Jump to content

СТС-129

СТС-129
(в центре) работают над внешним видом Колумба Бресник (слева) и Форман во время второго выхода миссии в открытый космос.
Имена Космическая транспортная система -129
Тип миссии МКС логистика
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2009-062А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 36094
Продолжительность миссии 10   дней, 19   часов, 16   минут, 13   секунд
Пройденное расстояние 7 226 177 километров (4 490 138 миль)
Орбиты завершены 171
Свойства космического корабля
Космический корабль Космический шаттл Атлантис
Стартовая масса 120 848 кг (266 424 фунта)
Сухая масса 93 063 кг (205 168 фунтов) [1]
Экипаж
Размер экипажа 6 вверх
7 вниз
Члены
Посадка
Начало миссии
Дата запуска 16 ноября 2009 г., 19:28:09 ( 2009-11-16UTC19:28:09Z ) UTC
Запуск сайта Кеннеди , LC-39A
Конец миссии
Дата посадки 27 ноября 2009 г., 14:44:22 ( 2009-11-27UTC14:44:23Z ) UTC
Посадочная площадка Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая Земля
Высота перигея 343 километра (213 миль)
Высота апогея 356 километров (221 миль)
Наклон 51,6 градусов
Период 91 минута
Стыковка с МКС
Док-порт ПМА-2
(Гармония вперед)
Дата стыковки 18 ноября 2009 г., 16:51   UTC
Дата расстыковки 25 ноября 2009 г., 09:53   UTC
Время пристыковано 6   дней, 17   часов, 2   минуты

В первом ряду (слева направо) — Хобо и Уилмор. Задний ряд (слева направо): Мелвин, Форман, Сэтчер и Бресник.

STS-129 ( сборки МКС полет ULF3 ) [2] был НАСА полет космического корабля на Международную космическую станцию ​​(МКС). Атлантис был запущен 16 ноября 2009 года в 14:28 по восточному стандартному времени . [3] [4] и приземлился в 09:44 по восточному стандартному времени 27 ноября 2009 года на взлетно-посадочной полосе 33 на посадочной площадке шаттла Космического центра Кеннеди . Это также была последняя миссия шаттла 2000-х годов.

STS-129 сосредоточился на размещении запасных частей за пределами станции. 11-дневный полет включал три выхода в открытый космос . В отсеке полезной нагрузки находились два больших логистических носителя ExPRESS, в которых находились два запасных гироскопа, два с азотом узла баков , два насосных модуля, узел бака с аммиаком , запасной защелкивающийся концевой эффектор для роботизированной руки станции, запасная тянущаяся шлангокабель для мобильного транспортера и бензобак высокого давления. STS-129 стал первым рейсом экспресс-логистического перевозчика . После завершения этой миссии осталось шесть полетов космического корабля "Шаттл" до окончания программы "Спейс шаттл" после того, как STS-135 . в феврале 2011 года был одобрен [5] [6]

Позиция [7] Запуск космонавта Посадка космонавта
Командир Чарльз О. Хобо
Третий и последний космический полет
Пилот Барри Э. Уилмор
Первый космический полет
Специалист миссии 1 Леланд Д. Мелвин
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 2
Бортинженер
Рэндольф Бресник
Первый космический полет
Специалист миссии 3 Майкл Форман
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 4 Роберт Сэтчер
Только космический полет
Специалист миссии 5 Никто Николь Стотт
Экспедиция 21
Первый космический полет
Роберт Тирск из CSA Первоначально планировалось, что вернется после своего пребывания на борту станции с STS-129, но из-за задержек рейсов было объявлено, что Стотт и Тирск поменяются местами на обратном пути: Стотт вернется на борт STS-129, а Тирск вернется на борт STS-129. Союз ТМА-15 . [8]

STS-129 был последним полетом по ротации экипажа космического корабля "Шаттл" на МКС или обратно. [9]

STS-129 стал вторым полетом, на борту которого находились два афроамериканских астронавта , Лиланд Мелвин и Роберт Сэтчер . Первым был STS-116 , в состав которого входили Роберт Кербим и Джоан Хиггинботэм .

Назначение мест экипажа

[ редактировать ]
Сиденье [10] Запуск Посадка
Места 1–4 находятся на кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе.
С1 Чарльз Хобо Чарльз Хобо
С2 Барри Уилмор Барри Уилмор
S3 Лиланд Мелвин Рэндольф Бресник
С4 Рэндольф Бресник Лиланд Мелвин
С5 Майкл Форман Майкл Форман
S6 Роберт Сэтчер Роберт Сэтчер
S7 Николь Стотт

Полезная нагрузка миссии

[ редактировать ]
Расположение Груз Масса
Отсеки 1–2 Система стыковки орбитального корабля
EMU 3010 / EMU 3008
1800 кг (4000 фунтов)
~ 260 кг (570 фунтов)
бухта 3П Сила шаттла
Распределительный блок (СПДУ)
~ 17 кг (37 фунтов)
бухта 3С Антенна SPA/S-диапазона (SASA) 272 килограмма (600 фунтов)
бухта 4П БТР/МИСС 7А 98 килограммов (216 фунтов)
бухта 4С БТР/МИСС 7А 98 килограммов (216 фунтов)
Отсеки 6–9 ЭКСПРЕСС-логистический перевозчик ELC-1 6396 кг (14 101 фунт)
Летай 9П РОЭУ шлангокабель ~ 79 килограммов (174 фунта)
Бухта 9С РОЭУ шлангокабель ~ 79 килограммов (174 фунта)
Отсеки 10–13 ЭКСПРЕСС-логистический перевозчик ELC-2 6136 кг (13528 фунтов)
Порог правого борта Система датчиков стрелы орбитального корабля ~ 382 кг (842 фунта)
Порт-Силл Канадарм 301 410 кг (900 фунтов)
Общий: 16 027 кг (35 333 фунта)

Экспресс-логистические перевозчики 1 и 2

[ редактировать ]
ELC-1 в стартовой конфигурации
ELC-2 в стартовой конфигурации

Основной полезной нагрузкой STS-129 был логистический перевозчик ExPRESS (ускоренная обработка экспериментов на космической станции) (ELC-1) и ELC-2. Каждая стальная конструкция имеет грузоподъемность 9 800 фунтов (4 400 кг) и объем 30 м³ (всего с запасными частями, ELC-1: 13 850 фунтов (6 280 кг) и ELC-2: 13 400 фунтов (6 100 кг)). [11] Центр космических полетов Годдарда выступил в качестве общего интегратора ELC-1 и ELC-2 с добавлением компонентов, произведенных Бразильским космическим агентством .

Запасное оборудование, хранящееся на ELC-1, включает в себя узел резервуара с аммиаком, устройство разрядки зарядного устройства аккумулятора, станциюроботизированная рука с защелкивающимся концевым эффектором, гироскоп управляющего момента, узел бака с азотом, насосный модуль, блок плазменного контактора и два пустых съемных механизма крепления пассивного полета.

ЭЛК-2 был запущен с кислородонаполненным бензобаком высокого давления (ПГТ), грузовым транспортным контейнером (КТК-1), катушечным узлом прицепной пункционной системы мобильного транспортера (МТ ТУС-РА), гироскопом управляющего момента, азотным Сборка бака, насосный модуль, крепежные детали MISSE и одно пустое место для будущей полезной нагрузки.

ELC-1 был установлен на системе крепления негерметичного грузового носителя № 2 (UCCAS 2) на сегменте P3 (левый борт) главной фермы. ELC-2 был установлен на верхней системе крепления внешней полезной нагрузки на S3 (сегмент 3 правого борта) главной фермы.

Материалы по носителю Международной космической станции (МИССЭ)

[ редактировать ]
МИСС-7 перед запуском.

ELC2 также провел MISSE-7 , эксперимент, который подвергнет различные материалы и покрытия, рассматриваемые для будущих космических кораблей, воздействию экстремальных условий за пределами космической станции. Материалы оцениваются на предмет воздействия атомарного кислорода, ультрафиолета, прямых солнечных лучей, радиации, а также экстремальных температур и холода. [12] Результаты экспериментов будут способствовать лучшему пониманию, разработке и тестированию новых материалов, способных лучше противостоять суровым условиям космической среды, и их можно будет использовать при проектировании будущих космических кораблей.

MISSE-7 состоит из двух контейнеров для пассивных экспериментов (PEC) размером с чемодан, обозначенных как MISSE 7A и MISSE 7B. После установки на внешней стороне МКС астронавтами, выходящими в открытый космос, PEC открываются. Ориентация MISSE 7A будет обращена в космос/на Землю, а MISSE 7B будет обращена вперед/назад относительно орбиты МКС. И MISSE 7A, и MISSE 7B содержат активные и пассивные эксперименты. Пассивные эксперименты предназначены для пред- и послеполетной оценки в наземных лабораториях.

Комплект антенного узла S-диапазона (SASA)

[ редактировать ]
Пакет САСА

Компания «Атлантис» доставила на МКС отремонтированный антенный блок S-диапазона (SASA), который был возвращен на Землю во время миссии STS-120 в октябре 2007 года. SASA представляет собой антенный узел космической станции, состоящий из

  • Группа радиочастот на случай непредвиденных обстоятельств при сборке (RFG или ACRFG)
  • САСА Бум
  • Жгут проводов авионики

Основные функции ACRFG заключаются в передаче/приеме радиосигналов на/от транспондера, усилении сигналов до уровня мощности, необходимого для приема спутником данных слежения и ретрансляции , а также в передаче/приеме сигналов через выбранную антенну.

