Александр Кемурджян
Александр Кемурджян | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 февраля 2003 г. Санкт-Петербург , Россия | (81 год)
Национальность | Армянский |
Гражданство | Россия |
Альма-матер | Московский Высший Технический Колледж имени Баумана |
Известный | Главный конструктор Лунохода-1 , первого космического аппарата для исследования космоса. |
Научная карьера | |
Поля | Инженерное дело ( автомобильное ) |
Учреждения | ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш) |
Александр Леонович Кемурджян [2] [а] ( Russian : Александр Леонович Кемурджиан ; [5] 4 октября 1921 — 25 февраля 2003) — российский инженер армянского происхождения , участвовавший в бывшей советской космической программе, проработавший в институте ВНИИТрансмаш большую часть второй половины 20 века . Он наиболее известен благодаря разработке металлических корпусов для Лунохода-1 — первого в истории планетохода для исследования космоса в рамках советской космической программы . [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кемурджян родился в армян. семье [3] 4 октября 1921 года во Владикавказе , ныне столице Северной Осетии . [7] [8] [5] Его отец (1898 г.р.) и мать (1901 г.р.) были добровольцами Гражданской войны в России в составе 11-й Красной Армии и в момент его рождения находились во Владикавказе. [8] Его бабушка и дедушка по отцовской линии были из Трапезунда и поселились в Батуми в конце 19 века. Его мать была из Ростова-на-Дону . [9]
В 1940 году поступил в Высшее техническое училище имени Баумана в Москве. [7] [8] [5] С началом Восточного фронта Великой Отечественной войны в 1941 году ему и другим студентам танкового факультета поручили ремонтировать поврежденные танки до эвакуации института в Ижевск . [8] В начале 1942 года добровольцем вступил в Советскую Армию . [8] Участвовал в Курской , Днепровской , Висло -Одерской наступательной операции . [5] [7] Служил в 162-й стрелковой дивизии. [ ру ] НКВД . [8] Дослужился до звания старшего лейтенанта [8] К моменту его демобилизации в 1946 г. [5] За заслуги награжден орденами Мужества , Красной Звезды (1944). [8] Орден Отечественной войны (1945, 1995 гг.), [8] Орден «Знак Почета» , [10] и медаль «За боевые заслуги» . [8] В связи с разрухой, вызванной войной, Кемурджян окончил факультет гусеничных машин. [10] Баумана в 1951 году, примерно через 11 лет после поступления. [8] [5]
Карьера
[ редактировать ]В 1951 году Кемурджян начал работать во в Ленинграде . Всесоюзном научно-исследовательском институте № 100 (ВНИИ-100, ныне ВНИИТрансмаш ) [5] [8] [10] «Основной сферой деятельности которого было производство танков для Советской Армии». [11] Исследования Кемурджиана были сосредоточены на бесступенчатой трансмиссии гусеничных машин . [8] [5] В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию. [7] [8] [5] [10] С 1959 г. Кемурджян руководил исследованиями по кораблям на воздушной подушке (судам на воздушной подушке). [7] [8] [5]
Кемурджян является автором 200 научных публикаций (в основном статей, около шести монографий). [5] и запатентовал 50 изобретений. [12] [8]
Работа на луноходах
[ редактировать ]Между 1963 и 1973 годами [8] Кемурджян возглавил группу по разработке шасси для программы «Луноход» . [5] [10] Его команда разработала Луноход-1 (1970 г.) и Луноход-2 (1973 г.). [10] [5] В 1969 году он был назначен заместителем директора и главным конструктором ВНИИТрансмаша. [5] Под его руководством институт стал лидером космического транспортного машиностроения. [5] [8] В 1971 году стал доктором технических наук. [10] [8] после защиты диссертации по материалам работ на Луноходе-1 . [5] В 1977 году ему было присвоено звание профессора. [8]
Кемурджян лично интересовался космическими полетами и «космическими зондами с дистанционным управлением». [11] который был известен Сергею Королеву . [13] В сентябре 1963 года Королев встретился с инженерами ВНИИТрансмаша, чтобы обсудить возможности создания луноходов. [14] Эскизы проекта первого лунохода были завершены к сентябрю 1965 года. [13] Кемурджян представил основной доклад о возможности создания лунохода. [15] Георгий Бабакин , директор ОКБ Лавочкина , и Кемурджян тесно сотрудничали при проектировании Е-8 в 1966 году. [13] В 1967 году была разработана окончательная конструкция лунохода и построен прототип. [13] Ранние модели были отправлены на Луну на Луне-11 , Луне-12 (1966 г.) и Луне-14 (1968 г.). Луноход-1 , доработанный вариант, спроектировал Кемурджиан. [13] [6] и Бабакин. [16] Кемурджиану приписывают роль главного конструктора самоходного шасси Лунохода -1 . [15]
