Арес я
Функция | -носитель, рассчитанная на человека Орбитальная ракета |
---|---|
Производитель | Alliant Techsystems (Этап I) Боинг (Этап II) |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость проекта | не менее 6 миллиардов долларов США [1] |
Размер | |
Высота | 94 метра (308 футов) |
Диаметр | 5,5 метров (18 футов) |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 25 400 кг (56 000 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Вслед за «Либерти» дополнил бы грузовой « Арес V». |
История запуска | |
Статус | Отменено с октября 2010 г. |
Запуск сайтов | стартовал бы из Космического центра Кеннеди LC -39B. |
Всего запусков | 1 (прототип) |
Первый полет | Октябрь 2009 г. (Прототип) |
Первый этап | |
Питаться от | 1 сплошной |
Максимальная тяга | 15 000 кН (3 400 000 фунтов силы ) |
Время горения | ≈150 секунд |
Порох | Твердый |
Второй этап | |
Питаться от | 1 Д-2Х |
Максимальная тяга | 1308 кН (294000 фунтов силы ) |
Время горения | ≈800 секунд |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Ares I экипажа — ракета-носитель для , которая разрабатывалась НАСА в рамках программы Constellation . [2] Имя «Арес» относится к греческому божеству Аресу , которое отождествляется с римским богом Марсом . [3] Первоначально Ares I был известен как «Экипажная ракета-носитель» (CLV). [4]
НАСА планировало использовать «Арес I» для запуска «Ориона» , космического корабля , предназначенного для пилотируемых космических полетов НАСА после вывода из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в 2011 году. «Арес I» должен был дополнить более крупный беспилотный «Арес V» , который был грузовой ракетой-носителем для «Созвездия». НАСА выбрало проекты Ares из-за их ожидаемой общей безопасности, надежности и экономической эффективности. [5] Однако программа «Созвездие», включая «Арес I», была отменена президентом США Бараком Обамой в октябре 2010 года после принятия им в 2010 году законопроекта о разрешении НАСА. В сентябре 2011 года НАСА подробно описало систему космического запуска как новое средство исследования человеком за пределами орбиты Земли. [6]
Развитие [ править ]
транспортной Расширенные системы исследования
В 1995 году компания Lockheed Martin подготовила отчет об исследованиях перспективных транспортных систем (ATSS) для Центра космических полетов имени Маршалла . В разделе отчета ATSS описываются несколько возможных транспортных средств, очень похожих на конструкцию Ares I, со вторыми ступенями жидкостной ракеты, расположенными над сегментированного твердотопливного ракетного ускорителя (SRB). первыми ступенями [7] Рассматриваемые варианты включали как J-2S двигатели , так и главные двигатели космического корабля шаттла (SSME) для второй ступени. Варианты также предполагали использование усовершенствованного твердотопливного ракетного двигателя (ASRM) в качестве первой ступени, но ASRM был отменен в 1993 году из-за значительного перерасхода средств.
