Дельта IV
![]() | |
![]() Запуск Delta IV Medium с DSCS III-B6. | |
Функция | Орбитальная ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Объединенный стартовый альянс |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость за запуск | долларов США 164+ миллиона [1] |
Размер | |
Высота | 63,0–70,7 м (206,7–232,0 футов) |
Диаметр | 5,1 м (17 футов) |
Масса | 249 500–733 400 кг (550 100–1 616 900 фунтов) |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 11 470–28 790 кг (25 290–63 470 фунтов) [2] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 4440–14 220 кг (9 790–31 350 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Дельта (семейство ракет) |
Сопоставимый | |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | |
Всего запусков | |
Успех(а) | 44 |
Частичный отказ(ы) | 1 (Тяжелое демо) |
Первый полет |
|
Последний рейс | |
Тип пассажиров/груза | |
Бустеры (Средний+) – 60 драгоценных камней | |
Нет бустеров | 2 [а] или 4 [б] |
Полная масса | 33 638 кг (74 158 фунтов) |
Максимальная тяга | 826,6 кН (185 800 фунтов силы ) |
Удельный импульс | SL : 245 с (2,40 км/с ) |
Время горения | 91 секунда |
Порох | АП / HTPB / Ал |
Ускорители (тяжелые) – CBC | |
Нет бустеров | 2 |
Полная масса | 226 400 кг (499 100 фунтов) |
Питаться от | 1 × РС-68А |
Максимальная тяга | 3140 кН (705000 фунтов силы) (уровень моря) |
Удельный импульс | SL : 360 с (3,5 км/с) вакуум : 412 с (4,04 км/с) |
Время горения | 242 секунды [2] |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Первый этап – ЦБК | |
Полная масса | 226 400 кг (499 100 фунтов) |
Питаться от | 1 × РС-68А |
Максимальная тяга | 3140 кН (705000 фунтов силы) (уровень моря) |
Удельный импульс | SL : 360 с (3,5 км/с) вакуум : 412 с (4,04 км/с) |
Время горения | 245 секунд (328 секунд в тяжелой конфигурации) [2] |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Второй этап – DCSS | |
Полная масса | 4-м : 24 170 кг (53 290 фунтов) 5 м : 30 700 кг (67 700 фунтов) |
Питаться от | 1 × РЛ10-Б-2 |
Максимальная тяга | 110 кН (25 000 фунтов силы) |
Удельный импульс | 462 с (4,53 км/с) |
Время горения | 850–1125 секунд |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Delta IV — группа из пяти одноразовых пусковых систем семейства ракет Delta . С 2002 по 2024 год он совершил 45 полетов. Первоначально разработанный подразделением Boeing по обороне, космосу и безопасности для программы усовершенствованной одноразовой ракеты-носителя (EELV), Delta IV стал продуктом United Launch Alliance (ULA) в 2006 году. Delta IV в первую очередь был ракетой-носителем для военной полезной нагрузки ВВС США (USAF), но также использовался для запуска ряда невоенных полезных нагрузок правительства США и одного коммерческого спутника.
У Delta IV было две основные версии, которые позволяли семейству охватывать широкий диапазон размеров и масс полезной нагрузки: Medium (имевший четыре конфигурации) и Heavy . Последний полет Medium произошел в 2019 году. Последний полет Heavy состоялся в апреле 2024 года.
Автомобили Delta IV были построены на заводе ULA в Декейтере, штат Алабама . [5] Окончательная сборка была завершена на космодроме ULA: на комплексе горизонтальной интеграции для пусков с площадки SLC-37B на мысе Канаверал и на аналогичном комплексе для пусков с площадки SLC-6 на базе космических сил Ванденберг .
История
[ редактировать ]Последняя эволюционная разработка семейства ракет Delta носителя ВВС США , Delta IV, была представлена в соответствии с требованиями программы усовершенствованной одноразовой ракеты- (EELV, ныне National Security Space Launch (NSSL)). Хотя Delta IV сохранила название семейства ракет Delta, в нее были внесены серьезные изменения. Возможно, самым значительным изменением стал переход с керосина на жидкое водородное топливо, что потребовало новой цистерны и нового двигателя. [6] [7]
При разработке Delta IV рассматривался небольшой вариант. Это должна была включать вторую ступень Delta II , дополнительную третью ступень Thiokol Star 48B и обтекатель полезной нагрузки Delta II, и все это на одном общем ускорительном ядре (CBC). [8] Малый вариант был снят с производства в 1999 году. [9] [10]
В 2002 году был впервые запущен Delta IV, при этом RS-68 стал первым большим жидкостным ракетным двигателем, разработанным в Соединенных Штатах после главного двигателя космического корабля «Шаттл» (SSME) в 1970-х годах. [11]
Система наведения L3 Technologies Redundant Inertial Control Flight Assist (RIFCA), первоначально использовавшаяся на Delta IV, была общей с системой наведения на Delta II , хотя программное обеспечение было другим из-за различий между Delta II и Delta IV. RIFCA оснащен шестью кольцевыми лазерными гироскопами и акселерометрами каждый, чтобы обеспечить более высокую степень надежности. [12]
Изначально компания Boeing намеревалась продавать услуги коммерческого запуска Delta IV. Однако Delta IV вышла на рынок космических запусков, когда мировые мощности уже намного превышали спрос. Кроме того, поскольку это непроверенная конструкция, ей было трудно найти рынок для коммерческих запусков, а затраты на запуск Delta IV выше, чем у сопоставимых автомобилей той же эпохи. В 2003 году Boeing сняла Delta IV с коммерческого рынка, сославшись на низкий спрос и высокую стоимость. В 2005 году компания Boeing заявила, что стремится вернуть Delta IV в коммерческую эксплуатацию. [13]
По состоянию на 2009 год ВВС США финансировали проектирование, интеграцию и инфраструктурные работы Delta IV EELV по контрактам с Boeing Launch Services (BLS). ВВС США 8 августа 2008 года Центр космических и ракетных систем увеличил контракт с BLS «стоимость плюс гонорар» на 1,656 миллиарда долларов США, чтобы продлить срок действия до 30 сентября 2008 года ( 2009 финансовый год ). Кроме того, был добавлен опцион на сумму 557,1 млн долларов США для покрытия расходов на 2010 финансовый год. [14]
