Шавит 2
Функция | Одноразовая ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Израильская аэрокосмическая промышленность |
Страна происхождения | Израиль |
Стоимость за запуск | 18 миллионов долларов |
Размер | |
Высота | 26,4 м |
Диаметр | 1,35 м |
Масса | 30 500–70 000 кг |
Этапы | 4 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 350–800 кг [1] |
История запуска | |
Статус | Активный |
Запуск сайтов | Авиабаза Пальмахим |
Всего запусков | 12 |
Успех(а) | 10 |
Неисправность(и) | 2 |
Первый полет | 19 сентября 1988 г. |
Последний рейс | 28 марта 2023 г. |
Первая ступень (LeoLink LK-1) – LK-1 | |
Питаться от | ЛК-1 |
Максимальная тяга | 553,8 кН (124 499 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 268 секунд |
Время горения | 55 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Первая ступень (LeoLink LK-2) – Кастор 120 | |
Максимальная тяга | 1650,2 кН (370 990 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 280 секунд |
Время горения | 82 секунды |
Порох | Полимер HTPB , класс 1,3 С |
Вторая ступень – ЛК-1 | |
Питаться от | 1 ЛК-1 |
Максимальная тяга | 515,8 кН |
Удельный импульс | 268 секунд |
Время горения | 55 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Третий этап – РСА-3-3 | |
Питаться от | 1 РСА-3-3 |
Максимальная тяга | 58,6 кН |
Удельный импульс | 298 секунд |
Время горения | 94 секунды |
Порох | Твердый |
Четвертая ступень – ЛК-4 | |
Питаться от | 1 ЛК-4 |
Максимальная тяга | 0,402 кН |
Удельный импульс | 200 секунд |
Время горения | 800 секунд |
Порох | Гидразин [2] |
Шавит-2 ( иврит : « комета » – שביט) — небольшая ракета -носитель, производимая Израилем с 1982 года для запуска спутников на низкую околоземную орбиту . Впервые он был запущен 19 сентября 1988 года (с полезной нагрузкой спутника Офек-1 ), что сделало Израиль восьмой страной , имеющей возможность орбитального запуска. [3] после СССР , США, Франции, Японии, Китайской Народной Республики , Великобритании и Индии.
Считается, что проект «Шавит-2» является ответвлением израильской программы создания Иерихон (МБР) с ядерным вооружением « межконтинентальных баллистических ракет ». [4] [5]
Ракеты «Шавит» запускаются с авиабазы Пальмахим Израильским космическим агентством на сильно ретроградные орбиты над Средиземным морем , чтобы предотвратить падение обломков в населенных районах, а также во избежание пролетов над странами, враждебными Израилю на востоке; это приводит к меньшему количеству полезной нагрузки, выводимой на орбиту, чем это допускают запуски в восточном направлении. [3] [6] Пусковая установка состоит из трех ступеней с твердотопливными ракетными двигателями и дополнительной жидкотопливной четвертой ступенью и производится компанией Israel Aircraft Industries (IAI).
в Южно-Африканская Республика сотрудничестве с Израилем произвела и испытала лицензионную версию под названием RSA-3 в конечном итоге безуспешной попытке создать отечественную ракету-носитель для спутников и баллистическую ракету; Южноафриканская программа была закрыта в 1994 году. [7]
Более ранний несвязанный проект под названием «Шавит-2» был первой израильской ракетой-зондом , запущенной 5 июля 1961 года для метеорологических исследований. [8] Шавит-3, высота полета которого составляла 100 миль (160 км), был запущен 11 августа 1961 года.
Разработка
[ редактировать ]Разработка Шавита 2 началась в 1982 году. [9] «Шавит» представлял собой трехступенчатую твердотопливную пусковую установку, предназначенную для вывода полезной нагрузки до 250 кг на низкую околоземную орбиту . Некоторое время предполагалось, а позже подтвердилось, что первые две ступени «Шавита» были ступенями ракеты «Иерихон II» . [10]
Впервые «Шавит» был запущен в 1988 году, и из-за его географического положения и враждебных отношений с окружающими странами Израилю пришлось запустить его на запад, над Средиземным морем , чтобы избежать пролета над враждебными территориями к востоку. С тех пор эта практика продолжается. [11]
Описание автомобиля
[ редактировать ]Первая из машин «Шавит» представляла собой небольшой трехступенчатый твердотопливный ускоритель на базе двухступенчатой баллистической ракеты «Иерихон-II» и был разработан под общим руководством компании Israel Aircraft Industries и, в частности, ее дочерней компании MBT System and Space Technology. Компания Israel Military Industries Systems производит двигатели первой и второй ступени, а компания Rafael отвечает за двигатель третьей ступени. [12]
Запланированная коммерческая модернизация Шавита получила название Next. Это имя больше не используется, и предлагаемая конфигурация обновления теперь называется Шавит-2. И первая, и вторая ступени Шавит-2 используют удлиненную конструкцию двигателя первой ступени Шавит-1.