систем Исследование исследовательских архитектуры
Президент Джордж Буш объявил о концепции исследования космоса в январе 2004 года, а НАСА под руководством Шона О'Кифа запросило планы по созданию корабля для исследования космоса у нескольких претендентов с планом наличия двух конкурирующих команд. Эти планы были отвергнуты новым администратором Майклом Гриффином , и 29 апреля 2005 года НАСА организовало исследование архитектуры исследовательских систем для достижения конкретных целей: [8]
- определить «требования и конфигурации верхнего уровня для систем запуска экипажа и груза для поддержки программ исследования Луны и Марса»
- оценить «требования и планы CEV, позволяющие CEV обеспечить транспортировку экипажа на МКС»
- «Разработать эталонную концепцию архитектуры исследования Луны для поддержки устойчивых операций по исследованию Луны человеком и роботами»
- «определить ключевые технологии, необходимые для включения и значительного улучшения этих эталонных исследовательских систем»
Архитектура запуска на основе «Шаттла» была выбрана НАСА для «Ареса I». Первоначально пилотируемый корабль должен был использовать четырехсегментный твердотопливный ракетный ускоритель (SRB) для первой ступени и упрощенный главный двигатель космического корабля «Шаттл» (SSME) для второй этап. В беспилотном варианте предполагалось использовать пятисегментный ускоритель с той же второй ступенью. [9] Вскоре после того, как первоначальный проект был одобрен, дополнительные испытания показали, что космический корабль «Орион» будет слишком тяжелым, чтобы его мог поднять четырехсекционный ускоритель. [10] а в январе 2006 года НАСА объявило, что немного уменьшит размер космического корабля «Орион», добавит пятый сегмент к первой ступени твердотопливной ракеты и заменит одиночный SSME двигателем J-2X , созданным на базе «Аполлона» . [11] Хотя переход от четырехсегментной первой ступени к пятисегментной версии позволил НАСА создать практически идентичные двигатели, основной причиной перехода на пятисегментный ускоритель был переход на J-2X. [12]
Исследование архитектуры исследовательских систем пришло к выводу, что стоимость и безопасность Ares превосходят стоимость любой из усовершенствованных одноразовых ракет-носителей (EELV). [8] потребуются новые стартовые площадки Смета затрат в исследовании была основана на предположении, что для EELV, рассчитанных на человека, . [8] Помещения для существующих EELV (LC-37 для Delta IV, LC-41 для Atlas V) имеются и могут быть модифицированы, но это, возможно, не самое экономически эффективное решение, поскольку LC-37 находится в собственности и эксплуатации подрядчика. (COGO) и модификации для Delta IV H были признаны аналогичными тем, которые необходимы для Ares I. [13] Оценки безопасности запуска «Ареса» ESAS были основаны на космическом корабле «Шаттл», несмотря на различия, и включали только запуски после модернизации космического корабля «Челленджер». [14] По оценкам, каждый запуск «Шаттла» засчитывался как два безопасных запуска ракеты-носителя «Арес». Безопасность Атласа V и Дельты IV оценивалась по частоте отказов всех запусков Дельта II , Атлас-Кентавр и Титан с 1992 года, хотя они не являются схожими конструкциями. [ нужна ссылка ]
в Constellation Роль программе
Арес I был компонентом запуска экипажа программы «Созвездие». Первоначально названное «Экипажной ракетой-носителем» или CLV, имя Арес было выбрано в честь греческого божества Ареса . [4] В отличие от космического корабля «Шаттл», где экипаж и груз запускались одновременно на одной и той же ракете, в планах проекта «Созвездие» предусматривалось наличие двух отдельных ракет-носителей — «Арес I» и «Арес V» — для экипажа и груза соответственно. Наличие двух отдельных ракет-носителей позволяет создавать более специализированные конструкции ракет-носителей для экипажа и тяжелых грузов. [15]
