Jump to content

Контроль над вооружениями

Контроль над вооружениями — термин, обозначающий международные ограничения на разработку, производство, накопление, распространение и использование стрелкового оружия , обычных вооружений и оружия массового уничтожения . [1] Исторически контроль над вооружениями мог применяться к холодному оружию (например, мечам) до изобретения огнестрельного оружия . Контроль над вооружениями обычно осуществляется с помощью дипломатии, которая стремится наложить такие ограничения на согласившихся участников посредством международных договоров и соглашений, хотя он также может включать усилия нации или группы наций по обеспечению соблюдения ограничений в отношении страны, не давшей согласия. [2]

Постановление [ править ]

Договоры и соглашения по контролю над вооружениями часто рассматриваются как способ избежать дорогостоящей гонки вооружений , которая может оказаться контрпродуктивной для национальных целей и будущего мира. [3] Некоторые из них используются как способ остановить распространение определенных военных технологий (таких как ядерное оружие или ракетные технологии) в обмен на гарантии потенциальным разработчикам, что они не станут жертвами этих технологий. Кроме того, заключаются некоторые соглашения о контроле над вооружениями, чтобы ограничить ущерб, причиняемый войной, особенно гражданскому населению и окружающей среде, что считается плохим для всех участников, независимо от того, кто победит в войне.

Хотя многие сторонники мира рассматривают договоры о контроле над вооружениями как ключевой инструмент против войны, участники часто рассматривают их просто как способ ограничить высокие затраты на разработку и производство оружия и даже снизить затраты, связанные с самой войной. . Контроль над вооружениями может даже стать способом поддержания жизнеспособности военных действий за счет ограничения тех вооружений, которые сделают войну настолько дорогостоящей и разрушительной, что она перестанет быть жизнеспособным инструментом национальной политики.

Правоприменение [ править ]

Со временем обеспечение соблюдения соглашений о контроле над вооружениями оказалось трудным. Большинство соглашений основано на постоянном желании участников соблюдать условия, чтобы оставаться в силе. Обычно, когда страна больше не желает соблюдать условия, она обычно пытается либо тайно обойти условия, либо прекратить свое участие в договоре. Это было видно по Вашингтонскому военно-морскому договору. [4] (и последующий Лондонский военно-морской договор [5] ), где большинство участников пытались обойти ограничения, некоторые более законно, чем другие. [6] Соединенные Штаты разработали более совершенную технологию, чтобы добиться лучших характеристик своих кораблей, продолжая при этом работать в рамках ограничений по весу, Великобритания воспользовалась лазейкой в ​​условиях, итальянцы исказили вес своих судов, а, столкнувшись с ограничениями, Япония вышел из договора. Страны, нарушившие условия договора, не понесли серьезных последствий своих действий. Менее чем через десять лет от договора отказались. Женевский протокол [7] продлился дольше и пользовался большим уважением, но тем не менее страны нарушали его по своему желанию, когда чувствовали в этом необходимость. Правоприменение было бессистемным, причем меры были скорее политическими, чем соблюдением условий. Это означало, что санкции и другие меры, как правило, пропагандировались против нарушителей в первую очередь их естественными политическими врагами, в то время как нарушения игнорировались или принимались лишь символические меры со стороны их политических союзников. [8]

Более поздние договоры о контроле над вооружениями включали более строгие условия в отношении обеспечения соблюдения нарушений, а также проверки. Последнее стало серьезным препятствием для эффективного правоприменения, поскольку нарушители часто пытаются тайно обойти условия соглашений. Проверка — это процесс определения того, соблюдает ли страна условия соглашения, и включает в себя сочетание предоставления такой информации участниками. [9] а также какой-то способ позволить участникам проверять друг друга для проверки этой информации. [10] Зачастую это требует не меньше переговоров, чем сами ограничения, а в некоторых случаях вопросы проверки приводили к срыву переговоров по договору (например, проверка была названа в качестве серьезной проблемы противниками Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний , который в конечном итоге не был ратифицирован США). США). [11] [12]

Государства могут оставаться в договоре, стремясь нарушить его ограничения, а не выходить из него. Это происходит по двум основным причинам. Открытое игнорирование соглашения, даже если кто-то выходит из него, часто рассматривается в плохом политическом свете и может иметь дипломатические последствия. Кроме того, если кто-то остается в соглашении, конкуренты, которые также участвуют в соглашении, могут быть привлечены к ограничениям условий, в то время как отказ от соглашения позволяет вашим оппонентам осуществлять те же разработки, что и вы, ограничивая преимущество этого развития.

