будет так
Производитель | |
---|---|
Страна происхождения | Индия |
Оператор | ИСРО |
Приложения | Пилотируемый орбитальный корабль |
Технические характеристики | |
Тип космического корабля | С экипажем |
Launch mass | 8,200 kg (18,100 lb) (includes service module)[1] |
Dry mass | 3,735 kg (8,234 lb)[2] |
Crew capacity | 3[3] |
Dimensions | Diameter: 3.5 m (11 ft)[4] Height: 3.58 m (11.7 ft)[4] |
Volume | 8 m3 (280 cu ft)[5] |
Power | Photovoltaic array |
Regime | Low Earth orbit |
Design life | 7 days |
Production | |
Status | In development |
Гаганьян ( [ɡəɡənəjɑːnə] ; от санскрита : gagana , «небесный» и yāna , «корабль, транспортное средство») — индийский орбитальный космический корабль с экипажем, предназначенный стать основным космическим кораблем Индийской программы пилотируемых космических полётов . Космический корабль рассчитан на перевозку трех человек, а запланированная модернизированная версия будет оснащена возможностями сближения и стыковки. В ходе своего первого пилотируемого полета капсула Индийской организации космических исследований в значительной степени автономная (ISRO) массой 5,3 тонны будет вращаться вокруг Земли на высоте 400 км в течение семи дней с экипажем из двух или трех человек на борту. Первоначально планировалось, что первую пилотируемую миссию запустят на ракете ISRO HLVM3 в декабре 2021 года. [6] [7] Ожидается, что по состоянию на октябрь 2023 года он будет запущен к 2025 году. [8]
Модуль экипажа производства Hindustan Aeronautics Limited (HAL) совершил свой первый экспериментальный полет без экипажа 18 декабря 2014 года. [9] По состоянию на май 2019 года [update] завершено проектирование модуля экипажа. [10] Defence Research and Development Organisation (DRDO) will provide support for critical human-centric systems and technologies such as space-grade food, crew healthcare, radiation measurement and protection, parachutes for the safe recovery of the crew module, and the fire suppression system.[11]
On June 11, 2020, it was announced that the first uncrewed Gaganyaan launch would be delayed due to the COVID-19 pandemic in India.[12] The overall timeline for crewed launches was expected to remain unaffected.[13] ISRO chairman S. Somanath announced in 2022 that the first crewed mission would not take place until 2024 at the earliest because of safety concerns.[14]
The Gaganyaan Mission will be led by V. R. Lalithambika, the former Director of the Directorate of the Human Spaceflight Programme with ISRO Chairman S Somnath and S. Unnikrishnan Nair, Director of Vikram Sarabhai Space Centre.[15][16] Imtiaz Ali Khan superseded V. R. Lalithambika as the Director of the Directorate of Human Spaceflight Programme.[17][18]
Background
[edit]In 1984, Rakesh Sharma became the first Indian born citizen to enter space through a joint Interkosmos mission between ISRO and Soviet space program, when he flew aboard the Soviet rocket Soyuz T-11 launched from Baikonur Cosmodrome in the Kazakh Soviet Socialist Republic on 3 April 1984. The Soyuz T-11 spacecraft carrying cosmonauts including Sharma docked and transferred the three member Soviet-Indian international crew, consisting of the ship's commander, Yury Malyshev, and flight engineer, Gennadi Strekalov, to the Salyut 7 Orbital Station. Sharma spent 7 days, 21 hours, and 40 minutes aboard the Salyut 7. He conducted an Earth observation program concentrating on India. He also did life sciences and materials processing experiments, including silicium fusing tests.[19]To commemorate the occasion special stamps and first day covers were released by the Government of India and Soviet Union.[20]
Program history
[edit]Preliminary studies and technological development of Gaganyaan started in 2006 under the generic name "Orbital Vehicle". The plan was to design a simple capsule with an endurance of about a week in space, a capacity of two astronauts, and a splashdown landing after re-entry. The project was commissioned in 2007, with expected completion by 2024 and a budget of around ₹10,000 crore.[21] The design was finalized by March 2008 and submitted to the Government of India for funding. The government's funding for the Indian Human Spaceflight Program was sanctioned in February 2009,[22] But it fell short due to limited developmental funding.[22] Initially, the first uncrewed flight of the orbital vehicle was proposed to be in 2013,[23] then it was revised to 2016.[24] However, in April 2012, it was reported that funding problems placed the future of the project in serious doubt.[25] And in August 2013, it was announced that all crewed spaceflight efforts by India had been designated as being "off ISRO's priority list".[26] By early 2014, the project had been reconsidered and was one of the main beneficiaries of a substantial budget increase announced in February 2014.[27] ISRO is developing the Gaganyaan orbital vehicle based on the tests performed with their scaled 550 kg Space Capsule Recovery Experiment (SRE), which was launched and recovered in January 2007.[28][29]
The latest push for the Indian Human Spaceflight Program took place in 2017,[30] And it was accepted and formally announced by Prime Minister Narendra Modi during his 2018 Independence Day address to the nation.[31] The current design calls for a crew of three.[3] ISRO will perform four biological and two physical science experiments related to microgravity during the Gaganyaan mission.[32] ISRO is planning to replace hydrazine with green propellant on Gaganyaan missions, for which Liquid Propulsion Systems Centre (LPSC) is already working on a monopropellant blended formulation consisting of hydroxylammonium nitrate (HAN), ammonium nitrate, methanol and water.[33][34]
Many of the fundamental technologies were realized by ISRO by the time Gaganyaan was approved by the Union Cabinet in 2018. After receiving approval, many of them were human-rated to make sure their dependability satisfied the requirements needed for human spaceflight. The Crew-module Atmospheric Re-entry Experiment (CARE) in 2014 and the Space Capsule Recovery Experiment (SRE) in 2007 were earlier carried out by ISRO. A satellite that had been in orbit before splashed into the Bay of Bengal in 2007 after descending from a height of 635 km. A module prototype was launched onboard LVM3 in 2014. At 126 kilometers above the ground, it broke apart, descending 80 kilometers using retrograde thrusters before landing in the Bay of Bengal by parachutes. The module's heat shield, braking system, parachutes, flotation devices, retrieval methods, and separation mechanism were all tested by SRE and CARE in tandem.[35] Space Capsule Recovery Experiment II (SRE-2), an extension of the 2007 SRE mission, was canceled in 2018 as a result of excessive delays.[36][37]
As of October 2021, ISRO selected five science experiments that will be conducted on Gaganyaan. The payloads will be developed by the Indian Institute of Space Science and Technology (IIST), University of Agricultural Sciences, Dharwad (UASD), Tata Institute of Fundamental Research (TIFR), IIT Patna, Indian Institute of Chemical Technology (IICT) and the Jawaharlal Nehru Centre for Advanced Scientific Research (JNCASR). Out of the five, two are biological experiments that will be conducted by IIST, UASD and TIFR and will include kidney stone formation and Sirtuin 1 gene marker effects in Drosophila melanogaster. IIT Patna will run experiments on a heat sink that can handle very high heat flux, IICT will study crystallization phenomena, and JNCASR will examine fluid mixing characteristics.[38]
Funding and infrastructure
[edit]A crewed spacecraft would require about ₹12,400 crore (US$1.77 billion) over a period of seven years, including the ₹5,000 crore (US$0.7 billion) for the initial work of the crewed spacecraft during the Eleventh Five-Year Plan (2007–2012) out of which the Government released ₹ 50 crore (US$7 million) in 2007–2008.[39][40] In December 2018, the government approved a further ₹10,000 crore (US$1.5 billion) for a 7-day crewed flight of 3 astronauts to take place by 2021.[6]
Madhavan Chandradathan, director of Satish Dhawan Space Centre (SDSC), stated that ISRO would need to set up an astronaut training facility in Bangalore. The newly established Human Space Flight Centre (HSFC) will coordinate the IHSF efforts.[41] Existing launch facilities will be upgraded for launches under the Indian Human Spaceflight project.[42][43] With extra facilities needed for launch escape systems.[40] Russia is likely to provide astronaut training.[44] In Spring 2009, the full-scale mock-up of the crew capsule of Gaganyaan was built and delivered to Satish Dhawan Space Center for the training of astronauts.[45]