История запуска
[ редактировать ]«Шавит» запускался 12 раз, а полезная нагрузка выводилась на орбиту 10 раз. [13] В 4-м и 6-м полетах аппарат вышел из строя, не долетев до космоса. Большинство неизраильских спутников запускаются на восток, чтобы получить импульс от скорости вращения Земли. Однако «Шавит» запускается на запад ( ретроградная орбита ) над Средиземным морем, чтобы избежать полета и сброса отработанных ступеней ракеты над населенными пунктами Израиля и соседних арабских стран. Сообщается также, что в ближайшем будущем Shavit будет доступен для коммерческих запусков.
Вариант | Дата запуска (UTC) | Место запуска | Полезная нагрузка | Статус миссии |
---|---|---|---|---|
Шавит | 19 сентября 1988 г. 09:31 | Авиабаза Пальмахим | Офек-1 | Успех |
Шавит | 3 апреля 1990 г. 12:02 | Авиабаза Пальмахим | Офек-2 | Успех |
Шавит-1 | 5 апреля 1995 г. 11:16 | Авиабаза Пальмахим | Офек-3 | Успех |
Шавит-1 | 22 января 1998 г. 12:56 | Авиабаза Пальмахим | Офек-4 | Отказ |
Шавит-1 | 28 мая 2002 г. 15:25 | Авиабаза Пальмахим | Офек-5 | Успех |
Шавит-1 | 6 сентября 2004 г. 10:53 | Авиабаза Пальмахим | Офек-6 | Отказ |
Шавит-2 | 10 июня 2007 г. 23:40 | Авиабаза Пальмахим | Офек-7 | Успех |
Шавит-2 | 22 июня 2010 г. 19:00 | Авиабаза Пальмахим | Офек-9 | Успех [14] |
Шавит-2 | 9 апреля 2014 г. 19:06 | Авиабаза Пальмахим | Офек-10 | Успех [3] |
Шавит-2 | 13 сентября 2016 г. 14:38 | Авиабаза Пальмахим | Офек-11 | Успех [15] |
Шавит-2 | 6 июля 2020 г. 01:00 | Авиабаза Пальмахим | Офек-16 | Успех [16] |
Шавит-2 | 28 марта 2023 г. 23:10 | Авиабаза Пальмахим | Офек-13 | Успех [17] |
Авария "Шавита" в сентябре 2004 года привела к уничтожению шпионского спутника Ofeq 6 стоимостью 100 миллионов долларов США . Израиль использовал индийскую ракету-носитель для полярных спутников при последующем запуске спутника TecSAR SAR. [18] при обновлении лаунчера Шавит. [ нужна ссылка ] На модернизированном Shavit 2 в 2007 году на ракете Shavit был успешно запущен последующий Ofeq 7.
Южноафриканская серия RSA
[ редактировать ]Ракета «Иерихон II-Шавит» также производилась по лицензии в Южно-Африканской Республике как серия космических ракет-носителей и баллистических ракет RSA. RSA -3 производился компанией Houwteq (прекращенное подразделение Denel ) в Грабау , в 30 км к востоку от Кейптауна . Испытательные пуски были произведены с Оверберг полигона недалеко от Бредасдорпа , в 200 км к востоку от Кейптауна. В Ройилсе располагались испытательные стенды для двигателей. Развитие продолжалось даже после отказа Южной Африки. [19] своего ядерного оружия для использования в качестве коммерческой спутниковой пусковой установки. Фактически развитие достигло своего апогея в 1992 году, через год после отказа от ядерного оружия, в нем участвовало 50–70 компаний, в которых работало 1300–1500 человек из государственного и частного сектора. [20] [21] Гораздо более тяжелая МБР или космическая ракета-носитель RSA-4 с первой ступенью класса Peacekeeper , но с компонентами верхней ступени Jericho-2/RSA-3 находилась в разработке. [7] [22] [23]
Вариант | Дата запуска | Место запуска | Полезная нагрузка | Статус миссии |
---|---|---|---|---|
РСА-3 | 1 июня 1989 г. | Испытательный полигон Денела Оверберга | РСА-3-д 1 | Апогей: 100 км (60 миль) |
РСА-3 | 6 июля 1989 г. | Испытательный полигон Денела Оверберга | РСА-3 2 | Апогей: 300 км (180 миль) |
РСА-3 | 19 ноября 1990 г. | Испытательный полигон Денела Оверберга | РСА-3 3 | Апогей: 300 км (180 миль) |
В июне 1994 года южноафриканская программа запуска спутников RSA-3/RSA-4 была отменена. [24]
Предлагаемые варианты гражданского запуска ЛК
[ редактировать ]В 1998 году Израильское космическое агентство в партнерстве с американской исследовательской корпорацией Coleman (ныне подразделение L-3 Communications ) разработало семейство малых ракет-носителей LK. [25] было создано новое французское совместное предприятие LeoLink В 2001 году между Astrium и Israel Aircraft Industries для продвижения варианта LK. [26] Считается, что в 2002 году разработка варианта ЛК была прекращена. [27]
ЛК-1 был близок к Шавит-2, но с двигателями и другими компонентами, изготовленными в Соединенных Штатах для удовлетворения требований правительства США. [25] ЛК-2 был более крупной машиной, в которой в качестве первой ступени использовался двигатель Thiokol Castor 120. Третья ступень представляла собой либо стандартный двигатель AUS-51, построенный по лицензии Atlantic Research Corp., либо двигатель Thiokol Star 48 . Все ракеты-носители должны были иметь небольшую монотопливную четвертую ступень на гидразине . [28]
- ЛК-А – для спутников класса 350 кг на эллиптических полярных орбитах размером 240×600 км.
