ХТВ-1
![]() HTV-1 перед швартовкой | |
Тип миссии | МКС Пополнение запасов |
---|---|
Оператор | ДЖАКСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2009-048А |
САТКАТ нет. | 35817 |
Продолжительность миссии | 52 дня |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | ХТВ-1 |
Тип космического корабля | Транспортная машина H-II |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Стартовая масса | 16000 кг |
Сухая масса | 10500 кг |
Начало миссии | |
Дата запуска | 10 сентября 2009 г., 17:01:46 UTC |
Ракета | H-IIB 304 (F1) |
Запуск сайта | Танегасима , Ёсинобу-2 |
Подрядчик | Мицубиси Хэви Индастриз |
Конец миссии | |
Утилизация | Спущен с орбиты |
Дата распада | 1 ноября 2009 г., 21:26 UTC |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Наклон | 51.66° |
Стоянка на МКС | |
Порт причала | Гармония |
RMS захват | 17 сентября 2009 г. |
Дата причаливания | 17 сентября 2009 г., 22:26 UTC [1] |
Дата отчаливания | 30 октября 2009, 15:18 UTC [2] [ не удалось пройти проверку ] |
RMS-релиз | 30 октября 2009 г. |
Время стоянки | 43 дня |
Груз | |
Масса | 4500 кг [3] |
под давлением | 3600 кг |
Без давления | 900 кг |
Топливо | 2432 кг |
![]() |
HTV-1 , также известный как демонстрационный полет HTV. [4] или Технический демонстрационный автомобиль HTV , [5] Японского космического агентства ( JAXA ) был первым полетом транспортного средства H-II , запущенного в сентябре 2009 года для пополнения запасов Международной космической станции и поддержки модуля JAXA Кибо (きぼう, Кибо, Надежда) или Японского экспериментального модуля (JEM). Это был беспилотный грузовой космический корабль, смесь как герметичного, так и негерметичного груза перевозивший на Международную космическую станцию . После 52-дневной успешной миссии HTV покинул МКС 31 октября 2009 года после того, как его освободил роботизированный манипулятор станции. Космический корабль вновь вошел в атмосферу Земли 1 ноября 2009 года и распался при входе в атмосферу, как и планировалось.
Полезная нагрузка
[ редактировать ]HTV-1 нес 4500 кг (9900 фунтов) полезной нагрузки, что ниже максимальной полезной нагрузки HTV в 6000 кг (13000 фунтов), чтобы позволить космическому кораблю нести дополнительное топливо и батареи для этапа проверки полета на орбите. [6] [7]
В негерметичном логистическом транспортном средстве HTV-1 нес SMILES (сверхпроводящий субмиллиметровый излучающий зонд конечностей) и HREP (экспериментальную полезную нагрузку HICO-RAID), которые оба были установлены в открытом комплексе JEM на МКС. [8]
Герметичный логистический авианосец доставил 3600 кг (7900 фунтов) грузов для Международной космической станции. [6] [9] Он состоял из продуктов питания (33% веса), материалов для лабораторных экспериментов (20%), роботизированной руки и другого оборудования для JEM (18%), принадлежностей для экипажа, включая одежду, туалетные принадлежности, личную почту и фотографии, люминесцентные лампы, ведра для мусора (10 %) и упаковочные материалы (19%). [10]
Ракета-носитель
[ редактировать ]HTV-1 был запущен в первый полет ракеты -носителя H-IIB . Использовалась конфигурация H-IIB 304 с обтекателем полезной нагрузки типа 5S-H. [11] Перед запуском на ракете, которая должна была запустить HTV-1, были проведены два огневых испытания. Первое испытание, которое заключалось в запуске первой ступени в течение десяти секунд, первоначально планировалось провести в 02:30 UTC 27 марта 2009 года, однако оно было отменено после того, как не сработала система охлаждения стартовой площадки. [12] Позже выяснилось, что это произошло из-за того, что ручной подающий клапан не был открыт. [13] Испытание было перенесено на 1 апреля 2009 года, но затем снова отложено из-за утечки в трубе, связанной с системой пожаротушения стартового комплекса. [14] Испытание перенесено на 2 апреля 2009 г. [15] когда оно было успешно проведено в 05:00 UTC. [16]
После этого на 20 апреля 2009 года было запланировано второе испытание, включавшее 150-секундное горение первой ступени. [17] Это было успешно проведено в 04:00 UTC 22 апреля 2009 г. [18] после двухдневной задержки из-за неблагоприятных погодных условий. [19] наземные испытания с использованием макета ракеты линкора . Впоследствии 11 июля 2009 года были проведены [20]
Операция
[ редактировать ]Запуск и сближение с МКС.
