H-IIB
Функция | Ракета-носитель средней грузоподъемности |
---|---|
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Страна происхождения | Япония |
Стоимость за запуск | 112,5 миллионов долларов США [1] |
Размер | |
Высота | 56,6 м (186 футов) |
Диаметр | 5,2 м (17 футов) |
Масса | 531000 кг (1171000 фунтов) |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 19000 кг (42000 фунтов) [1] |
Полезная нагрузка на МКС (с HTV) | |
Масса | 16 500 кг (36 400 фунтов) [2] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 8000 кг (18000 фунтов) [3] |
Связанные ракеты | |
Семья | H-II |
Производная работа | Н3 |
Сопоставимый | |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Танегасима , LC-Y2 |
Всего запусков | 9 |
Успех(а) | 9 |
Первый полет | 10 сентября 2009 г. |
Последний рейс | 20 мая 2020 г. |
Тип пассажиров/груза | Транспортная машина H-II |
Бустеры – СРБ-А3 | |
Нет бустеров | 4 |
Высота | 15 м (49 футов) |
Диаметр | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) |
Полная масса | 76 500 кг (168 700 фунтов) каждый |
Пороховая масса | 66000 кг (146000 фунтов) каждый |
Максимальная тяга | 2305 кН (518 000 фунтов силы ) |
Общая тяга | 9220 кН (2070000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 283,6 с (2,781 км/с) (вакуум) |
Время горения | 114 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Первый этап | |
Высота | 38 м (125 футов) |
Диаметр | 5,2 м (17 футов) |
Полная масса | 202000 кг (445000 фунтов) |
Пороховая масса | 177 800 кг (392 000 фунтов) |
Питаться от | 2 Ле-7А |
Максимальная тяга | 2196 кН (494000 фунтов силы ) (вакуум) |
Удельный импульс | 440 секунд (4,3 км/с) (вакуум) |
Время горения | 352 секунды |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Второй этап | |
Высота | 11 м (36 футов) |
Диаметр | 4,0 м (13,1 футов) |
Полная масса | 20 000 кг (44 000 фунтов) |
Пороховая масса | 16 600 кг (36 600 фунтов) |
Питаться от | 1 ЛЭ-5Б |
Максимальная тяга | 137 кН (31000 фунтов силы ) (вакуум) |
Удельный импульс | 448 с (4,39 км/с) (вакуум) |
Время горения | 499 секунд |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
H-IIB ( H2B ) — одноразовая космическая система запуска, совместно разработанная японским правительственным космическим агентством JAXA и Mitsubishi Heavy Industries . Он использовался для запуска грузового космического корабля H-II Transfer Vehicle (HTV или Конотори ) для Международной космической станции . H-IIB представляла собой ракету на жидком топливе с твердотопливными ускорителями , запущенную с космодрома Танегасима на юге Японии. H-IIB совершил свой первый полет в 2009 году и в общей сложности совершил девять полетов до 2020 года без сбоев.
H-IIB смог доставить полезную нагрузку массой до 8000 кг (18000 фунтов) на геостационарную переходную орбиту (GTO). [3] по сравнению с полезной нагрузкой 4000–6000 кг у H-IIA , предшествующей конструкции. Его характеристик на низкой околоземной орбите (НОО) было достаточно для транспортного средства H-II (HTV) массой 16 500 кг (36 400 фунтов). [3] Первый H-IIB был запущен в сентябре 2009 года, а последний H-IIB — в мае 2020 года. [3]
Разработка
[ редактировать ]H-IIB — космическая ракета-носитель, совместно разработанная, изготовленная и эксплуатируемая JAXA и Mitsubishi Heavy Industries для запуска транспортной ракеты H-II . Система была разработана с учетом методов и компонентов, которые уже были проверены полетами на H-IIA , чтобы производство новой ракеты-носителя было более рентабельным, с меньшим риском и в более короткие сроки. JAXA отвечало за предварительное проектирование, готовность наземного комплекса и разработку новых технологий для H-IIB, в которых частный сектор имеет ограниченную компетенцию, а за производство отвечала Mitsubishi Heavy Industries. JAXA успешно провело восемь огневых испытаний новой конструкции кластера с моделируемой двигательной установкой первой ступени, называемых «Стрельбовые испытания линкора» . С марта 2008 года на испытательном полигоне Тасиро компании MHI в Одате , префектура Акита , [4]
Перед запуском на H-IIB были проведены два испытания на стрельбу в независимом режиме. Первое испытание, которое заключалось в запуске первой ступени в течение десяти секунд, первоначально планировалось провести в 02:30 по всемирному координированному времени 27 марта 2009 года, однако оно было отменено после того, как не сработала система охлаждения стартовой площадки. [5] Позже выяснилось, что это произошло из-за того, что ручной подающий клапан не был открыт. [6] Испытание было перенесено на 1 апреля 2009 года, но затем снова отложено из-за утечки в трубе, связанной с системой пожаротушения стартового комплекса. [7] Испытание перенесено на 2 апреля 2009 г. [8] когда оно было успешно проведено в 05:00 UTC. [9] После этого на 20 апреля было запланировано второе испытание, предполагавшее 150-секундное горение первой ступени. [10] Это было успешно проведено в 04:00 UTC 22 апреля 2009 г. [11] после двухдневной задержки из-за неблагоприятных погодных условий. [12] наземные испытания с использованием макета ракеты линкора . Впоследствии 11 июля 2009 года были проведены [13]
К 2009 году программа развития H-IIB стоила примерно 27 миллиардов иен. [14]
Описание автомобиля
