Jump to content

Александр Кемурджян

Александр Кемурджян
Кемурджян на почтовой марке Армении 2021 года [1]
Рожденный ( 1921-10-04 ) 4 октября 1921 г.
Умер 25 февраля 2003 г. (25 февраля 2003 г.) (81 год)
Национальность Армянский
Гражданство  Россия
Альма-матер Московский Высший Технический Колледж имени Баумана
Известный Главный конструктор Лунохода-1 , первого космического аппарата для исследования космоса.
Научная карьера
Поля Инженерное дело ( автомобильное )
Учреждения ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш)

Александр Леонович Кемурджян [2] [а] ( Russian : Александр Леонович Кемурджиан ; [5] 4 октября 1921 — 25 февраля 2003) — российский инженер армянского происхождения , участвовавший в бывшей советской космической программе, проработавший в институте ВНИИТрансмаш большую часть второй половины 20 века . Он наиболее известен благодаря разработке металлических корпусов для Лунохода-1 — первого в истории планетохода для исследования космоса в рамках советской космической программы . [6]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кемурджян родился в армян. семье [3] 4 октября 1921 года во Владикавказе , ныне столице Северной Осетии . [7] [8] [5] Его отец (1898 г.р.) и мать (1901 г.р.) были добровольцами Гражданской войны в России в составе 11-й Красной Армии и в момент его рождения находились во Владикавказе. [8] Его бабушка и дедушка по отцовской линии были из Трапезунда и поселились в Батуми в конце 19 века. Его мать была из Ростова-на-Дону . [9]

В 1940 году поступил в Высшее техническое училище имени Баумана в Москве. [7] [8] [5] С началом Восточного фронта Великой Отечественной войны в 1941 году ему и другим студентам танкового факультета поручили ремонтировать поврежденные танки до эвакуации института в Ижевск . [8] В начале 1942 года добровольцем вступил в Советскую Армию . [8] Участвовал в Курской , Днепровской , Висло -Одерской наступательной операции . [5] [7] Служил в 162-й стрелковой дивизии. [ ру ] НКВД . [8] Дослужился до звания старшего лейтенанта [8] К моменту его демобилизации в 1946 г. [5] За заслуги награжден орденами Мужества , Красной Звезды (1944). [8] Орден Отечественной войны (1945, 1995 гг.), [8] Орден «Знак Почета» , [10] и медаль «За боевые заслуги» . [8] В связи с разрухой, вызванной войной, Кемурджян окончил факультет гусеничных машин. [10] Баумана в 1951 году, примерно через 11 лет после поступления. [8] [5]

В 1951 году Кемурджян начал работать во в Ленинграде . Всесоюзном научно-исследовательском институте № 100 (ВНИИ-100, ныне ВНИИТрансмаш ) [5] [8] [10] «Основной сферой деятельности которого было производство танков для Советской Армии». [11] Исследования Кемурджиана были сосредоточены на бесступенчатой ​​трансмиссии гусеничных машин . [8] [5] В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию. [7] [8] [5] [10] С 1959 г. Кемурджян руководил исследованиями по кораблям на воздушной подушке (судам на воздушной подушке). [7] [8] [5]

Кемурджян является автором 200 научных публикаций (в основном статей, около шести монографий). [5] и запатентовал 50 изобретений. [12] [8]

Работа на луноходах

[ редактировать ]

Между 1963 и 1973 годами [8] Кемурджян возглавил группу по разработке шасси для программы «Луноход» . [5] [10] Его команда разработала Луноход-1 (1970 г.) и Луноход-2 (1973 г.). [10] [5] В 1969 году он был назначен заместителем директора и главным конструктором ВНИИТрансмаша. [5] Под его руководством институт стал лидером космического транспортного машиностроения. [5] [8] В 1971 году стал доктором технических наук. [10] [8] после защиты диссертации по материалам работ на Луноходе-1 . [5] В 1977 году ему было присвоено звание профессора. [8]

