Дезинформация
Было предложено дезинформационную атаку объединить в эту статью. ( Обсудить ) Предлагается с октября 2023 г. |
Часть серии о |
Война Контур |
---|
Дезинформация – это ложная информация, намеренно распространяемая с целью обмана людей. [1] [2] [3] Дезинформация — это организованная состязательная деятельность, в которой субъекты используют стратегический обман и тактику манипулирования средствами массовой информации для достижения политических, военных или коммерческих целей. [4] Дезинформация реализуется посредством атак , которые «используют в качестве оружия многочисленные риторические стратегии и формы знания, включая не только ложь, но также правду , полуправду и оценочные суждения , чтобы эксплуатировать и усиливать культурные войны и другие противоречия, основанные на идентичности». [5]
Напротив, дезинформация относится к неточностям, возникающим в результате непреднамеренной ошибки. [6] Дезинформация может использоваться для создания дезинформации, когда известная дезинформация целенаправленно и намеренно распространяется. [7] « Фейковые новости » иногда относят к категории дезинформации, но ученые советуют не использовать эти два термина как синонимы или вообще не использовать «фейковые новости» в научных трудах, поскольку политики используют их в качестве оружия для описания любого неблагоприятного освещения новостей или информации. [8]
Этимология [ править ]
Английское слово «дезинформация» происходит от применения латинского префикса dis- к информации, что означает «отмена или удаление информации». Редко используемое слово появилось в таком употреблении в печати по крайней мере еще в 1887 году. [10] [11] [12] [13]
Некоторые считают это заимствованным переводом русского слова «дезинформация» , транслитерированного как «дезинформация» . [1] [2] [3] очевидно, происходит от названия КГБ отдела черной пропаганды . [14] [2] [15] [1] Советские специалисты по планированию в 1950-е годы определяли дезинформацию как «распространение (вв печати, по радио и т. д.) ложных сообщений, призванных ввести в заблуждение общественное мнение». [16]
Дезинформация впервые появилась в словарях в 1985 году, в частности, в «Новом словаре колледжа» Вебстера и «Словаре американского наследия» . [17] В 1986 году термин «дезинформация» не был определен ни в «Тезаурусе Нового Света» Вебстера , ни в Новой Британской энциклопедии . [1] После того, как советский термин стал широко известен в 1980-х годах, носители английского языка расширили его как «любое правительственное сообщение (явное или скрытое), содержащее намеренно ложный и вводящий в заблуждение материал, часто выборочно сочетающийся с правдивой информацией, которое направлено на введение в заблуждение и манипулирование либо элиты или массовая аудитория». [3]
К 1990 году использование термина «дезинформация» полностью утвердилось в английском языке в политическом лексиконе. [18] К 2001 году термин «дезинформация» стал известен как просто более вежливое выражение, означающее, что кто-то лжет . [19] Стэнли Б. Каннингем написал в своей книге «Идея пропаганды» 2002 года , что дезинформация стала повсеместно использоваться как синоним пропаганды . [20]
Операционализация [ править ]
Центр Шоренштейна при Гарвардском университете определяет исследование дезинформации как академическую область, которая изучает «распространение и влияние дезинформации, дезинформации и манипулирования средствами массовой информации», в том числе «как они распространяются через онлайн- и оффлайн-каналы и почему люди склонны верить неверной информации». и успешные стратегии по смягчению его воздействия» [21] Согласно исследовательской статье 2023 года, опубликованной в журнале New Media & Society , [4] Дезинформация распространяется в социальных сетях через кампании обмана, реализуемые различными способами, включая: астротурфинг , теории заговора , кликбейт , культурные войны , эхо-камеры , мистификации, фейковые новости , пропаганду , лженауку и слухи .
Чтобы различать схожие термины, включая дезинформацию и ложную информацию, ученые коллективно согласовывают определения каждого термина следующим образом: (1) дезинформация – это стратегическое распространение ложной информации с намерением причинить общественный вред; [22] (2) дезинформация представляет собой непреднамеренное распространение ложной информации; и (3) дезинформация – это фактическая информация, распространяемая с намерением причинить вред, [23] [24] эти термины обозначаются сокращенно «DMMI». [25]
В 2019 году Камиль Франсуа разработал систему «ABC» для понимания различных модальностей онлайн-дезинформации:
- -манипуляторы Актеры , которые «сознательно и с явным намерением участвуют в кампаниях по вирусному обману», которые «скрыты и призваны скрыть личность и намерения лица, организующего их». Примеры включают таких персонажей, как Guccifer 2.0 , интернет-тролли , государственные СМИ и военные оперативники.
- Обманчивое поведение , которое «охватывает разнообразные методы вирусного обмана, которые могут использовать участники вирусного обмана для увеличения и преувеличения охвата, вирусности и воздействия своих кампаний». Примеры включают фермы троллей , интернет-ботов , астротурфинг и « платное участие ».
