Фукидид
Фукидид | |
---|---|
Фукидид | |
![]() Гипсовый бюст Фукидида в Пушкинском музее , созданный на основе римской копии греческого оригинала начала четвертого века до нашей эры, находящегося в Холкхэм-холле. | |
Рожденный | в. 460 г. до н. э. [1] [2] |
Умер | в. 400 г. до н.э. |
Род занятий | Историк , генерал |
Заметная работа | История Пелопоннесской войны |
Родственники | Олорос (отец) |
Фукидид ( / θ ( j ) uː ˈ s ɪ d ɪ ˌ d iː z / , thew - SID -ih-deez ; древнегреческий : Θουκυδίδης , латинизированный : Thoukudídēs [tʰuːkydƐdɛːs] ; ок. 460 – ок. до н . э.) был Афинский историк и полководец. В его «Истории Пелопоннесской войны» рассказывается о в пятом веке до нашей эры, войне между Спартой и Афинами продолжавшейся до 411 года до нашей эры. называли Фукидида отцом « научной истории Те, кто принимает его утверждения о том, что он применял строгие стандарты беспристрастности, сбора доказательств и анализа причин и следствий, без ссылки на вмешательство богов , » , как это указано во введении к его книге «История науки». работа. [3] [4] [5]
Фукидида называют отцом школы политического реализма , которая рассматривает политическое поведение людей и последующие результаты отношений между государствами как в конечном итоге опосредованных и построенных на страхе и корысти . [6] Его текст до сих пор изучают в университетах и военных колледжах по всему миру. [7] Мелийский диалог считается основополагающим текстом теории международных отношений , а его версия « Надгробной речи Перикла» широко изучается политическими теоретиками, историками и исследователями классиков . В более общем плане Фукидид развил понимание человеческой природы , чтобы объяснить поведение во время таких кризисов, как чума , массовые убийства и войны. [8]
Жизнь [ править ]
Несмотря на его статус историка, современные историки относительно мало знают о жизни Фукидида. Наиболее достоверные сведения содержатся в его собственной «Истории Пелопоннесской войны» , в которой он упоминает свою национальность, отцовство и место рождения. Фукидид говорит, что он участвовал в войне, заразился чумой и был изгнан демократией . Возможно, он также участвовал в подавлении самосского восстания . [9]
классического периода Свидетельства
Фукидид называет себя афинянином , сообщая нам, что его отца звали Олор и что он происходил из дема Галимуса афинского . [10] До сих пор существует несколько сомнительный анекдот из его молодости. Будучи еще юношей 10–12 лет, он и его отец должны были отправиться на агору Афин , где юный Фукидид услышал лекцию историка Геродота . По некоторым сведениям, юный Фукидид заплакал от радости, выслушав лекцию, решив, что написание истории станет призванием его жизни. В том же сообщении также утверждается, что после лекции Геродот поговорил с юношей и его отцом, заявив: «Олорос, сын твой, жаждет знаний» . По сути, этот эпизод, скорее всего, взят из более позднего греческого или римского повествования о его жизни. [11] Он пережил Афинскую чуму , [12] который убил Перикла и многих других афинян. Отмечается первое наблюдение приобретенного иммунитета. [13] Он также записывает, что владел золотыми приисками в Скапте-Хиле (буквально «Раскопанный лес»), прибрежной зоне во Фракии , напротив острова Тасос . [14]

Фукидид писал, что из-за своего влияния во фракийском регионе он был отправлен в качестве стратега (генерала) на Тасос в 424 г. до н.э. Зимой 424–423 гг. до н. э. спартанский полководец Брасид напал на Амфиполь , находившийся в полудне пути к западу от Тасоса на фракийском побережье, что спровоцировало битву при Амфиполе . Евкл , афинский полководец в Амфиполе, послал к Фукидиду за помощью. [15] Брасид, зная о присутствии Фукидида на Тасосе и его влиянии на жителей Амфиполя, и опасаясь помощи, прибывающей по морю, действовал быстро, предложив амфиполитанцам умеренные условия их капитуляции, которые они приняли. Таким образом, когда прибыл Фукидид, Амфиполь уже находился под контролем Спарты. [16]
Амфиполь имел большое стратегическое значение, и новости о его падении вызвали большой ужас в Афинах. [17] В этом возложили вину на Фукидида, хотя он утверждал, что это не его вина и что он просто не смог добраться до него вовремя. Из-за того, что ему не удалось спасти Амфиполь , он был сослан : [18]
Я прожил все это, будучи в возрасте, позволяющем понимать события, и обращая на них свое внимание, чтобы узнать о них точную правду. Мне также было суждено быть изгнанником из своей страны в течение двадцати лет после моего командования в Амфиполе ; и, находясь рядом с обеими партиями, и в особенности с пелопоннесцами по причине моего изгнания, я имел свободное время, чтобы наблюдать за делами несколько подробнее.
Используя свой статус изгнанника из Афин, чтобы свободно путешествовать среди пелопоннесских союзников, он смог взглянуть на войну с точки зрения обеих сторон. Фукидид утверждал, что он начал писать свою историю, как только разразилась война, потому что он думал, что это будет одна из величайших войн, которые вели греки по масштабу:
Фукидид, афинянин, написал историю войны между пелопоннесцами и афинянами, начиная с момента ее начала, и полагал, что это будет великая война, более достойная упоминания, чем все предыдущие. [19]
Это все, что Фукидид написал о своей жизни, но из надежных современных источников можно получить еще несколько фактов. Геродот писал, что имя Олорус , имя отца Фукидида, было связано с Фракией и фракийской царственностью. [20] Фукидид, вероятно, был связан через семью с афинским государственным деятелем и полководцем Мильтиадом и его сыном Кимоном , лидерами старой аристократии , вытесненной радикальными демократами . Деда Кимона по материнской линии также звали Олорус, что делает эту связь весьма вероятной. Другой Фукидид жил до историка и также был связан с Фракией, что также делает весьма вероятной семейную связь между ними.

