Jump to content

СМ-65Д Атлас

Атлас Д (СМ-65Д)
564-я стратегическая ракетная эскадрилья Ракета Convair SM-65D Atlas 58-220, площадка 564-A2, база Уоррен I, авиабаза FE Уоррен, Вайоминг
Функция МБР
Одноразовая пусковая система
Производитель Конвэйр
Страна происхождения Соединенные Штаты
Размер
Высота 25,15 метра (82,51 фута)
Диаметр 3,0 метра (10,0 футов)
Масса 119 000 кг (262 000 фунтов)
Этапы
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 1400 кг (3100 фунтов) [1]
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов LC-11 , 12 , 13 и 14 , CCAFS
ЛК-576 , ВАФБ
Всего запусков 135
Успех(а) 103
Неисправность(и) 32
Первый полет 14 апреля 1959 г.
Последний рейс 7 ноября 1967 г.
Бустеры
Нет бустеров 1
Питаться от 2 разъема Rocketdyne XLR-89-5
Максимальная тяга 1517,4 килоньютона (341 130 фунтов силы)
Время горения 135 секунд
Порох РП-1 / ЛОКС
Первый этап
Диаметр 3,0 метра (10,0 футов)
Питаться от 1 разъем Rocketdyne XLR-105-5
Максимальная тяга 363,22 килоньютона (81655 фунтов силы)
Время горения 5 минут
Порох РП-1 / ЛОКС

SM -65D Atlas , или Atlas D , была первой оперативной версией американской ракеты Atlas . Atlas D впервые использовался в качестве межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для ядерного оружия доставки полезной нагрузки по суборбитальной траектории. Позже он был разработан как ракета-носитель для доставки полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту самостоятельной , а затем на геостационарную орбиту к Луне , Венере или Марсу с Agena или Centaur разгонным блоком .

Atlas D был запущен со станции ВВС на мысе Канаверал , на стартовых комплексах 11 , 12 , 13 и 14 , а также с базы ВВС Ванденберг на стартовом комплексе 576 .

Полностью работоспособный Atlas серии D был похож на научно-исследовательскую модель Atlas B и C, но включал в себя ряд конструктивных изменений, реализованных в результате уроков, извлеченных во время испытательных полетов. Кроме того, серия D имела полноценную двигательную установку Rocketdyne MA-2 с тягой 360 000 фунтов силы (1600 кН) по сравнению с тягой 250 000 фунтов силы (1100 кН) в двигателях Atlas B/C. Действующие ракеты Atlas D сохранили наземное радионаведение, за исключением нескольких научно-исследовательских запусков, в ходе которых проверялась инерциальная система наведения, разработанная для Atlas E/F, а Atlas D станет основой для большинства вариантов космических пусковых установок Atlas.

Программа испытаний Atlas D началась с запуска Missile 3D с борта LC-13 14 апреля 1959 года. Запуск двигателя прошел нормально, но быстро стало очевидно, что клапан наполнения/слива LOX не закрылся должным образом. LOX разлился вокруг основания упорной секции, после чего последовала утечка из крана наполнения/слива РП-1. Затем топливо смешалось и взорвалось на стартовом стенде. Из-за открытого клапана наполнения/слива LOX в топливной системе Атласа произошла потеря расхода топлива и давления, из-за чего двигатель B-2 работал только с тягой 65%. Из-за несбалансированной тяги «Атлас» поднимался под наклонным углом, что также препятствовало правильному втягиванию одного из прижимных рычагов пусковой установки. Последующий просмотр фильма показал, что никаких видимых повреждений ракеты не произошло ни в результате запуска пусковой установки, ни в результате взрыва топлива. Системе управления полетом удавалось сохранять устойчивость ракеты до Т+26 секунд, когда из-за потери давления в системе подачи LOX произошел разрыв топливного канала и произошел взрыв, в результате которого ускорительная секция оторвалась от ракеты. «Атлас» падал назад по собственному огненному следу, пока в Т + 36 секунд не была подана команда уничтожения Range Safety. Маршевый и верньеры продолжали работать до уничтожения ракеты. Все остальные ракетные системы функционировали хорошо во время короткого полета, а неисправность клапана наполнения/слива LOX была связана с поломкой вала привода дроссельной заслонки, возможно, во время предполетных стрельб несколькими неделями ранее, поэтому автомобили Атласа, начиная с ракеты 26D будет использовать привод из стали, а не из алюминия. Утечка из клапана заправки/слива топлива была связана с неправильной процедурой во время обратного отсчета перед запуском и не была связана с проблемой клапана заправки/слива LOX. LC-13 получил некоторые повреждения из-за аномального старта Атласа 3D, их быстро отремонтировали и началась подготовка к запуску Ракеты 5D. [2]