- Вредный контент , включающий дезинформацию о здоровье , манипулирование средствами массовой информации, такие как дипфейки , онлайн-преследование , насильственный экстремизм , разжигание ненависти или терроризм . [26]
В 2020 году Брукингский институт предложил внести поправки в эту структуру, включив в нее « Распределение» , определяемое «техническими протоколами, которые позволяют, ограничивают и формируют поведение пользователей в виртуальном пространстве». [27] Аналогичным образом, Фонд Карнеги за международный мир предложил добавить «Степень» («распространение контента… и аудиторию, которую он достигает») и « Эффект» («насколько угрозу представляет тот или иной случай»). [28]
Сравнения с пропагандой [ править ]
Вопрос о том, пересекаются ли дезинформация и пропаганда и в какой степени, является предметом споров. Некоторые (например, Государственный департамент США ) определяют пропаганду как использование нерациональных аргументов для продвижения или подрыва политического идеала и используют дезинформацию как альтернативное название подрыва пропаганды. [29] Другие считают, что это вообще отдельные понятия. [30] Одно популярное различие гласит, что дезинформация также описывает политически мотивированные сообщения, явно предназначенные для того, чтобы вызвать общественный цинизм, неуверенность, апатию, недоверие и паранойю, и все это лишает граждан стимулов к участию и мобилизации для социальных или политических изменений. [16]
Практика [ править ]
Дезинформацией часто называют иностранное манипулирование информацией и вмешательство (FIMI). [31] [32] Исследования дезинформации часто касаются содержания деятельности, тогда как более широкая концепция FIMI больше касается «поведения субъекта», которое описывается через военной доктрины концепцию тактики, методов и процедур (TTP). [31]
Дезинформация в основном осуществляется государственными спецслужбами , но также используется неправительственными организациями и предприятиями. [33] Подставные группы являются формой дезинформации, поскольку они вводят общественность в заблуждение относительно своих истинных целей и того, кто их контролирует. [34] Совсем недавно дезинформация намеренно распространялась через социальные сети в форме « фейковых новостей », дезинформации, замаскированной под законные новостные статьи и призванной ввести в заблуждение читателей или зрителей. [35] Дезинформация может включать распространение поддельных документов , рукописей и фотографий или распространение опасных слухов и сфабрикованных разведывательных данных . Однако использование этой тактики может привести к ответной реакции , вызывая такие непредвиденные последствия, как судебные иски о клевете или ущерб репутации дезинформатора. [34]
По всему миру [ править ]
Примеры и перспективы в этом разделе могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Октябрь 2023 г. ) |
дезинформация Советская
дезинформация Российская
Российские дезинформационные кампании проводились во многих странах. [39] [40] [41] [42] Например, кампаниях по дезинформации, возглавляемых Евгением Пригожиным . в ряде африканских стран сообщалось о [43] [44] Россия , однако, отрицает, что использует дезинформацию для влияния на общественное мнение. [45]
Зачастую российские кампании направлены на подрыв внутренней политики внутри Европы и США в попытке ослабить Запад и сместить баланс мировых сил в пользу России и ее союзников. Россия, по данным «Голоса Америки», стремится пропагандировать американский изоляционизм, проблемы безопасности границ и расовую напряженность внутри Соединенных Штатов посредством своих кампаний по дезинформации. [46] [47] [48]Китайская дезинформация
дезинформация Американская
заимствовало Разведывательное сообщество США термин «дезинформация» в 1950-х годах у российской дезинформации и начало использовать аналогичные стратегии. [56] [57] во время холодной войны и в конфликте с другими странами. [15] Газета New York Times сообщила в 2000 году, что во время попытки ЦРУ заменить Мохаммеда Реза Пехлеви на посту тогдашнего премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка , ЦРУ разместило вымышленные истории в местной газете. [15] Агентство Reuters задокументировало, как после вторжения Советского Союза в Афганистан в 1979 году во время советско-афганской войны ЦРУ разместило в газетах стран с исламским большинством ложные статьи, неточно утверждая, что советские посольства проводили «празднование дня вторжения». [15] Агентство Reuters отметило, что бывший офицер разведки США заявил, что они попытаются завоевать доверие репортеров и использовать их в качестве секретных агентов , чтобы влиять на политику страны через местные СМИ. [15]
заимствовало Разведывательное сообщество США термин «дезинформация» в 1950-х годах у российской дезинформации и начало использовать аналогичные стратегии. [56] [58] во время холодной войны и в конфликте с другими странами. [15] Газета New York Times сообщила в 2000 году, что во время попытки ЦРУ заменить Мохаммеда Реза Пехлеви на посту тогдашнего премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка , ЦРУ разместило вымышленные истории в местной газете. [15] Агентство Reuters задокументировало, как после вторжения Советского Союза в Афганистан в 1979 году во время советско-афганской войны ЦРУ разместило в газетах стран с исламским большинством ложные статьи, неточно утверждая, что советские посольства проводили «празднование дня вторжения». [15] Агентство Reuters отметило, что бывший офицер разведки США заявил, что они попытаются завоевать доверие репортеров и использовать их в качестве секретных агентов , чтобы влиять на политику страны через местные СМИ. [15]
В октябре 1986 года этот термин приобрел более широкое распространение в США, когда выяснилось, что двумя месяцами ранее администрация Рейгана участвовала в кампании дезинформации против тогдашнего лидера Ливии Каддафи Муаммара . [59] Белого дома Представитель Ларри Спикс заявил, что сообщения о запланированном нападении на Ливию, впервые опубликованные The Wall Street Journal 25 августа 1986 года, были «авторитетными», а другие газеты, включая The Washington Post, затем написали статьи, в которых утверждалось, что это соответствует действительности. [59] Госдепартамента США Представитель Бернард Калб подал в отставку со своей должности в знак протеста против кампании по дезинформации и заявил: «Вера в слово Америки — это пульс нашей демократии». [59]
Исполнительная власть администрации Рейгана следила за кампаниями дезинформации посредством трех ежегодных публикаций Государственного департамента: « Активные меры: отчет о содержании и процессе антиамериканских кампаний дезинформации и пропаганды» (1986); Отчет об активных мерах и пропаганде, 1986–87 (1987); и Отчет об активных мерах и пропаганде, 1987–88 (1989). [56]
Согласно сообщению Reuters , Соединенные Штаты провели пропагандистскую кампанию по распространению дезинформации о вакцине Sinovac китайской от COVID-19 , включая использование фейковых аккаунтов в социальных сетях для распространения дезинформации о том, что вакцина Sinovac содержит ингредиенты, полученные из свинины, и поэтому является харамом . Исламское право . [60] Кампания была описана как «расплата» за дезинформацию Китая о COVID-19, направленную против США. [61] Кампания в первую очередь была ориентирована на жителей Филиппин и использовала в социальных сетях хэштег «Китай — это вирус» на тагальском языке . [60] Кампания длилась с 2020 по середину 2021 года. [60] Основным подрядчиком вооруженных сил США по проекту была компания General Dynamics IT , получившая за свою работу 493 миллиона долларов. [60]
Ответ [ править ]
лидеров Ответы культуры
Папа Франциск он стал темой сайта фейковых новостей осудил дезинформацию в интервью 2016 года после того, как во время избирательного цикла в США в 2016 году , на котором ложно утверждалось, что он поддерживает Дональда Трампа . [62] [63] [64] Он сказал, что худшее, что могут сделать средства массовой информации, — это распространить дезинформацию. Он сказал, что поступок был грехом , [65] [66] сравнивая тех, кто распространяет дезинформацию, с людьми, занимающимися копрофилией . [67] [68]
Этика ведения войны [ править ]
