Ройтеион
Ῥoiteion | |
Расположение | Интепе, провинция Чанаккале , Турция |
---|---|
Область | Повернуть |
Координаты | 40 ° 0'33 "N 26 ° 18'0" E / 40,00917 ° N 26,30000 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | Самое позднее конец 8 века до н.э. |
Ройтеион ( древнегреческий : Ῥοίτειον , латинизированный : Rhoiteion , латынь : Rhoeteum ) — древнегреческий город в северной части Троады в Анатолии , также известный как Ῥοίτιον ἄκρον. [ 1 ] Его территория была ограничена на юге и западе рекой Симоэйс , а на востоке — Офринейоном . Он был расположен на отроге Баба-Кале в Чакал-Тепе к северу от Халилели и к западу от Интепе (ранее известного как Эренкёй) в провинции Чанаккале , Турция. [ 2 ]
Фундамент
[ редактировать ]По словам греческого географа Страбона эпохи Августа , Ройтейон был основан астипалейцами в какой-то момент после падения Трои . [ 3 ] Схолион на текст Аполлония Родосского объяснил происхождение имени как от Ройтеи, дочери Протея , но ученые считают эту этимологию ложной. [ 4 ] Поверхностные исследования, проведенные в 1959 и 1968 годах, позволяют предположить, что это место было заселено греками, по крайней мере, с конца 8 века до нашей эры. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Самый ранний источник, в котором упоминается Ройтеон, - это историк V века до нашей эры Геродот , который упоминает его как один из городов, мимо которых Ксеркс прошел с персидской армией на пути в Грецию в 480 году до нашей эры. [ 6 ] В тот же период, когда Геродот писал , митиленский логограф Гелланик упомянул историю Ройтеиона в книге 1 своей Тройки « » , истории Трои , заявив, что после разграбления Илиона Ройтеион и близлежащий Сигейон разделили павший город. территория между ними. [ 7 ] Ройтеон был одним из актейских городов , над которым Митилини потеряла контроль после окончания митилинейского восстания в 427 г. до н.э. [ 8 ] Весной 424 г. до н.э. изгнанники из Митилини захватили Ройтеон, но вернули контроль над ним Афинам, когда им заплатили выкуп в размере 2000 фокийских статеров . [ 9 ]
Самым большим преимуществом Ройтеона была пригодность его побережья для стоянки кораблей и его расположение на реке Геллеспонт , которая соединяла Черное море с Эгейским морем и Мраморным морем ; когда оно появляется в источниках, то обычно именно по этой причине. Известно, что на его побережье ахейцы выбрасывали на берег свои корабли. [ 10 ] Пелопоннесский афинский флот зашел сюда летом 411 г. до н. э., а в 409 г. до н. э. флот высадился на берег у этих берегов, укрываясь от зимних штормов. [ 11 ] Мыс Эантион на западе территории Ройтеона в римские времена обычно использовался как гавань: [ 12 ] в » Филострата « Жизни Аполлония Тианского , написанной в конце II века нашей эры, Аполлоний находит здесь множество кораблей, стоящих на якоре, и совершает переход на одном, а в 324 году нашей эры флот Лициния провел здесь ночь на якоре, прежде чем отправиться в бой против Криспа. . [ 13 ] В наше время местные жители в то или иное время называли большинство заливов вдоль этого побережья Каранлык Лиманы ( турецкая «скрытая гавань»). [ 14 ]
За пределами мифа (см. ниже «Гробницу Аякса») Ротейон после классического периода редко упоминается. В 335 г. до н. э., перед победой Александра Македонского у близлежащей реки Граник , один из его полководцев, Калас, был отброшен персами и вынужден найти временное убежище в Ройтеоне. [ 15 ] В III веке до нашей эры Мойриас , сын Антифана, гражданин Ройтеона, почитается как проксенос в надписи с Делоса . [ 16 ] В 190 г. до н. э. римский полководец Ливий захватил Ройтеон у македонских войск. [ 17 ] Вскоре после этого, в 188 г. до н.э., после Апамейского договора , Ройтеон стал частью эллинистического Пергамского королевства и находился под властью Илиона . [ 18 ] В начале эллинистического периода Ройтеон, возможно, переместился на 1,8 км к юго-западу от отрога Баба-Кале к месту, известному как Таволия ( 40 ° 00'03 "N 26 ° 16'53" E / 40,00083 ° N 26,28139 ° E ) и оставался там на протяжении всего римского периода. [ 19 ]
