Режим контроля за ракетными технологиями
Режим контроля за ракетными технологиями ( РКРТ ) представляет собой многосторонний режим экспортного контроля . Это неформальное политическое соглашение между 35 государствами-членами, которые стремятся ограничить распространение ракет и ракетных технологий. Режим был сформирован в 1987 году промышленно развитыми странами «Большой семерки» . РКРТ стремится ограничить риски распространения оружия массового поражения (ОМУ) путем контроля экспорта товаров и технологий, которые могут внести вклад в системы доставки (кроме пилотируемых самолетов) такого оружия. В этом контексте РКРТ уделяет особое внимание ракетам и беспилотным летательным аппаратам, способным доставлять полезную нагрузку массой не менее 500 кг (1100 фунтов) на расстояние не менее 300 километров (190 миль), а также оборудованию, программному обеспечению и технологиям для такие системы.
РКРТ не является договором и не налагает каких-либо юридических обязательств на партнеров (членов). Скорее, это неформальное политическое соглашение между государствами, которые стремятся ограничить распространение ракет и ракетных технологий. [1]
Руководство и Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии»
[ редактировать ]Документы режима включают в себя «Руководство по РКРТ» и Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии». Руководящие принципы определяют цель РКРТ и обеспечивают общую структуру и правила, которыми руководствуются страны-члены и те, кто в одностороннем порядке придерживаются Руководящих принципов. Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии» предназначено для оказания помощи в осуществлении экспортного контроля за предметами Приложения РКРТ. Приложение разделено на пункты «Категория I» и «Категория II». Он включает в себя широкий спектр оборудования и технологий, как военного, так и двойного назначения, которые имеют отношение к разработке, производству и эксплуатации ракет. Страны-партнеры проявляют сдержанность при рассмотрении всех передач предметов, содержащихся в Приложении. Все подобные переводы рассматриваются в индивидуальном порядке. [2]
Наибольшие ограничения применяются к так называемым предметам категории I. К этим позициям относятся полные ракетные системы (включая баллистические ракеты, космические ракеты-носители и ракеты-зонды) и беспилотные летательные системы (включая системы крылатых ракет, целевые и разведывательные дроны) с возможностями, превышающими порог дальности 300 км/500 кг/полезной нагрузки; производственные мощности для таких систем; и основные подсистемы, включая ступени ракет, возвращаемые аппараты, ракетные двигатели, системы наведения и механизмы боеголовок. [2]
Остальная часть приложения рассматривается как Категория II, которая включает в себя полные ракетные системы (включая системы баллистических ракет, космические ракеты-носители и зондирующие ракеты) и беспилотные летательные аппараты (включая системы крылатых ракет, дроны-мишени и дроны-разведчики), не включенные в пункт Я, способный на максимальную дальность действия, равную или превышающую 300 км. Также включен широкий спектр оборудования, материалов и технологий, большинство из которых используются не только для ракет, способных доставлять ОМП. Хотя партнеры по-прежнему соглашаются проявлять сдержанность, они имеют большую гибкость в рассмотрении заявок на передачу по категории II. [2]
В Руководящих принципах РКРТ конкретно говорится, что режим «не предназначен для того, чтобы препятствовать национальным космическим программам или международному сотрудничеству в таких программах, пока такие программы не могут способствовать созданию систем доставки оружия массового уничтожения». Однако партнеры РКРТ осторожны с передачей оборудования и технологий SLV, поскольку технология, используемая в SLV, практически идентична той, которая используется в баллистических ракетах, что создает реальный потенциал для распространения ракет. [2]
История
[ редактировать ]Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) был создан в апреле 1987 года. [3] странами G7 : Канадой , Францией , Германией , Италией , Японией , Великобританией и США . Он был создан, чтобы ограничить распространение беспилотных систем доставки ядерного оружия , в частности систем, которые могут нести полезную нагрузку 500 кг (1100 фунтов) на расстояние 300 километров (190 миль).