18 мая Atlas 7D был подготовлен к ночному запуску возвращаемой ракеты RVX-2 с LC-14, второй попытке запустить ее после неудачного запуска Atlas C-серии двумя месяцами ранее. Испытание проводилось с участием астронавтов Меркурия , чтобы продемонстрировать корабль, который доставит их на орбиту, но 64 секунды полета закончились еще одним взрывом, что побудило Гаса Гриссома заметить: «Мы действительно собираемся подняться на вершину одного из эти вещи?" [3] Эта неисправность была связана с неправильным отделением правого прижимного пальца пусковой установки, что повредило конструкцию гондолы Б-2 и привело к выходу наддувочного газа гелия во время подъема. На 62-й секунде запуска давление в баке LOX превысило давление в баке РП-1, что перевернуло промежуточную переборку. Через две секунды ракета взорвалась. Просмотр фильма подтвердил, что прижимной штифт на правом рычаге пусковой установки не убрался при взлете и вырвался из ракеты. Результирующая сила вызвала четырехдюймовый разрыв в конструкции гондолы B-2, что также повредило линии подачи гелия низкого давления. Прижимной штифт не втянулся из-за срезанного стопорного болта в системе шкивов коленчатого рычага в правом рычаге пусковой установки. И снова все остальные системы «Атласа» работали хорошо, и не было никаких проблем, не связанных непосредственно с неисправностью пусковой установки. Полет 7D привел к улучшению процедур технического обслуживания пускового оборудования в CCAS и использованию более жаропрочной стали в болтах крепления коленчатого рычага. [4]

Atlas 5D поднялся с LC-13 6 июня. Полет прошел идеально до отделения ракеты-носителя, после чего началась утечка топлива. Давление в баке уменьшалось до тех пор, пока промежуточная переборка не перевернулась в Т + 157 секунд и ракета не взорвалась. Этот инцидент по своей природе был аналогичен сбою Atlas C в начале года и привел к серьезному расследованию и усилиям по перепроектированию. Точкой отказа был либо клапан отключения ступеней подачи топлива, либо связанная с ним сантехника, при этом были внесены изменения в клапан отключения, водопровод, систему отделения ускорителя, траки сброса и даже пусковой механизм, и все это было возможными причинами неисправности. 29 июля была запущена ракета 11D с рядом модификаций, призванных исправить проблемы предыдущих запусков «Атласа». Полет прошел в основном успешно, и отделение ускорительной секции было успешно выполнено на Атласе серии D впервые, но возникли некоторые трудности с гидравлической системой из-за низких температур в моторном отсеке, вызванных вероятной утечкой LOX. Ракета 14D была запущена с борта LC-13 11 августа, после чего ВВС несколько неохотно объявили, что «Атлас» готов к эксплуатации в качестве ракетной системы. 9 сентября ракета 12D была запущена с базы ВВС Ванденберг, что ознаменовало первый полет Атласа с западного побережья. В 1959 году было проведено еще восемь испытаний МБР серии D, а также два космических запуска с использованием кораблей Atlas D. Хотя на эти полеты повлияли различные мелкие сбои и аппаратные ошибки, общий показатель успешности за первое полугодие значительно улучшился.

29 октября на ракете 26Д произошло преждевременное отключение нониуса Фау-1, когда помехи от бортового блока камер вызвали временную потерю наведения ракеты на землю. Удар произошел в 16 милях (26 км) от целевой точки.

