Jump to content

Режим контроля за ракетными технологиями

Члены РКРТ

Режим контроля за ракетными технологиями ( РКРТ ) представляет собой многосторонний режим экспортного контроля . Это неформальное политическое соглашение между 35 государствами-членами, которые стремятся ограничить распространение ракет и ракетных технологий. Режим был сформирован в 1987 году промышленно развитыми странами «Большой семерки» . РКРТ стремится ограничить риски распространения оружия массового поражения (ОМУ) путем контроля экспорта товаров и технологий, которые могут внести вклад в системы доставки (кроме пилотируемых самолетов) такого оружия. В этом контексте РКРТ уделяет особое внимание ракетам и беспилотным летательным аппаратам, способным доставлять полезную нагрузку массой не менее 500 кг (1100 фунтов) на расстояние не менее 300 километров (190 миль), а также оборудованию, программному обеспечению и технологиям для такие системы.

РКРТ не является договором и не налагает каких-либо юридических обязательств на партнеров (членов). Скорее, это неформальное политическое соглашение между государствами, которые стремятся ограничить распространение ракет и ракетных технологий. [1]

Руководство и Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии»

[ редактировать ]

Документы режима включают в себя «Руководство по РКРТ» и Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии». Руководящие принципы определяют цель РКРТ и обеспечивают общую структуру и правила, которыми руководствуются страны-члены и те, кто в одностороннем порядке придерживаются Руководящих принципов. Приложение «Оборудование, программное обеспечение и технологии» предназначено для оказания помощи в осуществлении экспортного контроля за предметами Приложения РКРТ. Приложение разделено на пункты «Категория I» и «Категория II». Он включает в себя широкий спектр оборудования и технологий, как военного, так и двойного назначения, которые имеют отношение к разработке, производству и эксплуатации ракет. Страны-партнеры проявляют сдержанность при рассмотрении всех передач предметов, содержащихся в Приложении. Все подобные переводы рассматриваются в индивидуальном порядке. [2]

Наибольшие ограничения применяются к так называемым предметам категории I. К этим позициям относятся полные ракетные системы (включая баллистические ракеты, космические ракеты-носители и ракеты-зонды) и беспилотные летательные системы (включая системы крылатых ракет, целевые и разведывательные дроны) с возможностями, превышающими порог дальности 300 км/500 кг/полезной нагрузки; производственные мощности для таких систем; и основные подсистемы, включая ступени ракет, возвращаемые аппараты, ракетные двигатели, системы наведения и механизмы боеголовок. [2]

Остальная часть приложения рассматривается как Категория II, которая включает в себя полные ракетные системы (включая системы баллистических ракет, космические ракеты-носители и зондирующие ракеты) и беспилотные летательные аппараты (включая системы крылатых ракет, дроны-мишени и дроны-разведчики), не включенные в пункт Я, способный на максимальную дальность действия, равную или превышающую 300 км. Также включен широкий спектр оборудования, материалов и технологий, большинство из которых используются не только для ракет, способных доставлять ОМП. Хотя партнеры по-прежнему соглашаются проявлять сдержанность, они имеют большую гибкость в рассмотрении заявок на передачу по категории II. [2]

В Руководящих принципах РКРТ конкретно говорится, что режим «не предназначен для того, чтобы препятствовать национальным космическим программам или международному сотрудничеству в таких программах, пока такие программы не могут способствовать созданию систем доставки оружия массового уничтожения». Однако партнеры РКРТ осторожны с передачей оборудования и технологий SLV, поскольку технология, используемая в SLV, практически идентична той, которая используется в баллистических ракетах, что создает реальный потенциал для распространения ракет. [2]

Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) был создан в апреле 1987 года. [3] странами G7 : Канадой , Францией , Германией , Италией , Японией , Великобританией и США . Он был создан, чтобы ограничить распространение беспилотных систем доставки ядерного оружия , в частности систем, которые могут нести полезную нагрузку 500 кг (1100 фунтов) на расстояние 300 километров (190 миль).

РКРТ применяется к экспорту в страны-члены и страны, не являющиеся членами. [1] В памятной записке, приложенной к соглашению, говорится, что оно не заменяет предыдущие соглашения, которые, по словам членов НАТО , разрешают поставку систем категории 1 между членами НАТО. Примером может служить экспорт Соединенными Штатами ракет «Трайдент» в Великобританию для доставки ядерного оружия. [4]

На ежегодной встрече в Осло с 29 июня по 2 июля 1992 года под председательством Стена Лундбо было решено расширить сферу действия РКРТ, включив в нее нераспространение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оружия массового уничтожения . Запрещенные материалы разделены на две категории, которые указаны в Приложении «Оборудование, программное обеспечение и технологии MTCR». Членами организации являются тридцать пять стран, включая Индию 27 июня 2016 года. [5]