Объединяя все доступные фрагментарные свидетельства, кажется, что его семья владела большим поместьем во Фракии , в котором даже находились золотые прииски и которое позволяло семье добиться значительного и длительного богатства. Безопасность и продолжающееся процветание богатого поместья, должно быть, обусловили необходимость формальных связей с местными королями или вождями, что объясняет принятие отчетливо фракийского царского имени Олорос в семье . Обычно говорят, что после изгнания Фукидид поселился в поместье на постоянное место жительства и, учитывая его обильный доход от золотых приисков, он смог посвятить себя написанию истории и исследованиям на полную ставку. По сути, это был джентльмен с хорошими связями и значительными ресурсами, который после вынужденного ухода из политической и военной сферы решил финансировать свои собственные исторические исследования.
Более поздние источники [ править ]
Остальные свидетельства жизни Фукидида взяты из более поздних и менее надежных древних источников; Марцеллин написал биографию Фукидида примерно через тысячу лет после его смерти. По словам Павсания , некто по имени Энобий принял закон, позволяющий Фукидиду вернуться в Афины , предположительно вскоре после капитуляции города и окончания войны в 404 г. до н.э. Павсаний далее сообщает, что Фукидид был убит на обратном пути в Афины , поместив свою гробницу возле Мелитских ворот . [21] Многие сомневаются в этой версии, видя доказательства, позволяющие предположить, что он жил еще в 397 г. до н.э. или, возможно, немного позже. Плутарх сохраняет традицию, что он был убит в Скапте-Хуле и что его останки были возвращены в Афины, где ему был установлен памятник на . семейном участке Кимона [22] С этим есть проблемы, поскольку это было за пределами демы Фукидида , и традиция восходит к Полемону , который утверждал, что обнаружил именно такой памятник. [23] Дидим упоминает еще одну гробницу во Фракии. [24]
Повествование Фукидида обрывается в середине 411 года до н.э., и этот резкий конец традиционно объясняется его смертью во время написания книги, хотя были выдвинуты и другие объяснения.

Во время описания афинской чумы он отмечает, что старые афиняне, похоже, помнят стих, предсказывающий Дорианскую войну, которая приведет к «чуме» ( loimos ) λοιμός . [25] Позже возник спор, когда некоторые утверждали, что поговорка относилась к наступлению в такой войне «голода» или «голодной смерти» ( лимузины ) λιμός . Фукидид делает вывод, что люди приспосабливают свои воспоминания к своему нынешнему состоянию страданий. Если бы та же ситуация повторилась, но с людьми, переживавшими не мор, а голод, то стих запомнился бы иначе, в виде голодания ( лимос ), тем самым аннулируя устоявшуюся поговорку о чуме ( лоимос ). [26] [27]
Фукидид восхищался Периклом , одобряя его власть над народом и выказывая заметное отвращение к демагогам следовавшим за ним . Он не одобрял ни демократических простолюдинов, ни радикальную демократию, которую провозгласил Перикл, но считал демократию приемлемой, когда ею руководит хороший лидер. [28] Изложение событий Фукидидом в целом беспристрастно; например, он не преуменьшает негативный эффект своей собственной неудачи при Амфиполе . Однако иногда сильные страсти прорываются наружу, как, например, в его резких оценках демократических лидеров Клеона. [29] [30] и Гипербол . [31] Иногда Клеона связывали с изгнанием Фукидида. [32]
Утверждалось, что Фукидид был тронут страданиями, присущими войне, и обеспокоен крайностями, к которым склонна человеческая природа в таких обстоятельствах, как, например, в его анализе злодеяний, совершенных во время гражданского конфликта на Коркире . [33] который включает в себя фразу «война – жестокий учитель » .
История Пелопоннесской войны [ править ]

Фукидид считал Пелопоннесскую войну событием непревзойденной важности. [34] Таким образом, он начал писать Историю в начале войны в 431 году до нашей эры. [35] [36] Он заявил, что его намерением было написать отчет, который станет «достоянием на все времена». [37] « История» обрывается ближе к концу двадцать первого года войны (411 г. до н.э.), после поражения афинян при Сиракузах, и поэтому не дает подробностей о последних семи годах конфликта.
