Jump to content

Атлас (семейство ракет)

Семья Атлас
Сравнение Атласа II, III и V
Роль Одноразовая пусковая система с различными приложениями
Производитель Конвэйр
Общая динамика
Локхид Мартин
Объединенный стартовый альянс
Первый полет 17 декабря 1957 г .; 66 лет назад ( 1957-12-17 ) [1]
Введение 1957
Статус Atlas V (current)
Основные пользователи ВВС США
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
Произведено 1957–2010-е (десятилетие)
Варианты СМ-65 Атлас
СМ-65Д Атлас
Атлас LV-3C
Атлас IIIА
Atlas V

Atlas — семейство американских ракет и космических ракет-носителей, берущее начало от SM-65 Atlas . (МБР) «Атлас» Программа межконтинентальных баллистических ракет была начата в конце 1950-х годов подразделением Convair компании General Dynamics . [2] «Атлас» представлял собой жидкостную ракету, сжигающую РП-1 керосиновое топливо с жидким кислородом в трех двигателях, выполненных по необычной схеме «полуторной» или «параллельной ступени»: при подъеме два подвесных разгонных двигателя сбрасывались вместе с несущими конструкциями. , в то время как центральный маршевый двигатель, топливные баки и другие элементы конструкции оставались подключенными из-за истощения топлива и остановки двигателя.

Название Atlas было первоначально предложено Карелом Боссартом и его командой дизайнеров, работавшими в Convair над проектом MX-1593. Использование имени могучего Титана из греческой мифологии отражало положение ракеты как самой большой и мощной в то время. Это также отражало материнскую компанию Convair, Atlas Corporation . [3]

Ракеты прослужили межконтинентальными баллистическими ракетами лишь непродолжительное время, и последняя эскадрилья была выведена из боевого дежурства в 1965 году. Однако с 1962 по 1963 год ракеты-носители «Атлас» первых четырех американских астронавтов вывели на орбиту Земли запусков « Редстоун (в отличие от двух предыдущих суборбитальных » ). Ракеты -носители «Атлас-Агена» и «Атлас-Кентавр» также были созданы непосредственно на основе оригинального «Атласа». Atlas-Centaur превратился в Atlas II , различные модели которого запускались 63 раза в период с 1991 по 2004 год. Последующий Atlas III был запущен только шесть раз , все в период с 2000 по 2005 год. Atlas V все еще находится в эксплуатации, с запуск запланирован на середину 2020-х годов.

Более 300 запусков Атласа было проведено со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде и 285 с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии.

Ракеты-носители на базе оригинальной МБР « » Атлас

«Атлас» использовался в качестве одноразовой системы запуска с верхними ступенями «Агена» и «Кентавр» для космических зондов «Маринер» , использовавшихся для исследования Меркурия , Венеры и Марса (1962–1973); и запустить десять миссий программы «Меркурий» (1962–1963). [ нужна ссылка ]

Ракета СМ-65 Атлас [ править ]

Ракета СМ-65А Атлас, 1958 г.

Первый успешный испытательный пуск ракеты SM-65 «Атлас» состоялся 17 декабря 1957 года. [1] Было построено около 350 ракет «Атлас». [4]

Ускорители «Атласа» разрушились бы под собственным весом, если бы в баках не содержался азот под давлением, когда в них не было топлива. Ракета-носитель «Атлас» отличалась необычным использованием «баллонных» баков. Ракеты были изготовлены из очень тонкой нержавеющей стали, которая обеспечивала минимальную жесткую опору или вообще не имела ее. Именно давление в баках придавало жесткость, необходимую для космического полета. В целях экономии веса их не красили, и требовалось специальное масло для предотвращения ржавчины. Это было первоначальное использование WD-40 . водовытесняющего масла [5]

SM-65 Atlas использовался в качестве первой ступени ракет-носителей спутников на протяжении полувека. Многие из них в конечном итоге были преобразованы в орбитальные ракеты-носители после того, как были сняты с эксплуатации в качестве ракет. Ракеты, преобразованные в «космические ускорители» Atlas E/F, использовались для запуска первых спутников GPS «Block I» . [6]

Atlas Запуск SM- 65B SCORE

Атлас-Б с полезной нагрузкой SCORE на LC-11, 1958 г.

