Jump to content

НК-33

НК-33
Российский НК-33 был модифицирован и переименован в AJ26-58 компанией Aerojet . Этот AJ26-58 показан на испытательном стенде в Космическом центре Джона К. Стенниса .
Страна происхождения  Советский Союз
Дата 1970-е годы
Дизайнер ОКБ Кузнецова
Производитель JSC Kuznetsov (Mashinostroitel)
Приложение Двигатель 1/2 ступени
Связанный ЛВ
Предшественник НК-15 , НК-15В
Преемник АДЖ26-58, АДЖ26-59, АДЖ26-62
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / РП-1
Цикл Поэтапное сжигание
Насосы Турбонасос
Производительность
Тяга, вакуум 1680 кН (380 000 фунтов силы )
Тяга, на уровне моря 1510 кН (340 000 фунтов силы )
Диапазон дроссельной заслонки 50–105%
Соотношение тяги к весу 137
в камере Давление 14,83 МПа (2151 фунт на квадратный дюйм)
Удельный импульс , вакуум 331 с (3,25 км/с)
Удельный импульс , на уровне моря 297 с (2,91 км/с)
Размеры
Длина 3,7 м (12 футов)
Диаметр 2 м (6 футов 7 дюймов)
Сухая масса 1240 кг (2730 фунтов)
Ссылки
Ссылки [1]

НК -33 и НК-43 ракетные двигатели , спроектированные и построенные в конце 1960-х — начале 1970-х годов ОКБ Кузнецова . Обозначение НК образовано от инициалов главного конструктора Николая Кузнецова . НК-33 был одним из самых мощных ракетных двигателей LOX / RP-1 на момент его создания, с высоким удельным импульсом и малой конструкционной массой. Они предназначались для злополучной советской ракеты Н1Ф « Луна», которая представляла собой модернизированную версию Н1. Ракетный двигатель НК-33А сейчас используется на первой ступени ракеты-носителя «Союз-2-1в» . Когда запасы двигателей НК-33 исчерпаются, Россия поставит новый ракетный двигатель РД-193 . Раньше это были двигатели первой ступени ракеты Antares 100 , хотя эти двигатели переименованы в AJ-26, а в более новых сериях ракет Antares 200 и Antares 200+ в качестве двигателей первой ступени используется РД-181 , который представляет собой модифицированную модификацию. РД-191, но имеет некоторые общие свойства, например, одну камеру сгорания, в отличие от двух камер сгорания, используемых в РД-180 Атласа V, и четырех камер сгорания, используемых в РД -191. РД-170 семейств ракет «Энергия» и «Зенит», а также ракетные двигатели РД-107 , РД-108 , РД-117 и РД-118 , используемые на всех вариантах ракеты «Союз».

Упрощенная схема ракетного двигателя НК33.

Двигатели серии НК-33 представляют собой двигатели высокого давления с регенеративным охлаждением и обогащенным кислородом ступенчатым циклом сгорания двухкомпонентные ракетные . Турбонасосам требуется переохлажденный жидкий кислород (LOX) для охлаждения подшипников. [2] Соединенные Штаты не исследовали технологии сжигания, богатые кислородом, до проекта Integrated Powerhead Demonstrator в начале 2000-х годов. [3] Однако Советы усовершенствовали этот метод.

Проблема в том, что горячий кислород под высоким давлением должен течь по всему двигателю. Если бы поверхности, контактирующие с этим кислородом, были голыми металлами, они бы подверглись коррозии слишком быстро. Проблема была решена путем нанесения инертного эмалевого покрытия на все металлические поверхности, контактирующие с горячим кислородом. [4]

Двигатель НК-33 имеет одну из самых высоких показателей тяговооруженности среди всех ракетных двигателей, запускаемых с Земли; только двигатели НПО Энергомаш РД-253 , SpaceX Merlin 1D и SpaceX Raptor достигают более высокого передаточного числа. НК-43 аналогичен НК-33, но предназначен для разгонного блока, а не первой ступени. Он имеет более длинное сопло, оптимизированное для работы на высоте, где давление окружающего воздуха практически отсутствует. Это придает ему более высокую тягу и удельный импульс, но делает его длиннее и тяжелее. Его тяговооруженность составляет примерно 120:1. [5]

Предшественниками НК-33 и НК-43 являются более ранние двигатели НК-15 и НК-15В соответственно.