Из-за растущего доверия к Атласу было решено отказаться от испытаний PFRF (предполетная готовность к стрельбе), за исключением первых нескольких полетов Атласа E, а также космических запусков. Последнее испытание 1959 года, Ракета 40Д, состоявшееся 19 декабря, использовало метод «сухого» запуска (отсутствие инертной жидкости в трубках двигателя). Этот эксперимент прошел без каких-либо видимых проблем. Первые четыре полета Атласа в 1960 году, три запуска CCAS и один запуск VAFB, были в основном успешными. На 6D произошло несколько сбоев в наземной системе наведения: в момент Т+175 секунд были отправлены ложные команды рыскания, а блокировка наземного наведения ракеты была потеряна почти на две минуты. Ракета продолжала быть нестабильной в полете в течение первых 14 секунд одиночной фазы нониуса. Кроме того, в момент Т+278 секунд был отправлен ошибочный сигнал VECO, но программист ракеты не отреагировал на него из-за очевидного разрыва цепи. Предполагалось, что VECO произойдет в Т+282 секунды, но не произошло по вышеупомянутой причине, а вместо этого было выполнено через 12 секунд с помощью резервного сигнала, сгенерированного программистом. Ракета приземлилась в пределах 9 миль (14 км) от цели. [5]

5 марта 1960 года ракета 19Д проходила учения по загрузке топлива на 576-А2 на ВАФБ, когда из-за утечки топлива на площадке произошел пожар, который привел к взрыву ракеты. Стартовый комплекс был списан из-за повреждений и больше не использовался почти 5 лет.

8 марта 1960 года ракета 44D стартовала с борта LC-11 во время первого испытания AIG (полностью инерциальной системы наведения) и при взлете испытала переходный крен на 90°. AIG удалось исправить эту проблему, и ракета успешно преодолела дальность полета на 3000 миль (4800 км). [6]

Благодаря этой череде успешных испытаний Атласа руководители программы погрузились в чувство безопасности, которое грубо закончилось 11 марта, когда Атлас 51D поднялся с LC-13. В двигателе B-1 возникла нестабильность сгорания, что привело к потере тяги в течение двух секунд после взлета. Взрыв разорвал упорную секцию, за чем последовал структурный отказ топливных баков, в результате чего «Атлас» упал обратно на LC-13 огромным огненным шаром. «Атлас» повторил свои действия 8 апреля, когда ракета 48D, запущенная с LC-11 и предназначенная для первого испытания замкнутого контура AIG (полностью инерциальной системы наведения), снова испытала нестабильность горения, на этот раз в B- 2 двигатель. Первым признаком неисправности стал скачок давления в камере сгорания В-2, за которым последовала нестабильная тяга, остановка двигателя и взрыв, вызвавший возгорание секции тяги. Затем выключился двигатель В-1, а затем маршевый двигатель и нониусы. Поскольку двигательная установка не достигла достаточной тяги, прижимной механизм пусковой установки не выпустил ракету, которая осталась на месте и сгорела на площадке. Пожар в упорной секции замедлился через 15 секунд после попытки запуска, а затем возобновился примерно через 45 секунд. На 60-й секунде «Атлас» был полностью разрушен в результате взрыва топливных баков. [7]

Послеполетный анализ последовательных отказов показал, что в каждом случае ракета стала жертвой грубого сгорания в одном разгонном двигателе, что привело к разрушению головки форсунки LOX (повреждения форсунки на 51D были более обширными, чем на 48D) и вызвали Пожар упорной секции. У обеих ракет не сработал датчик грубой отсечки сгорания в двигателе В-1. На 48D в этом двигателе не наблюдалось грубого сгорания, и отсутствие отключения RCC не было проблемой (вместо этого тяга B-1 прекращалась датчиком превышения частоты вращения турбонасоса). Датчик ПКР B-2 сработал правильно и прекратил тягу до того, как удалось добиться отрыва. На 51D это привело к тому, что B-1 продолжал работать до тех пор, пока ракета не поднялась, что привело к разрушительному отступлению площадки. Точная причина бурного сгорания неясна, хотя при статических огневых испытаниях двигателей МА-2 это происходило более десятка раз. Однако было отмечено, что отдельный выхлопной канал для вентиляционной трубы газогенератора был удален как с LC-11, так и с LC-13 после того, как инженеры решили, что это ненужно и затруднило снятие и установку защитных кожухов на трубу во время наземных испытаний. Не удалось с уверенностью определить, связано ли отсутствие вытяжного воздуховода с авариями, и в любом случае запись с камер не предоставила никаких доказательств в поддержку этой теории. Тем не менее, было решено вернуть выхлопной канал на площадки Атласа в CCAS, чтобы соответствовать конфигурации действующих ракетных шахт Атласа и в качестве меры «на всякий случай». Регулировка изоляционных чехлов на обеих ракетах также была исключена как вероятная причина отказов. Помимо переустановки выхлопного канала, также будет увеличено покрытие камерой ямы дефлектора пламени при зажигании, а также будут предприняты дополнительные усилия для обеспечения отсутствия загрязнений в ускорительных двигателях. К датчикам ПКР был добавлен резервный акселерометр на случай отказа. [8] Два стартовых комплекса теперь нуждались в ремонте. LC-13 был серьезно поврежден в результате возврата 51D и больше не использовался в течение шести месяцев, в то время как повреждения LC-11 были менее значительными, и ремонт был завершен всего за два месяца. После восстановления LC-13 был переоборудован для Atlas E и не будет принимать дальнейших испытаний серии D. Внимание переключилось на LC-12, где Atlas 56D пролетел более 9 000 миль (14 000 км) с приборным носовым обтекателем, врезавшись в Индийский океан .