[ редактировать ]Ракета-носитель H-IIB представляла собой двухступенчатую ракету. Первая ступень использовала жидкий кислород и жидкий водород в качестве топлива и имела четыре навесных твердотопливных ракетных ускорителя ( SRB-A3 ), работающих на полибутадиене . Первая ступень оснащалась двумя двигателями LE-7 A вместо одного у H-IIA . К корпусу было прикреплено четыре SRB-A, тогда как стандартная версия H-IIA имела два SRB-A. Кроме того, диаметр корпуса первой ступени H-IIB составлял 5,2 м по сравнению с 4 м у H-IIA. Общая длина первой ступени была увеличена на 1 м по сравнению с H-IIA. В результате первая ступень H-IIB содержала на 70% больше топлива, чем H-IIA. Вторая ступень была оснащена одним двигателем ЛЭ-5Б , который также работал на водородно-кислородном топливе и окислителе. [15]
История запуска
[ редактировать ]Первый запуск H-IIB произошел 10 сентября 2009 года в 17:01:46 UTC. Он успешно запустил HTV-1 , который выполнял миссию по пополнению запасов Международной космической станции (МКС) . [16]
Номер рейса. | Дата запуска ( UTC ) | Результат | Полезная нагрузка | Примечания | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ТФ1 | 10 сентября 2009 г. 17:01:46 | Успех | ХТВ-1 | Первый полет H-IIB | |
Ф2 | 22 января 2011 г. 05:37:57 | Успех | ХТВ-2 | ||
F3 | 21 июля 2012 г. 02:06:18 | Успех | ХТВ-3 Мой отец *1 Мы желаем *1 Нивака *1 ТехЭдСат *1 Ф-1 *1 | *1 CubeSats на борту HTV 4 октября 2012 г. был отправлен с МКС. | |
F4 | 3 августа 2013 г. 19:48:46 | Успех | ХТВ-4 Пико Дракон *2 АрдуСат-1 *2 АрдуСат-Х *2 ТехЭдСат-3п *2 | *2 CubeSats доставлен на борт HTV для развертывания с МКС | |
F5 | 19 августа 2015 г. 11:50:49 | Успех | ХТВ-5 ЗМЕЯ *3 S-КУБ *3 Флок-2б х 14 *3 ГОМХ-3 *3 ААУСАТ5 *3 | *3 CubeSats доставлен на борт HTV для развертывания с МКС | |
F6 | 9 декабря 2016 г. 13:26:47 | Успех | ХТВ-6 АОБА-Быстрый III *4 ТуПОД *4 ЯЙЦО *4 ИТФ-2 *4 ЗВЕЗДЫ-С *4 СВОБОДА *4 ВАСЭДА-САТ3 *4 ОСНСАТ *4 Танкредо-1 *4 ТехЭдСат-5 *4 4 × Лемур-2 *4 | *4 CubeSats доставлен на борт HTV для развертывания с МКС | |
F7 | 22 сентября 2018 г. 17:52:27 | Успех | ХТВ-7 ПРОСТРАНСТВО-I *5 РСП-00 *5 ЗВЕЗДЫ-Я *5 | *5 CubeSats доставлен на борт HTV для развертывания с МКС | |
F8 | 24 сентября 2019 г. 16:05:05 | Успех | ХТВ-8 НАРССКуб-1 *6 АКТ-Д *6 RWASAT-1 *6 | *6 CubeSats доставлен на борт HTV для развертывания с МКС. Первая попытка запуска 10 сентября 2019 года в 21:33 UTC была отложена из-за пожара на стартовой площадке. | |
F9 | 20 мая 2020 г. 17:31:00 | Успех | ХТВ-9 | Запуск Kounotori 9 HTV к МКС . Последний запуск ракеты-носителя и транспортного средства; ожидается нового парка HTV-X и H3 запуск в январе 2024 года. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ САСАКИ, Хироши; ИМАДА, Такане; ТАКАТА, Шиничи (2009). «План развития будущей миссии системы HTV» . Труды Японского общества аэронавтики и космических наук, Космические технологии Японии . 7 (ист26): Тк_77–Тк_82. дои : 10.2322/tstj.7.Tk_77 . ISSN 1347-3840 .
- ^ «О ракете-носителе H-IIB» . Японское агентство аэрокосмических исследований . ДЖАКСА . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кребс, Гюнтер. «Н-2Б» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 28 января 2017 г.
- ^ «Новый этап японских космических перевозок» . Томихиса Накамура . ДЖАКСА. 15 июля 2007 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ «Отсрочка первых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 27 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Первые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 30 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Приостановление первых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 1 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Первые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 1 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результат первых огневых испытаний первой ступени летной модели танка ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 2 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 г. Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Вторые огневые испытания летной модели танка первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 17 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результат вторых огневых испытаний танка летной модели первой ступени ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 22 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Отсрочка вторых огневых испытаний (CFT) танка летной модели первого этапа ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 19 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ «Результаты испытаний наземной испытательной машины (GTV) ракеты-носителя H-IIB» . ДЖАКСА. 11 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ JAXA объясняет наземные испытания ракеты H-IIB (GTV) , Robot Watch, 10 июля 2009 г.
- ^ «H-IIB» (PDF) . Ракета-носитель H-IIB . Японское агентство аэрокосмических исследований. 15 июля 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2014 г. . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ «Японский космический грузовой корабль на орбите» . Джонатан Амос . Би-би-си. 10 августа 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ДЖАКСА | Ракета-носитель H-IIB. Архивировано 26 марта 2014 года на Wayback Machine.
- «Состояние разработки ракеты-носителя H-IIB» . Технический обзор Mitsubishi Heavy Industries, том 45, номер 4
- Ракета H-2B 3D модель