В статье для книги « Военная этика и новые технологии» 2014 года писатели Дэвид Дэнкс и Джозеф Х. Дэнкс обсуждают этические последствия использования дезинформации в качестве тактики во время информационной войны . [69] ведется значительная философская дискуссия . Они отмечают, что по этому вопросу, связанному с этикой войны и использованием этой техники, [69] Авторы описывают позицию, согласно которой использование дезинформации иногда допускается, но не во всех ситуациях. [69] Обычно этический критерий, который следует учитывать, заключается в том, была ли дезинформация осуществлена из добросовестных побуждений и приемлема ли она в соответствии с правилами войны . [69] Согласно этому тесту, тактика во время Второй мировой войны по размещению поддельных надувных танков на видимых местах на островах Тихого океана , чтобы создать ложное впечатление о присутствии более крупных вооруженных сил, будет считаться этически допустимой. [69] И наоборот, маскировка завода по производству боеприпасов под медицинское учреждение во избежание нападения вышла бы за рамки допустимого использования дезинформации во время войны. [69]
Исследования [ править ]
Исследования, связанные с изучением дезинформации, становятся все более прикладной областью исследований. [70] [71] Призыв официально классифицировать дезинформацию как угрозу кибербезопасности защитники делают из-за увеличения ее количества в социальных сетях. [72] Исследователи, работающие в Оксфордском университете, обнаружили, что за трехлетний период число правительств, занимающихся онлайн-дезинформацией, выросло с 28 в 2017 году до 40 в 2018 году и 70 в 2019 году. Несмотря на распространение социальных сетей, Facebook и Twitter проявили наибольшую активность в плане активных дезинформационных кампаний. Сообщалось, что методы включали использование ботов для усиления разжигания ненависти, незаконный сбор данных и наемных троллей для преследования и угроз журналистам. [73]
В то время как исследования дезинформации сосредоточены в первую очередь на том, как актеры организуют обман в социальных сетях, в первую очередь с помощью фейковых новостей , новое исследование изучает, как люди воспринимают то, что началось как обман, и распространяют его как свои личные взгляды. [5] В результате исследования показывают, что дезинформацию можно концептуализировать как программу, поощряющую участие в оппозиционных фантазиях (т.е. культурных войнах ), посредством которых дезинформация циркулирует как риторическое оружие для бесконечных споров. [5] Поскольку дезинформация переплетается с культурными войнами , разногласия, вызванные идентичностью, представляют собой средство распространения дезинформации в социальных сетях . Это означает, что дезинформация процветает не несмотря на резкое недовольство, а благодаря ему. Причина в том, что противоречия создают благодатную почву для бесконечных дебатов, которые укрепляют точки зрения. [5]
Ученые отмечают, что дезинформация — это не только внешняя угроза, поскольку отечественные распространители дезинформации также используют традиционные средства массовой информации, такие как газеты, радиостанции и телевизионные средства массовой информации, для распространения ложной информации. [74] Текущие исследования показывают, что правые онлайн-политические активисты в Соединенных Штатах, возможно, с большей вероятностью будут использовать дезинформацию в качестве стратегии и тактики. [75] Правительства отреагировали широким спектром мер политики, направленных на устранение опасений по поводу потенциальных угроз, которые дезинформация представляет для демократии, однако в политическом дискурсе элит и академической литературе мало согласия относительно того, что означает, что дезинформация угрожает демократии, и как разные политики может помочь противостоять его негативным последствиям. [76]
Последствия воздействия дезинформации в Интернете [ править ]
Среди ученых существует широкий консенсус в отношении того, что в Интернете существует высокая степень дезинформации, дезинформации и пропаганды; однако неясно, в какой степени такая дезинформация влияет на политические настроения в обществе и, следовательно, на политические результаты. [77] Эта общепринятая точка зрения исходит в основном от журналистов-расследователей, особенно во время выборов в США в 2016 году: некоторые из самых ранних работ были написаны Крейгом Сильверманом из Buzzfeed News. [78] Кэсс Санстейн поддержала это в #Republic, утверждая, что Интернет станет изобиловать эхо-камерами и информационными каскадами дезинформации, что приведет к крайне поляризованному и плохо информированному обществу. [79]
Исследования, проведенные после выборов 2016 года, показали: (1) для 14 процентов американцев социальные сети были «самым важным» источником новостей о выборах; 2) известные ложные новости, «в пользу Трампа, были опубликованы в Facebook в общей сложности 30 миллионов раз, а новости в пользу Клинтон — 8 миллионов раз»; 3) среднестатистический взрослый американец видел фейковые новости, «причем чуть более половины из тех, кто вспомнил, что видел их, поверили им»; и 4) люди с большей вероятностью «верят историям, которые благоприятствуют их предпочтительному кандидату, особенно если у них есть идеологически разделенные социальные сети». [80] Соответственно, хотя существует широкое согласие с тем, что цифровое распространение и распространение дезинформации во время выборов 2016 года было массовым и, скорее всего, этому способствовали иностранные агенты, продолжаются споры о том, оказало ли все это какое-либо реальное влияние на выборы. Например, двойной слепой эксперимент с рандомизированным контролем, проведенный исследователями из Лондонской школы экономики (LSE), показал, что воздействие онлайн-фейковых новостей о Трампе или Клинтон не оказало существенного влияния на намерения голосовать за этих кандидатов. Исследователи, изучавшие влияние российской дезинформации на Твиттер во время президентской кампании в США в 2016 году, обнаружили, что воздействие дезинформации было (1) сконцентрировано среди небольшой группы пользователей, (2) в первую очередь среди республиканцев и (3) затмевалось воздействием законных политических сил. средства массовой информации и политики. Наконец, они не находят «никаких доказательств значимой связи между воздействием российской кампании зарубежного влияния и изменениями в отношениях, поляризации или электоральном поведении». [81] Таким образом, несмотря на массовое распространение фейковых новостей или дезинформации в Интернете во время президентских выборов 2016 года, они, вероятно, не стоили Хиллари Клинтон голосов, необходимых для обеспечения президентства. [82]
Исследования по этой теме продолжаются, и некоторые доказательства менее ясны. Например, доступ к Интернету и время, проведенное в социальных сетях, похоже, не коррелируют с поляризацией. [83] Более того, дезинформация, судя по всему, не оказывает существенного влияния на политические знания тех, кто ей подвергается. [84] Похоже, что существует более высокий уровень разнообразия источников новостей, с которыми пользователи сталкиваются в Facebook и Twitter, чем диктует общепринятый подход, а также более высокая частота межспектральных дискуссий. [85] [86] Другие данные свидетельствуют о том, что кампании по дезинформации редко приводят к изменению внешней политики целевых государств. [87]
Исследования также являются сложной задачей, поскольку дезинформацию трудно обнаружить, а некоторые компании, занимающиеся социальными сетями, не поощряют сторонние исследовательские усилия. [88] Например, исследователи обнаружили, что дезинформация делает «существующие алгоритмы обнаружения традиционных средств массовой информации неэффективными или неприменимыми... [потому что дезинформация] намеренно пишется, чтобы ввести читателей в заблуждение... [и] социальное взаимодействие пользователей с фейковыми новостями дает большие данные. неполный, неструктурированный и шумный». [88] Facebook, крупнейшая социальная сеть, подверглась критике со стороны журналистов-аналитиков и ученых за то, что она не допускала внешних исследований дезинформации. [89] [90] [91] [92]
зрения и Альтернативные критика точки
Исследователи раскритиковали представление дезинформации как ограничивающееся технологическими платформами, вырванное из более широкого политического контекста и ошибочно подразумевающее, что в остальном медиаландшафт функционировал хорошо. [93] «В этой области наблюдается упрощенное понимание влияния медиатехнологий; переоценка платформ и недооценка политики; слишком много внимания уделяется Соединенным Штатам и англоцентрическому анализу; поверхностное понимание политической культуры и культуры в целом; отсутствует анализ расы, класса, пол и сексуальность, а также статус, неравенство, социальная структура и власть имеют тонкое понимание журналистских процессов и продвинулись больше благодаря нуждам грантового финансирования, чем развитию теории и эмпирических результатов; [94]
Были предложены альтернативные точки зрения:
- Выйти за рамки проверки фактов и медиаграмотности и изучить широко распространенное явление как нечто большее, чем просто потребление новостей.
