Кисты К-1
Функция | Орбитальная ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Кистлер Аэроспейс |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 36,9 м (121 фут) |
Диаметр | 6,7 м (21,9 футов) |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту | |
Высота | 200 км (120 миль) |
Наклонение орбиты | 45° |
Масса | 4500 кг (9900 фунтов) [1] |
Полезная нагрузка на Международную космическую станцию | |
Масса | 3200 кг (7100 фунтов) [2] |
Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту | |
Высота | 900 км (560 миль) |
Наклонение орбиты | 60° |
Масса | 1570 кг (3460 фунтов) [2] |
Связанные ракеты | |
Сопоставимый | |
Первый этап – Платформа помощи при запуске | |
Высота | 18,4 м (60 футов) [1] |
Диаметр | 6,7 м (22 фута) [1] |
Пустая масса | 20 500 кг (45 200 фунтов) [1] [примечание 1] |
Полная масса | 250 000 кг (550 000 фунтов) [1] [примечание 1] |
Питаться от | 3 х НК-33 |
Максимальная тяга | 4530 кН (1020000 фунтов силы) на уровне моря [1] |
Удельный импульс | 297 секунд на уровне моря |
Время горения | 168 секунд (плюс дополнительные 35 секунд на ускоренное сжигание) [1] |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Второй этап | |
Высота | 18,6 м (61 фут) [1] |
Диаметр | 4,27 м (14,0 футов) [1] |
Пустая масса | 13 100 кг (28 900 фунтов) [1] [примечание 2] |
Полная масса | 131000 кг (289000 фунтов) [1] [примечание 2] |
Питаться от | 1 х НК-34 |
Максимальная тяга | 1769 кН (398 000 фунтов силы) вакуум |
Удельный импульс | 348 секунд вакуума |
Время горения | 233 секунды [1] |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Kistler K-1 представлял собой двухступенчатую полностью многоразовую ракету-носитель, созданную Kistler Aerospace . Он должен был выполнять широкий спектр миссий, включая доставку полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО), доставку полезной нагрузки на высокоэнергетические орбиты с активным диспенсером К-1, демонстрационные полеты технологий, миссии в условиях микрогравитации, а также пополнение запасов коммерческих грузов, восстановление, и услуги по перезагрузке Международной космической станции (МКС).
В 2004 году компания выиграла контракт НАСА на выполнение миссий по снабжению МКС. В то время Кистлер утверждал, что проектирование К-1 завершено на 75%, а контракт НАСА на сумму 227 миллионов долларов будет использован для завершения разработки и первых полетов. SpaceX выразила протест, заявив, что присутствие известных бывших инженеров НАСА повлияло на решение в пользу Кистлера. Счетная палата правительства (GAO) встала на сторону SpaceX, и НАСА приостановило действие контракта в пользу нового процесса — программы коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS).
Не имея финансирования для завершения разработки, в 2006 году Kistler был куплен компанией Rocketplane Limited, Inc , которая ранее занималась разработкой конкурирующей концепции. И SpaceX, и новый ракетоплан Kistler выиграли контракты COTS в августе 2006 года, но, не сумев выполнить несколько финансовых задач, НАСА объявило в октябре 2007 года о прекращении финансирования проекта. [3] В 2010 году компания объявила о банкротстве.