Теория контроля над вооружениями [ править ]

Ученые и практики, такие как Джон Стейнбрунер , Джонатан Дин или Стюарт Крофт, много работали над теоретической основой контроля над вооружениями. Контроль над вооружениями призван решить дилемму безопасности . Он направлен на взаимную безопасность между партнерами и общую стабильность (будь то кризисная ситуация, большая стратегия или стабильность, позволяющая положить конец гонке вооружений ). Помимо стабильности, контроль над вооружениями предполагает снижение затрат и ограничение ущерба. Оно отличается от разоружения , поскольку поддержание стабильности может позволить взаимно контролировать вооружения и не занимает позицию мира без оружия. Тем не менее, контроль над вооружениями в принципе является оборонительной стратегией, поскольку прозрачность , равенство и стабильность не вписываются в наступательную стратегию. [ нужна ссылка ]

Согласно исследованию 2020 года, опубликованному в American Political Science Review , контроль над вооружениями встречается редко, поскольку успешные соглашения о контроле над вооружениями предполагают трудный компромисс между прозрачностью и безопасностью. Чтобы соглашения о контроле над вооружениями были эффективными, должен быть способ тщательно проверить соблюдение государством соглашения, например, посредством интрузивных инспекций. Однако государства часто неохотно подчиняются таким инспекциям, когда у них есть основания опасаться, что инспекторы будут использовать инспекции для сбора информации о возможностях государства, которая может быть использована в будущем конфликте. [13]

История [ править ]

До 19 века [ править ]

Одной из первых зарегистрированных попыток контроля над вооружениями был свод правил, установленный в Древней Греции Амфиктионическими лигами . В постановлениях указывалось, как можно вести войну, а нарушения этого правила могли наказываться штрафами или войной.

В 8-9 веках нашей эры мечи и кольчуги, изготовленные во Франкской империи, пользовались большим спросом из-за их качества, а Карл Великий (годы правления 768–814) объявил их продажу или вывоз иностранцам незаконными, караемыми конфискацией имущества. или даже смерть. Это была попытка ограничить владение и использование этого снаряжения врагами франков, включая мавров , викингов и славян .

Церковь использовала свое положение транснациональной организации для ограничения средств ведения войны. 989 ​​г. Постановление Божьего мира (продленное в 1033 г.) защищало мирных жителей, аграрные и экономические объекты, а также собственность церкви от войны. 1027 года Божье перемирие также пыталось предотвратить насилие между христианами. Второй Латеранский собор 1139 года запретил использование арбалетов против других христиан, хотя и не препятствовал его использованию против нехристиан.

Развитие огнестрельного оружия привело к увеличению разрушительных последствий войны. [14] Жестокость войн в этот период привела к попыткам формализовать правила войны с гуманным обращением с военнопленными и ранеными, а также правила защиты мирных жителей и разграбления их собственности. Однако в период до начала XIX века было зарегистрировано несколько официальных соглашений о контроле над вооружениями, за исключением теоретических предложений и предложений, навязанных побежденным армиям.

Одним из заключенных договоров было Страсбургское соглашение 1675 года . Это первое международное соглашение, ограничивающее применение химического оружия , в данном случае ядовитых пуль. Договор был подписан между Францией и Священной Римской империей.

19 век [ править ]

1817 года Договор Раша-Багота между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством был первым договором о контроле над вооружениями того, что можно считать современной индустриальной эпохой, приведшим к демилитаризации района Великих озер и озера Шамплейн в Северной Америке. [15] За этим последовал Вашингтонский договор 1871 года , который привел к полной демилитаризации.