История Пелопоннесской войны продолжала меняться и после окончания войны в 404 г. до н. э., о чем свидетельствует ссылка в Книге I.1.13. [38] до завершения войны. [39] Фукидида» После его смерти «История была разделена на восемь книг: ее современное название — « История Пелопоннесской войны» . Это подразделение, скорее всего, было сделано библиотекарями и архивистами, которые сами были историками и учеными, скорее всего, работавшими в Александрийской библиотеке . [ нужна ссылка ]
Фукидида обычно считают одним из первых настоящих историков. Как и его предшественник Геродот , известный как «отец истории», Фукидид придает большое значение свидетельствам очевидцев и пишет о событиях, в которых он, вероятно, принимал участие. Он также усердно просматривал письменные документы и брал интервью у участников о событиях, которые он записал. В отличие от Геродота, чьи рассказы часто учат, что высокомерие вызывает гнев божеств, Фукидид не признает божественного вмешательства в человеческие дела. [40]
Фукидид оказал широкое историографическое влияние на последующих эллинистических и римских историков, хотя точное описание его стиля по отношению ко многим последующим историкам остается неясным. [41] Читатели в древности часто помещали продолжение стилистического наследия «Истории » в сочинения предполагаемого интеллектуального преемника Фукидида Ксенофонта . В таких чтениях трактаты Ксенофонта часто описывались как попытки «закончить» « Историю » Фукидида . Однако многие из этих интерпретаций вызвали значительный скептицизм среди современных ученых, таких как Диллери, который отвергает точку зрения на интерпретацию Ксенофонта как Фукидида, утверждая, что «современная» история последнего (определяемая как построенная на основе литературных и исторических тем) является противоположностью к рассказу первого в « Элленике» , который расходится с эллинской историографической традицией отсутствием предисловия или введения к тексту и связанным с этим отсутствием «всеобъемлющей концепции», объединяющей историю. [42]
Примечательным отличием между методом написания истории Фукидида и методом современных историков является включение Фукидидом длинных формальных речей, которые, как он утверждает, были литературными реконструкциями, а не цитатами того, что было сказано - или, возможно, того, что, по его мнению, должно было быть сказано. . Возможно, если бы он этого не сделал, суть сказанного вообще не была бы известна — тогда как сегодня существует множество документации — письменных записей, архивов и технологий записи, к которым историки могут обратиться. Таким образом, метод Фукидида помог спасти от забвения его преимущественно устные источники. Мы не знаем, как говорили эти исторические личности. В воссоздании Фукидида используется героический стилистический регистр. Знаменитым примером является надгробная речь Перикла , в которой воздается почести умершим и включается защита демократии:
Вся земля — могила знаменитых людей; их чествуют не только колоннами и надписями на своей земле, но и в чужих странах на памятниках, высеченных не на камне, а в сердцах и умах людей. ( 2:43 )
Стилистически размещение этого отрывка также усиливает контраст с описанием чумы в Афинах, последовавшим сразу за ним, которое графически подчеркивает ужас человеческой смертности, тем самым передавая мощное ощущение правдоподобия:
Хотя многие из них лежали непогребенными, птицы и звери не прикасались к ним или умирали, попробовав их [...]. Тела умирающих людей лежали одно на другом, а полумертвые существа шатались по улицам и собирались вокруг всех фонтанов в стремлении к воде. Священные места, в которых они расположились, также были полны трупов умерших там людей, как и они сами; ибо, когда катастрофа перешла все границы, люди, не зная, что с ними будет, стали одинаково презирать собственность божеств и причитающиеся им долги. Все существовавшие ранее погребальные обряды были полностью нарушены, и тела хоронили, как могли. Многие из-за отсутствия подходящих приспособлений, поскольку многие из их друзей уже умерли, прибегали к самым бесстыдным захоронениям: иногда, напугав тех, кто собрал кучу, они бросали свои собственные трупы на чужой костер и поджигали их. это; иногда они бросали труп, который несли, на другой, горящий, и так уходили. ( 2:52 )
Фукидид опускает обсуждение искусства, литературы или социальной среды, в которой происходят события его книги и в которой он вырос. Он считал себя записывающим событие, а не период, и приложил все усилия, чтобы исключить то, что он считал легкомысленным или посторонним.
и Философские влияния взгляды
Пол Шори называет Фукидида «циником, лишенным морального чувства». [44] Кроме того, он отмечает, что Фукидид считал человеческую природу строго определяемой физическим и социальным окружением, наряду с основными желаниями. [45] Фрэнсис Корнфорд был более тонким: политическое видение Фукидида основывалось на трагическом этическом видении, в котором:
Человек, изолированный от Природы и противостоящий ей, движется по узкому пути, не связанному с тем, что лежит за ее пределами, и освещенному лишь несколькими тусклыми лучами человеческого «предвидения» (γνώμη/ gnome ) или ложными, блуждающими огнями Надежды. . Он несет в себе, самодостаточно, свою судьбу в своем характере: и она, вместе с вытекающими из нее целями, формирует его курс. Это, по мнению Фукидида, все, что мы можем сказать: за исключением того, что время от времени из окружающей тьмы исходят ослепительные удары Фортуны, необъяснимые и непредвиденные». [46]
Работа Фукидида указывает на влияние учения софистов , которое существенно способствовало мышлению и характеру его «Истории» . [47] Возможные доказательства включают его скептические идеи относительно справедливости и морали. [48] также есть элементы В « Истории» , такие как его взгляды на природу, вращающиеся вокруг фактического, эмпирического и неантропоморфического, которые позволяют предположить, что он, по крайней мере, был осведомлен о взглядах таких философов, как Анаксагор и Демокрит . Есть также свидетельства его знаний относительно некоторых корпусов медицинских сочинений Гиппократа. [49]
Фукидида особенно интересовала взаимосвязь между человеческим интеллектом и суждением. [50] Удача и необходимость, [51] и идея о том, что история слишком иррациональна и неисчислима, чтобы ее можно было предсказать. [52]
интерпретация Критическая