Сборка стрелы SASA состоит из мачты, ручки для работы в открытом космосе (EVA), ремней безопасности, соединительной панели, монтажной поверхности для RFG и крепления опорной плиты. Фитинг будет служить структурным интерфейсом для крепления SASA к ферме «Зенит-1» на МКС.

Жгут проводов авионики, установленный на стреле SASA, обеспечивает рабочее питание и питание обогрева RFG. Другая функция жгута заключается в отправке сигналов команды/состояния/РЧ на RFG и обратно.

Пакет SASA был прикреплен к боковой стенке внутри отсека полезной нагрузки « Атлантиды» во время подъема на МКС. Он был перенесен из отсека полезной нагрузки в ферму «Зенит-1» для установки в качестве запасного выходцами в открытый космос Форманом и Сэтчером, выполнявшими выход в открытый космос-1 19 ноября.

Блок связи UHF SpaceX COTS и панель управления экипажем

[ редактировать ]

В отсеке для хранения на средней палубе «Атлантис» доставил на связи (CUCU) коммерческих орбитальных транспортных служб (COTS МКС блок сверхвысокочастотной ), разработанный компанией Space Exploration Technologies (SpaceX) в сотрудничестве с НАСА. [13] [14] Он будет интегрирован на космическую станцию ​​в рамках подготовки к будущим полетам SpaceX на орбитальный комплекс. Устройство обеспечивает связь между МКС и космическим кораблем Dragon компании SpaceX посредством радиосвязи УВЧ. Команды от SpaceX можно будет пересылать через МКС в CUCU и далее в Dragon. Аналогичным образом, телеметрия от Dragon и CUCU может передаваться через МКС для мониторинга SpaceX и наземной системы управления полетами НАСА. Панель управления экипажем (CCP) [15] предоставляет астронавтам на борту МКС обратную связь о состоянии корабля «Дракон». Кроме того, он предоставляет астронавтам некоторые простые возможности управления, которые можно использовать во время подхода Dragon к МКС.

Другие предметы

[ редактировать ]

Астронавт Рэндольф Бресник нес шарф, который носила известная пионерка американской авиации и писательница Амелия Эрхарт . [16] [17] Шарф выставлялся в Девяносто девять» Музее женщин-пилотов « в Оклахома-Сити. Дед Бресник, Альберт Луи Бресник, был личным фотографом Эрхарт с 1932 года по 2 июля 1937 года — даты ее исчезновения. После возвращения на Землю шарф будет помещен в новую экспозицию Музея, посвященную фотографиям дедушки космонавта.

Кроме того, официальный подбрасывание монеты перед Суперкубком XLIV ( « Перед игрой сам подбрасывание монеты см. в разделе ») , а также футбольный мяч с написанными на нем всеми Зала славы профессионального футбола призывниками и различные другие предметы НФЛ. , связанные с На СТС-129 были доставлены космические памятные вещи. [18]

Эксперименты миссии

[ редактировать ]
Атлантида на площадке 39А после вывоза из VAB 14 октября 2009 г.

Экипаж «Атлантиды» во время своей миссии провёл несколько краткосрочных экспериментов. Атлантида также перевезла ​​новые долгосрочные эксперименты на космическую станцию . По окончании миссии шаттл вернет с МКС часть завершенных экспериментов.

Краткосрочные эксперименты включали:

  1. Эксперименты по ионной турбулентности выхлопных газов шаттла (SEITE) – экипаж «Атлантиды» выполнил сжигание SEITE в 11-й день полета. SEITE использует приборы на спутнике Системы прогнозирования сбоев связи/навигации (C/NOFS) для наблюдений на месте плотности и возмущений электрического поля. вызвано шлейфом выхлопных газов двигателя орбитальной системы маневрирования шаттла (OMS). Целью исследования является улучшение наблюдения за космосом, определение характеристик в реальном времени, обнаружение и отслеживание, а также своевременное наблюдение за объектами, представляющими особый интерес. [19]
  2. Модификация ионосферы шаттла с помощью экспериментов с импульсным локализованным выхлопом (SIMPLEX) . Экипаж выполнил сжигание SIMPLEX в 11-й день полета. В эксперименте исследуется турбулентность плазмы, вызванная выхлопами шаттла в ионосфере, с использованием наземных радаров. [20] Процессы, посредством которых химические выбросы могут вызывать турбулентность плазмы, количественно оцениваются с помощью измерений SIMPLEX. Плазменная турбулентность может повлиять на военную навигацию и связь с использованием радиосистем. Их также можно использовать для улучшения связи путем открытия радиоканалов на аномально высоких частотах.

Новые эксперименты, доставленные на космическую станцию, включали:

  1. Микробный эксперимент – эксперимент, разработанный студентами Южного Техасского университета (ТГУ) в Хьюстоне, целью которого является изучение того, как микробы ( кишечная палочка и Bacillus subtilis ) растут в условиях невесомости в космосе. [21] Студенты Центра бионанотехнологий и экологических исследований ТГУ (CBER) поделятся экспериментальными данными со студентами K-12 по всей стране. Посетите https://web.archive.org/web/20091204135023/http://www.tsu.edu/pages/3611.asp, чтобы получить дополнительную информацию об эксперименте под названием «URC Microbial 1» или загрузить информационный бюллетень по использованию. [22]
  2. Программа «Бабочки в космосе» - шаттл доставил ​​полезную нагрузку размером с чемодан, содержащую личинки нарисованных бабочек-леди и бабочек -монархов на космическую станцию . Исследователи из Университета Колорадо в Боулдере планируют сравнить космических гусениц с личинками бабочек, выращенными на Земле учениками 100 начальных и средних школ США. [23] [24] Посетите http://www.biedonline.org, чтобы следить за наземным экспериментом на Земле в Медицинском колледже Бэйлора в Хьюстоне или загрузить «Бабочки в космосе» для использования в классе. бесплатное руководство для учителей [25]
  3. Передовые эксперименты с растениями на орбите (проект APEX-Cambium) . Этот совместный проект Канадского космического агентства и НАСА направлен на то, чтобы помочь определить роль гравитации в формировании реакционной древесины на деревьях. [26] APEX-Cambium также проведет второй эксперимент по выявлению влияния стрессоров в космосе на экспрессию генов у высших растений.
  4. Атлантида доставила на МКС тысячи микроскопических червей Caenorhabditis elegans , отправленных из Ноттингемского университета в Великобритании. [27] Ожидается, что черви пострадают от такой же потери мышечной массы, как и люди, и будут храниться в лаборатории Кибо. Они будут использоваться для изучения влияния невесомости на развитие мышц и физиологию человеческого тела. На этих существах будут протестированы несколько потенциальных методов лечения потери мышечной массы, а результаты исследований проложат путь к безопасному испытанию методов лечения на астронавтах.

Полный список всех экспериментов STS-129 и дополнительную информацию см. в сноске. [1]

Предыстория и основные этапы миссии

[ редактировать ]

Миссия отметила: [28]

  • 160-й пилотируемый космический полет НАСА
  • 129-я миссия шаттла после STS-1.
  • 31-й полёт Атлантиды
  • 31-я миссия шаттла на МКС.
  • 5-й полет шаттла в 2009 г.
  • после Челленджера 104-я миссия
  • после Колумбии 16-я миссия

Миссия STS-129 стала пятым сообщением НАСА в Твиттере НАСА и первым подобным мероприятием, когда-либо проводившимся во время запуска шаттла в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида . [29] сто представителей широкой общественности, представляющих Марокко , Новую Зеландию, Великобританию и 21 штат США, а также округ Колумбия В двухдневном мероприятии приняли участие , и на какое-то время хэштег #nasatweetup достиг третьего места в рейтинге. Популярные темы Твиттера. [30] [31]

Окно запуска

[ редактировать ]

Окно запуска «Атлантиды» в ноябре 2009 года , проходившее с 16 по 20 ноября, было осложнено запуском российского мини-исследовательского модуля 2 (МРМ-2) на борту ракеты «Союз-У» с космодрома Байконур в Казахстане. Дальнейший конфликт был вызван ограничениями Восточного полигона с запусками двух других спутников с базы ВВС на мысе Канаверал : один в начале окна запуска шаттла, а другой в конце. Восточный полигон был зарезервирован 14 и 15 ноября 2009 года для запуска спутника связи Intelsat 14 на борту ракеты Атлас-V . Wideband Global SATCOM . Ожидалось, что 19 ноября 2009 года стартует ракета Delta-IV со спутником

10 ноября 2009 года МРМ-2 был успешно запущен, состыковавшись с МКС 12-го числа, при этом в тот же день коллектив ракеты Дельта-IV заявил, что откладывает запуск на будущий срок. [32] позволяя шаттлу получить дополнительные возможности запуска в конце окна, если это необходимо. Запуск Atlas V со спутником Intelsat 14 был отменен 14-го числа из-за технической проблемы, требующей отката. [33] Зачистка, продолжавшаяся более 24 часов, означала, что Атлантида также избежала возможной отсрочки запуска на 17 ноября 2009 года.

