Jump to content

Рокетдайн F-1

Ф-1
Двигатель F-1 на выставке в Космическом центре Кеннеди
Страна происхождения  Соединенные Штаты
Первый полет 9 ноября 1967 г. ( 1967-11-09 ) ( Аполлон-4 )
Последний рейс 14 мая 1973 г. ( 1973-05-14 ) ( Скайлэб 1 )
Дизайнер Рокетдайн
Производитель Рокетдайн
Связанный ЛВ Сатурн V
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / РП-1
Соотношение смеси 2.27:1
(69% ЛОК, 31% РП-1)
Цикл Газогенератор
Производительность
Тяга, вакуум 7770 кН (1746000 фунтов силы)
Тяга, на уровне моря 6770 кН (1522000 фунтов силы)
Соотношение тяги к весу 94.1:1
в камере Давление 70 бар (1015 фунтов на квадратный дюйм; 7 МПа)
Удельный импульс , вакуум 304 с (2,98 км/с)
Удельный импульс , на уровне моря 263 с (2,58 км/с)
Массовый расход
  • LOX : 1789 кг/с (3945 фунтов/с)
  • РП-1 : 788 кг/с (1738 фунтов/с)
Время горения от 150 до 163 секунд
Размеры
Длина 5,6 м (18,5 футов)
Диаметр 3,7 м (12,2 фута)
Сухая масса 8400 кг (18500 фунтов)
Используется в
С-ИК

F -1 ракетный двигатель, разработанный компанией Rocketdyne . В двигателе используется газогенераторный цикл, разработанный в США в конце 1950-х годов и использовавшийся в ракете «Сатурн-5» в 1960-х — начале 1970-х годов. Пять двигателей F-1 использовались в первой ступени S-IC каждого Сатурна V, служившего основной ракетой-носителем программы Аполлон . F-1 остается самым мощным однокамерным жидкостным ракетным двигателем, когда-либо созданным. [1]

Вернер фон Браун с двигателями F-1 первой ступени Сатурна V в Космическом и ракетном центре США.

Rocketdyne разработала F-1 и E-1 , чтобы удовлетворить требования ВВС США 1955 года к очень большому ракетному двигателю. E-1, хотя и успешно прошел испытания в статических стрельбах, быстро был признан технологическим тупиком, и от него отказались в пользу более крупного и мощного F-1. ВВС в конечном итоге остановили разработку F-1 из-за отсутствия потребности в таком большом двигателе. Однако недавно созданное Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) оценило полезность двигателя такой мощности и заключило контракт с Rocketdyne на завершение его разработки. Испытательные стрельбы компонентов F-1 были проведены еще в 1957 году. Первые статические стрельбы полноценных опытных испытаний F-1 были проведены в марте 1959 года. Первый F-1 был доставлен в НАСА MSFC в октябре 1963 года. В декабре В 1964 году F-1 завершил летные испытания. Испытания продолжались как минимум до 1965 года. [2]

Ранние испытания выявили серьезные проблемы с нестабильностью сгорания , которые иногда приводили к катастрофическим отказам . [3] Первоначально прогресс в решении этой проблемы был медленным, поскольку был прерывистым и непредсказуемым. Наблюдались колебания частотой 4 кГц с гармониками до 24 кГц. В конце концов, инженеры разработали диагностический метод детонации небольших зарядов взрывчатого вещества (которые они назвали «бомбами») вне камеры сгорания через тангенциальную трубку ( гексоген , С-4 или черный порох использовался ) во время работы двигателя. Это позволило им точно определить, как работающая камера реагирует на изменения давления, и определить, как свести на нет эти колебания. Затем конструкторы могли быстро поэкспериментировать с различными конструкциями коаксиальных топливных форсунок, чтобы получить ту, которая наиболее устойчива к нестабильности. Эти проблемы решались с 1959 по 1961 год. В конце концов, сгорание двигателя стало настолько стабильным, что оно могло самозатухать искусственно вызванную нестабильность в течение одной десятой секунды.

Компоненты ракетного двигателя F-1

Двигатель F-1 — самый мощный односопловой жидкостный ракетный двигатель, когда-либо летавший. Ракетный двигатель М-1 был спроектирован с большей тягой, но его испытания проводились только на уровне компонентов. Разработанный позже РД-170 гораздо более стабилен, технически более совершенен и обеспечивает большую тягу, но не имеет однокамерной конструкции. В F-1 использовался РП-1 (ракетный керосин в качестве топлива использовался жидкий кислород ), а в качестве окислителя турбонасос (LOX). Для впрыска топлива и кислорода в камеру сгорания использовался .

