Jump to content

Ариана 6

Ариана 6
Ariane 6 в конфигурации A62 перед первым тестовым запуском
Функция
Производитель АрианГрупп
Страна происхождения Европейская многонациональная [а]
Стоимость проекта евро 3,6 миллиарда [1]
Стоимость за запуск
  • A62: 70 миллионов евро (оценка на 2018 год ) . [2]
  • A64: 115 миллионов евро (оценка на 2018 год ) . [2]
Размер
Высота 63 м (207 футов)
Диаметр 5,4 м (18 футов)
Масса
  • A62: 530 000 кг (1 170 000 фунтов)
  • A64: 860 000 кг (1 900 000 фунтов)
Этапы 2
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса
  • A62: 10 350 кг (22 820 фунтов) [3]
  • A64: 21 650 кг (47 730 фунтов) [3]
Полезная нагрузка для GTO
Наклонение орбиты
Масса
  • A62: 4500 кг (9900 фунтов) [3]
  • A64: 11 500 кг (25 400 фунтов) [3]
Полезная нагрузка на ГЕО
Наклонение орбиты
Масса A64: 5000 кг (11000 фунтов) [3]
Полезная нагрузка для единого входа
Наклонение орбиты 97.4°
Масса
  • A62: 7200 кг (15900 фунтов) [3]
  • A64: 15 500 кг (34 200 фунтов) [3]
Полезная нагрузка для LTO
Наклонение орбиты 97.4°
Масса
  • A62: 3500 кг (7700 фунтов) [3]
  • A64: 8600 кг (19000 фунтов) [3]
Связанные ракеты
Семья Ариана
Сопоставимый Сокол 9 , Сокол Хэви , H3 , Вулкан Кентавр
История запуска
Статус Активный
Запуск сайтов Гайанский космический центр , ELA-4
Всего запусков 1
Частичный отказ(ы) 1 ( ВА262 )
Первый полет 9 июля 2024 г. ( 09.07.2024 ) [4]
Бустеры — P120C
Нет бустеров 2 или 4
Диаметр 3 м (9,8 футов)
Пороховая масса 142000 кг (313000 фунтов)
Максимальная тяга 3500 кН (790 000 фунтов силы ) каждый
Общая тяга
  • A62: 7000 кН (1600000 фунтов силы )
  • A64: 14 000 кН (3 100 000 фунтов силы )
Время горения 130 секунд
Порох HTPB / AP / Ал
Первый этап
Диаметр 5,4 м (18 футов)
Пороховая масса 140 000 кг (310 000 фунтов)
Питаться от 1 × Вулкан 2.1
Максимальная тяга 1370 кН (310 000 фунтов силы )
Время горения 468 секунд
Порох ЛОКС / ЛХ 2
Второй этап
Диаметр 5,4 м (18 футов)
Пороховая масса 31000 кг (68000 фунтов)
Питаться от 1 × Винчи
Максимальная тяга 180 кН (40 000 фунтов силы )
Время горения До 900 секунд и четыре ожога [5]
Порох ЛОКС / ЛХ 2

Ariane 6 — это европейская одноразовая система запуска, эксплуатируемая Arianespace и разработанная и произведенная ArianeGroup от имени Европейского космического агентства (ESA). Он заменяет Ariane 5 и входит в семейство ракет-носителей Ariane .

В этой двухступенчатой ​​ракете используются на жидком водороде и жидком кислороде ( гидролокс двигатели ). На первой ступени установлен модернизированный двигатель Vulcain от Ariane 5, а на второй используется двигатель Vinci , разработанный специально для этой ракеты. Вариант Ariane 62 использует два твердотопливных ракетных ускорителя P120 , а Ariane 64 — четыре. Ракета-носитель P120 используется совместно с другой европейской ракетой-носителем Vega C и представляет собой улучшенную версию ступени ракеты P80, использовавшейся на оригинальной Vega .

Выбранный в декабре 2014 года вместо полностью твердотопливного варианта, Ariane 6 изначально планировался к запуску в 2020 году. Однако программа столкнулась с задержками: первый запуск состоялся 9 июля 2024 года.

