Экспортный контроль
Экспортный контроль – это законодательство , которое регулирует экспорт товаров, программного обеспечения и технологий. Некоторые предметы потенциально могут быть полезны для целей, противоречащих интересам страны-экспортера. Эти предметы считаются контролируемыми . Экспорт контролируемых предметов регулируется с целью ограничения вредного использования этих предметов. [1] Многие правительства осуществляют экспортный контроль. [2] Как правило, законодательство перечисляет и классифицирует контролируемые товары, классифицирует пункты назначения и требует от экспортеров подачи заявления на получение лицензии в местное правительственное учреждение.
Экспортному контролю в различных юрисдикциях подлежит широкий спектр товаров, включая оружие , товары с военным потенциалом, криптографию, валюту, а также драгоценные камни или металлы. Некоторые страны запрещают экспорт урана, животных, находящихся под угрозой исчезновения, культурных артефактов и дефицитных в стране товаров, таких как лекарства.
История
[ редактировать ]В Соединенных Штатах экспортный контроль существовал со времен Американской революции, хотя современные режимы экспортного контроля можно проследить до Закона о торговле с врагом 1917 года . Важным законодательным актом был Закон об экспортном контроле 1940 года , который, среди прочего, был направлен на ограничение поставок материалов в довоенную Японию. В Соединенном Королевстве Закон об импорте, экспорте и таможенных полномочиях (обороне) 1939 года был основным законодательством до Второй мировой войны . [3]
После Второй мировой войны Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (CoCom) был основан в 1948 году. [4] и продолжался до 1994 года. Это был первый многосторонний режим экспортного контроля .
Принципы
[ редактировать ]В большинстве режимов экспортного контроля в законодательстве перечисляются товары, которые считаются «контролируемыми», а также перечисляются пункты назначения, экспорт которых тем или иным образом ограничен. Списки того, что контролируется, часто возникают в результате некоего согласованного режима .
Классификация
[ редактировать ]Товары могут быть классифицированы с использованием различных систем классификации. Соединенные Штаты используют классификационный номер экспортного контроля (ECCN), [5] Индия использует список специальных химикатов, организмов, материалов, оборудования и технологий (SCOMET). [6] Япония использует списки Министерства экономики, торговли и промышленности (METI). [7]
Некоторые предметы могут быть отнесены к категории «разработанные или модифицированные для использования в военных целях», некоторые — к категории двойного назначения , а некоторые не будут подлежать экспортному контролю. [8] Двойное использование означает, что устройство имеет как гражданское, так и военное назначение. [9]
В некоторых юрисдикциях в классификациях проводится различие между товарами, оборудованием, материалами, программным обеспечением и технологиями; последние два часто считаются нематериальными . Классификация также может осуществляться по назначению, включая криптографическое , лазерное , гидролокационное и пыточное оборудование.
Место назначения
[ редактировать ]Страна-экспортер будет учитывать влияние своей политики экспортного контроля на свои отношения с другими странами . Иногда страны заключают торговые соглашения или договоренности с группой других стран, в которых может быть указано, что для определенных товаров лицензии не требуются. Например, внутри ЕС лицензии не требуются для доставки гражданских товаров в другие государства-члены; [10] однако для ограниченной военной продукции требуются лицензии. [11]
Законодательство страны-экспортера будет требовать определенного обращения с товарами различных классификаций в страны назначения. Это может включать в себя:
- Это направление подвергается санкциям, возможно, экономическим . Экспорт этого класса товаров не будет разрешен.
- Для доставки товаров могут потребоваться лицензии правительства. Эти лицензии могут требовать ведения учета, поэтому экспортер должен регистрировать товары и места назначения. Там, где ведется учет, может проводиться проверка или может существовать какое-либо требование о периодическом отчете о транзакциях.
- у некоторых нет ограничений, и этот класс товаров может быть отправлен без препятствий со стороны законодательства об экспортном контроле.
товаров конечный пользователь или какой-либо брокер Обычно указывается , и в отношении стран применяются аналогичные ограничения.