Одной из заметных проблем при строительстве F-1 было регенеративное охлаждение камеры тяги. Инженер-химик Деннис «Дэн» Бревик столкнулся с задачей обеспечить охлаждение предварительного пучка труб камеры сгорания и конструкции коллектора, произведенных Элом Бокстелларом. По сути, работа Бревика заключалась в том, чтобы «убедиться, что оно не растает». Благодаря расчетам Бревика гидродинамических и термодинамических характеристик F-1 он и его команда смогли решить проблему, известную как «голод». Это когда дисбаланс статического давления приводит к появлению «горячих точек» в коллекторах. Материалом, использованным для пучка труб камеры тяги F-1, армирующих бандажей и коллектора, был Inconel-X750 , тугоплавкий сплав на основе никеля, способный выдерживать высокие температуры. [4]

Сердцем двигателя была камера тяги, в которой смешивалось и сжигалось топливо и окислитель для создания тяги. Куполообразная камера в верхней части двигателя служила коллектором подачи жидкого кислорода к форсункам , а также служила креплением для подшипника подвеса , передавшего тягу на корпус ракеты. Под этим куполом располагались форсунки, которые направляли топливо и окислитель в камеру тяги таким образом, чтобы способствовать смешиванию и сгоранию. Топливо к форсункам подавалось из отдельного коллектора; часть топлива сначала прошла по 178 трубкам вдоль камеры тяги, которая составляла примерно верхнюю половину выхлопного сопла , и обратно, чтобы охладить сопло.

Газогенератор , которая приводила в действие использовался для привода турбины отдельные топливный и кислородный насосы, каждый из которых питал узел камеры тяги. Турбина работала со скоростью 5500 об/мин , производя 55 000 лошадиных сил (41 МВт). Топливный насос подавал 15 471 галлон США (58 560 литров) RP-1 в минуту, а насос окислителя подавал 24 811 галлонов США (93 920 л) жидкого кислорода в минуту. С экологической точки зрения турбонасос должен был выдерживать температуры в диапазоне от входного газа при 1500 ° F (820 ° C) до жидкого кислорода при температуре -300 ° F (-184 ° C). Конструктивно топливо использовалось для смазки и охлаждения подшипников турбины .

Испытательный запуск двигателя F-1 на базе ВВС Эдвардс (большие сферы на вершине платформы представляют собой сферы Хортона для топлива и окислителя)

Под камерой тяги находился удлинитель сопла , составлявший примерно половину длины двигателя. Это расширение увеличило степень расширения двигателя с 10:1 до 16:1. Выхлоп турбины подавался в сопло через большой конический коллектор; этот относительно холодный газ образовывал пленку, которая защищала расширение сопла от горячего (5800 ° F (3200 ° C)) выхлопного газа. [5]

Каждую секунду один F-1 сжигал 5683 фунта (2578 кг) окислителя и топлива: 3945 фунтов (1789 кг) жидкого кислорода и 1738 фунтов (788 кг) РП-1, вырабатывая 1500000 фунтов силы (6,7 МН; 680 тс). ) тяги. Это соответствует расходу 671,4 галлона США (2542 л) в секунду; 413,5 галлонов США (1565 л) LOX и 257,9 галлонов США (976 л) RP-1. За две с половиной минуты работы пять F-1 подняли корабль «Сатурн V» на высоту 42 мили (222 000 футов; 68 км) и скорость 6 164 миль в час (9 920 км / ч). Совокупный расход пяти F-1 в Saturn V составил 3357 галлонов США (12710 л). [5] или 28 415 фунтов (12 890 кг) в секунду. Каждый двигатель F-1 имел большую тягу, чем три главных двигателя космического шаттла вместе взятые. [6]

Процедуры до и после зажигания

[ редактировать ]

