Агнотология

В социологии знаний агнотология , обычно с целью продать продукт, повлиять на мнение (ранее агнатология ) — это исследование преднамеренного, культурно вызванного незнания или сомнения или завоевать расположение, особенно посредством публикации неточных или вводящих в заблуждение научных данных ( дезинформация ). [5] [6] В более общем смысле этот термин включает состояние, при котором большее знание предмета создает большую неопределенность.
Стэнфордского университета Профессор Роберт Н. Проктор приводит табачной промышленности кампанию по связям с общественностью, направленную на создание сомнений относительно вредных последствий употребления табака для здоровья . в качестве яркого примера [7] [8] Дэвид Даннинг из Корнелльского университета предупреждает, что влиятельные круги используют Интернет для «пропаганды невежества». [6]
К агентам культурно-индуцированного невежества относятся средства массовой информации , корпорации и правительственные учреждения посредством секретности и сокрытия информации , уничтожения документов и избирательной памяти . [9] К пассивным причинам относятся структурные информационные пузыри , в том числе отражающие расовые и классовые различия, основанные на доступе к информации .
Агнотология также фокусируется на том, как и почему разнообразные знания не «возникают», игнорируются или задерживаются. Например, знания о тектонике плит подвергались цензуре и откладывались как минимум на десятилетие, поскольку некоторые доказательства оставались засекреченной военной информацией, связанной с подводной войной . [7]
Доступность больших объемов знаний может позволить людям выбирать информацию (фактическую или нет), которая подкрепляет их убеждения. [10] и игнорировать неудобные знания, потребляя повторяющиеся или не содержащие фактов развлечения. Данные о том, как телевидение влияет на зрителей, противоречивы. [11]
Происхождение [ править ]
В США существует культ невежества, и он был всегда. Напряженность антиинтеллектуализма была постоянной нитью, пронизывающей нашу политическую и культурную жизнь, питаемая ложным представлением о том, что демократия означает, что
«Мое невежество так же хорошо, как и ваши знания».
Айзек Азимов , 1980 год. [12]
Этот термин был придуман в 1992 году лингвистом и социальным историком Иэном Боалом. [13] [5] [14] [15] по просьбе Стэнфордского университета профессора Роберта Н. Проктора . [16] Слово основано на неоклассическом греческом слове агносис ( ἄγνωσις , «незнание»; ср. аттический греческий ἄγνωτος , «неизвестный» и -logia ( -λογία ). [7]
Термин «агнотология» впервые появился в печати в сноске к книге профессора Стэнфордского университета Проктора « Раковые войны: как политика формирует то, что мы знаем и не знаем о раке» в 1995 году :
Историки и философы науки склонны относиться к невежеству как к постоянно расширяющемуся вакууму, в который засасываются знания – или даже, как Иоганн Кеплер однажды выразился наука , как к матери, которая должна умереть, чтобы родилась . Невежество, однако, является более сложным, чем это. Он имеет четкую и меняющуюся политическую географию, которая часто является отличным индикатором политики знаний. Нам нужна политическая агнотология, дополняющая наши политические эпистемологии. [17]
В интервью 2001 года о своей гранильной работе с агатом Проктор использовал этот термин, чтобы описать свое исследование «лишь полушутя» как «агнотология». Он связал эти темы, отметив недостаток геологических знаний и изучения агата с момента его первого известного описания Теофрастом в 300 г. до н.э. по сравнению с обширными исследованиями других горных пород и минералов, таких как алмазы , асбест , гранит и уголь . Он сказал, что агат стал «жертвой научной незаинтересованности», той самой «структурированной апатии », которую он называл « социальной конструкцией невежества». [18]
он назвал это «агнотологией, исследованием невежества». Позже в статье The New York Times за 2003 год , посвященной историкам медицины, дающим показания в качестве свидетелей-экспертов , [19]
В 2004 году Лонда Шибингер [20] утверждал, что агнотология задается вопросом, почему люди не знают важной информации и что это может быть «результатом культурной и политической борьбы». [21]
