Valentin Glushko
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2023 г. ) |
Valentin Glushko | |
---|---|
Рожденный | 2 сентября 1908 г. |
Умер | 10 января 1989 г. | (80 лет)
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. |
Образование | Ленинградский государственный университет |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Инженерное дело ( компьютер ) |
Учреждения | Советская космическая программа |
Значительный дизайн | не берет |
Подпись | |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Valentin Petrovich Glushko ( Русский : Валентин Петрович Глушко ; Russian : Валентин Петрович Глушко , romanized : Valentyn Petrovych Hlushko born 2 September 1908 – 10 January 1989) . ; 974 until 1989 год.
Глушко был главным конструктором ракетных двигателей в советской программе во время разгара космической гонки между Соединенными Штатами и Советским Союзом и был сторонником кибернетики в космической программе.
Биография
[ редактировать ]В четырнадцать лет он увлекся воздухоплаванием после прочтения романов Жюля Верна . Известно, что он написал письмо Константину Циолковскому в 1923 году. Учился в Одесском ремесленном училище, где выучился на слесаря по металлу . После окончания института поступил учеником на завод гидравлики. Сначала он прошел обучение на слесаря, затем перешел на токаря.
Во время пребывания в Одессе Глушко проводил эксперименты со взрывчаткой. Они были извлечены из неразорвавшихся артиллерийских снарядов, оставленных белогвардейцами при отступлении. С 1924 по 1925 год он писал статьи, посвященные исследованию Луны, а также использованию предложенных Циолковским двигателей для космических полетов .
Он учился в Ленинградском государственном университете , где изучал физику и математику, но обнаружил, что специальные программы его не интересуют. Сообщается, что он ушел, не получив диплома, в апреле 1929 года. С 1929 по 1930 год он занимался ракетными исследованиями в Лаборатории газовой динамики (ГДЛ), где был создан новый исследовательский отдел по изучению жидкостных и электрических двигателей. Он стал членом Реактивного научно-исследовательского института , основанного в Москве в 1931 году при слиянии ГДЛ с Группой по изучению реактивного движения (ГИРД).
23 марта 1938 года он оказался вовлеченным в Иосифа Сталина и Великую чистку был арестован НКВД и помещен в Бутырскую тюрьму . 15 августа 1939 г. он был приговорен к восьми годам лишения свободы; однако Глушко вместе с другими арестованными учеными был привлечен к работе над различными проектами самолетов. В 1941 году его назначили руководителем конструкторского бюро жидкостных ракетных двигателей . Наконец его освободили в 1944 году. В 1944 году Сергей Королев и Глушко сконструировали вспомогательный ракетный двигатель РД-1 кГц, испытанный на скороподъемном Ла-7Р для защиты столицы от высотных атак люфтваффе . [1]
В конце Второй мировой войны Глушко был отправлен в Германию и Восточную Европу для изучения немецкой ракетной программы. В рамках этого он присутствовал на запуске операции Backfire в роли полковника Глушко. [2] В 1946 году он стал главным конструктором собственного бюро ОКБ 456 и оставался на этой должности до 1974 года. Это бюро сыграет заметную роль в разработке ракетных двигателей в Советском Союзе.
Его ОКБ 456 (позже НПО «Энергомаш» ) разработало двигатель РД-101 тягой 35 тонн (340 кН ), использовавшийся в Р-2, двигатель РД-110 тягой 120 тонн (1180 кН), использовавшийся в Р-3, и РД-103 тягой 44 тонны (430 кН), использовавшийся на Р-5 Победа (СС-3 Шистер). Р -7 («Семёрка») будет включать в себя четыре двигателя Глушко РД-107 и один РД-108. В 1954 году он приступил к проектированию двигателей для Р-12 «Двина» (СС-4 «Сандал»), которые спроектировал Михаил Янгель . Он также стал ответственным за поставку ракетных двигателей Сергею Королеву , конструктору Р-9 Десна (SS-8 Сасин). Среди его разработок был мощный РД-170 жидкостный двигатель .
В 1974 году, после шести успешных высадок американцев на Луну, премьер-министр Леонид Брежнев решил отменить проблемную советскую программу по отправке человека на Луну. Он объединил советскую космическую программу, переместив Василия Мишина ОКБ -1 (бывшее конструкторское бюро Королева), а также другие бюро в единое бюро, возглавляемое Глушко, позже названное НПО «Энергия» . Первым действием Глушко после полного увольнения Мишина стала отмена ракеты Н-1 , программы, которую он давно критиковал, несмотря на то, что одной из причин ее трудностей был его собственный отказ от проектирования мощных двигателей, необходимых Королеву, потому что трений между двумя мужчинами и якобы разногласий по поводу использования криогенного или гиперголического топлива.