Челночная обработка

[ редактировать ]
Рабочие готовят Атлантиду к STS-129.
Испытательная ракета Ares IX стартует с площадки 39B, а Атлантис ожидает запуска на STS 129 с площадки 39A.
Контейнер с полезной нагрузкой STS-129 на площадке 39А ожидает установки в Атлантиды . отсек полезной нагрузки

Атлантис был отбуксирован из ангара в цехе обработки орбитальных аппаратов -1 в цех сборки транспортных средств (VAB) 6 октября 2009 года, примерно в 07:00 по восточному времени. [34] [35] Перемещение, известное как опрокидывание, было завершено в 08:25, когда Atlantis прибыла в проход для передачи VAB. Первоначально планировалось, что «Атлантис» будет вывезен на стартовую площадку 39А 13 октября 2009 года. Однако проблема с краном, который использовался для транспортировки «Атлантиса» для крепления к его внешнему топливному баку и двум твердотопливным ракетным ускорителям, привела к задержке операций, вынудив Менеджеры шаттлов должны добавить дополнительные 24 часа к подготовке к развертыванию.

«Атлантис» выкатился из VAB к стартовому комплексу 39А 14 октября 2009 года в 06:38 по восточному времени на медленной скорости на вершине Гусеничного транспортера . Развертывание на 3,4 мили (5,5 км) было завершено с установкой стартовой платформы на место примерно в 13:31 по восточному времени. [36]

Совещание по окончательному рассмотрению готовности к полету (FRR) миссии STS-129 состоялось в Космическом центре Кеннеди в последнюю неделю октября 2009 года. FRR одобрил установку специальной мини-камеры, направленной в окно 4 на Атлантиса кабине экипажа . Камера будет снимать переднюю часть внешнего резервуара во время подъема шаттла на орбиту, чтобы запечатлеть поведение ледяных пандусов (IFR) LO2, расположенных в верхней части резервуара, во время потенциальных событий освобождения. [37]

30 октября 2009 года менеджеры НАСА провели послепресс-конференцию, чтобы проинформировать о результатах FRR. Брифинг транслировался по телевидению НАСА, и на нем присутствовали Уильям Герстенмайер , заместитель администратора НАСА по космическим операциям, Майкл Мозес, менеджер по интеграции запуска, космическое агентство. Программа «Шаттл» и Майкл Лейнбах , директор по запуску космического корабля «Шаттл». Г-н Герстенмайер и г-н Мозес упомянули о двух проблемах, связанных с продолжающейся обработкой шаттла, которые обсуждались во время FRR: (1) Влияние вибраций и акустики, связанных с зажиганием главного двигателя — потенциальная проблема со структурой стингера (болта) на кормовая часть шаттла, которая может быть подвержена нагрузкам при зажигании главного двигателя (2) Туалет шаттла – был установлен новый алюминиевый кронштейн, используемый для крепления туалета к конструкции модуля экипажа. Для будущих полетов НАСА планирует использовать обновленный титановый кронштейн. [38]

Полезная нагрузка миссии была перенесена на стартовую площадку 39А 29 октября 2009 г. и установлена ​​в отсек полезной нагрузки шаттла 4 ноября 2009 г.

Во время послеполетного интервью 16 ноября директор по запуску шаттла Майк Лейнбах рассказал, что «Атлантида» официально превзошла шаттл «Дискавери» было зарегистрировано всего 54 по рекордно низкому количеству промежуточных отчетов о проблемах: всего с момента возвращения с STS-125 . Он продолжил добавлять: «Это заслуга команды и аппаратной обработки. Они просто проделали отличную работу. Рекорд, вероятно, никогда больше не будет побит в истории программы космических шаттлов, так что поздравляю их».

Подготовка к запуску

[ редактировать ]
Космический челнок «Атлантис» на стартовой площадке 39А Космического центра Кеннеди НАСА вскоре после того, как вращающаяся служебная конструкция была отвернута 15 ноября 2009 года.

Окончательная подготовка к запуску началась на площадке 39А, когда технические специалисты закрыли двери отсека полезной нагрузки «Атлантиса» в утренние часы 13 ноября 2009 года. В тот же день в 13:00 начался официальный обратный отсчет времени НАСА, и экипаж вылетел в посадочную площадку шаттла Кеннеди на Учебный самолет-шаттл Gulfstream II в 12:35 по восточному стандартному времени для подготовки к запуску.

14 ноября 2009 года, после заседания группы управления миссией L-2 (MMT), менеджер по интеграции запуска космического корабля "Шаттл" Майкл Мозес объявил, что MMT дал официальное разрешение на запуск Атлантиды в понедельник, а Хобо и Уилмор отработали приземление. в учебно-тренировочном самолете-челноке. Вечером, около 17.30, вращающуюся служебную конструкцию, защищающую шаттл от неблагоприятных погодных условий, развернули в ожидании запуска на следующий день.

ММТ снова собрался в 04:30 по восточному стандартному времени 16 ноября 2009 года и дал добро на начало загрузки внешнего бака шаттла «Атлантис» . Заправка началась в 05:03 EST и завершилась в 08:00 EST. Окончательное единогласное решение о запуске от команды управления миссией, управления миссией и команды запуска пришло во время обратного отсчета, оставшегося на Т-9 минутах.

Первоначальный прогноз погоды в день запуска предусматривал вероятность благоприятных условий запуска в 90%. По мере продолжения подготовки к запуску из-за более низкой облачности потолок был изменен до 70%, а при взлете - до 80%.

График миссии

[ редактировать ]
Запуск космического корабля "Атлантис" из Космического центра Кеннеди, 16 ноября 2009 года.

16 ноября (1-й день полета – запуск)

[ редактировать ]
Видео запуска (11 минут 31 секунда)

«Атлантис» был запущен вовремя, в 14:28 по восточному поясному времени (19:28:10 UTC ), а слова комментатора запуска Джорджа Диллера после запуска были «старт космического корабля «Атлантис» с миссией по созданию, пополнению запасов и проведению исследований на планете. Международная космическая станция». Полет с двигателем соответствовал стандартной временной шкале (см. «Спейс шаттл – Профиль миссии – Запуск» ), при этом отключение главного двигателя (MECO) происходило через восемь минут и 24 секунды по истекшему времени миссии (MET), а внешний бак отделялся от шаттла через восемь минут и 24 секунды. 38 секунд МЕТ в полете. [39] Дальнейший разгон двигателей системы орбитального маневрирования (OMS) не потребовался, поскольку номинальный MECO и Атлантида вышли на запланированную предварительную орбиту. Последующий запуск двигателя NC-1 скорректировал орбитальный путь шаттла к МКС, изменив скорость шаттла, в результате чего новая орбита составила 147 на 118 статутных миль.

На пресс-конференции после запуска представители НАСА сообщили, что на кадрах видеокамеры внешнего топливного бака (ET) были замечены три образования пены. [40] Они также отметили, что эти события не вызывают беспокойства, поскольку случаи потери пены произошли после периода, чувствительного к аэродинамике. Позже в тот же день, основываясь на беглом просмотре видео запуска, астронавт коммуникатора экипажа (CAPCOM) Кристофер Фергюсон также сообщил экипажу шаттла, что не было никаких проблем с подъемом обломков.

Операции на орбите в первый день полета включали открытие обеих дверей отсека полезной нагрузки «Атлантиды» в 21:12 по Гринвичу, развертывание излучателей, развертывание антенны Ku-диапазона для получения благоприятной связи, открытие защитных дверей, закрывающих звездные трекеры на носовой части корабля. шаттла, настраивая бортовую компьютерную сеть, передавая изображения и данные, собранные во время полета на орбиту, вылезая из стартовых и входных скафандров и убирая места специалистов миссии.

Экипаж также ранее завершил тщательную проверку роботизированной руки шаттла в рамках подготовки к обследованию передней кромки крыла и носового колпака Атлантиса во второй день полета. Некоторые члены экипажа начали спать около 21:45 вечера по восточному стандартному времени, примерно через час. или около того позже, чем первоначально планировалось.

17 ноября (2-й день полета – обследование TPS)

[ редактировать ]

Члены экипажа космического корабля «Атлантис» начали свой первый полный рабочий день в космосе в 09:28 по всемирному координированному времени. День был в первую очередь посвящен проверке «Атлантиса» системы тепловой защиты на предмет каких-либо признаков повреждений при запуске. [41] Используя роботизированную руку шаттла и систему датчиков стрелы орбитального аппарата (OBSS), экипаж провел шестичасовую проверку армированной углеродистой носовой части и панелей передней кромки крыла шаттла. Отпустив инспекционную стрелу, роботизированная рука схватила ExPRESS Logistics Carrier 1 (ELC1) в качестве подготовительного этапа к установке в третий день полета.

Изображения и видео, полученные при обследовании системы тепловой защиты, будут рассмотрены группой анализа изображений на месте. Во время дневного брифинга Группы управления полетом (MMT) председатель Лерой Кейн отметил, что предварительная оценка изображений подъема и данных, переданных во время проверки тепловой защиты, не выявила никаких признаков каких-либо значительных повреждений теплозащитного экрана. [42]

Экипаж также продвинулся к стыковке с космической станцией в третий день полета. Выходцы в открытый космос работали внутри средней палубы, проверяя и готовя скафандры, которые будут использоваться во время выходов в открытый космос. Экипаж расширил кольцо орбитальной стыковочной системы для подготовки к стыковке с МКС. Командир Чарльз Хобо также установил в стыковочном порту центральную камеру стыковочной системы, которая использовалась во время встречи со станцией. На пути к станции было произведено два прожигания рандеву (NC-2 и NC-3). снова Атлантиды были запущены реактивные самолеты управления реакцией Запуск NC-2 был запланирован ранее в тот же день, и в тот же день для сжигания NC-3. Горение NC-3 длилось 12 секунд.