India has already successfully developed and tested several building blocks, including re-entry space capsule, pad abort test, safe crew ejection mechanism in case of rocket failure, a flight suit developed by Defence Bioengineering and Electromedical Laboratory (DEBEL) and the powerful GSLV-MkIII launch vehicle.[46] Having met all required technological keystones, the Indian Human Spaceflight Programme was accepted and formally announced by the Prime Minister Narendra Modi on August 15, 2018.[47] Gaganyaan will be the first crewed spacecraft under this programme.[48]
ISRO's Human Space Flight Centre and Glavcosmos, which is a subsidiary of the Russian state corporation Roscosmos, signed an agreement on July 1, 2019, for cooperation in the selection, support, medical examination and space training of Indian astronauts.[49] An ISRO Technical Liaison Unit (ITLU) has been approved to be set up in Moscow for coordination.[50][51]Glavkosmos has also contracted NPP Zvezda for manufacturing customized IVA flight-suits for Indian astronauts.[52][53][54] ISRO is planning to develop a ground station for Gaganyaan mission at Cocos (Keeling) Islands, and after a brief discussion with Australian Space Agency, a temporary ground station for the mission has been set up by ISRO in Cocos (Keeling) Islands, as of 2021.[33]
Description
[edit]Gaganyaan Crew Module
[edit]Gaganyaan crew module is a fully autonomous 5.3 t (12,000 lb) spacecraft designed to carry a 3-member crew to orbit and safely return to the Earth after a mission duration of up to seven days.[1] The crew module is equipped with two parachutes for redundancy, with one parachute enough for a safe splashdown. The parachutes would reduce the speed of the crew module from over 216 m/s (480 mph) to under 11 m/s (25 mph) at splashdown.[55]
The space capsule will have life support and environmental control systems. It will be equipped with emergency mission abort capabilities and a Crew Escape System (CES) that can be activated during the first stage or second rocket stage burn.[56] The nose of the original version of the orbital vehicle was free for a docking mechanism, but primary entry was evidently through a side hatch secured by explosive bolts.[57] On December 7, 2022, The Hindu reported that the crew module had entered the production stage.[58]
Following fruitless attempts to obtain the Environmental Control and Life Support System (ECLSS) from other countries, ISRO has declared that it will be developing it on its own for Gaganyaan mission. According to ISRO Chairman S Somanath, ISRO has no experience in producing ECLSS, but it was forced to urge national laboratories and domestic industry to begin developing the technology because there were no foreign partners available to share the technology.[59] The first orbiter module adaptor assembly (OMA) for Gaganyaan was provided by Kineco Kaman Composites on December 23, 2023. The OMA is a conical structure with a diameter of 4 meters, composed of carbon-fiber-reinforced polymers. It is combined with the equipment bay shroud and crew escape module.[60] Hindustan Times reported on January 12, 2024, that in order to double-check crew safety for the first mission, Indian astronauts are expected to don Russian-made spacesuits rather than the domestically manufactured Intra Vehicular Activity (IVA) suits created by Vikram Sarabhai Space Center.[61]
The Emergency Sea Water Purification Kit was developed by Defence Research and Development Organisation. The package provides astronauts with clean water during operations and emergencies by eliminating excessive levels of Total Dissolved Matter, turbidity, color, and microbiological contamination from sea water in 30 minutes. The user testing for the Gaganyaan mission at Bombay Dockyard was successfully completed in 2022.[62]
ISRO has plans to add International Docking System Standard (IDSS) compatible in the future to visit International space Station(ISS) and Bharatiya Antariksha Station in the future.[63]
Service module
[edit]Its 2.9 t (6,400 lb)[1] service module is powered by liquid propellant engines. The crew module is mated to the service module, and together they constitute 8.2 t (18,000 lb) orbital module.[1]
The Service Module Propulsion System (SMPS) will perform an orbit raising manoeuvre allowing Gaganyaan to reach 400 km in low Earth orbit (LEO), then remain docked during a deorbit burn until atmospheric reentry. It will use an unified bipropellant system consisting of MON-3 and Monomethylhydrazine as oxidizer and fuel, having five main engines derived from ISRO's liquid apogee motor with 440 N (99 lbf) thrust and sixteen 100 N reaction control system (RCS) thrusters.
Development and Testing
[edit]Static test for Low Altitude Escape Motor
[edit]On August 11, 2022, ISRO successfully completed the test firing of Low Altitude Escape Motor (LEM) for Crew Escape System. LEM consists of a solid rocket motor with four reverse flow nozzles that generates maximum sea level thrust of 842 kN (nominal) with burn time of 5.98 second (nominal). The nozzle end of LEM is mounted at the fore end of the launch vehicle to avoid exhaust plume impingement on crew module. This is why there are reverse flow multiple nozzle in the solid rocket motor. The reverse flow nozzle makes exhaust gas flow in opposite direction in the nozzle region.[64][65]
The objective of this test was to check ballistic parameters, validate motor subsystem performance (and confirm the design margins), evaluate the thermal performance of nozzle liners especially to confirm the ablative characteristics, validate integrity of all interfaces, evaluate the head-end mounted safe arm (HMSA) based ignition system performance, and evaluate side thrust due to misalignment and variation in flow and other functional parameters including flow reversal.[66]
Service Module Propulsion System demonstration
[edit]A system demonstration model (SDM) of the Service Module Propulsion System (SMPS), which will be incorporated into the Gaganyaan spacecraft, was successfully tested by ISRO on August 28, 2021.[67] The service module is designed and developed by Liquid Propulsion Systems Centre (LPSC).[68]
At the ISRO Propulsion Complex (IPRC), the system demonstration model was fired for 450 seconds. The performance met the pre-test prediction model. The propulsion system for the service module is a single bi-propellant system consists of sixteen 100 Newton thrusters for reaction control system (RCS) and five primary 440 Newton thrust engines, using monomethylhydrazine (MMH) and mixed oxides of nitrogen (MON-3) as the fuel and oxidizer, respectively. Additionally, IPRC is constructing a new facility to test the Service Module Propulsion System. To validate the propulsion system on the ground, the test model for the system demonstration employed only eight 100 Newton thrusters and five 440 Newton engines.[69][70]
On July 19, 2023, ISRO successfully completed the test of Gaganyaan Service Module Propulsion System.[71] Five hot tests totaling 2,750 seconds were conducted by ISRO as part of the Phase-1 test series. Eight 100 Newton RCS thrusters and five 440 Newton liquid apogee motor (LAM) engines were used in Phase 1. The system's hot testing replicated the operation of the flight-qualified thruster, helium pressurization system, propellant tank feed system, and control components. During the test, which lasted 250 seconds, RCS thrusters and LAM engines were used continuously. During the Gaganyaan mission's ascending phase, the RCS thrusters will ensure precise attitude correction, while the LAM engines will supply the primary propulsive force.[72]
The SMPS carries out orbit injection, circularization burn, on-orbit control, de-boost maneuvering, and service module based abort if necessary during the ascent phase for the Orbital Module.[73]