В 1965 году, после УР-500 начала полетов ракеты-носителя , Бюро Челомея предложило Н-1 Королева встречное предложение по УР-700 , ракете-носителю Сатурна V-класса с девятью двигателями типа F-1, работающими на тетроксиде азота и НДМГ . Королев был ярым противником гиперголических порохов из-за их токсичности, часто ссылаясь на катастрофу Неделина 1960 года как на доказательство опасности, которую они представляют, а также возражал против УР-500 по той же причине.
Тем временем Глушко был сторонником УР-700 Владимира Челомея, а также еще более мощной УР-900 с ядерным разгонным блоком. Когда Королев продолжил протестовать по поводу риска для безопасности, создаваемого гиперголическим топливом, Глушко ответил контраргументом, что США запускают пилотируемый космический корабль «Джемини» на ракете «Титан II» с очень похожим топливом, и для них это не является проблемой безопасности. Он также утверждал, что N-1 не является работоспособным решением, поскольку они не могут разработать двигатели RP-1/LOX в масштабе Saturn F-1. Когда Королев предложил разработать жидководородный для Н-1 двигатель, Глушко заявил, что LH2 совершенно непрактичен в качестве ракетного топлива.
По словам Глушко, УР-700 может обеспечить прямой подъем на Луну, что он считает более безопасным и надежным, чем подход «сближение и стыковка», используемый в программе «Аполлон» и предложениях Королева Н-1. Он также представлял UR-700 и UR-900 во всех видах применения: от лунных баз до пилотируемых полетов на Марс, от зондов внешних планет до орбитальных боевых станций.
Когда в январе 1966 года Королев умер, ОКБ-1 возглавил его заместитель Василий Мишин. Мишину удалось добиться от Кремля прекращения проекта УР-700/900 и двигателя РД-270, запланированного Глушко для семейства ракет-носителей. Его главными аргументами были огромный риск для безопасности, связанный с неудачным запуском UR-700 на малой высоте, и напрасная трата денег на разработку двух семейств HLV одновременно.
После полного провала советских пилотируемых полетов на Луну, беспилотных полетов на Марс и гибели четырех космонавтов Мишин был уволен в 1973 году, и Кремль решил объединить всю советскую космическую программу в одну организацию, возглавляемую Глушко.
Одним из первых действий Глушко была приостановка программы Н-1, которая, однако, формально не была прекращена до 1976 года. Затем он начал работу над совершенно новым HLV. В это время США разрабатывали космический челнок .
Глушко решил, что новый HLV « Энергия » будет использовать полностью жидкостные двигатели с активной ступенью LH2 вместо главных двигателей «Шаттла», а также твердотопливные накладные ускорители «Шаттла» с жидкостными ускорителями с использованием LOX / RP-1. Двигатели РД-170.
Если двигатель РД-120, используемый для основной ступени «Энергии», был разработан быстро и без особых трудностей, то РД-170 оказалось сложнее в разработке. Вместо этого Глушко решил использовать двигатель с четырьмя камерами сгорания, питаемыми от одной линии подачи топлива. Разработанные для "Энергии" накладные ускорители РД-170 стали основой семейства ракет-носителей "Зенит", полеты которых начались в 1985 году. Поскольку космический корабль "Буран" не был готов к работе, в первый полет "Энергии" в мае 1987 года был поднят прототип модуля космической станции. называется Полюс . В конце концов, «Буран» все же полетел следующим летом, за несколько месяцев до смерти Глушко.
Хотя «Энергия» и «Буран» стали жертвами потери финансирования после распада СССР, двигатели РД-170 и его производные все еще летают сегодня, а опыт создания двигателей LH2, полученный в ходе проекта «Энергия», будет использован на более поздних верхних стадиях, таких как «Бриз». .
Команда Глушко входила в состав Министерства общего машиностроения СССР, возглавляемого министром Сергеем Афанасьевым . Перед смертью он назначил своим преемником Бориса Губанова.