Ariane 6 была разработана для сокращения вдвое затрат на запуск и увеличения годовой мощности с семи до одиннадцати миссий по сравнению со своим предшественником, но программа столкнулась с разногласиями по поводу высоких затрат и отсутствия возможности повторного использования по сравнению с ракетами конкурентов, такими как SpaceX от Falcon 9 . [ нужно обновить ] Европейские чиновники защищают программу, заявляя, что она обеспечивает важнейший независимый доступ в космос для ее государств-членов.

Описание

[ редактировать ]

Предлагаются два варианта Ariane 6:

  • Ariane 62 (A62) с двумя твердотопливными ускорителями P120 весит около 530 000 кг (1 170 000 фунтов) на старте и предназначен в основном для правительственных и научных миссий. [6] Он может вывести до 4500 кг (9900 фунтов) на геостационарную переходную орбиту (GTO) и 10350 кг (22820 фунтов) на низкую околоземную орбиту (LEO). При первом запуске в 2024 году использовался именно этот вариант.
  • Ariane 64 (A64) с четырьмя ускорителями P120 имеет стартовую массу около 860 000 кг (1 900 000 фунтов). [7] и предназначен для коммерческих запусков двух спутников. [6] до 11 500 кг (25 400 фунтов) на GTO и 21 500 кг (47 400 фунтов) на LEO. Как и «Ариан-5», он сможет запускать одновременно два геосинхронных спутника.
Ариан 62 (слева) и Ариан 64 (справа)

Первый этап

[ редактировать ]

Первая (нижняя) ступень Ariane 6 называется нижним жидкостным двигательным модулем (LLPM). Он оснащен одним двигателем Vulcain 2.1, работающим на жидком водороде (LH 2 ) и жидком кислороде (LOX). [8] LLPM имеет диаметр 5,4 м (18 футов) и содержит около 140 тонн (310 000 фунтов) топлива. [9]

Дополнительную тягу первой ступени будут обеспечивать два или четыре P120 модели твердотопливных ракетных ускорителя , известных в номенклатуре Ariane 6 как Equipped Solid Rockets (ESR). [8] до 4650 кН (1 050 000 фунтов силы Каждый ускоритель содержит около 142 000 килограммов (313 000 фунтов) топлива и обеспечивает тягу ). Двигатель P120 также используется в первой ступени модернизированной Vega C. пусковой установки За счет совместного использования двигателей можно увеличить объемы производства, снизив производственные затраты. [10] Первое полномасштабное испытание ESR состоялось в Куру, Французская Гвиана, 16 июля 2018 года, и испытание завершилось успешно с тягой, достигшей 4615 кН (1037000 фунтов силы ) в вакууме. [11] [12] [13]

Второй этап

[ редактировать ]

Вторая (верхняя) ступень Ariane 6 называется Верхним жидкостным двигательным модулем (ULPM). Он имеет тот же диаметр 5,4 м (18 футов), что и LLPM, и также работает на LH 2 и LOX. Он оснащен двигателем Vinci , который развивает тягу 180 кН (40 000 фунтов силы ), работает до 900 секунд и имеет возможность до трех перезапусков. [8] ULPM несет около 31 тонны (68 000 фунтов) топлива. [10]

«Ариан-6» был задуман в начале 2010-х годов как ракета-носитель на замену «Ариан-5», а в 2012–2015 годах был предложен ряд концепций и проектов высокого уровня. К началу 2016 года было обеспечено финансирование разработки от нескольких европейских правительств, и были подписаны контракты на начало детального проектирования и изготовления тестовых изделий. В 2019 году первый орбитальный полет планировался на 2020 год. [14] однако к маю 2020 года запланированная первоначальная дата запуска была перенесена на 2021 год. [15] В октябре 2020 года Европейское космическое агентство (ЕКА) официально запросило у стран, спонсирующих проект, дополнительное финансирование в размере 230 миллионов евро для завершения разработки ракеты и проведения ее первого испытательного полета , который был перенесен на второй квартал 2020 года. 2022. [16] К июню 2021 года дата была перенесена на конец 2022 года. [17] В июне 2022 года было объявлено об отсрочке «на какое-то время в 2023 году». [18] а к октябрю 2022 года ЕКА уточнило, что первый запуск состоится не ранее четвертого квартала 2023 года, не указав при этом публичных причин задержки. [19] В августе 2023 года ЕКА объявило, что дата первого запуска снова перенесена на 2024 год. [20]

Концепция и ранняя разработка: 2010–2015 гг.