В феврале 2010 года натурализованный гражданин Дунфан Чунг, инженер, работавший в компании Boeing, стал первым человеком, осужденным по Закону об экономическом шпионаже 1996 года . Чанг передал Китаю секретную информацию о проектах, включая ракету Delta IV, и был приговорен к 15 годам заключения. [15]
В марте 2015 года ULA объявила о планах поэтапного отказа от Delta IV Medium к 2018 году. [16]
За исключением первого запуска коммерческого спутника связи Eutelsat W5 , все запуски Delta IV были оплачены правительством США. В 2015 году ULA заявила, что Delta IV Heavy продается почти за 400 миллионов долларов США. [17]
Модернизация разгонного двигателя РС-68А
[ редактировать ]Возможность создания Delta IV с более высокими характеристиками была впервые предложена в исследовании RAND Corporation в 2006 году , посвященном требованиям национальной безопасности к запуску до 2020 года. Единственная полезная нагрузка Национального разведывательного управления (NRO) требовала увеличения грузоподъемности Delta IV Heavy. [18] Грузоподъемность была увеличена за счет разработки более мощного двигателя РС-68А . [19] который совершил первый полет 29 июня 2012 года. [20] ULA отказалась от базового двигателя RS-68 с запуском рейса 371 Delta 25 марта 2015 года. Во всех последующих запусках использовался RS-68A, [21] а более высокая тяга двигателя позволила использовать единую стандартизированную конструкцию CBC для всех версий Delta IV Medium и M+. Эта модернизация позволила снизить стоимость и повысить гибкость, поскольку любой стандартизированный CBC мог быть сконфигурирован для установки нуля, двух или четырех твердотопливных ракетных ускорителей. Однако новый CBC привел к небольшой потере производительности для большинства средних конфигураций. [22] Delta IV Heavy требовала нестандартных CBC для ядра и ускорителей. [23]
Грузоподъемность после модернизации РС-68А
Версия | Обтекатель | Си-Би-Си | СРБ | Полезная нагрузка на LEO 407 км х 51,6° | Полезная нагрузка для GTO Остаточная 1800 м/с | Запускает |
---|---|---|---|---|---|---|
Середина | 4 м | 1 | 0 | 8510 кг [24] | 4440 кг [2] | 0 |
М+ (4,2) | 4 м | 1 | 2 | 12 000 кг [24] | 6390 кг [2] | 2 |
М+ (5,2) | 5 м | 1 | 2 | 10 220 кг [24] | 5490 кг [2] | 2 |
М+ (5,4) | 5 м | 1 | 4 | 12 820 кг [24] | 7300 кг [2] | 4 |
Тяжелый | 5 м | 3 | 0 | 25 980 кг [24] | 14 220 кг [2] | 9 |
Грузоподъемность с оригинальным RS-68
Версия | Обтекатель | Си-Би-Си | СРБ | Полезная нагрузка на LEO 407 км х 51,6° | Полезная нагрузка для GTO Остаточная 1800 м/с | Запускает |
---|---|---|---|---|---|---|
Середина | 4 м | 1 | 0 | 8800 кг [24] | 4540 кг [25] | 3 |
М+ (4,2) | 4 м | 1 | 2 | 11 920 кг [24] | 6270 кг [25] | 13 |
М+ (5,2) | 5 м | 1 | 2 | 10 580 кг [24] | 5430 кг [25] | 1 |
М+ (5,4) | 5 м | 1 | 4 | 13 450 кг [24] | 7430 кг [25] | 4 |
Тяжелый | 5 м | 3 | 0 | 22 980 кг [24] | 13 400 кг [25] | 7 |
*Масса включает фитинг для крепления полезной нагрузки (от 240 до 1221 кг в зависимости от полезной нагрузки). [2]
Предлагаемые обновления, которые не были реализованы
[ редактировать ]Возможные будущие обновления Delta IV включали добавление дополнительных навесных твердотопливных двигателей, главных двигателей с большей тягой, более легких материалов, вторых ступеней с большей тягой, большего количества (до восьми) накладных CBC и поперечной подачи криогенного топлива с ремня. на бустерах к общему ядру. [26]
В какой-то момент НАСА планировало использовать Дельту IV или Атлас V для запуска предполагаемого орбитального космического самолета . [27] который в конечном итоге стал Crew Exploration Vehicle , а затем и Orion . «Орион» должен был летать на ракете-носителе «Арес I» , а затем на космической системе запуска после отмены проекта «Арес I».
В 2009 году Аэрокосмическая корпорация сообщила о НАСА результатах исследования по определению возможности модификации Delta IV для допуска экипажа к использованию в пилотируемых космических полетах НАСА. По данным Aviation Week & Space Technology , исследование «обнаружило, что тяжелый самолет Delta IV [...] может удовлетворить требования НАСА по доставке людей на низкую околоземную орбиту». [28]
Предлагаемое обновление семейства Delta IV заключалось в добавлении двигателей повышенной твердости. Medium+ (4,4) должен был использовать существующие точки крепления для соединения четырех GEM 60 M+ (5,4) с верхней ступенью и обтекателем (4,2). M + (4,4) должен был иметь полезную нагрузку GTO 7500 кг (16 500 фунтов), полезную нагрузку LEO 14 800 кг (32 600 фунтов) и мог быть доступен в течение 36 месяцев с момента первого заказа. Также рассматривалась возможность добавления дополнительных GEM 60 к M+ (5,4), что потребовало бы добавления дополнительных точек крепления, структурных изменений, чтобы справиться с различными полетными нагрузками, а также изменений стартовой площадки и инфраструктуры. Medium+ (5,6) и (5,8) могли бы летать с шестью и восемью SRB соответственно, с максимальной массой до 9200 кг (20300 фунтов) для GTO с M+ (5,8). Medium+ (5,6) и (5,8) могли быть доступны в течение 48 месяцев с момента первого заказа. [29]
Преемники
[ редактировать ]ракеты Atlas Планируется, что Vulcan Centaur заменит V и Delta IV. Планируется, что Vulcan Centaur поступит на вооружение к 2023 году и будет использовать ракетный двигатель BE-4, работающий на метане . [30] [31] Первый Вулкан успешно запущен 8 января 2024 года. [32] Ожидается, что Atlas V останется в эксплуатации в течение нескольких лет после первого запуска Vulcan, а производство Delta IV Heavy было прекращено в апреле 2024 года. [33]
Дельта IV Средний
[ редактировать ]Delta IV Medium (также называемый «одинарным стержнем»). [34] [35] ) был доступен в четырех конфигурациях: Medium, Medium+ (4,2), Medium+ (5,2) и Medium+ (5,4). [36]