Луноход-1 был доставлен на Луну на корабле «Луна-17» , который был запущен 10 ноября и приземлился на Луну 17 ноября 1970 года. [17] [18] [19] Это был «первый успешный марсоход, работавший за пределами Земли». [17] и «первый самоходный безэкипажный аппарат, работавший на Луне». [20] Он весил 756 кг (1667 фунтов), имел длину 4,42 м (14,5 футов) и высоту 1,92 м (6 футов 4 дюйма). На нем были камеры, передатчики и научные инструменты. [13] Робот с дистанционным управлением проехал около 10,54 км (6,55 миль) за 10 месяцев и отправил обратно около 20 000 фотографий и 200 панорам. Он также выполнил более 500 испытаний лунного грунта . [21]
Работа над марсианским спускаемым аппаратом
[ редактировать ]Оба спускаемых аппарата М71 — «Марс-2» и «Марс-3 », запущенные в 1971 году, несли на борту небольшого шагающего робота ПрОП-М (ПрОП-М, « Прибор оценки проходимости Марса» , «Машина для оценки проходимости Марса»), разработанного Кемурдзяном во ВНИИТрансмаше. . [22]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]В мае 1986 года Кемурджян возглавил группу исследователей по разработке робота СТР-1 (СТР-1) в ответ на чернобыльскую катастрофу . Целью было оказать поддержку ликвидаторам Чернобыля в исследовании и очистке территории. [12] [10] [5] В Чернобыле он подвергся чрезмерному облучению и лечился в московской больнице от радиационных ожогов . [12]
Кемурджян вышел на пенсию в 1998 году. [23] [12] В 2000 году стал членом-учредителем Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики (СтПБ РАК). [23] В ноябре 2000 года был главным докладчиком на праздновании 30-летия Лунохода, проходившем в Большом драматическом театре имени Товстоногова . [12] Его последнее публичное выступление состоялось в середине января 2003 года. Через несколько дней он получил перелом бедра и был госпитализирован. [23] Он умер в Санкт-Петербурге 24 числа. [23] [12] или 25 [8] [6] Февраль 2003 г. Похоронен на Смоленском армянском кладбище. [ он ; грубый ] в Санкт-Петербурге. [12]
Признание
[ редактировать ]Кемурджян признан «основателем российской школы проектирования планетоходов». [23] [8] За работу над луноходами Кемурджян получил Ленинскую премию в 1973 году. [8] [10] Малая планета, открытая 26 августа 1976 года Николаем Черных в Крымской астрофизической обсерватории, получила название 5933 Кемурджиан . [24] Он был членом Планетарного общества . [3] Европейский союз наук о Земле и другие научные общества. [8] Документы, фотографии и другие архивные материалы о Кемурджиане хранятся в Российском государственном архиве научно-технической документации . [8]
Маленков охарактеризовал его так: «Острый ум, сообразительность и немедленная реакция во всех, в том числе неожиданных, ситуациях; профессионализм, энциклопедическая эрудиция, целеустремленность и трудолюбие, помноженные на безграничную энергию; природные качества руководителя любого собрания людей». или знатоки, собранные случайно или в силу производственных связей, обаятельный собеседник, поэт и великий рассказчик...» [23]
В октябре 2021 года 100-летие со дня рождения Кемурджяна было отмечено в Армении конференцией и почтовой маркой. [4] [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б «Одна новая почтовая марка, посвященная теме «100-летие Александра Кемурджиана» » . Айпост . 18 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Сиддики 2000 , с. 967.
- ^ Перейти обратно: а б с «Александр Кемурджян» . Планетарное общество . Архивировано из оригинала 26 января 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Наступает время Александра Кемурджяна, время луноходов и марсоходов. Под эгидой президента Армена Саркисяна состоялась конференция, посвященная 100-летию всемирно известного армянского инженера Александра Кемурджяна» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. 17 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Кемурджян Александр Леонович» . ВНИИтрансмаш.ру (на русском языке). Институт мобильного автомобильного машиностроения . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 13 июня 2020 г. Переиздано в "Кемурджиан Александр Леонович" (in Russian). Roscosmos . Archived from the original on 6 January 2020.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенсон, Элвин К. (2010). Изобретатели и изобретения . Салем Пресс. п. 1285. ИСБН 9781587655265 .