Ранние ракеты «Атлас» также создавались специально для невоенного использования. 18 декабря 1958 года «Атлас» был использован для запуска спутника связи с помощью орбитального ретрансляционного оборудования ( SCORE ), который был «первым прототипом спутника связи и первым испытанием любого спутника для прямого практического применения». [7] [8] [9] Полезная нагрузка связи была выведена на низкую околоземную орбиту на Атласе с серийным номером 10В без разгонного блока. Атлас 10B / SCORE весом 8750 фунтов (3970 кг) был самым тяжелым искусственным объектом на орбите, первым спутником-ретранслятором голоса и первым искусственным объектом в космосе, который был легко виден невооруженным глазом благодаря большому зеркально отполированному корпусу. резервуар из нержавеющей стали. Это был первый полет за долгую карьеру «Атласа» в качестве средства запуска спутников.

Пусковые установки на базе Атлас-Д [ править ]

SLV-3 на базе ракеты Atlas D использовались для орбитальных запусков с разгонными блоками RM-81 Agena и Centaur . Модифицированный Атлас LV-3B использовался для орбитального элемента проекта «Меркурий» , выведя с экипажем четыре космических корабля «Меркурий» на низкую околоземную орбиту . [10] Запуски Atlas D проводились с базы ВВС на мысе Канаверал, на стартовых комплексах 11, 12, 13 и 14, а также на стартовом комплексе 576 авиабазы ​​Ванденберг . [ нужна ссылка ]

Два суборбитальных полутораступенчатых корабля использовались в рамках проекта FIRE в качестве зондирующих ракет . [10]

К 1979 году варианты космических ракет-носителей «Атлас» были сокращены до «Атлас-Кентавр» и некоторых отремонтированных межконтинентальных баллистических ракет. Скорость запуска «Атласов» снизилась в 1980-х годах из-за появления космического корабля «Шаттл» , но запуски «Атласа» продолжались до 2004 года, когда последний «классический» «Атлас» с баллонными баками и сбрасываемой ускорительной секцией запустил комсат для ВВС. [11]

Программа Меркурий [ править ]

Меркурий-Атлас 9 на стартовом комплексе 14

Ракеты-носители «Атлас» также использовались в последних четырех пилотируемых миссиях проекта «Меркурий» , первой пилотируемой космической программы США. 20 февраля 1962 года он запустил «Дружбу-7» , который совершил три витка вокруг Земли с Джоном Гленном США, , первым астронавтом побывавшим на орбите Земли. Идентичные ракеты-носители «Атлас» успешно запустили еще три пилотируемые орбитальные миссии Меркурия с 1962 по 1963 год.

Статус «рабочей лошадки» Атласа зародился во время миссий «Меркурий-Атлас» , в результате которых подполковник Джон Х. Гленн-младший стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли в 1962 году. Атлас также использовался в середине 1960-х годов. для запуска транспортных средств Agena Target, используемых во время программы Gemini .

Атлас-Агена [ править ]

Начиная с 1960 года, Agena верхняя ступень , работающая на гиперголическом топливе , широко использовалась на ракетах-носителях Atlas. , ВВС США NRO и ЦРУ использовали их для запуска спутников SIGINT . [12] НАСА использовало их в программе «Рейнджер» для получения первых изображений поверхности Луны крупным планом и для «Маринера-2» , первого космического корабля, пролетевшего мимо другой планеты. Каждый из транспортных средств-мишеней Agena, использовавшихся для последующих по стыковке в космос практических миссий с «Джемини», был запущен на ракете «Атлас».

Атлас-Кентавр [ править ]

«Атлас-Кентавр» представлял собой одноразовую пусковую систему, созданную на основе ракеты SM-65D «Атлас» . [ нужна ссылка ] Запуски проводились с двух площадок 36-го стартового комплекса на базе ВВС на мысе Канаверал , штат Флорида. Двигатели «Атласа» были модернизированы, а конструкция большой верхней ступени усилена, а также удлинены топливные баки.