Дизайн
[ редактировать ]Первый этап
[ редактировать ]Первый этап получил название Launch Assist Platform (LAP). Предполагалось использовать три двигателя AJ26 , предоставленные Aerojet , по линейной схеме. [1] [2] Они были построены как двигатели НК-33 в Советском Союзе; в 1990-х годах Aerojet закупила 43 из них и переоборудовала их американской электроникой. [4]
После разделения ступеней первая ступень будет выполнять обратный запуск (аналогично тому, как это было у более позднего SpaceX Falcon 9 ), чтобы стереть ее горизонтальную скорость. [5] Как только ступень пройдет большую часть пути к стартовой площадке, она выпустит шесть парашютов, чтобы еще больше снизить скорость. [1] За несколько мгновений до удара подушки безопасности надулись, что привело к мягкой посадке сцены, после которой ее можно было поднять и повторно использовать до 100 раз. [1]
Второй этап
[ редактировать ]Вторая ступень получила название «Орбитальный корабль». Предполагалось использовать один вакуумно-оптимизированный AJ26, также производства Aerojet. Ко второй ступени мог быть прикреплен один из двух модулей полезной нагрузки (стандартный и расширенный); поскольку не было обтекателя полезной нагрузки, оба они имели неглубокий купол спереди по аэродинамическим и термическим причинам. [1]
После доставки полезной нагрузки на целевую орбиту вторая ступень будет ждать на орбите, пока не окажется над целевой площадкой приземления, после чего она запустит двигатели управления реакцией для схода с орбиты. [6] Транспортное средство вернется носом вперед, защищенное системой тепловой защиты на конце модуля полезной нагрузки. [1] С этого момента второй этап будет следовать тому же профилю восстановления, что и первый этап, с раскрытием парашютов и мягким воздействием с помощью подушек безопасности. [5]
Ход работ по проектированию и строительству
[ редактировать ]Проектные работы над К-1 начались в 1994 году и были завершены достаточно для субподряда к 1996 году. [ нужна ссылка ] Первоначально планировалось, что автомобиль будет введен в эксплуатацию к 2000 году, но из-за задержек первая машина была готова только на 75% в августе 2004 года. [7]
Основные партнеры/субподрядчики включали: [1]
- Lockheed Martin: сборка танков и автомобилей
- GenCorp Aerojet: двигательные установки
- Northrop Grumman: конструкция автомобиля
- Лаборатория Дрейпера: Наведение: система навигации и управления и управления полетами
- AlliedSignal Aerospace: система управления транспортными средствами
- Irvin Aerospace: система приземления (парашюты и, возможно, подушки безопасности)
- Океанские тепловые системы: система термозащиты
- Рейнольдс, Смит и Хиллс/Лейтон Контракторс: стартовый комплекс
Отмена
[ редактировать ]В октябре 2007 года компания Rocketplane Kistler, строившая К-1, потеряла контракт с НАСА на программу COTS из-за невыполнения целевых показателей финансирования. [3] Впоследствии у Кистлера возникли финансовые проблемы, которые потребовали массовых увольнений сотрудников. [8] В 2010 году компания подала заявление о банкротстве согласно Главе 7, и, хотя она была преобразована в Kistler Space Systems, с конца декабря 2010 года не поступало сообщений о каком-либо прогрессе в разработке корабля К-1 (или, если уж на то пошло, любого предприятия Kistler). [9]
См. также
[ редактировать ]- Услуги коммерческой орбитальной транспортировки
- Список частных космических компаний # Транспортные средства для экипажа и грузов
- Список проектов систем космического запуска
- Рокетплан Лимитед, Инк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Описание Kistler K-1 на сайте Astronautix. Архивировано 24 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с ДОСТУП В КОСМОС ДЛЯ РАЗВЕДОЧНЫХ МИССИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОРАЗОВЫХ СРЕДСТВ-НОСОВ
- ^ Jump up to: а б Бергер, Брайан (07 сентября 2007 г.). «НАСА уведомило о прекращении деятельности ракетного самолета Кистлер» . Space.com.
- ^ «Космическое движение | Разработка американского двигателя Kerolox с замкнутым контуром, застрявшего на 2-й передаче» . Космические новости . 13 июля 2013 г. Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Марк, Хеллман, Барри (18 января 2006 г.). Сравнение вариантов возврата на стартовую площадку многоразовой ракетной ступени . Технологический институт Джорджии. OCLC 806493663 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Кистлер К-1 — многоразовая коммерческая ракета 1990-х годов — YouTube» . www.youtube.com . 23 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Статус программы Kistler K-1: первая машина завершена на 75%.
- ^ «Беды ракетоплана» NewSpace Journal . www.personalspaceflight.info . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ «Главная страница новостей и информации» . www.kistler.co . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Включает массу парашютов и подушек безопасности.
- ^ Jump up to: а б Включает массу отсека для полезной нагрузки, тепловой экран, парашюты и подушки безопасности.