Orel (spacecraft)
Производитель | РКК Энергия |
---|---|
Страна происхождения | Россия |
Оператор | Роскосмос |
Приложения | Транспортировка экипажа на низкую околоземную орбиту и на Луну, возможно, на Марс. |
Технические характеристики | |
Стартовая масса | 17 000 кг (НОО) – 21 367 кг (Луна) [2] |
Сухая масса | 14 000 кг (модуль экипажа 9 500 кг, двигательный модуль 4 500 кг) [2] |
Вместимость экипажа | 4–6 [3] |
Объем | 18 м 3 [3] |
Режим | LEO , TLI , Лунная орбита |
Дизайн жизни | |
Производство | |
Статус | В разработке |
Первый запуск | Планируется : 2028 (робот) [4] 2028 (с экипажем) [4] 2030-е годы (беспилотная лунная орбита) [5] |
Орел ( русский : Орёл , букв. «Орел») [6] или Орел , [7] formerly Federation ( Russian : Федерация , romanized : Federatsiya ), [8] and PPTS ( Russian : Перспективная Пилотируемая Транспортная Система , romanized : Perspektivnaya Pilotiruemaya Transportnaya Sistema , lit. 'Prospective Piloted Transport System'), is a project by Roscosmos to develop a new-generation, partially reusable crewed spacecraft .
официальное название было ( До 2016 года Пилотируемый Транспортный Корабль Нового Поколения , букв. «Пилотируемый Транспортный Корабль нового поколения») или ПТК НП . Целью проекта является разработка космического корабля нового поколения, который заменит космический корабль «Союз», разработанный в бывшем Советском Союзе для поддержки низкой околоземной орбиты и лунных операций. По функциям он аналогичен американскому космическому кораблю Orion или Commercial Crew Development . [9]
Проект PPTS был начат после неудачной попытки России и Европейского космического агентства (ЕКА) совместно разработать космическую транспортную систему экипажа (CSTS). После того, как государства-члены ЕКА отказались финансировать Kliper в 2006 году из-за опасений по поводу совместной работы, а затем снова отказались финансировать разработку CSTS в 2009 году из-за передачи России технологий, которые могут быть использованы в военных целях, [10] Федеральное космическое агентство России заказало у российских компаний новый пилотируемый космический корабль. [11] Контракт на разработку был заключен с РКК «Энергия» 19 декабря 2013 года. [12]
Предполагается, что «Орел» сможет доставлять экипажи из четырех человек на околоземную орбиту и за ее пределы, а версии различной массы подходят для 5, 14 или 30-дневных миссий. В случае стыковки с космической станцией он сможет оставаться в космосе до года, что вдвое превышает продолжительность космического корабля «Союз». Космический корабль отправит космонавтов на лунную орбиту с намерением разместить там космическую станцию, получившую название Лунная орбитальная станция . [3] [13]
История
[ редактировать ]Ранее представители ЕКА поинтересовались, могут ли они стать частью программы «Созвездие» США, в то время как НАСА сосредоточилось на своем космическом корабле «Орион» , но получили отрицательный ответ. [14] нового поколения В результате Европа решила присоединиться к России для совместной разработки пилотируемого космического корабля . ЕКА настаивало на совместной разработке, а не на российском « Клипере» , и в результате CSTS появился совместный российско-европейский проект . CSTS завершил первоначальный этап исследования, который длился 18 месяцев с сентября 2006 г. по весну 2008 г., прежде чем проект был закрыт перед конференцией государств-членов ЕКА в ноябре 2008 г. ЕКА решило использовать некоторые технологии проекта CSTS из своей автоматизированной передачи. Транспортное средство . [15]
В Российское космическое агентство " Роскосмос " неоднократно поступали предложения от московского предприятия имени Хруничева о разработке пилотируемого корабля нового поколения на базе корабля ТКС , который будет запускаться на новой ракете-носителе "Ангара" . Ссылаясь на требование начать работу над новым пилотируемым космическим кораблем, Россия решила реализовать проект самостоятельно. [ нужны разъяснения ] [16]
К первому кварталу 2009 года Роскосмос окончательно определил требования к пилотируемому кораблю следующего поколения и получил предложения как от РКК "Энергия" , так и от предприятия имени Хруничева . Это было фактическое начало проекта PPTS. Агентство наконец-то было готово назвать генерального разработчика автомобиля. Формально в государственном тендере на создание нового корабля соревновались только две организации, практически способные создать пилотируемые космические аппараты, — РКК «Энергия» в Королеве и московское предприятие имени Хруничева. [3]