В 2004 году Шибингер предложил более точное определение в статье о научных открытиях XVIII века и гендерных отношениях . [20] и противопоставил ее эпистемологии, теории познания, заявив, что последняя задается вопросом, откуда люди знают, а первая задается вопросом, почему люди не знают : «Невежество часто является не просто отсутствием знания, но результатом культурной и политической борьбы». [21]
Проктор организовал мероприятия вместе с Шибингером, его женой и коллегой-профессором истории науки. [22] [9] В 2008 году они опубликовали антологию под названием «Агнотология: создание и уничтожение невежества» , которая «предлагает новую теоретическую перспективу для расширения традиционных вопросов о том, «откуда мы знаем», чтобы задаться вопросом: почему мы не знаем того, чего не знаем? " Они помещают агнотологию в область эпистемологии . [23]
Примеры [ править ]
Некоторые другие примеры, предложенные Проктором, включают образование Накбы в Соединенных Штатах. [24] и Пенсильванский университет как официальный университет Корпуса морской пехоты США . [24]
Промышленность ископаемого топлива использовала эту технику в своей кампании против научного консенсуса по вопросу изменения климата . Это стало темой книги Торговцы сомнениями» « Наоми Орескес и Эрика М. Конвея , вышедшей в 2010 году . [25] Нефтяные компании заплатили командам ученых, чтобы они преуменьшали последствия этого явления. [26]
Майкл Бетанкур использовал агнотологию для критической оценки политической экономии в статье и книге 2010 года. [27] [28] Его анализ был сосредоточен на жилищном пузыре , а также на периоде с 1980 по 2008 год. Бетанкур утверждал, что эту политическую экономию следует называть «агнотологическим капитализмом», утверждая, что систематическое производство и поддержание невежества создали «экономику пузыря», которая позволила экономике функционировать. [20] По его мнению, роль аффективного труда заключается в создании/поддержании агнотологических взглядов, которые позволяют поддерживать капиталистический статус -кво . Это делается путем предложения контраргументов на каждый факт, создавая разногласия и путаницу, которую трудно разрешить. Эта путаница уменьшает инакомыслие, ослабляя его мотивирующее отчуждение и, следовательно, его потенциал для устранения слабостей, которые могут спровоцировать крах. [27]
Связанные понятия [ править ]
Агнойология [ править ]
От тех же греческих корней агноиология относится либо к «науке или изучению невежества, определяющей его качество и условия». [29] или «учение о тех вещах, о которых мы обязательно не знаем», [30] описывающая ветвь философии, которую изучал Джеймс Фредерик Ферье в 19 веке. [31]
Айнигмология [ править ]
Антрополог Гленн Стоун отмечает, что некоторые примеры агнотологии (например, работа, пропагандирующая употребление табака) на самом деле не столько создают недостаток знаний, сколько создают путаницу. В качестве более точного термина Стоун предложил « айнигмологию », от греческого корня «айнигма » (например, «загадка»), обозначающую загадки или язык, который скрывает истинный смысл истории. [32]
Когнитроника [ править ]
Новой научной дисциплиной, связанной с агнотологией, является когнитроника. [33] [34] цель которой – объяснить искажения восприятия, вызванные информационным обществом и глобализацией, и справиться с этими искажениями. [34]
Незнание [ править ]
Ирвин К. Шик отличает незнание от невежества, используя пример « terra incognita » на ранних картах, на которых картографы отмечали неисследованные территории теми или иными ярлыками, которые представляли собой «потенциальные объекты политического и экономического внимания Запада». [35]
См. также [ править ]
- Антинаука - взгляды, отвергающие науку и научный метод.
- Антиинтеллектуализм - враждебность и недоверие к образованию, философии, искусству, литературе и науке.
- Войны с раком - , документальный фильм из шести частей, вышедший в эфир на канале PBS в 1997 году и основанный на книге Роберта Н. Проктора 1995 года « Войны с раком: как политика формирует то, о чем мы знаем и чего не знаем». Рак
- Когнитивный диссонанс – стресс от противоречивых убеждений, теория социальной психологии, которая может объяснить легкость сохранения невежества (поскольку люди вынуждены игнорировать противоречивые доказательства), а также дает подсказки о том, как получить знания (возможно, заставляя учащегося примирить реальность с давними, хотя и неточными убеждениями, см. метод Сократа );
- Когнитивная инерция – отсутствие мотивации мысленно решать проблему или проблему.