- ЛК-1 – для спутников класса 350 кг на круговых полярных орбитах длиной 700 км.
- ЛК-2 – для спутников класса 800 кг на круговых полярных орбитах длиной 700 км.
Ракетная установка воздушного базирования спутников «Шавит ЛК» была предложена ISA и Israel Aircraft Industries (IAI). Ракета-носитель представляла собой стандартный «Шавит-1» или «Шавит-2» без первой ступени, которая сбрасывалась бы с « Геркулеса С-130» . Альтернативное предложение состояло в том, чтобы полная стартовая установка была перенесена на самолете Боинг 747 , подобно тому, как космический челнок был перенесен через Тиранский пролив и мимо Аравийского полуострова в открытое море; это потребовало запуска с набором высоты над Индийским океаном , что позволило бы ускорить движение на восток за счет вращения Земли, а не запускать на западную ретроградную орбиту над Средиземным морем, что почти удвоило максимальную массу полезной нагрузки. [28] [29]
Сопоставимые твердотопливные ракеты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шавит», Космические стартовые комплексы , Deagel
- ^ «Обзор Astronautix leolinklk-1» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Шавит» . Отчет о космическом запуске. 20 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 января 2016 года . Проверено 7 июля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Системы доставки», Израиль (профиль страны), НТИ .
- ^ Доклад Генерального секретаря (1991 год). Возможности Южной Африки по созданию баллистических ракет с ядерными боеголовками (PDF) . Департамент по вопросам разоружения. Серия исследований по разоружению. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций . doi : 10.18356/8afa8632-en . ISBN 92-1-142178-0 .
- ^ Стивен Кларк (22 июня 2010 г.). «Новый израильский спутник-шпион стартовал в ночи» . Космический полет сейчас . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «РСА» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Google Книги [1] [2]
- ^ Зорн, Э.Л. (зима – весна 2001 г.). «В поисках спутниковой разведки Израиля» (PDF) . Исследования в области разведки (10). ЦРУ : 33–38. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2007 года . Проверено 11 сентября 2009 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Ракета», Израиль (профиль), НТИ, архивировано с оригинала 4 июля 2007 года .
- ^ «Шавит», Британника .
- ^ «Израиль», Путеводитель , ФАС, заархивировано из оригинала 9 апреля 2016 года , дата обращения 25 марта 2016 года .
- ^ Эд Кайл. «Отчет о космическом запуске: Шавит» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 10 января 2020 г. .
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гринберг, Ханан (22 июня 2010 г.). «Израиль запустил спутник-шпион» . Инетньюс . Инет . Проверено 22 июня 2010 г.
- ^ «Израиль запускает усовершенствованный спутник оптической разведки» . Космический полет 101. 13 сентября 2016 г. Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Израиль успешно вывел на орбиту спутник наблюдения» . Космический полет сейчас. 6 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Израиль запустил шпионский спутник последнего поколения Офек» . Рейтер . 29 марта 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Стивен Кларк (21 января 2008 г.). «Скрытый спутник Израиля, запущенный индийской ракетой» . Космический полет сейчас . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Штумпф, Уолдо (декабрь 1995 г. - январь 1996 г.). «Программа ядерного оружия Южной Африки: от сдерживания к демонтажу» (PDF) . Контроль над вооружениями сегодня . 25 (10). Ассоциация по контролю над вооружениями : 3–8. JSTOR 23625371 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2017 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Иэн Макфадьен. «Южноафриканская ракетно-космическая программа» . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Гай Мартин. «Спутники для Южной Африки» . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «РСА-3» . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «РСА-4» . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Южная Африка» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор израильской ракетной техники» . Отчет о рисках . 6 (6). Висконсинский проект по контролю над ядерными вооружениями . Ноябрь – декабрь 2000 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «LeoLink Incorporated для продвижения на рынке производных шавита» . Дайджест космоса и технологий. Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Шавит» . Астронавтикс . Архивировано из оригинала 27 июня 2010 года . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Описание», Израиль , Германия: Космические ракеты, архивировано с оригинала 6 февраля 2009 года .
- ^ «Израиль изучает схему воздушного запуска ракеты Шавит» . SpaceNews.com . Проверено 6 февраля 2015 г.