[ редактировать ]

HTV-1 был успешно запущен в 17:01:46 UTC 10 сентября 2009 г. на начальную орбиту перигея 199,8 км (124,1 мили), апогея 299,9 км (186,3 мили), наклонения 51,69° (планируется 200°). километры (120 миль) ± 10 километров (6,2 мили) / 300 километров (190 миль) ± 2 километра (1,2 мили) / 51,67 ° ± 0,15 °). [21] [22] Запуск состоялся со стартового комплекса «Ёсинобу» (Ёсинобу-2) космодрома Танегасима и стал первым, использовавшим вторую площадку комплекса. [11]
Выполнение полетов фиксируется с использованием графика полета экипажа МКС (FD Day). [6] Прибытие HTV-1 произошло во время 20-й экспедиции ( Геннадий Падалка , командир, Майкл Бэрратт , Николь Стотт , Фрэнк Де Винн , Роман Романенко и Роберт Тирск ). 21-я экспедиция руководила отправкой HTV-1 (Фрэнк Де Винн, командир, Роман Романенко, Роберт Тирск, Максим Сураев , Джеффри Уильямс и Николь Стотт). Станцию посетил участник космического полета Ги Лалиберте . Ни один японский астронавт не присутствовал на этапе присоединения HTV-1 к МКС. День запуска — FD1 (10 сентября 2009 г.). На FD3 (12 сентября 2009 г.) HTV-1 провел демонстрационные испытания работы на близком расстоянии от МКС, например, маневра предотвращения столкновений. Все прошло успешно, и 6-го дня (15 сентября 2009 г.) группа управления миссией МКС утвердила окончательный подход. [23]
17 сентября 2009 года HTV-1 встретился с Международной космической станцией . [24] Он прибыл в точку начала захода на посадку в 5 км (3,1 мили) позади космической станции в 13:59 по всемирному координированному времени и начал заключительный этап захода на посадку в 15:31. [25] Он приблизился на расстояние 10 метров (33 фута) к станции, откуда был схвачен с помощью Canadarm2 роботизированной руки космической станции, которой управляет Николь Стотт . Первоначальный захват произошел в 19:47 UTC, процедура завершилась в 19:51. [26] Затем Роберт Тирск использовал Canadarm2, чтобы переместить его в положение «готовность к фиксации» над надирным CBM портом модуля Harmony . Он прибыл на эту позицию в 22:08 по всемирному координированному времени, а к 22:12 четыре защелки зафиксировались, удерживая его на месте. Впоследствии для достижения жесткого сопряжения было забито шестнадцать болтов. [27] Системы сближения космического корабля основаны на системах, испытанных на спутнике ETS-VII . [28] Он оставался на станции до 30 октября 2009 года. [29]
Отправление от МКС и возвращение в атмосферу
[ редактировать ]Члены экипажа 21-й экспедиции Николь Стотт, Роберт Тирск и Фрэнк Де Винн завершили последние этапы подготовки к отправке HTV с МКС. Эти шаги включали отсоединение последней оставшейся линии питания, закрытие надирного люка модуля «Гармония» (Узел-2), сброс давления в вестибюле и выполнение проверок на утечки, снятие болтов общего швартовочного механизма, развертывание защелок и отстыковку HTV-1 с помощью пульта дистанционного управления космической станцией. Система манипуляторов . [30]
Проходя над Тихим океаном, роботизированный манипулятор космической станции 30 октября 2009 года выпустил HTV-1, расположенный на высоте 12 километров (7,5 миль) ниже станции. Отлет был отложен на одну орбиту МКС, чтобы избежать мусора ( Космос 2421 ). . [31] [32] HTV-1 был загружен 199 единицами выброшенного оборудования и отходами общим весом 727,7 кг (1604 фунта), а также пустыми стойками весом 896 кг (1975 фунтов) на общую сумму 1624 кг (3580 фунтов). [32] В 17:32 (UTC) HTV-1 был освобожден от SSRMS и начал запланированные маневры, чтобы покинуть близость станции. HTV-1 постепенно ушел с орбиты МКС, выполнив несколько включений двигателя, и перешел в режим одиночного полета. [ нужна ссылка ]
Группа управления полетом HTV отправила команды на три включения двигателей в 14:55, в 16:25 и в 20:53 1 ноября 2009 года (UTC) для подготовки разрушения корабля в атмосфере Земли . Первый запуск двигателя с орбиты длился около 8 минут и был завершен в 15:03 1 ноября 2009 года. Второй запуск двигателя с орбиты длился примерно 9 минут и завершился в 16:34. После второго маневра схода с орбиты HTV-1 был выведен на эллиптическую орбиту с высотой перигея 143 километра (89 миль) и апогея 335 километров (208 миль). [ нужна ссылка ]
HTV-1 начал третий и последний маневр по сходу с орбиты в 20:53 1 ноября 2009 года, как и планировалось, когда космический корабль проходил над Центральной Азией . Маневр, продолжавшийся около 8 минут, был успешно завершен в 21:01, когда космический корабль пролетел вблизи южной половины Японии. По данным Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), возвращение HTV-1 в атмосферу произошло в 21:25 UTC на высоте 120 км над Тихим океаном недалеко от побережья Новой Зеландии. Огненный вход в атмосферу и распад в атмосфере Земли ознаменовали успешное завершение 52-дневной миссии HTV-1.