Ракета Ares I была специально разработана для запуска многоцелевого пилотируемого корабля «Орион» . «Орион» был задуман как капсула экипажа, похожая по конструкции на капсулу программы «Аполлон» , для перевозки астронавтов на Международную космическую станцию , Луну и, в конечном итоге, на Марс . Арес I мог бы также доставить на орбиту некоторые (ограниченные) ресурсы , включая поставки для Международной космической станции или последующую доставку на запланированную лунную базу . [5]
Выбор подрядчика [ править ]
НАСА выбрало Alliant Techsystems, производителя твердотопливных ракетных ускорителей космического корабля "Шаттл" , в качестве генерального подрядчика первой ступени "Ареса I". [16] [17] НАСА объявило, что Rocketdyne станет основным субподрядчиком ракетного двигателя J-2X . 16 июля 2007 года [18] НАСА выбрало компанию Boeing для поставки и установки авионики для ракеты Ares I 12 декабря 2007 года. [19]
28 августа 2007 года НАСА заключило контракт на производство верхней ступени Ares I с компанией Boeing. Верхняя ступень «Ареса I» должна была быть построена на аэрокосмическом заводе Мишуда , который использовался для внешнего бака космического корабля «Шаттл» и первой ступени S-IC «Сатурна V» . [20] [21]
Двигатели J-2X [ править ]
Приблизительно 20–25 миллионов долларов США за двигатель разработанный и произведенный Rocketdyne J-2X стоил бы вдвое меньше, чем более сложный двигатель RS-25 (около 55 миллионов долларов). [22] В отличие от главного двигателя космического шаттла, который был спроектирован для запуска на земле, J-2X с самого начала проектировался для запуска как в воздухе, так и в почти вакууме. Эта возможность запуска с воздуха имела решающее значение, особенно в оригинальном двигателе J-2, который использовался на ступени S-IVB корабля «Сатурн V» , чтобы доставить космический корабль «Аполлон» на Луну. С другой стороны, главный двигатель космического корабля шаттла потребовал бы значительных модификаций, чтобы добавить возможность запуска с воздуха. [23] [12]
Обзор системных требований [ править ]
4 января 2007 года НАСА объявило, что «Арес I» завершил проверку системных требований, первую такую проверку, завершенную для любого проекта космического корабля с экипажем со времен «Спейс Шаттл». [24] Этот обзор стал первой важной вехой в процессе проектирования и был призван гарантировать, что система запуска Ares I соответствует всем требованиям, необходимым для программы Constellation. Помимо публикации обзора, НАСА также сообщило о том, что произведена модернизация аппаратной части танка. Вместо отдельных баков LH 2 и LO 2 , разделенных «межбаком», как у внешнего бака космического корабля «Шаттл» , новые баки LH 2 и LOX должны были быть разделены общей переборкой, подобной той, которая использовалась на Saturn V S-II. и стадии S-IVB. Это обеспечило бы значительную экономию массы и избавило бы от необходимости проектировать межступенчатый блок второй ступени, которому пришлось бы нести на себе вес космического корабля «Орион». [17]
и тестирование Анализ
В январе 2008 года NASA Watch первой ступени сообщило, что твердотопливная ракета «Ареса I» могла создавать сильные вибрации в течение первых нескольких минут подъёма. Вибрации могли быть вызваны колебаниями тяги внутри первой ступени. [25] Представители НАСА выявили потенциальную проблему во время обзора конструкции системы Ares I в конце октября 2007 года, заявив в пресс-релизе, что хотят решить ее к марту 2008 года. [26] НАСА признало, что эта проблема очень серьезная, присвоив ей четыре балла из пяти по шкале риска, но агентство было очень уверено в ее решении. [25] Подход к смягчению последствий, разработанный командой инженеров