Jump to content

ТКС (космический корабль)

Космический корабль ТКС
Приложения Пилотируемый космический корабль для снабжения военной «Алмаз» орбитальной станции
Технические характеристики
Вместимость экипажа 3
Объем 45,00 м 3 (1589 куб. футов)
Режим низкая околоземная орбита
Дизайн жизни 7 дней
Размеры
Длина 13,2 м (43 фута)
Диаметр 4,15 м (13,6 футов)
Максимальная тяга 7840 Н (1760 фунтов силы )
Порох N 2 O 4 /НДМГ
Конфигурация

В разрезе автомобиль ТКС. Подробности предположительны. Широкая черная линия очерчивает герметичные отсеки автомобиля. Туннель (пунктирный) соединяет космические корабли ФГБ и ВА.

The TKS spacecraft ( Russian : Транспортный корабль снабжения , Transportnyi Korabl’ Snabzheniia , Transport Supply Spacecraft , [1] Индекс ГРАУ 11Ф72 ) — советский космический корабль, задуманный в конце 1960-х годов для полетов снабжения на военную космическую станцию ​​«Алмаз» .

Космический корабль был спроектирован как для пилотируемых, так и для автономных беспилотных полетов по доставке грузов, но никогда не использовался в эксплуатации по назначению — было выполнено всего четыре испытательных полета (в том числе три, которые состыковались с космическими станциями «Салют за время программы »). Функционально -грузовой блок (ФГБ) космического корабля ТКС позже лег в основу нескольких модулей орбитальной станции, в том числе модуля ФГБ «Заря» на Международной космической станции .

Космический корабль ТКС состоял из двух состыкованных вместе космических кораблей, оба из которых могли работать независимо:

  • Космический корабль ВА (ошибочно известный на Западе как космический корабль «Меркур» ), в котором должны были разместиться космонавты во время запуска и входа в атмосферу космического корабля ТКС во время путешествия на космическую станцию ​​«Алмаз» и обратно.
  • И функциональный грузовой блок (ФГБ), который для пополнения запасов космической станции «Алмаз» нес стыковочное оборудование, баки и большой герметичный грузовой отсек. Кроме того, ФГБ несла на орбите маневренные двигатели для ТКС.

В то время как VA имел оборудование для входа в атмосферу и лишь минимальные системы жизнеобеспечения и маневрирования, FGB должен был использоваться в качестве основной системы орбитального маневрирования и хранения груза для космического корабля TKS.

FGB также можно было использовать отдельно в качестве беспилотного грузового модуля без космического корабля VA, что позволило впоследствии перепрофилировать конструкцию FGB в модули космической станции FGB. С другой стороны, космический корабль ВА также планировалось запускать как «Алмаз АПОС» в сочетании с ядром космической станции «Алмаз -ОПС» в качестве основной орбитальной системы маневрирования вместо ФГБ.

В 2010-е годы «Эскалибур Алмаз» планировал использовать старые капсулы ВА в качестве недорогих грузовых возвратных машин. [2] Однако в конечном итоге компания продала большую часть своего оборудования и объявила, что оставшееся станет образовательной выставкой. [3]

Модель космического корабля ТКС. Слева — цилиндрический функциональный грузовой блок с прикрепленными солнечными панелями. В середине — космический корабль «ВА» с конической возвращаемой капсулой «ВА» для экипажа и двигателями орбитального маневрирования «ВА» в длинной носовой части. Справа спереди находится система эвакуации при запуске , которая должна была быть прикреплена к верхней части носовой части VA во время запуска и сброшена после успешного запуска.

Космический корабль ТКС разработали Владимир Челомей (капсула ВА) и В.Н. Бугайский (блок ФГБ). [4] как пилотируемый космический корабль , запускаемый с помощью ракеты «Протон», альтернативный космическому кораблю «Союз», для использования с космическими станциями «Алмаз» . Разработка началась в 1965 году; К моменту полета первого космического корабля ТКС в 1977 году от программы «Алмаз» отказались.Космический корабль « Возвращаемый аппарат» совершил отдельно четыре испытательных полета по два корабля на запуск для проверки конструкции, а также один комплексный испытательный полет и три полета по пополнению запасов. [5]

Дальнейшее развитие проекта получила космическая станция «Модульный» ( «Модульная» ) на основе эскизного проекта ТКС, переработанная для стыковки с космическими станциями «Салют-7» , «Мир» и МКС . Эта разработка получила обозначение FGB , или Functional Cargo Block . [6]

Космический корабль ТКС состоял из аппарата 11Ф74 «Возвращаемый аппарат» (или возвращаемого аппарата, обычно называемого ВА ), прикрепленного к 11Ф77 «Транспортный корабль снабжения» ( функционально-грузовой блочный модуль или ФГБ ).