По данным Японского агентства аэрокосмических исследований, некоторые из уцелевших обломков HTV, вероятно, упали на прямоугольную территорию, простирающуюся через Тихий океан между Новой Зеландией и Южной Америкой . [33]
Галерея
[ редактировать ]- H -IIB стартует из Космического центра Танегасима с HTV-1 в 2009 году.
- Вид на HTV-1 через общий причальный механизм (порт CBM). Многоцелевой логистический модуль (MPLM) в модуле Harmony относится к грузовому контейнеру, который использует тот же причал.
- Астронавт НАСА Николь Стотт работает внутри HTV-1, 8 дней спустя, некоторые припасы уже удалены.
- Астронавт НАСА Николь Стотт перемещает контейнер для хранения внутри HTV-1.
- из Нидерландов Демо HTV-1, сфотографированное астрофотографом Ральфом Вандебергом .
- Canadarm2 захватывает HTV-1.
- МКС Члены экипажа 20-й экспедиции входят в HTV-1.
См. также
[ редактировать ]- Автоматизированное транспортное средство
- Транспортная машина H-II
- Прогресс (космический корабль)
- SpaceX Дракон
- Лебедь (космический корабль)
- Беспилотные космические полеты на Международную космическую станцию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Кларк (17 сентября 2009 г.). «Японский грузовой корабль зацепил роботизированный манипулятор космической станции» . spaceflightnow.com . Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ Стивен Кларк (30 октября 2009 г.). «Грузовой корабль HTV отправляется с Международной космической станции» . spaceflightnow.com . Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ https://iss.jaxa.jp/en/htv/mission/htv-2/library/presskit/htv2_presskit_en.pdf - Версия A
- ^ «Специальный сайт HTV/H-IIB» . ДЖАКСА . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Обзор HTV» . ДЖАКСА . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пресс-кит миссии HTV-1» (PDF) . ДЖАКСА. 9 сентября 2009 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «HTV-1: Транспортное средство снабжения космической станции» (на японском языке , дата обращения 2 сентября 2009 г. ).
- ^ «Планы запуска/эксплуатации и управления HTV/H-IIB TF1 в летнем сезоне запуска JFY 2009 г.» (PDF) . Проверено 1 сентября 2009 г.
- ^ Загруженные предметы: Транспортное средство снабжения космической станции. (на японском языке). ДЖАКСА. 27 августа 2009 года . Проверено 2 сентября 2009 г.
- ^ Ёсихико Торано (9 июля 2009 г.). «Машина снабжения космической станции (HTV)» ( на японском языке. Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2013 г. , дата обращения 11 августа 2012 г. ).
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер. «Семья H2» . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ «Отсрочка первых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 27 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Первые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 30 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Приостановление первых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 1 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Первые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 1 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результат первых огневых испытаний первой ступени летной модели танка ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 2 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Вторые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 17 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результат вторых огневых испытаний танка летной модели первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 22 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Отсрочка вторых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 19 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результаты испытаний наземной испытательной машины (GTV) ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 11 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результат запуска демонстрационного полета HTV на борту испытательного полета ракеты-носителя H-IIB (H-IIB TF1)» (пресс-релиз). ДЖАКСА/МХИ. 11 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 г. Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ «Результаты запуска демонстрационной машины космической станции (HTV) с использованием испытательной ракеты H-IIB (Последние новости» ) 16 сентября 2009 г. Проверено 16 сентября 2009 г. .
- ^ «HTV-1 одобрен для операций сближения и конечного захода на посадку» . 15 сентября 2009 года . Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ «Состояние МКС на орбите 09.09.09» . НАСА. 9 сентября 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Новости: Транспортная машина H-II» . ДЖАКСА . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «HTV-1 захвачен роботизированной рукой станции» . 18 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «Центр статуса миссии» . Отчет о миссии HTV . Космический полет сейчас . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «HTV: Транспортная машина H-II» (PDF) . ДЖАКСА. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2011 года . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ «Сводки ИСС от 20 октября 2009 года» . НАСА. 20 октября 2009 года . Проверено 22 октября 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Сводки ИСС от 30 октября 2009 года» . НАСА. 30 октября 2009 года . Проверено 3 ноября 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Сводки ИСС от 29 октября 2009 года» . НАСА . Проверено 8 ноября 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б «О результатах вылета и повторного входа в атмосферу демонстратора технологий космического корабля (HTV)» PDF) (на японском языке, 4 ноября 2009 . г. ) (
- ^ Стивен Кларк (1 ноября 2009 г.). «Историческая японская космическая миссия закончилась пожаром» . spaceflightnow.com . Проверено 3 ноября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]