Ares, включал активное и пассивное гашение вибраций, добавление активного поглотителя с настроенной массой и пассивной «структуры соответствия» — по сути, подпружиненного кольца, которое расстроило бы стек Ares I. [27] НАСА также отметило, что, поскольку это была бы новая система запуска, такая как системы «Аполлон» или «Спейс шаттл», возникновение таких проблем на этапе разработки было нормальным явлением. [28] По данным НАСА, анализ данных и телеметрии полета «Ареса IX» показал, что вибрации от колебаний тяги находились в пределах нормы для полета космического корабля «Шаттл». [29]
Исследование, опубликованное в июле 2009 года 45-м космическим крылом ВВС США, пришло к выводу, что прерывание через 30–60 секунд после запуска будет иметь ≈100% вероятность гибели всего экипажа из-за того, что капсула будет поглощена до тех пор, пока облако не столкнется с землей. осколков твердого топлива температурой 4000 ° F (2200 ° C), которые расплавят нейлоновый материал парашюта капсулы. Исследование НАСА показало, что капсула экипажа улетела бы за пределы более серьезной опасности. [30] [31]
Воспламенитель «Арес I» представлял собой усовершенствованную версию проверенного в полетах воспламенителя, используемого в твердотопливных ракетных ускорителях космического корабля «Шаттл». Он имел диаметр примерно 18 дюймов (46 см) и длину 36 дюймов (91 см), в нем использовались усовершенствованные изоляционные материалы с улучшенными тепловыми свойствами для защиты корпуса воспламенителя от горящего твердого топлива. [32] НАСА успешно завершило испытательный запуск воспламенителя двигателей Ares I 10 марта 2009 года на ATK Launch Systems испытательном полигоне недалеко от Промонтори, штат Юта . В результате испытания воспламенителя возникло пламя длиной 200 футов (61 метр), и предварительные данные показали, что воспламенитель сработал, как и планировалось. [32]
Разработка двигательных элементов Ares I продолжала идти быстрыми темпами. 10 сентября 2009 года первый двигатель разработки Ares I (DM-1) был успешно испытан в полномасштабных полноценных испытательных стрельбах. [33] За этим испытанием последовали еще два опытно-конструкторских испытания двигателя: DM-2 31 августа 2010 г. и DM-3 8 сентября 2011 г. Для DM-2 двигатель охлаждался до внутренней температуры 40 градусов по Фаренгейту (4 градуса по Цельсию). ), а у ДМ-3 он нагревался выше 90 градусов по Фаренгейту (32 градуса Цельсия). Помимо других целей, эти два теста подтвердили эффективность двигателя Ares при экстремальных температурах. [34] [35] В ноябре 2011 года НАСА провело успешные 500-секундные испытательные запуски ракетного двигателя J-2X в Космическом центре Джона К. Стенниса. [36]
Прототип Ares I, Ares IX , успешно завершил испытательный запуск 28 октября 2009 года. [37] [38] [39] Стартовая площадка 39B была повреждена больше, чем при запуске космического корабля "Шаттл". Во время спуска один из трех парашютов первой ступени Ares IX не раскрылся, а другой раскрылся лишь частично, в результате чего ускоритель приводнился сильнее и получил структурные повреждения. [40] Запуск позволил достичь всех основных целей испытаний. [40] [41]
Расписание и стоимость [ править ]
НАСА завершило обзор системных требований Ares I в январе 2007 года. [24] Разработка проекта должна была продолжаться до конца 2009 года, а разработка и квалификационные испытания должны были проводиться одновременно до 2012 года. По состоянию на июль 2009 года [update]Производство летных изделий должно было начаться ближе к концу 2009 года, а первый запуск должен был состояться в июне 2011 года. [42] С 2006 года первый запуск человека планировался не позднее 2014 года. [43] то есть через четыре года после запланированного вывода из эксплуатации космического корабля "Шаттл".