Delta IV Medium (Delta 9040) была самой простой версией Delta IV. Он имел одинарный CBC и модифицированную вторую ступень Delta III с 4-метровыми баками с жидким водородом и жидким кислородом (называемыми криогенной второй ступенью Delta (DCSS)) и 4-метровым обтекателем полезной нагрузки. Delta IV Medium была способна вывести 4200 кг на геостационарную переходную орбиту (GTO). От мыса Канаверал GTO находится на расстоянии 1804 м/с от GEO. Масса обтекателя и приспособлений для крепления полезной нагрузки была вычтена из общих характеристик. [7]
Delta IV Medium+ (4,2) (Delta 9240) имела те же CBC и DCSS, что и Medium, но с добавлением двух Orbital ATK диаметром 1,5 м (60 дюймов) производства твердотопливных ракетных ускорителей (графитово-эпоксидные двигатели) ( GEM 60s) навесные ускорители для увеличения грузоподъемности до 6150 кг на ГТО. [7]
Delta IV Medium+ (5,2) (Delta 9250) был похож на Medium+ (4,2), но имел DCSS диаметром 5 м и обтекатель полезной нагрузки для более крупной полезной нагрузки. Из-за дополнительного веса большего обтекателя полезной нагрузки и второй ступени Medium+ (5,2) мог поднять на ГТО 5072 кг. [7]
Delta IV Medium+ (5,4) (Delta 9450) была похожа на Medium+ (5,2), но использовала четыре GEM 60 вместо двух, что позволяло поднимать на GTO 6882 кг. [7]
Для герметизации полезной нагрузки спутника было доступно множество различных обтекателей полезной нагрузки. Удлиненный композитный обтекатель полезной нагрузки Delta III диаметром 4 метра использовался на 4-метровых версиях Medium, а увеличенный композитный обтекатель диаметром 5 метров использовался на 5-метровых версиях Medium. [37]
Версия Medium (4,2) последний раз поднималась в воздух 22 августа 2019 года, что ознаменовало прекращение производства вариантов Delta IV Medium. [36] [38]
Дельта IV Тяжелый
[ редактировать ]
Delta IV Heavy (Delta 9250H) сочетает в себе DCSS диаметром 5 м (16 футов) и обтекатель полезной нагрузки с двумя дополнительными CBC. Это накладные ускорители, которые отделяются в полете раньше, чем центральный CBC. По состоянию на 2007 год более длинный композитный обтекатель диаметром 5 метров был стандартным для Delta IV Heavy. [26] Также доступен алюминиевый обтекатель из изорешетки. Алюминиевый трехсекторный (трехчастный) обтекатель был построен компанией Boeing на основе обтекателя Titan IV . [37] Трехсекторный обтекатель впервые был использован в полете DSP-23 . [39] Высота Delta IV с удлиненным обтекателем превышает 62 м (203 фута). Последний запуск спутника NROL-70 состоялся 9 апреля 2024 года, что ознаменовало завершение разработки семейства ракет Delta.
Описание автомобиля
[ редактировать ]
Обычное ядро-ускоритель
[ редактировать ]Каждая Delta IV состоит как минимум из одного общего ускорительного ядра (CBC). Каждый CBC оснащен одним двигателем Aerojet Rocketdyne RS-68 , который сжигает жидкий водород и жидкий кислород .
В полетах «Средия» RS-68 в течение первых нескольких минут полета работал с номинальной тягой 102%, а затем перед отключением основного двигателя снизился до 58% номинальной тяги. [40] На Heavy двигатель основного CBC снижает номинальную тягу до 58% примерно через 50 секунд после взлета, в то время как навесные CBC остаются на уровне 102%. Это экономит топливо и позволяет основному CBC сгореть после отделения ускорителя. После того, как навесные CBC отделяются, двигатель основного CBC снова дросселируется до 102%, а затем снова снижается до 58% перед отключением основного двигателя. [41]
Двигатель РС-68 крепится к нижней опорной конструкции ЦБК на четырехопорной ( четвероногой ) опорной раме и заключен в защитный композитный конический тепловой экран. Над опорной конструкцией находится алюминиевый изометрический бак (сетка, вырезанная внутри бака для уменьшения веса) бак с жидким водородом, за которым следует композитный цилиндр, называемый центральным корпусом, алюминиевый изорешетчатый бак с жидким кислородом и передняя юбка. В задней части CBC находится кабельный туннель для проведения электрических и сигнальных линий, а также линия подачи жидкого кислорода к RS-68 из резервуара. CBC имеет постоянный диаметр 5 м (16 футов). [11]
Дельта криогенная вторая ступень
[ редактировать ]
Верхней ступенью Delta IV была криогенная вторая ступень Delta (DCSS). DCSS был основан на верхней ступени Delta III , но имел увеличенный запас топлива. Были произведены две версии: DCSS диаметром 4 м (13 футов), который был снят с эксплуатации вместе с Delta IV Medium, и DCSS диаметром 5 м (16 футов), который остается на вооружении Delta IV Heavy. Версия диаметром 4 м удлинила оба топливных бака Delta III, а версия диаметром 5 м имеет бак с жидким водородом увеличенного диаметра и еще более удлиненный бак с жидким кислородом. Независимо от диаметра каждая DCSS приводится в движение одним двигателем RL10B-2 с выдвижным углеуглеродным соплом для улучшения удельного импульса. [42] Для сопряжения первой ступени и DCSS используются две разные промежуточные ступени. Для сопряжения DCSS длиной 4 м с CBC использовался сужающийся промежуточный каскад, диаметр которого сузился с 5 м до 4 м, а для сопряжения DCSS длиной 5 м использовался цилиндрический промежуточный каскад. Обе промежуточные ступени были построены из композитов и включали бак с жидким кислородом, при этом больший бак с жидким водородом составлял часть внешней формы автомобиля. [43] [44]
Запуск сайтов
[ редактировать ]
Delta IV стартовала с одного из двух ракетных стартовых комплексов . Для запусков на восточном побережье США использовался космический стартовый комплекс 37 (SLC-37) на базе ВВС на мысе Канаверал . На западном побережье для запусков на полярную орбиту и с большим наклонением использовался космических сил Ванденберг . базы космический стартовый комплекс 6 (SLC-6) [45]