Ученые традиционно считали, что Фукидид признал и преподал урок того, что демократии нуждаются в лидерстве, но лидерство может быть опасным для демократии. Лео Штраус (в книге «Город и человек ») обнаруживает проблему в природе афинской демократии, в отношении которой, как он утверждал, Фукидид относился к ней неоднозначно. «Мудрость Фукидида стала возможной» благодаря демократии Перикла, которая привела к освобождению индивидуальной смелости, предприимчивости и вопрошающего духа; это освобождение, позволившее расти безграничным политическим амбициям, привело к империализму и, в конечном итоге, к гражданской розни. [53]
По мнению канадского историка Чарльза Норриса Кокрейна (1889–1945), привередливая преданность Фукидида наблюдаемым явлениям, сосредоточенность на причине и следствии и строгое исключение других факторов предвосхищают научный позитивизм двадцатого века . Кокрейн, сын врача, предположил, что Фукидид в целом (и особенно при описании чумы в ) находился под влиянием методов и мышления ранних писателей-медиков, таких как Гиппократ Косский Афинах . [3]
После Второй мировой войны была одной из забот Фукидида , -классик ученый Жаклин де Ромилли отметила, что проблема афинского империализма и поместила его историю в контекст греческих взглядов на международную политику. С момента появления ее исследования другие ученые продолжили изучение подхода Фукидида к реальной политике . [ нужна ссылка ]
Другие ученые выдвинули на передний план литературные качества «Истории » , которые они видят в повествовательной традиции Гомера и Гесиода и которые касаются концепций справедливости и страдания, обнаруженных у Платона и Аристотеля и подвергнутых сомнению у Эсхила и Софокла . [54] Ричард Нед Лебоу называет Фукидида «последним из трагиков», заявляя, что «Фукидид в значительной степени опирался на эпическую поэзию и трагедию, чтобы построить свою историю, которая, что неудивительно, также построена как повествование». [55] С этой точки зрения, слепое и неумеренное поведение афинян (да и всех других действующих лиц) – хотя, возможно, и присущее человеческой природе – приводит к их падению. Таким образом, его «История» могла бы послужить предостережением лидерам быть более осмотрительными, предупреждая их о том, что кто-то будет проверять их действия с объективностью историка, а не с лестью летописца. [56]
Историк Дж. Б. Бери пишет, что работа Фукидида «маркирует самый длинный и самый решительный шаг, который когда-либо был сделан одним человеком к тому, чтобы сделать историю такой, какая она есть сегодня». [57]
Историк Х. Д. Китто считает, что Фукидид писал о Пелопоннесской войне не потому, что это была самая значительная война в древности, а потому, что она причинила больше всего страданий. Некоторые отрывки из книги Фукидида написаны «с интенсивностью чувств, которую едва ли может превзойти сама Сапфо ». [58]
В своей книге «Открытое общество и его враги » Карл Поппер пишет, что Фукидид был «возможно, величайшим историком, который когда-либо жил». Работа Фукидида, продолжает Поппер, представляет собой «интерпретацию, точку зрения; и в этом нам нет необходимости с ним соглашаться». В войне между афинской демократией и «арестованным олигархическим трайбализмом Спарты» мы никогда не должны забывать «невольную предвзятость» Фукидида и то, что «его сердце не было с Афинами, его родным городом».
Хотя он, по-видимому, не принадлежал к крайнему крылу афинских олигархических клубов, которые на протяжении всей войны вступали в сговор с врагом, он, безусловно, был членом олигархической партии и другом ни афинского народа, демоса, сославшего его , ни его империалистической политики. [59]
Сравнение с Геродотом [ править ]

Фукидид и его непосредственный предшественник Геродот оказали значительное влияние на западную историографию. Фукидид не упоминает своего коллегу по имени, но считается, что его знаменитое вступительное заявление относится к нему: [60] [61]
Слушать репетицию этой истории, поскольку в нее не вставлено никаких басен, возможно, будет не очень приятно. Но тот, кто желает вникнуть в истину того, что было сделано и что (в соответствии с состоянием человечества) может быть сделано снова, или, по крайней мере, им подобное, найдет здесь достаточно, чтобы заставить его думать, что это полезно. И оно составлено скорее для вечного обладания, чем для повторения ради награды. ( 1:22 )
Геродот записывает в своих «Историях» не только события Персидских войн , но и географические и этнографические сведения, а также басни, связанные с ним во время его обширных путешествий. Обычно он не выносит однозначного суждения по поводу услышанного. В случае противоречивых или маловероятных версий он представляет обе стороны, говорит, во что он верит, а затем предлагает читателям принять решение самостоятельно. [62] Конечно, современные историки обычно не учитывают свои личные убеждения, которые являются формой вынесения суждения о событиях и людях, о которых сообщает историк. Сообщается, что произведения Геродота читались на фестивалях, где вручались призы, как, например, во время игр в Олимпии . [63]
Геродот рассматривает историю как источник моральных уроков, а конфликты и войны — как несчастья, проистекающие из первоначальных актов несправедливости, увековеченных в циклах мести. [64] Напротив, Фукидид утверждает, что ограничивается фактическими сообщениями о современных политических и военных событиях, основанными на недвусмысленных рассказах очевидцев из первых рук. [65] хотя, в отличие от Геродота, он не раскрывает своих источников. Фукидид рассматривает жизнь исключительно как политическую жизнь, а историю как политическую историю. Традиционные моральные соображения не играют никакой роли в его анализе политических событий, а географические и этнографические аспекты опускаются или, в лучшем случае, имеют второстепенное значение. Последующие греческие историки, такие как Ктесий , Диодор , Страбон , Полибий и Плутарх, считали сочинения Фукидида образцом правдивой истории. Люциан [66] ссылается на Фукидида как на давшего греческим историкам свой закон , требующий от них сказать, что было сделано ( ὡς ἐπράχθη ). Греческие историки четвертого века до нашей эры признавали, что история носит политический характер и что современная история является настоящей сферой деятельности историка. [67] Цицерон называет Геродота «отцом истории»; [68] тем не менее, греческий писатель Плутарх в своей «Моралии » ( «Этике» ) очернил Геродота, в частности, назвав его « филобарбаром» , «любовником-варваром», в ущерб грекам. [69] Однако, в отличие от Фукидида, все эти авторы продолжали рассматривать историю как источник моральных уроков, тем самым наполняя свои работы личными предубеждениями, обычно отсутствующими в ясных, непредвзятых произведениях Фукидида, сосредоточенных на непредвзятом освещении событий.