[ редактировать ]
Чертеж Ariane 6 PPH в разрезе

После детальных исследований определений в 2012 г. [21] В июле 2013 года ЕКА объявило о выборе конфигурации «PPH» (первая ступень из трех ракетных двигателей P145, вторая ступень из одного ракетного двигателя P145 и криогенная верхняя ступень H32) для Ariane 6. [22] Он будет способен выводить до 6500 кг (14 300 фунтов) на геостационарную переходную орбиту (GTO). [23] первый полет запланирован на 2021–2022 годы. [24] По прогнозам, по состоянию на май 2013 года разработка будет стоить 4 миллиарда евро. . [25] Исследование 2014 года пришло к выводу, что стоимость разработки может быть снижена примерно до 3 миллиардов евро, если ограничить число подрядчиков пятью странами. [26]

В то время как Ariane 5 обычно запускает один большой и один средний спутник одновременно, предложение PPH для Ariane 6 было рассчитано на одиночную полезную нагрузку, при этом оценка цены на начало 2014 года составляла примерно 95 миллионов долларов США за запуск. [27] SpaceX запускают меньшую полезную нагрузку, но по более низким Falcon 9 и китайский Long March 3B ценам, примерно 57 миллионов долларов и 72 миллиона долларов соответственно по состоянию на начало 2014 года, что делает запуск Falcon 9 спутника среднего размера конкурентоспособным по стоимости нижнего слота спутника. двойная полезная нагрузка Ariane 5. [27] Для легких полностью электрических спутников Arianespace намеревалась использовать перезапускаемый двигатель Vinci, чтобы доставить спутники на их рабочую орбиту ближе, чем это мог бы сделать Falcon 9, тем самым сократив время, необходимое для перехода на геостационарную орбиту, на несколько месяцев. [27]

Предложения Ariane 6.1 и Ariane 6.2

[ редактировать ]

В июне 2014 года Airbus и Safran удивили ЕКА, объявив о встречном предложении по проекту Ariane 6: совместном предприятии 50/50 по разработке ракеты, которое также предполагало бы выкуп доли французского правительства CNES в Arianespace. [28] [29]

Предлагаемая система запуска будет представлена ​​в двух вариантах: Ariane 6.1 и Ariane 6.2. [30] В то время как оба будут использовать криогенную главную ступень с двигателем Vulcain 2 и двумя твердотопливными ускорителями P145, Ariane 6.1 будет иметь криогенную верхнюю ступень с двигателем Vinci и повышать до GTO до 8500 кг (18700 фунтов), а Ariane 6.2 будет использовать более дешевый гиперголический разгонный блок с двигателем Aestus . «Ариан 6.1» будет иметь возможность запускать два спутника с электрическим приводом одновременно, а «Ариан 6.2» будет ориентирован на запуск правительственной полезной нагрузки.

Французская газета La Tribune задается вопросом, сможет ли Airbus Defence and Space покрыть обещанные затраты на свое предложение по Ariane 6 и можно ли доверять Airbus и Safran Group, когда их признали ответственными за аварию рейса 517 Ariane 5 в 2002 году и недавний отказ баллистической ракеты М51 в 2013 году . [31] Компании также подверглись критике за нежелание брать на себя риски развития и просить более высокое первоначальное финансирование, чем первоначально планировалось – 2,6 миллиарда евро вместо 2,3 миллиарда евро . Ориентировочная цена запуска в 85 миллионов евро для Ariane 6.1 и 69 миллионов евро для Ariane 6.2 не выгодно отличается от предложений SpaceX. [32] На встрече министров ЕС в Женеве 7 июня 2014 года эти цены были признаны слишком высокими, и соглашение с производителями достигнуто не было. [33]

Предложения по Ariane 62 и Ariane 64

[ редактировать ]
Первоначально предлагались Ariane A62 и Ariane A64.