18 ноября (3-й день полета – стыковка)

[ редактировать ]
СТС-129 и экипаж МКС на снимке вскоре после открытия люка.

Атлантиды Экипаж проснулся в 09:28 UTC. [43] и начали операцию встречи через два часа в день. Руководствуясь серией маневров — NH, NC-4 и запуском терминала для уточнения траектории шаттла — «Атлантис» приблизился к космической станции. Перед тем, как шаттл пристыковался, командир STS-129 Чарльз Хобо выполнил так называемый маневр по тангажу рандеву (RPM). [44] начало в 15:52 UTC над Атлантическим океаном, в то время как астронавты станции Николь Стотт и Джеффри Уильямс фотографировали Атлантиды нижнюю часть с помощью портативных цифровых камер, оснащенных 400- и 800-миллиметровыми объективами, в рамках проверок теплового экрана после запуска. Фотографии были отправлены в центр управления полетами для просмотра. Маневр по тангажу был завершен в 16:01 UTC.

Стыковка с адаптером «Гармония/Сопряженный под давлением-2» произошла на пару минут раньше запланированного в 16:51 UTC. На момент стыковки объединенные космические корабли находились на высоте 220 миль над Землей, над Австралией и Тасманией. [45] После проверки на утечки люк между Атлантидой и космической станцией был открыт в 18:28 UTC. Последовала традиционная церемония встречи и инструктаж по технике безопасности на станции, после чего экипажи шаттла и станции приступили к совместной работе до конца дня. Астронавты работали над тем, чтобы переместить скафандры для выхода в открытый космос, доставленные на «Атлантиде», в шлюзовую камеру «Квест» для использования в выходах в открытый космос. После открытия люка срок пребывания астронавтки Николь Стотт в должности бортинженера 21-й экспедиции станции подошел к концу, и она присоединилась к экипажу Атлантиды . [45]

Позже в тот же день, в 19:52 по всемирному координированному времени, роботизированная рука шаттла, управляемая специалистами миссии Мелвином и Бресником, подняла логистический авиаперевозчик ExPRESS 1, который он схватил во второй день полета, из отсека полезной нагрузки. После передачи станции Canadarm2 , контролируемой пилотом шаттла Уилмором и бортинженером станции Уильямсом, в 21:27 UTC авианосец был прикреплен к ферме порта 3 МКС. [46]

Специалисты миссии Майкл Форман и Роберт Сатчер провели ночь в шлюзовой камере Квеста в рамках процедуры ночного «лагеря», чтобы помочь им подготовиться к выходу в открытый космос на следующий день.

Во время брифинга по итогам MMT Лерой Кейн отметил, что шаттл продолжает работать безупречно, и о каких-либо серьезных проблемах не сообщалось. Кроме того, он добавил, что НАСА не отслеживает каких-либо серьезных проблем с Атлантисом . [47]

19 ноября (4-й день полета – выход в открытый космос 1)

[ редактировать ]
Астронавты Форман и Сэтчер работают над внешним видом МКС во время первого выхода в открытый космос.

Тревожный сигнал из Центра управления полетами в Хьюстоне поступил к экипажу в 09:28 UTC, чтобы начать четвертый день полета. Ранее утром Центр управления полетами также сообщил по рации командиру Чарльзу Хобо, что экипажу не нужно будет выполнять полеты. последующие проверки теплозащитного экрана «Атлантиса» в течение периода времени, отведенного на пятый день полета. [48] Экипажу было приказано использовать это «вычеркнутое время», чтобы успеть доставить груз на станцию. Позже в четверг представители НАСА заявили, что экран Атлантиды тепловой разрешен к повторному входу в атмосферу. [49]

Главным мероприятием дня стал первый выход миссии в открытый космос (EVA 1) астронавтов Формана и Сэтчера. Форман, главный выходец в открытый космос, носил скафандр со сплошными красными полосами, а Сэтчер носил полностью белый скафандр. Внутри космической станции специалист миссии «Атлантис» Рэндольф Бресник ставил хореографию действий и координировал связь между выходцами в открытый космос и центром управления полетами. Поскольку Форман и Сэтчер завершили свою работу почти на два часа раньше графика, планировщики решили добавить задачу «опередить»; Сэтчер смазывает ловушки роботизированной руки Кибо, а Форман прокладывает кабель локальной сети на «Заре» и соединяет силовые кабели на патч-панели на ферме S0. Ближе к концу выхода в открытый космос 1 при развертывании системы крепления полезной нагрузки (PAS) на обращенной к Земле стороне фермы правого борта 3 экипаж столкнулся с трудностями при ослаблении стального болта и снятии диагональной распорки на PAS. Забив болт и пошевелив распорку, они успешно развернули PAS и переустановили распорку. Выход в открытый космос ознаменовался: 228-м выходом в открытый космос американских астронавтов, 134-м в поддержку сборки и обслуживания космической станции, 106-м выходом за пределы космической станции, четвертым для Формана и первым для Сэтчера.

Другие члены экипажа «Атлантиса» сосредоточили свое внимание в основном на поддержке выхода в открытый космос или связанных с ним мероприятий. [50]

Николь Стотт отпраздновала свой 47-й день рождения в космосе.

Астронавты погрузились в сон в 00:28 UTC 20 ноября 2009 года, как и планировалось, однако были разбужены в 01:36 UTC из-за ложной тревоги, указывающей на внезапную разгерметизацию. После проверок на земле и на орбите диспетчеры полета в Хьюстоне, Европе и России пришли к выводу, что станция безопасна и экипажам ничего не угрожает. [51] Чтобы компенсировать сон, потерянный в результате реакции на сигнал тревоги, продолжительность сна экипажа была продлена на 30 минут.

20 ноября (5-й день полета – внутренние трансферы)

[ редактировать ]
Астронавты Мелвин (слева), Хобо и Сэтчер отвечают на вопросы представителей СМИ.

Атлантиды Экипаж проснулся в 09:28 UTC. Сразу после 12:00 по всемирному координированному времени командир «Атлантиды» Чарльз Хобо и специалист миссии Леланд Мелвин использовали роботизированную руку шаттла, чтобы схватить экспресс-логистический перевозчик (ELC2), расположенный в отсеке полезной нагрузки « Атлантиды » . [52] [53]

Передача материалов на станцию ​​внутри шаттла заставляла членов экипажа быть занятыми весь пятый день полета. [54] В результате было завершено более половины мероприятий миссии по передаче персонала. [55] [56] » станции Внутри узла «Единство члены экипажа также завершили двухдневную работу по оснащению узла. Они проложили множество кабелей, шлангов и трубопроводов для жидкости, чтобы подготовиться к прибытию узла «Спокойствие» на борт STS-130 , следующей запланированной миссии шаттла.

В течение дня несколько членов экипажа участвовали в беседах с представителями средств массовой информации на земле, чтобы ответить на их вопросы, связанные с миссией и опытом пребывания в космосе. Вскоре после 11:00 по всемирному координированному времени командир Хобо и пилот Уилмор поговорили с CBS News, радио FOXNews и нэшвиллским WTVG-TV. В 12:28 по всемирному координированному времени Мелвин и Сэтчер дали интервью утреннему шоу Тома Джойнера , а в 21:33 по всемирному координированному времени Хобо, Мелвин и Сэтчер поговорили с ESPN SportCenter , Black Entertainment Television News и WRIC-TV в Ричмонде, Вирджиния.

Экипаж также подготовился ко второму выходу миссии в открытый космос в субботу. Эти задачи включали подзарядку батарей, замену скафандра Роберта Сэтчера на скафандр Рэндольфа Бресника и проверку процедур.

Экипаж отправился спать в 00:28 UTC, на полчаса позже экипажа станции. Астронавты Форман и Бресник должны были провести ночь в шлюзовой камере Квеста в рамках процедуры ночного «лагеря». И снова вторую ночь подряд внутри европейского модуля «Колумбус» разбудил шлюзовой шлюз «Квест» сработала сигнализация пожара и разгерметизации, а астронавтов «Атлантиды» . [57] Сигнал тревоги о разгерметизации запустил автоматические процедуры, которые вернули шлюзовую камеру до нормального давления станции в 14,7 фунтов на квадратный дюйм. Поскольку для перезагрузки различных систем требовалось время, Форману и Бреснику было приказано отказаться от обычной процедуры «лагеря» и спать где угодно, при нормальном давлении на станции. Диспетчеры полета предположили, что сигналы тревоги являются результатом нерешенной проблемы с недавно прибывшим модулем «Русский Поиск » (MRM2).

21 ноября (6-й день полета – выход в открытый космос 2)

[ редактировать ]
Астронавты Форман и Бресник работают за пределами космической станции во время выхода в открытый космос-2.

На тридцать минут позже запланированного Центр управления полетами в Хьюстоне отправил экипажу сигнал для пробуждения в 08:58 UTC.

