Регенеративное охлаждение (ракетная техника)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |
В ракетных двигателей конструкции регенеративное охлаждение представляет собой конфигурацию, в которой часть или все топливо пропускается через трубы, каналы или рубашку вокруг камеры сгорания или сопла для охлаждения двигателя. Это эффективно, поскольку топливо часто является криогенным. Нагретое топливо затем подается в специальный газогенератор или впрыскивается непосредственно в основную камеру сгорания.
История
[ редактировать ]
В 1857 году Карл Вильгельм Сименс представил концепцию регенеративного охлаждения. [1] 10 мая 1898 года Джеймс Дьюар применил регенеративное охлаждение и первым осуществил статическое сжижение водорода. [2] Концепция регенеративного охлаждения также была упомянута в 1903 году в статье Константина Циолковского . [3] Роберт Годдард построил первый двигатель с рекуперативным охлаждением в 1923 году, но отверг эту схему как слишком сложную. [4] Двигатель с регенеративным охлаждением был построен итальянским исследователем Гаэтано Артуро Крокко в 1930 году. Первыми советскими двигателями, в которых использовалась эта технология, были ОР-2 Фридриха Цандера , испытанный в марте 1933 года, и ОРМ-50, стендовые испытания которого провел в ноябре 1933 года Валентин . Глушко . Первый немецкий двигатель этого типа также был испытан в марте 1933 года Клаусом Риделем в VfR . Австрийский ученый Ойген Зенгер прославился своими экспериментами по охлаждению двигателей, начавшимися в 1933 году; однако большинство его экспериментальных двигателей имели водяное охлаждение или охлаждались дополнительным контуром топлива.
Ракетный двигатель Фау -2 , самый мощный в свое время с тягой 25 тонн (245 кН ), в конструкции Уолтера Тиля охлаждался регенеративно за счет топлива, перекачиваемого снаружи камеры сгорания между самой камерой сгорания и внешняя оболочка, которая соответствовала камере и была отделена несколькими миллиметрами. Эта конструкция оказалась недостаточной для охлаждения камеры сгорания из-за использования стали для камеры сгорания, а снаружи была добавлена дополнительная система топливопроводов с соединениями через обе оболочки камеры сгорания для впрыска топлива непосредственно в камеру под углом. вдоль внутренней поверхности для дальнейшего охлаждения камеры в системе, называемой пленочным охлаждением. Эта неэффективная конструкция требовала сжигания разбавленного спирта при низком давлении в камере, чтобы избежать плавления двигателя. Американский двигатель Redstone использовал ту же конструкцию.

Ключевой инновацией в области регенеративного охлаждения стал советский двигатель У-1250, разработанный Алексеем Михайловичем Исаевым в 1945 году. Его камера сгорания была облицована тонким медным листом, поддерживаемым гофрированной стальной стенкой камеры. Топливо протекало через гофры и очень эффективно поглощало тепло. Это позволило использовать более энергичное топливо и более высокое давление в камере, и с тех пор это основная схема, используемая во всех российских двигателях. Американские двигатели обычно решали эту проблему путем футеровки камеры сгорания паяными трубками из медного или никелевого сплава. Лишь недавно в двигателях типа РС-68 начали использовать более дешевую российскую технику. Американский стиль облицовки двигателя медными трубками называется «конструкцией спагетти», и эта концепция принадлежит Эдварду А. Ною из Reaction Motors Inc. в 1947 году.
Механизм
[ редактировать ]Регенеративное охлаждение остается преобладающим методом управления тепловыми нагрузками в камерах тяги. Обычно ракетное топливо действует как охлаждающая жидкость, когда оно поступает в двигатель через каналы на выходе из сопла. [5] Он пересекает область горла с высокой температурой и выходит возле торца форсунки. Эти каналы создаются либо путем припаивания охлаждающих трубок к камере тяги, либо путем фрезерования каналов вдоль стенок камеры. Поперечные сечения этих каналов меньше, что увеличивает скорость охлаждающей жидкости и максимизирует эффективность охлаждения в зонах с сильным нагревом. [6]
Тепловой поток и температура
[ редактировать ]Тепловой поток через стенку камеры очень велик; обычно в диапазоне 0,8–80 МВт/м. 2 (0,5–50 БТЕ /дюйм 2 -сек). [7] : 98 Распространенным методом оценки теплового потока, выходящего из горячих дымовых газов, является использование уравнения Барца: [8]
- коэффициент теплопередачи от горячего дымового газа к внутренней стенке камеры/сопла (Вт/м²/К)
- - диаметр горла камеры (м)
- - динамическая вязкость дымовых газов (Па·с)
- - удельная теплоемкость дымового газа (Дж/кг/К).
- - число Прандтля горючего газа
- давление в камере (Па)
- - характерная скорость реакции горения (м/с)
- — радиус кривизны стенки горла (м)
- – площадь поперечного сечения горла камеры (м 2 )
- — площадь поперечного сечения камеры/сопла в интересующей точке (м 2 )
- – безразмерный параметр, учитывающий изменение свойств газа в пограничном слое :
- температура внутренней стенки камеры/сопла (K)
- температура камеры (К)
- - отношение удельных теплоемкостей дымовых газов
- - число Маха горючего газа в интересующей точке
- является показателем степени зависимости вязкости от температуры горючего газа. Общая оценка составляет 0,6. См. температурную зависимость вязкости .