После критики конструкции Ariane 6 PPH Франция представила пересмотренное предложение Ariane 6 в сентябре 2014 года. [34] В этой ракете-носителе будет использоваться криогенная основная ступень с приводом от Vulcain 2 и верхняя ступень с приводом от Vinci, но будет варьироваться количество твердотопливных ускорителей. С двумя ускорителями P120 Ariane 6 сможет доставить до GTO массу до 5000 кг (11000 фунтов) по цене 75 миллионов евро. С четырьмя ускорителями Ariane 6 сможет запустить к GTO два спутника общей массой 11 000 кг (24 000 фунтов) стоимостью 90 миллионов евро. [35]

Это предложение, в отличие от Ariane 6 PPH, предлагало масштабируемую пусковую установку, сохраняя при этом возможность двойного запуска Ariane 5. Предложение также включало упрощение промышленной и институциональной организации, а также лучшую и дешевую версию двигателя Vulcain 2 для главной ступени. [34] [35] Хотя предполагалось, что Ariane 6 будет иметь «более низкие предполагаемые текущие производственные затраты», предполагалось, что у него будут «более высокие общие затраты на разработку из-за необходимости в новой стартовой площадке, предназначенной для Ariane 6». [36]

Министры космоса Италии, Франции и Германии встретились 23 сентября 2014 года, чтобы спланировать стратегию и оценить возможность достижения соглашения о финансировании преемника Ariane 5. [37] а в декабре 2014 года ЕКА выбрало проекты Ariane 62 и Ariane 64 для разработки и финансирования. [38]

На Международном астронавтическом конгрессе 2022 года ArianeGroup объявила о предлагаемом « Умном верхнем блоке для инновационных исследований », разгонном блоке многоразового использования для варианта 64 (или более поздней версии), способном выполнять автономные грузовые операции или доставлять пять астронавтов на НОО. [39]

Разработка испытательного автомобиля: 2016–2021 гг.

[ редактировать ]

В ноябре 2015 года была представлена ​​обновленная конструкция Ariane 64 и 62: с новыми носовыми обтекателями ускорителей, диаметр главной ступени увеличился до 5,4 м (18 футов), а высота уменьшилась до 60 м (200 футов). [40]

Базовая конструкция Ariane 6 была завершена в январе 2016 года как одноразовая основная ступень с жидкостным топливом и одноразовые твердотопливные ускорители. Разработка перешла к этапам детального проектирования и производства, и уже подписаны первые крупные контракты. [41] [42] В отличие от предыдущих ракет Ariane, которые собирались и заправлялись топливом вертикально перед транспортировкой на стартовую площадку, основные ступени Ariane 6 должны были собираться горизонтально в новом интеграционном зале в Ле Мюро , а затем транспортироваться во Французскую Гвиану, где они будут установлены и интегрированы с ускорителями. и полезная нагрузка. [43]

Процесс горизонтальной сборки был вдохновлен российской традицией для ракет-носителей «Союз» и «Протон» , которая совсем недавно была применена к американским ускорителям Delta IV и Falcon 9. [44] – с заявленной целью сокращения производственных затрат вдвое. [45]

Процесс промышленного производства был полностью переработан, что позволило синхронизировать рабочий процесс между несколькими европейскими производственными площадками, работающими с ежемесячной частотой, что позволило бы проводить двенадцать запусков в год, что удвоило годовую мощность Ariane 5. [43] Чтобы еще больше снизить цену, в двигателях Ariane 6 должны были использоваться компоненты, напечатанные на 3D-принтере . [46] Ariane 6 должна была стать первой большой ракетой, в которой будет использоваться лазерная система зажигания, разработанная австрийским Каринтийским исследовательским центром (CTR), которая ранее применялась в автомобильных и турбинных двигателях. [47] Твердотельный лазер имеет преимущество перед электрическими системами зажигания, поскольку он более гибок в отношении расположения плазмы внутри камеры сгорания, обеспечивает гораздо более высокую импульсную мощность и может выдерживать более широкий диапазон соотношений топливно-воздушной смеси. [48]