Из-за утраты способности читать по-гречески Фукидид и Геродот были в значительной степени забыты в средние века в Западной Европе, хотя их влияние продолжалось в византийском мире. В Европе Геродот стал известен и пользовался большим уважением лишь в конце XVI — начале XVII века как этнограф, отчасти благодаря открытию Америки , где были встречены обычаи и животные, еще более удивительные, чем те, о которых он рассказывал. во время Реформации Более того, информация о странах Ближнего Востока в Истории послужила основой для установления библейской хронологии, отстаиваемой Исааком Ньютоном .
Первый европейский перевод Фукидида (на латынь) был сделан гуманистом Лоренцо Валлой между 1448 и 1452 годами, а первое греческое издание было опубликовано Альдо Мануцио в 1502 году. Однако в эпоху Возрождения Фукидид вызывал меньший интерес среди западноевропейских историков как политический философ, чем его преемник Полибий , [70] хотя Поджо Браччолини утверждал, что находился под его влиянием. Существует не так много свидетельств влияния Фукидида в Никколо Макиавелли книге « Государь » (1513 г.), в которой утверждается, что главной целью нового государя должно быть «поддержание своего государства» [т. е. своей власти] и что, поступая так, он часто вынуждены действовать против веры, человечности и религии. Однако более поздние историки, такие как Дж. Б. Бери , отметили параллели между ними:
Если бы вместо истории Фукидид написал аналитический трактат о политике, с особым упором на Афинскую империю, вполне вероятно, что... он мог бы опередить Макиавелли... [поскольку] весь намек Фукидида на трактовку проблемы История согласуется с фундаментальным постулатом Макиавелли о верховенстве государственного разума . Чтобы сохранить государство, говорил флорентийский мыслитель, «государственный деятель часто вынужден действовать против веры, гуманности и религии». ... Но... истинный Макиавелли, а не сказочный Макиавелли... питал идеал: Италия для итальянцев, Италия, освобожденная от чужака: и на службе этому идеалу он желал видеть свою спекулятивную науку о политике. применяемый. Фукидид не преследовал никаких политических целей: он был чисто историком. Но это было частью метода обоих, направленного на устранение общепринятых чувств и морали. [71]

В семнадцатом веке английский политический философ Томас Гоббс , чей Левиафан выступал за абсолютную монархию, восхищался Фукидидом и в 1628 году первым перевел его сочинения на английский язык непосредственно с греческого. Фукидид, Гоббс и Макиавелли вместе считаются отцами-основателями западного политического реализма , согласно которому государственная политика должна в первую очередь или исключительно фокусироваться на необходимости поддержания военной и экономической мощи , а не на идеалах или этике.
девятнадцатого века Историки -позитивисты подчеркивали то, что они считали серьезностью Фукидида, его научную объективность и его продвинутое обращение с доказательствами. Виртуальный культ развился среди таких немецких философов, как Фридрих Шеллинг , Фридрих Шлегель и Фридрих Ницше , которые утверждали, что «[в Фукидиде], изображенном Человеке, культура самого беспристрастного познания мира обретает свой последний славный цветок». ." Швейцарский историк конца восемнадцатого века Иоганнес фон Мюллер описал Фукидида как «любимого автора величайших и благороднейших людей и одного из лучших учителей мудрости человеческой жизни». [72] Для Эдуарда Мейера , Томаса Бабингтона Маколея и Леопольда фон Ранке , которые положили начало современному написанию истории на основе источников: [73] Фукидид снова стал образцовым историком. [74] [75]
Генералы и государственные деятели любили его: мир, который он рисовал, принадлежал им, это был эксклюзивный клуб влиятельных лиц. Не случайно даже сегодня Фукидид выступает в качестве руководящего духа в военных академиях, неоконсервативных аналитических центрах и трудах таких людей, как Генри Киссинджер ; в то время как Геродот был выбором романистов с богатым воображением (роман Майкла Ондатже «Английский пациент» и основанный на нем фильм увеличили продажи « Историй» до совершенно непредвиденной степени) и — в качестве пищи для изголодавшейся души — столь же изобретательного иностранного корреспондента из Железный занавес Польша, Рышард Капусцинский . [76]
Однако эти историки также восхищались Геродотом, поскольку социальная и этнографическая история все чаще признавалась дополняющей политическую историю. [77] В двадцатом веке эта тенденция породила работы Йохана Хейзинги , Марка Блока и Фернана Броделя , которые стали пионерами изучения долгосрочных культурных и экономических событий и моделей повседневной жизни. Школа «Анналов» , иллюстрирующая это направление, рассматривалась как продолжение традиции Геродота. [78]
