. Если не считать пятиметровых стен целлы, от этого храма осталось очень мало.
Второй находится недалеко от юго-западного угла одеона. Он имеет целлу размером 5,50 × 5,50 метра и относится к типу простола. Согласно надписи, найденной на еще сохранившемся входе, этот храм был посвящен Артемиде, а здание и культовая статуя внутри были оплачены женщиной по имени Аурелия Армаста и ее мужем на собственные средства. По другую сторону от входа на постаменте с надписью стоит статуя дяди этой женщины. По стилистическим признакам храм можно датировать концом II века нашей эры.
К востоку от храма Артемиды находятся остатки периферического дорического храма с шестью или одиннадцатью колоннами по бокам; это, должно быть, был самый большой храм в Термессосе. Сохранившиеся рельефы и надписи свидетельствуют о том, что он был посвящен Артемиде.
Дальше на восток на высеченной в скале террасе лежат руины меньшего храма. Храм возвышался на высоком подиуме, но какому богу он был посвящен, в настоящее время неизвестно. Вопреки общим правилам классической храмовой архитектуры, вход в него расположен справа, что указывает на то, что он мог принадлежать полубогу или герою. Его можно датировать началом III века нашей эры.
Что касается двух других храмов, то они расположены близ стои Аттала, относятся к коринфскому ордеру и относятся к типу простилоса. Эти храмы, также посвященные пока неизвестным божествам, можно датировать 2 или 3 веком нашей эры.
Другие части города
[ редактировать ]Из всех официальных и культовых зданий, расположенных на этой обширной центральной территории, одно из наиболее интересных представляет собой типичный дом римского периода. Надпись можно увидеть над дверным проемом дорического ордера вдоль западной стены, высота которой достигает шести метров. В этой надписи хозяин дома восхваляется как основатель города. Несомненно, этот дом на самом деле не принадлежал основателю Термессоса. Возможно, это был небольшой подарок, полученный владельцем за выдающиеся заслуги перед городом. Дома такого типа обычно принадлежали дворянам и плутократам. Главный вход ведет в зал, который через второй вход ведет в центральный двор или атриум. В центре двора находится имплювий или бассейн, предназначенный для сбора дождевой воды. Атриум занимал важное место в повседневной жизни таких домов, а также использовался как приемная для гостей. Поэтому его часто демонстративно украшали. Остальные комнаты дома располагались вокруг атриума.
Улица с широкими портиками с магазинами тянулась через город с севера на юг. Пространство между колоннами портиков часто заполнялось статуями успешных спортсменов, в большинстве своем борцов. Основания с надписями для этих статуй все еще на месте, и, читая их, мы можем воссоздать древнее великолепие этой улицы.
Кладбища
[ редактировать ]К югу, западу и северу от города, в основном внутри городских стен, находятся большие кладбища с высеченными в скалах гробницами, одна из которых, предположительно, принадлежала самому Алькетасу. К сожалению, гробница была разграблена охотниками за сокровищами. В самой гробнице между колоннами позади клина была вырезана своего рода решетчатая конструкция; наверху, вероятно, был орнаментальный фриз. Левую часть гробницы украшает изображение конного воина, датируемое IV веком до нашей эры. известно, что юноша Термессоса, сильно потрясенный смертью полководца Алкета, построил для него великолепную гробницу, а историк Диодор сообщает, что Алькет сражался с Антигоном верхом на коне. Эти совпадения позволяют предположить, что это действительно гробница Алькета и что именно он изображен на рельефе.
Саркофаги, спрятанные на протяжении веков среди густой заросли деревьев к юго-западу от города, мгновенно переносят в глубь истории церемонии, в эти саркофаги помещали умерших вместе с их одеждой, украшениями и другим богатым снаряжением. Тела бедняков хоронили в простых каменных, глиняных или деревянных саркофагах. Эти саркофаги, датируемые 2-м и 3-м веками нашей эры, обычно покоятся на высоком постаменте. С другой стороны, в семейных гробницах богатых саркофаги помещались внутри богато украшенной конструкции, построенной в форме умершего вместе с его родословной или именами тех, кому было разрешено быть похороненным рядом с ним. Таким образом, право использования было официально гарантировано. Таким образом можно выяснить историю одной конкретной гробницы. Кроме того, встречаются надписи, призывающие ярость богов не допустить открытия саркофагов и отпугнуть расхитителей могил. В надписях также указаны штрафы, назначенные тем, кто не соблюдал эти правила. Эти штрафы в размере от 300 до 100 000 денариев, обычно выплачиваемые в городскую казну от имени Зевса Солимея, заменяли судебные решения.
- Могила Термессоса Альчетаса Всадника
- Могила Термессос Альчетас
- Термессос Герон
- Скальные могилы Термессос-Альчетас
- Храм Адриана
- Храм Адриана
- Термессос Коринфский храм
Термессос после постепенного упадка был окончательно заброшен в V веке. Среди найденных там останков - стены, Адриана триумфальная арка , цистерны, театр, гимнасий, агора, одеон и героон. Среди гробниц, разбросанных повсюду, можно увидеть необыкновенные гробницы Алькатеса, Агатемероса и украшенные львом саркофаги.
Никаких раскопок в Термессосе пока не проводилось.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ван Нейф, Онно (2021). «Быть термессианцем: местные знания и политика идентичности в писидийском городе». Местные знания и микроидентичности в имперском греческом мире . Издательство Кембриджского университета. п. 163. ИСБН 9781108984973 .
- ^ https://whc.unesco.org/en/tentativelists/1412/ Получено 4 мая.
- ^ http://muze.gov.tr/termessos-en. Архивировано 1 декабря 2016 г. на Wayback Machine. Получено 30 апреля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт. Архивировано 21 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
- Анталия и Термессос
- Папастатопулу А., Вус О. Писидиан Термессос: «Гробница Алкета» в контексте Первой войны диадохов (321-319 гг. до н. э.) [1]
- Папастатопулу А., Вус О. Писидиан Термессос: «Гробница Алкета» в контексте Первой войны диадохов (321-319 гг. до н.э.) (Презентация) [2]
- Фотографии Термессоса с пояснениями. Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- Как добраться до Термессоса
- Веб-сайт Анталии , заархивировано 1 января 2015 г. на Wayback Machine.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Посетите Термессос (американская компания)
- Обширная информация о турецких Archaenews
- Более 300 фотографий за 4 посещения
- Археологические памятники в провинции Анталия
- Населенные пункты Писидии
- Бывшие населенные пункты Турции
- География провинции Анталия
- История провинции Анталия
- Предварительный список всемирного наследия для Турции
- Населенные пункты Византийской империи
- Древнегреческие города в Анатолии
- Католический титулярный видится в Азии
- Римские города Турции.
- Высеченные в скалах гробницы