Космический корабль ТКС ВА сам по себе был очень компактным и эффективным космическим кораблем. Обычно он возвращается в атмосферу в течение двух витков, но может летать автономно до 31 часа. Герметичная капсула спуска экипажа была оснащена собственной системой экологического контроля, дополнена системой управления реакцией, двигателем торможения схода с орбиты, парашютной системой и двигателями мягкой посадки. Несмотря на обширные летные испытания, он никогда не летал с экипажем на борту.

Конструкция ВА была заимствована из запланированной капсулы для пилотируемого окололунного космического корабля Челомея ЛК-1 1960-х годов. Челомея ЛК-700 Он также послужил основой для капсулы экипажа лунного корабля . ВА был чем-то похож на капсулу Аполлона , но был на 30% меньше своего аналога НАСА.

с Вход в ФГБ осуществлялся корабля ВА через короткий туннель. В кормовой части пилотская станция была оборудована органами управления и окнами для ручной стыковки с орбитальной станцией «Алмаз» . Здесь же располагался стыковочный порт. Действующий космический корабль ТКС должен был доставить KSI капсулы для возврата пленки на станции «Алмаз» . Они должны были храниться вокруг стыковочного порта для передачи в шлюзовую камеру с пленочной капсулой для загрузки.

Подробности

[ редактировать ]
Возвращаемая капсула ТКС ВА космического корабля "Космос 1443"
Технические характеристики
Размер экипажа: 3
Проектная жизнь: 7 дней
Орбитальное хранилище: 200 дней
Типичная орбита: 223 км × 266 км при наклоне 52°.
Длина: 13,2 м (43,31 фута)
Максимальный диаметр: 4,15 м (13,61 футов)
Охватывать: 17,00 м (55,00 футов)
Обитаемый объём: 45,00 м 3
Масса: 17 510 кг (38 600 фунтов)
Полезная нагрузка: 12 600 кг (27 700 фунтов)
Тяга маршевого двигателя: 7,840 кН (1763 фунта-силы)
Топливо маршевого двигателя: N 2 O 4 /НДМГ
3822 кг (8426 фунтов)
Главный двигатель I сп : 291 с
Космический корабль Δ v : 700 м/с (2290 футов/с)
Электрическая система: Солнечные панели (пролет 17 м, 40 м 2 )
Электрическая система: 2,40 кВт в среднем
Сопутствующая ракета-носитель: Протон 8К82К

Испытательные полеты космического корабля ВА

[ редактировать ]

Для ускорения разработки корабля ТКС были проведены четыре полета с восемью кораблями ВА без модуля ФГБ: [5]

  • Орбитальные испытания пары из двух космических кораблей ВА «Космос-881» и «Космос-882» в 15 декабря 1976 г., которые стартовали совместно и вернулись в один и тот же день.
  • ВА № 009L/P и VA № 009P/P: спущены на воду 4 августа 1977 г. Отказ ракеты-носителя на сороковой секунде полета при суборбитальном испытании двух космических кораблей VA. VA #009L/P уничтожен в результате взрыва ракеты-носителя, VA #009P/P спасен системой прерывания Proton SAS и благополучно восстановлен.
  • 30 марта 1978 г. пара из двух космических кораблей ВА «Космос 997» и «Космос 998» стартовала совместно и вошла в атмосферу по отдельности.
  • 23 мая 1979 г. пара из двух космических кораблей ВА «Космос 1100» и «Космос 1101» , стартовавших совместно и вошедших в атмосферу по отдельности.

ТКС-1 (Космос 929)

[ редактировать ]

«Космос-929» стал первым полетом «полноценного» космического корабля ТКС (КА ВА с ФГБ), запущенного 17 июля 1977 года. [5] – это был «одиночный» испытательный полет и не предназначался для орбитальной станции «Салют». [7] Капсула ВА вернулась на Землю 16 августа 1977 года. Оставшаяся часть космического корабля - ФГБ - сошла с орбиты 2 февраля 1978 года. [8]

ТКС-2 (Космос 1267)

[ редактировать ]

25 апреля 1981 года ТКС-2 был запущен без экипажа как «Космос 1267» , первый ФГБ, состыковавшийся с космической станцией. [5] После отделения и подъема капсулы ВА 24 мая 1981 года ФГБ 19 июня состыковался с «Салютом-6» , после 57 дней автономного полета. Он оставался прикрепленным к станции до тех пор, пока оба не были спущены с орбиты и не были уничтожены 29 июля 1982 года.

