Jump to content

не берет

Штриховой рисунок космической станции Алмаз
Космическая станция «Алмаз» на ВДНХ (Россия)

Программа «Алмаз» ( русский язык : Алмаз , букв. «Алмаз») была совершенно секретной программой советской военной космической станции , начатой ​​в начале 1960-х годов.

В период с 1973 по 1976 год были запущены три пилотируемые военные разведывательные станции: «Салют-2» , «Салют-3» и «Салют-5» . Чтобы скрыть военный характер программы, три запущенные станции «Алмаз» были обозначены как гражданские космические станции «Салют» .«Салют-2» вышел из строя вскоре после выхода на орбиту, но «Салют-3» и «Салют-5» провели успешные испытания с экипажем. После «Салюта-5» министерство обороны СССР в 1978 году пришло к выводу, что время и ресурсы, затрачиваемые на обслуживание станции, перевешивают преимущества, связанные с автоматическими разведывательными спутниками . [ не проверено в теле ]

Ядра космических станций были известны внутри компании как ОПС ( русский : ОПС , индекс ГРАУ 11Ф71 и 11Ф71Б), от «Орбитальная пилотируемая станция» ( русский : Орбитальная Пилотируемая Станция ). [1] В рамках программы «Алмаз» Советы разработали несколько космических кораблей для вспомогательных функций — космический корабль «ВА» , функциональный грузовой блок и космический корабль «ТКС» , — которые они планировали использовать в нескольких комбинациях. [2] [3] Наследие программы «Алмаз» продолжается, МКС одним из примеров является модуль «Заря» . [ нечеткий ]

Разработка

[ редактировать ]

Владимир Челомей из ОКБ-52 (МОЛ) ВВС США продвигал «Алмаз» как ответ на проект пилотируемой орбитальной лаборатории . МОЛ широко освещался в американской прессе в начале 1960-х годов, что предоставило Челомею множество материалов для лоббирования советской реакции. [ нужна ссылка ]

Программа космической станции «Алмаз» включала три основных аппаратных компонента:

  • Модуль орбитальной пилотируемой станции (ОПС, 11Ф71), образующий саму космическую станцию, [1]
  • Функциональный грузовой блок (ФГБ, 11Ф77), предназначенный для снабжения станций, [2] и
  • Космический корабль «ВА» (11Ф74, известный на Западе как « Меркур» ), предназначенный в качестве средства запуска и возврата экипажей, [2] и многоразового использования до 10 полетов.

OPS будет иметь максимальный диаметр 4,15 метра (13,6 футов), массу примерно 20 тонн (20 длинных тонн; 22 коротких тонны) и внутренний обитаемый объем 47,5 кубических метров (1680 кубических футов). [1]

Как и его аналог MOL / Gemini , первоначальный проект космической станции «Алмаз АПОС» предусматривал запуск космической станции «Алмаз-ОПС» и возвращаемой капсулы ВА , содержащей ее первоначальный экипаж из трех человек, соединенных вместе как ОПС / ВА на вершине Челомея УР-500 « Протон ». ракета . [3] Как и в случае с MOL/Gemini, после выхода на орбиту экипаж получит доступ в лабораторию через люк в тепловом экране в нижней части капсулы VA.После длительного пребывания от 30 до 60 дней военного наблюдения и фотографирования экипаж вернется на Землю на возвратном корабле VA. [4] [5]

В отличие от американской конструкции MOL, Советы спроектировали «Алмаз» с возможностью перекомплектования экипажа и пополнения запасов. Для этого создали корабль снабжения ТКС (11Ф72), который состоял из ФГБ и возвращаемого корабля ВА для перевозки экипажа, также запускаемых вместе на ракете «Протон». На станции будет доступен один стыковочный порт для приема корабля TKS после того, как предыдущий экипаж покинет станцию ​​в своей капсуле VA. [2]