Первая попытка запуска «Атлас-Кентавр» в мае 1962 года провалилась: ракета взорвалась после взлета.Кадры этого были показаны в предпоследнем кадре художественного фильма 1982 года «Кояанискаци» , снятого Годфри Реджио .

Начиная с 1963 года, жидком водороде, работающая на верхняя ступень «Кентавр», также использовалась при десятках запусков Атласа. НАСА запустило лунный посадочный аппарат программы Surveyor и большую часть космических кораблей программы Mariner, направляющихся на Марс, с помощью ракет-носителей Атлас-Кентавр.

Атлас E/F [ править ]

После выхода из эксплуатации в качестве межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас-Э» вместе с «Атлас-Ф» был переоборудован для орбитальных запусков. [10]

Последний запуск космического корабля Atlas E/F был проведен 24 марта 1995 года с использованием ракеты, первоначально строившейся как Atlas-E. Последний запуск Atlas E/F с использованием ракеты, первоначально построенной как Atlas-F, был проведен 23 июня 1981 года. [13]

Atlas E/F использовался для запуска серии спутников GPS Block I с 1978 по 1985 год. Последний отремонтированный аппарат Atlas-F был запущен с авиабазы ​​​​Ванденберг в 1995 году со спутником для программы оборонных метеорологических спутников. [14]

В таблице [ править ]

Название модели Первый запуск Последний запуск Всего запусков Успехи База МБР Верхняя ступень Заметная полезная нагрузка Примечания
Атлас-Вега [15] - - 0 0 Атлас Е хранимая ступень ракетного топлива никто Разработка была по существу идентична Atlas-Agena и соответственно отменена в 1959 году.
Атлас-Авель 1959 1960 3 0 Атлас-Д/Авель(Дельта-А) [16] Альтаир Пионер П-3 , Пионер П-30 , Пионер П-31
2 ракеты вышли из строя при статических стрельбах и 3 при попытках запуска космического корабля «Пионер» на Луну.
Атлас LV-3А 1960 1968 49 38 Атлас Д Агент Маринер-2 , Программа Рейнджер , Система сигнализации противоракетной обороны
Базовый Atlas-Agena. автомобиль подсемейства
Атлас LV-3B 1959 1963 9 9 Атлас Д никто Дружба 7 , Аврора 7 , Сигма 7 , Вера 7
Атлас LV-3A с человеческим рейтингом
Атлас СЛВ-3 1964 1968 51 46 Атлас Д Агент Corona , KH-7 Gambit то же, что и LV-3A, за исключением повышения надежности
Атлас СЛВ- 1969 1978 10 9 Атлас Д Агент Каньон то же, что SLV-3, только удлиненная на 2,97 м.
Атлас СЛВ-3 Б [17] 1966 1966 1 1 Атлас Д Аджена Д Орбитальная астрономическая обсерватория 1
Атлас LV-3C 1963 1967 11 8 Атлас Д Кентавр С Геодезист 1
Базовый Атлас-Кентавр. автомобиль подсемейства
Атлас СЛВ-3С 1967 1972 17 14 Атлас Д Кентавр Д ? То же, что и LV-3C, удлинение на 1,3 м.
Atlas SLV-3D 1973 1983 32 29 Атлас Д Кентавр Д1А Маринер 10
То же, что и SLV-3C, за исключением модернизированного Centaur и интеграции электроники Atlas с Centaur.
Атлас Дж 1984 1987 6 4 Атлас Дж Кентавр Д1А ?
То же, что SLV-3D, но Atlas длиннее на 2,06 м.
Атлас I 1990 1997 11 8 Полученный из Атласа G Кентавр D1A на основе ЦРРЕС [18]
То же, что и Atlas G, за исключением усиленного обтекателя полезной нагрузки длиной 4,27 м и добавления кольцевого лазерного гироскопа.
Атлас II 1991 1998 10 10 Полученный из Атласа G Кентавр D1A на основе Ютелсат
То же, что и Atlas I, за исключением того, что Atlas удлинен на 2,74 м, увеличена мощность двигателей, добавлен гидразиновый контроль крена, исправлена ​​пенопластовая изоляция, удалены нониусы, а Centaur удлинен на 0,9 м. Разработку выполнила компания General Dynamics (ныне часть Lockheed Martin ).
Атлас IIA 1992 2002 23 23 Полученный из Атласа G Кентавр D1A на основе - То же, что и Atlas II, за исключением двигателей Centaur RL10, тяга которых увеличена до 88 кН и увеличена на 6,5 Isp за счет выдвижных сопел RL10.
МИАС Атлас 1993 2004 30 30 Полученный из Атласа G [ нужна ссылка ] Кентавр D1A на основе - То же, что и Atlas IIA, за исключением добавления 4 накладных усилителей Castor IVA.
Атлас Д-ОВ1 1965 1967 7 6 Атлас Д никто Полеты OV (орбитального аппарата)
МБР отремонтирована для орбитального запуска
Атлас Е 1980 1995 23 21 Атлас Е никто
МБР отремонтирована для орбитального запуска
Атлас Ф 1968 1981 23 22 Атлас Ф никто ? МБР отремонтирована для орбитального запуска
Атлас Х 1983 1987 5 5 Модифицированный Атлас G «Кентавр» удалена. Стадия NOSS Спутники
Atlas G модифицирован для авионики Западного побережья. SLC 3E модифицирован для системы удержания Space Booster и системы вооружения в полете.