Задержки в графике разработки Ares I из-за бюджетного давления и непредвиденных инженерно-технических трудностей увеличили бы разрыв между окончанием программы Space Shuttle и первым эксплуатационным полетом Ares I. [44] Поскольку программе «Созвездие» так и не было выделено первоначально запланированное финансирование, [45] Общая сметная стоимость разработки Ares I до 2015 года выросла с 28 миллиардов долларов в 2006 году до более чем 40 миллиардов долларов в 2009 году. [46] Стоимость проекта Ares IX составила 445 миллионов долларов. [47]
Первые испытательные полеты, первоначально запланированные на 2011 год, независимый анализ, проведенный Комиссией Августина, в конце 2009 года показал, что из-за технических и финансовых проблем «Арес I» вряд ли сможет провести свой первый запуск с экипажем до 2017–2019 годов в соответствии с текущим бюджетом или позже. 2016 год с неограниченным бюджетом. [48] Комиссия Августина также заявила, что текущие расходы «Ареса I» и «Ориона» составят почти 1 миллиард долларов за полет. [49] Однако более поздний финансовый анализ, проведенный в марте 2010 года, показал, что эксплуатация одного полета Ares I стоила бы 1 миллиард долларов или больше, если бы Ares I летал только один раз в год. Если бы система Ares I запускалась несколько раз в год, предельные затраты могли бы снизиться до 138 миллионов долларов на запуск. [1] В марте 2010 года администратор НАСА Чарли Болден заявил Конгрессу, что «Арес I» будет стоить 4–4,5 миллиарда долларов в год и 1,6 миллиарда долларов за полет. [50] Предполагалось, что предельные затраты «Ареса I» составят лишь часть предельных затрат «Шаттла», даже если бы он совершал полеты несколько раз в год. Для сравнения, стоимость запуска трех космонавтов на пилотируемом российском корабле «Союз» составляет 153 миллиона долларов. [51] Представитель Роберт Адерхольт заявил в марте 2010 года, что он получил письмо от НАСА, в котором утверждалось, что три раза в год запуск ракеты «Арес I» обойдется в 1,1 миллиарда долларов. [52]
8 февраля 2011 года сообщалось, что Alliant Techsystems и Astrium предложили использовать первую ступень Ares I со второй ступенью от Ariane 5 для формирования новой ракеты под названием Liberty . [53]
Отмена [ править ]
1 февраля 2010 года президент Барак Обама объявил о предложении отменить программу Constellation, вступающую в силу с бюджетом США на 2011 финансовый год. [54] но позже объявил об изменениях в предложении в своей важной речи по космической политике в Космическом центре Кеннеди 15 апреля 2010 года. В октябре 2010 года был подписан закон о разрешении НАСА на 2010 год, который отменил Constellation. [55] Предыдущее законодательство сохраняло силу контрактов Constellation до принятия нового закона о финансировании на 2011 год. [56] [57]
Дизайн [ править ]
I имел грузоподъемность в классе 25 тонн (28 коротких тонн; 25 длинных тонн) и был сопоставим с такими транспортными средствами, как Delta IV и Atlas V. Ares [5] Исследовательская группа НАСА, которая выбрала то, что впоследствии стало Ares I, оценила этот аппарат почти в два раза безопаснее, чем конструкции, созданные на основе Atlas или Delta IV. [58]
Первый этап [ править ]
Первая ступень должна была представлять собой более мощную и многоразовую твердотопливную ракету, созданную на основе твердотопливного ракетного ускорителя (SRB) космического корабля "Шаттл". По сравнению с Solid Rocket Booster, у которого было четыре сегмента, наиболее заметным отличием было добавление пятого сегмента. Этот пятый сегмент позволил бы «Аресу I» развивать большую тягу. [5] [59] Другими изменениями, внесенными в твердотопливный ракетный ускоритель, должно было стать удаление точек крепления внешнего бака (ET) космического шаттла и замена носового обтекателя твердотопливного ракетного ускорителя новым передним адаптером, который должен был соединяться со второй ступенью, работающей на жидком топливе. . Адаптер должен был быть оснащен твердотопливными разделительными двигателями для облегчения отключения ступеней при подъеме. [5] Конструкция зерна также была изменена, а также изоляция и футеровка. К моменту наземных испытаний первого этапа Ares I изменились корпус, конструкция зерен, количество сегментов, изоляция, гильза, диаметр горловины, системы тепловой защиты и сопло. [60]
Верхняя ступень [ править ]
Верхняя ступень, созданная на основе внешнего бака (ET) шаттла и основанная на ступени S-IVB корабля «Сатурн-5», должна была приводиться в движение одним ракетным двигателем J-2X, работающим на жидком водороде (LH 2 ) и жидком кислороде ( ЛОКС). [61] J-2X был создан на основе оригинального двигателя J-2, использовавшегося во время программы «Аполлон», но с большей тягой (≈294 000 фунтов силы или 1,31 МН) и меньшим количеством деталей, чем исходный двигатель. 16 июля 2007 года НАСА заключило с Rocketdyne эксклюзивный контракт на поставку двигателей J-2X для использования в наземных и летных испытаниях. [62] Rocketdyne была генеральным подрядчиком оригинальных двигателей J-2, использовавшихся в программе «Аполлон».