Кемурджян, Александр (4 октября 1921 - 25 февраля 2003): Русский. Кемурджян спроектировал «Луноход-1», первый космический исследовательский вездеход, который путешествовал по Луне в 1970 году.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харви 2007 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Uspenskaya, L. V.; Dyomina, T. P. "Гуманитарная составляющая жизни. К 90-летию доктора технических наук, профессора, основателя школы космического транспортного машиностроения Александра Кемурджиана" . rgantd.ru (in Russian). Russian State Archive of Scientific-Technical Documentation . Archived from the original on 6 January 2020.
- ^ Sarkisian, Arkadii E. (1998). Армяне – военные ученые, конструкторы, производственники и испытатели XX века [Armenians: Military Scientists, Constructors, Manufacturers and Testers of the 20th Century]. Volume I (in Russian). Gitutyun, National Academy of Sciences of Armenia . p. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Александр Леонович Кемурджян» . sm9.bmstu.ru (на русском языке). Московский государственный технический университет им. Баумана .
- ^ Перейти обратно: а б Сиддики 2000 , с. 529.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Харви 2007 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Харви 2007 , с. 249.
- ^ Харви 2007 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Маленков, Михаил (март 2016 г.). «Самоходное автоматическое шасси Лунохода-1: История создания в эпизодах». Границы машиностроения . 11 (1): 60–86. Бибкод : 2016FrME...11...60M . дои : 10.1007/s11465-016-0370-5 . S2CID 10136749 .
- ^ Хартов В.В.; Романов В.М.; Пичхадзе, К.М. (декабрь 2015 г.). «Жизнь главного конструктора научных роботизированных космических систем — Бабакина Георгия Николаевича». Исследования Солнечной системы . 49 (7): 448. Бибкод : 2015SoSyR..49..443K . дои : 10.1134/S0038094615070114 . S2CID 125009410 .
Разработкой самоходного шасси для ЛУНОХОДа руководил А. Л. Кемурджян, ленинградский ученый, конструктор, близкий сотрудник Г. Н. Бабакиной. Совместно со своими ближайшими соратниками Бабакиным и Кемурджианом был получен патент на конструкцию шасси (Маленков, 2013).
- ^ Перейти обратно: а б «Луноход 01» . НАСА . 15 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ Харви 2007 , с. 253.
- ^ Ясность, Джеймс Ф. (19 ноября 1970 г.). «Советы говорят, что лунный корабль продолжает свою исследовательскую миссию» . Нью-Йорк Таймс . п. 33.
- ^ Ясность, Джеймс Ф. (23 ноября 1970 г.). «Луноход-1 завершает первый этап работы на Луне» . Нью-Йорк Таймс . п. 29.
- ^ Хауэлл, Элизабет (20 декабря 2016 г.). «Луноход-1: первый успешный луноход» . Space.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года.
- ^ Харви, Брайан (2007). Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие и перспективы . Springer Science & Business Media . п. 134 . ISBN 9780387496641 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маленков М.И. (декабрь 2013 г.). «Создание Лунохода-1 как выдающееся научно-техническое достижение XX века». Исследования Солнечной системы . 47 (7): 610–617. Бибкод : 2013SoSyR..47..610M . дои : 10.1134/S0038094612070167 . S2CID 121811833 .
- ^ "(5933) Кемурджиан = 1976 QN = 1988 FC3" . Центр малых планет .
Библиография
[ редактировать ]- Сиддики, Асиф А. (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА . Отдел истории
- Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Springer Science & Business Media . ISBN 9780387739762 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Kupriyanov, Valery N. (2 October 2016). "Александр Леонович Кемурджиан – главный конструктор самоходного шасси "Лунохода". Моменты жизни" . ivak.spb.ru (in Russian). History of Aeronautics, Aviation and Astronautics. Archived from the original on 26 February 2019.
- 1921 рождений
- 2003 смертей
- Люди из Владикавказа.
- Армянские учёные
- Армянские изобретатели
- Армянские инженеры
- Российские аэрокосмические инженеры
- советские авиакосмические инженеры
- Сотрудники советской космической программы
- Выпускники МГТУ им. Баумана
- Советские армяне
- Советские изобретатели
- Советские военнослужащие Второй мировой войны
- Кавалеры Ордена Мужества (Россия).
- Российские учёные