Могила Аякса
[ редактировать ]Ройтеон был наиболее известен в древности благодаря гробнице Аякса , греческого героя, погибшего во время Троянских войн , которая располагалась на западе его территории рядом с военным мемориалом в Ин-Тепе (не путать с городом того же города). название на северо-восток). [ 20 ] Ассоциация Ройтеона с местом захоронения теламонийского Аякса (в отличие от локрийского Аякса ) впервые появляется во фрагменте эллинистического поэта Эйфориона Халкидского (начало III в. до н.э.), который пишет: «Пурпурный гиацинт, одна история поэтов такова, что , на Роэтских песках, после падения потомка Эака [т. е. Аякса], ты восстал из его крови с плачем в своей надписи». [ 21 ] Эта история не появляется снова, пока ее не подхватит римский поэт Катулл (ок. 84 – ок. 54 до н. э.), заядлый читатель эллинистической поэзии, [ 22 ] который в стихотворении 65 говорит о безымянной могиле своего утонувшего брата, «[где] под берегом Ретеума лежит тяжелая почва Трои». [ 23 ] В шестой книге » Вергилия « Энеиды , опубликованной полностью после его смерти в 19 г. до н. э., он упоминает, что гробница в Ротейоне — это гробница Деифоба , великого соперника Аякса; Было высказано предположение, что Вергилий делает это, чтобы расстроить ожидания римского читателя, тем самым указывая на то, что Ретеум уже был связан с могилой Аякса. [ 24 ] Напротив, августовец поэт- Овидий в книге 11 « Метаморфоз» говорит о месте «на троянской земле… недалеко от моря, справа от Сигеона , слева от Ретеума», которое не является могилой Аякса или мысом Эантион. (как следует из описания), а вместо этого «старый алтарь Юпитера -оракула, бога грома». [ 25 ]
Географ Страбон , писавший во второй половине правления Августа , сообщает, что император Август вернул роитейцам статую Аякса, которая украшала вершину его погребального кургана, пока Марк Антоний не украл ее, чтобы подарить своей возлюбленной Клеопатре . Затем Страбон объясняет: «Ибо Антоний забрал лучшие посвящения из самых известных храмов, чтобы доставить удовольствие египтянке (т. е. Клеопатре ), но Август вернул их богам». [ 26 ] После правления Августа эта версия мифа стала доминирующей для остальной части Античности. [ 27 ] У Плиния Старшего (середина I века нашей эры) мы слышим о мысе возле Ин-Тепе, который называется Аантион, что означает «место Аякса» (от древнегреческого Αἰάντειον ). [ 28 ] До этого единственное упоминание об этом мысе было в афинской надписи 375 г. до н.э., в которой говорилось о военных действиях полководца Хабрия и в честь «солдат, которые были союзниками в Аянтеоне на Геллеспонте». [ 29 ] Во II веке нашей эры появляются дальнейшие подробности: греческий писатель-путешественник Павсаний утверждал, что местный мисийец сообщил ему, что море смыло вход в гробницу Аякса, а когда местные жители заглянули внутрь, они обнаружили кости человека-великана высотой 11 локтей ( или 5 метров) в высоту. [ 30 ] Эта история напоминает распространенное в греко-римской древности мнение о том, что герои прошлых эпох были намного крупнее современных людей; известным примером является история открытия костей Ореста , сына Агамемнона , которую повествует историк V века до нашей эры Геродот . [ 31 ] Именно в этот период (вероятно, во время правления филэллинского императора Адриана ) курган Аякса был отремонтирован и получил нынешний свод, что предполагает местные инвестиции в то, что стало великой достопримечательностью Ройтеона. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Rhoeteum
- ^ Кук (1973) 77–90 с рис. 3.
- ^ Страбон 13.1.42.
- ^ Схолия об Аполлонии Родосском , Argonautica 1.929 (изд. Венделя), ср. Схолия на Ликофроне 583, 1161; Бюрхнер, RE IA полковник. 1006
- ^ Кук (1973) 80–1.
- ^ Геродот , 7.43.2.
- ^ Hellanicus , FGrHist 4 F 25b = Страбон 13.1.42.
- ^ IG I 3 71.III.126 (восстановлен), ИГ I 3 77.IV.16. См. Карузи (2003) 32–3.