- Выход за рамки технических решений , включая проверку фактов с помощью искусственного интеллекта, для понимания системной основы дезинформации.
- Разработать теорию, выходящую за рамки американоцентризма , чтобы развить глобальную перспективу, понять культурный империализм и зависимость третьего мира от западных новостей . [95] и понять дезинформацию на Глобальном Юге. [96]
- Разработать рыночно-ориентированное исследование дезинформации , в котором изучаются финансовые стимулы и бизнес-модели , которые подталкивают создателей контента и цифровые платформы к распространению дезинформации в Интернете. [4]
- Включите междисциплинарный подход , включающий историю , политическую экономию , этнические исследования , феминистские исследования , а также исследования в области науки и техники .
- Развивать понимание дезинформации по гендерному признаку (ГБД), определяемой как «распространение ложной или вводящей в заблуждение информации, нападающей на женщин (особенно политических лидеров, журналистов и общественных деятелей), основанной на их женской идентичности». [97] [98]
Стратегии распространения дезинформации [ править ]
Дезинформационная атака [ править ]
Исследовательская литература о том, как распространяется дезинформация, растет. [77] Исследования показывают, что распространение дезинформации в социальных сетях можно разделить на две большие стадии: распространение и распространение. [5] «Посев», когда злоумышленники стратегически внедряют ложные сведения, такие как фейковые новости, в экосистему социальных сетей, а «эхо» — это когда аудитория распространяет дезинформацию аргументированно, как свое собственное мнение, часто путем включения дезинформации в конфронтационную фантазию.
Интернет-манипулирование [ править ]
Исследования показывают четыре основных метода распространения дезинформации в Интернете: [77]
- Выборочная цензура
- Манипулирование поисковыми рейтингами
- Взлом и выпуск
- Прямой обмен дезинформацией
См. также [ править ]
- Рабочая группа по активным мерам
- Агитпроп
- Черная пропаганда
- Цензура
- Китайские информационные операции и информационная война
- Группа по борьбе с дезинформацией
- Дезинформация о COVID-19
- Дипфейки
- Деморализация (война)
- Отрицание и обман
- Дезинформационная атака
- Дезинформация о вторжении России в Украину
- Фейковые новости
- Ложный флаг
- Страх, неуверенность и сомнения
- Газлайтинг
- Интернет-манипулирование
- Фальсификация знаний
- Kompromat
- Согласие на производство
- Манипулирование СМИ
- Военный обман
- Политика постправды
- Пропаганда в Советском Союзе
- Острая сила
- Социальная инженерия (политология)
- Государственная интернет-пропаганда
- Проект дезинформации
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ион Михай Пачепа и Рональд Дж. Рыхлак (2013), Дезинформация: бывший руководитель шпионской службы раскрывает секретные стратегии по подрыву свободы, нападкам на религию и пропаганде терроризма , WND Books, стр. 4–6, 34–39, 75, ISBN 978-1-936488-60-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биттман, Ладислав (1985), КГБ и советская дезинформация: взгляд изнутри , Pergamon-Brassey's, стр. 49–50, ISBN 978-0-08-031572-0
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шульц, Ричард Х .; Годсон, Рой (1984), Дезинформация: активные меры в советской стратегии , Pergamon-Brassey's, стр. 37–38 , ISBN 978-0-08-031573-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Диас Руис, Карлос (2023). «Дезинформация на цифровых медиа-платформах: подход, формирующий рынок» . Новые медиа и общество . Сначала онлайн: 1–24. дои : 10.1177/14614448231207644 . S2CID 264816011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Диас Руис, Карлос; Нильссон, Томас (16 мая 2022 г.). «Дезинформация и эхо-камеры: как дезинформация циркулирует в социальных сетях через противоречия, основанные на идентичности» . Журнал государственной политики и маркетинга . 42 : 18–35. дои : 10.1177/07439156221103852 . S2CID 248934562 . Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Иретон, К. и Позетти, Дж. (2018) «Журналистика, фейковые новости и дезинформация: пособие для журналистского образования и подготовки» ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ Голбек, Дженнифер, изд. (2008), Вычисления с социальным доверием , Серия взаимодействия человека и компьютера, Springer, стр. 19–20, ISBN 978-1-84800-355-2
- ^ Фрилон, Дин; Уэллс, Крис (3 марта 2020 г.). «Дезинформация как политическая коммуникация» . Политическая коммуникация . 37 (2): 145–156. дои : 10.1080/10584609.2020.1723755 . ISSN 1058-4609 . S2CID 212897113 . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хэдли, Ньюман (2022). «Автор» . Журнал информационной войны . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 года . Проверено 28 декабря 2022 г.
Советник по стратегическим коммуникациям, работающий в широком спектре областей политики для государственных и многосторонних организаций. Специалист по борьбе с дезинформацией и автор публикаций о манипуляциях и вмешательстве в иностранную информацию (FIMI).