20 июля 2023 года были проведены горячие испытания окончательной конфигурации ИИП, в которой использовались шестнадцать двигателей RCS с тягой 100 Ньютон и пять двигателей LAM с тягой 440 Ньютон. Система подачи топливного бака, система наддува гелием, летные двигатели и компоненты управления были включены в горячие испытания, моделирующие жидкостный контур ИИП. Комбинированные характеристики SMPS были продемонстрированы в первом горячем тесте серии испытаний Фазы-2. [74] Каждый двигатель с тягой 440 Ньютонов также будет подвергаться индивидуальному длительному испытанию с использованием различных параметров для получения сертификата соответствия требованиям человека . ISRO запланировала пять дополнительных испытаний для демонстрации как номинальных, так и нештатных сценариев миссии. [75] [76]
26 июля 2023 года ISRO успешно провела еще два горячих испытания SMPS. Двигатели работали в соответствии с профилем миссии, как в непрерывном, так и в импульсном режиме. Первое горячее испытание, продолжавшееся 723,60 секунды, было призвано показать, как закачивать топливо в орбитальный модуль и сжигать 100-ньютоновые двигатели и двигатели LAM для калибровки. Калибровочная проверка была необходима для выявления и изоляции любых неработающих двигателей. Подруливающие устройства RCS и двигатели LAM работали как положено. Целью второго горячего испытания, которое длилось 350 секунд, было показать, как орбитальный модуль совершает круговое движение, чтобы достичь конечной орбиты. На протяжении всего испытания двигатели RCS работали в импульсном режиме, а двигатели LAM работали непрерывно. [77] [78]
Комплексное испытание сбрасывания основного парашюта
[ редактировать ]18 ноября 2022 года Космический центр Викрама Сарабая (VSSC) провел комплексное испытание сбрасывания с воздуха основного парашюта (IMAT) системы замедления парашюта (PDS), в ходе которого масса 5-тонного манекена, эквивалентная фактической массе модуля экипажа, была доведена до высотой 2,5 км и сброшен с самолета Ил-76 ВВС Индии . Затем два небольших пилотных парашюта с пиротехническим минометом высвободили основные парашюты. Первоначально размер основных парашютов был ограничен меньшей площадью, чтобы уменьшить шок при открытии. Через 7 секунд пирорезаки рифового шнура перерезают ограничивающую зону стропу, позволяя парашютам полностью надуться. Полностью надутые основные парашюты снизили скорость полезной нагрузки до безопасной посадочной скорости. Вся процедура длилась около 2–3 минут. [79] [80]
Система замедления парашюта разработана совместно ISRO и DRDO . Проектирование системы, аналитическое моделирование развертывания парашюта, разработка боеприпасов для выброса парашюта, механическая сборка, приборы и авионика были выполнены VSSC. Всего в рамках квалификационного процесса запланировано пять испытаний сбрасывания с воздуха (из 10 парашютов). [81] [82]
Испытание на раскрытие парашюта с наркотиками
[ редактировать ]8 августа 2023 года ISRO сообщило средствам массовой информации, что Космический центр Викрама Сарабая в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром воздушной доставки (ADRDE), лабораторией Организации оборонных исследований и разработок, успешно провел серию испытаний по развертыванию тормозного парашюта на железнодорожных ракетных санях. Объект Исследовательской лаборатории терминальной баллистики (TBRL), Чандигарх, с 8 по 10 августа 2023 года. В рамках этого мероприятия были развернуты тормозные парашюты, которые необходимы для стабилизации модуля экипажа и снижения его скорости до безопасного уровня при входе в атмосферу. тест. Пиротехнические устройства, называемые минометами, предназначены для запуска парашютов в воздух по команде. В этих конических ленточных парашютах диаметром 5,8 метра используется одноступенчатая система рифов, которая уменьшает площадь купола и уменьшает нагрузку на раскрытие, обеспечивая контролируемый и плавный спуск. [83]
В ходе трех комплексных испытаний были воссозданы различные реальные условия, чтобы тщательно оценить функциональность и надежность тормозных парашютов. В ходе первого испытания, в ходе которого был воспроизведен максимальный вес с рифлением, впервые в Индии было введено рифление парашюта, раскрываемого из миномета. Второе испытание воспроизвело максимальную нагрузку без рифления, а третье испытание продемонстрировало раскрытие тормозного парашюта в сценарии, который отражает максимальный угол атаки модуля экипажа, который он может испытать во время своей миссии. Все эти испытания послужили важной квалификационной вехой для тормозных парашютов, подтвердив их готовность к интеграции в Test Vehicle Abort Mission-1 . [84]
На заводе ракетных саней «Железнодорожный путь» уже завершены испытания парашютов разделения пилота и апекса. Десять парашютов будут использованы в сложной парашютной последовательности для системы торможения модуля экипажа «Гаганьян». Два парашюта с отделяющей крышкой раскрываются первыми в процессе, а два тормозных парашюта раскрываются после достижения устойчивости. Миссия переходит в фазу эвакуации после того, как будут выпущены тормозные парашюты. Три парашюта пилота по отдельности снимают три основных парашюта, что является важным шагом в снижении скорости модуля экипажа до приемлемого уровня для безопасного приземления. [85]
Ракета-носитель
[ редактировать ]) планируется запустить пилотируемый «Гаганьян» После трех демонстрационных полетов космического корабля на орбите без экипажа на ракете-носителе HLVM3 , рассчитанная на человека (версия LVM3 . [86]
Хотя LVM3 находится в стадии пилотирования для проекта Гаганьян, ракета была спроектирована с учетом потенциальных возможностей пилотируемого космического полета. Максимальное ускорение на этапе подъема было ограничено 4 G для комфорта экипажа, а обтекатель полезной нагрузки диаметром 5 метров (16 футов) использовался для размещения больших модулей, таких как сегменты космической станции. [87]
Кроме того, запланирован ряд изменений для повышения надежности критически важных для безопасности подсистем, таких как снижение операционной рентабельности, резервирование, ужесточение квалификационных требований, переоценка и усиление компонентов. [88] Усовершенствования авионики включают интегрированную систему мониторинга работоспособности (LVHM), двухцепочный процессор телеметрии и телекоманд (TTCP) и четырехрезервированный компьютер навигации и управления (NGC). Двигатели Vikas с высокой тягой (HTVE) основной ступени L110 будут работать при давлении в камере 58,5 бар вместо 62 бар, а ускорители S200 с рейтингом Human (HS200) будут работать при давлении в камере 55,5 бар вместо 58,8 бар. Сегментные соединения будут иметь по три уплотнительных кольца каждое. На всех ступенях ракеты-носителя будут использоваться электромеханические приводы и цифровые контроллеры ступеней. [89] [90]
Квалификация бустера S200
[ редактировать ]17 ноября 2020 года компания Larsen & Toubro (L&T) поставила первое оборудование — сегмент ускорителя — для ракеты-носителя Gaganyaan LVM3 . На аэрокосмическом заводе Powai в Мумбаи, принадлежащем L&T, производился сегмент ускорителя. Решающий сегмент ракеты-носителя имеет диаметр 3,2 метра, длину 8,5 метра и вес 5,5 тонны. [91]
Вариант твердотельного навесного ускорителя S200, предназначенный для использования человеком, или «HS200», был разработан для программы Gaganyaan в сотрудничестве с Larsen & Toubro. [92] Первое статическое огневое испытание HS200 было проведено 13 мая 2022 года в Космическом центре Сатиш Дхаван (SDSC) продолжительностью 135 секунд с 203 тоннами твердого топлива. В ходе теста контролировалось около 700 параметров и работа всех систем была в норме. Второй по величине действующий твердотопливный ускоритель в мире имеет длину 20 метров и диаметр 3,2 метра. [93] [94]
Как и все системы миссии Гаганьян, ракета-носитель HS200 была разработана с рядом усовершенствований, направленных на повышение безопасности и надежности различных систем. Усовершенствования включают в себя усиленные системы зажигания и изоляции, улучшенную электронику цифрового управления, а также дополнительные функции безопасности соединений корпуса двигателя. В системе управления этого бустера используется один из самых мощных доступных электромеханических приводов, дополненный множеством резервных средств и мер безопасности. Усовершенствование твердотельного навесного бустера S200 привело к снижению давления в камере, повышению надежности, устойчивости к утечкам и более высокая маржа. [95]
Квалификация двигателя Vikas
[ редактировать ]Варианты двигателей Vikas используются для питания второй ступени ракеты-носителя полярных спутников (PSLV), ускорителей и второй ступени ракеты-носителя геосинхронного спутника (GSLV) Mark I и II, а также основной ступени LVM 3 .