Эпоха РД-180 [ править ]

Атлас III [ править ]

На первой ступени Атласа III отказались от использования трех двигателей и 1,5 ступеней в пользу одного российского производства «Энергомаш» двигателя РД-180 , сохранив при этом конструкцию баллонного бака ступени. Atlas III продолжал использовать верхнюю ступень Centaur, доступную с одним или двумя RL10 . двигателями [19]

Atlas V [ edit ]

Atlas V, находящийся в настоящее время на вооружении, был разработан компанией Lockheed Martin в рамках программы разработки одноразовых ракет-носителей ВВС США (EELV). Первый был запущен 21 августа 2002 года. В 2006 году эксплуатация была передана United Launch Alliance (ULA), совместному предприятию Lockheed Martin и Boeing . Lockheed Martin продолжала продавать Atlas V коммерческим заказчикам до сентября 2021 года, когда объявила, что ракета будет снята с эксплуатации после выполнения оставшихся 29 контрактов на запуск. [20] [21] Atlas V построен в Декейтере, штат Алабама , и имеет две стартовые площадки: космический стартовый комплекс 41 на станции космических сил на мысе Канаверал и космический стартовый комплекс 3-E на базе космических сил Ванденберг .

Первая ступень Atlas V называется Common Core Booster (CCB), в которой продолжает использоваться РД-180 «Энергомаш» , представленный в Atlas III, но вместо баллонных баков используется жесткая конструкция. Жесткий фюзеляж тяжелее, но его легче обрабатывать и транспортировать, что устраняет необходимость постоянного внутреннего давления. до пяти Rocketdyne Aerojet твердотопливных ускорителей Для увеличения тяги первой ступени можно использовать . Разгонной ступенью остается Centaur , оснащенный одним или двумя двигателями Aerojet Rocketdyne RL10 . [22]

Название модели Первый запуск Последний запуск Всего запусков Успехи Двигатели 1-й ступени Разгонные двигатели Заметная полезная нагрузка Примечания
Атлас IIIА 2000 2004 2 2 РД-180 1x RL10 А Ютелсат W4
Основная доработка Atlas IIA, с новым РД-180 двигателем первой ступени , нормальной ступеней, первая ступень удлинена на 4,4 м и усилена. Первый одномоторный двигатель RL10 Centaur.
Атлас IIIB 2002 2005 4 4 РД-180 1x RL10 А То же, что и Atlas IIIA, за исключением Centaur длиной 1,7 м и дополнительного двухдвигательного Centaur.
Atlas V 400 2002 2022 59 58 РД-180 1x RL10 А Лунный разведывательный орбитальный аппарат , LCROSS , Марсианский разведывательный орбитальный аппарат
Основная модификация Atlas III с новой конструкцией первой ступени ( CCB ) и дополнительными твердотельными навесными ускорителями.
Atlas V 500 2003 - 18 18 РД-180 1x RL10 А «Новые горизонты» , X-37B , Марсианская научная лаборатория
Модификация Atlas V 400 с дополнительными прочными навесными ускорителями и ступенью Centaur, заключенной в обтекатель полезной нагрузки высотой 5,4 м.
Atlas V N22 2019 - 2 1 РД-180 2x РЛ10 А Старлайнер Боинг ОФТ
Версия Atlas V с двумя дополнительными твердотельными навесными ускорителями и без обтекателя полезной нагрузки Centaur длиной 5,4 м, но с космическим кораблем Starliner .