Пусковые комплексы на обеих площадках одинаковы. ) . На некотором расстоянии от площадки расположен Центр горизонтальной интеграции (HIF CBC Delta IV и вторые ступени необходимо соединить и протестировать на HIF, прежде чем они будут перемещены на площадку. [45] Частичная горизонтальная сборка ракеты «Дельта IV» чем-то похожа на ракету-носитель «Союз» , которая полностью собирается горизонтально. «Спейс шаттлы» , предыдущие ракеты-носители «Сатурн» и космическая система запуска собираются и выкатываются на стартовую площадку полностью вертикально. [ нужна ссылка ]
Перемещение Delta IV между различными объектами на площадке осуществлялось с помощью подъемных платформ-транспортеров (EPT) на резиновых колесах и различных транспортных приспособлений. ЭПТ с дизельными двигателями используются для перемещения техники от HIF к площадке, а электрические EPT используются на HIF, где важна точность перемещения. [45]
Базовая конструкция стартовой площадки включает в себя желоб для пламени, направляющий шлейф двигателя в сторону от ракеты, молниезащиту и хранилище топлива. В случае с Delta IV, машина была построена на стартовой площадке внутри здания. Эта мобильная сервисная башня (MST) обеспечивает служебный доступ к ракете и защиту от непогоды и откатывается от ракеты в день запуска. Кран в верхней части MST поднимает помещенную в капсулу полезную нагрузку на транспортное средство, а также прикрепляет твердотопливные двигатели GEM 60 для запусков Delta IV Medium. MST откатывают от ракеты за несколько часов до запуска. В Ванденберге на стартовой площадке также имеется мобильное сборочное укрытие (MAS), которое полностью закрывает корабль; в CCAFS автомобиль частично обнажен в нижней части. [45]
Рядом с машиной находится фиксированная опорная башня (FUT) с двумя (VSFB) или тремя (CCAFS) поворотными рычагами. Эти рычаги передают сигналы телеметрии, электроэнергию, гидравлическую жидкость, поток воздуха для контроля окружающей среды и другие вспомогательные функции к транспортному средству через шлангокабели. Поворотные рычаги убираются через Т-0 секунд после запуска корабля. [45]
Под машиной находится пусковой стол с шестью мачтами хвостового обслуживания (TSM), по две на каждый CBC. Стол запуска поддерживает транспортное средство на площадке, а TSM обеспечивают дополнительную поддержку и функции заправки CBC. Транспортное средство крепится к стартовому столу с помощью стартового модуля (LMU), который крепится к транспортному средству болтами, которые разъединяются при запуске. За стартовым столом находится устройство для установки фиксированной площадки (FPE), в котором используются два длинноходных гидравлических поршня для подъема транспортного средства в вертикальное положение после его перекатки на площадку из HIF. Под пусковым столом находится жаропровод, который отводит выхлопные газы ракеты от ракеты или объектов. [45]
Обработка автомобиля
[ редактировать ]Модули Delta IV CBC и DCSS собираются на заводе ULA в Декейтере, штат Алабама . Затем их загружают на R/S RocketShip , с возможностью подъема и подъема грузовое судно , и отправляют на любую стартовую площадку. Там их выгружают и закатывают в ОМС. Для запусков Delta IV Medium CBC и DCSS были объединены в HIF. При запусках Delta IV Heavy навесные CBC левого и правого борта также соединяются с HIF. [46]
Выполняются различные испытания, а затем транспортное средство перекатывается горизонтально к площадке, где с помощью устройства для установки фиксированной площадки (FPE) транспортное средство поднимается в вертикальное положение. В это время твердотопливные двигатели GEM 60, если они потребуются, закатываются на площадку и крепятся к автомобилю. После дальнейших испытаний полезная нагрузка (уже заключенная в обтекатель) транспортируется на площадку, поднимается краном в MST и прикрепляется к машине. Наконец, в день запуска MST откатывают от корабля, и корабль готов к запуску. [46]
История запуска
[ редактировать ]Нет. | Дата/Время ( УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ) | Тип | Серийный номер. | Стартовое место | Полезная нагрузка | Тип полезной нагрузки | Орбита | Исход | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 20 ноября 2002 г. 22:39 | Средний+ (4,2) | 293 | ККАФС , СЛК-37Б | Ютелсат W5 | Коммерческий спутник связи | ГТО | Успех | Первый запуск Delta IV. |
2 | 2003-03-11 00:59 | Середина | 296 | ККАФС , СЛК-37Б | США-167 ( DSCS-3 A3 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех | Первый запуск Delta IV Medium. Первая миссия ВВС США EELV |
3 | 2003-08-29 23:13 | Середина | 301 | ККАФС , СЛК-37Б | США-170 ( DSCS-3 B6 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех | |
4 | 2004-12-21 21:50 | Тяжелый | 310 | ККАФС , СЛК-37Б | ДемоСат [47] / 3CS-1 / 3CS-2 | Демонстрационная полезная нагрузка | ГСО (планируется) | Частичный отказ |
|
5 | 2006-05-24 22:11 | Средний+ (4,2) | 315 | ККАФС , СЛК-37Б | ИДЕТ 13 (ИДЕТ-Н) | Метеорологический спутник | ГТО | Успех | |
6 | 2006-06-28 03:33 | Средний+ (4,2) | 317 | ВАФБ , SLC-6 | США-184 ( НРОЛ-22 ) | Разведывательный спутник | Molniya | Успех | Первый запуск Delta IV из Ванденберга. [50] |
7 | 2006-11-04 13:53 | Середина | 320 | ВАФБ , SLC-6 | США-192 ( ДМСП F17 ) | Военный метеорологический спутник | система единого входа | Успех | Первый запуск Delta IV на НОО /SSO, последний полет Delta IV Medium. |
8 | 2007-11-11 01:50 | Тяжелый | 329 | ККАФС , СЛК-37Б | США-197 ( ДСП-23 ) | Спутник предупреждения о ракетном нападении | ГСО | Успех | Первый запуск Delta IV заключен по контракту с United Launch Alliance. Запуск отложен из-за повреждения стартовой площадки утечкой жидкого кислорода. [51] |
9 | 2009-01-18 02:47 [52] [53] | Тяжелый | 337 | ККАФС , СЛК-37Б | США-202 ( НРОЛ-26 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [54] | |
10 | 2009-06-27 22:51 [55] | Средний+ (4,2) | 342 | ККАФС , СЛК-37Б | ИДЕТ 14 (ИДЕТ-О) | Метеорологический спутник | ГТО | Успех [56] | |