При статических испытательных стрельбах топливо РП-1 на основе керосина оставило углеводородные отложения и пары при послеиспытательной стрельбе двигателя. Их необходимо было снять с двигателя, чтобы избежать проблем при обращении с двигателем и будущих запусках, а растворитель трихлорэтилен (TCE) использовался для очистки топливной системы двигателя непосредственно перед и после каждого испытательного запуска. Процедура очистки включала прокачку TCE через топливную систему двигателя и выливание растворителя в течение периода от нескольких секунд до 30–35 минут, в зависимости от двигателя и серьезности отложений. Для некоторых двигателей [ который? ] Газогенератор двигателя и купол LOX также были промыты TCE перед испытательными стрельбами. [7] [8] Во время подготовки к запуску купол ракетного двигателя F-1, газогенератор и топливная рубашка толкающей камеры были промыты TCE. [8]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Установка двигателей F-1 на этап Saturn V S-IC. Удлинитель форсунки на устанавливаемом двигателе отсутствует.
Аполлон 4, 6 и 8 Аполлон 9–17
Тяга , на уровне моря 6700 кН (1500000 фунтов силы) 6770 кН (1522000 фунтов силы)
Время горения 150 секунд 165 секунд
Удельный импульс 260 с (2,5 км/с) 263 с (2,58 км/с)
Давление в камере 70 бар (1015 фунтов на квадратный дюйм; 7 МПа) 70 бар (1015 фунтов на квадратный дюйм; 7 МПа)
Вес двигателя сухой 8353 кг (18416 фунтов) 8400 кг (18500 фунтов)
Выгорание веса двигателя 9115 кг (20096 фунтов) 9150 кг (20180 фунтов)
Высота 5,8 м (19 футов)
Диаметр 3,7 м (12,3 фута)
Соотношение выхода к горлу 16:1
Пороха ЛОКС и РП-1
Массовое соотношение смеси 2,27:1 окислитель к топливу
Подрядчик НАА/Рокетдайн
Применение автомобиля Сатурн V/ S-IC 1-я ступень — 5 двигателей

Источники: [5] [9]

Улучшения Ф-1

[ редактировать ]
F-1 на выставке в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама .

Тяга и эффективность F-1 были улучшены между Аполлоном-8 (SA-503) и Аполлоном-17 (SA-512), что было необходимо для удовлетворения растущих требований к грузоподъемности более поздних миссий Аполлона . Были небольшие различия в характеристиках двигателей в каждой миссии, а также различия в средней тяге между миссиями. Для Аполлона-15 характеристики F-1 были:

Измерение и сравнение тяги ракетных двигателей сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Согласно фактическим измерениям, стартовая тяга Аполлона-15 составляла 7 823 000 фунтов силы (34,80 МН), что соответствует средней тяге F-1 в 1 565 000 фунтов силы (6,96 МН) - немного больше указанного значения. [ нужна ссылка ]

F-1A после Аполлона

[ редактировать ]

В 1960-х годах Rocketdyne предприняла модернизацию F-1, в результате чего была создана новая спецификация двигателя F-1A. Несмотря на то, что F-1A внешне очень похож на F-1, он имел примерно на 20% большую тягу, 1 800 000 фунтов силы (8 МН) на испытаниях и должен был использоваться на будущих кораблях Saturn V в эпоху после Аполлона . Однако производственная линия «Сатурн-5» была закрыта до завершения проекта «Аполлон», и двигатели F-1A так и не летали. [10]

Были предложения использовать восемь двигателей F-1 на первой ступени ракет «Сатурн» С-8 и «Нова» . Начиная с 1970-х годов и позднее было сделано множество предложений по разработке новых одноразовых ускорителей на основе конструкции двигателя F-1. К ним относятся « Сатурн-Шаттл» и ракета-носитель «Пириос» (см. ниже) в 2013 году. [10] По состоянию на 2013 год ни одно из них не продвинулось дальше начальной фазы исследования. Comet HLLV должен был использовать пять двигателей F-1A на основном ядре и по два на каждом из ускорителей. [11]

F-1 — самый большой однокамерный односопловой жидкотопливный двигатель с самой большой тягой из когда-либо существовавших. Существуют более крупные твердотопливные двигатели, такие как твердотопливный ракетный ускоритель космического корабля "Шаттл" с стартовой тягой на уровне моря 2 800 000 фунтов силы (12,45 МН) каждый. Советский (теперь российский) РД-170 может развивать большую тягу, чем F-1, - 1 630 000 фунтов силы (7,25 МН) на двигатель на уровне моря, однако каждый двигатель использует четыре камеры сгорания вместо одной, чтобы решить проблему нестабильности сгорания. .