РД- из эксплуатации Вывод 180

В 2014 году Конгресс США принял закон, ограничивающий закупку и использование российского двигателя РД-180, используемого на ракете-носителе первой ступени Atlas V. [23] Официальные контракты на исследования были заключены в июне 2014 года с рядом поставщиков ракетных двигателей в США. [24]

В сентябре 2014 года ULA объявила, что заключила партнерство с Blue Origin для разработки двигателя BE-4 LOX / метанового для замены РД-180 на новой ракете Vulcan . Новая ступень и двигатель впервые поднялись в воздух в 2024 году.

одобрил закон, запрещающий заключение дальнейших контрактов на военные запуски транспортных средств, использующих двигатели российского производства В декабре 2014 года Конгресс США . Законопроект позволяет ULA продолжать использовать уже заказанные на тот момент 29 двигателей РД-180. [25] В сентябре 2021 года ULA объявила, что Atlas V будет выведена из эксплуатации после выполнения оставшихся контрактов на запуск и что все оставшиеся РД-180 для оставшихся ракет доставлены. [21]

ракеты- носители Ранее предлагаемые

До анонса ракеты-носителя Vulcan в апреле 2015 года , в течение первого десятилетия с момента образования ULA из Lockheed Martin и Boeing, существовал ряд предложений и концептуальных исследований будущих ракет-носителей. Ни один из них впоследствии не получил финансирования для полноценного развития. Двумя из этих концептов были Atlas V Heavy и Atlas Phase 2 .

Atlas V Heavy [ edit ]

Atlas V Heavy представлял собой концептуальное предложение ULA, в котором использовались бы три ступени Common Core Booster (CCB), соединенные вместе, чтобы обеспечить возможность, необходимую для подъема 25-тонной полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту . [ нужна ссылка ] ULA заявила, что примерно 95% оборудования, необходимого для Atlas HLV, уже было установлено на одноядерных машинах Atlas V. [ нужна ссылка ]

В отчете 2006 года, подготовленном корпорацией RAND для канцелярии министра обороны , говорилось, что компания Lockheed Martin приняла решение не разрабатывать тяжелую грузовую машину Atlas V (HLV). [26] В отчете ВВС и Национальному разведывательному управлению рекомендовалось «определить необходимость тяжелого варианта EELV, включая разработку Atlas V Heavy», и «решить проблему РД-180, включая совместное производство, накопление запасов или Разработка в США замены РД-180». [27] [ нужно обновить ]

Грузоподъемность Atlas V HLV должна была быть примерно равна Delta IV Heavy . В последнем используются двигатели RS-68, разработанные и производимые внутри страны компанией Pratt & Whitney Rocketdyne . [28]

Atlas V Phase 2 [ edit ]