11 | 2009-12-06 01:47 [57] | Средний+ (5,4) | 346 | ККАФС , СЛК-37Б | США-211 ( WGS-3 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [57] | Первый запуск Delta IV Medium+ (5,4). |
12 | 2010-03-04 23:57 | Средний+ (4,2) | 348 | ККАФС , СЛК-37Б | ИДЕТ 15 (ИДЕТ-П) | Метеорологический спутник | ГТО | Успех [58] | |
13 | 2010-05-28 03:00 | Средний+ (4,2) | 349 | ККАФС , СЛК-37Б | США-213 ( GPS IIF-1 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [59] | |
14 | 2010-11-21 22:58 [52] | Тяжелый | 351 | ККАФС , СЛК-37Б | США-223 ( НРОЛ-32 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [60] | |
15 | 2011-01-20 21:10 | Тяжелый | 352 | ВАФБ , SLC-6 | США-224 ( НРОЛ-49 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [61] | Первый запуск Delta IV Heavy из Ванденберга. [61] |
16 | 2011-03-11 23:38 [52] | Средний+ (4,2) | 353 | ККАФС , СЛК-37Б | США-227 ( НРОЛ-27 ) | Разведывательный спутник | ГТО | Успех [62] | |
17 | 2011-07-16 06:41 | Средний+ (4,2) | 355 | ККАФС , СЛК-37Б | США-232 ( GPS IIF-2 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [63] | |
18 | 2012-01-20 00:38 | Средний+ (5,4) | 358 | ККАФС , СЛК-37Б | США-233 ( WGS-4 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех | |
19 | 2012-04-03 23:12 | Средний+ (5,2) | 359 | ВАФБ , SLC-6 | США-234 ( НРОЛ-25 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех | Первый полет в версии Medium+ (5,2). |
20 | 2012-06-29 13:15 | Тяжелый | 360 | ККАФС , СЛК-37Б | США-237 ( НРОЛ-15 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех | Первый полет двигателя РС-68А. [20] |
21 | 2012-10-04 12:10 | Средний+ (4,2) | 361 | ККАФС , СЛК-37Б | США-239 ( GPS IIF-3 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [64] | Аномалия верхней ступени ( DCSS ), вызванная утечкой топлива, полезная нагрузка все же достигла запланированной орбиты. [65] |
22 | 2013-05-25 00:27 | Средний+ (5,4) | 362 | ККАФС , СЛК-37Б | США-243 ( WGS-5 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [66] | |
23 | 2013-08-08 00:29 | Средний+ (5,4) | 363 | ККАФС , СЛК-37Б | США-244 ( WGS-6 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [67] | |
24 | 2013-08-28 18:03 | Тяжелый | 364 | ВАФБ , SLC-6 | США-245 ( НРОЛ-65 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [68] | |
25 | 2014-02-21 01:59 | Средний+ (4,2) | 365 | ККАФС , СЛК-37Б | США-248 ( GPS IIF-5 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [69] | |
26 | 2014-05-17 00:03 | Средний+ (4,2) | 366 | ККАФС , СЛК-37Б | США-251 ( GPS IIF-6 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [70] | |
27 | 2014-07-28 23:28 | Средний+ (4,2) | 368 | ККАФС , СЛК-37Б | AFSPC-4 ( GSSAP №1/2 и ANGELS ) (США-253/254/255) | Демонстратор космического наблюдения и технологий | ГЕО | Успех [71] | Первое использование адаптера вторичной полезной нагрузки на ракете «Дельта». |
28 | 2014-12-05 12:05 | Тяжелый | 369 | ККАФС , СЛК-37Б | Орион MPCV EFT-1 | Испытательный полет неотвинченной капсулы | МОЙ | Успех [72] | |
29 | 2015-03-25 18:36 | Средний+ (4,2) | 371 | ККАФС , СЛК-37Б | США-260 ( GPS IIF-9 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [73] | Финальный запуск с базовым двигателем РС-68 . [21] |
30 | 2015-07-24 00:07 | Средний+ (5,4) | 372 | ККАФС , СЛК-37Б | США-263 ( WGS-7 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [74] | |
31 | 2016-02-10 11:40 | Средний+ (5,2) | 373 | ВАФБ , SLC-6 | США-267 ( НРОЛ-45 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [75] | |
32 | 2016-06-11 17:51 | Тяжелый | 374 | ККАФС , СЛК-37Б | США-268 ( НРОЛ-37 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [76] [77] | |
33 | 2016-08-19 04:52 | Средний+ (4,2) | 375 | ККАФС , СЛК-37Б | AFSPC-6 ( GSSAP №3/4 ) (США-270/271) | Космическое наблюдение | ГЕО | Успех [78] | |
34 | 2016-12-07 23:53 | Средний+ (5,4) | 376 | ККАФС , СЛК-37Б | США-272 ( WGS-8 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [79] | |
35 | 2017-03-19 00:18 | Средний+ (5,4) | 377 | ККАФС , СЛК-37Б | США-275 ( WGS-9 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех [80] | |
36 | 2018-01-12 22:11 | Средний+ (5,2) | 379 | ВАФБ , SLC-6 | США-281 ( НРОЛ-47 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [81] | Финальный полет варианта Delta IV M+ (5,2). |
37 | 2018-08-12 07:31 | Тяжелый | 380 | ККАФС , СЛК-37Б | Солнечный зонд Паркер | Солнечный Зонд | гелиоцентрический | Успех | Первое использование Delta IV Heavy с третьей ступенью Star 48 BV (9255H). |
38 | 2019-01-19 19:10 | Тяжелый | 382 | ВАФБ , SLC-6 | США-290 ( НРОЛ-71 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех | |
39 | 2019-03-16 00:26 | Средний+ (5,4) | 383 | ККАФС , СЛК-37Б | США-291 ( WGS-10 ) | Военный спутник связи | ГТО | Успех | Финальный полет варианта Delta IV M+ (5,4). |
40 | 2019-08-22 13:06 | Средний+ (4,2) | 384 | ККАФС , СЛК-37Б | США-293 ( GPS III-2 ) | Навигационный спутник | МОЙ | Успех [82] | Финальный полет Delta IV Medium и варианта Delta IV M+ (4,2). [82] |
41 | 2020-12-11 01:09 | Тяжелый | 385 | CCSFS , SLC-37B | США-311 ( НРОЛ-44 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [83] | |
42 | 2021-04-26 20:47 | Тяжелый | 386 | ВАФБ , SLC-6 | США 314 ( НРОЛ-82 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [84] | |
43 | 2022-09-24 22:25 | Тяжелый | 387 | ВАФБ , SLC-6 | США 338 ( НРОЛ-91 ) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [85] | Последний полет Delta IV с VSFB |
44 | 2023-06-22 09:18 | Тяжелый | 388 | CCSFS , SLC-37B | США-345 ( НРОЛ-68 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [86] | |
45 | 2024-04-09 16:53 | Тяжелый | 389 | CCSFS , SLC-37B | США-353 ( НРОЛ-70 ) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех [87] | Последний полет ракеты Delta IV и всего семейства ракет Delta . |
Семейство Delta будет выпущено через десять лет
[ редактировать ]- Список запусков Тора и Дельты (2000–2009 гг.)