- Предвзятость подтверждения - предвзятость, подтверждающая существующие отношения.
- Заговор молчания (выражение) – негласное групповое согласие не упоминать, не обсуждать и не признавать конкретную тему.
- Креационизм - вера в то, что природа возникла в результате сверхъестественных явлений, систематическое отрицание научных биологических реалий путем искажения их с точки зрения различных догматических принципов.
- Дениализм - выбор человека отрицать психологически неудобную правду.
- Сомнение - их продукт - книга Дэвида Майклса, 2008 г.
- Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение , при котором люди с низкими способностями к выполнению задачи переоценивают уровень своих навыков, а люди с высокими способностями к выполнению задачи недооценивают уровень своих навыков.
- Страх, неуверенность и сомнение ( FUD ) — тактика, используемая для влияния на мнение. , метод дезинформации, использующий призыв к страху.
- Разумный замысел - псевдонаучный аргумент в пользу существования Бога, класс креационистов, который пытается поддержать различные темы биологического отрицания, искажая их и связанную с ними мусорную науку как научные исследования.
- Японский коммерческий китобойный промысел - коммерческая охота на китов японской рыболовной промышленностью, попытка запутать виновность коммерческого китобойного промысла путем искажения его научно-мусорного обоснования как научных исследований.
- Мусорная наука – научные данные считаются ложными или мошенническими.
- Торговцы сомнениями - книга Наоми Орескес и Эрика М. Конвея, 2010 г.
- Дезинформация
- Исторический негативизм - незаконное искажение исторических данных.
- Неолуддизм - Философия, противостоящая современным технологиям.
- Мракобесие - Практика сокрытия информации.
- Социология научного невежества - изучение невежества в науке или исследования невежества, изучение невежества как чего-то актуального.
- Подрывная реклама – Пародийная реклама
- Республиканская война с наукой - книга Криса Муни, 2005 г.
- Подавление мыслей – сознательное усилие прекратить мысль.
- Споры о вакцинах – нежелание или отказ делать прививки или вакцинировать своих детей. , основанные на различных бесполезных научных стратегиях, направленных на искажение представления технологий, спасающих жизнь и здоровье, как вредных, а не полезных.
Ссылки [ править ]
- ^ Кама, Тимоти (26 февраля 2015 г.). «Инхоф швыряет снежок в зал Сената» . Холм . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года.
- ^ Барретт, Тед (27 февраля 2015 г.). «Инхоф выносит снежный ком на трибуны Сената как доказательство того, что земной шар не нагревается» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года.
- ^ «Анализ НАСА и НОАА выявил рекордные глобальные температуры в 2015 году» . НАСА. 20 января 2016 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 г.
- ^ Вульф, Ники (26 февраля 2015 г.). «Глава по охране окружающей среды в Сенате-республиканце использует снежный ком в качестве опоры в своих разглагольствованиях о климате» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 октября 2023 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крейе, Андриан (2007). «Мы преодолеем агнотологию (культурное производство невежества)» . Центр вопросов Edge World, 2007 г. Фонд Края . п. 6 . Проверено 12 августа 2007 г.
Речь идет о выборе общества между прислушиванием к науке и тем, что становится жертвой того, что историк науки из Стэнфорда Роберт Н. Проктор называет агнотологией (культурным производством невежества).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеньон, Джорджина (6 января 2016 г.). «Человек, изучающий распространение невежества» . BBC Будущее .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Палмер, Барбара (4 октября 2005 г.). «Конференция по изучению социальной конструкции невежества» . Стэнфордская служба новостей. Архивировано из оригинала 24 июля 2007 года . Проверено 12 августа 2007 г.
Проктор использует термин «агнотология» — слово, образованное от агнозиса, означающего «незнание», — чтобы описать новый подход к рассмотрению знаний через изучение невежества.