Хотя его двигатель J-2X был создан на основе устоявшейся конструкции, сама верхняя ступень должна была быть совершенно новой. Первоначально основанная как на внутренней, так и на внешней конструкции ET, первоначальная конструкция предусматривала отдельные баки для топлива и окислителя, соединенные «межбаковой» конструкцией и покрытые напыляемой изоляцией из пенопласта, чтобы свести вентиляцию к минимуму. . Единственным новым оборудованием на исходной второй ступени, созданной на основе ET, должен был быть узел тяги для двигателя J-2X, новые заправочные/сливные/вентиляционные разъединители для топлива и окислителя, а также монтажные интерфейсы для твердотопливной первой ступени и Космический корабль Орион.
Используя концепцию, восходящую к программе «Аполлон», «межбаковая» конструкция была удалена для уменьшения массы, а на ее месте была установлена общая переборка, аналогичная той, которая использовалась на ступенях S-II и S-IVB корабля «Сатурн-5». должен был использоваться между танками. Экономия от этих изменений была использована для увеличения емкости пороха, которая составила 297 900 фунтов (135 100 кг). [63]
См. также [ править ]
- Ares IV , предлагаемый тяжелый вариант вместе взятых Ares I и V.
- DIRECT , пусковая установка на базе шаттла, предложенная в качестве альтернативы Ares I и Ares V.
- Liberty (ракета) , предлагаемая ракета средней подъемной силы, такая как Ares I, SDLV, использующая первую ступень на основе SRB.
- Omega , предложенная ATK новая ракета на основе первой и второй ступеней SDLV SRB и Aerojet Rocketdyne RL10. третьей ступени
- Список миссий Созвездия
- Шаблон (космический полет)
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сколько бы мне стоил Арес?» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- ^ Боэн, Брук (24 июля 2009 г.). «Ракеты-носители НАСА – Арес» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «НАСА выбирает названия для будущих ракет-носителей» . Новый учёный . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Данбар, Брайан; Уилсон, Джим (23 ноября 2007 г.). «Строительство нового космического корабля НАСА: рабочие задания по созвездию» . НАСА . Проверено 15 августа 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «НАСА – Пилотируемая ракета-носитель «Арес I»» . НАСА . 29 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 13 мая 2009 г.
- ^ Боэн, Брук (6 июня 2013 г.). «НАСА объявляет о разработке новой системы исследования дальнего космоса» . НАСА .
- ^ «Заключительный отчет о разработке тяжелой ракеты-носителя Технической области 2» (PDF) . Локхид Мартин . НАСА . Июль 1995 г., стр. 3–17, 3–18 . Проверено 7 августа 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Махони, Эрин (31 декабря 2008 г.). «Исследование архитектуры геологоразведочных систем – итоговый отчет» . НАСА . Архивировано из оригинала 31 августа 2009 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «НАСА планирует построить две новые ракеты-носители на базе шаттлов» . Spaceref.com. 5 июля 2005 года . Проверено 5 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бергин, Крис (22 июля 2006 г.). «НАСА вносит серьезные изменения в конструкцию CEV» . NASAspaceflight.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2008 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Данбар, Брайан (9 мая 2008 г.). «НАСА успешно завершило первую серию испытаний двигателя Ares» . НАСА . Проверено 5 августа 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Двигатель J–2X» (PDF) . Центр космических полетов Маршалла . 18 ноября 2008 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Исследование Delta IV Heavy с рейтингом человека – влияние архитектуры созвездия (PDF) , Aerospace Corporation, 1 июня 2009 г. , получено 1 февраля 2012 г.