Реорганизация отрасли в рамках новой ракеты-носителя, приведшая к созданию Airbus Safran Launchers (ASL), также положила начало проверке французским правительством налоговых вопросов и Европейской комиссией по поводу возможного конфликта интересов, если Airbus Defense and Space, производитель спутников, должен был закупать запуски у ASL. [46]

Первоначально планировалось, что разработка будет практически завершена в 2019 году, а первоначальный запуск намечен на 2020 год, но первоначальная дата запуска несколько раз переносилась: сначала на 2021 год, затем на 2021 год. [49] затем до 2022 года, [16] [17] затем до 2023 года, [18] а затем до 2024 года. [50] В октябре 2022 года Arianespace ожидала, что первый полет состоится в 2023 году. [19] хотя в декабре 2023 года Arianespace снова назначила полет на 15 июня 2024 года. [50] В июне 2024 года руководитель ЕКА заявил, что его первый запуск перенесен на 9 июля 2024 года. [51] Первый полет состоялся 9 июля 2024 года и успешно облетел несколько спутников, хотя в ходе миссии все же возникли некоторые проблемы.

Варианты будущего развития

[ редактировать ]

CNES начал исследования в 2010 году. [52] на альтернативной многоразовой первой ступени для Ariane 6, в которой используется смесь жидкого кислорода и жидкого метана, а не жидкий водород, который используется в конструкции первой ступени Ariane 6 2016 года. Ядро, работающее на метане, может использовать один или несколько двигателей, что соответствует возможностям Ariane 64, но только с двумя ускорителями вместо четырех. По состоянию на январь 2015 г. , экономическая целесообразность повторного использования всей ступени оставалась под вопросом. Одновременно с исследованиями ракет-носителей с жидкостным обратным ходом в конце 1990-х - начале 2000-х годов CNES вместе с Россией завершили исследования. [ когда? ] указывая на то, что повторное использование первой ступени было экономически нецелесообразно, поскольку производство десяти ракет в год было дешевле и осуществимее, чем восстановление, ремонт и потеря характеристик, вызванные возможностью повторного использования . [53] Было предложено [ кем? ] что при графике запуска Arianespace, предусматривающем 12 полетов в год, двигатель, который можно было бы повторно использовать дюжину раз, вызвал бы спрос только на один двигатель в год, что сделало бы нежизнеспособной поддержку текущей цепочки поставок по производству двигателей. [ нужна ссылка ]

В июне 2015 года Airbus Defense and Space объявила, что Adeline, частично многоразовая первая ступень, вступит в эксплуатацию в период с 2025 по 2030 год и что она будет разработана как последующая первая ступень для Ariane 6. Вместо разработки способа повторного использования всей На первом этапе (как и SpaceX) Airbus предложил систему, в которой только дорогостоящие детали будут безопасно возвращаться с использованием крылатого модуля в нижней части ракетной батареи. [52]

В августе 2016 года ASL предоставила более подробную информацию о планах будущего развития, основанных на конструкции Ariane 6. Генеральный директор Ален Шармо сообщил, что Airbus Safran сейчас работает по двум основным направлениям: во-первых, продолжение работы (за счет собственных средств) над восстанавливаемым Adeline модулем двигателя и авионики ; и, во-вторых, начало разработки двигателя следующего поколения, который будет называться «Прометей» . Этот двигатель будет иметь примерно такую ​​же тягу, как Vulcain 2, который сейчас используется на Ariane 5, но будет сжигать метан вместо жидкого водорода. Шармо уклонился от ответа на вопрос, можно ли использовать «Прометей» (все еще находившийся только в первые несколько месяцев разработки) в качестве одноразовой замены «Вулкаину-2» в «Ариане-6» или же он будет привязан к многоразовой конструкции «Аделины», сказав лишь, что «Мы осторожны и предпочитаем говорить, когда уверены в том, что объявляем... Но, безусловно, этот двигатель однажды вполне может подойти для первой ступени Ariane 6», - решение о том, продолжать ли работу над «Прометеем» в одноразовом варианте. или роль многоразового использования может быть создана между 2025 и 2030 годами. [54]