После последовательных взрывов колодок было решено вернуться к использованию мокрого запуска (инертная жидкость в трубках двигателя) на Атласе, а не к неудачному эксперименту с сухим запуском, чтобы обеспечить более плавный запуск двигателя. Atlas 56D (запущен 20 мая) был первым запуском на восточном побережье после 48D и включал в себя модификации стартовых средств, а также камеры, установленные на обеих головках ракеты-носителя, чтобы смотреть вниз на секции гондолы при взлете, а также был первым полетом. от LC-12 за девять месяцев, поскольку площадка серьезно пострадала в результате взрыва Атласа 9C в сентябре прошлого года. За этим последовал Atlas 45D, аппарат Agena, используемый для запуска спутника MIDAS.

Ракета 54D успешно стартовала с LC-11, теперь отремонтированного после взрыва 48D, 11 июня. За этим последовал 62D 22 июня, который ознаменовал первый запуск сухого двигателя после 48D, а также первое испытание системы Mercury ASIS. . Полет прошел в основном успешно, однако из-за обрыва цепи программист не получил дискретный сигнал VECO от системы наведения в запланированные Т+300 секунд. Резервная команда от программиста выполнила VECO восемь секунд спустя, в результате чего автофургон приземлился на 18 миль (28 км) дальше по дальности полета, чем предполагалось. [9] Следующий полет ракеты 27Д, состоявшийся 28 июня, прошел успешно.

Ракета 60D была запущена 2 июля. Стартовые баки с нониусом были случайно сдуты и заправлены несколько раз во время полета. Это привело к истощению контрольного гелия и ухудшению характеристик двигательной установки, в результате чего возвращаемый аппарат Mark III Mod 1B приземлился примерно на 40 миль (64 км) от намеченной целевой точки. Было подозрение на короткое замыкание в блоке управления реле двигателя. [10]

Atlas 25D показан в последовательности изображений во время установки и запуска.

Испытания Atlas D на Западном побережье столкнулись с рядом препятствий и в последующие месяцы, когда начались испытания МОК. Atlas 25D успешно вылетел 22 апреля из 576B-1, шахты-гроба, после задержек, вызванных послеполетными выводами 51D и 48D. Следующая попытка была 23D 6 мая. После нормального отрыва управление начало отказывать в тот момент, когда на Т+21 секунде началась последовательность тангажа и крена. Ракета совершила пару переворотов, прежде чем в Т+26 секунд была отправлена ​​команда уничтожения Range Safety. Эта неисправность была связана с тем, что проводка гироскопа тангажа контактировала с корпусом и замыкала двигатель гироскопа. При старте также вышел из строя маяк системы наведения, поэтому в случае продолжения полета передача каких-либо дискретных команд наведения на ракету была бы невозможна. Atlas 74D (22 июля) сломался через 70 секунд после запуска из-за отказа гироскопа тангажа либо из-за неправильной настройки скорости двигателя, либо из-за сигналов крутящего момента. Ракета 47Д (12 сентября) потеряла маршевую тягу начиная с Т+220 секунд из-за очевидной потери давления гелия в газогенераторе. Маршевый полностью отключился через Т + 268 секунд, и ракета упала на расстоянии 480 миль (772 км) от цели. Послеполетный анализ был затруднен из-за серьезной потери телеметрических данных на Т+109 секундах, вызванной сбоем в электроснабжении, следовательно, только 13 телеметрических измерений оставались активными до конца полета. Ракета 33D (29 сентября) не смогла запустить свою ускорительную секцию, когда вилка ступенчатого электрического отключения выдернулась в момент Т + 125 секунд; он упал на расстоянии 1200 миль (1900 км) от цели. 81D (13 октября) вышел из строя из-за неисправности быстроразъемного датчика давления LOX из-за потери теплового экрана при взлете. В результате система наддува баков ошибочно уловила падение давления в баках и начала закачивать в баки гелий, чтобы поднять уровень их давления. Давление в обоих топливных баках начало расти в момент Т+39 секунд, и ракета самоуничтожилась, когда чрезмерное давление в баке LOX привело к разрыву промежуточной переборки в момент Т+71 секунды. [11]