- ^ «Доклад президенту: действия по реализации рекомендаций президентской комиссии по катастрофе космического корабля «Челленджер»» (PDF) . НАСА. 14 июля 1986 года.
- ^ Коннолли, Джон Ф. (октябрь 2006 г.). «Обзор программы Constellation» (PDF) . Офис программы «Созвездие» . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Бергин, Крис (7 декабря 2005 г.). «АТК выиграла контракт CLV» . NASAspaceflight.com . Проверено 5 августа 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Первая ступень НАСА «Арес I», обеспечивающая запуск ракеты «Арес I» (PDF) . Центр космических полетов Маршалла . 29 апреля 2009 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «НАСА заключает контракт на двигатель верхней ступени для ракет Ares» (пресс-релиз). НАСА . 16 июля 2007 года . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ «НАСА выбирает главного подрядчика для авионики ракеты Арес I» (пресс-релиз). НАСА . 12 декабря 2007 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Уодсворт, Гарри. «История – История Мишуда» . Локхид Мартин . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 года . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ «История Boeing - Лунная ракета Сатурн V» . Боинг. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.
- ^ «Исследование НАСА показало, что самолет Delta IV с человеческим рейтингом дешевле» . Авиационная неделя . 15 июня 2009 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Резюме архитектуры ESAS 2005» (PDF) . НСС.орг . Январь 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 апреля 2017 г. . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «НАСА завершает этап проверки корабля Ares I» (пресс-релиз). НАСА . 4 января 2007 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карро, Марк (19 января 2008 г.). «Серьезная проблема с вибрацией мешает конструкции лунных ракет» . Хьюстонские хроники . Проверено 5 августа 2009 г. – примечание: статья, похоже, еще не доступна в Интернете (19 февраля 2010 г.)
- ^ Коуинг, Кейт (17 января 2008 г.). «Дирекция исследовательских систем НАСА отвечает на вопросы об Аресе-1 и Орионе» . Часы НАСА . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Подход к смягчению колебаний тяги . НАСА
- ^ Боренштейн, Сет (18 января 2008 г.). «Следующая ракета НАСА может слишком сильно трястись» . Space.com . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Видео приводнения первой ступени Ареса IX от НАСА через Space.com, 10 ноября 2009 г.
- ^ «45-е исследование космического крыла ВВС США: капсульная среда со 100% братоубийством (последствия для корабля НАСА «Арес-1» и его экипажа)» . 45-е космическое крыло. 16 июля 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.
- ^ Мэтью, Марк К. (17 июля 2009 г.). «Отчет: Никакая система спасения не сможет спасти астронавтов, если ракета «Арес I» взорвется в первую минуту» . Орландо Сентинел . Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.
Подзаголовок: Отчет о том, что экипаж будет обречен, является еще одним ударом по проблемной программе НАСА «Созвездие» по возвращению США на Луну, а затем на Марс.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боэн, Брук (12 марта 2009 г.). «Испытания НАСА Ares Iginiter» . НАСА . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «НАСА и АТК успешно испытали двигатель первой ступени Ares» . http://www.nasa.gov/mission_pages/constellation/ares/dm1_success.html . Проверено 21 октября 2011 г.
- ^ «НАСА и АТК успешно испытали пятисегментный твердотопливный ракетный двигатель» . http://www.nasa.gov/mission_pages/constellation/ares/10-202.html . Проверено 21 октября 2011 г.
- ^ «НАСА успешно испытывает пятисегментный твердотопливный ракетный двигатель» . http://www.nasa.gov/exploration/features/dm3.html . Проверено 21 октября 2011 г.
- ^ Новый двигатель верхней ступени НАСА прошел капитальное испытание , НАСА, 9 ноября 2011 г. , получено 1 февраля 2012 г.