Количество тепла, которое может поступать в теплоноситель, контролируется многими факторами, включая разницу температур между камерой и теплоносителем, коэффициент теплопередачи , теплопроводность стенки камеры, скорость жидкости внутри каналов охлаждающей жидкости, скорость потока газа в камере/сопле, а также теплоемкость и температура на входе жидкости, используемой в качестве теплоносителя.
Формируются два пограничных слоя : один в горячем газе в камере (который моделируется уравнением Барца, приведенным выше), а другой в теплоносителе внутри каналов. [7] : 104–105
Обычно большая часть падения температуры происходит в пограничном слое газа, поскольку газы являются относительно плохими проводниками. Однако этот пограничный слой может быть разрушен из-за нестабильности горения , и очень скоро после этого может последовать разрушение стенки.
Пограничный слой внутри каналов теплоносителя также может быть нарушен, если теплоноситель находится при докритическом давлении и пленка кипит; тогда газ образует изолирующий слой, и температура стенки очень быстро возрастает и вскоре выходит из строя. Однако если охлаждающая жидкость вступает в пузырьковое кипение , но не образует пленки, это способствует разрушению пограничного слоя охлаждающей жидкости, и образовавшиеся пузырьки газа быстро схлопываются; это может утроить максимальный тепловой поток. Однако во многих современных двигателях с турбонасосами используются сверхкритические охлаждающие жидкости, и эти методы используются редко.
Регенеративное охлаждение редко используется изолированно; пленочное охлаждение, [6] транспирационное охлаждение, радиационное охлаждение Часто применяют также .
Механические соображения
[ редактировать ]При регенеративном охлаждении давление в каналах охлаждения превышает давление в камере. Внутренняя гильза испытывает сжатие, а внешняя стенка двигателя испытывает значительные кольцевые напряжения .
Металл внутренней гильзы сильно ослабляется под воздействием высокой температуры, а также подвергается значительному тепловому расширению на внутренней поверхности, тогда как стенка холодной стороны гильзы сдерживает расширение. Это создает значительные термические напряжения, которые могут привести к растрескиванию или растрескиванию внутренней поверхности после многократных обжигов, особенно в горловине.
Кроме того, тонкая внутренняя гильза требует механической поддержки, чтобы выдерживать сжимающую нагрузку, возникающую из-за давления пороха; эта поддержка обычно обеспечивается боковыми стенками охлаждающих каналов и опорной пластиной. Внутренний вкладыш обычно изготавливается из материалов с относительно высокой температурой и высокой теплопроводностью; традиционно использовались сплавы на основе меди или никеля.
Для создания сложной геометрии, необходимой для регенеративного охлаждения, можно использовать несколько различных технологий производства. К ним относятся гофрированный металлический лист, припаянный между внутренней и внешней облицовкой; сотни паяных трубок правильной формы или внутренний лейнер с фрезерованными охлаждающими каналами и внешний лейнер вокруг него. [9] Геометрию также можно создать с помощью прямой 3D-печати металлом , как это видно на некоторых новых конструкциях, таких как ракетный двигатель SpaceX SuperDraco .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См.:
- Чарльз Уильям Сименс, «Усовершенствования в охлаждении и производстве льда, а также в устройствах или машинах для этой цели», британский патент №. 2064 (подано: 29 июля 1857 г.).
- Цикл Сименса
- ^ См.:
- Джеймс Дьюар (1898) «Предварительное замечание о сжижении водорода и гелия», Proceedings of the Royal Society of London , 63 : 256-258.
- «Жидкий водород как двигательное топливо, 1945-1959» . Офис программы истории НАСА . History.nasa.gov . Проверено 9 августа 2014 г.
- ^ Tsiolkovsky, Konstantin E. (1903) "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (The exploration of cosmic space by means of reaction devices), Научное обозрение (Scientific Review) 5 : 44-75. (in Russian)
- ^ Фрэнк Х. Винтер (1990). Ракеты в космос . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 30 . ISBN 978-0-674-77660-9 .
- ^ Луи, Кларенс; Куан, Майрон; Вонг, Ребекка. «Рециркуляционная регенеративная система экологического контроля». Журнал аэрокосмической промышленности . 113 : 1359–1374. дои : 10.4271/2004-01-2575 .
- ^ Перейти обратно: а б «Что такое пленочное охлаждение?» . Me.umn.edu . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хазель, Декстер К.; Хуанг, Дэвид Х. (1 января 1971 г.). НАСА SP-125, Проектирование жидкостных ракетных двигателей, второе издание (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Технические заметки» . Журнал реактивного движения . 27 (1): 49–53. Январь 1957 г. doi : 10.2514/8.12572 . ISSN 1936-9980 .
- ^ Джордж П. Саттон (ноябрь – декабрь 2003 г.). «История жидкостных ракетных двигателей в России, бывшем Советском Союзе» . Журнал движения и мощности . 19 (6). PDF.aiaa.org: 1008–1037. дои : 10.2514/2.6943 .