Хотя Роскосмос по-прежнему хранит молчание о проекте, ряд российских чиновников сделали заявления, намекающие на различные этапы проекта. 21 января 2009 года глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил российской газете «Российская газета», что Россия, скорее всего, приступит к самостоятельной разработке пилотируемого космического корабля следующего поколения. По словам Перминова, агентство и его главный научно-сертификационный центр - ЦНИИмаш - уже провели расширенное заседание Научно-технического совета НТС, на котором рассматривались последующие транспортные системы, в том числе пилотируемый корабль нового поколения. За этим последует государственный тендер по выбору разработчика новой машины. Перминов далее отметил, что новый космический корабль, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в те же сроки, что и космический корабль «Орион», но более подробный план разработки будет готов вместе с предварительным проектом корабля в середине 2010 года. [ нужна ссылка ]
В первом квартале 2009 года Роскосмос опубликовал требования, которые использовались при разработке Технического задания к отрасли, работающей над проектом ППТС. Предполагалось, что предварительная разработка проекта будет проходить с марта 2009 года по июнь 2010 года, ориентировочная стоимость проекта составит около 800 000 000 рублей ( долларов 24 миллиона ). Работа, по-видимому, охватывала только версию космического корабля, вращающуюся вокруг Земли, и в то же время закладывала основу для более поздних космических кораблей, вращающихся вокруг Луны, или даже корабля для экипажа, направляющегося на Марс. [ нужна ссылка ]
Общие требования агентства просили отрасль разработать автомобиль «иностранных» стандартов по своим техническим возможностям и стоимости, максимально используя при этом существующие технологии. [3]
В ноябре 2019 года было объявлено, что первый испытательный полет запланирован на 2023 год, а первый полет с экипажем — на 2025 год. [7] Планируется многоразовая грузовая версия, которая заменит «Прогресс» . [17]
Ожидается, что по состоянию на август 2023 года первые испытательные полеты с экипажем и без экипажа состоятся в 2028 году. [4]
Предварительный проект
[ редактировать ]Роскосмос разработал несколько версий космического корабля, конфигурируемого для низкоорбитальных, лунных и беспилотных полетов.
Информация о предлагаемом космическом корабле, опубликованная в 2009 году, указывала на то, что околоземная версия корабля будет иметь массу 12 тонн и нести экипаж из шести человек, а также не менее 500 кг груза. Он сможет выполнять 30-дневные автономные полеты или годовой полет, будучи пристыкованным к МКС на орбите с наклонением 51,6 градуса, а также к будущей российской космической станции, запускаемой с космического корабля " Восточный" на орбите 51,8 градуса. градусная орбита. [18]
Лунная версия будет весить 16,5 тонн, иметь четыре сиденья и способна доставлять и возвращать 100 кг груза. Он сможет совершать 14-дневные миссии по орбите вокруг Луны или оставаться пристыкованным к предлагаемой российской лунной орбитальной станции на срок до 200 дней. [ нужна ссылка ]
Беспилотная грузовая версия корабля должна будет доставить на околоземную орбиту не менее 2000 кг и вернуть на поверхность планеты не менее 500 кг. [ нужна ссылка ]
По состоянию на март 2009 года Роскосмос установил требование к точности приземления капсулы экипажа до 10 километров, одновременно поручив разработчикам продолжить работу над различными режимами высокоточной посадки. Возможности аварийного эвакуации и приземления были предусмотрены для каждого этапа миссии и должны были обеспечить выживаемость экипажа до прибытия спасательно-восстановительных групп. [3]
Корабль, как и «Союз» , будет бескрылым, сможет выполнять полностью автоматизированную и ручную стыковку, а также будет иметь достаточные двигательные возможности во время транспортных миссий для стыковки и повторной стыковки с орбитальными средствами, а затем обеспечивать повторный вход и безопасное возвращение корабля на орбиту. Земля. Требование к конструкции спускаемой капсулы предусматривало, что на атмосферном этапе полета можно использовать только экологически безопасное топливо. Роскосмос оставил за собой возможность сделать модуль экипажа корабля многоразовым, рассчитывая, что конусообразная капсула сможет совершить до 10 полетов за 15-летний срок службы. [18]
Было высказано предположение, что корабль может использовать только ракетные двигатели для замедления во время приземления, в отличие от возвращаемого модуля «Союз», который использует парашют для замедления спуска и использует твердотопливные двигатели только для смягчения приземления. [19]
Ракета-носитель
[ редактировать ]Рус-М