Промышленная революция привела к росту механизации войны, а также к быстрому прогрессу в разработке огнестрельного оружия; Возросший потенциал опустошения (который позже был замечен на полях сражений Первой мировой войны) привел к тому, что российский царь Николай II созвал лидеров 26 стран на Первую Гаагскую конференцию в 1899 году. Конференция привела к подписанию Гаагской конвенции. 1899 года, что привело к появлению правил объявления и ведения войны, а также использования современного вооружения, а также привело к созданию Постоянной третейской палаты .

1900–1945 гг. [ править ]

Вторая Гаагская конференция была созвана в 1907 году, что привело к внесению дополнений и поправок к первоначальному соглашению 1899 года. [16] Третья Гаагская конференция была созвана в 1915 году, но от нее отказались из-за Первой мировой войны .

После Первой мировой войны была создана Лига Наций , которая попыталась ограничить и сократить вооружения. [17] Однако реализация этой политики не была эффективной. Различные военно-морские конференции, такие как Вашингтонская военно-морская конференция , проводились в период между Первой и Второй мировыми войнами, чтобы ограничить количество и размер основных военных кораблей пяти великих военно-морских держав.

1925 года Женевская конференция привела к запрету применения химического оружия против граждан противника в международных вооруженных конфликтах в рамках Женевского протокола . 1928 года Пакт Келлога-Бриана , хотя и был неэффективным, был попыткой «обеспечить отказ от войны как инструмента национальной политики». [18]

С 1945 года [ править ]

Генеральный секретарь СССР Горбачев и президент США Рейган подписывают ДРСМД в 1987 году.

После Второй мировой войны Организация Объединенных Наций была создана как орган, призванный содействовать и поддерживать международный мир и безопасность. [19] Соединенные Штаты предложили план Баруха в 1946 году как способ установить строгий международный контроль над ядерным топливным циклом и тем самым предотвратить глобальную гонку ядерных вооружений, но Советский Союз отклонил это предложение, и переговоры провалились. После выступления президента Эйзенхауэра в 1953 году «Атом ради мира» на Генеральной Ассамблее ООН в 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии для содействия мирному использованию ядерных технологий и применения гарантий против переключения ядерного материала с мирного использования на создание ядерного оружия .

Под эгидой ООН в 1963 году был заключен Договор о частичном запрещении испытаний , целью которого было прекращение испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве. [20] (ДНЯО) 1968 года Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан с целью предотвратить дальнейшее распространение технологий ядерного оружия за пределами пяти стран, которые уже обладали ими: США, Советского Союза , Великобритании, Франции и Китая. [21] Этот договор, преследовавший три основные цели: обеспечение нераспространения с помощью инспекций, сокращение ядерных вооружений и право на мирное использование ядерной энергии, первоначально встретил некоторое сопротивление со стороны стран, развивающих свои собственные ядерные программы, таких как Бразилия, Аргентина и Южная Африка. [22] Тем не менее, все страны, за исключением Индии, Израиля, Пакистана и Южного Судана, решили подписать или ратифицировать документ. [23] [24]

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) между Соединенными Штатами и Советским Союзом в конце 1960-х – начале 1970-х годов привели к заключению дальнейших соглашений о контроле над вооружениями. Переговоры ОСВ-I привели к заключению Договора по противоракетной обороне и Временного соглашения об ограничении стратегических вооружений (см. ОСВ-I ) в 1972 году. Переговоры по ОСВ-2 начались в 1972 году и привели к соглашению в 1979 году. Из-за вторжения Советского Союза в Афганистан Соединенные Штаты так и не ратифицировали договор, но соглашение соблюдалось обеими сторонами.

Договор о ядерных силах средней дальности был подписан между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1987 году и ратифицирован в 1988 году, что привело к соглашению об уничтожении всех ракет дальностью от 500 до 5500 километров. [25] Это произошло в контексте активизации движения за мир в течение предыдущего десятилетия, которое включало массовые демонстрации по всему миру в поддержку ядерного разоружения. [26]

В 1993 году была подписана Конвенция о химическом оружии, запрещающая производство и применение химического оружия . [27]

Договоры о сокращении стратегических вооружений ( СНВ-1 и СНВ-2) были подписаны США и Советским Союзом, что еще больше ограничивало вооружения. [28] Этому способствовал Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов , который, в свою очередь, был заменен новым Договором о СНВ .