14 июля 2021 года ISRO провела третье длительное горячее испытание двигателя Vikas для жидкостной ступени активной зоны L110 GSLV Mark III на двигательном комплексе ISRO в рамках квалификационных требований к двигателю миссии Гаганьян. Двигатель был успешно испытан в течение 240 секунд, подтвердив все необходимые параметры производительности. [96] [97]
20 января 2022 года двигатель Vikas High Thrust Engine успешно прошел горячие квалификационные испытания продолжительностью 25 секунд на двигательном комплексе ISRO для подтверждения надежности двигателя в нештатных условиях эксплуатации по соотношению смеси топливо-окислитель и давлению в камере. [98]
Квалификация двигателя СЕ-20
[ редактировать ]12 января 2022 года ISRO провела горячие квалификационные испытания криогенного двигателя СЕ-20 продолжительностью 720 секунд на Двигательном комплексе ISRO (IPRC). [99] [100] 28 октября 2022 года CE-20 E11 успешно завершил 30-секундное испытание в барокамере в IPRC. Это было сделано для проверки эффективности двигателя для миссий Гаганьян. 9 ноября 2022 года продолжительность была увеличена до 70 секунд. Согласно источникам ISRO, результаты испытаний соответствовали ожидаемым. [101]
21 февраля 2024 года ISRO объявило, что характеристики основного криогенного двигателя, который будет установлен на ракетах-носителях LVM3 для Гаганьяна, проверены и одобрены для использования в пилотируемых космических полетах. Вакуумные испытания криогенного двигателя СЕ-20 , седьмого в серии, прошли на Высотном испытательном полигоне в Махендрагири 14 февраля 2024 года. В отличие от минимального стандартного периода для человеческого рейтинга в 6350 секунд (1 час 45 минут) Ранее CE-20 прошел 39 огневых испытаний в различных условиях эксплуатации продолжительностью 8810 секунд (2 часа 26 минут). По данным ISRO, даже летный двигатель, предназначенный для первой миссии Гаганьян, завершил приемочные испытания. Летный двигатель, приводящий в движение верхние ступени LVM3, имеет импульс 442,5 секунды и тягу 19–22 тонны. [102]
Согласно ISRO, ресурсные демонстрационные испытания, испытания на выносливость и оценка характеристик при номинальных рабочих настройках, а также в неноминальных условиях в отношении тяги, соотношения смеси и давления в топливных баках были частью наземных квалификационных испытаний для допуска человека к самолету. двигатель СЕ-20. Все наземные сертификационные испытания двигателя СЕ-20 по программе «Гаганьян» успешно завершены. [103]
Экипаж
[ редактировать ]27 февраля 2024 года премьер-министр Нарендра Моди раскрыл личности первых четырех индийских астронавтов: капитана Прашанта Балакришнана Наира , капитана Аджита Кришнана , капитана Ангада Пратапа и командира бригады Шубаншу Шуклы . Два астронавта из этой группы пройдут подготовку на объектах НАСА в рамках подготовки к участию в миссии Axiom 4 на Международной космической станции (МКС). [104] а затем космический полет с экипажем из Индии. Шубханшу Шукла был выбран ISRO 2 августа 2024 года в качестве члена основного экипажа миссии Axiom 4, а Прашант Балакришнан Наир был назван его дублером. [105] Все они долгое время служили летчиками-испытателями и являются командирами звеньев или капитанами групп ВВС Индии (IAF). [106] [107]
Наземная форма
[ редактировать ]Наземную униформу разработали сотрудники и студенты Национального института технологий моды (NIFT), Бангалор . Под руководством бывшего директора NIFT Сьюзан Томас команда NIFT, в которую входили три студентки, Ламия Анис, Самарпан Прадхан и Тулия Д., а также два профессора, Джонали Баджпай и Мохан Кумар В., работали над созданием наземной униформы. для миссии Гаганьян. Команда подчеркнула важность того, чтобы карманы назначенных астронавтов идеально сидели по размеру, а униформа должна хорошо работать, чтобы выдерживать их движения. Прежде чем был выбран окончательный дизайн, было рассмотрено семьдесят вариантов. Команда NIFT изучила униформу различных космических агентств, например, SpaceX и NASA . Тема, которую исследовала команда NIFT, — асимметрия. Группа работала над двухцветной асимметричной линией стиля. Проект был заказан в 2021 году коллективом НИФТ, а в 2022 году они передали его в ISRO. [108] [109]
САХИ
[ редактировать ]Универсальное программное обеспечение под названием SAKHI (Космический помощник и центр знаний для взаимодействия экипажей), созданное Космическим центром Викрама Сарабая, будет помогать астронавтам в миссии космического путешествия Гаганьян с различными обязанностями, включая взаимодействие друг с другом и поиск важной технической информации. . Среди своих многочисленных обязанностей SAKHI будет внимательно следить за их здоровьем, отправляя данные о жизненно важных показателях, включая артериальное давление , частоту сердечных сокращений и насыщение кислородом . Эта информация будет чрезвычайно полезна при определении физического состояния экипажа во время миссии «Гаганьян». Обеспечивая бесперебойную связь, САХИ будет поддерживать связь экипажа с наземными станциями и бортовым компьютером. Приложение также будет напоминать им об их режиме сна , режиме питания и уровне гидратации. Инженерный макет специально разработанного портативного интеллектуального устройства с САХИ успешно прошел испытания на космическом комплексе. Продолжается процесс создания одобренной для полетов и готовой к производству модели. Прикрепленная к скафандрам цифровая платформа всегда доступна. Кроме того, астронавты могут сообщать о своем путешествии с помощью приложения в различных форматах, таких как голосовые заметки, тексты и фотографии. [110]
Вьёммитра
[ редактировать ]22 января 2020 года ISRO анонсировала Вьоммитру , робота женского пола, который будет сопровождать других астронавтов в миссии. ISRO стремится не использовать животных на борту экспериментальных миссий, в отличие от других стран, которые осуществляли полеты человека в космос. Вместо этого он будет управлять роботами-гуманоидами, чтобы лучше понять, как невесомость и радиация влияют на человеческое тело во время длительного пребывания в космосе. [111]
Ожидается, что Вьоммитра будет на борту беспилотных миссий Гаганьян для проведения экспериментов по микрогравитации , мониторинга параметров модулей и поддержки астронавтов в пилотируемых миссиях, моделируя функции человеческого тела выше пояса. У него нет ног. [112] Он запрограммирован говорить на хинди и английском языках и выполнять множество задач. [113] [114] [115] [116]
Он может обнаруживать и выдавать предупреждения, если изменения окружающей среды в кабине становятся неприятными для астронавтов, и изменять состояние воздуха. Он может автономно выполнять задачи и выполнять новые команды. [117]
Запускает
[ редактировать ]Полет | Дата | Подушка | Полезная нагрузка | Запустить изображение | Функция | Исход | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Режим | ||||||||
пусковая установка | ||||||||
УХОД | 18 декабря 2014 г. | LP 2 | УХОД | Суборбитальные испытания уменьшенной стандартной капсулы Gaganyaan, запущенной на борту первого суборбитального испытательного полета LVM3 ISRO . | Успех | |||
суборбитальный | LVM3 -X | |||||||
ИСРО ПАТ | 5 июля 2018 | — | СКМ | 4-минутное испытание системы прерывания запуска Гаганьяна со стартовой площадки Космического центра Сатиш Дхаван. | Успех | |||
Воздушный | ТО | |||||||
Запуск тестовых автомобилей | ||||||||
ТВ-Д1 [118] | 21 октября 2023 г. | LP 1 | СКМ | Тест прерывания полета на большой высоте. [89] | Успех | |||
Воздушный | Л40 | |||||||
ТВ-Д2 [119] | 2 квартал 2024 г. | LP 1 | будет объявлено позднее | Беспилотная миссия по проверке параметров полета. [89] | будет объявлено позднее | |||
Воздушный | Л40 | |||||||
ТВ-А1 [119] | будет объявлено позднее | LP 1 | будет объявлено позднее | Беспилотная миссия по проверке параметров полета. | будет объявлено позднее | |||
Воздушный | Л40 | |||||||
ТВ-А2 [119] | будет объявлено позднее | LP 1 | будет объявлено позднее | Беспилотная миссия по проверке параметров полета. | будет объявлено позднее | |||
Воздушный | Л40 | |||||||
Запуск орбитального испытательного полета | ||||||||