Главным мероприятием дня стал второй выход в открытый космос (EVA 2) астронавтов Формана и Бресника. Из-за того, что прошлой ночью в 02:53 UTC на космической станции прозвучала ложная тревога, выход в открытый космос был сокращен до шести часов, а старт отложен. [58] Специалист миссии Сэтчер, входивший в состав экипажа корабля, помогал руководить выходом в открытый космос. Пара, вышедшая в открытый космос, без каких-либо серьезных проблем завершила всю порученную им работу намного раньше срока и выполнила несколько задач, изначально запланированных для третьего выхода миссии в открытый космос. [59] Выход в открытый космос 2 отмечен: 229-м выходом в открытый космос американских астронавтов, 135-м в поддержку сборки и обслуживания космической станции, 107-м выходом в открытый космос за пределы космической станции, пятым для Формана и первым для Бресника. Также между STS-123 и STS-129 Майкл Форман совершил пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 32 часа 19 минут, заняв 28-е место в списке за всю историю.

Ранее, в 11:32 UTC, операторы роботизированного манипулятора Atlantis Леланд Мелвин и Роберт Сатчер подняли ExPRESS Logistics Carrier 2 из отсека полезной нагрузки шаттла и передали его роботизированному манипулятору Canadarm2 космической станции. [60] Незадолго до начала субботнего выхода в открытый космос, в 14:14 специалисты миссии UTC Леланд Мелвин и Николь Стотт, управляющие Canadarm2, соединили авианосец с системой крепления внешней полезной нагрузки (PAS) на сегменте S3 главной фермы космической станции.

Наземные инженеры заявили, что незначительное смещение колец в Атлантиды системе стыковки орбитального корабля (ODS) не представляет проблемы. [61] Они очистили систему для расстыковки и повторной стыковки с космической станцией — сценария безопасного убежища, который будет запущен только в том случае, если «Атлантиде» придется вернуться на МКС. Стыковочное кольцо потеряло выравнивание во время расширения кольца во второй день полета.

22 ноября (7-й день полета – выходной)

[ редактировать ]
Специалист миссии Рэндольф Бресник, экипажи STS-129 и 21-й экспедиции празднуют рождение его дочери Эбигейл Мэй Бресник.

Экипаж был разбужен в 07:58 UTC. [62] День начался с интересных новостей от Рэндольфа Бресника из Центра управления полетами в Хьюстоне. Бресник сообщил о рождении дочери Эбигейл Мэй Бресник в 17:04 UTC в субботу. [63] Он получил эту новость по частному телефону через центр управления полетами вскоре после того, как экипаж разбудился. Специалист миссии Бресник — второй астронавт, ставший отцом во время пребывания в космосе. Первым был астронавт Майкл Финке , чья жена родила девочку, пока он работал на Международной космической станции в 2004 году. [64]

Экипаж получил полдня отпуска и ранее в тот же день обсудил свой космический полет с репортерами. [65] [66] Астронавты Уилмор и Мелвин, Сэтчер и Стотт побеседовали с репортерами WTTG-TV в Вашингтоне, округ Колумбия, Bay News 9 в Тампе, штат Флорида, и радио WBBM в Чикаго. Уилмор, Мелвин и Стотт также поддержали образовательное мероприятие PAO TV с Технологическим университетом Теннесси в Куквилле, на котором присутствовали студенты Теннесси, президент университета и представитель Бартон Гордон (Демократическая партия Теннесси). [67] Родители выпускника Технологического университета Теннесси Уилмора также присутствовали. [68]

Некоторые астронавты как в экипажах шаттла, так и на станции работали неполный рабочий день, чтобы переносить оборудование с шаттла на станцию ​​и обратно, а также расследовать ложные тревоги, прозвучавшие в четверг и пятницу. Также продолжалась подготовка к третьему и последнему выходу в открытый космос миссии. Члены экипажа шаттла, а также экипаж станции перед сном присоединились к часовому обзору процедур выхода в открытый космос. Сатчер и Бресник с помощью Формана подготовили инструменты для выхода в открытый космос. Два выхода в открытый космос начали процедуру «лагеря» в шлюзовой камере Квеста.

23 ноября (8-й день полета – выход в открытый космос 3)

[ редактировать ]
Специалисты миссии Сэтчер и Бресник работают за пределами МКС во время финального выхода в открытый космос.

Атлантиды Экипаж проснулся в 07:28 UTC. [69]

Основным мероприятием дня стал третий и последний выход в открытый космос (EVA 3) астронавтов Сэтчера и Бресника. [70] Для идентификации Сэтчер носил полностью белый скафандр, а Бресник - скафандр с разорванными красными полосами. Бригадир специалиста миссии «Атлантида» , член внутрикорабельного экипажа выхода в открытый космос 3, ставил хореографию действий и координировал связь между выходцами в открытый космос и центром управления полетами. Астронавты Мелвин и Уилмор управляли роботизированной станцией Canadarm2. [71]

Выход в открытый космос начался чуть более чем на час позже запланированного из-за того, что Сэтчер повторно вставил клапан, который оторвался в сумке для напитков его скафандра. Сумка находится в скафандре и позволяет выходцам в открытый космос пить воду во время своей деятельности.

Большую часть времени работая с опережением графика, два специалиста миссии выполнили все порученные им основные задания, а также всю дополнительную работу, которая была добавлена ​​к их графику. Выход в открытый космос 3 отмечен: 230-й выход в открытый космос с участием американских астронавтов, 136-й в рамках поддержки сборки и обслуживания космической станции общей продолжительностью 849 часов 18 минут и 108-й выход в открытый космос с космической станции общей продолжительностью 662 часа 3 минуты. Это также был второй результат как для Сэтчера, так и для Бресника.

Роль других членов экипажа «Атлантиса» и космической станции заключалась в основном в поддержке выхода в открытый космос и выполнении перевозки грузов между шаттлом и МКС. Командир станции Де Винн и специалист миссии STS-129 Мелвин отключили и упаковали сломанный узел процессора/дистилляции мочи (UPA DA), а затем перенесли его на шаттл для хранения на средней палубе. После этого Де Винн, работая с командиром STS-129 Хобо, прекратил доставку газообразного азота из Атлантиды на МКС.

24 ноября (9-й день полета – закрытие люков)

[ редактировать ]
Прощаются члены экипажа STS-129 и 21-й экспедиции.
Портрет членов экипажа STS-129 в лаборатории США

Экипаж проснулся в 06:58 UTC. [72] Ранее в тот же день астронавты «Атлантиды» использовали маневрирующие двигатели шаттла, чтобы вывести космическую станцию ​​на несколько более высокую орбиту. Этот 27-минутный маневр изменил скорость станции на 2,5 фута в секунду и поднял ее орбиту примерно на 1,5 километра (0,93 мили). [73]

Заключительные внутренние переводы продолжались в течение дня. около 1400 фунтов воды Из Атлантиды на космическую станцию ​​было доставлено . За 5 дней совместной работы экипажи также передали на возврат 2100 фунтов экспериментов и предметов. [74]

Внутри МКС около 12:00 UTC в течение примерно 4 минут звучала ложная сигнализация о задымлении и пожаре, вызванная японской лабораторией Кибо. Центр управления полетами в Хьюстоне пришел к выводу, что поднятие частиц пыли из-за операций по транспортировке на борту станции могло стать сигналом тревоги. Это была третья ложная тревога станции за время миссии STS-129. Два предыдущих сигнала тревоги возникли в новом модуле «Русский Поиск».

«Атлантис» и экипаж станции также собрались вместе для традиционной пресс-конференции с репортерами центров НАСА, Центра управления полетами в России и Канаде и вечерних новостей TF1 во Франции. [75] Интерактивное мероприятие транслировалось в прямом эфире в 13:00 UTC. Во время пресс-конференции астронавт 21-й экспедиции Роберт Тирск заявил: «Космическая станция почти завершена». На данный момент станция завершена примерно на 86%.

На борту лаборатории Destiny в 15:00 UTC, вскоре после совместной фотографии экипажа, Фрэнк Де Винн, первый командир космической станции Европейского космического агентства, передал свое командование астронавту Джеффри Уильямсу. Церемония смены командования стала первой в своем роде передачей командования во время полета шаттла на МКС. [76] Сразу после церемонии у членов экипажа «Атлантиса» начался двухчасовой перерыв в работе.

В 17:43 UTC астронавты « Атлантиды » попрощались с экипажем станции внутри модуля «Гармония» и пересекли порог шаттла. Люки между космическим шаттлом и Международной космической станцией были закрыты в 18:12 UTC в рамках подготовки к расстыковке « Атлантиды » . [77] Закрытие люка положило конец 5 дням 23 часам и 44 минутам совместного времени Атлантиды и экипажей станции. Экипаж «Атлантиды» использовал свой первый час разлуки с экипажем станции, чтобы подготовиться к расстыковке. Они проверили инструменты сближения, установили центральную камеру и провели проверку утечек в системе стыковки орбитального корабля (ODS).

25 ноября (10-й день полета – расстыковка)

[ редактировать ]

Члены экипажа шаттла были разбужены в 06:29 UTC. [78] Операции по расстыковке начались примерно за час до разделения шаттла и космической станции. Два космических корабля отстыковались в 09:53 UTC. [79] Общее время стыковки составило 6 суток 17 часов 2 минуты. После расстыковки Уилмор направил «Атлантис» к точке примерно в 450 футах перед станцией, а затем начал облет. После завершения облета «Атлантис» выполнил разделительные горения, чтобы увеличить расстояние между шаттлом и МКС, и покинул зону комплекса космической станции примерно в 10:36 UTC.