Ракета-носитель F-1B

[ редактировать ]
В Vulcain для ракеты Ariane 5 используется схема, аналогичная двигателю F-1, с выхлопными газами турбины, выводимыми непосредственно за борт.

В рамках программы Space Launch System (SLS) НАСА проводило конкурс усовершенствованных ракет-носителей, который должен был завершиться выбором победившей конфигурации ракеты-носителя в 2015 году. В 2013 году инженеры Центра космических полетов имени Маршалла начали испытания ракеты-носителя. оригинальный F-1, серийный номер F-6049, который был удален из «Аполлона-11» из-за сбоя. Двигатель никогда не использовался и долгие годы находился в Смитсоновском институте . Целью испытаний является ознакомление НАСА с конструкцией и топливом F-1 в ожидании использования усовершенствованной версии двигателя в будущих полетах в дальний космос. [12]

В 2012 году компании Pratt & Whitney , Rocketdyne и Dynetics , Inc. представили конкурента, известного как Pyrios , жидкостный ракетный ускоритель , в программе НАСА Advanced Booster Program, целью которой является поиск более мощного преемника пятисегментных твердотопливных ракетных ускорителей космического корабля "Шаттл". предназначен для ранних версий системы космического запуска. Pyrios использует два сильно модифицированных двигателя F-1B увеличенной тяги на каждом ускорителе. [13] [14] Из-за потенциального преимущества двигателя в удельном импульсе , если бы эта конфигурация F-1B (всего с использованием четырех F-1B) была интегрирована с SLS Block 2, корабль мог бы доставить 150 тонн (330 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту . [15] в то время как 130 тонн (290 000 фунтов) - это то, что считается достижимым с запланированными твердотопливными ускорителями в сочетании с четырехдвигательной основной ступенью RS-25 . [16]

Целью конструкции двигателя F-1B было сделать его как минимум таким же мощным, как нелетающий F-1A, но при этом быть более экономичным. Конструкция включает значительно упрощенную камеру сгорания, уменьшенное количество деталей двигателя, а также удаление системы рециркуляции выхлопных газов F-1, включая турбины среднее сопло и «завесу» охлаждающего коллектора , при этом выхлоп турбины имеет отдельный выходной проход [17] рядом с укороченным основным соплом F-1B. Снижению стоимости деталей способствует использование селективного лазерного плавления при производстве некоторых металлических деталей. [13] [18] Полученный двигатель F-1B предназначен для создания тяги в 1 800 000 фунтов силы (8,0 МН) на уровне моря, что на 15% больше, чем примерно 1 550 000 фунтов силы (6,9 МН) тяги, которую производили зрелые двигатели Apollo 15 F-1. [13] [ нужно обновить ]

Расположение двигателей F-1

[ редактировать ]
Нелетающий двигатель F-1 на выставке Pratt & Whitney (ныне Aerojet Rocketdyne ), Канога-Парк, Лос-Анджелес.
Двигатель F-1 на выставке в научном центре INFINITY

Шестьдесят пять двигателей F-1 были запущены на тринадцати самолетах «Сатурн V», и каждая первая ступень приземлилась в Атлантическом океане. Десять из них следовали примерно по одному и тому же азимуту полета - 72 градуса, но Аполлон-15 и Аполлон-17 следовали значительно более южным азимутам (80,088 градуса и 91,503 градуса соответственно). Ракета -носитель «Скайлэб» полетела по более северному азимуту, чтобы достичь орбиты с более высоким наклонением (50 градусов против обычных 32,5 градусов). [19]

Десять двигателей F-1 были установлены на два серийных самолета Saturn V, которые так и не летали. Первая ступень SA-514 выставлена ​​в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне (хотя и принадлежит Смитсоновскому институту), а первая ступень SA-515 выставлена ​​в Научном центре INFINITY в Космическом центре Джона К. Стенниса в Миссисипи.