В то же время влияние Фукидида становилось все более важным в области международных отношений во время холодной войны, благодаря работам Ганса Моргентау , Лео Штрауса , [79] и Эдвард Карр . [80]
Противоречие между традициями Фукидида и Геродота выходит за рамки исторических исследований. По словам Ирвинга Кристола , самопровозглашенного основателя американского неоконсерватизма , Фукидид написал «любимый неоконсервативный текст по международным делам»; [81] и Фукидид — обязательный текст в Военно-морском колледже , американском учебном заведении, расположенном в Род-Айленде. С другой стороны, Дэниел Мендельсон в рецензии на недавнее издание «Геродота» предполагает, что, по крайней мере, в дни его аспирантуры во время Холодной войны выражение восхищения Фукидидом служило формой самопрезентации:
Быть поклонником « Истории » Фукидида с ее глубоким цинизмом по отношению к политическому, риторическому и идеологическому лицемерию, с ее слишком узнаваемыми главными героями — либеральной, но империалистической демократией и авторитарной олигархией, вовлеченными в войну на истощение ведут , которую на расстоянии окраины империи — должен был рекламировать себя как твердолобого знатока глобальной Realpolitik. [82]
Другой современный историк считает, что [83] Хотя верно, что критическая история «началась с Фукидида, можно также утверждать, что взгляд Геродота на прошлое как на причину того, почему настоящее такое, какое оно есть, и поиск причинно-следственной связи для событий за пределами царств Тихе и богов , было гораздо большим шагом». [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Вирджиния Дж. Хантер, Прошлое и процесс у Геродота и Фукидида , (Princeton University Press, 2017), 4.
- ^ Лучано Канфора , «Биографические неясности и проблемы композиции» , в Антонисе Цакмакисе, Антониосе Ренгакосе (ред.), Спутник Брилла Фукидиду , Брилл , 2006 г. ISBN 978-9-047-40484-2 , стр. 3–31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кокрейн, Чарльз Норрис (1929). Фукидид и историческая наука . Издательство Оксфордского университета . п. 179 .
- ^ Мейер, с. 67; Святого Креста.
- ^ Кораб-Карпович, В. Джулиан (26 июля 2010 г.). «Политический реализм в международных отношениях» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2013 г.) . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Штраус, с. 139.
- ^ Харло, Кэтрин , Морли, Невилл, ред., Фукидид и современный мир: прием, реинтерпретация и влияние от эпохи Возрождения до наших дней . Кембридж, Издательство Кембриджского университета (2012). п. 12
- ^ «Чему Фукидид учит нас о войне, политике и условиях жизни человека» . Война на камнях . 9 августа 2017 года . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны 1.117
- ^ Фукидид 4.104
- ^ Геродот Галикарнасский. Истории . Любляна: Slovenska Matica в Любляне (2003), стр. 22. Оригинальная цитата (на словенском языке): Олорос, твоему сыну не хватает образования .
- ^ Фукидид 2.48.1–3
- ^ Фукидид 2.51.6
- ^ Фукидид 4.105.1
- ^ Фукидид 4.104.1
- ^ Фукидид 4.105 –106.3
- ^ Фукидид 4.108.1–7
- ^ Фукидид 5.26.5
- ^ «Фукидид, Пелопоннесская война, книга 1, глава 1, раздел 1» . data.perseus.org . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ 6.39.1
- ^ Павсаний , Описание Греции , 1.23.9
- ^ Плутарх, Кимон 4.1.2
- ^ Лучано Канфора (2006). «Биографические неясности и проблемы композиции» Антонис Цакмакис, Антониос Ренгакос (ред.). Спутник Брилла Фукидида Брилла , ISBN 978-90-474-0484-2 стр. 6–7, 63–33
- ^ Камфора (2006). п. 8
- ^ «Пришла Дорианская война, а вместе с ней и эпидемия». 2:54.2
- ^ Фукидид, Пелопонесская война, 2:54:2-3.
- ^ Лоуэлл Эдмундс, «Фукидид в процессе письма», Джеффри С. Растен (ред.), Фукидид, Oxford University Press , 2009 г. ISBN 978-0-199-20619-3 стр.91-113, стр.111
- ^ Фукидид 2.65.1
- ^ Фукидид 3.36.6
- ^ Фукидид 4.27 , 5.16.1
- ^ Фукидид 8.73.3
- ^ Марцеллин , Жизнь Фукидида 46
- ^ Фукидид 3.82 –83
- ^ Фукидид 1.1.1
- ^ Фукидид 1.1
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 9
- ^ Фукидид 1.22.4
- ^ Фукидид. Wikisource . . История Пелопоннесской войны - через
- ^ Минотт, Джереми, Война пелопоннесцев и афинян . Кембридж, Издательство Кембриджского университета (2013). п. 11
- ^ Грант, Майкл (1995). Греческие и римские историки: информация и дезинформация . Лондон: Рутледж. стр. 55–56 . ISBN 0-415-11770-4 .
- ^ Хорнблауэр, Саймон, Спофорт, Энтони, Эйдинов, Эстер, Оксфордский классический словарь. Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета (2012). стр. 692–693
- ^ Диллери, Джон, Ксенофонт и история его времен . Лондон, Рутледж (2002).
- ^ «Надгробная речь Перикла» . the-athenaeum.org . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 144.