Голосование в ООН по принятию Договора о запрещении ядерного оружия 7 июля 2017 г.
  Да

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был подписан в 1996 году и запрещает все ядерные взрывы во всех средах, в военных или гражданских целях, но он не вступил в силу из-за нератификации восьми конкретных государств. [29] [30]

В 1998 году Организация Объединенных Наций основала Управление ООН по вопросам разоружения (УНП ООН). Его цель – способствовать ядерному разоружению и нераспространению, а также укреплению режимов разоружения в отношении других видов оружия массового уничтожения, химического и биологического оружия. Он также способствует усилиям по разоружению в области обычных вооружений, особенно наземных мин и стрелкового оружия, которые часто являются предпочтительным оружием в современных конфликтах. [ нужна ссылка ]

Помимо договоров, направленных в первую очередь на прекращение распространения ядерного оружия, в последнее время появилось движение по регулированию продажи и торговли обычными вооружениями. По состоянию на декабрь 2014 года Организация Объединенных Наций готовится к вступлению в силу Договора о торговле оружием , который ратифицировали 89 стран. [31] Однако в настоящее время он не ратифицирован ключевыми производителями вооружений, такими как Россия и Китай, и, хотя Соединенные Штаты подписали договор, они еще не ратифицировали его. [32] Договор регулирует международную торговлю практически всеми категориями обычных вооружений – от стрелкового оружия до боевых танков, боевых самолетов и военных кораблей. Охватываются также боеприпасы, а также детали и компоненты. [33]

Совсем недавно Организация Объединенных Наций объявила о принятии Договора о запрещении ядерного оружия в 2020 году после 50-й ратификации или присоединения государств-членов. [34]

касающихся контроля над вооружениями , Список договоров и конвенций

Ниже приведены некоторые из наиболее важных международных соглашений по контролю над вооружениями:

оружия свободных Договоры о зонах , от ядерного

Другие договоры, среди прочих целей, также предусматривают создание ЗСЯО. Это следующие:

Договоры, не вступившие в силу [ править ]

договоры Предлагаемые

экспортного Режимы контроля

Необязательные декларации [ править ]

Организации по контролю над вооружениями [ править ]

Межправительственными организациями по контролю над вооружениями являются:

Существует также множество неправительственных организаций, которые способствуют глобальному сокращению ядерных вооружений и предлагают исследования и анализ политики США в области ядерного оружия. Наиболее выдающейся среди этих организаций является Ассоциация по контролю над вооружениями , основанная в 1971 году для содействия общественному пониманию и поддержке контроля над вооружениями. Другие включают:

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Барри Колодкин. «Что такое контроль над вооружениями?» . About.com, Внешняя политика США . Компания Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала (статья) 3 сентября 2016 года . Проверено 13 мая 2012 г.
  2. ^ Стюарт Крофт, Стратегии контроля над вооружениями: история и типология (Manchester University Press, 1996).
  3. ^ Ануп Шах (6 мая 2012 г.). «Контроль над вооружениями» (статья) . globalissues.org . Глобальные проблемы . Проверено 13 мая 2012 г.
  4. ^ «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 НОЯБРЯ 1921 ГОДА — 6 ФЕВРАЛЯ 1922 ГОДА» . ибиблио . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Проверено 21 мая 2012 г.
  5. ^ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ И СОКРАЩЕНИИ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ» . microworks.net . Проверено 21 мая 2012 г.
  6. ^ Питер Байсхайм, Массачусетс. «Военно-морские договоры: рождение Второго Лондонского военно-морского договора: краткое исследование качественных ограничений крупных кораблей 1936–1941 годов» . Бисмарк и Тирпиц . Джон Асмуссен. Архивировано из оригинала (Эссе) 22 января 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
  7. ^ «Женевский протокол» . ФАС: Оружие массового поражения . Федерация американских ученых . Проверено 21 мая 2012 г.
  8. ^ Харальд Мюллер (август 2005 г.). «ОМП: Закон вместо беззаконной самопомощи» (PDF) . Комиссия по оружию массового уничтожения. Информационный документ 37. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2016 года.
  9. ^ «Краткий обзор состояния химического и биологического оружия» (информационный бюллетень) . Ассоциация по контролю над вооружениями. Июнь 2018.
  10. ^ А. Уолтер Дорн; Дуглас С. Скотт (2000). «Механизмы соблюдения договоров по разоружению» . Ежегодник проверки 2000 . Лондон: Центр исследований, обучения и информации по проверке. стр. 229–247 – через walterdorn.org.
  11. ^ Джонатан Медалия (3 августа 2011 г.). Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия: предыстория и текущие события (PDF) . Отчет CRS для Конгресса (Отчет). Исследовательская служба Конгресса . Проверено 17 мая 2012 г.
  12. ^ Ротман, Александр Х. (23 марта 2011 г.). «Фукусима: еще один повод ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» . Бюллетень ученых-атомщиков .
  13. ^ Коу, Эндрю Дж.; Вайнман, Джейн (2020). «Почему контроль над вооружениями встречается так редко» . Американский обзор политической науки . 114 (2): 342–355. дои : 10.1017/S000305541900073X . ISSN   0003-0554 . S2CID   201700936 .
  14. ^ Купленд, РМ; Меддингс, ДР (1999). «Смертность, связанная с применением оружия в вооруженных конфликтах, зверствами военного времени и массовыми расстрелами гражданского населения» . BMJ (Клинические исследования под ред.) . 319 (7207): 407–410. дои : 10.1136/bmj.319.7207.407 . ПМК   28193 . ПМИД   10445920 .
  15. ^ «Британско-американский дипломатический обмен нотами относительно военно-морских сил на американских озерах» . Проект Авалон . Юридическая библиотека Лилиан Гольдман . Проверено 16 мая 2012 г.
  16. ^ «Декларация (XIV) о запрещении сброса снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров. Гаага, 18 октября 1907 г.» . Гуманитарное право . Международный комитет Красного Креста . Проверено 13 мая 2012 г.
  17. ^ «Контроль над вооружениями и разоружение – Между мировыми войнами, 1919–1939» . Энциклопедия новой американской нации . Адвамег, ООО . Проверено 16 мая 2012 г.
  18. ^ «Пакт Келлога-Бриана 1928 года» . Проект Авалон. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 13 мая 2012 г.
  19. ^ «История ООН» . un.org . Объединенные Нации . Проверено 13 мая 2012 г.
  20. ^ Магнарелла, Пол Дж (2008). «Попытки сократить и ликвидировать ядерное оружие посредством Договора о нераспространении ядерного оружия и создания зон, свободных от ядерного оружия». . МИР И ПЕРЕМЕНЫ. п. 514.
  21. ^ Совет по международным отношениям: Глобальный мониторинг нераспространения, доступно по адресу http://www.cfr.org/publication/18985/.
  22. ^ Магнарелла, Пол Дж (2008). «Попытки сократить и ликвидировать ядерное оружие посредством Договора о нераспространении ядерного оружия и создания зон, свободных от ядерного оружия». . МИР И ПЕРЕМЕНЫ. п. 509.
  23. ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
