Jump to content

Регенеративное охлаждение (ракетная техника)

В ракетных двигателей конструкции регенеративное охлаждение представляет собой конфигурацию, в которой часть или все топливо пропускается через трубы, каналы или рубашку вокруг камеры сгорания или сопла для охлаждения двигателя. Это эффективно, поскольку топливо часто является криогенным. Нагретое топливо затем подается в специальный газогенератор или впрыскивается непосредственно в основную камеру сгорания.

Двигатель ОРМ-50 в разрезе, видна рубашка охлаждения на сопле.

В 1857 году Карл Вильгельм Сименс представил концепцию регенеративного охлаждения. [1] 10 мая 1898 года Джеймс Дьюар применил регенеративное охлаждение и первым осуществил статическое сжижение водорода. [2] Концепция регенеративного охлаждения также была упомянута в 1903 году в статье Константина Циолковского . [3] Роберт Годдард построил первый двигатель с рекуперативным охлаждением в 1923 году, но отверг эту схему как слишком сложную. [4] Двигатель с регенеративным охлаждением был построен итальянским исследователем Гаэтано Артуро Крокко в 1930 году. Первыми советскими двигателями, в которых использовалась эта технология, были ОР-2 Фридриха Цандера , испытанный в марте 1933 года, и ОРМ-50, стендовые испытания которого провел в ноябре 1933 года Валентин . Глушко . Первый немецкий двигатель этого типа также был испытан в марте 1933 года Клаусом Риделем в VfR . Австрийский ученый Ойген Зенгер прославился своими экспериментами по охлаждению двигателей, начавшимися в 1933 году; однако большинство его экспериментальных двигателей имели водяное охлаждение или охлаждались дополнительным контуром топлива.

Ракетный двигатель Фау -2 , самый мощный в свое время с тягой 25 тонн (245 кН ), в конструкции Уолтера Тиля охлаждался регенеративно за счет топлива, перекачиваемого снаружи камеры сгорания между самой камерой сгорания и внешняя оболочка, которая соответствовала камере и была отделена несколькими миллиметрами. Эта конструкция оказалась недостаточной для охлаждения камеры сгорания из-за использования стали для камеры сгорания, а снаружи была добавлена ​​дополнительная система топливопроводов с соединениями через обе оболочки камеры сгорания для впрыска топлива непосредственно в камеру под углом. вдоль внутренней поверхности для дальнейшего охлаждения камеры в системе, называемой пленочным охлаждением. Эта неэффективная конструкция требовала сжигания разбавленного спирта при низком давлении в камере, чтобы избежать плавления двигателя. Американский двигатель Redstone использовал ту же конструкцию.

Двухстенная конструкция ракетного двигателя Фау-2.

Ключевой инновацией в области регенеративного охлаждения стал советский двигатель У-1250, разработанный Алексеем Михайловичем Исаевым в 1945 году. Его камера сгорания была облицована тонким медным листом, поддерживаемым гофрированной стальной стенкой камеры. Топливо протекало через гофры и очень эффективно поглощало тепло. Это позволило использовать более энергичное топливо и более высокое давление в камере, и с тех пор это основная схема, используемая во всех российских двигателях. Американские двигатели обычно решали эту проблему путем футеровки камеры сгорания паяными трубками из медного или никелевого сплава. Лишь недавно в двигателях типа РС-68 начали использовать более дешевую российскую технику. Американский стиль облицовки двигателя медными трубками называется «конструкцией спагетти», и эта концепция принадлежит Эдварду А. Ною из Reaction Motors Inc. в 1947 году.

Механизм

[ редактировать ]

Регенеративное охлаждение остается преобладающим методом управления тепловыми нагрузками в камерах тяги. Обычно ракетное топливо действует как охлаждающая жидкость, когда оно поступает в двигатель через каналы на выходе из сопла. [5] Он пересекает область горла с высокой температурой и выходит возле торца форсунки. Эти каналы создаются либо путем припаивания охлаждающих трубок к камере тяги, либо путем фрезерования каналов вдоль стенок камеры. Поперечные сечения этих каналов меньше, что увеличивает скорость охлаждающей жидкости и максимизирует эффективность охлаждения в зонах с сильным нагревом. [6]

Тепловой поток и температура

[ редактировать ]

Тепловой поток через стенку камеры очень велик; обычно в диапазоне 0,8–80 МВт/м. 2 (0,5–50 БТЕ /дюйм 2 -сек). [7] : 98  Распространенным методом оценки теплового потока, выходящего из горячих дымовых газов, является использование уравнения Барца: [8]

  • коэффициент теплопередачи от горячего дымового газа к внутренней стенке камеры/сопла (Вт/м²/К)
  • - диаметр горла камеры (м)
  • - динамическая вязкость дымовых газов (Па·с)
  • - удельная теплоемкость дымового газа (Дж/кг/К).
  • - число Прандтля горючего газа
  • давление в камере (Па)
  • - характерная скорость реакции горения (м/с)
  • радиус кривизны стенки горла (м)
  • – площадь поперечного сечения горла камеры (м 2 )
  • — площадь поперечного сечения камеры/сопла в интересующей точке (м 2 )
  • – безразмерный параметр, учитывающий изменение свойств газа в пограничном слое :

Количество тепла, которое может поступать в теплоноситель, контролируется многими факторами, включая разницу температур между камерой и теплоносителем, коэффициент теплопередачи , теплопроводность стенки камеры, скорость жидкости внутри каналов охлаждающей жидкости, скорость потока газа в камере/сопле, а также теплоемкость и температура на входе жидкости, используемой в качестве теплоносителя.