Кемурджян лично интересовался космическими полетами и «космическими зондами с дистанционным управлением». [11] который был известен Сергею Королеву . [13] В сентябре 1963 года Королев встретился с инженерами ВНИИТрансмаша, чтобы обсудить возможности создания луноходов. [14] Эскизы проекта первого лунохода были завершены к сентябрю 1965 года. [13] Кемурджян представил основной доклад о возможности создания лунохода. [15] Георгий Бабакин , директор ОКБ Лавочкина , и Кемурджян тесно сотрудничали при проектировании Е-8 в 1966 году. [13] В 1967 году была разработана окончательная конструкция лунохода и построен прототип. [13] Ранние модели были отправлены на Луну на Луне-11 , Луне-12 (1966 г.) и Луне-14 (1968 г.). Луноход-1 , доработанный вариант, спроектировал Кемурджиан. [13] [6] и Бабакин. [16] Кемурджиану приписывают роль главного конструктора самоходного шасси Лунохода -1 . [15]

Луноход-1 был доставлен на Луну на корабле «Луна-17» , который был запущен 10 ноября и приземлился на Луну 17 ноября 1970 года. [17] [18] [19] Это был «первый успешный марсоход, работавший за пределами Земли». [17] и «первый самоходный безэкипажный аппарат, работавший на Луне». [20] Он весил 756 кг (1667 фунтов), имел длину 4,42 м (14,5 футов) и высоту 1,92 м (6 футов 4 дюйма). На нем были камеры, передатчики и научные инструменты. [13] Робот с дистанционным управлением проехал около 10,54 км (6,55 миль) за 10 месяцев и отправил обратно около 20 000 фотографий и 200 панорам. Он также выполнил более 500 испытаний лунного грунта . [21]

Работа над марсианским спускаемым аппаратом

[ редактировать ]

Оба спускаемых аппарата М71 — «Марс-2» и «Марс-3 », запущенные в 1971 году, несли на борту небольшого шагающего робота ПрОП-М (ПрОП-М, « Прибор оценки проходимости Марса» , «Машина для оценки проходимости Марса»), разработанного Кемурдзяном во ВНИИТрансмаше. . [22]

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

В мае 1986 года Кемурджян возглавил группу исследователей по разработке робота СТР-1 (СТР-1) в ответ на чернобыльскую катастрофу . Целью было оказать поддержку ликвидаторам Чернобыля в исследовании и очистке территории. [12] [10] [5] В Чернобыле он подвергся чрезмерному облучению и лечился в московской больнице от радиационных ожогов . [12]

Кемурджян вышел на пенсию в 1998 году. [23] [12] В 2000 году стал членом-учредителем Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики (СтПБ РАК). [23] В ноябре 2000 года был главным докладчиком на праздновании 30-летия Лунохода, проходившем в Большом драматическом театре имени Товстоногова . [12] Его последнее публичное выступление состоялось в середине января 2003 года. Через несколько дней он получил перелом бедра и был госпитализирован. [23] Он умер в Санкт-Петербурге 24 числа. [23] [12] или 25 [8] [6] Февраль 2003 г. Похоронен на Смоленском армянском кладбище. [ он ; грубый ] в Санкт-Петербурге. [12]

Признание

[ редактировать ]

Кемурджян признан «основателем российской школы проектирования планетоходов». [23] [8] За работу над луноходами Кемурджян получил Ленинскую премию в 1973 году. [8] [10] Малая планета, открытая 26 августа 1976 года Николаем Черных в Крымской астрофизической обсерватории, получила название 5933 Кемурджиан . [24] Он был членом Планетарного общества . [3] Европейский союз наук о Земле и другие научные общества. [8] Документы, фотографии и другие архивные материалы о Кемурджиане хранятся в Российском государственном архиве научно-технической документации . [8]

Маленков охарактеризовал его так: «Острый ум, сообразительность и немедленная реакция во всех, в том числе неожиданных, ситуациях; профессионализм, энциклопедическая эрудиция, целеустремленность и трудолюбие, помноженные на безграничную энергию; природные качества руководителя любого собрания людей». или знатоки, собранные случайно или в силу производственных связей, обаятельный собеседник, поэт и великий рассказчик...» [23]