При попытке запуска ракеты 32D с борта LC-12 2 августа сработал датчик ПКР маршевого двигателя и произошло автоматическое отключение. В камере маршевого двигателя были обнаружены точечные негерметичности. Его сняли и заменили другим двигателем, а семь дней спустя 32D был успешно запущен. [12] После этого 12 августа был успешно запущен 66D, но его НЧ затонул в океане и не был восстановлен.

Атлас 71D, 13 октября 1960 г.

Еще пять тестов Atlas D от CCAS в течение года прошли успешно: 76D, 79D, 71D, 55D и 83D. Ракета 79D была последним испытательным полетом LC-14, который в противном случае был передан НАСА для проекта «Меркурий», но отказ «Меркурия-Атласа 1» в июле вызвал длительную задержку между полетами, и поэтому LC-14 был временно свободен для использования. Самым заметным полетом на этом участке был полет Atlas 71D 13 октября, на котором были проведены три мыши и проведены другие эксперименты в биологическом носовом обтекателе, который успешно завершил полет на 5000 миль (8000 км) вниз от LC-11 на мысе. В этой ракете использовался метод сухого старта без какого-либо времени удержания при старте, без видимых побочных эффектов, и все бортовые системы работали хорошо, за исключением необъяснимого уменьшения тяги B-1 и маршевой тяги за несколько секунд до BECO. Это было связано с вероятной закупоркой топливопровода. Камеры, установленные на носовом обтекателе, сфотографировали отработавший «Атлас» после отделения капсулы. [13]

Atlas 90D, последний исследовательский полет ракеты серии D, был успешно запущен с LC-12 23 января 1961 года. Четыре эксплуатационных полета Atlas D с VAFB в течение года были успешными, и первые три полета 1962 года также прошли без сучка и задоринки. . Atlas 52D был запущен с борта 576-B3 на VAFB 21 февраля 1962 года. Аномальные температуры в секции тяги возникли в начале полета, маршевый двигатель и нониусы отключились, начиная с Т + 49 секунд. У разгонных двигателей произошло снижение тяги при Т+58 секундах, за которым последовала полная потеря тяги при Т+68 секундах и разрушение ракеты через пять секунд. Эта неисправность была связана с утечкой в ​​газогенераторе разгонного двигателя, которая привела к перегреву секции тяги и потере тяги двигателя, и произошла всего через пять часов после запуска «Меркурия» Джона Гленна , что доказывает, что Атлас все еще был далек от запуска. надежный автомобиль. [14]

Следующим полетом после 52D была ракета 134D (24 марта), свидетелем которой стал президент Кеннеди , совершавший экскурсию по VAFB. Последовало восемь успешных боевых полетов Atlas D подряд, в некоторых из которых были испытаны ракеты-мишени Nike-Zeus . 2 октября ракета 4D вышла из строя, когда нониусные двигатели остановились в Т + 33 секунды из-за непреднамеренного закрытия топливных клапанов. Система подачи топлива направляла все топливо, предназначенное для верньеров, в маршевый двигатель, давление в котором превышало пределы его конструкции. Маршевый двигатель отключился на Т+181 секунде, вероятно, из-за разрыва из-за чрезмерного уровня давления, и ракета упала примерно на 2300 миль (3700 км) от своей цели. Управление по крену поддерживалось ускорительными двигателями после остановки нониуса, а затем было потеряно после BECO. [15] Еще три полета Atlas D в течение года прошли успешно.