- Список запусков Тора и Дельты (2010–2019 гг.)
- Список запусков Тора и Дельты (2020–2024 гг.)
Delta IV запускается по конфигурации
[ редактировать ]- Список запусков Delta IV (все варианты, средний и тяжелый)
Заметные запуски
[ редактировать ]

Первой полезной нагрузкой, запущенной с помощью Delta IV, стал спутник связи Eutelsat W5 . аппарат Medium+ (4,2) с мыса Канаверал вывел спутник связи на геостационарную переходную орбиту (GTO). 20 ноября 2002 года [ нужна ссылка ]
Heavy Demo стал первым запуском Delta IV Heavy в декабре 2004 года после значительных задержек из-за плохой погоды. Из-за кавитации в топливопроводах датчики всех трех CBC зарегистрировали истощение топлива. Навесные CBC, а затем основные двигатели CBC отключились преждевременно, хотя топлива оставалось достаточно для продолжения горения, как было запланировано. Вторая ступень попыталась компенсировать остановку и горела, пока не кончилось топливо. Этот полет представлял собой испытательный запуск с полезной нагрузкой в размере:
- ДемоСат – 6020 кг; алюминиевый цилиндр, наполненный 60 латунными стержнями, который планируется доставить на ГЕО; однако из-за неисправности датчиков спутник не достиг этой орбиты.
- (НОО) NanoSat-2 Выведенный на низкую околоземную орбиту — комплект из двух очень маленьких спутников массой 24 и 21 кг, получивших прозвища «Спарки» и «Ральфи» , — планировалось находиться на орбите в течение одного дня. Учитывая недожог, они, скорее всего, не достигли стабильной орбиты. [88]
NROL-22 был первым Delta IV, запущенным с SLC-6 на базе космических сил Ванденберг (VSFB). Он был запущен на борту корабля Medium+ (4,2) в июне 2006 года с секретным спутником Национального разведывательного управления США (NRO).
DSP-23 был первым запуском ценной полезной нагрузки на борту Delta IV Heavy. Это был также первый запуск Delta IV по контракту United Launch Alliance , совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin . Основной полезной нагрузкой был 23-й и последний рамках Программы поддержки обороны спутник предупреждения о ракетном ударе в DSP-23 . Запуск с мыса Канаверал произошел 10 ноября 2007 года. [89]
NROL-26 был первым запуском Delta IV Heavy EELV для NRO. USA 202 , засекреченный спутник-разведчик , стартовал 18 января 2009 года. [90]
NROL-32 представлял собой ракету-носитель Delta IV Heavy, на борту которой находился спутник NRO. Предполагается, что полезная нагрузка станет крупнейшим спутником, отправленным в космос. После задержки с 19 октября 2010 года ракета стартовала 21 ноября 2010 года. [91]
NROL-49 стартовал с авиабазы Ванденберг 20 января 2011 года. [52] Это была первая миссия Delta IV Heavy, запущенная из Ванденберга. Эта миссия была поручена NRO, и ее детали засекречены. [92]
4 октября 2012 года у самолета Delta IV M+ (4,2) возникла аномалия в двигателе разгонной ступени RL10B-2, что привело к снижению тяги, превышающей ожидаемую. Хотя у корабля был достаточный запас топлива для успешного вывода полезной нагрузки, спутника GPS Block IIF USA-239 , на заданную орбиту, расследование сбоя задержало последующие запуски Delta IV и следующий запуск Atlas V (AV-034) из-за унификации. между двигателями, используемыми на верхних ступенях обеих машин. [93] К декабрю 2012 года ULA установила, что причиной аномалии является утечка топлива (в камеру сгорания). [94] ), а запуски Delta IV возобновились в мае 2013 года. После еще двух успешных запусков дальнейшее расследование привело к задержке рейса 365 Delta со спутником GPS IIF-5 . [95] Первоначально планировалось, что запуск состоится в октябре 2013 года, но корабль стартовал 21 февраля 2014 года. [96]
5 декабря 2014 года корабль Delta IV Heavy запустил космический корабль «Орион» в беспилотный испытательный полет EFT-1 . [97] Первоначально запуск планировался на 4 декабря 2014 года, но из-за сильного ветра и проблем с клапанами запуск был перенесен на 5 декабря 2014 года. [98]
12 августа 2018 года другая ракета Delta IV Heavy запустила солнечный зонд «Паркер» с миссией по исследованию или «прикосновению» к внешней короне Солнца. [99]
Второй спутник GPS Block III был запущен с помощью ракеты окончательной конфигурации Delta IV Medium+ (4,2) 22 августа 2019 года.<ref name="nsf20190822/">
Последний полет Delta IV Heavy из Ванденберга положил начало миссии NROL-91 в сентябре 2022 года.
Последний полет с мыса Канаверал ракеты Delta IV Heavy и семейства ракет Delta состоялся в апреле 2024 года с миссией NROL-70 .
См. также
[ редактировать ]- Сравнение семейств орбитальных ракет-носителей
- Сравнение орбитальных стартовых систем
- Усовершенствованная криогенная усовершенствованная стадия
- Одноразовая пусковая система
- Список ракет-носителей
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Излишки ракетных двигателей: цена продажи потенциально влияет на министерство обороны и поставщиков коммерческих запусков» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Руководство пользователя Delta IV» (PDF) . УЛА. Июнь 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2014 г. . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Кайл, Эд. «Рекорд запуска Delta IV» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 21 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Грэм, Уильям (24 сентября 2022 г.). «Последний запуск Delta IV Heavy на западном побережье с NROL-91» . НАСАКосмический полет . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Boeing и Lockheed Martin завершили сделку по созданию объединенного альянса» (пресс-релиз). Боинг. 1 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 г.
- ^ Келли, Эмре. «Последний в истории «одинарный» Delta IV, который планируется запустить; вот что это значит» . Флорида сегодня . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Руководство пользователя служб запуска Delta IV» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Июнь 2013. стр. 2–10, 5–3. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ "Delta IV Small". Архивировано 5 ноября 2006 г. на Wayback Machine Astronautix.com.