Некоторые физические или юридические лица могут быть внесены в список, поэтому, даже если товар обычно может быть экспортирован в страну без лицензии, к этому физическому или юридическому лицу применяются дополнительные ограничения. [12]
Лицензия
[ редактировать ]Для любого экспортируемого товара классификация обычно приводит к различным режимам для данного пункта назначения, например, «Лицензия не требуется» (NLR) или «Требуется лицензия». [8]
Если для объекта и до места назначения требуется лицензия, органу, выдающему лицензию, потребуется информация как часть заявки на получение лицензии, обычно включающая:
- имя, адрес, бизнес-номер (например, EORI ) экспортера
- технические сведения об экспортируемом товаре, возможно, включая документацию по продукту, номера деталей и предполагаемое использование.
- стоимость товара и количество, подлежащее отправке. Это может быть трудно оценить с помощью нематериальных активов (например, программного обеспечения или технологий).
- фактическое назначение предмета, часто с заявлением об этом от предполагаемого получателя и гарантиями того, что предметы не будут использоваться где-либо еще.
- маршрут доставки, адреса грузополучателей, брокеров, агентов и других задействованных третьих лиц.
Заявлением конечного пользователя может быть Обязательство конечного пользователя (EUU). [13] Заявление конечного пользователя (EUS) [14] или сертификат конечного пользователя . Эти EUU обычно включают предполагаемое использование и дают гарантии относительно применения товаров, например, не будут использоваться в ракетах.
Лицензии впоследствии можно получить в соответствующем правительственном ведомстве в юрисдикции экспортера.
Лицензия обычно содержит некоторые условия, например:
- получать и сохранять EUU от каждой организации-получателя. (Применяется к открытого лицензиям типа; для лицензий стандартного типа может потребоваться представление EUU во время подачи заявки на лицензию.)
- включите номер лицензии в товаросопроводительную документацию
- включить некоторый текст в документацию, сопровождающую элемент
- уведомить некоторые органы власти и предоставить товар для проверки перед отправкой
- вести учет отгрузок и допускать потенциальную проверку
- сообщить о поставках, произведенных в какой-либо орган власти в течение определенного периода.
Администрирование и правоприменение
[ редактировать ]Процесс классификации, оценки, лицензирования и последующего подтверждения соответствия условиям лицензии обычно осуществляется государственным органом страны-экспортера. К ним относятся BAFA (Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля) в Германии, [15] BIS (и E2C2 ) в США , ECJU в Великобритании .
Обход
[ редактировать ]Во время разработки Lockheed SR-71 Blackbird сверхзвукового самолета-разведчика США использовали «страны третьего мира и фиктивные операции», чтобы получить достаточно руды для создания титана для самолета. [16]
По всему миру
[ редактировать ]Организации по гармонизации контролируемых предметов
[ редактировать ]Они известны как многосторонние режимы экспортного контроля.
- Австралийская группа (AG)
- Конвенция о химическом оружии (КХО)
- Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ)
- Группа ядерных поставщиков (ГЯП)
- Вассенаарский пакет (Вассенаар)
- Комитет Цангера
Эти режимы означают, что поддерживающие страны будут иметь схожие классификации в своем индивидуальном законодательстве. Это снижает административную нагрузку на каждую из стран. Гармонизированные режимы уменьшают возможности для «туризма», когда конкретная страна выбирается из-за ее слабого контроля в отношении какого-либо конкретного объекта. Даже при наличии гармонизированных режимов некоторые страны предпочитают дополнять их дополнительной классификацией, например, США используют классификацию ECCN «xx99x» в своем контрольном списке торговли . [17]
Соединенные Штаты Америки
[ редактировать ]В США существует несколько сводов законов, регулирующих экспорт.
- Правила международной торговли оружием ( ITAR ) касаются военной техники и аналогичного оборудования.
- Управление по контролю за иностранными активами ( OFAC ) занимается программами санкций против различных организаций.