РКРТ применяется к экспорту в страны-члены и страны, не являющиеся членами. [1] В памятной записке, приложенной к соглашению, говорится, что оно не заменяет предыдущие соглашения, которые, по словам членов НАТО , разрешают поставку систем категории 1 между членами НАТО. Примером может служить экспорт Соединенными Штатами ракет «Трайдент» в Великобританию для доставки ядерного оружия. [4]
На ежегодной встрече в Осло с 29 июня по 2 июля 1992 года под председательством Стена Лундбо было решено расширить сферу действия РКРТ, включив в нее нераспространение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оружия массового уничтожения . Запрещенные материалы разделены на две категории, которые указаны в Приложении «Оборудование, программное обеспечение и технологии MTCR». Членами организации являются тридцать пять стран, включая Индию 27 июня 2016 года. [5]
По данным Ассоциации по контролю над вооружениями , РКРТ успешно помог замедлить (или остановить) несколько программ по созданию баллистических ракет : «Аргентина, Египет и Ирак отказались от своей совместной программы по баллистическим ракетам «Кондор-2» . Бразилия и Южная Африка также отложили или прекратили разработку ракет. или программы космических ракет-носителей. Некоторые бывшие страны Варшавского договора, такие как Польша и Чехия, частично уничтожили свои баллистические ракеты, чтобы повысить свои шансы на присоединение к РКРТ». В октябре 1994 года государства-члены РКРТ установили политику «недопустимости снижения цен»: если один из членов отрицает продажу технологий другой стране, все члены должны поступить аналогичным образом. [6]
Первоначально Китай рассматривал РКРТ как дискриминационную меру со стороны западных правительств, которые продавали современные военные самолеты, одновременно ограничивая продажи конкурирующих баллистических ракет. [7] В ноябре 1991 года Китай устно согласился, что будет соблюдать РКРТ, и включил это заверение в письмо своего министра иностранных дел в феврале 1992 года. Китай подтвердил свое обещание в совместном заявлении США и Китая в октябре 1994 года. В своем совместном заявлении от октября 1997 года США и Китай заявили, что они согласились «опираться на Совместное заявление 1994 года о нераспространении ракет». [8] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] В августе 2002 года был издан официальный нормативный акт по контролю за экспортом ракет и связанных с ними изделий и технологий. [7] В следующем году председатель РКРТ пригласил Китай принять участие. [7] Китай подал заявку на вступление в РКРТ в 2004 году, но членство ему не было предложено из-за опасений по поводу стандартов экспортного контроля страны. [9] [10] Израиль, Румыния и Словакия согласились следовать правилам экспорта РКРТ, хотя они еще не являются членами. [11]
У режима есть свои ограничения; Известно, что страны-члены тайно нарушают правила. [12] Некоторые из этих стран, при различной степени иностранной помощи, развернули баллистические ракеты средней дальности , которые могут преодолевать расстояние более 1000 километров (620 миль), и исследуют ракеты с большей дальностью; Израиль и Китай развернули стратегические ядерные КРМБ , межконтинентальные баллистические ракеты и системы запуска спутников. Страны, не являющиеся членами РКРТ, покупают и продают на мировом рынке оружия; Северная Корея в настоящее время рассматривается как основной источник распространения баллистических ракет в мире, а Китай поставлял баллистические ракеты и технологии в Пакистан. [13] Китай поставил DF-3A БРСД в Саудовскую Аравию в 1988 году, прежде чем та неофициально согласилась следовать рекомендациям MTCR. [14] Израиль не может экспортировать свою космическую систему запуска «Шавит» из-за своего статуса нечлена РКРТ, хотя администрация Клинтона разрешила американским компаниям отказаться от импорта системы «Шавит» в 1994 году. [15]
Более 20 стран имеют системы баллистических ракет. [16] Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ICOC), также известный как Гаагский кодекс поведения, был принят в 2002 году. Кодекс призывает к сдержанности и осторожности при распространении систем баллистических ракет, способных доставлять оружие массового поражения. , имеет 119 членов. Ее миссия аналогична миссии экспортной группы MTCR.
Индия подала заявку на членство в июне 2015 года при поддержке России, Франции и США. [17] и стал членом 27 июня 2016 года. [18] [19] [20]
Пакистан не является членом РКРТ. Хотя она выразила желание присоединиться к группе, она не подала заявку. [21] Правительство Пакистана пообещало соблюдать руководящие принципы MTCR. [21] [22] и аналитики полагают, что страна так и делает. [21] [23] [24]
В 2020 году правительство США объявило, что оно переосмыслит реализацию MTCR, чтобы ускорить продажи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в другие страны. Пересмотренная политика США будет по-новому интерпретировать то, как MTCR применяется к дронам, которые перемещаются со скоростью менее 800 километров в час (500 миль в час), таким как дроны Predator и Reaper (производства General Atomics ) и дрона Global Hawk (производства Northrop Grumman ). . [25] [26]
Члены
[ редактировать ]В состав РКРТ входят 35 членов. [27]
- Аргентина , 1993 год. [27]
- Австралия , 1990 год. [27]
- Австрия , 1991 год. [27]
- Бельгия , 1990 г. [27]
- Болгария , 2004 г. [27]
- Бразилия , 1995 год. [27]
- Канада , 1987 год. [27]
- Чехия , 1998 г. [27]
- Дания , 1990 г. [27]
- Финляндия , 1991 год. [27]
- Франция , 1987 год. [27]
- Германия , 1987 год. [27]
- Греция , 1992 г. [27]
- Венгрия , 1993 г. [27]
- Исландия , 1993 год. [27]
- Индия , 2016 г. [27]
- Ирландия , 1992 год. [27]
- Италия , 1987 год. [27]
- Япония , 1987 год. [27]
- Люксембург , 1990 г. [27]
- Нидерланды , 1990 г. [27]
- Новая Зеландия , 1991 год. [27]
- Норвегия , 1990 г. [27]
- Польша , 1997 г. [27]
- Португалия , 1992 год. [27]
- Республика Корея , 2001 г. [27]
- Российская Федерация , 1995 г. [27]
- Южная Африка , 1995 год. [27]
- Испания , 1990 год. [27]
- Швеция , 1991 г. [27]
- Швейцария , 1992 г. [27]
- Турция , 1997 г. [27]
- Украина , 1998 г. [27]
- Великобритания , 1987 год. [27]
- США , 1987 год. [27]
В число стран, не являющихся членами, обязующихся соблюдать РКРТ, входят:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы (FAQ)» . Режим контроля за ракетными технологиями . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Руководство и Приложение по оборудованию, программному обеспечению и технологиям» . Режим контроля за ракетными технологиями . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Индекс MTCR» . mtcr.info . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ «Возможные ограничения на будущее принятие решений Великобританией о любой замене Trident» . Специальный комитет обороны . Парламент Великобритании. 19 января 2006 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «Исследовательская библиотека: Профили стран: Израиль» . НТИ. 2 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2004 г. Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ «Краткий обзор режима контроля за ракетными технологиями» . Ассоциация по контролю над вооружениями . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хуан, Чин-Хао (25 мая 2012 г.). « «Преодоление разрыва»: анализ китайского экспортного контроля в соответствии с международными стандартами» . Министерство иностранных дел и по делам Содружества . Проверено 4 января 2022 г. - через gov.uk.