Хотя MOL была отменена в 1969 году, программа «Алмаз» была интегрирована в программу «Салют» , в результате чего были запущены три космических станции, две из которых были успешно укомплектованы экипажами. Поскольку «человеческая оценка» космического корабля «ВА» и ракеты «Протон» заняла больше времени, на первом этапе предполагался запуск трех станций «Алмаз» без космического корабля «ВА», а вместо этого экипаж запускался отдельно ракетой «Союз» на модифицированном космическом корабле «Союз». Планировалось посетить первые три станции «Алмаз» тремя двухмесячными экспедициями каждая. Это было реализовано полностью двумя миссиями и частично одной; однако первоначальное намерение запустить АПОС «Алмаз» и космический корабль ТКС вместе с его экипажем на космическом корабле ВА никогда не будет реализовано в ходе программы, и корабль ТКС также не сможет выполнять запланированную роль в качестве корабля снабжения. Конструкция АПОС «Алмаз» без космического корабля «ВА» будет развиваться в ядро ​​станции ОПС «Алмаз» программы «Салют». [6]

Меры защиты

[ редактировать ]

Помимо разведывательного оборудования, «Алмаз» был оснащен уникальной 23-мм скорострельной пушкой «Рихтер» (заводской индекс 261П или 225П), установленной на носовой части станции. Эта револьверная пушка была модификацией хвостового орудия бомбардировщика Ту-22 и имела теоретическую скорострельность 1800-2000 (до 2600) выстрелов в минуту. Каждый 168-граммовый (патрон 23-ОФЗ-ДР) или 173-граммовый (патрон 23-ОФЗ-ГР) снаряд летел со скоростью 850 м/с относительно станции. Пушка была испытана в конце миссии, выпустив 20 снарядов, когда станция работала в беспилотном режиме. Для наведения пушки, находившейся на неподвижной установке, вся станция поворачивалась лицом к цели. [7] Серия «Алмаз» — единственные известные вооруженные пилотируемые военные космические корабли, когда-либо летавшие в космос.

Салют-3 / ОПС-2 провел успешные дистанционные испытательные стрельбы с неуправляемой станцией из-за опасений по поводу чрезмерной вибрации и шума.

ОПС-4 должен был иметь две ракеты вместо авиационной пушки, но эта система не была показана публично и, возможно, так и не была полностью изготовлена, несмотря на то, что она использовалась экспериментально. [ нужна ссылка ]

Орбитальные пилотируемые станции (ОПС)

[ редактировать ]

совершались полеты трех космических станций ОПС «Алмаз» С 1973 по 1976 год по программе «Салют» : «Салют-2» (ОПС-1), «Салют-3» (ОПС-2) и «Салют-5» (ОПС-3).Пять экспедиций «Союз» с экипажем были доставлены на космические станции «Алмаз» «Салют-3» и «Салют-5», три из которых достигли своих станций, и только две из миссий на тот момент считались полностью успешными - три экипажа, достигшие своих станций, укомплектовали станции «Алмаз» в течение нескольких лет. всего 81 день после завершения программы. [6] [8]

Помимо трех летных космических станций от ОПС-1 до ОПС-3, на момент сворачивания программы были построены еще семь корпусов орбитальных станций «Алмаз»: ОПС-4, Алмаз-205, Алмаз-206, Алмаз-Т , Алмаз-Т2 ( Космос 1870 ), Алмаз-1 и Алмаз-2 - при этом Алмаз-Т2 и Алмаз-1 успешно летали как перепрофилированные беспилотные спутники радиолокационной разведки (см. ниже). Частично оснащенные корпуса «Алмаз-205» и «Алмаз-206» сегодня находятся в собственности компании «Эскалибур Алмаз», которая планирует запустить их в качестве пилотируемых космических станций (см. ниже). [9]

Летающие космические станции «Алмаз»

[ редактировать ]

Salyut 1

Это была первая в мире космическая станция, запущенная Советским Союзом на низкую околоземную орбиту 19 апреля 1971 года, хотя это было запланировано на 12 апреля 1971 года, в ознаменование 10-летия полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1». Два экипажа: «Союз-10» и «Союз». 11 были спущены на воду для стыковки Сайлута-1, но первый вышел из строя, а второй был отправлен на замену. Экипаж «Союза-11» оставался на борту 23 дня, что стало первым в истории случаем оккупации космической станции.