- ^ «Отбраковка городов и округов (раннее использование слова «дезинформация», 1887 г.)» . Медицина Ложа Крессет . 17 февраля 1887 г. с. 3. Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Профессор Янг о Марсе и дезинформации (1892)» . «Вестник Солт-Лейк-Сити» . 18 августа 1892 г. с. 4. Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Чистая чепуха (раннее использование слова дезинформация) (1907)» . Солнце округа Сан-Бернардино . 26 сентября 1907 г. с. 8. Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Поддержка Красного Креста помогает американским мальчикам за границей, как сообщает Ротари Клуб (1917 г.)» . Шебойган Пресс . 18 декабря 1917 г. с. 4. Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Гарт Джоуэтт; Виктория О'Доннелл (2005), «Что такое пропаганда и чем она отличается от убеждения?», Пропаганда и убеждение , Sage Publications, стр. 21–23, ISBN 978-1-4129-0898-6 На самом деле
слово «дезинформация» является родственным российскому слову «дезинформация», взятому из названия подразделения КГБ, занимающегося черной пропагандой.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тейлор, Адам (26 ноября 2016 г.), «До «фейковых новостей» существовала советская «дезинформация» , The Washington Post , заархивировано из оригинала 14 мая 2019 г. , получено 3 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, Дин (2018), ОТЛИЧЕНИЕ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ОТ ПРОПАГАНДЫ, ДИЗИНФОРМАЦИИ И «ФЕЙК-НОВОСТЕЙ» (PDF) , Национальный фонд за демократию , заархивировано (PDF) от оригинала 7 апреля 2022 г. , получено 31 мая 2022 г.
- ^ Биттман, Ладислав (1988), Новые создатели имиджа: советская пропаганда и дезинформация сегодня , Brassey's Inc, стр. 7, 24, ISBN 978-0-08-034939-8
- ^ Мартин, Дэвид (1990), Сеть дезинформации: югославская ошибка Черчилля , Харкорт Брейс Йованович, с. хх , ISBN 978-0-15-180704-8
- ^ Бартон, Джефф (2001), Развитие медиа-навыков , Хайнеманн, с. 124, ISBN 978-0-435-10960-8
- ^ Каннингем, Стэнли Б. (2002), «Дезинформация (русский: дезинформация )», Идея пропаганды: реконструкция , Praeger, стр. 67–68, 110, ISBN 978-0-275-97445-9
- ^ «Дезинформация» . Центр Шоренштайн . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Центр интернет-безопасности. (3 октября 2022 г.). «Основное руководство по безопасности выборов: управление неверной, дезинформацией и дезинформацией». Веб-сайт СНГ. Архивировано 18 декабря 2023 года на Wayback Machine. Проверено 18 декабря 2023 года.
- ^ Бейнс, Дэррин; Эллиотт, Роберт-младший (апрель 2020 г.). «Определение дезинформации, дезинформации и дезинформации: острая необходимость в ясности во время инфодемии COVID-19» . Документы для обсуждения . Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Информационный беспорядок: к междисциплинарной основе для исследований и разработки политики» . Издательство Совета Европы . Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Ньюман, Хэдли. «Понимание различий между дезинформацией, дезинформацией, дезинформацией и информацией – представление матрицы DMMI» . Проект закона о безопасности в Интернете (Объединенный комитет) . Великобритания: Правительство Великобритании. Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Франсуа, Камилла (20 сентября 2019 г.). «Актёры, поведение, контент: азбука дезинформации – выявление трёх векторов вирусного обмана для руководства отраслью и реагированием регулирующих органов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2023 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Алафилипп, Александр (27 апреля 2020 г.). «Добавление буквы «D» к системе дезинформации ABC» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 27 октября 2023 года . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Паммент, Джеймс (2020). Структура ABCDE (PDF) (Отчет). Фонд Карнеги за международный мир . стр. 5–9. Архивировано из оригинала 18 марта 2024 года.
- ^ Сможет ли публичная дипломатия выжить в Интернете? (PDF) , май 2017 г., заархивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2019 г.
- ^ Угроза нереальности: как Кремль превращает информацию, культуру и деньги в оружие (PDF) , Институт современной России, 2014 г., заархивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюман, Хэдли (2022). Стандарты защиты от манипулирования иностранной информацией и вмешательства в нее: тест на быстрое внедрение общего языка и структуры «DISARM» (PDF) . Центр передового опыта стратегических коммуникаций НАТО. Латвия. п. 60. ИСБН 978-952-7472-46-0 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 года . Проверено 28 декабря 2022 г. - через Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Европейская служба внешних действий (EEAS) (27 октября 2021 г.). «Борьба с дезинформацией, манипулированием иностранной информацией и вмешательством» .
- ^ Гольдман, Январь (2006), «Дезинформация», Слова разведки: словарь , Scarecrow Press, стр. 43, ISBN 978-0-8108-5641-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Самиер, Юджин А. (2014), Секретность и коммерческое мастерство в управлении образованием: тайная сторона образовательной жизни , Routledge Research in Education, Routledge, стр. 176, ISBN 978-0-415-81681-6
- ^ Тандок, Эдсон С; Лим, Даррен; Линг, Рич (7 августа 2019 г.). «Распространение дезинформации: как пользователи социальных сетей реагируют на фейковые новости и почему». Журналистика . 21 (3): 381–398. дои : 10.1177/1464884919868325 . ISSN 1464-8849 . S2CID 202281476 .
- ^ Тейлор, Адам (26 ноября 2016 г.), «До появления «фейковых новостей» существовала советская «дезинформация» , The Washington Post , получено 3 декабря 2016 г.
- ^ Мартин Дж. Мэннинг; Герберт Ромерштейн (2004), «Дезинформация», Исторический словарь американской пропаганды , Гринвуд, стр. 82–83, ISBN 978-0-313-29605-5
- ^ Николас Джон Калл; Дэвид Холбрук Калберт; Дэвид Уэлч (2003), «Дезинформация», Пропаганда и массовое убеждение: Историческая энциклопедия, с 1500 года по настоящее время , ABC-CLIO , стр. 104, ISBN 978-1610690713
- ^ Стукал, Денис; Санович, Сергей; Бонно, Ричард; Такер, Джошуа А. (февраль 2022 г.). «Почему Боттер: Как проправительственные боты борются с оппозицией в России» (PDF) . Американский обзор политической науки . 116 (1). Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета от имени Американской ассоциации политических наук : 843–857. дои : 10.1017/S0003055421001507 . ISSN 1537-5943 . LCCN 08009025 . OCLC 805068983 . S2CID 247038589 . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Султан, Оз (весна 2019 г.). «Борьба с дезинформацией, онлайн-терроризмом и киберрисками в 2020-е годы». Обзор киберзащиты . 4 (1). Вест-Пойнт, Нью-Йорк : Армейский киберинститут : 43–60. ISSN 2474-2120 . JSTOR 26623066 .
