Восток (космический корабль)
Производитель | ООН 1 | ||
---|---|---|---|
Дизайнер | Sergei Korolev | ||
Страна происхождения | Советский Союз | ||
Оператор | ООН 1 | ||
Приложения | Однопилотная околоземная орбита | ||
Технические характеристики | |||
Вместимость экипажа | 1 | ||
Размеры | Диаметр 2,43 метра (8,0 футов), длина 4,55 метра (14,9 футов). | ||
Режим | Низкая околоземная орбита | ||
Производство | |||
Статус | Ушедший на пенсию | ||
Запущен | 13 | ||
Ушедший на пенсию | 9 | ||
Неуспешный | 2 | ||
Потерянный | 2 | ||
Первый запуск | 15 мая 1960 г. Korabl-Sputnik 1 | ||
Последний запуск | 16 июня 1963 г. Vostok 6 | ||
Связанный космический корабль | |||
Производные | Фотографии Восход Зенит Бион | ||
Конфигурация | |||
|
Восток ( русский : Восток , переводится как «Восток») — класс однопилотных пилотируемых космических кораблей, построенных Советским Союзом . Первый полет человека в космос совершил корабле «Восток-1» на 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин .
В рамках программы «Восток» с 1961 по 1963 год было совершено шесть пилотируемых космических полетов. За этим последовали в 1964 и 1965 годах два полета космического корабля «Восток», модифицированного для трех пилотов, получившего обозначение « Восход» . К концу 1960-х годов их заменили космические корабли «Союз» , которые по состоянию на 2023 год используются до сих пор. [update].
Разработка
[ редактировать ]Космический корабль «Восток» изначально проектировался как платформа для камер (для первой советской спутниковой программы-шпиона «Зенит» ). [1] и как пилотируемый космический корабль. [2] Этот проект двойного назначения имел решающее значение для получения Коммунистической партией поддержки программы . Базовая конструкция «Востока» использовалась около 40 лет, постепенно адаптируясь для ряда других беспилотных спутников . Конструкция спускаемого аппарата была повторно использована, в сильно модифицированном виде, в программе «Восход» .
Дизайн
[ редактировать ]Корабль состоял из сферического спускаемого модуля (масса 2,46 тонны, диаметр 2,3 метра), в котором размещался космонавт , приборы и система спасения, и биконического приборного модуля (масса 2,27 тонны, длина 2,25 м, ширина 2,43 м), вмещавшего ракетное топливо. и система двигателя. При входе в атмосферу космонавт катапультируется из корабля на высоте около 7000 м (23 000 футов) и спускается на парашюте, а капсула приземляется отдельно. Причиной этого стало то, что спускаемый аппарат «Восток» совершил крайне жесткую посадку, из-за которой космонавт мог получить серьезные травмы.
Катапультное кресло также служило механизмом спасения в случае отказа ракеты-носителя, что на этом раннем этапе космической программы было обычным явлением. Если бы авария произошла в первые 40 секунд после старта, космонавт катапультировался бы из корабля и спрыгнул бы на Землю на парашюте. Через 40–150 секунд после запуска наземные диспетчеры могут подать команду на ручное выключение ракеты-носителя. Когда ракета-носитель падала на достаточно низкую высоту, космонавт катапультировался. Отказы на большой высоте после сброса кожуха повлекут за собой отсоединение всего космического корабля от ракеты-носителя.
Одной из проблем, которая так и не была решена должным образом, был случай неисправности ракеты-носителя в первые 20 секунд, когда катапультное кресло не успело раскрыть парашют. На ЛК-1 на космодроме Байконур была установлена сеть, которая ловила спускаемый аппарат в случае катапультирования космонавта, находясь еще на стартовой площадке, но ее ценность была сомнительной, поскольку он, скорее всего, приземлился бы слишком близко к взорвавшемуся ракете-носителю. Авария в первые секунды запуска также, вероятно, не поставила бы космонавта в положение, при котором он мог бы совершить спасательное катапультирование, и, по всей вероятности, эта ситуация привела бы к его гибели. В воспоминаниях В.В. Молодцова за 2001 год говорится, что главный конструктор Сергей Королев чувствовал себя «совершенно ужасно» из-за отсутствия достаточных средств для эвакуации экипажа на «Востоке» в первые секунды запуска.
До пилотируемой версии было несколько моделей «Востока»:
Vostok 1K
[ редактировать ]Прототип космического корабля. Это использовалось в миссии «Корабль-Спутник-2» , в ходе которой с орбиты были подняты первые животные.