Технология обогащения кислородом сохранилась в двигателях РД-170/-171 , их РД-180 и недавно разработанных модификациях РД-191 , но эти двигатели не имеют прямой связи с НК-33, за исключением ступенчатого сгорания с высоким содержанием кислорода. технология цикла, топливо керосин/РП-1, а в случае РД-191 и его вариантов, таких как РД-193 и РД-181, однокамерная камера сгорания вместо нескольких камер в предыдущих российских ракетных двигателях.

Первоначально в пусковой установке Н-1 использовались двигатели НК-15 на первой ступени и высотная модификация (НК-15В) на второй ступени. После четырех неудачных запусков подряд и безуспешного проекта проект был отменен. В то время как другие аспекты машины модифицировались или перепроектировались, Кузнецов улучшил свой вклад в НК-33 и НК-43 соответственно. [6] Машина 2-го поколения должна была называться Н-1Ф. К этому моменту лунная гонка была уже давно проиграна, и советская космическая программа рассматривала «Энергию » как тяжелую ракету-носитель. Ни один Н-1Ф так и не достиг стартовой площадки. [7]

Когда программа Н-1 была закрыта, все работы по проекту было приказано уничтожить. Вместо этого бюрократ забрал двигатели стоимостью в миллионы долларов каждый и хранил их на складе. Слух о двигателях в конечном итоге распространился по США. Почти через 30 лет после их постройки на склад привели инженеров-ракетчиков. Позже один из двигателей был доставлен в США, и точные характеристики двигателя были продемонстрированы на испытательном стенде. [7]

Конструкция камеры сгорания

[ редактировать ]

Технология замкнутого цикла с высоким содержанием кислорода НК-33 работает за счет направления выхлопов вспомогательных двигателей в основную камеру сгорания. В этой конструкции полностью нагретый жидкий O 2 проходит через предварительную горелку в основную камеру. Чрезвычайно горячая, богатая кислородом смесь делала двигатель опасным: было известно, что он плавил отливки толщиной 3 дюйма (76 мм), «как свечной воск». [ нужна ссылка ] . Поэтапное сжигание с высоким содержанием окислителя рассматривалось американскими инженерами, но не считалось возможным из-за ресурсов, которые, как они предполагали, потребуются конструкции для работы. [8] Одним из разногласий в Кремле по поводу поставок двигателя в США было то, что конструкция двигателя была аналогична конструкции двигателя российской межконтинентальной баллистической ракеты. Конструкция НК-33 была использована в более позднем двигателе РД-180 , который был вдвое больше НК-33. Двигатели РД-180 использовались (по состоянию на 2016 год) для питания Atlas V. ракеты Эта компания также приобрела лицензию на производство новых двигателей. [9] [10] [11]

Продажа двигателей Aerojet

[ редактировать ]

В «Лесе моторов», по описанию инженеров, побывавших на складе, сохранилось около 60 двигателей. В середине 1990-х годов Россия продала компании Aerojet General 36 двигателей по 1,1 миллиона долларов каждый, отправив их на завод компании в Сакраменто, Калифорния. [12] Во время испытаний двигателя в Сакраменто двигатель соответствовал своим характеристикам.

Компания Aerojet модифицировала и переименовала обновленные НК-33 в AJ26-58 , AJ-26-59 и AJ26-62 , а НК-43 в AJ26-60 . [9] [10] [11] [13]

Кисты К-1

[ редактировать ]

Kistler Aerospace, позже названная Rocketplane Kistler (RpK), спроектировала свою ракету К-1 на основе трех НК-33 и НК-43. 18 августа 2006 года НАСА объявило, что RpK была выбрана для разработки услуг коммерческой орбитальной транспортировки для Международной космической станции . План предусматривал демонстрационные полеты в период с 2008 по 2010 год. RpK получила бы до 207 миллионов долларов, если бы они выполнили все задачи НАСА. [14] [15] [16] но 7 сентября 2007 года НАСА опубликовало письмо по умолчанию, в котором предупредило, что оно расторгнет соглашение COTS с Rocketplane Kistler через 30 дней, поскольку RpK не выполнила несколько этапов контракта. [17]

Ракета «Антарес» вывозится на испытания с двумя двигателями НК-33.