- ^ «Страница НАСА Ares IX (прототип летных испытаний)» . НАСА . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ «Программа Constellation: летно-испытательный аппарат Ares IX» (PDF) . НАСА . Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2009 г. Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Карлгаард, Кристофер Д.; Бек, Роджер Э.; Дерри, Стивен Д.; Брэндон, Джей М.; Старр, Бретт Р.; Тартабини, Пол В.; Олдс, Аарон Д. (nd). «Наилучшая расчетная траектория Ареса IX и сравнение с предполетными прогнозами» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики . Исследовательский центр НАСА в Лэнгли . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бергин, Крис (31 октября 2009 г.). «Площадка 39B получила существенные повреждения в результате запуска Ares IX – обновление парашюта» . Космический полет НАСА. Архивировано из оригинала 3 ноября 2009 года . Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ Стефан Р. Дэвис (nd). «Эксплуатационные уроки, извлеченные из летных испытаний Ares IX» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики . Проверено 1 февраля 2012 г.
- ^ Боэн, Брук (9 июля 2009 г.). «Страница НАСА Ares IX (прототип летных испытаний)» . НАСА . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ Коннолли, Джон (октябрь 2006 г.). «Обзор программы Constellation» (PDF) . НАСА . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Проблемы проектирования первой ступени ракеты НАСА «Арес-1»» . Spaceref.com . 16 ноября 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бюджетные последствия текущих планов НАСА по исследованию космоса , Бюджетное управление Конгресса, апрель 2009 г. , получено 1 февраля 2012 г.
- ^ «Обама планирует заказать полную проверку планов НАСА «Арес-1» и «Орион» . Орландо Сентинел . 6 мая 2009 г.
- ^ Харвуд, Уильям (20 октября 2009 г.). «Ракета Ares IX доставлена на стартовую площадку для критического испытательного полета | Космический выстрел — новости CNET» . News.cnet.com . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Разрыв в космических полетах США больше, чем предполагалось» . Авиационная неделя . 28 июля 2009 г.
- ^ Обзор Комитета США по планам пилотируемых космических полетов - Заключительный отчет (PDF) , 2009 г., заархивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2009 г. , получено 12 декабря 2009 г.
- ^ «Сколько бы мне стоил Арес?» .
- ^ «Россия может поднять цену на сиденья в Союзе» . Universetoday.com, 10 февраля 2010 г.
- ^ «Неудобная правда об Аресе и затратах на коммерческий запуск - AmericaSpace» . www.americaspace.com . 25 марта 2010 г.
- ^ «Списанная ракета НАСА может быть возрождена для коммерческих запусков» . space.com . 8 февраля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ НАСА.gov
- ^ «Президент Обама подписывает закон о новом видении космических исследований США» . Space.com, 11 октября 2010 г.
- ^ «Созвездие мертво, но кусочки живут». Архивировано 11 ноября 2011 года в Wayback Machine . Неделя авиации , 26 октября 2010 г.
- ^ «НАСА застряло в подвешенном состоянии, когда к власти приходит новый Конгресс» . Space.com, 7 января 2011 г.
- ^ «Часть 6 итогового отчета по исследованию архитектуры исследовательских систем» (PDF) . НАСА . 10 января 2006 года . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «НАСА оценит невозвратную первую ступень ракеты-носителя Ares I» . Spaceref.com . 4 декабря 2006 г.
- ^ «НАСА и АТК успешно испытали двигатель первой ступени Ares» . НАСА. 10 сентября 2009 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Программа Constellation: Американский флот ракет-носителей следующего поколения, ракета-носитель с экипажем Ares l» (PDF) . НАСА . Ноябрь 2008 года . Проверено 10 января 2009 г.
- ^ «НАСА заключает контракт на двигатель верхней ступени для ракет Ares» . НАСА . 16 июля 2007 г.
- ^ «Смена разгонного блока Ares I – получает дополнительную мощность» . NASAspaceflight.com . 6 февраля 2007 года . Проверено 7 августа 2009 г.