  24. ^ Договор о нераспространении ядерного оружия Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
  25. ^ Сейицу Татибана (1998). «Сэйитсу Татибана, «Много шума из-за чего-то: факторы, побудившие Рейгана и Горбачева заключить ДРСМД»» ( PDF) . Наука мира в Хиросиме, Том 11 . Институт прикладных наук Нагасаки. п. Хироспаж.151–182. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 17 мая 2012 г.
  26. ^ Кернс, Барбара (5 мая 2021 г.). «Выход за мир: история CANE и PND (WA)» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 3 марта 2023 г.
  27. ^ «Статьи Конвенции о химическом оружии» . Организация по запрещению химического оружия . ОЗХО . Проверено 17 мая 2012 г.
  28. ^ КИРИТ РАДИА (24 декабря 2010 г.). «Ядерный договор: руководство по разоружению» (новостная статья) . Новости АВС . Интернет-предприятия ABC News. Yahoo! – Сеть новостей ABC . Проверено 17 мая 2012 г.
  29. ^ «Ядерные испытания представляют собой приемлемый риск для контроля над вооружениями» (статья) . Научный американец . 2 марта 2009 года . Проверено 13 мая 2012 г.
  30. ^ «Что такое ДВЗЯИ?» . Подготовительная комиссия Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) . Подготовительная комиссия Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) . Проверено 13 мая 2012 г.
  31. ^ «Договор о торговле оружием» . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Проверено 7 октября 2016 г.
  32. ^ «Договор о торговле оружием» . УНОДА . Организация Объединенных Наций . Проверено 10 декабря 2014 г.
  33. ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
  34. ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
  35. Срок действия последнего договора военно-морской конференции истекал де-юре в 1942 году, но фактически он перестал действовать с началом Второй мировой войны.
  36. ^ «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» . Управление ООН по вопросам космического пространства . УНООСА . Проверено 16 мая 2012 г.
  37. ^ «Договор по морскому дну» . ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ДРУГИХ ОРУЖИЙ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ НА ДНЕ МОРСКОГО И ОКЕАНСКОГО ДНА И В ЕГО НЕДАХ . Государственный департамент США . Проверено 13 мая 2012 г.
  38. ^ «Разоружение: Конвенция о биологическом оружии» . ЮНОГ . ЮНОГ . Проверено 13 мая 2012 г.
  39. Договор о Луне вступил в силу в 1984 году, но подавляющее большинство государств его не подписали и не ратифицировали, включая основные космические державы.
  40. ^ после холодной войны Поправки к ДОВСЕ были согласованы в 1996 году, но так и не вступили в силу. Россия объявила о намерении приостановить действие договора в 2007 году.
  41. ^ Шакиров, Олег (2019). «Будущее Венского документа» (PDF) . ПИР-Центр . Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
  42. ^ «Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2)» . Федерация американских ученых . Федерация американских ученых . Проверено 13 мая 2012 г.
  43. ^ Канцелярия пресс-секретаря (23 марта 2012 г.). «Договор по открытому небу: информационный бюллетень» . Государственный департамент США . Госдепартамент США . Проверено 13 мая 2012 г.
  44. ^ Крупнейшие производители противопехотных мин — Китай, Россия и США — не присоединились к Оттавскому договору по наземным минам.
  45. ^ «Конвенция» . Конвенция по кассетным боеприпасам – ККБ . Конвенция по кассетным боеприпасам – ККБ . Проверено 13 мая 2012 г.
  46. ^ «Договор о кассетной бомбе ратифицирован, сообщает ООН» (новостная статья) . Мировые новости BBC . Би-би-си. 17 февраля 2010 г. Проверено 13 мая 2012 г.
  47. ^ «Вопросы и ответы: Договор о кассетной бомбе» (новостная статья) . Мировые новости BBC . Би-би-си. 3 декабря 2008 года . Проверено 13 мая 2012 г.
  48. ^ Стюарт Хьюз (1 августа 2010 г.). «Принят договор о запрещении кассетных бомб» . Мировые новости BBC . Би-би-си . Проверено 13 мая 2012 г.
  49. ^ Питер Уилк (19 ноября 2010 г.). «Не играйте в политику с новым договором СНВ» . CNN . Кабельная новостная сеть. Turner Broadcasting System, Inc. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года . Проверено 16 мая 2012 г.
  50. ^ «Новый СНВ: текст договора» . Государственный департамент США . Госдепартамент США . Проверено 16 мая 2012 г.
  51. ^ «Ключевой комитет Сената принимает договор о ядерном оружии» . CNN . Кабельная новостная сеть. Turner Broadcasting System, Inc. 7 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. . Проверено 16 мая 2012 г.