После большого успеха, достигнутого в 1962 году, в 1963 году рекорд полетов серии D ухудшился. Первый полет года, ракета 39D, поднялся с борта 576-B2 на VABF вскоре после полуночи 25 января. Начиная с Т+86 секунд, нониус Фау-2 отключился, после чего произошла потеря управления подвеской двигателя В-1, сбой питания телеметрии и снижение тяги ускорителя. Маршевый двигатель отключился в Т+108 секунд, а ускорители - в Т+126 секунд. Ракета упала, разбилась и упала на расстоянии примерно 99 миль (159 км). Данные телеметрии показали аномально высокие температуры в секции тяги во время полета с двигателем; Первоначально предполагалось, что это утечка топлива и возгорание, но на пленке запуска был обнаружен неправильно прикрепленный изоляционный чехол, который оторвался при взлете. Затем три Atlas D успешно испытали ракеты-мишени Nike-Zeus . В марте была проведена серия эксплуатационных испытаний SAC с минимальной телеметрией, чтобы уменьшить вес и позволить ракетам летать на максимально большую дальность — пять полетов Atlas D и F. Первым был 102D, запущенный 10 марта с борта 576-B3. Ракета начала выходить из-под контроля вскоре после старта и самоуничтожилась через Т+33 секунды после того, как совершила разворот на 320°, осыпав территорию вокруг площадки горящими обломками. Хотя только несколько предметов были телеметрированы, система телеметрии все равно вышла из строя во время обратного отсчета перед запуском, и пленка не выявила какой-либо очевидной причины потери управления, но обнаруженные обломки обнаружили, что гироскоп тангажа либо не работал, либо скорость вращения была слишком низкой. и что в 102D все еще использовались старые гироскопические канистры типа B, которые не имели системы обнаружения вращения двигателя вращения (SMRD). SMRD был задуман еще в 1958 году после того, как первый Атлас B вышел из строя из-за неработающего гироскопа отклонения от курса, но не был внедрен в машины Атлас до 1961 года. Ракета 102D не была модернизирована до более новых гироскопов Типа D, которые имели SMRD. и беглый осмотр инвентаря Атласа на VAFB обнаружил еще две ракеты с гироскопами типа B. Их заменили запасными канистрами типа D от проекта «Меркурий». [16]

После успешного полета 64D 12 марта ракета 46D (15 марта) вышла из строя, когда оторвался тепловой экран гидравлического подъема маршевого двигателя. Излучение тепла привело к выходу из строя разъединительного клапана подъема, что привело к потере гидравлической жидкости маршевого двигателя. Маршевое и нониусное управление отказало, начиная с Т+83 секунды, но устойчивость ракеты сохранялась до момента BECO на Т+137 секунде. После сброса ракеты-носителя ракета стала нестабильной в полете. SECO произошел в Т + 145 секунд, а удар произошел примерно на расстоянии 500 миль (804 км) вниз. Этот инцидент был почти повторением неудачного запуска Atlas-Agena тремя месяцами ранее, а после того, как еще один Atlas-Agena в июне следующего года стал жертвой потери теплового экрана гидравлического подъема, конструкция теплового экрана была изменена. Обратные клапаны устанавливались на гидравлическую систему РН «Атлас», но не МБР.

Ракета 193D была запущена 16 марта в рамках обычной серии эксплуатационных испытаний с полной телеметрией, в отличие от «урезанных» испытаний SAC. Характеристики ракеты были номинальными до Т+76 секунд, когда температура упорной секции начала повышаться. Устойчивость по тангажу была потеряна на Т+103 секунде, а гидравлическое управление маршевым двигателем отказало на Т+149 секунде. BECO произошел вовремя в Т + 135 секунд, а удар произошел примерно на расстоянии 390 миль (627 км) вниз. В результате этого полета была улучшена установка и прошивка изоляционных чехлов двигателя. Эксплуатационные испытания серии D были приостановлены на два месяца, пока предпринимались попытки исправить проблемы, возникшие в течение первых нескольких месяцев 1963 года. Затем 12 июня 198D успешно провел испытания Nike-Zeus . В июле – августе были проведены два эксплуатационных испытания межконтинентальных баллистических ракет. тоже успешный.