OPS-1 (Salyut 2)

[ редактировать ]

Первая станция «Алмаз» (ОПС-1 или «Алмаз 101.1») была запущена 3 апреля 1973 года. В целях военной тайны после выхода на орбиту она получила публичное обозначение « Салют-2» . Экипаж был готов вылететь на станцию, но через несколько дней после запуска в результате аварии ОПС-1 вышла из строя и разгерметизировалась. [10]

OPS-2 (Salyut 3)

[ редактировать ]

ОПС-2 (или Алмаз 101.2), анонсированный как «Салют-3» , был запущен 25 июня 1974 года. Экипаж корабля «Союз-14» провел на борту станции 15 суток в июле 1974 года. В августе стартовала вторая экспедиция к ОПС-2. 1974 года, но до станции не добрался. Станция успешно произвела дистанционные испытания бортовой авиационной пушки по целевому спутнику, пока станция была без экипажа. Салют-3 был спущен с орбиты в январе 1975 года. [8]

OPS-3 (Salyut 5)

[ редактировать ]

ОПС-3 (или Алмаз 103), объявленный после запуска как «Салют-5» , вышел на орбиту 22 июня 1976 года. В середине 1976 года и конце 1977 года его посетили два экипажа. «Салют-5» был спущен с орбиты 8 августа 1977 года и распался. когда он снова вошел в атмосферу Земли. [11]

Нелетающие космические станции «Алмаз»

[ редактировать ]

Следующая станция «Алмаз», ОПС-4, должна была стать первой станцией, запущенной с трехпанельной «Мех-А» РЛС с синтезированной апертурой и многоразовой возвращаемой машиной с экипажем ВА , однако ВА была заменена вторым стыковочным узлом ТКС. этой станции Щит-1 23-мм защитную пушку также предполагалось заменить на усовершенствованную космическую пушку Щит-2. Сообщается, что «Щит-2» представляет собой двухснарядную систему, хотя ее фотографии никогда не публиковались, и судя по всему, эта система когда-либо устанавливалась на станции. ОПС-4 был остановлен после отмены программы пилотирования «Алмаза».

Алмаз-Т (беспилотный)

[ редактировать ]
Радиолокационный спутник «Алмаз» (на базе орбитальной станции «Алмаз»).

После закрытия программы станция «Алмаз» была переконфигурирована в беспилотный тяжелый спутник радиолокационной разведки . Было запущено три таких спутника, два из которых успешно функционировали на орбите. [12]

Алмаз-Т - Первый «Алмаз-Т» стартовал с Байконура 29 октября 1986 года. Он не достиг орбиты из-за отказа первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон». Затем система безопасности уничтожила автомобиль.

Almaz-T2 (Kosmos 1870)

[ редактировать ]

Космос 1870 - 25 июля 1987 года второй космический корабль «Алмаз-Т» «Алмаз-Т2» успешно вышел на орбиту с наклоном 71,92 градуса к экватору и был официально идентифицирован как «Космос-1870». Космический корабль проработал два года, предоставляя радиолокационные изображения с разрешением до 25 метров, пока не был спущен с орбиты 30 июля 1989 года.

