ВЛМ (ракета)
![]() Конфигурация ВЛМ-1 | |
Функция | Орбитальная ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Институт аэронавтики и космоса |
Страна происхождения | ![]() |
Размер | |
Высота | 19,6 м (64 фута) |
Диаметр | 1,45 м (4 фута 9 дюймов) |
Масса | 28000 кг (62000 фунтов) |
Этапы | 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | От 150 кг (330 фунтов) до 300 км [1] |
История запуска | |
Статус | В разработке |
Запуск сайтов | Космический центр Алькантара |
Первый полет | ЧИСТЫЙ март 2027 г. [2] |
Первая ступень – С-50 | |
Питаться от | 1 сплошной |
Максимальная тяга | 450 кН (100 000 фунтов силы ) [3] |
Удельный импульс | ~ 277 с (2,72 км/с) |
Время горения | 82 секунды [3] |
Порох | Твердый |
Вторая ступень – С-50 | |
Питаться от | 1 сплошной |
Максимальная тяга | 450 кН (100 000 фунтов силы ) [3] |
Удельный импульс | ~ 277 с (2,72 км/с) |
Время горения | 82 секунды [3] |
Порох | Твердый |
Третий этап – С-44 | |
Питаться от | 1 сплошной |
Максимальная тяга | 33,24 кН (7470 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 282 с (2,77 км/с) |
Время горения | 68 секунд |
Порох | Твердый |
VLM , ( Veículo Lançador de Microsatélites ) — предлагаемая трехступенчатая ракета-носитель спутников разрабатываемая Генеральным командованием аэрокосмических технологий Бразилии в сотрудничестве с Германией. Проект зародился в 2008 году как упрощенная версия ракеты VLS-1 , использующая только основные ступени. Первый запуск на данный момент запланирован не ранее 2027 года. [4]
версия на базе ракетного двигателя С-50 с целью вывода спутников массой до 150 кг на экваториальные круговые орбиты высотой 300 км. Разрабатывается [5]
Описание ВЛМ-1
[ редактировать ]Ракета VLM-1 предназначена для доставки до 150 кг (330 фунтов) на экваториальную круговую орбиту высотой 300 км. [1] По прогнозам, общая масса VLM-1 составит 28 000 кг (62 000 фунтов), включая 10 тонн топлива. [5] На первых двух ступенях будет использоваться твердотопливный двигатель С-50, на третьей — тот же двигатель С-44, что и на ракете-зонде ВС-40 . [6]
- Этап 1: Ракетный двигатель С-50.
- Этап 2: Ракетный двигатель С-50.
- Третий этап: ракетный двигатель С-44.
Запуски будут осуществляться со стартового центра Алькантара , расположенного на экваторе. Планируется расширить эту конструкцию до семейства пусковых установок VLX, добавив верхние ступени на жидком топливе или навесные ускорители.
История развития
[ редактировать ]Разработка VLM началась в 2008 году с целью недорогого и надежного запуска микроспутников на основе существующих бразильских ракет-зондов, таких как VS-40 , и технологии, разработанной для проекта VLS-1 . [1]
Первоначально предлагалась четырехступенчатая ракета на твердом топливе, скомпонованная в следующем порядке:
- Этап 1: Ракетный двигатель С-43.
- Этап 2. Ракетный двигатель С-40ТМ.
- Третий этап: ракетный двигатель С-44.
- Четвертый этап: ракетный двигатель С-33.
ВС-50
[ редактировать ]В 2011 году было принято решение о создании одноступенчатой ракеты-предшественника с новым двигателем под названием С-50. Транспортное средство разрабатывается, а его двигатель тестируется в сотрудничестве с Немецким космическим агентством (DLR). [1] [7] Этот тест-предшественник называется VS-50 . [3] Транспортное средство ВС-50 имеет длину 12 м (39 футов), диаметр 1,46 м (4 фута 9 дюймов) и массу около 15 тонн. [1] Все запуски планируется осуществлять с космодрома Алькантара , расположенного на северном атлантическом побережье Бразилии.