Г1 [120] | июль 2024 г. [121] | LP 2 | Г1 | Первый орбитальный испытательный полет капсулы Гаганьян Вьоммитрой с [119] [121] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО | HLVM3 | |||||||
G2 [120] | декабрь 2024 г. [121] | LP 2 | G2 | Второй орбитальный испытательный полет капсулы Гаганьян. [119] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО | HLVM3 | |||||||
G3 [120] | середина 2025 года [121] | LP 2 | G3 | Третий орбитальный испытательный полет капсулы Гаганьян. [122] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО | HLVM3 | |||||||
Первый запуск пилотируемого полета | ||||||||
H1 [120] | будет объявлено позднее | LP 2 | H1 | Первый пилотируемый полет Гаганьяна с 1-3 индийскими астронавтами в коротком испытательном полете по орбите. [123] [119] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО | HLVM3 | |||||||
Экипаж | ||||||||
Второй запуск пилотируемого полета | ||||||||
Н2 [120] | будет объявлено позднее | LP 2 | Н2 | Второй пилотируемый полет Гаганьяна с 1-3 индийскими астронавтами в коротком испытательном полете по орбите. [124] [125] [122] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО | HLVM3 | |||||||
Экипаж | ||||||||
Запуск первого грузового рейса | ||||||||
G4 [126] | будет объявлено позднее | LP 2 | G3 | Первая миссия ISRO по доставке грузов на МКС. [126] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕВ ( МКС ) | HLVM3 | |||||||
G5 [126] | будет объявлено позднее | LP 2 | G3 | Первая миссия ISRO по пополнению грузов на станции Бхаратия-Антарикша . [126] | будет объявлено позднее | |||
ЛЕО ( БАС ) | HLVM3 |
Эксперимент по входу в атмосферу модуля экипажа
[ редактировать ]13 февраля 2014 года компания Hindustan Aeronautics Limited передала первый стандартный прототип структурной сборки модуля экипажа для эксперимента по входу в атмосферу модуля экипажа (CARE). ISRO [9] [127] ISRO Космический центр Викрама Сарабая оснастит модуль экипажа системами, необходимыми для жизнеобеспечения, навигации, наведения и управления. [128]
ISRO провела беспилотный испытательный запуск корабля на борту LVM3-X для экспериментального суборбитального полета 18 декабря 2014 года. Модуль экипажа отделился от ракеты на высоте 126 км. Бортовые двигатели контролировали и снижали скорость модуля до высоты 80 км (50 миль). На этой высоте двигатели были отключены, и сопротивление атмосферы еще больше снизило скорость капсулы.
Ожидалось, что теплозащитный экран модуля выдержит температуру, превышающую 1600 ° C (2910 ° F). Парашюты были развернуты на высоте 15 км (9,3 мили) для замедления модуля, совершившего приводнение в Бенгальском заливе вблизи Андаманских и Никобарских островов . [129] [130]
Этот полет использовался для проверки процедур и систем выведения на орбиту, отделения и повторного входа в атмосферу капсулы экипажа. Также были протестированы отделение капсулы, тепловые экраны и системы аэроторможения , раскрытие парашюта, ретро-спуск, приводнение, системы плавучести и процедуры по извлечению капсулы экипажа из Бенгальского залива. [131] [132] Ожидается, что к концу 2019 года будут проведены прерывание запуска в полете и испытания парашюта. [133]
Тест прерывания Pad
[ редактировать ]5 июля 2018 года успешно проведено испытание Pad Abort Test Индийской организации космических исследований. [134] Тест на прерывание запуска — это пробный запуск системы прерывания запуска космического корабля (иногда называемой системой аварийного выхода из запуска). Эта система предназначена для быстрого отвода экипажа и космического корабля от ракеты в случае потенциального отказа. Ожидается, что разработанная технология будет применена на первом индийском пилотируемом космическом корабле Gaganyaan, запуск которого запланирован не ранее 2024 года. [135]
Обратный отсчет времени испытания начался в 2:00 утра (IST) 5 июля 2018 года. В 7:00 утра (IST) система спасения экипажа с модулем экипажа успешно стартовала из Космического центра Сатиш Дхаван . Модуль экипажа разогнали до 10 g. [136] и достиг максимальной высоты 2,75 км (1,71 мили), позже он благополучно спустился с парашютом и поплыл в Бенгальском заливе в 2,9 км (1,80 мили) от места запуска. Его подняли в небо с помощью семи твердотопливных ракетных двигателей, сохраняя безопасные пределы перегрузки. Позже для подъема модуля экипажа были отправлены спасательные катера. Общая продолжительность испытательного полета составила 259 секунд. Процесс тестового запуска фиксировали около 300 датчиков. [137] [138] Основными целями испытаний были номинальный 20-секундный подъем и 200 секунд снижения, не считая приводнения. [139] Отсоединение парашюта было запланированным событием, произошедшим примерно через 259,4 секунды после запуска, как и предполагалось. [140] [141]
Прерывание миссии испытательной машины-1
[ редактировать ]Прерывание миссии испытательной машины-1 [142] ( ТВ-Д1 [142] [143] ) — испытание на прерывание полета на большой высоте, состоявшееся 21 октября 2023 года около 10:00 по восточному стандартному времени . [144] Запуск ракеты стал второй попыткой за день, первая попытка была остановлена всего за пять секунд до запланированного времени. Основной целью испытаний было убедиться в возможности экипажа безопасно покинуть ракету в случае неисправности. Первоначально запланированный на 8:00 по местному времени запуск был отложен на 45 минут из-за проблем, связанных с погодой. Целью миссии было проверить отделение CES от ракеты, способность поддерживать траекторию, ведущую на безопасное расстояние, и возможное раскрытие парашюта. [145]
Во время миссии TV-D1 модуль экипажа неожиданно перевернулся, когда его возвращали ВМС Индии из Бенгальского залива . Чтобы смягчить проблему и повысить безопасность, ISRO собирается протестировать «систему вертикальной установки», которая напоминает газовые баллоны и работает аналогично подушкам безопасности в автомобилях, чтобы удержать модуль экипажа от опрокидывания в случае бокового ветра и волнения моря после приводнение. В систему встроено резервирование для защиты от сбоев. TV-D2 планируется запустить в первом квартале 2024 года. В механизме эвакуации экипажа будут использоваться двигатели для спасения на малой и большой высоте, а системы управления модулем экипажа будут имитировать сиденье экипажа, системы подвески и вертикального положения. [146]
Восстановление и спасение
[ редактировать ]Модуль «Гаганьян» предназначен для приземления в Аравийском море , где, как ожидается, будут размещены индийские агентства для спасения как экипажа, так и модуля. Тем не менее, космическое агентство выбрало 48 резервных мест в международных водах на случай изменения основного плана. Первоначально ISRO выбрала две посадочные площадки в индийских водах: одну в Аравийском море, другую в Бенгальском заливе . Но место посадки в Аравийском море было выбрано с учетом неспокойного моря и непредсказуемости Бенгальского залива. [147] [148]
Стыковка и швартовка космических кораблей
[ редактировать ]ISRO начнет тестирование космической стыковки возможностей в рамках миссии SPADEX перед развертыванием на Чандраяане-4 и в будущих миссиях к Гаганьяну и Индийской орбитальной космической станции . Отчет по проекту, включающий всю информацию, исследование и внутреннюю оценку, а также смету расходов, был подготовлен и скоро будет одобрен правительством. [149]
См. также
[ редактировать ]- Лайк-1
- Имитировать-2
- Имитировать-3
- Имитировать-4
- Лайк-5
- Центр пилотируемых космических полетов
- Индийская орбитальная космическая станция
- Индийская программа пилотируемых космических полетов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Экспертный доклад доктора Р. Венкатрамана, директора по проблемам систем стартовых площадок для Гаганьяна (Видео). СДСК ШАР. 6 октября 2020 г. Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ «Индийский пилотируемый космический корабль» . Астронавтикс . 2014. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