- Положения об экспортном контроле ( EAR ) охватывают экспорт в целом.
Координирующим органом EAR является Координационный центр по контролю за экспортом (E2C2). [18] а веб-система лицензирования — SNAP-R. [19] Некоторые функции Бюро промышленности и безопасности США (BIS) относятся к экспортному контролю, включая Управление по контролю за экспортом .
Для ITAR координирующим органом является Управление по контролю оборонной торговли .
От компаний, занимающихся экспортом, может потребоваться создание Программы управления экспортом и соблюдения требований .
Существуют определенные правила экспорта криптографических данных , при которых АНБ может потребовать отдельное уведомление о намерении опубликовать криптографическое программное обеспечение. [20]
7 октября 2022 года Министерство торговли США объявило о крупных изменениях в политике экспортного контроля в отношении Китая с упором на искусственный интеллект и полупроводниковые технологии. [21] В январе 2023 года этот экспортный контроль был расширен в многостороннем порядке в соответствии с соглашением между Соединенными Штатами, Нидерландами и Японией. [22]
Евросоюз
[ редактировать ]Законодательство об экспортном контроле, применяемое в ЕС, — это Регламент Совета ЕС 2021/821 , который вступил в силу 9 сентября 2021 года. Это вносит изменения в предыдущий закон 428/2009 . [23] Постановление требует, чтобы для экспорта чувствительных товаров в определенные места требовались разрешения.
Услугу лицензирования предоставляют компетентные органы в каждой стране-члене ЕС, например, BAFA в Германии, SBDU во Франции и UAMA в Италии. [24]
Организации, осуществляющие экспорт, должны иметь Программу внутреннего соответствия (ICP).
Режим « двойного использования » был установлен в 2000 году. [25]
Великобритания
[ редактировать ]Основным законодательством является сохраненный Регламент ЕС 428/2009 , который все еще применяется с поправками в связи с Законом о выходе из ЕС . [26] Это положение гармонизировано с Приказом об экспортном контроле . [27] Новое «переработанное» постановление ЕС 2021/821 не распространяется на материковую Великобританию, поскольку оно вступило в силу после Брексита . Существует аналогичный по звучанию Закон об экспортном контроле 2002 года, который наделяет государственного секретаря полномочиями устанавливать такие правила, и он действует до сих пор. [28]
После Брексита Североирландский протокол сохраняет Северную Ирландию на таможенной территории Великобритании, но де-факто означает, что Северная Ирландия соответствует таможне ЕС. Следовательно, экспорт из Северной Ирландии регулируется правилами ЕС. [26] включая новый регламент ЕС 2021/821 . [29] Для перемещения товаров двойного назначения между Великобританией и Северной Ирландией экспортные лицензии не требуются. [26] Виндзорская структура , похоже, не влияет на экспортный контроль.
Классификации экспорта объявлены в списках стратегического экспортного контроля Великобритании . [30]
Его администрирует Объединенная группа по экспортному контролю (ECJU), входящая в состав Министерства бизнеса и торговли . [31] с веб-системой администрирования SPIRE. [32] (Новая система LITE будет вводиться в эксплуатацию в течение 2021-2024 годов. [33] ) ECJU также управляет соблюдением требований и проверкой соблюдения лицензий. [34] Компаниям, занимающимся экспортом, рекомендуется назначать персонал, проводить обучение, вести учет, проводить внутренние аудиты и брать на себя обязательства по соблюдению требований. [35]
Лицензии [36] включать стандартные индивидуальные экспортные лицензии (SIEL), [37] Открытые индивидуальные экспортные лицензии (OIEL) [38] и открытые генеральные экспортные лицензии (OGEL) [39] также известное как Генеральное разрешение на экспорт (GEA), ранее известное до 2013 года как Открытая генеральная лицензия (OGL).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Государственный департамент. Управление электронной информации Бюро по связям с общественностью (8 марта 2011 г.). «Обзор системы экспортного контроля США» . государство.gov .