Формируются два пограничных слоя : один в горячем газе в камере (который моделируется уравнением Барца, приведенным выше), а другой в теплоносителе внутри каналов. [7] : 104–105 

Обычно большая часть падения температуры происходит в пограничном слое газа, поскольку газы являются относительно плохими проводниками. Однако этот пограничный слой может быть разрушен из-за нестабильности горения , и очень скоро после этого может последовать разрушение стенки.

Пограничный слой внутри каналов теплоносителя также может быть нарушен, если теплоноситель находится при докритическом давлении и пленка кипит; тогда газ образует изолирующий слой, и температура стенки очень быстро возрастает и вскоре выходит из строя. Однако если охлаждающая жидкость вступает в пузырьковое кипение , но не образует пленки, это способствует разрушению пограничного слоя охлаждающей жидкости, и образовавшиеся пузырьки газа быстро схлопываются; это может утроить максимальный тепловой поток. Однако во многих современных двигателях с турбонасосами используются сверхкритические охлаждающие жидкости, и эти методы используются редко.

Регенеративное охлаждение редко используется изолированно; пленочное охлаждение, [6] транспирационное охлаждение, радиационное охлаждение Часто применяют также .

Механические соображения

[ редактировать ]

При регенеративном охлаждении давление в каналах охлаждения превышает давление в камере. Внутренняя гильза испытывает сжатие, а внешняя стенка двигателя испытывает значительные кольцевые напряжения .

Металл внутренней гильзы сильно ослабляется под воздействием высокой температуры, а также подвергается значительному тепловому расширению на внутренней поверхности, тогда как стенка холодной стороны гильзы сдерживает расширение. Это создает значительные термические напряжения, которые могут привести к растрескиванию или растрескиванию внутренней поверхности после многократных обжигов, особенно в горловине.

Кроме того, тонкая внутренняя гильза требует механической поддержки, чтобы выдерживать сжимающую нагрузку, возникающую из-за давления пороха; эта поддержка обычно обеспечивается боковыми стенками охлаждающих каналов и опорной пластиной. Внутренний вкладыш обычно изготавливается из материалов с относительно высокой температурой и высокой теплопроводностью; традиционно использовались сплавы на основе меди или никеля.

Для создания сложной геометрии, необходимой для регенеративного охлаждения, можно использовать несколько различных технологий производства. К ним относятся гофрированный металлический лист, припаянный между внутренней и внешней облицовкой; сотни паяных трубок правильной формы или внутренний лейнер с фрезерованными охлаждающими каналами и внешний лейнер вокруг него. [9] Геометрию также можно создать с помощью прямой 3D-печати металлом , как это видно на некоторых новых конструкциях, таких как ракетный двигатель SpaceX SuperDraco .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См.:
    • Чарльз Уильям Сименс, «Усовершенствования в охлаждении и производстве льда, а также в устройствах или машинах для этой цели», британский патент №. 2064 (подано: 29 июля 1857 г.).
    • Цикл Сименса
  2. ^ См.:
    • Джеймс Дьюар (1898) «Предварительное замечание о сжижении водорода и гелия», Proceedings of the Royal Society of London , 63 : 256-258.
    • «Жидкий водород как двигательное топливо, 1945-1959» . Офис программы истории НАСА . History.nasa.gov . Проверено 9 августа 2014 г.
  3. ^ Tsiolkovsky, Konstantin E. (1903) "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (The exploration of cosmic space by means of reaction devices), Научное обозрение (Scientific Review) 5  : 44-75. (in Russian)
  4. ^ Фрэнк Х. Винтер (1990). Ракеты в космос . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 30 . ISBN  978-0-674-77660-9 .
  5. ^ Луи, Кларенс; Куан, Майрон; Вонг, Ребекка. «Рециркуляционная регенеративная система экологического контроля». Журнал аэрокосмической промышленности . 113 : 1359–1374. дои : 10.4271/2004-01-2575 .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Что такое пленочное охлаждение?» . Me.umn.edu . Проверено 24 февраля 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хазель, Декстер К.; Хуанг, Дэвид Х. (1 января 1971 г.). НАСА SP-125, Проектирование жидкостных ракетных двигателей, второе издание (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
  8. ^ «Технические заметки» . Журнал реактивного движения . 27 (1): 49–53. Январь 1957 г. doi : 10.2514/8.12572 . ISSN   1936-9980 .
  9. ^ Джордж П. Саттон (ноябрь – декабрь 2003 г.). «История жидкостных ракетных двигателей в России, бывшем Советском Союзе» . Журнал движения и мощности . 19 (6). PDF.aiaa.org: 1008–1037. дои : 10.2514/2.6943 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 460b617518e0e5d4f66f09fc2eb27da3__1720657680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/a3/460b617518e0e5d4f66f09fc2eb27da3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Regenerative cooling (rocketry) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)