Еще десять двигателей были установлены на два наземных самолета «Сатурн V», которые никогда не собирались летать. «Этап испытаний всех систем» S -IC-T , копия наземных испытаний, выставлена ​​​​как первая ступень полноценного Сатурна-5 в Космическом центре Кеннеди во Флориде. SA-500D , машина для динамических испытаний, выставлена ​​в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама . [20]

Испытательный двигатель выставлен в Музее электростанции в Сиднее , Австралия . Это был 25-й из 114 научно-исследовательских двигателей, построенных Rocketdyne , и он запускался 35 раз. Двигатель передан в аренду музею из Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института . Это единственный F-1, выставленный за пределами США. [21]

Двигатель F-1, предоставленный Национальным музеем авиации и космонавтики, выставлен в Воздушном зоопарке в Портедже, штат Мичиган . [22]

Двигатель F-1 находится на горизонтальном стенде в Музее науки Оклахома в Оклахома-Сити . [ нужна ссылка ]

Двигатель F-1 F-6049 выставлен вертикально в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон , как часть выставки «Аполлон». [ нужна ссылка ]

Двигатель F-1 установлен вертикально в качестве памятника строителям Rocketdyne на Де Сото-авеню, через дорогу от бывшего завода Rocketdyne в Канога-Парке, Калифорния. Он был установлен в 1979 году и перенесен со стоянки через дорогу спустя некоторое время после 1980 года. [23]

Двигатель F-1 выставлен возле Музея истории космоса Нью-Мексико в Аламогордо, штат Нью-Мексико. [ нужна ссылка ]

Камера тяги F-1 выставлена ​​в Космосфере . [24]

Восстановление

[ редактировать ]
Восстановленные детали двигателя F-1 выставлены в Музее авиации в Сиэтле .
Найденная форсунка двигателя F-1 из миссии «Аполлон-12» выставлена ​​в Музее авиации в Сиэтле .

28 марта 2012 года команда, финансируемая Джеффом Безосом , основателем Amazon.com , сообщила, что они обнаружили ракетные двигатели F-1 миссии «Аполлон» с помощью гидроакустического оборудования. [25] Безос заявил, что планирует поднять по крайней мере один из двигателей, которые находятся на глубине 14 000 футов (4300 м), примерно в 400 милях (640 км) к востоку от мыса Канаверал, Флорида. Однако состояние двигателей, находившихся под водой более 40 лет, было неизвестно. [26] Администратор НАСА Чарльз Болден опубликовал заявление, в котором поздравил Безоса и его команду с находкой и пожелал им успехов. Он также подтвердил позицию НАСА, согласно которой любые найденные артефакты останутся собственностью агентства, но, скорее всего, будут переданы Смитсоновскому институту и ​​другим музеям, в зависимости от количества найденных предметов. [27]

20 марта 2013 года Безос объявил, что ему удалось поднять на поверхность части двигателя F-1, и опубликовал фотографии. Безос отметил: «Многие оригинальные серийные номера отсутствуют или частично отсутствуют, что затруднит идентификацию миссии. Возможно, во время восстановления мы увидим больше». [28] Спасательным судном назывался Seabed Worker , на его борту находилась команда специалистов, организованная Безосом для восстановления. [29] 19 июля 2013 года Безос сообщил, что серийный номер одного из восстановленных двигателей — серийный номер Rocketdyne 2044 (соответствует номеру НАСА 6044), двигатель № 5 (в центре), который помог Нилу Армстронгу , Баззу Олдрину и Майклу Коллинзу достичь Луны с помощью миссии «Аполлон-11» . [30] Восстановленные части были доставлены в Канзасский космосферно-космический центр в Хатчинсоне для консервации. [30] [29]

В августе 2014 года выяснилось, что были обнаружены части двух разных двигателей F-1: один от Аполлона-11 и один от другого полета Аполлона, а также была опубликована фотография очищенного двигателя. Безос планирует выставить двигатели в различных местах, в том числе в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. [29]

20 мая 2017 года в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон , открылась постоянная экспозиция «Аполлона» , на которой представлены обнаруженные артефакты двигателя, в том числе камера тяги и инжектор камеры тяги двигателя номер 3 миссии «Аполлон-12» , а также газогенератор. от двигателя, который приводил в движение полет Аполлона-16 .