В 2017 году выяснилось, что проект двигателя Prometheus направлен на снижение стоимости блока двигателя со 10 миллионов евро, как у Vulcain2, до 1 миллиона евро и возможность повторного использования двигателя до пяти раз. [55] Говорят, что разработка двигателя является частью более широкой программы под кодовым названием Ariane NEXT. [56] – сократить затраты на запуск Ariane в два раза, помимо улучшений, внесенных Ariane 6. Инициатива Ariane NEXT включает в себя многоразовую зондирующую ракету Callisto для проверки характеристик различных видов топлива в новых конструкциях двигателей. [57]

Европейское космическое агентство изучает возможность сертификации Ariane 6 с точки зрения человеческого рейтинга , заключив с Arianespace контракт на изучение потенциальных вариантов запуска пилотируемых миссий на борту корабля. [58]

Производство

[ редактировать ]

В интервью в январе 2019 года генеральный директор Arianespace Стефан Исраэль заявил, что компании потребуется еще четыре институциональных запуска Ariane 6 для подписания производственного контракта. Контракты на запуск потребуются на переходный период 2020–2023 годов, когда Ariane 5 будет выведена из эксплуатации и постепенно заменена Ariane 6. Компания потребует, чтобы европейские учреждения стали ключевым заказчиком ракеты-носителя. В ответ представители ЕКА заявили, что агентство работает над переносом запуска Jupiter Icy Moons Explorer в 2022 году с Ariane 5 ECA на Ariane 64, что еще раз указывает на то, что в Европе есть и другие институциональные клиенты, которые должны поддержать проект, такие как Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ) или Европейская комиссия.

По состоянию на январь 2019 г. Компания Arianespace продала три полета ракеты-носителя Ariane 6. [59] Месяц спустя они добавили контракт на запуск группировки спутникового Интернета с OneWeb, чтобы использовать первый запуск Ariane 6 для заполнения большой группировки из 600 спутников. [60]

6 мая 2019 года Arianespace заказала первую производственную партию из 14 ракет Ariane 6 для миссий, которые будут выполняться в период с 2021 по 2023 год. [61]

Компоненты ракеты доставляются по морю из Европы в Гвианский космический центр на борту грузового судна Canopée , которое использует паруса для движения, что позволяет сократить расход топлива. [62] [63]

Финансирование развития

[ редактировать ]

Ariane 6 разрабатывается в рамках государственно-частного партнерства, при этом большая часть финансирования поступает из различных правительственных источников ЕКА — 2,815 миллиарда евро , а 400 миллионов евро , как сообщается, составляют «долю отрасли». [64]

Совет ЕКА одобрил проект 3 ноября 2016 года. [65] и Комитет по промышленной политике ЕКА выделил необходимые средства 8 ноября 2016 года. [66]

В январе 2020 года два учреждения ЕС, Европейский инвестиционный банк и Европейская комиссия, предоставили Arianespace кредит в размере 100 миллионов евро в рамках корпоративных инвестиционных программ Horizon 2020 и Investment Plan for Europe. Погашение 10-летнего кредита привязано к финансовому успеху проекта Ariane 6. [67]

История запуска

[ редактировать ]