В примечании цитируется: Пол Шори, «О скрытой этике и психологии Фукидида». - ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 144.
- ^ Бенджамин Эрли, Фукидидов поворот: (пере)интерпретация политической мысли Фукидида до, во время и после Великой войны, Bloomsbury Publishing , 2020 ISBN 978-1-350-12372-4, стр. 40–43 [41], со ссылкой на FM Cornford Cornford , Thucidides Mythistoricus, (1907) Routledge 2014. ISBN 978-1-317-68751-1 стр. 69–70.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 22
На самой странице есть ссылка на сноску, в которой подробно указано, что этот вывод основан на нескольких работах, включая, помимо прочего: «Афины как культурный центр» Мартина Оствальда; Фукидид Джона Х. Финли; Интеллектуальные эксперименты греческого просвещения Фридриха Зольмсена - ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 152.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 147.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 156.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 157.
- ^ Загорин, Перес . Фукидид. (Издательство Принстонского университета, 2015), с. 160.
- ^ Рассетт, с. 45.
- ^ Клиффорд Орвин, Человечество Фукидида , Принстон, 1994.
- ^ Ричард Нед Лебоу, Трагическое видение политики (Cambridge University Press, 2003), стр. 20.
- ^ См. также Уолтер Роберт Коннор, Фукидид (Princeton University Press, 1987).
- ^ Бери, Дж. Б. (1958). Древнегреческие историки . Нью-Йорк: Dover Publications. п. 147.
- ^ Боукер, Стэн (1966). «Китто в Британской Колумбии» . Высоты . XLVI (16).
- ^ Поппер, Карл Раймунд (2013). Открытое общество и его враги . Издательство Принстонского университета. п. 169. ИСБН 978-0-691-15813-6 .
- ^ Люциан, Как писать историю, с. 42
- ^ Фукидид 1.22
- ^ Момильяно, стр. 39, 40.
- ^ Лукиан: Геродот , стр. 1–2.
- ^ Рышард Капусцинский: Путешествие с Геродотом , с. 78.
- ^ Фукидид 1.23
- ^ Лукиан, стр. 25, 41.
- ^ Момильяно, Глава 2, IV.
- ^ Цицерон, Законы 1.5.
- ^ Плутарх, О злобности Геродота , Моралия XI ( Классическая библиотека Леба 426 ).
- ^ Момильяно Глава 2, В.
- ^ Дж. Б. Бери , Древнегреческие историки (Лондон, Макмиллан, 1909), стр. 140–143.
- ^ Йоханнес фон Мюллер, История мира (Бостон: Томас Х. Уэбб и компания, 1842), Vol. 1, с. 61.
- ^ См. Энтони Графтон, Сноска, любопытная история (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1999).
- ^ Момильяно, с. 50.
- ↑ Со своей стороны, Питер Грин отмечает об этих историках тот факт, что «[Фукидид] был сослан за военную некомпетентность, жестоко расправился с ответственным за это человеком и восхвалял как практически непобедимого спартанского полководца, из-за которого он потерял ключевой город Амфиполь их нисколько не беспокоил». Питер Грин (2008), цит.
- ^ (Грин 2008, указ. цит.)
- ^ Момильяно, с. 52.
- ^ Стюарт Кларк (ред.): Школа Анналов: критические оценки , Vol. II, 1999.
- ^ См. эссе о Фукидиде в книге «Возрождение классического политического рационализма: введение в мысль Лео Штрауса – Очерки и лекции Лео Штрауса » под редакцией Томаса Л. Пэнгла ( Чикаго : University of Chicago Press , 1989).
- ↑ См., например, книгу Э. Х. Карра «Двадцатилетний кризис» .
- ^ «Неоконсервативное убеждение» . еженедельный стандарт.com .
- ^ « Оружие и человек : Что Геродот пытался нам сказать?» ( «Житель Нью-Йорка» , 28 апреля 2008 г.)
- ^ Соренсен, Бенджамин (2013). «Наследие Дж. Б. Бери, «прогрессивного» историка Древней Греции» . Сэйбер и Свиток . 2 (2).
Ссылки и дополнительная литература [ править ]
Первоисточники [ править ]
- Геродот Галикарнасский. Истории . Любляна: Словенская Матица в Любляне (2003).
- Фукидид, Пелопоннесская война . Лондон, Дж. М. Дент; Нью-Йорк, Э. П. Даттон (1910). . Классический перевод Ричарда Кроули. Переиздано библиотекой Echo в 2006 году. ISBN 1-4068-0984-5 ОСЛК 173484508
- Фукидид, Пелопоннесская война. Индианаполис, Хакетт (1998); перевод Стивена Латтимора. ISBN 978-0-87220-394-5 .
- Геродот , Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: Издательство Гарвардского университета (1920). ISBN 0-674-99133-8 perseus.tufts.edu .
- Павсаний , Описание Греции , Книги I-II, ( Классическая библиотека Леба ) в переводе WHS Jones; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. (1918). ISBN 0-674-99104-4 . perseus.tufts.edu .
- Плутарх , Жизни , Бернадот Перрен (переводчик), Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. Лондон. Уильям Хайнеманн Лтд. (1914). ISBN 0-674-99053-6 perseus.tufts.edu .