Vostok 2K
[ редактировать ]Космические аппараты фоторазведки и радиоразведки. Позже названный спутником-шпионом «Зенит» .
Vostok 3KA
[ редактировать ]«Восток-3КА» — космический корабль, на котором были совершены первые полеты человека в космос . Они были запущены с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя Восток 8К72К . Первый полет корабля «Восток-3КА» состоялся 9 марта 1961 года. Первый полет с экипажем — «Восток-1» с Юрием Гагариным — состоялся 12 апреля 1961 года. Последний полет — «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. — состоялось 16 июня 1963 года.
Всего было совершено полеты 8 кораблей «Восток 3КА», из них 6 с человеческим экипажем.
Технические характеристики этой версии:
Возвращаемый модуль: Восток СА. СА расшифровывается как «спускаемый аппарат» — система спуска. Его прозвали «Шарик» ( рус . шарик , букв. «сфера»).
- Размер экипажа: 1
- Диаметр: сфера 2,3 м.
- Масса: 2460 кг.
- Масса теплозащитного экрана: 837 кг.
- Спасательное оборудование: 151 кг.
- Парашют раскрывается на высоте 2,5 км.
- Место экипажа и провизия: 336 кг.
- Экипаж катапультируется на высоте 7 км.
- Баллистическое ускорение при входе в атмосферу: 8 g (78 м/с²)
Equipment Module: Vostok PA. PA stands for Priborniy otsek - instrument section.
- Длина: 2,25 м
- Диаметр: 2,43 м.
- Масса: 2270 кг.
- Оборудование в гермоотсеке
- Подруливающие устройства RCS: 16 x 5 Н (8 + 8 для автоматического + ручного управления)
- Давление подруливающих устройств RCS: 59 фунтов на квадратный дюйм (4 бара)
- Топливо RCS: холодный газ (азот) при давлении 2200 фунтов на квадратный дюйм (150 бар).
- Пороха RCS: 20 кг хранятся в 12 баллонах под давлением (5 + 5 + 2 для первого, второго и резервного).
- Главный двигатель( S5.4 ) (TDU): 397 кг
- Тяга главного двигателя: 15,83 кН.
- Топливо главного двигателя: RFNA/амин
- Топливо главного двигателя: 275 кг.
- Частота вращения главного двигателя: 266 с (2,61 кН·с/кг)
- Время работы главного двигателя: 1 минута (типичное ретро-работа = 42 секунды)
- Дельта v космического корабля: 155 м/с.
- Электрическая система: батареи
- Электрическая система: средняя мощность 0,20 кВт.
- Электрическая система: 24,0 кВт·ч
- Общая масса: 4730 кг.
- Выносливость: Запасы на 10 дней на орбите.
- Ракета-носитель: Восток 8К72К.
- Типичная орбита: 177 км х 471 км, наклонение 64,9.
Возвращение в атмосферу
[ редактировать ]Капсула «Восток» имела ограниченные возможности двигателей. Таким образом, путь входа и ориентацию невозможно было контролировать после отделения капсулы от системы двигателя. Это означало, что капсула должна была быть защищена от тепла при входе в атмосферу со всех сторон, что и объясняло сферическую конструкцию (в отличие от конической конструкции проекта «Меркурий », которая позволяла добиться максимального объема при минимизации диаметра теплового экрана). Некоторый контроль над ориентацией капсулы при входе в атмосферу был возможен за счет размещения тяжелого оборудования так, чтобы сместить центр тяжести корабля, что также максимизировало шансы космонавта выжить под действием перегрузок, находясь в горизонтальном положении. Уже тогда космонавт испытал от 8 до 9g.
Если тормозная ракета выйдет из строя, космический корабль естественным образом сойдет с орбиты в течение десяти дней, а космонавту будет предоставлено достаточно еды и кислорода, чтобы дожить до этого времени.
См. также
[ редактировать ]- Восход (космический корабль)
- Зенит (спутник)
- Фотон (космические программы)
- Vostok 1
- Vostok rocket
- Космический корабль
- Одноместный космический корабль
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асиф Сиддики (12 октября 2015 г.). «Рассекреченные документы открывают новый взгляд на полет Юрия Гагарина» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2020 года.
- ^ «НАСА — NSSDCA — Космический корабль — Подробности» . nssdc.gsfc.nasa.gov . Проверено 4 января 2022 г.