Во время плановой промывки резервуара для сточных вод шаттла в среду утром астронавты столкнулись с проблемой. Центр управления полетами заметил уменьшение потока из сопла, выпускающего сточные воды в космос. Цистерна вмещает 165 фунтов жидких отходов, а экипажу удалось снизить его вес примерно до 80 фунтов. Позже в тот же день астронавты использовали камеру сенсорной системы орбитальной стрелы (OBSS), чтобы оценить состояние сопла. Поскольку льда обнаружено не было, диспетчеры полета сообщили экипажу, что, вероятно, линия засорена.

Стандартные поздние проверки системы тепловой защиты были проведены позже, в 10-й день полета. [80] Около 12:15 UTC Уилмор и Мелвин начали захватывать и отшвартовывать OBSS для обследования теплового экрана шаттла. [81] С помощью Бресника они осмотрели усиленную углепластиковую переднюю кромку правого крыла, затем носовую часть и переднюю кромку левого крыла. Задачи проверки заняли более пяти часов. [82]

26 ноября (11-й день полета – завершение подготовки к миссии)

[ редактировать ]
Астронавты показывают некоторые блюда, приготовленные на День Благодарения, во время интервью для СМИ.

Экипаж был разбужен в 06:28 по всемирному координированному времени для их последнего полного дня в космосе. [83] STS-129 стал восьмым в истории полетом шаттла, посвященным празднованию Дня благодарения США в космосе. [84] и второй раз для Атлантиды . Впервые Атлантида была во время миссии STS-61-B в 1985 году.

«Первая большая новость дня заключается в том, что наша TPS, система тепловой защиты, была разрешена для входа», - сказал руководитель входного полета STS-129 Брайан Ланни в начале дня на брифинге о статусе миссии. Позже он также упомянул, что « Атлантис» находится в отличной форме, экипаж в отличной форме и готов к завтрашнему сходу с орбиты». [85]

Экипаж провел время, укладывая предметы в кабину шаттла, готовясь к возвращению на Землю. Укладка кабины началась в 08:48 UTC.

Экипаж «Атлантиса» протестировал системы входа в атмосферу шаттла. [86] Командир Хобо и пилот Уилмор с помощью специалиста миссии Бресника проверили систему управления полетом (FCS). Сразу после этого, в 10:58 UTC, астронавты испытали запуск двигателей системы управления реакцией (RCS). Двигатели RCS контролируют ориентацию шаттла, когда он снижается и начинает вход в атмосферу через атмосферу. Все астронавты собрались на брифинг по сходу с орбиты вскоре после 11:00 по всемирному координированному времени, незадолго до полуденного обеда. Ужин в честь Дня Благодарения на борту «Атлантиды» оказался более традиционным, чем ожидалось. [87]

Ранее в тот же день астронавты провели эксперименты по ионной турбулентности шаттла (SEITE). [19] Возгорание произошло радиально вниз (носовая часть к Земле), так что шлейф горения наблюдался с помощью орбитального спутника C/NOFS. Позже было проведено горение «Шаттла ионосферной модификации с экспериментами по импульсному локализованному выхлопу» (SIMPLEX), при этом шлейф горения наблюдался наземной станцией Аресибо. [20] [88]

В 13:13 UTC все семь членов экипажа взяли перерыв для 20-минутной беседы с представителями средств массовой информации. В ходе чата они отвечали на вопросы от ABC Radio, WTVT-TV в Тампе и KCBS в Лос-Анджелесе.

После установки на средней палубе лежачего сиденья для Николь Стотт и размещения антенны Ku-диапазона, используемой для связи с высокой скоростью передачи данных во время миссии в 19:34 UTC.

27 ноября (12-й день полета – возвращение в атмосферу и приземление)

[ редактировать ]
Атлантида приземляется после 11 дней пребывания в космосе, завершая миссию STS-129.
Видео приземления (8 минут 4 секунды)

Экипаж шаттла проснулся в пятницу в 05:28 UTC. [89] Поскольку погода в Космическом центре Кеннеди была хорошей и ничто не мешало приземлению, руководитель полета Брайан Ланни дал сигнал «начинать» закрывать двери отсека полезной нагрузки в 10:52 UTC. Центр управления полетами также проинструктировал астронавтов начать «загрузку жидкости» — протокол, который помогает астронавтам приспособиться к гравитации. Экипаж пристегнулся к своим местам в 12:37 UTC, готовясь к приземлению. Операторы НАСА дали добро на спуск с орбиты, и в 13:37 UTC, пролетая вверх тормашками и задом наперед над южной частью Индийского океана к западу от Индонезии, «Атлантис» запустил двигатели своей системы орбитального маневрирования (OMS) на 2 минуты 47 секунд. Спуск с орбиты замедлил орбитальный аппарат примерно на 211 миль в час, чего было достаточно, чтобы опустить перигей его орбиты в верхние слои атмосферы. Атлантида обнаружила первые следы земной атмосферы, известные как «входной интерфейс», в 14:12 по всемирному координированному времени на высоте 399 000 футов, пролетая над Тихим океаном. В 14:26 UTC, за восемнадцать минут до приземления, орбитальный аппарат двигался со скоростью 22 Маха; девять минут спустя орбитальный аппарат «планировал» со скоростью 6 Маха. Наземный путь пролегал вдоль восточного побережья мексиканского полуострова Юкатан, через Мексиканский залив и через побережье Флориды к югу от Форт-Майерса.

Atlantis Колеса основных стоек шасси приземлились в 09:44:23 по восточному стандартному времени (14:44:23 по всемирному координированному времени) на взлетно-посадочной полосе 33, а затем носовое колесо приземлилось в 9:44:36 по восточному стандартному времени (14:44:36 по всемирному координированному времени). Колеса шаттла остановились в 9:45:05 по восточному стандартному времени (14:45:05 по всемирному координированному времени). [90] Это была 72-я по счету посадка космического корабля "Шаттл" в Космическом центре Кеннеди. Когда шаттл остановился, командир Хобо объявил: «Хьюстон, Атлантида , колеса останавливаются». CAPCOM Кристофер Фергюсон ответил экипажу: «Роджер, колеса остановились, Атлантида , это было идеальное завершение полета на космическую станцию ​​с большим запасом топлива. Всем добро пожаловать обратно на Землю, особенно вам, Николь». [91]

У Атлантиды было две возможности приземлиться 27 ноября 2009 г., еще две - 28 ноября 2009 г. - все они были нацелены на Космический центр Кеннеди. Если посадку 27 ноября 2009 года по какой-то причине отменили, на борту шаттла имелись расходные материалы, позволяющие Атлантиде оставаться в космосе до 30 ноября 2009 года. [92]

Проработав около часа контрольные списки для безопасного отключения орбитального корабля, экипаж покинул «Атлантис» и пересел в транспортное средство для перевозки экипажа. Выйдя из корабля без Стотта, они совершили традиционный обход шаттла и встретились с сотрудниками НАСА. Выступая вкратце перед прессой после обхода, командир Хобо сказал: «У нас действительно была потрясающая миссия». Он добавил: «У нас не было никаких заминок. Это были не мы, не какая-то отдельная группа, а просто невероятная команда со всей страны». [93]

Позже в тот же день состоялась конференция экипажа после приземления. В конференции приняли участие пять астронавтов STS-129. Специалисты миссии Рэндольф Бресник и Николь Стотт отсутствовали. Бресник сразу же улетел домой на борту тренировочного самолета НАСА, чтобы побыть со своей женой и новорожденной дочерью. Стотт должна была пройти стандартные медицинские осмотры после 91 дня пребывания в космосе на борту Международной космической станции.

Позже во второй половине дня, около 14:00 по восточному стандартному времени, служебный конвой начал буксировать Атлантис с взлетно-посадочной полосы обратно в отсек 1 комплекса обработки орбитального корабля.

В следующую субботу члены экипажа вылетели обратно в Космический центр НАСА имени Джонсона в Хьюстоне. 30 ноября 2009 года они приняли традиционное празднование возвращения домой в Хьюстоне на соседнем Эллингтон-Филд. [94]

Выходы в открытый космос

[ редактировать ]
Ева Выходцы в открытый космос Начало ( UTC ) Конец (UTC) Продолжительность
Ева 1 Майкл Форман
Роберт Сэтчер
19 ноября 2009 г.
14:24 UTC
19 ноября 2009 г.
21:01 всемирное координированное время
6 часов 37 минут
Установил запасную антенну на ферму станции и кронштейн для линий аммиака на Unity модуль . Они также смазали механизм захвата устройства крепления орбитального сменного блока полезной нагрузки на мобильной базовой системе и смазали ловушки руки японского роботизированного манипулятора станции. Развернута система крепления внешней полезной нагрузки S3.
ЕВА 2 Майкл Форман
Рэндольф Бресник
21 ноября 2009 г.
14:31 UTC
21 ноября 2009 г.
20:39 UTC
6 часов 8 минут
Установлен кронштейн GATOR (адаптер для захвата орбитальных перил) в Колумбуса лаборатории и дополнительную радиолюбительскую антенну. На ферме также установили антенну для видеосъемки с беспроводной камеры шлема. Они также переместили блок измерения плавучего потенциала, который регистрирует электрический потенциал вокруг станции, когда она вращается вокруг Земли, и установили два кронштейна для крепления груза на ферме.
ЕВА 3 Роберт Сэтчер
Рэндольф Бресник
23 ноября 2009 г.
13:24 UTC
23 ноября 2009 г.
19:06 UTC
5 часов 42 минуты
Сатчер установил новый бензобак высокого давления (HPGT), наполненный кислородом, на шлюзовой шлюз Quest . Бресник получил следующий комплект «Материалов по эксперименту на Международной космической станции», известный как MISSE-7A и 7B, из грузового отсека «Атлантиса» и установил на ELC-2, активировал и проверил. Выходцы в открытый космос сняли пару щитов из микрометеороидов и орбитального мусора (MMOD) снаружи шлюзовой камеры и привязали их к внешней платформе хранения №2. Бресник переставил ограничитель для ног. Сатчер открутил болт на узле резервуара с аммиаком при подготовке к будущему выходу в открытый космос во время STS-131 и установил изолированные крышки на камеры мобильной системы обслуживания и на концевой эффектор Canadarm2. Перед Tranquility установкой модуля на Unity левом борту они проработали нагревательные кабели на стыковочном адаптере.