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ У. Дэвид Вудс, Как Аполлон летел на Луну , Springer, 2008, ISBN   978-0-387-71675-6 , с. 19
  2. ^ «Документ НАСА Rocketdyne» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2011 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  3. ^ Эллисон, Ренеа; Мозер, Марлоу, Анализ нестабильности горения и влияние размера капель на акустический поток движущейся ракеты (PDF) , Хантсвилл, Алабама: Центр исследования двигательных установок, Университет Алабамы в Хантсвилле, заархивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2006 г.
  4. ^ Янг, Энтони (2008). Двигатель Saturn V F-1: включение Аполлона в историю . Исследование космоса. Практика. ISBN  978-0-387-09629-2 . Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Ссылка на новости Saturn V: Информационный бюллетень по двигателю F-1 (PDF) , Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, декабрь 1968 г., стр. 3–3, 3–4, заархивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2005 г. , получено 1 июня. , 2008 г.
  6. ^ Справочное руководство по новостям NSTS 1988 , НАСА, заархивировано из оригинала 30 ноября 2019 г. , получено 3 июля 2008 г.
  7. ^ «Использование трихлорэтилена на объектах SSFL НАСА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Инструкция по эксплуатации ракетного двигателя Ф-1» . Ntrs.nasa.gov. 1 марта 2013. Архивировано из оригинала 14 ноября 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  9. ^ Двигатель F-1 (схема) , Центр космических полетов имени Маршалла НАСА, MSFC-9801771, заархивировано из оригинала 26 декабря 2014 г. , получено 1 июня 2008 г.
  10. ^ Jump up to: а б Хатчинсон, Ли (14 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . АРС техника . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  11. ^ «Первая лунная застава» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 10 января 2020 г.
  12. ^ Джей Ривз (24 января 2013 г.). «НАСА тестирует старинный двигатель ракеты Аполлон-11» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 24 января 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Ли Хатчинсон (15 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . Арс Техника. Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  14. ^ «Ракетные компании надеются перепрофилировать двигатели Сатурна-5» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  15. ^ Крис Бергин (9 ноября 2012 г.). «Dynetics и PWR стремятся ликвидировать конкуренцию по ускорителям SLS с помощью мощности F-1» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  16. ^ «Таблица 2. Усовершенствованная ракета-носитель ATK удовлетворяет требованиям НАСА для исследовательских перевозок» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 18 августа 2015 г.
  17. ^ Хатчинсон, Ли (15 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . Арс Техника . Проверено 12 апреля 2024 г.
  18. ^ «Dynetics сообщает о «выдающемся» прогрессе в разработке ракетного двигателя F-1B» . Арс Техника. 13 августа 2013. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  19. ^ Орлов, Ричард (сентябрь 2004 г.). НАСА, Аполлон в цифрах , «Данные об орбите Земли». Архивировано 26 декабря 2017 г., в Wayback Machine.
  20. ^ Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 18 января 2016 г.
  21. ^ Доэрти, Керри (ноябрь 2009 г.). Музей электростанции «Внутри коллекции». Архивировано 15 ноября 2014 г., в Wayback Machine.
  22. ^ «Веб-сайт Воздушного зоопарка» . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 25 января 2022 г.
  23. ^ Престон. Джей В., CSP, PE. Мемориальная доска на мемориале и наблюдениях.
  24. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 26 февраля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  25. ^ Клюгер, Джеффри (29 апреля 2012 г.). «Действительно ли Безос нашел двигатели Аполлона-11?» . Время.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года.
  26. ^ Кларк, Стивен (29 апреля 2012 г.). «НАСА не видит проблем с восстановлением двигателей Аполлона» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года.
  27. ^ Уивер, Дэвид (30 апреля 2012 г.). «Администратор НАСА поддерживает восстановление двигателя Аполлона» . НАСА.gov . Выпуск 12-102. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года.
  28. Уокер, Брайан (20 марта 2013 г.). «Восстановлены ракетные двигатели миссии Аполлон». Архивировано 23 марта 2013 года в Wayback Machine CNN Light Years. , блог
  29. ^ Jump up to: а б с Clash, Джим (1 августа 2014 г.). «Миллиардер Джефф Безос рассказывает о своей тайной страсти: космических путешествиях» . Форбс . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 3 августа 2014 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Обновления: 19 июля 2013 г.». Архивировано 20 октября 2007 г., в Wayback Machine , Bezos Expeditions, 19 июля 2013 г., по состоянию на 21 июля 2013 г.
Библиография
Руководства
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5968b84d8bc33fd37564e72d66e78efa__1721690700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/fa/5968b84d8bc33fd37564e72d66e78efa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rocketdyne F-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)