Первоначальная версия Orbital Sciences Antares ракеты-носителя легкой и средней грузоподъемности имела две модифицированные НК-33 на первой ступени, твердотельную вторую ступень на базе Castor 30 и дополнительную твердотопливную или гиперголическую третью ступень. [18] НК-33 были импортированы из России в США, модифицированы и переименованы в Aerojet AJ26. Это включало удаление некоторых электрических проводов, добавление американской электроники, квалификацию для американского топлива и модификацию системы рулевого управления. [19]

В 2010 году накопленные двигатели НК-33 были успешно испытаны для использования на компании Orbital Sciences . Antares ракете-носителе легкой и средней грузоподъемности [19] Ракета «Антарес» была успешно запущена с космодрома НАСА в Уоллопсе 21 апреля 2013 года. Это стал первым успешным запуском традиционных двигателей НК-33, построенных в начале 1970-х годов. [20]

Aerojet согласилась отремонтировать достаточное количество НК-33 для выполнения контракта Orbital на 16 полетов НАСА по коммерческому снабжению . Кроме того, у него был запас из 23 двигателей 1960-х и 1970-х годов. «Кузнецов» больше не производит двигатели, поэтому «Орбитал» стремилась закупить РД-180 двигатели . Поскольку НПО «Энергомаш контракт » с United Launch Alliance препятствовал этому, Orbital подала в суд на ULA, обвинив его в нарушении антимонопольного законодательства. [21] Aerojet предложила Кузнецову возобновить производство новых двигателей НК-33, чтобы гарантировать Orbital постоянные поставки. [22] были предложены производственные дефекты турбонасоса с жидким кислородом и конструктивные недостатки в узле гидравлического баланса и упорных подшипниках Однако в качестве двух возможных причин неудачного запуска Антареса в 2014 году . [23] Как было объявлено 5 ноября 2014 года, Orbital решила снять первую ступень AJ-26 с «Антареса» и найти альтернативный двигатель. 17 декабря 2014 года компания Orbital Sciences объявила, что будет использовать НПО «Энергомаш РД-181» на ракетах-носителях второго поколения «Антарес», и заключила прямой контракт с НПО «Энергомаш» на поставку до 60 двигателей РД-181. используются два двигателя . На первой ступени Antares 100-й серии [24]

Текущее и предлагаемое использование

[ редактировать ]

РКК "Энергия" предлагает ракету-носитель "Аврора-Л.СК", в которой будет использоваться НК-33 для питания первой ступени и Блок ДМ-СЛ для второй ступени. [25]

В начале 2010-х годов семейство ракет-носителей «Союз» было модернизировано двигателем НК-33 - с меньшим весом и большей эффективностью для увеличения полезной нагрузки; более простая конструкция и использование избыточного оборудования может фактически снизить затраты. [26] ЦСКБ-Прогресс использует НК-33 в качестве двигателя первой ступени облегченной версии семейства ракет «Союз» «Союз-2-1в» . [27] НК-33А, предназначенный для корабля «Союз-2-1в», был успешно запущен 15 января 2013 года. [28] после серии холодных огневых и системных испытаний полностью собранного корабля «Союз-1» в 2011–2012 годах. [29] Ракета с двигателем НК-33 получила окончательное обозначение «Союз-2-1в» , ее первый полет состоялся 28 декабря 2013 года. Один двигатель НК-33 заменяет центральный РД-108 на «Союзе» , при этом четыре ускорителя первой ступени исключены. Вариант ракеты «Союз» с четырьмя ускорителями с двигателями НК-33 (по одному двигателю на разгонный) не построен, что приводит к уменьшению полезной нагрузки по сравнению с ракетой- носителем «Союз-2» .