По данным Ассоциации по контролю над вооружениями , РКРТ успешно помог замедлить (или остановить) несколько программ по созданию баллистических ракет : «Аргентина, Египет и Ирак отказались от своей совместной программы по баллистическим ракетам «Кондор-2» . Бразилия и Южная Африка также отложили или прекратили разработку ракет. или программы космических ракет-носителей. Некоторые бывшие страны Варшавского договора, такие как Польша и Чехия, частично уничтожили свои баллистические ракеты, чтобы повысить свои шансы на присоединение к РКРТ». В октябре 1994 года государства-члены РКРТ установили политику «недопустимости снижения цен»: если один из членов отрицает продажу технологий другой стране, все члены должны поступить аналогичным образом. [6]

Первоначально Китай рассматривал РКРТ как дискриминационную меру со стороны западных правительств, которые продавали современные военные самолеты, одновременно ограничивая продажи конкурирующих баллистических ракет. [7] В ноябре 1991 года Китай устно согласился, что будет соблюдать РКРТ, и включил это заверение в письмо своего министра иностранных дел в феврале 1992 года. Китай подтвердил свое обещание в совместном заявлении США и Китая в октябре 1994 года. В своем совместном заявлении от октября 1997 года США и Китай заявили, что они согласились «опираться на Совместное заявление 1994 года о нераспространении ракет». [8] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] В августе 2002 года был издан официальный нормативный акт по контролю за экспортом ракет и связанных с ними изделий и технологий. [7] В следующем году председатель РКРТ пригласил Китай принять участие. [7] Китай подал заявку на вступление в РКРТ в 2004 году, но членство ему не было предложено из-за опасений по поводу стандартов экспортного контроля страны. [9] [10] Израиль, Румыния и Словакия согласились следовать правилам экспорта РКРТ, хотя они еще не являются членами. [11]

У режима есть свои ограничения; Известно, что страны-члены тайно нарушают правила. [12] Некоторые из этих стран, при различной степени иностранной помощи, развернули баллистические ракеты средней дальности , которые могут преодолевать расстояние более 1000 километров (620 миль), и исследуют ракеты с большей дальностью; Израиль и Китай развернули стратегические ядерные КРМБ , межконтинентальные баллистические ракеты и системы запуска спутников. Страны, не являющиеся членами РКРТ, покупают и продают на мировом рынке оружия; Северная Корея в настоящее время рассматривается как основной источник распространения баллистических ракет в мире, а Китай поставлял баллистические ракеты и технологии в Пакистан. [13] Китай поставил DF-3A БРСД в Саудовскую Аравию в 1988 году, прежде чем та неофициально согласилась следовать рекомендациям MTCR. [14] Израиль не может экспортировать свою космическую систему запуска «Шавит» из-за своего статуса нечлена РКРТ, хотя администрация Клинтона разрешила американским компаниям отказаться от импорта системы «Шавит» в 1994 году. [15]

Более 20 стран имеют системы баллистических ракет. [16] Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ICOC), также известный как Гаагский кодекс поведения, был принят в 2002 году. Кодекс призывает к сдержанности и осторожности при распространении систем баллистических ракет, способных доставлять оружие массового поражения. , имеет 119 членов. Ее миссия аналогична миссии экспортной группы MTCR.

Индия подала заявку на членство в июне 2015 года при поддержке России, Франции и США. [17] и стал членом 27 июня 2016 года. [18] [19] [20]

Пакистан не является членом РКРТ. Хотя она выразила желание присоединиться к группе, она не подала заявку. [21] Правительство Пакистана пообещало соблюдать руководящие принципы MTCR. [21] [22] и аналитики полагают, что страна так и делает. [21] [23] [24]

В 2020 году правительство США объявило, что оно переосмыслит реализацию MTCR, чтобы ускорить продажи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в другие страны. Пересмотренная политика США будет по-новому интерпретировать то, как MTCR применяется к дронам, которые перемещаются со скоростью менее 800 километров в час (500 миль в час), таким как дроны Predator и Reaper (производства General Atomics ) и дрона Global Hawk (производства Northrop Grumman ). . [25] [26]

В состав РКРТ входят 35 членов. [27]

В число стран, не являющихся членами, обязующихся соблюдать РКРТ, входят:

  1. ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы (FAQ)» . Режим контроля за ракетными технологиями . Проверено 10 мая 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Руководство и Приложение по оборудованию, программному обеспечению и технологиям» . Режим контроля за ракетными технологиями . Проверено 15 мая 2024 г.
  3. ^ «Индекс MTCR» . mtcr.info . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 29 июня 2016 г.
  4. ^ «Возможные ограничения на будущее принятие решений Великобританией о любой замене Trident» . Специальный комитет обороны . Парламент Великобритании. 19 января 2006 года . Проверено 9 мая 2019 г.
  5. ^ «Исследовательская библиотека: Профили стран: Израиль» . НТИ. 2 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2004 г. Проверено 11 июня 2010 г.
  6. ^ «Краткий обзор режима контроля за ракетными технологиями» . Ассоциация по контролю над вооружениями . Проверено 11 июня 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Хуан, Чин-Хао (25 мая 2012 г.). « «Преодоление разрыва»: анализ китайского экспортного контроля в соответствии с международными стандартами» . Министерство иностранных дел и по делам Содружества . Проверено 4 января 2022 г. - через gov.uk.
  8. ^ «Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина | Борьба с распространением оружия массового уничтожения с помощью обучения и анализа» . Cns.miis.edu . Проверено 13 февраля 2016 г.
  9. ^ «Китай и многосторонние механизмы экспортного контроля» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. 27 мая 2010 г. Проверено 11 июня 2010 г.
  10. ^ «Ракетный режим отпугивает Китай» . Контроль над вооружениями сегодня . Ассоциация по контролю над вооружениями. Ноябрь 2004 года . Проверено 11 июня 2010 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Краткий обзор режима контроля за ракетными технологиями | Ассоциация по контролю над вооружениями» . Armscontrol.org . Проверено 13 февраля 2016 г.
  12. ^ «Китай тайно продал Саудовской Аравии ракеты DF-21 с одобрения ЦРУ» . Дипломат. 31 января 2014 года . Проверено 30 июня 2016 г.
  13. ^ «Международный центр оценки и стратегии > Исследования > Баллистические ракеты большой дальности Пакистана: взгляд из IDEAS» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2012 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
  14. ^ Мейк, Итан (16 июня 2014 г.). Сообщения о продаже Китаем баллистических ракет Саудовской Аравии: предыстория и потенциальные последствия (PDF) (Отчет). Комиссия США по обзору экономики и безопасности Китая . Проверено 16 июля 2017 г.
  15. ^ «Торговля между Израилем и США растет, но экспорт, связанный с ракетами, все еще контролируется» . Wisconsinproject.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
  16. ^ Угроза баллистических и крылатых ракет (доклад). Комитет военной разведки по анализу баллистических ракет. Июнь 2017. с. 5. НАСИК-1031-0985-17 . Проверено 16 июля 2017 г.
  17. ^ «Индии не удалось получить членство в MTCR, но завоевать широкую поддержку» . www.indiastrategic.in . Проверено 27 июня 2016 г.
  18. ^ «Индия присоединяется к режиму контроля за ракетными технологиями. 5 вещей, которые следует знать» . Индус . 27 июня 2016 г. Проверено 27 июня 2016 г.
  19. ^ «Индия присоединяется к Режиму контроля за ракетными технологиями в качестве полноправного члена» . Индийский экспресс . 27 июня 2016 г. Проверено 27 июня 2016 г.
  20. ^ «Режим контроля за ракетными технологиями» . www.mtcr.info . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Газала Ясмин Джалиль. «Членство Индии в режиме контроля за ракетными технологиями: последствия для Южной Азии». Стратегические исследования . 37 (3): 42–3, 52.
  22. ^ Бакир Саджад Сайед (30 июня 2016 г.). «Почему Пакистан не хочет присоединяться к РКРТ» . Рассвет . [Представитель министерства иностранных дел Пакистана заявил], что Пакистан уже добровольно следует руководящим принципам РКРТ.
  23. ^ Адиль Султан (2018). Универсализация норм ядерного нераспространения: региональная основа для южноазиатских государств, обладающих ядерным оружием . Издательство Спрингер . п. 73. Пакистан добровольно придерживается руководящих принципов РКРТ...
  24. ^ «ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПАКИСТАНА» . Бюро промышленности и безопасности . Пакистан не является членом Австралийской группы, Режима контроля за ракетными технологиями, Группы ядерных поставщиков или Вассенаарских договоренностей, но поддерживает контрольные списки в соответствии с руководящими принципами всех режимов, кроме Вассенаарских договоренностей.
  25. ^ Дэрил Дж. Кимбалл (сентябрь 2020 г.). «США переосмысливают правила MTCR» . Контроль над вооружениями сегодня . Ассоциация по контролю над вооружениями . Проверено 4 января 2022 г.
  26. ^ «США ослабляют правила экспорта большего количества воздушных дронов» . Рейтер . 24 июля 2020 г. Проверено 31 октября 2021 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также «Члены режима контроля за ракетными технологиями» . mtcr.info . Проверено 29 июня 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f457a02f054aebfe1c3875c2b1efb24__1716383400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/24/7f457a02f054aebfe1c3875c2b1efb24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missile Technology Control Regime - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)