По словам Арта Дулы (председателя Excalibur Almaz ), который работал в компании, продающей радиолокационные изображения, полученные со спутника, это был первый коммерческий радиолокационный спутник. [13]

Алмаз-1 . Третий космический корабль «Алмаз-Т» был запущен 31 марта 1991 года под названием «Алмаз-1». После запуска был отмечен отказ антенны связи, предназначенной для передачи изображений через спутник-ретранслятор «Луч» . Также одна из солнечных панелей не развернулась полностью, в результате чего основная радиолокационная панель космического корабля была частично заблокирована. После 18 месяцев успешной работы «Алмаз-1» был спущен с орбиты 17 октября 1992 года над Тихим океаном. [ нужны разъяснения ]

Алмаз-1А

Алмаз-2 (Алмаз-1В) - Не летал. У него был новый радар, обеспечивающий разрешение от 5 до 7 метров. Кроме того, оптико-электронная полезная нагрузка на станции могла бы создавать изображения с разрешением 2,5–4 метра.

Наследство

[ редактировать ]

Наследие программы космической станции «Алмаз» продолжается и по сей день, и сегодня его можно найти даже на Международной космической станции и в основном модуле «Тяньхэ» » космической станции «Тяньгун .

Ядра космической станции DOS

[ редактировать ]

Основные модули космической станции ДОС (Орбитальная станция длительного пользования) были основаны на конструкции корпуса «Алмаз-ОПС», которая была объединена Сергея Королева организацией ОКБ-1 с их собственными подсистемами на базе «Союза». ОКБ-1 конкурировало в то время с разработчиком «Алмаза», организацией Владимира Челомея ОКБ-52, и тем самым смогло сократить сроки разработки первой космической станции и обойти ОКБ-52, начавшее проектные работы. гораздо раньше. [14]

Ядро космической станции ДОС, созданное с 1971 года на основе конструкции корпуса Алмаз-ОПС, включает:

Функциональный грузовой блок (ФГБ)

[ редактировать ]

ФГБ представлял собой автономный космический корабль, который предназначался для использования в качестве корабля снабжения для космических станций «Алмаз». «Функциональная» часть названия отражает тот факт, что ФГБ обеспечивало электроэнергию, движение, наведение и стыковку. Груз представлял собой большой грузовой отсек, доступный для экипажа, а также подвесные топливные баки. Существовали и другие типы FGB, поскольку это была широкая классификация, а не конкретный тип модуля. Транспортные средства на базе ФГБ включают космические корабли транспортной логистики (российская аббревиатура: ТКС) (1976–1983 гг.), модули космической станции (с 1985 г. по настоящее время) и космические буксиры (с 1987 г. по настоящее время). [15]

Модули, основанные на конструкции ДОС, — не единственное наследие программы «Алмаз», которое до сих пор используется: жилой, двигательный и служебный модуль космического корабля ТКС, так называемый Функциональный грузовой блок (ФГБ), впоследствии стал ядром многие советские и российские модули космических станций. [2] на базе ФГБ Модуль «Квант-1» орбитальной станции «Мир» стал первым в своем роде модулем орбитальной станции, а функционально-грузовой блок «Заря» , который по состоянию на 2018 год до сих пор используется на Международной космической станции .

Не принимает Экскалибур

[ редактировать ]

Частная космическая компания «Эскалибур Алмаз» (бывшее ОКБ-52) два частично достроенных корпуса орбитальных станций «Алмаз-205» и «Алмаз-206» купила у российского НПО «Машиностроения» с заявленным намерением их дооснастить и запустить. [16] [17] [18] [19] [20] Модуль «Алмаз-205» аналогичен ОПС-2 станции «Салют-3», а «Алмаз-206» ближе к ОПС-3 станции «Салют-5». [21]

Кроме того, «Эскалибур Алмаз» приобрел четыре корпуса возвращаемых капсул ВА (на базе космического корабля ТКС/ВА) и планирует также их оснастить и запустить: один планируется использовать для поддержки космического туризма , а остальные три капсулы зарезервированы для научных целей. и коммерческой полезной нагрузки. Сообщается, что необходимая разработка двигательных систем для капсулы VA была поручена неназванной европейской организации еще в 2009 году. [18]