В октябре 2021 года 100-летие со дня рождения Кемурджяна было отмечено в Армении конференцией и почтовой маркой. [4] [1]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Также пишется Кемурджян , [3] Кемурджян . [4]
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б «Одна новая почтовая марка, посвященная теме «100-летие Александра Кемурджиана» » . Айпост . 18 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
  2. ^ Сиддики 2000 , с. 967.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Александр Кемурджян» . Планетарное общество . Архивировано из оригинала 26 января 2020 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Наступает время Александра Кемурджяна, время луноходов и марсоходов. Под эгидой президента Армена Саркисяна состоялась конференция, посвященная 100-летию всемирно известного армянского инженера Александра Кемурджяна» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. 17 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Кемурджян Александр Леонович» . ВНИИтрансмаш.ру (на русском языке). Институт мобильного автомобильного машиностроения . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 13 июня 2020 г. Переиздано в "Кемурджиан Александр Леонович" (in Russian). Roscosmos . Archived from the original on 6 January 2020.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бенсон, Элвин К. (2010). Изобретатели и изобретения . Салем Пресс. п. 1285. ИСБН  9781587655265 . Кемурджян, Александр (4 октября 1921 - 25 февраля 2003): Русский. Кемурджян спроектировал «Луноход-1», первый космический исследовательский вездеход, который путешествовал по Луне в 1970 году.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Харви 2007 , с. 248.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Uspenskaya, L. V.; Dyomina, T. P. "Гуманитарная составляющая жизни. К 90-летию доктора технических наук, профессора, основателя школы космического транспортного машиностроения Александра Кемурджиана" . rgantd.ru (in Russian). Russian State Archive of Scientific-Technical Documentation . Archived from the original on 6 January 2020.
  9. ^ Sarkisian, Arkadii E. (1998). Армяне – военные ученые, конструкторы, производственники и испытатели XX века [Armenians: Military Scientists, Constructors, Manufacturers and Testers of the 20th Century]. Volume I (in Russian). Gitutyun, National Academy of Sciences of Armenia . p. 168.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Александр Леонович Кемурджян» . sm9.bmstu.ru (на русском языке). Московский государственный технический университет им. Баумана .
  11. ^ Перейти обратно: а б Сиддики 2000 , с. 529.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Харви 2007 , с. 282.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Харви 2007 , с. 249.
  14. ^ Харви 2007 , с. 247.
  15. ^ Перейти обратно: а б Маленков, Михаил (март 2016 г.). «Самоходное автоматическое шасси Лунохода-1: История создания в эпизодах». Границы машиностроения . 11 (1): 60–86. Бибкод : 2016FrME...11...60M . дои : 10.1007/s11465-016-0370-5 . S2CID   10136749 .
  16. ^ Хартов В.В.; Романов В.М.; Пичхадзе, К.М. (декабрь 2015 г.). «Жизнь главного конструктора научных роботизированных космических систем — Бабакина Георгия Николаевича». Исследования Солнечной системы . 49 (7): 448. Бибкод : 2015SoSyR..49..443K . дои : 10.1134/S0038094615070114 . S2CID   125009410 . Разработкой самоходного шасси для ЛУНОХОДа руководил А. Л. Кемурджян, ленинградский ученый, конструктор, близкий сотрудник Г. Н. Бабакиной. Совместно со своими ближайшими соратниками Бабакиным и Кемурджианом был получен патент на конструкцию шасси (Маленков, 2013).
  17. ^ Перейти обратно: а б «Луноход 01» . НАСА . 15 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. . Проверено 26 января 2020 г. .
  18. ^ Харви 2007 , с. 253.
  19. ^ Ясность, Джеймс Ф. (19 ноября 1970 г.). «Советы говорят, что лунный корабль продолжает свою исследовательскую миссию» . Нью-Йорк Таймс . п. 33.
  20. ^ Ясность, Джеймс Ф. (23 ноября 1970 г.). «Луноход-1 завершает первый этап работы на Луне» . Нью-Йорк Таймс . п. 29.
  21. ^ Хауэлл, Элизабет (20 декабря 2016 г.). «Луноход-1: первый успешный луноход» . Space.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года.
  22. ^ Харви, Брайан (2007). Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие и перспективы . Springer Science & Business Media . п. 134 . ISBN  9780387496641 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маленков М.И. (декабрь 2013 г.). «Создание Лунохода-1 как выдающееся научно-техническое достижение XX века». Исследования Солнечной системы . 47 (7): 610–617. Бибкод : 2013SoSyR..47..610M . дои : 10.1134/S0038094612070167 . S2CID   121811833 .
  24. ^ "(5933) Кемурджиан = 1976 QN = 1988 FC3" . Центр малых планет .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4530606c8130418416095d962dc50ced__1703658720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/ed/4530606c8130418416095d962dc50ced.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Kemurdzhian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)