- ^ «Информационная записка 15-й конференции по экспортному контролю в Праге» (PDF) . un.org .
- ^ «Историческая справка о развитии экспортного контроля в отдельных странах и регионах» (PDF) . cistec.or.jp .
- ^ «Многосторонняя политика экспортного контроля: Координационный комитет (CoCom)» (PDF) . Принстон . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ «Термин из словаря Flexport | Классификационный номер экспортного контроля (ECCN)» . www.flexport.com .
- ^ «Специальные химикаты, организмы, материалы, оборудование и технологии (SCOMET), экспорт которых регулируется» (PDF) . dgft.gov.in. Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Обзор» (PDF) . www.cistec.or.jp . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Но экспортный контроль не имеет ко мне никакого отношения» (PDF) . www.egad.org.uk. 2015 . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Стокгольмский международный институт исследования проблем мира. «Экспортный контроль товаров двойного назначения» . СИПРИ . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Контроль за торговлей двойного назначения – Торговля – Европейская комиссия» . ec.europa.eu .
- ^ «УВЕДОМЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ» (PDF) . trade.ec.europa.eu . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Список запрещенных лиц» . www.bis.doc.gov .
- ^ «Форма предприятия конечного пользователя (EUU)» . GOV.UK.
- ^ «Экспортный контроль правительства США» . www.export.gov .
- ^ «БАФА – Экспортный контроль» . www.bafa.de. Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Lockheed SR-71 Blackbird#Приобретение титана
- ^ «ExportLawBlog» Калифорнийская фирма соглашается на штраф в размере 31 000 долларов за предполагаемое нарушение экспорта» .
- ^ «Экспортный контроль правительства США» . 2016.export.gov . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Веб-приложение BIS SNAP-R Exporter» . snapr.bis.doc.gov . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Объяснение экспортного контроля в США и «опубликованного» исходного кода шифрования» . 27 августа 2019 г.
- ^ Аллен, Грегори. «Перекрытие доступа Китая к будущему искусственного интеллекта» . Центр стратегических и международных исследований . ЦСИС.
- ^ Аллен, Грегори (1 марта 2023 г.). «Признаки американо-голландско-японского соглашения по контролю за экспортом полупроводников прячутся на виду» . Центр стратегических и международных исследований . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «установление режима Союза для контроля над экспортом, посредничеством, технической помощью, транзитом и передачей товаров двойного назначения (переработано)» . eur-lex.europa.eu .
- ^ «Национальные органы власти стран-членов ЕС уполномочены выдавать экспортные лицензии... 07.01.2021» (PDF) . ЕВРОСОЮЗ . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Постановление Совета (ЕС) № 1334/2000 от 22 июня 2000 года, устанавливающее режим Сообщества по контролю за экспортом товаров и технологий двойного назначения» . eur-lex.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б с «Экспорт подконтрольных товаров» . GOV.UK.
- ^ «Приказ об экспортном контроле 2008 года» . www.legislation.gov.uk .
- ^ «Закон об экспортном контроле 2002 года» . www.legislation.gov.uk .
- ^ «NTE 2021/12: новый регламент ЕС 2021/821 двойного назначения» . GOV.UK. Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «Списки стратегического экспортного контроля Великобритании» . GOV.UK.
- ^ «Объединенная группа экспортного контроля» . GOV.UK.
- ^ «СПАЙР – Система экспортного лицензирования» . www.spire.trade.gov.uk . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Уведомление для экспортеров 2021/08: LITE» . GOV.UK.
- ^ «Посещения для проверки соблюдения требований» .
- ^ «Экспортный контроль: свод правил соблюдения» . GOV.UK.
- ^ «Типы лицензий: часто задаваемые вопросы» . GOV.UK.
- ^ «Стандартные индивидуальные экспортные лицензии» . GOV.UK.
- ^ «Шаблон предприятия Открытой индивидуальной экспортной лицензии (OIEL)» . GOV.UK.
- ^ «Открытые генеральные экспортные лицензии (ОГЭЛ)» . GOV.UK.