Экскалибур Алмаз по состоянию на январь 2012 г. отложила свой первый запуск на 2015 год, чтобы иметь возможность включать в себя более прибыльные возможности для дальнего космоса, такие как добыча полезных ископаемых на астероидах . [22] Однако в 2015 году сообщалось, что у компании возникли проблемы, и неясно, что случилось с их космическим кораблем. [23]

См. также

[ редактировать ]
  • ТКС — корабль снабжения, разработанный для «Алмаза» и «Салюта».
  • Банк Вселенной , под редакцией Болтенко А.С., Киев, 2014г., издательство «Феникс», ISBN   978-966-136-169-9
  • Список космических станций
  • Лунная орбитальная станция
  • Советские космические станции
  1. ^ Перейти обратно: а б с Зак, Анатолий. «Космическая станция Алмаз (ОПС) 11Ф71» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 1 сентября 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Зак, Анатолий. «ТКС-транспортный корабль 11Ф72» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (ред.). «Алмаз АПОС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  4. ^ Зак, Анатолий. «Истоки проекта Алмаз» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года.
  5. ^ Уэйд, Марк (ред.). «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Зак, Анатолий. «История космических станций Алмаз» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года.
  7. ^ Галлахер, Шон (17 ноября 2015 г.). «Российское телевидение раскрывает еще одну тайну: советскую космическую пушку» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 25 мая 2023 года.
  8. ^ Перейти обратно: а б Бэмфорд, Джеймс. «Астроспии» . НОВА . ПБС . Архивировано из оригинала 1 мая 2024 года . Проверено 6 июля 2012 г.
  9. ^ Зак, Анатолий. «Программа Алмаз» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года.
  10. ^ Зак, Анатолий. «Короткая миссия Алмаз-1 — ОПС1 (Салют-2)» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 15 апреля 2024 года . Проверено 6 июля 2012 г.
  11. ^ Уэйд, Марк. «22.06.1976 — Салют 5» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 10 октября 2011 года . Проверено 1 января 2011 г.
  12. ^ Зак, Анатолий. «Космический корабль Алмаз-Т» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  13. ^ «Интервью с Артом Дулой (председатель Экскалибур Алмаз) – Часть 1» . Moonandback.com (vimeo.com) . Проверено 4 сентября 2012 г.
  14. ^ Гран, Свен. «Салют-1, его происхождение, полеты к нему и его радиосопровождение» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2023 года.
  15. ^ Портри, Дэвид С.Ф. (март 1995 г.). Mir Hardware Heritage (PDF) (Технический отчет). Справочная публикация НАСА 1357. Архивировано (PDF) из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 23 января 2024 г.
  16. ^ «Космические станции Экскалибур Алмаз прибывают на остров Мэн» . 8 января 2011 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2013 г.
  17. ^ Новости ИТВ. «Космическая индустрия острова Мэн открыла свои двери мировым средствам массовой информации, чтобы продемонстрировать свои две космические станции» . Ютуб . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года.
  18. ^ Перейти обратно: а б Зак, Анатолий. «Алмаз Экскалибур» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  19. ^ Зак, Анатолий. «Алмаз-205» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  20. ^ Зак, Анатолий. «Алмаз-206» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  21. ^ Брюгге, Норберт. «Эскалибур Алмаз Лимитед» . B14643.de. Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года.
  22. ^ Руни, Бен (20 июня 2012 г.). «Отправь меня на Луну» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 6 июля 2012 г.
  23. ^ Оуэн, Джонатан (11 марта 2015 г.). «Стрельба на Луну: Время зовется на космической гонке на острове Мэн» . Независимый . Архивировано из оригинала 12 марта 2015 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 649341c674da917eac3f54f733367270__1716621660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/70/649341c674da917eac3f54f733367270.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Almaz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)