- ^ Фукидид 4.52.2, Каллет-Маркс (1993) 155–9.
- ^ Трифиодор , Илиу Персис 216, Либаний , Орационес 1.15, Схолия о Гомере , Илиада 7.339b1, 14.36, 23.365, Схолия о Ликофроне 276, 581.
- ^ Фукидид 8.101.3, Ксенофонт , Элленика 1.1.2.
- ^ Кук (1973) 86–7.
- ^ Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 4.13, Зосима 2.23–4.
- ^ Кук (1973) 83.
- ^ Диодор Сицилийский 17.7.10
- ^ IG XI (4) 582. Другие граждане Ройтеона были идентифицированы Луи Робертом: Л. Робер, Etudes de Numismatique Grecque (1951) 10 n. 5, Л. Роберт, Древние монеты Троады (1966) 19 н. 1.
- ^ Аппиан , сирийский 23.
- ^ Страбон 13.1.39.
- ^ Кук (1973) 83–6. Это может объяснить любопытный отрывок в Элиане , De Natura Animalium 25.16, в котором популяция Ройтеона вытеснена нашествием многоножек : Кук (1973) 86, Карузи (2003) 32.
- ^ Кук (1973) 82 н. 6, 88–9.
- ^ Эйфорион Халкидский , фр. 40 Пауэлл. Ретейский берег появляется в « Аргонавтике» (1.929) эллинистического поэта Аполлония Родосского (начало III века до н.э.) без какого-либо упоминания о связи с Аяксом.
- ^ Поэма Катулла 66 представляет собой перевод и адаптацию так называемой Coma Berenices , отрывка из Аитии известного эллинистического поэта Каллимаха .
- ^ Катулл Карм. 65.8.
- ^ Вергилий , Энеида 6.505; Блейш (1999) 194–6. Стихотворение «Кулекс» в Приложении «Вергилиана» , которое в строках 311ff содержит намек на теломонианского Аякса, похороненного в Ройтеионе и которое, как и остальная часть этого сборника, претендует на подлинные ювеналии Вергилия , уже давно признано поддельным и, вероятно, будет датируется царствованием Тиберия .
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.196–8, ср. Овидий , Ибис 283.
- ^ Страбон 13.1.30.
- ^ Помпоний Мела 1.96, Плиний Старший , Естественная история 5.125, Пс-Аполлодор , Библиотека 5.7, Павсаний 1.35.3, Лукиан , Харон sive contemplates 23, Филострат Лемносский , Герой Олеарий с. 738 строка 18, Тертуллиан , De Anima 46, Dictys Cretensis 5.15, Схолия о Гомере , Илиада 12.118b, Схолия о Софокле , Аякса 4. Схолия Гипотезы
- ^ Плиний Старший , Naturalis History 5.125. Начиная со II века нашей эры, Αἰάντειον также писалось как Αἰάντιον .
- ^ SEG 19 204 фр. b.2–3: [οἱ στρατι]ῶται οἱ ἐν τ[ῶι Aἰ]ante[i]ω̣i τῶι [ἐν Ελλησπο]ντοι σ[ymmah]esa[me]νοι , 'солдаты, которые были (нашими) союзниками в Аиантионе на Геллеспонте».
- ^ Павсаний 1.35.3.
- ^ Геродот 1.67–8.
- ^ Кук (1973) 88–9.
Библиография
[ редактировать ]- Л. Бюрхнер, RE IA (1914) св. Ῥοίτειον , колл. 1006–7.
- Л. Робер, Исследования по греческой нумизматике (Париж, 1951).
- Л. Робер, Древние монеты Троады (Женева, 1966).
- Дж. М. Кук, Троуд (Оксфорд, 1973) 77–90.
- Л. Каллет-Маркс, Деньги, расходы и военно-морская мощь в истории Фукидида, 1–5.24 (Беркли, 1993).
- П. Блейш, «Пустая гробница в Ретеуме: Деифоб и проблема прошлого в Энеиде 6.494–547» Classical Antiquity 18.2 (1999) 187–226.
- К. Карузи, Острова и Переас в Малой Азии (Пиза, 2003 г.) 32–3.
- С. Митчелл, «Ройтеион» в М.Х. Хансене и Т.Х. Нильсене (ред.), Опись архаических и классических полисов (Оксфорд, 2004), вып. 790.