За прошедшие годы было выпущено множество версий этого двигателя:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ЖРД НК-33 (11Д111) и НК-43 (11Д112)» (на русском языке) . Проверено 1 апреля 2015 г.
  2. ^ «Орбитальный АТК готов ко второй жизни Антареса» . НАСАКосмический полет . 21 января 2016 года . Проверено 18 марта 2016 г.
  3. ^ Двигатель-демонстратор технологий ВВС США и НАСА для будущих ракет-носителей успешно запущен во время первоначальных полноценных испытаний .
  4. ^ Многоразовая бустерная система: обзор и оценка . Национальная академическая пресса. Январь 2013. с. 29 . Проверено 23 июля 2024 г.
  5. Запись Astronautix NK-43. Архивировано 28 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Линдроос, Маркус. Советская пилотируемая лунная программа Массачусетский технологический институт . Доступ: 4 октября 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Клифтон, Дэн (1 марта 2001 г.). «Двигатели, пришедшие с мороза» . Канал 4 . Лондон. Идеальный мир производства . Проверено 3 января 2014 г.
  8. Канал «История космодрома» , интервью с инженерами Aerojet и Кузнецова об истории поэтапного сгорания.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Космический подъемник» . Аэроджет. Апрель 2011 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2011 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (19 декабря 2010 г.). «Главный двигатель Taurus 2 прошел испытания на рулевое управление с подвесом» . Космический полет сейчас . Тонбридж, Кент, Великобритания. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 3 января 2014 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «НК-33» . Марк Уэйд (Энциклопедия астронавтики). Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 25 марта 2006 г.
  12. ^ «Космическое движение | Разработка американского двигателя Kerolox с замкнутым контуром, застрявшего на второй передаче — SpaceNews.com» . 12 июля 2013 года . Проверено 17 сентября 2016 г.
  13. ^ «МОДИФИКАЦИЯ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РОССИЙСКОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НК-33 ДЛЯ МНОГОРАЗОВОГО И ПЕРЕЗАПУСКАЕМОГО ПРИМЕНЕНИЯ» (PDF) . Аэроджет и ГНТЦ им. Н.Д. Кузнецова. Архивировано (PDF) из оригинала 9 марта 2019 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
  14. ^ «НАСА выбирает экипаж, партнеров по запуску грузов» . Космический полет сейчас. 18 августа 2006 г.
  15. ^ «НАСА выбирает экипаж и транспортировку грузов для орбитальных партнеров» . КосмическаяСсылка. 18 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 г.
  16. ^ Алан Бойл (18 августа 2006 г.). «SpaceX и Rocketplane выиграли конкурс космических кораблей» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года.
  17. ^ «Контракт COTS с РпК расторгнут» (пресс-релиз). Авиационная неделя. 10 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2011 г. . Проверено 10 сентября 2007 г.
  18. ^ «Антарес» (PDF) . Орбитальный .
  19. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (15 марта 2010 г.). «Aerojet подтверждает, что российский двигатель готов к работе» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 13 августа 2013 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  20. ^ Билл Чаппелл (21 апреля 2013 г.). «Запуск ракеты «Антарес» прошел успешно при испытании орбитального корабля снабжения» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
  21. ^ Дэн Леоне (24 июня 2013 г.). «Orbital подает в суд на ULA, требует двигателей РД-180 и возмещения ущерба на 515 миллионов долларов» . Космические новости . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года.
  22. ^ Эми Батлер (24 июня 2013 г.). «Orbital разочарована отсутствием вариантов двигателя Antares» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.
  23. ^ Кларк, Стивен (1 ноября 2015 г.). «Два зонда отказа Antares дают разные результаты» . Космический полет сейчас . Проверено 1 ноября 2015 г.
  24. ^ Морринг, Фрэнк младший (16 декабря 2014 г.). «Модернизация Antares будет использовать РД-181 при прямых закупках у Энергомаша» . Авиационная неделя . Проверено 28 декабря 2014 г.
  25. ^ «РКК «Энергия» им. С.П. Королева – ПУСК» . Энергия. Архивировано из оригинала 27 мая 2008 года . Проверено 15 января 2008 г.
  26. ^ «Ракета Союз-1 (Союз-2-1в)» . Российская космическая паутина. Ноябрь 2010 г.
  27. ^ Зак, Анатолий. «Ракета Союз-1» . Российская космическая паутина . Проверено 7 марта 2010 г.
  28. ^ «Испытание двигателя НК-33 прошло успешно» . Самара сегодня. 15 января 2013 года . Проверено 3 марта 2013 г.
  29. ^ «Космонавтика – о Николае Пилле »
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2d9740863c33b94571b268d31e1d158__1722703920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/58/c2d9740863c33b94571b268d31e1d158.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
NK-33 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)