ТКС-3 (Космос 1443)

[ редактировать ]

2 марта 1983 года ТКС-3 был запущен в беспилотном состоянии под позывным «Космос-1443». [5] На этот раз ВА остался пристыкованным, и первый «комплектный» ТКС пристыковался к «Салюту-7» через два дня после запуска. ТКС-3 отделился от станции 14 августа. После расстыковки космические корабли ФГБ и ВА разделились, и космический корабль ВА продолжал находиться в космосе еще четыре дня, демонстрируя автономный полет, прежде чем капсула ВА успешно вошла в атмосферу 23 августа 1983 года, приземлившись в 100 км к юго-востоку от Аральска и вернув 350 кг. материала со станции. ФГБ сошел с орбиты 19 сентября 1983 года.

ТКС-4 (Космос 1686)

[ редактировать ]
Чертеж последнего летавшего космического корабля ТКС "Космос 1686", пристыкованного к космической станции "Салют-7". Капсула ВА видна слева внизу. «Носовая часть» космического корабля «ВА», в которой должны были располагаться двигатели спуска с орбиты капсулы «ВА», заменена приборами дистанционного зондирования. [5] [9]

ТКС-4 был запущен без экипажа как «Космос-1686» 27 сентября 1985 года. С корабля «ВА» сняли системы посадки, САУ, кресла и органы управления экипажем, а вместо них установили другую полезную нагрузку: фотоаппарат высокого разрешения, инфракрасный телескоп и озоновый спектрометр . ТКС успешно состыковался с «Салютом-7» .

«Военный» долговременный экипаж «Салюта-7 ЭО-4» в составе Виктора Савиных , Александра Волкова и командира Владимира Васютина в том же месяце находился в составе экипажа «Салюта-7» для проведения экспериментов с ТКС-4. Командир Васютин заболел вскоре после прибытия на станцию.Первоначально планировалось провести шестимесячное пребывание на борту «Салюта-7», но болезнь Васютина вынудила экипаж экстренно вернуться на Землю 21 ноября 1985 года, не позволив экипажу завершить эксперименты ТКС.Экипаж корабля «Союз Т-15» вернулся на «Салют-7» в мае 1986 года, чтобы завершить некоторые эксперименты и переправить оборудование на тогда еще новую космическую станцию ​​«Мир». [5] [10]

После этого полета «Салют-7» был переведен на более высокую орбиту в ожидании следующего экипажа «ТКС» - планировалось даже вернуться на шаттле «Буран» . Такие полеты так и не состоялись до того, как «Салют-7» и «Космос-1686» сошли с орбиты 7 февраля 1991 года и вместе сгорели над Аргентиной.

Дальнейшее использование

[ редактировать ]

Конструкция TKS, на которой никогда не летал экипаж, послужила базовой структурой для нескольких более поздних компонентов космической станции, таких как:

Две капсулы ТКС/Алмаз ВА были куплены для коммерческого использования частной космической компанией «Эскалибур Алмаз» . По состоянию на 2014 год один из них был продан на аукционе за 1 миллион евро . [11] а другой, как сообщается, был отправлен из штаб-квартиры компании на острове Мэн в неизвестном направлении. [12]

Существующее оборудование [13]

[ редактировать ]

Некоторые капсулы ВА выставлены в музеях или на хранении.

Известные статьи включают:

Космические корабли и модули на базе ТКС и его потомков.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Космическая гонка – ШПИОНЫ В КОСМОСЕ» . Смитсоновский институт – Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
  2. ^ «Перековка мечей на орала с советским Алмазом» . Космический полет сейчас. 18 августа 2009 года . Проверено 30 марта 2010 г.
  3. ^ «Стрельба на Луну: Время зовется на космической гонке на острове Мэн» . Independent.co.uk . 11 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г.
  4. ^ Сиддики, Асиф А. (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Комплекс космической станции Алмаз: История, 1964–1992, часть первая» (PDF) . Журнал Британского межпланетного общества . 54 (12 ноября 2001 г.): 399. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 8 октября 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Свен Гран. «Паром ТКС для орбитальной станции Алмаз» . Заметки по истории космоса.
  6. ^ «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  7. ^ «Космос 929 – Идентификатор NSSDC: 1977-066А» . НАСА NSSDC.
  8. ^ «Крупнейшие объекты для повторного входа» . Аэрокосмическая корпорация. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года.
  9. ^ «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  10. ^ DSF Портри. «Мирское аппаратное наследие» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года.
  11. ^ Дуг Мессье (19 мая 2014 г.). «Космическая капсула Экскалибур Алмаз, купленная на аукционе» . parabolicarc.com.
  12. ^ Дуг Мессье (11 марта 2015 г.). «Конец пути Экскалибура Алмаза?» . parabolicarc.com.
  13. ^ «Космонавтика – Николя Пийе» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 146e50321600e66858319305ed16eca1__1694828280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/a1/146e50321600e66858319305ed16eca1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
TKS (spacecraft) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)