СЕ-7,5
![]() Верхняя ступень CUS15 самолета GSLV-F09 с двигателем CE-7.5 на комплексе подготовки стадий. | |
Страна происхождения | Индия |
---|---|
Первый полет | 15 апреля 2010 г. (провал) 5 января 2014 г. (успех) |
Дизайнер | LPSC , Индийская организация космических исследований |
Производитель | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед ИСРО |
Приложение | Разгонный блок разгонного блока |
Статус | В использовании |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / ЛХ2 [ 1 ] |
Цикл | Ступенчатое сжигание с высоким содержанием топлива |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 73,5 кН (16 500 фунтов силы) [ 2 ] |
в камере Давление | 5,8 МПа (58 бар) / 7,5 МПа (75 бар) |
Удельный импульс , вакуум | 454 секунды (4,45 км/с) |
Размеры | |
Длина | 2,14 м (7,0 футов) |
Диаметр | 1,56 м (5,1 фута) |
Сухая масса | 435 кг |
Используется в | |
Верхняя ступень GSLV Mk.II |
CE -7.5 — криогенный ракетный двигатель, разработанный Индийской организацией космических исследований для привода верхней ступени ракеты- носителя GSLV Mk-2. Двигатель был разработан в рамках проекта криогенной разгонной ступени (CUSP). Он заменил российский криогенный двигатель КВД-1 (РД-56), который приводил в действие верхнюю ступень GSLV Mk-1. [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]с регенеративным охлаждением, переменной тягой с высоким содержанием топлива и ступенчатым циклом сгорания CE-7.5 — ракетный двигатель . [ 4 ] [ 5 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Технические характеристики и основные характеристики двигателя:
- Рабочий цикл – поэтапное сжигание [ 6 ]
- Комбинация пороха – LOX / LH2 [ 7 ]
- Максимальная тяга (Вакуум) – 73,55 кН. [ 8 ]
- Диапазон рабочей тяги (показано во время полета GSLV Mk2 D5) – от 73,55 до 82 кН. [ 2 ] [ 9 ]
- Удельный импульс двигателя — 454 ± 3 секунды (4,452 ± 0,029 км/с) [ 4 ] [ 6 ]
- Продолжительность работы двигателя (номинальная) – 720 секунд. [ 8 ]
- Масса пороха – 12800 кг. [ 8 ]
- Два независимых регулятора: регулировка тяги и регулировка соотношения смеси. [ 7 ]
- Рулевое управление во время тяги: обеспечивается двумя рулевыми двигателями на шарнирном подвесе. [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Индийская организация космических исследований (ISRO) официально начала проект криогенной верхней ступени в 1994 году. [ 10 ] Двигатель успешно прошел летные приемочные горячие испытания в 2008 году. [ 6 ] и был интегрирован с топливными баками, конструкциями третьей ступени и соответствующими линиями питания для первого запуска. Первая попытка полета состоялась в апреле 2010 года во время миссии GSLV Mk.II D3/GSAT-3. Двигатель загорелся, но зажигание не сохранилось, поскольку турбонасос топливного усилителя (FBTP) отключился после достижения скорости около 34 500 об / мин через 480 миллисекунд после зажигания из-за нехватки жидкого водорода (LH2) в FBTP. [ 2 ] 27 марта 2013 года двигатель успешно прошел испытания в условиях вакуума. Двигатель работал как ожидалось и был допущен для работы на третьей ступени ракеты GSLV Mk-2. 5 января 2014 года криогенный двигатель успешно отработал и запустил спутник GSAT-14 в рамках миссии GSLV-D5/GSAT-14. [ 11 ] [ 12 ]
Приложения
[ редактировать ]CE-7.5 используется в третьей ступени ракеты GSLV Mk.II ISRO. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Испытания криогенного двигателя прошли с большим успехом, - говорят представители ISRO» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ГСЛВ-Д3» . ИСРО. Архивировано из оригинала 16 апреля 2010 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Рамачандран, Р. (22 января 2014 г.). «Русский маршрут» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Брошюра GSLV-D3» (PDF) . ИСРО. Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2014 года.
- ^ «GSLV MkIII, следующая веха» . Линия фронта . 7 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Летно-приемочные испытания отечественного криогенного двигателя прошли успешно» . ИСРО. Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Аборигенная криогенная верхняя ступень» . Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ГСЛВ-Д5» . ИСРО. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ «Видео запуска GSLV-D5 — тяга CE-7,5 увеличена на 9,5% до 82 кН, а затем снова доведена до номинальной тяги 73,55 кН» . Национальное телевидение Дордаршан. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ «Как ISRO разработала отечественный криогенный двигатель» . Экономические времена .
- ^ «Добро пожаловать в Индийскую организацию космических исследований — миссия GSLV-D5/GSAT-14» . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Отечественный криогенный разгонный блок успешно прошел летные испытания на борту GSLV-D5» . ИСРО. Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «ГСЛВ-Исро» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 31 мая 2016 г.