- ^ Jump up to: а б «Гаганьян: Астронавты в миссии, скорее всего, будут пилотами, конструкция модуля экипажа скоро будет завершена» . Индия сегодня . 20 января 2019 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кунхикришнан, П. «Индийская программа пилотируемых космических полетов: ГАГАНЬЯАН» (PDF) . УНООСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Встроенная система контроля давления в салоне» (PDF) . isro.gov.in. ИСРО. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2019 года . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Сурендра (29 декабря 2018 г.). «План стоимостью 10 000 крор рупий на отправку 3 индийцев в космос к 2022 году» . Таймс оф Индия . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ ПТИ (15 августа 2018 г.). «Миссия Гаганьяна по отправке индийского астронавта в космос к 2022 году: премьер-министр Моди» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ ПТИ (22 октября 2023 г.). «Руководитель ISRO Сомнат говорит, что космическое агентство предпочитает женщин-летчиков-испытателей для своих пилотируемых полетов, которые возможны в будущем» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Хиндустан Аэронаутикс Лимитед» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «Первая солнечная миссия Индии в 2020 году: председатель ISRO» . Таймс оф Индия . 4 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Гаганьян: DRDO предоставит специальную космическую еду и комплект аварийного выживания для пилотируемой миссии ISRO» . Финансовый экспресс. 4 марта 2020 г. Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «В этом году беспилотных полетов Гаганьяна не будет» . Таймс оф Индия . 11 июня 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Первая индийская пилотируемая космическая миссия «Гаганьян» не будет затронута пандемией COVID: доктор Джитендра Сингх» . 3 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Миссия Гаганьяна не может состояться ни в этом, ни в следующем году, полностью сосредоточьтесь на аспектах безопасности: руководитель Исро» . Таймс оф Индия . 30 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Сингх, Сурендра (23 сентября 2018 г.). «Познакомьтесь с женщиной-ученым, возглавляющей индийский проект Гаганьян» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Познакомьтесь с людьми, стоящими за миссией ISRO Gaganyaan» . ДНК Индии . 21 октября 2023 г. Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Гаганьян – это не разовая миссия, правительство одобрило программу устойчивых пилотируемых космических полетов: представитель ISRO» . Экономические времена . 15 апреля 2023 г. ISSN 0013-0389 . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Бенджамин, Харита Шарли (19 декабря 2023 г.). «От PSLV до Чандраяана: как индийская космическая программа заняла себе нишу за 60 лет | С участием доктора В.Р. Лалитамбики | News Brake, эпизод 92» . Онманорама . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Шринивасан, Панкаджа (4 апреля 2010 г.). «Приземленный Ракеш Шарма» . Индус . Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Ченгаппа, Радж (30 апреля 1984 г.). «Ракеш Шарма становится первым индийцем, побывавшим в космосе» . Индия сегодня . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Бордолой, Притам (18 ноября 2022 г.). «Гаганьян — это первый шаг к грандиозным космическим амбициям Индии» . Журнал Analytics India Magazine . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Приядарши, Сиддханта (23 февраля 2009 г.). «Комиссия по планированию одобрила программу пилотируемых космических полетов ISRO» . Индийский экспресс. п. 2.
- ^ «Гаганян: Как отправить индуса в космос» . 16 августа 2018 г.
- ^ Беари, Хабиб (27 января 2010 г.). «Индия объявляет о первом пилотируемом космическом полете» . Новости Би-би-си . Бангалор . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Космический полет застопорился из-за бюджета: CAG» . Таймс оф Индия . Нью-Дели. 25 апреля 2012 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ «Миссия полета человека в космос исключена из списка приоритетов ISRO» . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Увеличение финансирования проекта пилотируемой космонавтики на 171 крор рупий» . Таймс оф Индия . 18 февраля 2014 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ China View: первая индийская космическая капсула возвращается на Землю , 22 января 2007 г.
- ↑ Пресс-релиз ISRO. Архивировано 14 мая 2008 г. в Wayback Machine, 22 января 2007 г.
- ^ Рао, Мукунд Кадурсринивас Рао; Шридхара Мурти, К.Р.; Прасад, МЮ С (25 сентября 2017 г.). «Решение об индийской программе пилотируемых космических полетов. Политическая перспектива, национальная значимость и технологические проблемы» (PDF) . Национальный институт перспективных исследований . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ↑ Индия поднимет национальный флаг в космос на борту «Гаганьяна» к 2022 году, заявил премьер-министр Нарендра Моди в речи в честь Дня независимости Hindustan Times , 15 августа 2018 г.
- ^ «Лок Сабха, Вопрос без звездочки, номер 2259» (PDF) . 4 марта 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2020 г. . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Гаганьян», индийская пилотируемая космическая миссия, будет использовать «зеленую двигательную установку»: ISRO» . Индостан Таймс . 26 марта 2021 г. Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Нандакумар, Т. (13 мая 2018 г.). «ISRO производит экологически чистое топливо» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Мукунтх, Васудеван (2 марта 2024 г.). «Что Гаганьян изменит для Индии? | Объяснил» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Отчет № 27 за 2014 год Глава IV» (PDF) .
- ^ «Триста шестой доклад, действие правительства о рекомендациях/наблюдениях, содержащихся в двухсостах девяноста восьмого отчета Постоянного парламентского постоянного комитета по науке и технологиям, окружающей среде и лесам по требованиям грантов (2017-2018 гг. ДЕПАРТАМЕНТА КОСМОСА» (PDF) . Правительство Индии . Проверено 5 марта 2018 г.
Цели эксперимента по восстановлению космической капсулы были достигнуты благодаря успешному запуску и восстановлению эксперимента по входу в атмосферу модуля экипажа (CARE) в декабре 2014 года, после чего проект был официально закрыт. Поэтому никаких прогнозов не делалось.
- ^ Кумар, Четан (21 октября 2021 г.). «Образование камней в почках и маркировка генов: 5 экспериментов вошли в шорт-лист миссии Исро; имеются меморандумы о взаимопонимании» . Таймс оф Индия . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ «Предложения одиннадцатой пятилетки (2007–2012 гг.) по индийской космической программе» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мишра, Бибху Ранджан (8 октября 2008 г.). «ISRO планирует пилотируемую миссию на Луну в 2014 году» . Бизнес-стандарт Индии . Диапазон Шрихарикота (SHAR): Бизнес-стандарт . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Д.С., Мадхумати (11 января 2019 г.). «ISRO открывает центр пилотируемых космических полетов» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «Индийская пилотируемая космическая программа получает импульс» . Проверено 11 января 2019 г.
Первоначально планировалось построить новую стартовую площадку для полета человека в космос, но Сиван сообщил изданию Express, что из-за нехватки времени одна из двух существующих стартовых площадок модифицируется в соответствии с требованиями.
- ^ «Вопрос номер 1733 в Раджья Сабха» (PDF) . Проверено 11 января 2019 г.
Существующую стартовую площадку с расширением предлагается использовать для проведения первых полетов по программе пилотируемых космических полетов «Гаганьян».
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Россия поможет Индии в космической миссии 2022 года: российский посол» . НДТВ . 3 декабря 2018 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Т.С. Субраманиан (2 мая 2009 г.), «Модель модуля космического экипажа готова» , The Hindu , Ченнаи, заархивировано из оригинала 4 мая 2009 г. , получено 14 июня 2013 г.
- ^ «ISRO: Индийская пилотируемая космическая миссия продолжается, Кабинет министров одобрил план на 10 000 крор рупий» . Экономические времена . 28 декабря 2018 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «В своей речи в честь Дня независимости премьер-министр Моди обещает первую пилотируемую космическую миссию Индии к 2022 году» . Индия сегодня . 15 августа 2018 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ "Гаганян " ИСРО Получено 26 ноября.