7 сентября на ракете 63Д произошел разрыв гидролинии нониуса из-за аэродинамического нагрева на Т+110 секунде. Маршевый двигатель и верньеры отключились незадолго до BECO, и миссия провалилась. 12 сентября у 84D произошел отказ гидравлики на последних нескольких секундах одиночной фазы нониуса, и боеголовка не достигла цели. На ракете не было датчиков температуры, но предполагался перегрев опорной части. 7 октября ракета 163D взорвалась на Т+75 секунде, когда промежуточная переборка перевернулась. Послеполетное расследование показало, что стартовые экипажи загрузили гелиевые баллоны недостаточно охлажденным газом, что привело к отсутствию подачи гелия в топливные баки, которые потеряли давление во время подъема.

Последним эксплуатационным испытанием ракеты Atlas D была ракета 158D 13 ноября. Полет был нормальным до Т + 112 секунд, когда гидравлическое давление маршевого двигателя начало падать, а через пять секунд последовал взрыв ракеты. Поскольку это был финал программы, Convair не провела полного послеполетного расследования, и причина отказа гидравлики не была определена. Еще один Atlas D был запущен в 1963 году, 18 декабря прошли успешные испытания ABRES RV.

23 апреля 1964 года ракета 263D была запущена с CCAS LC-12 в рамках проекта FIRE — серии суборбитальных испытаний, предназначенных для проверки командного модуля Аполлона материала абляционного теплозащитного экрана . Это был первый суборбитальный полет Атласа D с мыса за более чем три года. Пять испытаний RV/ Nike-Zeus от VAFB в течение года достигли большей части поставленных целей.

Программа межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» завершилась в начале 1965 года, однако отремонтированные ракеты продолжали летать с VAFB для различных орбитальных и суборбитальных миссий в течение многих лет после этого. С января по апрель 1965 года было выполнено шесть успешных полетов РВ/ Найк-Зевс с использованием ракет серии D. 22 мая с мыса было проведено второе испытание проекта FIRE с использованием ракеты 264D.

Запуск ОВ1-2 5 октября 1965 г.

В 1965 году была разработана еще одна новая программа - полеты OV (орбитальных аппаратов), которые представляли собой серию экспериментальных научных капсул. Первая попытка использования Atlas 172D закончилась неудачей, когда неправильно настроенный клапан маршевого PU привел к истощению топлива и преждевременному SECO. Система наведения не подала команду на отделение капсулам, которые остались прикрепленными к маршевой секции, когда она снова вошла в атмосферу и сгорела. Вторая попытка с использованием ракеты 68D 28 мая обернулась еще большим фиаско, когда утечка LOX во время подъема привела к взрыву секции тяги через две минуты после запуска. Хотя сброс ракеты-носителя был выполнен успешно, повреждения в результате взрыва привели в конечном итоге к отключению маршевого двигателя и самоуничтожению ракеты. Впоследствии было решено, что суборбитальные полеты недостаточны для программы ОВ и необходимы полноценные орбитальные испытания.

В 1965 году было проведено еще одиннадцать запусков Atlas D, десять испытаний ABRES/ Nike-Zeus и OV 1–2 5 октября. Все они прошли успешно.

В 1966 году было запущено четырнадцать Atlas D, в том числе десять испытаний ABRES и Nike-Zeus , а также два запуска OV. Два полета потерпели неудачу. Это были соответственно 303D 4 марта и 208D 3 мая. У первого произошел отказ гидравлики маршевого двигателя из-за BECO и преждевременного выключения двигателя, у второго наблюдались высокие температуры в секции тяги, начиная с Т+45 секунд, потеря управления подвесом маршевого двигателя при Т+135. секунд, потеря нониусного управления в Т+195 секунд и отключение двигательной установки, начиная с Т+233 секунд. Удар произошел к востоку от Гавайев, примерно в 2300 милях (3700 км) ниже по дальности. [17]

Запуск ОВ1-11, ОВ1-12 и ОВ1-86 27 июля 1967 г.

В 1967 году было запущено шесть Atlas D, пять испытаний ABRES и один запуск OV. Все они прошли успешно, и ракета 94D, запущенная с борта 576-B2 7 ноября, стала последним полетом Atlas D, поскольку испытания ABRES продолжатся с использованием ракет серий E и F.