Звонки-будильники

[ редактировать ]

НАСА начало традицию проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» , которая впервые была использована для пробуждения летного экипажа во время «Аполлона-15» .Каждый трек специально выбирается членами их семей и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [95] [96]

День полета Песня Художник Играл за Ссылки
День 2 " Я могу только вообразить " Милосердие Барри Э. Уилмор -
День 3 « Высшая земля » Стиви Уандер Роберт Сэтчер -
День 4 « В чуде » Газетчики Рэндольф Бресник -
День 5 « Мы семья » Сестра Сани Лиланд Мелвин -
День 6 « Путешествие в Атлантиду » Братья Айсли Роберт Сэтчер -
День 7 « Поцелуи бабочки » Боб Карлайл Рэндольф Бресник празднует рождение дочери Эбигейл Мэй Бресник несколькими часами ранее [97] -
День 8 «Космический взлет» Ларри Уайтхейр Майкл Форман -
День 9 « Гимн морской пехоты » Оркестр морской пехоты Чарльз О. Хобо -
День 10 « Удивительная грация » из фильма 1995 года «Храброе сердце» . Эрик Риглер на волынке Барри Э. Уилмор -
День 11 « Отправь меня на Луну » Фрэнк Синатра Николь Стотт -
День 12 " Дом, милый дом " Мотли Крю Экипаж СТС-129 -

Знаки отличия миссии

[ редактировать ]

STS-129 Нашивка миссии была разработана Тимом Ганьоном и доктором Хорхе Картесом. [98] [99] Довольно необычная форма нашивки возникла из-за желания экипажа, чтобы нашивка обозначала полезную нагрузку миссии (два логистических авианосца ExPRESS), обеспечивающую оборудование, обеспечивающее долговечность МКС.

Знак включает в себя ряд элементов дизайна, которые обычно не объединяются в одну нашивку: Солнце , Луна , Марс НАСА , символ астронавта (восходящий по красным, белым и синим полосам, символизирующим американский экипаж), МКС, орбитальный корабль «Шаттл» и континентальная часть Соединенных Штатов (представляющая основные центры США, поддерживающие программу космических шаттлов ).

13 звезд на нашивке символизируют детей членов экипажа, а Луна и Марс представляют будущее освоения космоса . [98] Имена членов экипажа указаны на внешней полосе нашивки.

См. также

[ редактировать ]