  52. ^ ПИТЕР БЕЙКЕР (21 декабря 2010 г.). «Договор об оружии с Россией готовится к ратификации» (статья) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2012 г.
  53. ^ «Договор о торговле оружием» . УНОДА . УНОДА . Проверено 2 февраля 2015 г.
  54. ^ «Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана (SPNFZ) Договор Раротонга» . Федерация американских ученых . (Федерация американских ученых) www.fas.org . Проверено 16 мая 2012 г.
  55. ^ «Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, Бангкок, Таиланд, 15 декабря 1995 года» . АСЕАН . Секретариат АСЕАН . Проверено 16 мая 2012 г.
  56. ^ Скотт Пэрриш, Уильям С. Поттер (8 сентября 2006 г.). «Государства Центральной Азии создают зону, свободную от ядерного оружия, несмотря на противодействие США» (статья) . Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина . Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина (ЦНС) . Проверено 16 мая 2012 г.
  57. ^ «Проект договора о прекращении производства расщепляющегося материала или FM(C)T» . Библиотека: Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам . Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам . Проверено 17 мая 2012 г.
  58. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2007 года . Проверено 20 мая 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Адельман, Кеннет Л. (1986). «Контроль над вооружениями и права человека». Мировые дела . 149 (3): 157–162. JSTOR   20672104 .
  • Международная амнистия (2014). «Контроль над вооружениями и права человека» . amnesty.org . Международная амнистия.
  • Бэйлс, Элисон Дж. К. «Изменяющаяся роль контроля над вооружениями в исторической перспективе». в «Контроле над вооружениями в 21 веке» (2013): 15-38.
  • Коу, Эндрю Дж. и Джейн Уэйнман. 2019. «Почему контроль над вооружениями встречается так редко». Американский обзор политической науки. doi:10.1017/S000305541900073X|
  • Крофт, Стюарт. Стратегии контроля над вооружениями: история и типология (Manchester University Press, 1996).
  • Форадори, Паоло и др. ред. Контроль над вооружениями и разоружение: 50-летний опыт ядерного образования (2017), отрывок
  • Форсберг, Рэндалл , редактор, репортер по контролю над вооружениями, 1995–2005 гг. Кембридж: MIT Press, 1995–2004.
  • Гиллеспи, Александр. История законов войны: Том 3: Обычаи и законы войны в отношении контроля над вооружениями (Bloomsbury Publishing, 2011).
  • Глинн, Патрик. Закрытие ящика Пандоры: гонка вооружений, контроль над вооружениями и история холодной войны (1992) онлайн
  • Грэм-младший, Томас. Очерки разоружения: три десятилетия контроля над вооружениями и международного права (Вашингтонский университет Press, 2012).
  • Кауфман, Роберт Гордон. Контроль над вооружениями в доядерную эпоху (издательство Колумбийского университета, 1990).
  • Ларсен, Джеффри А. Исторический словарь по контролю над вооружениями и разоружению (2005) онлайн
  • Мучлерм, Макс М. Контроль над вооружениями в космосе: изучение условий превентивного контроля над вооружениями (Palgrave Macmillan, 2013).
  • Рейнхольд, Томас и Кристиан Рейтер. «Контроль над вооружениями и его применимость в киберпространстве». в «Информационные технологии для мира и безопасности: ИТ-приложения и инфраструктура в конфликтах, кризисах, войне и мире» (2019): 207-231.
  • Смит, Джеймс М. и Гвендолин Холл, ред. Вехи в контроле над стратегическими вооружениями, 1945–2000: роли и результаты ВВС США (2002) онлайн
  • Томпсон, Кеннет В., изд. Президенты и контроль над вооружениями: процесс, процедуры и проблемы (University Press of America, 1997).
  • Уильямс-младший, Роберт Э. и Пол Р. Виотти. Контроль над вооружениями: история, теория и политика (2 том ABC-CLIO, 2012).
  • Янг, Найджел Дж. изд. Оксфордская международная энциклопедия мира (4 том, 2010 г.) 1: 89–122.

Первоисточники [ править ]

  • Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению. Соглашения о контроле над вооружениями и разоружении: тексты и история переговоров (1996 г.) ISBN   9780160486890

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c81ae8bb48d2c34a6016cbe9f35d7ea3__1719026700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/a3/c81ae8bb48d2c34a6016cbe9f35d7ea3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arms control - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)