Глушко умер 10 января 1989 года. Его некролог подписали многие руководители Коммунистической партии Советского Союза , в том числе Михаил Горбачев . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самой значительной его инженерной ошибкой, как отметил начальник управления Юрий Демьянко, было его настойчивое утверждение о водородного топлива непригодности для использования в качестве ракетного топлива. В результате в советской космической программе все еще обсуждалось использование водородных двигателей, пока американцы собирали ракету-носитель Сатурн-5 . Кроме того, конструкторскому бюро Глушко постоянно не удавалось создать ракетный двигатель на топливе LOX/керосин с большой камерой сгорания, который мог бы конкурировать с американским F-1, использовавшимся на Сатурне-5 ; вместо этого его решением стал РД-270 , одиночный большой двигатель с камерой сгорания, работающий на гиперголическом топливе, который имел почти такую же тягу и лучший удельный импульс по сравнению с двигателем F-1. Кроме того, в РД-270 использовалась очень продвинутая концепция полнопоточного ступенчатого сгорания с замкнутым циклом вместо простой конструкции газогенератора с открытым циклом, используемой в ракетном двигателе F-1. Это было основной причиной неудачи Н-1, который был вынужден полагаться на множество двигателей меньшего размера в качестве двигательной установки, поскольку его главный конструктор Сергей Королев настоял на использовании комбинации LOX/керосин, что, по мнению Глушко, потребовало бы много времени. больше времени и денег на проектирование. Глушко так и не смог преодолеть проблемы нестабильности горения больших ракетных двигателей, использующих керосиновое топливо; его окончательное решение этой проблемы видно на РД-170 , который по сути представляет собой четыре меньших по размеру узла камеры сгорания и форсунок, имеющих общие системы подачи топлива. Это решение и двигатель дали Советам большую тягу, необходимую для создания «Энергия» сверхтяжелой ракеты-носителя , и, вероятно, являются лучшим примером технических способностей Глушко, когда он был в своих лучших проявлениях.
Почести и награды
[ редактировать ]- Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
- Орден Ленина пять раз (1956, 1958, 1961, 1968, 1978).
- Орден Октябрьской Революции (1971 г.)
- Орден Трудового Красного Знамени (1945 г.).
- Юбилейная медаль «За доблестный труд. В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 г.).
- Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (1975 г.).
- Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (1985 г.).
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (1945 г.).
- Медаль «Ветеран труда» (1984 г.).
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948 г.).
- Ленинская премия (1957).
- Государственная премия СССР (1967, 1984).
- Золотая медаль. Циолковский АН СССР (1958).
- Диплом им. Поль Тиссандье (ФАИ) (1967)
- Почетный гражданин Королева.
- Астероид номер 6357 , открытый в 1976 году, был назван в честь Глушко Николаем Степановичем Черных.
- Кратер Глушко на Луне назван в его честь.
- проспект в столице Украины Киеве . Именем Глушко назван
Библиография
[ редактировать ]- Глушко В. П., Г. Лангемак Ракеты, их конструкция и применение , 1935 .
- Glushko, V. P., Rocket Engines GDL-OKB , Novosti Publishing House, Moscow, 1975 .
- В. П. Глушко, Развитие ракетно-космической техники в СССР , Издательство «Новости Пресс», Москва (1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Последний из Лавочкиных военного времени », AIR International, Бромли, Кент, Великобритания, ноябрь 1976 г., том 11, номер 5, страницы 245–246.
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Спрингер-Праксис. п. 10. ISBN 978-0387218960 .
Источники
[ редактировать ]- Харфорд, Джеймс Дж. (1997). Королев: как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне . Нью-Йорк: Уайли. ISBN 0-471-14853-9 .
- «Ракеты и люди» – Б.Е. Черток , М: «Машиностроение», 1999. ISBN 5-217-02942-0 (на русском языке) ; Английский перевод на сайте НАСА.
- «Испытания ракетно-космической техники — дело моей жизни» События и факты — А.И. Осташев , Королев , 2001. [1] ;
- «Банк Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., Киев , 2014г., издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
- А.И. Осташев , Сергей Павлович Королев - Гений ХХ века — 2010 М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
- Валентин Глушко //История семьи
- "С.П. Королев. Энциклопедия жизни и творчества" - под редакцией В.А. Лопоты, РКК "Энергия". Королев ИП , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
- Официальный сайт администрации города Байконур - Почетные граждане Байконура
- «Космический наукоград Королев» - Автор: Посаментир Р.Д. М: издательство СП Струченевский О.В., ISBN 978-5-905234-12-5
- «Оглядываюсь назад и не жалею». - Автор: Абрамов Анатолий Петрович: издательство «Новый формат» Барнаул, 2022. ISBN 978-5-00202-034-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Биография Валентина Глушко» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 г. Проверено 25 июля 2006 г.
- Валентин Глушко в Find a Grave
- 1908 рождений
- 1989 смертей
- Члены ЦК XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Члены ЦК XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Члены ЦК XXXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Инженеры из Одессы
- People from Odessky Uyezd
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Ученые, занимающиеся первыми космическими полетами
- Украинские авиакосмические инженеры
- Заключенные Шарашки
- Сотрудники советской космической программы
- Советские пионеры космонавтики
- Советские инженеры
- Украинские инженеры ХХ века
- Ученые-ракетчики
- Рабочие по листовому металлу
- Народ Украинской Советской Социалистической Республики
- Сотрудники РКК «Энергия»
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Российские учёные