- ^ «Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина | Борьба с распространением оружия массового уничтожения с помощью обучения и анализа» . Cns.miis.edu . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «Китай и многосторонние механизмы экспортного контроля» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. 27 мая 2010 г. Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ «Ракетный режим отпугивает Китай» . Контроль над вооружениями сегодня . Ассоциация по контролю над вооружениями. Ноябрь 2004 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Краткий обзор режима контроля за ракетными технологиями | Ассоциация по контролю над вооружениями» . Armscontrol.org . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «Китай тайно продал Саудовской Аравии ракеты DF-21 с одобрения ЦРУ» . Дипломат. 31 января 2014 года . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «Международный центр оценки и стратегии > Исследования > Баллистические ракеты большой дальности Пакистана: взгляд из IDEAS» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2012 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Мейк, Итан (16 июня 2014 г.). Сообщения о продаже Китаем баллистических ракет Саудовской Аравии: предыстория и потенциальные последствия (PDF) (Отчет). Комиссия США по обзору экономики и безопасности Китая . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Торговля между Израилем и США растет, но экспорт, связанный с ракетами, все еще контролируется» . Wisconsinproject.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Угроза баллистических и крылатых ракет (доклад). Комитет военной разведки по анализу баллистических ракет. Июнь 2017. с. 5. НАСИК-1031-0985-17 . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Индии не удалось получить членство в MTCR, но завоевать широкую поддержку» . www.indiastrategic.in . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Индия присоединяется к режиму контроля за ракетными технологиями. 5 вещей, которые следует знать» . Индус . 27 июня 2016 г. Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Индия присоединяется к Режиму контроля за ракетными технологиями в качестве полноправного члена» . Индийский экспресс . 27 июня 2016 г. Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Режим контроля за ракетными технологиями» . www.mtcr.info . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Газала Ясмин Джалиль. «Членство Индии в режиме контроля за ракетными технологиями: последствия для Южной Азии». Стратегические исследования . 37 (3): 42–3, 52.
- ^ Бакир Саджад Сайед (30 июня 2016 г.). «Почему Пакистан не хочет присоединяться к РКРТ» . Рассвет .
[Представитель министерства иностранных дел Пакистана заявил], что Пакистан уже добровольно следует руководящим принципам РКРТ.
- ^ Адиль Султан (2018). Универсализация норм ядерного нераспространения: региональная основа для южноазиатских государств, обладающих ядерным оружием . Издательство Спрингер . п. 73.
Пакистан добровольно придерживается руководящих принципов РКРТ...
- ^ «ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПАКИСТАНА» . Бюро промышленности и безопасности .
Пакистан не является членом Австралийской группы, Режима контроля за ракетными технологиями, Группы ядерных поставщиков или Вассенаарских договоренностей, но поддерживает контрольные списки в соответствии с руководящими принципами всех режимов, кроме Вассенаарских договоренностей.
- ^ Дэрил Дж. Кимбалл (сентябрь 2020 г.). «США переосмысливают правила MTCR» . Контроль над вооружениями сегодня . Ассоциация по контролю над вооружениями . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «США ослабляют правила экспорта большего количества воздушных дронов» . Рейтер . 24 июля 2020 г. Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также «Члены режима контроля за ракетными технологиями» . mtcr.info . Проверено 29 июня 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Режима контроля за ракетными технологиями
- Сара Чанкин-Гулд и Иван Олрих, «Двусторонний щит» (требуется подписка) , Бюллетень ученых-атомщиков , май/июнь 2005 г.