- ^ Космическая страница Гюнтера - Дельта IV
- ^ «Boeing подписывает соглашение о создании комплекса интеграции Delta IV» (пресс-релиз). Боинг. 28 января 1999 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о космическом запуске: технический паспорт Delta IV» . 26 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ "L-3 Space & Navigation's RIFCA Trihex". Архивировано 15 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Boeing Delta IV может вернуться к коммерческим запускам» . Реестр округа Ориндж. 25 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2006 г.
- ^ «Контракты DefenseLink на пятницу, 8 августа 2008 г.» . Министерство обороны США. 8 августа 2008 года . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Уиткомб, Дэн (8 февраля 2010 г.). «Экс-инженер Boeing получил 15 лет по делу о шпионаже в США» . Рейтер . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года.
- ^ «ULA планирует к 2018 году поэтапный отказ от Delta 4 и добивается смягчения запрета на РД-180» . SpaceNews.com. 3 марта 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (22 апреля 2015 г.). «ULA нуждается в коммерческом бизнесе, чтобы закрыть бизнес-кейс по ракете Vulcan» . Космический полет сейчас . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Форрест Маккартни; и др. (2006). «Отчет о космическом запуске национальной безопасности» (PDF) . РЭНД. стр. 6–7.
- ^ «Три двигателя Pratt & Whitney Rocketdyne RS-68A приводят в действие тяжелый модернизированный автомобиль Delta IV в первом полете» . prnewswire.com (пресс-релиз) . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Модернизированная ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance успешно за девять дней запускает вторую полезную нагрузку для Национального разведывательного управления» (пресс-релиз). Объединенный стартовый альянс. 29 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Ракета Дельта 4 превращается в модернизированный главный двигатель» . Космический полет сейчас. 27 марта 2015 года . Проверено 28 марта 2015 г.
- ^ «Новый вариант двигателя Delta 4 является частью стратегии ULA по сокращению затрат» . spacenews.com . 15 июня 2012 г.
- ^ «Постоянные инновации в области ракет-носителей в United Launch Alliance» (PDF) . УЛА. Март 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2014 г. . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Дельта IV» . SpaceLaunchReport.com. Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV» . Сентябрь 2007.
- ^ Jump up to: а б «Delta Launch 310 — демонстрационный медиа-кит Delta IV Heavy — варианты расширения Delta» (PDF) . Боинг. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2012 года.
- ^ Уайтсайдс, Лоретта Идальго (9 июля 2008 г.). «Почему НАСА не пытается оценить ракеты Atlas V или Delta IV» . Проводной.
«Вы могли бы запустить меньший человеческий корабль на современной одноразовой ракете [...] Фактически, до катастрофы в Колумбии команды НАСА работали над орбитальным космическим самолетом (OSP), предназначенным именно для этого».
- ^ Фрэнк Морринг-младший (15 июня 2009 г.). «Исследование показало, что Delta IV с человеческим рейтингом дешевле» . Авиационная неделя. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV» (PDF) . УЛА. Сентябрь 2007 г., стр. 10–15, 16. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ Майк Грусс (13 апреля 2015 г.). «Следующая ракета ULA будет называться Вулкан» . Космические новости.
- ^ Рулетка, Джоуи (10 октября 2022 г.). «Дебютная миссия United Launch Alliance на Вулкан перенесена на 2023 год, - генеральный директор» . Рейтер . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Стивен Кларк (19 августа 2019 г.). «Второй запуск ULA за месяц запланирован на четверг» . Космический полет сейчас.
- ^ Кларк, Стивен. «Последняя однорычажная ракета Delta 4-Medium прибывает на стартовую площадку во Флориде - Космический полет сейчас» . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Рэй, Джастин. «ВВС назначают запуск новой ракеты Дельта-4 – Космический полет сейчас» . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гебхардт, Крис (22 августа 2019 г.). «Заслуженный выход на пенсию Delta IV Medium с финалом GPS» . NASASpaceFlight.com . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Сентябрь 2007 г. стр. 1–7. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 года.
- ^ Бергер, Эрик (22 августа 2019 г.). «Последняя однорычажная ракета «Дельта» была запущена в четверг, и она произвела настоящее шоу» . Арс Техника . Проверено 6 августа 2020 г.
- ↑ ВВС США — Информационные бюллетени по EELV. Архивировано 27 апреля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ «Хронология запуска Delta IV GOES-N» . Космический полет сейчас. 9 июня 2005 г.
- ^ «Хронология запуска демо-версии Delta IV Heavy» . Космический полет сейчас. 1 декабря 2004 г.
- ^ «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Сентябрь 2007 г., стр. 1–5–1–6. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 года.
- ^ «Композитные и двигательные технологии ATK помогли запустить оборонный метеорологический спутник» . Аллиант Техсистемс. Ноябрь 2006 г.
- ^ «ATK Propulsion Technologies помогла запустить тяжелую ракету Boeing Delta IV» . Аллиант Техсистемс. Ноябрь 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пусковые установки Delta IV. Архивировано 3 июля 2006 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Предстартовая сборка Дельта IV» . Космический полет сейчас. 1 декабря 2004 г.
- ^ «Полезная нагрузка DemoSat» . Космический полет сейчас. 1 декабря 2004 г.
- ^ Джастин Рэй (22 декабря 2004 г.). «Delta 4-Heavy попал в затруднительное положение во время испытательного полета» . Космический полет сейчас . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Джастин Рэй (22 декабря 2004 г.). «В ВВС заявляют, что испытания Дельты 4 принесли много пользы» . Космический полет сейчас . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Джастин Рэй (27 июня 2006 г.). «Новая эра запусков ракет начинается на базе в Калифорнии» . Космический полет сейчас . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Коволт, Крейг (9 марта 2007 г.). «Оценка повреждения дельта-подушки после утечки топлива» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Станция слежения — график запуска по всему миру» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 13 октября 2008 г.
- ^ Шауб, Майкл Б. «База данных наборов миссий» . НАСА GSFC/Honeywell TSI. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Проверено 13 октября 2008 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Первая миссия ULA Delta IV Heavy NRO успешно стартовала с мыса Канаверал» . Объединенный стартовый альянс. 17 января 2009 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Харвуд, Уильям (27 июня 2009 г.). «Дельта 4 разворачивает передовую метеорологическую обсерваторию» . Космический полет сейчас.