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

  1. ^ Перейти обратно: а б «Миссия космического челнока STS-129, комплектование станции ПРЕСС-КОМПЛЕКТОМ» (PDF) . NASA.gov. Октябрь 2009 года . Проверено 27 октября 2009 г.
  2. ^ «Объединенный манифест запуска» . НАСА. 24 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 16 октября 2009 г.
  3. ^ «Миссии шаттлов и ракет НАСА» . НАСА . 14 октября 2009 года . Проверено 16 октября 2009 г.
  4. ^ Бергин, Крис (19 октября 2009 г.). «STS-129 переносится на 16 ноября после победы в дальнем бою» . NAsaSpaceFlight.com . Проверено 19 октября 2009 г.
  5. ^ Менеджеры НАСА настаивают на том, что STS-135 полетит – варианты полезной нагрузки находятся на стадии оценки | NASASpaceFlight.com
  6. ^ Статус миссии STS-134
  7. ^ «НАСА назначает экипаж для миссии STS-129 космического корабля «Дискавери»» . НАСА. 30 сентября 2008 года . Проверено 6 октября 2009 г.
  8. ^ НАСА (3 марта 2009 г.). «НАСА объявляет об изменениях в отношении возвращения членов экипажа станции» . НАСА. Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 23 мая 2009 г.
  9. ^ «Путешествие астронавта Стотта домой стало первым и последним» . 19 ноября 2009 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
  10. ^ Гебхардт, Крис (2 ноября 2009 г.). «Менеджеры программы шаттлов определяют приоритеты миссии STS-129» . Проверено 3 ноября 2009 г.
  11. ^ НАСА. «Краткое описание миссии STS-129 космического корабля «Атлантис» (STS-129)» (PDF) . NASA.gov. Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2009 г. Проверено 17 октября 2009 г.
  12. ^ НАСА (24 июля 2009 г.). «Материалы Эксперимента Международной космической станции – 7 (МИССЭ-7)» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
  13. ^ SpaceX (1 сентября 2009 г.). «SpaceX доставляет оборудование на мыс Канаверал для подготовки к полету на борту STS-129 и интеграции с Международной космической станцией» . www.spacex.com. Архивировано из оригинала 2 января 2010 года . Проверено 17 октября 2009 г.
  14. ^ Крис Бергин (10 ноября 2009 г.). «STS-129 готов поддержать демонстрацию связи Dragon с МКС» . NASAspaceflight.com . Проверено 11 ноября 2009 г.
  15. ^ SpaceX (17 июня 2009 г.). «Обновление статуса COTS и возможности экипажа» (PDF) . www.spacex.com. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2010 г. Проверено 21 февраля 2010 г.
  16. ^ «Шарф Амелии Эрхарт летит в космос вместе с внуком ее фотографа-космонавта» . CollectSPACE.com. 21 октября 2009 года . Проверено 18 ноября 2009 г.
  17. ^ Джилл Майклс (23 октября 2009 г.). «Связь Амелии с космонавтом» . airspacemag.com . Проверено 18 ноября 2009 г.
  18. ^ «Неземная монета Суперкубка приземлилась в Огайо» . НАСА. 29 января 2010 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б «Эксперименты по ионной турбулентности выхлопных газов шаттла (SEITE)» . 6 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Модификация ионосферы шаттла с помощью экспериментов с импульсным локализованным выхлопом (SIMPLEX)» . 6 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  21. ^ НАСА (12 ноября 2009 г.). «Студенты отправляют эксперимент с микробами на космическом корабле «Атлантис»» . Проверено 16 ноября 2009 г.
  22. ^ Техасский Южный университет, Центр бионанотехнологий и экологических исследований. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2010 года . Проверено 29 ноября 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  23. ^ Джереми Сюй (14 ноября 2009 г.). «Бабочки отправятся в орбитальный полет на космическом корабле» . SPACE.com . Проверено 16 ноября 2009 г.
  24. ^ «Монархи в космосе» . Monarchwatch.org . Проверено 16 ноября 2009 г.
  25. ^ Медицинский колледж Бэйлора, Центр образовательной деятельности, http://www.bcm.edu ; BioEd Online, http://www.biedonline.org .
  26. ^ Канадское космическое агентство (17 февраля 2009 г.). «Продвинутые эксперименты с растениями на орбите (APEX-Cambium). Первое в Канаде исследование того, как деревья растут в космосе» . Проверено 16 ноября 2009 г.
  27. ^ «Космическая миссия для червей» . Университет Ноттингема. 19 января 2009 года . Проверено 17 ноября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ Харвуд, Уильям (16 ноября 2009 г.). "Краткий обзор CBS News Space Place" . Новости CBS . Проверено 18 ноября 2009 г.
  29. ^ «Твит НАСА о старте космического корабля «Атлантис» во Флориде» . НАСА. 19 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2009 года . Проверено 21 октября 2009 г.
  30. ^ «Твиттеристы сообщат о запуске шаттла» . Ассошиэйтед Пресс . 16 ноября 2009 г.
  31. ^ Джим Уилсон (19 ноября 2009 г.). «Твит, два, один… Взлет!» . НАСА. Архивировано из оригинала 22 ноября 2009 года.
  32. ^ Крис Гебхардт (11 ноября 2009 г.). «Обоснование успеха полета MEI - задержка Delta IV способствует запуску Атлантиды» . NASAspaceflight.com . Проверено 15 ноября 2009 г.
  33. ^ Уильям Грэм (14 ноября 2009 г.). «Запуск Intelsat 14 на Atlas V AV-024 отменен – STS-129 продолжает работать» . NASAspaceflight.com . Проверено 15 ноября 2009 г.
  34. ^ НАСА. «Обновления космического корабля «Атлантис»» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 17 октября 2009 г.
  35. ^ Гебхардт, Крис. «Атлантида прибывает на площадку 39А» . nasaspaceflight.com . Проверено 17 октября 2009 г.
  36. ^ Гебхардт, Крис. «STS-129 может соскользнуть на несколько дней из-за дальнего боя с запуском Атласа» . nasaspaceflight.com . Проверено 17 октября 2009 г.
  37. ^ Крис Бергин (30 октября 2009 г.). «STS-129: Специальная миникамера кабины экипажа, предназначенная для съемки трамплинов инопланетян во время подъема» . Проверено 5 ноября 2009 г.
  38. ^ Уильям Харвуд (30 октября 2009 г.). «Шаттлу «Атлантис» предварительно разрешен запуск 16 ноября» . Проверено 5 ноября 2009 г.
  39. ^ Крис Бергин (17 ноября 2009 г.). «STS-129: Знак проверки TPS FD2 — на фотографиях показан чрезвычайно чистый ET-133» . NASAspaceflight.com . Проверено 18 ноября 2009 г.
  40. ^ Крис Бергин (16 ноября 2009 г.). «STS-129: «Атлантида» находится в чистом запуске перед началом инспекций TPS» . NASAspaceflight.com . Проверено 17 ноября 2009 г.
  41. ^ «Исполнительный пакет STS-129/ULF3 FD 02» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2009 г. Проверено 18 ноября 2009 г.
  42. ^ Уильям Харвуд (17 ноября 2009 г.). «Астронавты проводят полную проверку Атлантиды после запуска» . Spaceflightnow.com . Проверено 17 ноября 2009 г.
  43. ^ Тарик Малик (18 ноября 2009 г.). «Шаттл Атлантис приближается к космической станции» . SPACE.com . Проверено 19 ноября 2009 г.
  44. ^ Крис Гебхардт; Филип Слосс; Крис Бергин (18 ноября 2009 г.). «Атлантис» завершает оборот и стыкуется с МКС . Проверено 19 ноября 2009 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Уильям Харвуд (18 ноября 2009 г.). «Атлантида» приближается к успешному соединению с космической станцией . Spaceflightnow.com . Проверено 19 ноября 2009 г. НАСА: Стыковка шаттла STS-129 с МКС
  46. ^ «Отчет о состоянии ЦУП STS-129 №05» . 18 ноября 2009 года . Проверено 19 ноября 2009 г.
  47. ^ Телевидение НАСА. «Брифинг группы управления после миссии STS-129 111809» . [ мертвая ссылка на YouTube ]
  48. ^ «Исполнительный пакет STS-129/ULF3 FD04» (PDF) . 19 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2009 г. . Проверено 20 ноября 2009 г.
  49. ^ Уильям Харвуд (19 ноября 2009 г.). «Тепловой экран шаттла очистился; выход в открытый космос № 1 удался» . Проверено 20 ноября 2009 г.
  50. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №07» . 19 ноября 2009 года . Проверено 20 ноября 2009 г.
  51. ^ Уильям Харвуд (19 ноября 2009 г.). «Экипажи разбужены ложным огнем, тревогой разгерметизации» . Проверено 20 ноября 2009 г.
  52. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №08» . 20 ноября 2009 года . Проверено 21 ноября 2009 г.
  53. ^ Крис Гебхардт (20 ноября 2009 г.). «STS-129: ELC-2, внутренние переводы и подготовка к выходу в открытый космос-2 отмечают пятый день полета» . NASAspaceflight.com . Проверено 21 ноября 2009 г.
  54. ^ «STS-129/ULF3 FD 05 Исполнение пакета» (PDF) . 20 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2010 г. . Проверено 21 ноября 2009 г.
  55. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №09» . 20 ноября 2009 года . Проверено 21 ноября 2009 г.
  56. ^ Уильям Харвуд (20 ноября 2009 г.). «Внутри станции работают бригады; Бресник ждет новостей о рождении» . spaceflightnow.com . Проверено 21 ноября 2009 г.
  57. ^ Уильям Харвуд (20 ноября 2009 г.). «Астронавты вторую ночь просыпаются по ложной тревоге» . spaceflightnow.com . Проверено 21 ноября 2009 г.
  58. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №10» . 21 ноября 2009 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
  59. ^ Уильям Харвуд (21 ноября 2009 г.). «Астронавты совершили второй успешный выход в открытый космос за всю миссию» . Spaceflightnow.com . Проверено 22 ноября 2009 г.
  60. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №11» . 21 ноября 2009 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
  61. ^ Крис Бергин (21 ноября 2009 г.). «Превосходный выход в открытый космос-2 подчеркивает FD6 — проблема с ODS устранена для повторного дока в случае непредвиденных обстоятельств» . NASAspaceflight.com . Проверено 22 ноября 2009 г.
  62. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №12» . 22 ноября 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
  63. ^ Уильям Харвуд (22 ноября 2009 г.). «Жена астронавта Атлантиды рожает девочку» . spaceflightnow.com . Проверено 23 ноября 2009 г.
  64. ^ «Астронавт космического корабля «Атлантис» стал отцом» . Би-би-си. 22 ноября 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
  65. ^ «STS-129/ULF3 FD 07 Исполнение пакета» (PDF) . 22 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2010 г. . Проверено 23 ноября 2009 г.
  66. ^ Клара Московиц (22 ноября 2009 г.). «Астронавты шаттла отдыхают в космосе» . SPACE.com . Проверено 23 ноября 2009 г.
  67. ^ НАСАтелевидение (22 ноября 2009 г.). «Образовательное мероприятие STS-129 PAO с Техническим университетом Теннесси» . Ютуб . Проверено 23 ноября 2009 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  68. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №13» . 22 ноября 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
  69. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №14» . 23 ноября 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
  70. ^ Уильям Харвуд (23 ноября 2009 г.). «Астронавты готовятся к третьему выходу в открытый космос» . spaceflightnow.com . Проверено 24 ноября 2009 г.
  71. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №15» . 23 ноября 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
  72. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №16» . 24 ноября 2009 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
  73. ^ Уильям Харвуд (24 ноября 2009 г.). «Международная космическая станция получила импульс от Атлантиды» . spaceflightnow.com . Проверено 25 ноября 2009 г.
  74. ^ Уильям Харвуд (24 ноября 2009 г.). «Астронавты шаттла прощаются с летчиками космической станции» . spaceflightnow.com . Проверено 25 ноября 2009 г.
  75. ^ НАСАтелевидение (24 ноября 2009 г.). "Новостная конференция объединенного экипажа Экспедиции 21 и STS 129.mp4" . Ютуб . Проверено 25 ноября 2009 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  76. ^ Крис Бергин (24 ноября 2009 г.). «STS-129: Атлантис готов вернуть экипаж и оборудование домой» . NASAspaceflight.com . Проверено 25 ноября 2009 г.
  77. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №17» . 24 ноября 2009 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
  78. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №18» . 25 ноября 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  79. ^ Уильям Харвуд (25 ноября 2009 г.). «Шаттл Атлантис отстыковался от Международной космической станции» . spaceflightnow.com . Проверено 26 ноября 2009 г.
  80. ^ Крис Гебхардт (25 ноября 2009 г.). «Атлантида отстыковывается и проводит поздние проверки – статус DAT» . NASAspaceflight.com . Проверено 26 ноября 2009 г.
  81. ^ Уильям Харвуд (25 ноября 2009 г.). «Астронавты осматривают тепловой экран шаттла Атлантис» . spaceflight.com . Проверено 26 ноября 2009 г.
  82. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №19» . 25 ноября 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  83. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №20» . 26 ноября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  84. ^ Роберт З. Перлман (27 ноября 2009 г.). «Космический челнок «Атлантис» благополучно приземлился во Флориде» . SPACE.com . Проверено 30 ноября 2009 г.
  85. ^ НАСАтелевидение (26 ноября 2009 г.). «Информация о статусе миссии STS-129 112609.mp4» . Ютуб . Проверено 27 ноября 2009 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  86. ^ Уильям Харвуд (26 ноября 2009 г.). «Экипаж Атлантиса тестирует системы шаттла, готовится к посадке» . spaceflightnow.com . Проверено 27 ноября 2009 г.
  87. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №21» . 26 ноября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  88. ^ Крис Гебхардт (26 ноября 2009 г.). «EOM-1; Диспетчеры полета проверяют систему управления тепловым запасом для Атлантиды» . NASAspaceflight.com . Проверено 27 ноября 2009 г.
  89. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №22» . 27 ноября 2009 года . Проверено 30 ноября 2009 г.
  90. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-129 №23» . 27 ноября 2009 года . Проверено 30 ноября 2009 г.
  91. ^ Уильям Харвуд (27 ноября 2009 г.). «Шаттл возвращается на Землю с семью астронавтами» . spaceflightnow.com . Проверено 30 ноября 2009 г.
  92. ^ Крис Бергин (27 ноября 2009 г.). «Безупречная Атлантида возвращается домой в Космический центр Кеннеди» . NASAspaceflight.com . Проверено 30 ноября 2009 г.
  93. ^ «Блог о десантировании STS-129» . 27 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  94. ^ Элейн М. Маркони (4 декабря 2009 г.). «Миссия STS-129: Доставка грузов» . NASA.gov. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 4 декабря 2009 г.
  95. ^ Фрис, Колин (25 июня 2007 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2023 года . Проверено 13 августа 2007 г.
  96. ^ «Звонки-будильники STS-129» . НАСА . 18 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2011 года . Проверено 19 ноября 2009 г.
  97. ^ «Ребенок родился, когда папа-астронавт вышел в открытый космос» . Ассошиэйтед Пресс. 21 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
  98. ^ Перейти обратно: а б «Нашивка миссии STS-129» . собирать ПРОСТРАНСТВО . 5 июня 2009 года . Проверено 22 октября 2009 г.
  99. ^ «О художнике» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2009 года . Проверено 22 октября 2009 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6c7fcd3ff07da689f085aa9fb2ffcf3__1722283800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/f3/b6c7fcd3ff07da689f085aa9fb2ffcf3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
STS-129 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)