- ^ Энн Эпплбаум; Эдвард Лукас (6 мая 2016 г.), «Опасность российской дезинформации» , The Washington Post , получено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Российские государственные СМИ и дезинформация в Твиттере» . ЗОиС Прожектор . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Российская дезинформация распространяется в Африке» . ЦИГИ . 17 ноября 2021 г. Проверено 3 марта 2022 г.
Эффективность Кремля в распространении предпочитаемых им идей о вакцинах среди африканской аудитории подчеркивает его более широкие согласованные усилия по подрыву и дискредитации западных держав путем продвижения или использования антизападных настроений на всем континенте.
- ^ «Утечка документов свидетельствует о попытках России оказать влияние в Африке» . Хранитель . 11 июня 2019 года . Проверено 3 марта 2022 г.
Миссию по увеличению влияния России на континенте возглавляет Евгений Пригожин, бизнесмен из Санкт-Петербурга, близкий союзник президента России Владимира Путина. Одна из целей – «вытеснить» США и бывшие колониальные державы Великобританию и Францию из региона. Другой вариант – проводить «прозападные» восстания, говорится в документах.
- ^ Макфаркуарауг, Нил (28 августа 2016 г.), «Мощное российское оружие: распространение ложных историй» , The New York Times , стр. А1 , получено 9 декабря 2016 года ,
Москва категорически отрицает использование дезинформации для влияния на западное общественное мнение и склонна называть обвинения в открытых или скрытых угрозах «русофобией».
- ^ «Как российская кампания по дезинформации проникает во взгляды США» . Голос Америки . 11 апреля 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Белтон, Кэтрин (17 апреля 2024 г.). «Секретный документ российской внешней политики призывает к действиям по ослаблению США», The Washington Post . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Стоун, Питер (16 марта 2023 г.). «Российская дезинформация надеется на то, что крайне правые США ослабят поддержку Украины» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Салливан, Дони; Дивайн, Курт; Гордон, Эллисон (13 ноября 2023 г.). «Китай использует крупнейшую в мире известную онлайн-операцию по дезинформации, чтобы преследовать американцев, говорится в обзоре CNN» . CNN . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилберт, Дэвид (29 апреля 2024 г.). «Почему Китай так плох в дезинформации» . Проводной . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Милмо, Дэн (5 апреля 2024 г.). «Китай будет использовать ИИ, чтобы сорвать выборы в США, Южной Корее и Индии, — предупреждает Microsoft» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Сюй, Тиффани; Майерс, Стивен Ли (1 апреля 2024 г.). «Усилия Китая по влиянию на выборы в США вызывают тревогу» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
В аккаунтах иногда усиливался или повторялся контент китайской кампании влияния Spamouflage, которая была впервые обнаружена в 2019 году и связана с подразделением Министерства общественной безопасности.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян, Линь (8 апреля 2024 г.). «Китайские тролли-националисты притворяются сторонниками Трампа накануне выборов в США» . Голос Америки . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Милмо, Дэн; Хокинс, Эми (18 мая 2024 г.). «Как Китай использует ИИ-ведущих новостей для пропаганды» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Ниммо, Бен; Юбер, Ира; Ян, Ченг (февраль 2021 г.). Прорыв в области спамуфляжа: китайская спам-сеть наконец-то начинает набирать обороты (PDF) (отчет). Графика . Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мартин Дж. Мэннинг; Герберт Ромерштейн (2004), «Дезинформация», Исторический словарь американской пропаганды , Гринвуд, стр. 82–83, ISBN 978-0-313-29605-5
- ^ Мюррей-Смит, Стивен (1989), Правильные слова , Викинг, с. 118, ISBN 978-0-670-82825-8
- ^ Мюррей-Смит, Стивен (1989), Правильные слова , Викинг, с. 118, ISBN 978-0-670-82825-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бьяджи, Ширли (2014), «Дезинформация», СМИ/Воздействие: введение в средства массовой информации , Cengage Learning, стр. 328, ISBN 978-1-133-31138-6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бинг, Крис; Шехтман, Джоэл (14 июня 2024 г.). «Пентагон провел секретную кампанию против вакцинации, чтобы подорвать позиции Китая во время пандемии» . Рейтер .
- ^ Торопин Константин (14 июня 2024 г.). «Пентагон поддерживает секретную кампанию дезинформации против вакцинации на Филиппинах после сообщения Reuters» . Military.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2024 года . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Папа предупреждает о фейковых новостях — исходя из опыта» , The New York Times , Associated Press , 7 декабря 2016 г., заархивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ Алисса Ньюкомб (15 ноября 2016 г.), «Facebook, Google подавляют рекламу в фейковых новостях» , NBC News , NBC News, заархивировано из оригинала 6 апреля 2019 г. , получено 16 ноября 2016 г.
- ^ Шеде, Сидней (24 октября 2016 г.), «Поддержал ли Папа Трампа?» , FactCheck.org , заархивировано из оригинала 19 апреля 2019 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ Пулелла, Филип (7 декабря 2016 г.), «Папа предупреждает СМИ о« грехе »распространения фейковых новостей и очернения политиков» , Reuters , заархивировано из оригинала 23 ноября 2020 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ «Папа Франциск сравнивает потребление фейковых новостей с поеданием фекалий» , The Guardian , 7 декабря 2016 г., заархивировано из оригинала 7 марта 2021 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ Заузмер, Джули (7 декабря 2016 г.), «Папа Франциск сравнивает средства массовой информации, распространяющие фейковые новости, с людьми, которых возбуждают фекалии» , The Washington Post , заархивировано из оригинала 4 февраля 2021 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ Гриффин, Эндрю (7 декабря 2016 г.), «Папа Франциск: фейковые новости - это все равно что сексуальное возбуждение от фекалий» , The Independent , заархивировано из оригинала 26 января 2021 г. , получено 7 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Дэнкс, Дэвид; Дэнкс, Джозеф Х. (2014), «Моральная ответственность автоматизированных ответов во время кибервойны», Тимоти Дж. Деми; Джордж Р. Лукас младший; Брэдли Дж. Строзер (ред.), Военная этика и новые технологии , Routledge, стр. 223–224, ISBN 978-0-415-73710-4
- ^ Шпионы, Сэмюэл (14 августа 2019 г.). «Определение понятия «дезинформация», версия 1.0» . MediaWell, Совет по исследованиям в области социальных наук . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Тандок, Эдсон К. (2019). «Факты фейковых новостей: обзор исследования». Социологический компас . 13 (9): e12724. дои : 10.1111/soc4.12724 . ISSN 1751-9020 . S2CID 201392983 .