- ^ Крее, Андриан (17 мая 2010 г.). «Полоний в сигаретах: Мусор в окурке» . Зюддойче Цайтунг . Проверено 15 июля 2014 г.
Проктор:... Табачная промышленность... потребовала проведения дополнительных исследований. Это чисто отвлекающее исследование. В Стэнфорде мы сейчас изучаем, как создается невежество. Это искусство – мы называем это агнотологией. (Проктор:... Табачная промышленность... требует дальнейшего изучения. Это чисто отвлекающее исследование. В Стэнфорде мы изучаем, как создается невежество. Это искусство, которое мы называем агнотологией.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Агнотология: культурное производство невежества» . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ Кноблох-Вестервик (2009). «Исследование: американцы выбирают сообщения в СМИ, которые совпадают с их взглядами» . Коммуникационные исследования . 36 . Мудрец: 426–448. дои : 10.1177/0093650209333030 . S2CID 26354296 . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Таккар Р.Р., Гаррисон М.М., Кристакис Д.А. (5 ноября 2006 г.). «Систематический обзор последствий просмотра телевидения младенцами и дошкольниками» . Педиатрия . 118 (5): 2025–2031. дои : 10.1542/пед.2006-1307 . ПМИД 17079575 . S2CID 26071118 .
- ^ Пайл, Джордж (6 апреля 2020 г.). «Джордж Пайл: Может быть трудно понять, кому доверять. И легко понять, кому не следует» . Солт-Лейк-Трибьюн . Архивировано из оригинала 13 апреля 2020 года.
- ^ «Моя надежда на разработку нового термина заключалась в том, чтобы предложить противоположное, а именно, историчность и артефактность незнания и непознанного, а также потенциальную плодотворность изучения таких вещей. В 1992 году я поставил этот вызов лингвисту Иэн Боал, и именно он придумал термин агнотология весной того же года». Роберт Н. Проктор, «Постскриптум о создании термина «агнотология», в книге «Агнотология: создание и уничтожение невежества», ред. Роберта Н. Проктора и Лонды Шибингер, 2008, Stanford University Press, стр. 27.
- ^ Агнотология: понимание нашего невежества , 15 декабря 2016 г. , получено 31 января 2017 г. , интервью с Робертом Проктором: «Поэтому я спросил моего коллегу-лингвиста Иэна Боала, может ли он придумать термин, который обозначил бы производство невежества и изучение невежества. и мы придумали множество различных возможностей».
- ^ Аренсон, Карен В. (22 августа 2006 г.). «То, что организации не хотят знать, может навредить» . Нью-Йорк Таймс .
«Сейчас гораздо больше защиты, чем раньше», — сказал доктор Проктор, который формирует новую область исследования невежества, которую он называет агнотологией. «Часто безопаснее не знать».
- ^ «Стэнфордский исторический факультет: Роберт Н. Проктор» . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 19 марта 2007 года . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ Проктор 1995 , с. 8 .
- ^ Браун, Нэнси Мари (сентябрь 2001 г.). «Агатир» . Исследование штата Пенсильвания . Архивировано из оригинала 11 августа 2007 года . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ Коэн, Патрисия (14 июня 2003 г.). «История найма в отраслевых судебных процессах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июля 2014 г.
Г-н Проктор, который описывает свою специальность как «агнотология, изучение невежества», утверждает, что табачная промышленность пыталась создать впечатление, что опасность курения сигарет по-прежнему остается открытым вопросом, даже когда научные данные неоспоримы. «Табачная промышленность известна тем, что считает себя производителем двух разных продуктов, — сказал он, — табака и табака».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Директор IRWG надеется создать универсальный центр гендерных исследований» . Стэнфордская служба новостей . 13 октября 2004 года . Проверено 12 августа 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шибингер, Л. (2004). «Феминистская история колониальной науки». Гипатия . 19 (1): 233–254. дои : 10.2979/HYP.2004.19.1.233 .