После декабря 2006 года, в результате слияния космических операций Boeing и Lockheed-Martin в United Launch Alliance , программа Atlas V получила доступ к инструментам и процессам для ступеней диаметром 5,4 м, используемых на Delta IV . На ступень диаметром 5,4 м предположительно могли быть установлены два двигателя РД-180. Получившаяся концептуальная тяжелая грузовая машина была названа «Атлас Фаза 2» или «PH2» в отчете Августина за 2009 год . Atlas V PH2-Heavy (три параллельные ступени по 5 м; шесть РД-180) вместе с на базе Шаттла созданными Ares V и Ares V Lite рассматривались как возможная концепция тяжелого подъемника для использования в будущих космических миссиях в отчете Августина. . [29] Концептуальный корабль Atlas PH2 HLV теоретически мог бы вывести полезную нагрузку массой около 70 тонн на орбиту с наклонением 28,5 градусов . [29] Концепция не получила полной разработки и так и не была реализована.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Расти Бартон. «Атлас Хронологии МБР» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2006 г.
  2. ^ Запретить ракетное отставание. Основные доклады по стрельбе из Атласа. Развитие ракетного вооружения США, 29 января 1959 г. (1959 г.) . Универсальная кинохроника . 1959 год . Проверено 22 февраля 2012 г.
  3. ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли и Кэрри Э. Карегиннес. Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. стр. 8–9.
  4. ^ «Эта неделя в истории — 26 февраля 1954 года: ВВС заключили контракт на двигательную установку межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас»» . ВВС США. 28 февраля 2013 года . Проверено 29 марта 2023 г.
  5. ^ «История WD-40 | Узнайте истории, стоящие за брендом WD-40 | WD-40» . www.wd40.com . Проверено 15 июня 2022 г.
  6. ^ «Атлас Э» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 марта 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  7. ^ «Проект СЧЕТ» . Армейская медицинская клиника Паттерсона. Архивировано из оригинала 24 июня 2007 г.
  8. ^ «SCORE (Передача сигналов с помощью орбитального релейного оборудования)» . GlobalSecurity.org . Проверено 28 октября 2014 г.
  9. ^ Видео: Атлас на орбите. Послание мира Айка по радио, 22 декабря 1958 г. (1958) . Универсальная кинохроника. 1958 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Энциклопедия астронавтики – Атлас А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  11. ^ Тарик Малик (31 августа 2004 г.). «Последний классифицированный спутник США на орбите ракеты Атлас-2» . space.com . Проверено 29 марта 2023 г.
  12. ^ Марк Уэйд. «Атлас/Агена Д СЛВ-3А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  13. ^ «Атлас Ф» . spacelaunchnow.me . Проверено 29 марта 2023 г.
  14. ^ Кребс, Гюнтер Д. «DMSP-5D2 F6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 апреля 2023 г.
  15. ^ «Атлас Вега» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 24 августа 2016 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  16. ^ «Дельта А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  17. ^ «Атлас-SLV3B Аджена-Д» . Space.skyrocket.de . Проверено 28 октября 2014 г.
  18. ^ «Атлас I» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  19. ^ «Отчет о космическом запуске: Информационный бюллетень Атласа III» . 1 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  20. ^ «Lockheed Martin готова к запуску космического корабля Intelsat 14» . Локхид Мартин . 11 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рулетка, Джои (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань . Проверено 1 сентября 2021 г.
  22. ^ «Усовершенствованная одноразовая ракета-носитель» . Afspc.af.mil. Март 2009 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г. Проверено 28 октября 2014 г.
  23. ^ «ULA может закупить еще до 30 российских двигателей РД-180» . Космические новости. 20 января 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
  24. ^ Ферстер, Уоррен (17 сентября 2014 г.). «ULA инвестирует в двигатель Blue Origin в качестве замены РД-180» . Космические новости . Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
  25. ^ Петерсен, Мелоди (12 декабря 2014 г.). "Конгресс одобрил законопроект о запрете закупок ракетных двигателей российского производства" . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 декабря 2014 г.
  26. ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. 29 . Проверено 28 октября 2014 г.
  27. ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. XXI . Проверено 28 октября 2014 г.
  28. ^ Атлас V EELV - Lockheed-Martin Проверено 8 февраля 2008 г. . Globalsecurity.org. Проверено 19 ноября 2011 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Итоговый отчет HSF: В поисках программы пилотируемых космических полетов, достойной великой нации» (PDF) . Октябрь 2009. с. 64. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2019 г. Проверено 7 февраля 2011 г. Обзор Комитета США по планам пилотируемых космических полетов

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Гейнор, Кристофер, «Атлас и ВВС: переоценка истоков создания первой межконтинентальной баллистической ракеты Америки», Technology and Culture 54 (апрель 2013 г.), 346–70.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8393a91d30521ed7a484aeae420468d__1718710020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/8d/d8393a91d30521ed7a484aeae420468d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlas (rocket family) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)