1 октября 2021 года Бразильское космическое агентство успешно провело первое полное статическое огневое испытание двигателя С-50 продолжительностью 84 секунды. [4] [8] [9] [10]
Семейство VLX
[ редактировать ]Когда проектирование и испытания VLM будут удовлетворительно завершены, планируется разработать более крупное семейство ракет под названием VLX , предназначенное для доставки полезной нагрузки массой от 300 до 500 кг на низкую околоземную орбиту . [1] В семейство VLX войдут две ракеты-носители: Aquila 1 (для доставки 300 кг на 500 км) и Aquila 2 (для доставки 500 кг на 700 км на полярную орбиту). [1] Ранняя концепция предусматривает установку двух боковых двигателей S-50, выполненных в виде навесных ускорителей . [1] Для этого семейства ракет-носителей разрабатывается новый жидкотопливный двигатель Л-75. [1] По состоянию на 2018 год предполагалось, что первый полет Aquila 1 состоится в 2023 году, а Aquila 2 - в 2026 году. [1]
Планируемые версии
[ редактировать ]В перспективе жидкотопливный ракетный двигатель Л5 заменит твердотопливный двигатель 3-й ступени. Конфигурация будет:
- Этап 1: Ракетный двигатель С-50.
- Этап 2: Ракетный двигатель С-50.
- Этап 3: ракетный двигатель Л5 (в разработке)
Другие возможности
[ редактировать ]Бразильские исследователи изучили возможность создания конкурентоспособной по стоимости системы запуска с использованием двигателей С-50 на первых двух ступенях и набора жидкостных двигателей на третьей ступени. Эта система, работающая с космодрома Алькантара, может выводить спутники массой до 500 кг на полярные орбиты при стоимости транспортировки примерно 39 000 долларов США за килограмм полезной нагрузки. [11]
Предлагаемые рейсы
[ редактировать ]Квалификационный полет — VLM-1 (или XVT-00). [12]
# | Транспортное средство | Полезная нагрузка | Дата | Запуск сайта |
---|---|---|---|---|
1 | ВЛМ-1 (XVT-00) | Квалификация | ЧИСТАЯ 2027 ГОДА | Алькантара ВЛС |
2 | VLM V-01 | ШЕФЭКС III | 202x [12] | Алькантара ВЛС |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кайафа, Роберто (10 декабря 2018 г.). «Новые ракеты-носители для спутников и новая космическая компания для Алькантары (AEB)» . Технологии и оборона (на португальском языке) . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Ногейра, Сальвадор (11 ноября 2023 г.). «20 лет спустя после трагедии в Алькантаре Бразилия по-прежнему далека от собственной ракеты-носителя» . Фолья де С.Пауло (на бразильском португальском языке) . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Национальная программа космической деятельности (ПНАЭ)» .
- ^ Jump up to: а б «Успешные статические огневые испытания с участием ДЛР» . ДЛР . 7 октября 2021 г. Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ВЛМ-1» . Бразильское космическое агентство (на португальском языке). 6 марта 2020 г. Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Мессье, Дуг (7 октября 2020 г.). «Бразилия планирует запуск бразильской орбитальной ракеты с территории Бразилии в 2022 году» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (4 января 2018 г.). «Бразилия заявляет, что в этом году состоятся наземные испытания ракеты-носителя для микроспутников, разработанной совместно с Германией» . Отчет космической разведки .
- ^ «Испытание двигателя S50 прошло успешно» . Бразильское космическое агентство (на португальском языке). 1 октября 2021 г.
- ^ «Бразилия делает решительный шаг в подготовке к запуску микроспутников на орбиту Земли» . Значение (на португальском языке). 1 октября 2021 г.
- ^ Дрэган, Отилия (11 октября 2021 г.). «Бразилия только что испытала свой самый большой ракетный двигатель в истории для экспериментов на гиперзвуковых скоростях» . автоэволюция . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «МДПИ — Издательство журналов открытого доступа» . www.mdpi.com .
- ^ Jump up to: а б Кребс, Гюнтер (2 января 2020 г.). «ВЛМ» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 8 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашний сайт VLM-1 Бразильского космического агентства
- Домингос Сапаролли (январь 2022 г.). «Запуск остается далеким» .
СМИ, связанные с VLM (ракетой), на Викискладе?