- ^ «Гаганьян: Индия выбирает Россию для отбора и обучения космонавтов» . Таймс оф Индия . 1 июля 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ «Кабинет министров одобрил создание подразделения технической связи ISRO в Москве» . Индия сегодня . 31 июля 2019 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Группа технической связи ISRO в Москве» . Экзаменационные гонки . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Россия изготовит скафандры для индийских космонавтов» . Главкосмос . 7 сентября 2020 г. Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ Праманик, Аян; Кришнан, Рагху. «После Гаганьяна председатель ISRO К. Сиван нацелится на космическую станцию» . Экономические времена . Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ Пери, Динакар (28 августа 2021 г.). «Индийские пилоты скоро вернутся в Россию за индивидуальными скафандрами» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ «Лаборатория Агры спускает парашюты, чтобы вернуть индийских астронавтов» . Декан Вестник . 4 января 2019 года . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Рэй, Калян (4 января 2009 г.). «ISRO готовится к пилотируемому полету в космос» . Декан Вестник . Шиллонг. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ «Орбитальный корабль» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года.
- ^ «Разработан космический корабль для миссии «Гаганьян»: учёный ISRO» . Индус . 7 декабря 2022 г. ISSN 0971-751X . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «ISRO разработает ECLSS для миссии Гаганьян после того, как ему не удалось получить его из других стран: С. Соманат» . NDTV.com . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ «Компания Kineco Kaman из Пилерна поставляет ключевые компоненты для пилотируемой космической миссии Исро» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2023 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Пиллаи, Сумья (12 января 2024 г.). «Для космонавтов Гаганьяна Исро может выбрать скафандры российского производства» . Индостан Таймс . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Годовой отчет за 2022–2023 годы» (PDF) . Министерство обороны . Правительство Индии . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «ISRO начинает работу над индийской космической станцией «Дева», вот как она может выглядеть» . NDTV.com . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Статические испытания аварийного двигателя на малой высоте (LEM) Гаганьяна» . Индийская организация космических исследований . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ «ISRO успешно завершила статические испытания аварийного двигателя на малой высоте в Гаганьяне» . мята . 10 августа 2022 г. Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Кумар, Четан (11 августа 2022 г.). «Гаганьян: испытания маловысотного аварийного двигателя системы спасения экипажа» . Таймс оф Индия . ТНН . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Кумар, Четан (28 августа 2021 г.). «Исро тестирует двигательную установку служебного модуля Гаганьян» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Кумар, Четан (20 июля 2023 г.). «Гаганьян: Завершено испытание двигательной системы модуля ключевого обслуживания» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Датт, Анонна (29 августа 2021 г.). «ISRO успешно испытала двигательную установку служебного модуля «Гаганьян»» . Индостан Таймс . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Пинто, Нолан (28 августа 2021 г.). «Исро успешно проводит первое горячее испытание двигательной установки Гаганьян в Тамилнаде» . Индия сегодня . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Пиллаи, Сумья (21 июля 2023 г.). «Исро успешно завершает ключевой тест Гаганьяна» . Индостан Таймс . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «ISRO снова «горячие испытания» силовой установки служебного модуля миссии Гаганьян» . Индийский экспресс . 20 июля 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Исро успешно тестирует двигатели, которыми будет управлять служебный модуль Гаганьян» . Индия сегодня . 20 июля 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «ISRO успешно тестирует двигательную установку служебного модуля Gaganyaan» . Индус . 20 июля 2023 г. ISSN 0971-751X . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Успешное горячее испытание двигательной установки служебного модуля Гаганьян - демонстрационная модель системы (SDM) - ISRO» . ИСРО . 28 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Чайтанья, С.В. Кришна (20 июля 2023 г.). «ISRO успешно проводит горячие испытания двигательной установки служебного модуля Gaganyaan» . Новый Индийский экспресс . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Двигательная система служебного модуля Gaganyaan прошла еще два горячих испытания» . Индус . 27 июля 2023 г. ISSN 0971-751X . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Пиллаи, Сумья (28 июля 2023 г.). «Исро завершает еще два горячих испытания для Гаганьяна» . Индостан Таймс . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «ISRO завершает масштабные испытания своей парашютной системы Гаганьян» . Космический центр Викрама Сарабая . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Гаганьян: Исро испытывает парашюты, которые доставят индийских астронавтов на Землю из космоса» . Индия сегодня. 19 ноября 2022 г. Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Кумар, Четан (19 ноября 2022 г.). «Гаганьян: Завершено испытание ключевого парашюта, имитирующее приземление космонавта» . Таймс оф Индия . ТНН . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «ISRO завершает масштабные испытания своей парашютной системы Гаганьян» . ИСРО . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Сунилкумар, Сингх Рахул (12 августа 2023 г.). «Как индийский экипаж Гаганьяна вернется на Землю? ISRO показывает ключевые испытания парашюта | Смотреть» . Индостан Таймс . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ «ISRO успешно проводит испытания по раскрытию парашюта для миссии Гаганьян» . Экономические времена . 12 августа 2023 г. ISSN 0013-0389 . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Кумар, Четан (11 августа 2023 г.). «ISRO проводит испытания на развертывание тормозного парашюта для миссии Гаганьян» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Датт, Анонна (9 апреля 2023 г.). «Гаганьян: От подготовки астронавтов до технического обновления ISRO делает большие шаги для достижения цели пилотируемых полетов к 2024 году» . Индийский экспресс . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ «2.8 2.8 Пусковая установка следующего поколения: GSLV-Mk III от С. Рамакришнана». От рыбацкой деревушки до Красной планеты: космическое путешествие Индии . Издательство HarperCollins, Индия. 15 декабря 2015 г. ISBN 9789351776895 .
Принимая во внимание, что возможная полезная нагрузка на околоземной орбите до 10 тонн возможна для этого корабля, диаметр обтекателя полезной нагрузки был зафиксирован на уровне 5 метров для размещения крупных модулей, таких как сегмент космической станции или пилотируемый капсула. Между прочим, учитывая возможность будущих полетов человека в космос со стороны Индии, ускорение на этапе разгона было ограничено 4g, стандартным уровнем человеческой терпимости, принятым космическими агентствами.
- ^ С. Соманат (11 августа 2021 г.). ПРЛ Ка Амрут Вяхьяан-02, «Достигая неба: индийские ракеты-носители» (видео). Событие происходит в 53:10–53:40. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 6 октября 2021 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с Картик, КК (8 декабря 2022 г.). «Центр хочет запустить Гаганьян до выборов в Лок Сабха 2024 года» . Новый Индийский экспресс . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «Годовой отчет CSIR NAL за 2020–21 годы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2021 года.
Кроме того, ATF также успешно завершила акустическую квалификацию конструкции ремня на электромеханическом приводе для пусковой установки GSLV MKIII. Это поможет повысить надежность, а также обеспечит преимущества в грузоподъемности по сравнению с электрогидравлическими приводами, использовавшимися ранее.