- ^ «Спутник GOES-O НАСА и НОАА успешно запущен» (пресс-релиз). КСК НАСА. 27 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Рэй, Джастин (5 декабря 2009 г.). «Новые средства связи запущены для вооруженных сил США» . Космический полет сейчас . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Объединение ракеты Дельта 4 и ИДЕТ с приятным успехом» . Космический полет сейчас. 4 марта 2010 г.
- ^ «Первый в своем роде спутник GPS запущен в космос» . Космический полет сейчас. 28 мая 2010 г.
- ^ «Огромная ракета запустила секретный шпионский спутник США» . Новости Эн-Би-Си . 22 ноября 2010 года . Проверено 22 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «United Launch Alliance запускает первую тяжелую миссию Delta IV на западном побережье» . Объединенный стартовый альянс. 20 января 2011 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ «ULA успешно запускает четвертую миссию NRO за шесть месяцев» . Объединенный стартовый альянс. 11 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. . Проверено 12 марта 2011 г.
- ^ «United Launch Alliance отмечает 50-й успешный запуск GPS для ВВС, доставив на орбиту миссию GPS IIF-2» . Объединенный стартовый альянс. 16 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ «Дельта IV GPS IIIF-3» . Космический полет 101 . 4 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2014 года . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ «Зеленый свет Атласу V после того, как RL-10 оправдан во время проверки аномалии Дельты IV» . NASASpaceflight.com. 7 декабря 2012 года . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance запускает вторую успешную миссию ВВС США всего за девять дней» . Объединенный стартовый альянс. 24 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает вторую широкополосную глобальную миссию SATCOM для ВВС США менее чем за три месяца» . Объединенный стартовый альянс. 8 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Миссия Национального разведывательного управления успешно запустила самую большую в мире ракету Unite Launch Alliance Delta IV Heavy» . Объединенный стартовый альянс. 28 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает 25-ю миссию Delta IV со спутником системы глобального позиционирования для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 20 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запустил второй спутник системы глобального позиционирования для ВВС США менее чем за три месяца» . Объединенный стартовый альянс. 16 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance отмечает 85-й успешный запуск, доставив на орбиту три спутника для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 29 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает космический корабль НАСА «Орион» на критические летные испытания для Lockheed Martin» . Объединенный стартовый альянс. 6 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает вторую миссию менее чем за две недели» . Объединенный стартовый альянс. 26 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 12 января 2018 г. . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает WGS-7» . Объединенный стартовый альянс . 23 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 12 января 2018 г. . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку NROL-45 для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс. 10 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 января 2018 г. Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку NROL-37 для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс. 11 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Джастин Рэй (11 июня 2016 г.). «Трёхствольная ракета Delta 4-Heavy запускает спутник национальной безопасности» . Космический полет сейчас . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию AFSPC-6 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 19 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию WGS-8 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 7 декабря 2016 года . Проверено 9 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «United Launch Alliance отмечает 70-летие ВВС США успешным запуском миссии WGS-9» . Объединенный стартовый альянс. 18 марта 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию NROL-47 для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс . 12 января 2018 г. Архивировано из оригинала 13 января 2018 г. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гебхардт, Крис (22 августа 2019 г.). «Заслуженный выход на пенсию Delta IV Medium с финалом GPS» . NASASpaceflight.com . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Грэм, Уильям (10 декабря 2020 г.). «ULA Delta IV Heavy успешно запускает NROL-44» . Космический полет НАСА . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию NROL-82 для поддержки национальной безопасности» . Запуск УЛА . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию национальной безопасности с помощью проверенного национального тяжелого грузового автомобиля» . Объединенный стартовый альянс . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запустил предпоследнюю тяжелую ракету Delta IV» . Объединенный стартовый альянс . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Отмечая конец эпохи, United Launch Alliance успешно запустила последнюю тяжелую ракету Delta IV» . Объединенный стартовый альянс . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Отчет о миссии Дельта 4-Хэви» . Космический полет сейчас.
- ^ Джастин Рэй (11 ноября 2007 г.). «Ракета Delta 4-Heavy стреляет вдали от мыса Канаверал» . Космический полет сейчас . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ «Первая миссия ULA Delta IV Heavy NRO успешно стартовала с мыса Канаверал» (пресс-релиз). УЛА. 17 января 2009 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 г.
- ^ « Спутник «Подслушиватель» летит на огромной ракете из Флориды: Национальное разведывательное управление США запустило, как считается, самый большой спутник, когда-либо отправленный в космос» . Би-би-си. 22 ноября 2010 г.
- ^ Джастин Рэй (16 января 2009 г.). «Центр статуса миссии Дельта 337» . Космический полет сейчас.
- ^ Бергин, Крис (8 декабря 2012 г.). «Главная Форумы L2 Регистрация МКС Коммерческий шаттл SLS/Орион Русский Европейский Китайский Беспилотный Другое Атласу V зеленый свет после того, как RL-10 реабилитирован во время проверки аномалии Дельты IV» . NASASpaceflight.com . Проверено 9 декабря 2014 г.
- ^ Расследование выявило проблему с ракетным двигателем Delta 4, декабрь 2012 г.
- ^ Грусс, Майк (21 октября 2013 г.). «Сбой в октябре 2012 г., миссия Delta 4 стала причиной задержки запуска GPS 2F-5» . SpaceNews.com. Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 9 декабря 2014 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает 25-ю миссию Delta IV со спутником системы глобального позиционирования для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 21 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Бергин, Крис (30 октября 2014 г.). «ЭФТ-1 Орион завершает сборку и проводит FRR» . NASASpaceflight.com . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ «Проблемы с Delta IV, дебют исследовательского летного испытания-1 Winds Scrub Orion» . Авиационная неделя, 4 декабря 2014 г.
- ^ «Первые этапы реализации недавно запущенного НАСА солнечного зонда Паркер» . spaceflightnow.com . Проверено 22 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница ракеты-носителя Delta IV на сайте United Launch Alliance
- Страница Boeing Delta IV Rocket
- Информация о Дельте IV на странице Gunter's Space.
- Пресс-кит Boeing для запуска Heavy Demo, 2005 г.
- Сравнение Delta IV Heavy со космическим шаттлом
- Первое видео запуска Vandenberg Delta IV Heavy через EducatedEarth.
- Бейтс, Джейсон. Boeing Delta IV Heavy готовится к съемке крупным планом , Space News, 6 декабря 2004 г.
- Космическая страница Rocketdyne
- Страница Дельта IV на Astronautix.com