- ^ Карамансьон, Кевин Мэтт (2020). «Исследование дезинформации как угрозы кибербезопасности». 2020 3-я Международная конференция по информационным и компьютерным технологиям (ICICT) . стр. 440–444. дои : 10.1109/ICICT50521.2020.00076 . ISBN 978-1-7281-7283-5 . S2CID 218651389 .
- ^ «Саманта Брэдшоу и Филип Н. Ховард. (2019) Глобальное дезинформационное расстройство: Глобальный перечень организованных манипуляций в социальных сетях 2019 года. Рабочий документ 2019.2. Оксфорд, Великобритания: Проект по компьютерной пропаганде» (PDF) . comprop.oii.ox.ac.uk . Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Миллер, Майкл Л.; Ваккари, Кристиан (июль 2020 г.). «Цифровые угрозы демократии: сравнительные уроки и возможные средства правовой защиты» . Международный журнал прессы/политики . 25 (3): 333–356. дои : 10.1177/1940161220922323 . ISSN 1940-1612 . S2CID 218962159 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Фрилон, Дин; Марвик, Алиса; Крайсс, Дэниел (4 сентября 2020 г.). «Ложные эквиваленты: онлайн-активизм слева направо» . Наука . 369 (6508): 1197–1201. Бибкод : 2020Sci...369.1197F . дои : 10.1126/science.abb2428 . ПМИД 32883863 . S2CID 221471947 . Архивировано из оригинала 21 октября 2021 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Тенове, Крис (июль 2020 г.). «Защита демократии от дезинформации: нормативные угрозы и политические меры реагирования» . Международный журнал прессы/политики . 25 (3): 517–537. дои : 10.1177/1940161220918740 . ISSN 1940-1612 . S2CID 219437151 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Такер, Джошуа; Угадай, Эндрю; Барбера, Пабло; Ваккари, Кристиан; Сигел, Александра; Санович, Сергей; Стукал, Денис; Найхан, Брендан (2018). «Социальные сети, политическая поляризация и политическая дезинформация: обзор научной литературы» . Серия рабочих документов SSRN . дои : 10.2139/ssrn.3144139 . ISSN 1556-5068 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ «Этот анализ показывает, насколько вирусные фейковые новости о выборах превзошли по эффективности реальные новости на Facebook» . Новости БаззФида . 16 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2018 года . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Санстейн, Касс Р. (14 марта 2017 г.). #Республика: разделенная демократия в эпоху социальных сетей . Принстон. ISBN 978-0691175515 . OCLC 958799819 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Олкотт, Хант; Генцков, Мэтью (май 2017 г.). «Социальные сети и фейковые новости на выборах 2016 года» . Журнал экономических перспектив . 31 (2): 211–236. дои : 10.1257/jep.31.2.211 . ISSN 0895-3309 . S2CID 32730475 .
- ^ Иди, Грегори; Пасхалис, Том; Жилинский, Ян; Бонно, Ричард; Наглер, Джонатан; Такер, Джошуа А. (9 января 2023 г.). «Воздействие кампании российского агентства интернет-исследований по иностранному влиянию в Твиттере на выборы в США в 2016 году и ее связь с отношениями и поведением избирателей» . Природные коммуникации . 14 (62): 62. Бибкод : 2023NatCo..14...62E . дои : 10.1038/s41467-022-35576-9 . ПМЦ 9829855 . ПМИД 36624094 .
- ^ Лейва, Родольфо (2020). «Тестирование и раскрытие влияния цифровых фейковых новостей: на оценки кандидатов в президенты и поддержку избирателей» . ИИ и общество . 35 (4): 970. doi : 10.1007/s00146-020-00980-6 . S2CID 218592685 .
- ^ Бокселл, Леви; Генцков, Мэтью; Шапиро, Джесси М. (3 октября 2017 г.). «Более широкое использование Интернета не связано с более быстрым ростом политической поляризации среди демографических групп США» . Труды Национальной академии наук . 114 (40): 10612–10617. Бибкод : 2017PNAS..11410612B . дои : 10.1073/pnas.1706588114 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 5635884 . ПМИД 28928150 .
- ^ Олкотт, Хант; Генцков, Мэтью (май 2017 г.). «Социальные сети и фейковые новости на выборах 2016 года» . Журнал экономических перспектив . 31 (2): 211–236. дои : 10.1257/jep.31.2.211 . ISSN 0895-3309 .
- ^ Бакши, Э.; Мессинг, С.; Адамик, Луизиана (5 июня 2015 г.). «Ознакомление с идеологически разнообразными новостями и мнениями в Facebook» . Наука . 348 (6239): 1130–1132. Бибкод : 2015Sci...348.1130B . дои : 10.1126/science.aaa1160 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 25953820 . S2CID 206632821 .
- ^ Войчешак, Магдалена Э.; Мутц, Диана К. (1 марта 2009 г.). «Интернет-группы и политический дискурс: способствуют ли онлайн-дискуссионные пространства выявлению политических разногласий?». Журнал связи . 59 (1): 40–56. дои : 10.1111/j.1460-2466.2008.01403.x . ISSN 0021-9916 . S2CID 18865773 .