Я разрабатываю методологический инструмент, который историк науки Роберт Проктор назвал «агнотологией» — изучением невежества, вызванного культурой, — который служит противовесом более традиционным проблемам эпистемологии, переориентируя вопросы о том, «как мы знаем», чтобы включить вопросы о том, что мы не знаем, да и почему бы и нет. Невежество зачастую является не просто отсутствием знаний, а результатом культурной и политической борьбы.
- ^ «Агнатология: культурное производство невежества» . Британское общество истории науки . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 15 июля 2014 г.
Наука, медицина и технологии в культуре Пенсильванский университет представляет семинар: ... Роберт Н. Проктор и Лонда Шибингер, соорганизаторы
- ^ Проктор и Шибингер 2008 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Проктор, Роберт Н. (2008). Агнотология: Создание и уничтожение невежества . п. 17.
- ^ Орескес, Наоми; Конвей, Эрик М. (2010). Торговцы сомнениями: как горстка ученых скрыла правду по вопросам, от табачного дыма до глобального потепления . Блумсбери Пресс. ISBN 978-1608193943 .
- ^ Хервиг, А.; Симончини, М. (2016). Право и управление стихийными бедствиями: проблема устойчивости . Право, наука и общество. Тейлор и Фрэнсис. п. 86. ИСБН 978-1-317-27368-4 . Проверено 2 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бетанкур, Майкл (2010). Крокер, Артур; Крокер, Марилуиза (ред.). «Нематериальная ценность и дефицит в цифровом капитализме» . CTheory, Теория за пределами кодов: tbc002 . Архивировано из оригинала 5 октября 2010 года . Проверено 6 сентября 2010 г.
- ^ Бетанкур, Майкл (2015). Критика цифрового капитализма: анализ политической экономии цифровой культуры и технологий . Нью-Йорк: Книги Пунктум . ISBN 978-0-692-59844-3 . OCLC 1097118186 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 378.
- ^ Портер, Ной, изд. (1913). Пересмотренный полный словарь Вебстера . G & C. Merriam Co.
- ^ «Джеймс Фредерик Ферье» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ Стоун, Гленн Дэвис (2014). «Биобезопасность в эпоху генной инженерии». Ин Чен, Нэнси; Шарп, Лесли А. (ред.). Бионебезопасность и уязвимость (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа перспективных исследований Press. стр. 71–86. ISBN 978-1-938645-42-6 . OCLC 881518431 .
- ^ Рюкерт, Ульрих (2020). «Человеко-машинное взаимодействие и когнитроника». В Мурманне, Б.; Хоффлингер, Б. (ред.). НАНО-ЧИПЫ 2030 . Коллекция «Границы». Спрингер. стр. 549–562. дои : 10.1007/978-3-030-18338-7_28 . ISBN 978-3-030-18338-7 . S2CID 226744728 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КОГНИТОНИКА: Наука о человеке в цифровом мире» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2012 года . Проверено 4 февраля 2013 г.
- ^ Шик, Ирвин Джемил (1999). Эротическая граница: сексуальность и пространственность в альтеритистском дискурсе . Лондон: Версо. ISBN 1-85984-732-3 . OCLC 40776818 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ангуло, Эй Джей (2016). Неправильное образование: история невежества в Америке и за рубежом . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-1932-9 .
- Кеньон, Джорджина (6 января 2016 г.). « Человек, который изучает распространение невежества ». BBC Будущее .
- Майклс, Дэвид (2008). Сомнение — их продукт: Как нападки промышленности на науку угрожают вашему здоровью . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-530067-3 .
- Муни, Крис (2005). Республиканская война с наукой . Основные книги . ISBN 0-465-04676-2 .
- Проктор, Роберт Н. (1995). Раковые войны: как политика формирует то, что мы знаем и не знаем о раке . Основные книги . ISBN 978-0-465-00859-9 .
- Проктор, Роберт Н.; Шибингер, Лонда, ред. (2008). Агнотология: создание и уничтожение невежества (PDF) . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-5901-4 . Проверено 31 октября 2011 г.
- Смитсон, Майкл (1985). «К социальной теории невежества». Журнал теории социального поведения . 20 (4): 323–346. дои : 10.1111/j.1468-5914.1985.tb00049.x .
Внешние ссылки [ править ]