- ^ Бозе, Мритьюнджай (17 ноября 2020 г.). «L&T поставляет первое стартовое оборудование для Гаганьяна, несмотря на ограничения Covid-19» . Декан Вестник . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Чакраборти, Кабир (13 мая 2022 г.). «Достигнутая веха: ракета-носитель С200, рассчитанная на человека, успешное испытание «Гаганьян»» . Прагские новости . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Кумар, Четан (13 мая 2022 г.). «Гаганьян: Испытание ракетного ускорителя С200 с участием человека прошло успешно, 700 параметров в норме» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «ISRO успешно испытывает большой твердотопливный ракетный ускоритель, рассчитанный на человека, для программы Гаганьян - ISRO» . www.isro.gov.in. 13 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Член парламента, Сидхарт (13 мая 2022 г.). «Смотрите: ISRO испытывает ракетный ускоритель, который является одним из крупнейших в мире» . Вион . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Третье успешное длительное горячее испытание двигателя Vikas для программы Гаганьян» . ИСРО . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «ISRO успешно проводит третье горячее испытание двигателя Vikas для миссии Гаганьян» . Мята . 14 июля 2021 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Квалификационные испытания двигателя VIKAS для программы Гаганьян – ISRO» . ИСРО . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Квалификационные испытания криогенного двигателя для программы Гаганьян» . ИСРО . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Сурендра Сингх (12 января 2022 г.). «Исро успешно проводит испытания криодвигателя для ракеты Гаганьян» . Таймс оф Индия . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Испытание криогенного двигателя Гаганьян прошло успешно: IPRC» . Индус . 9 ноября 2022 г. ISSN 0971-751X . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Криогенный двигатель для полета человека в космос Гаганьян успешно прошел испытания: ISRO» . Индийский экспресс . 21 февраля 2024 г. Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «Криогенный двигатель CE20 прошел испытания на участие человека и готов к миссии Гаганьяан» . Индус . 21 февраля 2024 г. ISSN 0971-751X . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «2 астронавта Гаганьяна отправятся на МКС на борту миссии «Аксиома-4»» . Индийский экспресс . 6 июля 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Кто такой капитан группы Шубханшу Шукла, «главный астронавт» индийско-американской миссии в космос?» . Индийский экспресс . 3 августа 2024 г. Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ «Премьер-министр Моди раскрывает имена четырех астронавтов миссии Гаганьян» . Индийский экспресс . 27 февраля 2024 г. Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Сиддики, Хума (25 февраля 2019 г.). «Кто будет первыми индийскими «вьомнавтами»? Узнайте, как Индия будет отбирать астронавтов для первой пилотируемой космической миссии» . Финансовый экспресс . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Моналиса, Моника (5 марта 2024 г.). «Высокие полеты: индийские астронавты Гаганьяана носят скафандры, разработанные NIFT; представлено сочетание стиля и функциональности» . Новый Индийский экспресс . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Уллас, Шрути Сьюзен (29 февраля 2024 г.). «Наземный костюм Gaganauts, разработанный командой NIFT Bangaluru, имеет асимметрию в качестве темы» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Раджви, Тики (18 марта 2024 г.). «САХИ будет нуждающимся другом для команды Гаганьян» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Почему Индия отправляет роботов в космос?» . 25 июля 2019 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «ISRO отправит гуманоида Вьоммитру на беспилотном космическом корабле Гаганьян перед полетом человека в космос» . Экономические времена . 24 января 2020 г. Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Кумар, Четан (22 января 2020 г.). это «Она » «Миссия Гаганьяна: первый взгляд на «Вьоммитру», гуманоида Гаганьяна ; Таймс оф Индия Получено 22 января.
- ^ «Пилотируемая миссия ISRO на Луну состоится, но не прямо сейчас: К. Сиван» . Индийский экспресс . 22 января 2020 г. Проверено 22 января 2020 г.
- ^ « Первый взгляд на «Вьоммитру»! Индийская «Она» будет первой в космосе» . Локсатта (на маратхи). 22 января 2020 г. Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Прототипом гуманоида ISRO для миссии Гаганьян является Вьом Митра, который отправится в космос раньше астронавтов» . Новости Times Now . 22 января 2020 г. Проверено 22 января 2020 г.
- ^ Двараканатх, Нагарджун (22 января 2020 г.). «Миссия Гаганьяна: познакомьтесь с Вьоммитрой, говорящим человеком-роботом, которого Исро отправит в космос» . Индия сегодня . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Чандраян-3 на Луне: что будет дальше с Исро?» . Индия сегодня . 24 августа 2023 г. Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Первый испытательный полет Гаганьяна в мае | Все, что вам нужно знать об амбициозной космической миссии Индии» . Новости18 . 16 марта 2023 г. Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Запись G1, G2, H1 [1.3.112.4.7.1494]» . Управление космического присвоения номеров . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Первая индийская космическая станция появится всего через 4 года: руководитель ISRO С. Соманат» . Онманорама . 28 февраля 2024 г. Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Премьер-министр проверяет готовность миссии Гаганьян» .
- ^ «Гаганьян: ISRO запустит первую полномасштабную беспилотную миссию в феврале следующего года» . Новый Индийский экспресс . 23 апреля 2023 г. Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Рамеш, Сандхья (4 декабря 2022 г.). «Первый полет человека в космос в Индии Гаганян в подвешенном состоянии, космонавты частично обучены, ISRO молчит» . Печать . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Диксит, Рекха (25 января 2022 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ: В этом году беспилотного полета Гаганьяна не будет» . Неделя . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Лунный понедельник № 183 и Индийский космический прогресс № 17: тот, где сходятся Чандраян и Гаганьян» . Пространство Джатана . 8 июля 2024 г. Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Программа полета человека в космос: HAL передает сборку модуля экипажа ISRO» . @businessline . 13 февраля 2014 г.
- ^ «Эксперимент по входу в атмосферу модуля экипажа (CARE)» . ИСРО . 18 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Успешный первый экспериментальный полет индийской ракеты-носителя следующего поколения GSLV Mk-III - пресс-релиз ISRO - 18 декабря 2014 г.
- ^ «Индия успешно запустила свою самую тяжелую ракету GSLV-Mk III» . Интернэшнл Бизнес Таймс, Великобритания. 18 декабря 2014 г.
- ^ «GSLV Mark III поднимается в небо в испытательном полете» . Индус . 18 декабря 2014 г. ISSN 0971-751X . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Индия запустила крупнейшую ракету и беспилотную капсулу» . Новости Би-би-си . 18 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Эпизод 90 - Обновленная информация о деятельности ISRO с С. Соманатом и Р. Умамахешвараном» . Астроразговор Великобритании. 24 октября 2019 года . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ «ISRO проводит испытание на аварийное завершение индийской пилотируемой космической программы» . NASASpaceFlight.com . 4 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ «Миссия Гаганьяна не может состояться ни в этом, ни в следующем году, полностью сосредоточьтесь на аспектах безопасности: руководитель Исро» . Таймс оф Индия . 30 июня 2022 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Балураги, Ханамантрай; Суреш, Байрана Нагаппа (2020), «Индийская космическая программа: эволюция, измерения и инициативы» , Справочник по космической безопасности , Чам: Springer International Publishing, стр. 1–19, номер документа : 10.1007/978-3-030-22786- 9_38-2 , ISBN 978-3-030-22786-9 , S2CID 216447640 , получено 4 июля 2020 г.
- ^ «Первое испытание ISRO по прерыванию полета, имеющее решающее значение для будущей миссии человека в космос, прошло успешно» .
- ^ «УСПЕШНЫЕ ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМЫ АВАРИИ ЭКИПАЖА – ДЕМОНСТРАТОР ТЕХНОЛОГИЙ – ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ «Программа пилотируемого космоса ISRO: испытание на прерывание работы площадки (PAT) 5 июля 2018 г. рано утром» (PDF) . 4 июля 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2018 г.
- ^ «Эпизод 80 - С. Сомнатх, директор Космического центра Викрама Сарабая» . AstrotalkUK . 30 ноября 2018 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Летные испытания системы эвакуации экипажа – Демонстратор технологии подъема видео – ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Первый модуль экипажа для испытательного полета Гаганьян обретает форму» . www.isro.gov.in. Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Кумар, Четан (28 апреля 2022 г.). «Первый беспилотный модуль Gaganyaan будет выведен на орбиту размером 170x408 км; это указывает на профиль полета человека в космос» . Времена Индии .
- ^ Летные испытания TV-D1: ISRO на X: https://x.com/isro/status/1714208678675628360?s=20
- ^ «Гаганьян: Индия запускает испытательный полет перед отправкой экипажа в космос» . Новости Би-би-си . 20 октября 2023 г. Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Джонсон, штат Калифорния (13 ноября 2023 г.). «Чтобы сохранить модуль экипажа «Гаганьян» в вертикальном положении после приводнения, ISRO планирует испытания в 2024 году» . Индийский экспресс . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Пиллаи, Сумья (5 марта 2024 г.). «Исро определяет 48 резервных точек для безопасного возвращения астронавтов Гаганьяна» . Индостан Таймс . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Джайн, Алка (5 марта 2024 г.). «Как астронавты Гаганьяна могут безопасно вернуться во время обратной миссии? Объяснено» . мята . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Дас, Шувик (26 июня 2024 г.). «Планы Индийской космической станции Чандраян-4 готовы к утверждению правительством: председатель Исро» . мята . Проверено 3 июля 2024 г.