- Знаковый Фукидид , под редакцией Роберта Б. Штрасслера, перевод Ричарда Кроули , аннотированный, индексированный и иллюстрированный, Книга пробного камня, Нью-Йорк, 1996 г. ISBN 0-684-82815-4
- * Фукидид Historiae , 3 т., изд. Джон Баптиста Альберти, Рим, Typis Officinaepolygraphicae, 1972–2000 (стандартное текстовое издание).
Вторичные источники [ править ]
- Корнелиус Касториадис , «Греческий полис и создание демократии» в «Читателе Касториадиса» . Переведено и отредактировано Дэвидом Эймсом Кертисом, Blackwell Publishers Ltd, 1997, стр. 267–289 [Корнелиус Касториадис, « Греческий полис и создание демократии» в Domaines de l'homme. Перекресток Лабиринта II . Париж: Éditions du Seuil, 1986, стр. 261–306].
- Корнелий Касториадис, Фукидид, сила и закон. Что делает Греция . Том 3, Париж: Éditions du Seuil, 2011.
- Коннор, В. Роберт, Фукидид . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1984. ISBN 0-691-03569-5 .
- Девальд, Кэролайн, Военный рассказ Фукидида: структурное исследование . Беркли, Калифорния: University of California Press, 2006 г. (твердый переплет, ISBN 0-520-24127-4 ).
- Финли, Джон Хьюстон-младший, Фукидид . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1947.
- Форд, Стивен, Честолюбие править: Алкивиад и политика империализма у Фукидида . Итака: Издательство Корнельского университета, 1989. ISBN 0-8014-2138-1 .
- Хэнсон, Виктор Дэвис, Невиданная война: как афиняне и спартанцы вели Пелопоннесскую войну . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2005. ISBN 1-4000-6095-8 .
- Хорнблауэр, Саймон, Комментарий к Фукидиду . 2 тома. Оксфорд: Кларендон, 1991–1996. ISBN 0-19-815099-7 (т. 1), ISBN 0-19-927625-0 (т. 2).
- Хорнблауэр, Саймон, Фукидид . Лондон: Дакворт, 1987. ISBN 0-7156-2156-4 .
- Каган, Дональд , Архидамова война . Итака: Издательство Корнельского университета, 1974. ISBN 0-8014-0889-X ОСЛК 1129967 .
- Каган, Дональд , Пелопоннесская война . Нью-Йорк: Викинг Пресс, 2003. ISBN 0-670-03211-5 .
- Келли, Пол, « Фукидид: естественность войны » в книге «Конфликт, война и революция: проблема политики в международной политической мысли». Лондон: LSE Press, 2022. ISBN 978-1-909890-73-2
- Люсе, Т.Дж., Греческие историки . Лондон: Рутледж, 1997. ISBN 0-415-10593-5 .
- Лугинбилл, Р.Д., Фукидид о войне и национальном характере . Боулдер: Вествью, 1999. ISBN 0-8133-3644-9 .
- Момильяно, Арнальдо , Классические основы современной историографии (= Классические лекции Сатера 54). Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990.
- Ново, Эндрю и Джей Паркер, Восстановление Фукидида . Нью-Йорк: Камбрия Пресс, 2020. ISBN 978-1621964742 .
- Орвин, Клиффорд , Человечность Фукидида . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1994. ISBN 0-691-03449-4 .
- Подоксик, Эфраим, «Справедливость, власть и афинский империализм: идеологический момент в истории Фукидида» в журнале «История политической мысли » 26 (1): 21–42, 2005.
- Ромилли, Жаклин де, Фукидид и афинский империализм . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1963. ISBN 0-88143-072-2 .
- Руд, Тим, Фукидид: повествование и объяснение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-927585-8 .
- Рассетт, Брюс (1993). Достижение демократического мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03346-3 .
- де Сент-Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» . Лондон: Дакворт, 1972. стр. XII, 444.
- Штрасслер, Роберт Б., редактор, Знаковый Фукидид: всеобъемлющее руководство по Пелопоннесской войне . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1996. ISBN 0-684-82815-4 .
- Штраус, Лео , Город и человек Чикаго: Рэнд МакНелли, 1964.
- Загорин, Перес , Фукидид: Введение для обычного читателя . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2005. ISBN 0-691-13880-X OCLC 57010364 .
Внешние ссылки [ править ]

- Работы Фукидида в цифровой библиотеке Персея
- Работы Фукидида в Project Gutenberg
- Работы Фукидида или о нем в Интернет-архиве
- Работы Фукидида в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Джебб, Ричард Клаверхаус ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). » энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). стр. 100-1 893–896.
- Краткая библиография Фукидида Лоуэлл Эдмундс, Университет Рутгерса
- Проект «Персей» : Фукидид, Содержание
- Перевод Фукидида Томасом Гоббсом
- Энтони Графтон, «Действительно ли Фукидид сказал правду?» в Slate , октябрь 2009 г.
- Библиография на сайте GreatThinkers.org.
- Работы Фукидида в Сомни :
- Книга «Истории Фукидида» в переводе Лаврентия Валленси . Италия, 1450–1499 гг.
- De bello Peloponnesiaco . Неаполь, 1475 год.
- 470-е гг. до н.э., рождение
- Смерти 400-х годов до нашей эры
- Афиняне V века до н.э.
- Историки V века до нашей эры
- Древние афинские полководцы
- Древние афинские историки
- Греческие историки классической эпохи
- Древнегреческие купцы
- Древние фракийские греки
- Афиняне в Пелопоннесской войне
- Аттические греческие писатели
- Изгоняемые афиняне
- Филаиды
- Политические реалисты