- ^ Ланошка, Александр (2019). «Дезинформация в международной политике». Европейский журнал международной безопасности . 4 (2): 227–248. дои : 10.1017/eis.2019.6 . ISSN 2057-5637 . S2CID 211312944 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шу, Кай; Слива, Эми; Ван, Сухан; Тан, Цзилян; Лю, Хуан (1 сентября 2017 г.). «Обнаружение фейковых новостей в социальных сетях: перспектива интеллектуального анализа данных» . Информационный бюллетень об исследованиях ACM SIGKDD . 19 (1): 22–36. arXiv : 1708.01967 . дои : 10.1145/3137597.3137600 . ISSN 1931-0145 . S2CID 207718082 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Эдельсон, Лаура; Маккой, Дэймон. «Как Facebook препятствует исследованию дезинформации» . Научный американец . Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Эдельсон, Лаура; Маккой, Дэймон (14 августа 2021 г.). «Facebook прекратил наше исследование своей роли в распространении дезинформации» . Хранитель . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Кришнан, Нандита; Гу, Цзяян; Тромбл, Ребекка; Абромс, Лориен К. (15 декабря 2021 г.). «Исследовательская записка: изучение того, как различные платформы социальных сетей отреагировали на дезинформацию о COVID-19» . Обзор дезинформации Гарвардской школы Кеннеди . дои : 10.37016/мр-2020-85 . S2CID 245256590 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Только Facebook знает масштабы своей проблемы с дезинформацией. И он не делится этим даже с Белым домом» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Куо, Рэйчел; Марвик, Алиса (12 августа 2021 г.). «Критические исследования дезинформации: история, власть и политика» . Обзор дезинформации Гарвардской школы Кеннеди . дои : 10.37016/мр-2020-76 . Архивировано из оригинала 15 октября 2023 года.
- ^ «Что происходит после исследований дезинформации?» . Центр информации, технологий и общественной жизни (CITAP), Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Творек, Хайди (2 августа 2022 г.). «Можем ли мы выйти за рамки исследований дезинформации?» . Центр инноваций в области международного управления . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Вассерман, Герман; Мадрид-Моралес, Дэни, ред. (12 апреля 2022 г.). Дезинформация на Глобальном Юге (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781119714491 . ISBN 978-1-119-71444-6 . Архивировано из оригинала 4 марта 2024 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Сесса, Мария Джованна (4 декабря 2020 г.). «Мизогиния и дезинформация: анализ тактики гендерной дезинформации во время пандемии COVID-19» . Дезинфолаборатория ЕС . Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Сесса, Мария Джованна (26 января 2022 г.). «Что такое гендерная дезинформация?» . Фонд Генриха Бёлля . Архивировано из оригинала 21 июля 2022 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Вулли, Сэмюэл; Ховард, Филип Н. (2019). Вычислительная пропаганда: политические партии, политики и политические манипуляции в социальных сетях . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190931414 .
- ^ Диас Руис, Карлос (30 октября 2023 г.). «Дезинформация на цифровых медиа-платформах: подход, формирующий рынок» . Новые медиа и общество . дои : 10.1177/14614448231207644 . ISSN 1461-4448 . S2CID 264816011 .
- ^ Маршал, Нахема; Нойдерт, Лиза-Мария (2019). «Поляризация и использование технологий в политических кампаниях и коммуникации» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба .
- ^ Крайсс, Дэниел; МакГрегор, Шеннон С. (11 апреля 2023 г.). «Обзор и провокация: О поляризации и платформах» . Новые медиа и общество . 26 : 556–579. дои : 10.1177/14614448231161880 . ISSN 1461-4448 . S2CID 258125103 .
- ^ Диас Руис, Карлос; Нильссон, Томас (2023). «Дезинформация и эхо-камеры: как дезинформация распространяется в социальных сетях через противоречия, основанные на идентичности» . Журнал государственной политики и маркетинга . 42 (1): 18–35. дои : 10.1177/07439156221103852 . ISSN 0743-9156 . S2CID 248934562 .
- ^ Ди Доменико, Джандоменико; Дин, Ю (23 октября 2023 г.). «Между атаками на бренд и более широкими нарративами: как прямая и косвенная дезинформация подрывает доверие потребителей» . Современное мнение в психологии . 54 : 101716. doi : 10.1016/j.copsyc.2023.101716 . ISSN 2352-250X . ПМИД 37952396 . S2CID 264474368 .
- ^ Кастельс, Мануэль (4 июня 2015 г.). Сети возмущения и надежды: социальные движения в эпоху Интернета . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780745695792 . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ «Осуждение отключения интернета в Египте» . Файнэншл Таймс . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ «Сетевой нейтралитет побеждает в Европе – победа Интернета, каким мы его знаем» . ЗМЭ Наука. 31 августа 2016 года . Проверено 4 февраля 2017 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Биттман, Ладислав (1985), КГБ и советская дезинформация: взгляд изнутри , Pergamon-Brassey's, ISBN 978-0-08-031572-0
- Богхардт, Томас (26 января 2010 г.), «Операция ИНФЕКЦИЯ - разведка советского блока и его кампания по дезинформации о СПИДе» (PDF) , Исследования в области разведки , 53 (4) , получено 9 декабря 2016 г.
- Голицын, Анатолий (1984), Новая ложь вместо старой: коммунистическая стратегия обмана и дезинформации , Додд, Мид и компания, ISBN 978-0-396-08194-4
- О'Коннор, Кейлин и Джеймс Оуэн Уэзералл , «Почему мы доверяем лжи: самая эффективная дезинформация начинается с семян истины », Scientific American , vol. 321, нет. 3 (сентябрь 2019 г.), стр. 54–61.
- Ион Михай Пачепа и Рональд Дж. Рычлак (2013), Дезинформация: бывший руководитель шпионской службы раскрывает секретные стратегии по подрыву свободы, нападкам на религию и пропаганде терроризма , WND Books, ISBN 978-1-936488-60-5
- Флетчер Шен; Кристофер Дж. Ламб (1 июня 2012 г.), «Обман, дезинформация и стратегия. Коммуникации: как одна межведомственная группа. Сделала большую разницу» (PDF) , Strategic Perspectives , 11 , получено 9 декабря 2016 г.
- Шульц, Ричард Х .; Годсон, Рой (1984), Дезинформация: активные меры в советской стратегии , Pergamon-Brassey's, ISBN 978-0080315737
- Тейлор, Адам (26 ноября 2016 г.), «До появления «фейковых новостей» существовала советская «дезинформация» , The Washington Post , получено 3 декабря 2016 г.
- Легг, Хайди; Кервин, Джо (1 ноября 2018 г.), Борьба с дезинформацией в США: анализ ландшафта , Гарвардская школа Кеннеди, Центр Шоренштейна , получено 10 августа 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Дезинформация. Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine — учебном ресурсе Британской библиотеки, включающем интерактивный фильм и задания.
- MediaWell — инициатива некоммерческого Совета по исследованиям в области социальных наук, целью которого является отслеживание и курирование исследований дезинформации, дезинформации и фейковых новостей.