[ редактировать ]Официальный общеотраслевой тендер на разработку пилотируемой ракеты-носителя для запуска ППТС был объявлен в начале 2009 года. Хотя агентство задержало объявление победителя, многие неофициальные источники в России утверждали, что ЦСКБ "Прогресс" в Самаре и КБ Машиностроения возглавил разработку новой ракеты. [20] Считалось, что ракета-носитель под названием «Русь-М» будет иметь общую базовую ступень и переменное количество ускорителей, каждая из которых будет оснащена мощными двигателями РД-180 , сжигающими смесь жидкого кислорода и керосина . Первоначально двигатель был разработан московским НПО «Энергомаш» для американской ракеты Atlas V , и на сегодняшний день его характеристики впечатляют. Ожидалось, что на второй ступени будет установлена пара двигателей РД-0124 , которые в настоящее время используются на ракете «Союз-2» . Таким образом, обе ступени были бы оснащены существующими двигателями, что значительно снизило бы стоимость и риски для всего проекта. [11] В октябре 2011 года было объявлено об отмене программы «Русь-М». [21]
Ангара
[ редактировать ]В июле 2012 года сообщалось, что « Ангара А5» будет использоваться в качестве новой ракеты-носителя для Орла. [22] По состоянию на август 2023 года первый беспилотный запуск «Орел» ожидается в 2028 году. Космический корабль будет доставлен на корабле «Ангара А5» с космодрома Восточный . [4]
См. также
[ редактировать ]- Ангара (ракета)
- Колонизация Луны
- Космическая транспортная система экипажа
- Kliper
- Рус-М
- Орион
- Мэнчжоу (космический корабль)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Робот станет летчиком-испытателем российского пилотируемого космического корабля нового поколения. ТАСС . 12 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Зак, Анатолий (22 сентября 2012 г.). «Развитие ПТК НП в 2012 году» . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зак, Анатолий (апрель 2011 г.). «ППТС – Перспективная пилотируемая транспортная система» . Российская космическая паутина . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Катя Павлущенко [@katlinengrey] (15 августа 2023 г.). "И первый беспилотный испытательный полет, и первый пилотируемый испытательный полет планируемого космического корабля "Орел" намечены на 2028 год, - рассказал главный конструктор РОС (это не опечатка, теперь ее называют РОС вместо РОСС), заместитель директора РСК «Энергия Владимира Кожевникова» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ " "Федерация" без экипажа сможет облететь Луну в 2026 году" . РИА Новости (in Russian). 7 December 2018.
- ^ "В "Роскосмосе" решили переименовать новый космический корабль" . Правда.Ру (in Russian). 6 September 2019.
- ^ Jump up to: а б «Россия создаст ракету «Ангара-А5П» для пилотируемых космических запусков к 2024 году» . ТАСС . 6 ноября 2019 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ «Новый российский пилотируемый космический корабль будет называться «Федерация» . ТАСС. 15 января 2016 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «Андроид в космосе – первая миссия космического корабля «Федерация» в 2021 году» . Newsspaceflight.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2019 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ де Селдинг, Питер Б. (31 мая 2013 г.) Крах партнерства ЕКА и Роскосмоса по транспортным средствам проводит уроки . Космические новости
- ^ Jump up to: а б Сэм Сэвидж (17 марта 2009 г.). «Россия рассматривает заявки на запуск космической ракеты для полета на Луну» . красныйОрбит . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Зак, Анатолий (15 октября 2014 г.). «Развитие ПТК НП в 2013 году» . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ «Россия планирует отправить космонавтов на Луну» . Parabolicarc.com . 4 апреля 2017 г.
- ^ Господство в космосе: Европа и Россия планируют контршаттл — DER SPIEGEL . Spiegel.de (30 октября 2006 г.). Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Представлен проект пилотируемого космического корабля» . Би-би-си. 22 июля 2008 г.
- ^ Продолжение TKS . Russianspaceweb.com. Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ "Россия создаст многоразовый космический грузовой корабль взамен кораблей снабжения "Прогресс"" . ТАСС . Москва. 30 августа 2021 г. Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Зак, Анатолий (3 апреля 2009 г.) «Россия обнародует планы космических кораблей» BBC
- ↑ Зак, Анатолий (29 апреля 2009 г.) «Россия сначала обдумывает ракетную энергетику» BBC
- ^ «Ракета-носитель Русь-М» . Российская космическая паутина . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Кларк, Стивен (7 октября 2011 г.). «Замена законсервированной Россией ракеты «Союз»» . Космический полет сейчас . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Коппингер, Роб (19 июля 2012 г.). «Россия переоборудует беспилотную ракету для перевозки нового космического корабля с экипажем» . Space.com . Проверено 20 июля 2012 г.