Большинство запусков Атласа D представляли собой испытания суборбитальных ракет; однако некоторые из них использовались для других миссий, включая орбитальные запуски пилотируемого Меркурия и беспилотного космического корабля OV1. Две также использовались в качестве зондирующих ракет в рамках проекта FIRE . Некоторые из них также использовались с верхними ступенями, такими как RM-81 Agena , для запуска спутников. [18]

Atlas D был развернут в ограниченном количестве в качестве межконтинентальной баллистической ракеты из-за ее радионаведения, в то время как полностью боеспособные ракеты серий E и F имели инерциальные пакеты наведения и другую систему зажигания, которая позволяла быстрее запускать двигатели.

Что касается Меркурия, Атлас D использовался для запуска четырех пилотируемых космических кораблей Меркурий на низкую околоземную орбиту . [18] Модифицированная версия Atlas D, использовавшаяся в проекте «Меркурий», получила обозначение Atlas LV-3B .

Atlas D, используемые для космических запусков, были изготовлены по индивидуальному заказу для нужд миссии, которую они выполняли, но когда Atlas был выведен из эксплуатации в 1965 году, Convair представила стандартизированный корабль Atlas (SLV-3) для всех космических миссий. Остальные ракеты серии D использовались до 1967 года для суборбитальных испытаний спускаемых аппаратов и нескольких космических запусков.

Всего с 1959 по 1967 год было запущено 116 ракет серии D (не считая аппаратов, используемых для космических запусков), при этом 26 из них вышли из строя.

Боеголовка

[ редактировать ]

Боеголовкой Atlas D изначально была возвращаемая машина (RV) GE Mk 2 с W49 термоядерным оружием , общая масса 3700 фунтов (1680 кг) и мощность 1,44 мегатонны (Мт). W-49 позже был помещен в абляционный летательный аппарат Mk 3 общей массой 2420 фунтов (1100 кг). Atlas E и F имели летательный аппарат AVCO Mk 4, содержащий термоядерную бомбу W-38 мощностью 3,75 Мт, которая была подвергнута взрыванию для либо воздушный взрыв, либо контактный взрыв. На Mk 4 RV также были установлены средства проникновения в виде майларовых шаров, которые повторяли радиолокационную сигнатуру Mk 4 RV. Общий вес Mk 4 плюс W-38 составлял 4050 фунтов (1840 кг).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уэйд, Марк. «Атлас Д» . www.astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  2. ^ «Отчет об оценке летных испытаний, Ракета 3D». Конвэр, 29 апреля 1959 г.
  3. ^ Стюард, Дэвид. В поисках успеха: Мемуары . п. 44.
  4. ^ «Отчет об оценке летных испытаний, ракета 7D». Конвэйр, 3 июня 1959 г.
  5. ^ «Отчет об оценке летных испытаний, ракета 6D». Конвэр, 10 февраля 1960 г.
  6. ^ «Отчет об оценке летных испытаний, ракета 44D». Конвэр, 29 марта 1960 г.
  7. ^ «Отчет об оценке летных испытаний ракеты 48D». Конвэр, 28 апреля 1960 г.
  8. ^ «Сводный отчет о полете ракет Атлас серии D» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2019 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  9. ^ "Отчет об оценке летных испытаний, ракета 62D. Convair, 29 июня 1960 г."
  10. ^ "Отчет об оценке летных испытаний ракеты 60D. Convair, 15 июля 1960 г."
  11. ^ "Отчет об оценке летных испытаний ракеты 81D, 27 октября 1960 г."
  12. ^ "Отчет об оценке летных испытаний, ракета 32D, 29 августа 1960 г."
  13. ^ «Отчет об оценке летных испытаний ракеты 71D». Конвэйр, 29 октября 1960 г.
  14. ^ "Отчет об оценке летных испытаний ракеты 52D, 3 марта 1962 г."
  15. ^ "Отчет об оценке полета, ракета 4D, 24 октября 1962 г."
  16. ^ "Отчет об оценке летных испытаний ракеты 102D, 27 марта 1963 г."
  17. ^ "Отчет об оценке полета ракеты 208D, 22 мая 1966 г."
  18. ^ Jump up to: а б Уэйд, Марк. «Атлас» . www.astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 9 июня 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60da969884a68c8c94fd8b47df255629__1717853340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/29/60da969884a68c8c94fd8b47df255629.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SM-65D Atlas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)