Список запусков

[ редактировать ]
Номер рейса. Дата
Время ( UTC )
Тип ракеты
Серийный номер.
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
исход
ВА262 9 июля 2024 г.
19:00
Ариана 6 62
Л6001 [68]
Гвиана
ЭЛА-4
Несколько полезных нагрузок для совместного использования 1600 кг [69] ЛЕО Различный Частичный отказ
Первый полет Ariane 6. Это были летные испытания с имитатором массы, а также несколькими небольшими кубсатами и другими экспериментами в качестве полезной нагрузки для совместного использования. Ракета успешно выведена на орбиту, а верхняя ступень выполнила второй запуск для высвобождения кубсатов. При попытке выполнить третий запуск разгонного блока с орбиты произошел сбой вспомогательной двигательной установки ракеты. Эта неисправность помешала повторному включению верхней ступени. [70] [71] [72] [73]

Планируемые запуски

[ редактировать ]
Дата
Время ( UTC )
Тип Полезная нагрузка Орбита Клиенты Запуск
статус
Q4 2024 [72] [71] Ариана 62 ЦСО-3 система единого входа КНЕС / ДГА Планируется
Французский военный спутник-шпион. Несмотря на проблему с ВСУ во время первого полета Ariane 6, представитель Arianespace заявил, что они все еще «идеально подходят к осуществлению второго запуска в этом году». [72]
2025 [74] [75] Ариана 62 Галилео ФОК FM 29, 30 МОЙ ЧТО Планируется
2025 [74] [75] Ариана 62 Галилео ФОК FM 31, 32 МОЙ ЧТО Планируется
2025 [75] Ариана 62 Галилео ФОК FM 33, 34 МОЙ ЧТО Планируется
2025 [76] Ариана 64 Интелсат-41, 44 ГТО Интелсат Планируется
2025 [74] [77] Ариана 64 Оптус-11 ГТО Оптус Планируется
2025 [74] [78] [79] Ариана 64 Ухура-1 (Узел-1) [80] ГТО Скайлум Планируется
2 квартал 2026 г. [81] Ариана 64 [82] МТГ -И2 [83] ГТО ЕВМЕТСАТ Планируется
1 полугодие 2026 г. [84] Ариана 64 Интелсат 45 ГТО Интелсат Планируется
Q4 2026 [85] Ариана 64 Multi-Launch Service (MLS) Миссия №1 по совместному использованию автомобилей ГТО будет объявлено позднее Планируется
2026 [86] Ариана 6 Галилео G2 1, 2 МОЙ ЧТО Планируется
2026 [87] Ариана 62 [88] ПЛАТОН Солнце–Земля Л 2 ЧТО Планируется
Q4 2027 [85] Ариана 64 Миссия MLS #2 по совместному использованию автомобилей ГТО будет объявлено позднее Планируется
2027 [89] Ариана 64 Орбитальный корабль возвращения Земли Ареоцентрический ЧТО Планируется
2027 [86] Ариана 6 Галилео G2 3, 4 МОЙ ЧТО Планируется
2027 [90] Ариана 6 Эллада Сб 5 ГТО Эллада сб Планируется
Q4 2028 [85] Ариана 64 Миссия по совместному использованию MLS № 3 ГТО будет объявлено позднее Планируется
Q3 2029 [85] Ариана 64 Миссия по совместному использованию MLS # 4 ГТО будет объявлено позднее Планируется
2029 [91] Ариана 62 АРИЭЛЬ , перехватчик комет Солнце–Земля Л 2 ЧТО Планируется
2031 [92] Ариана 64 Аргонавт Миссия 1 ТЛИ ЧТО Планируется
2035 [93] Ариана 64 [94] Афина Солнце–Земля L 2 ,
Гало-орбита
ЧТО Планируется
2035 [95] Ариана 6 ЛИЗА гелиоцентрический ЧТО Планируется
подлежит уточнению [96] Ариана 64 18 запусков проекта Койпер (35–40 спутников) [97] ЛЕО Системы Койпера Планируется
подлежит уточнению [98] Ариана 62 Электра ГТО СЭС СА / ЕКА Планируется
подлежит уточнению [98] Ариана 62 Ютелсат ×5 ГТО Ютелсат Планируется

Ariane 6 подвергался критике из-за стоимости запуска и отсутствия возможности повторного использования.

Первоначально одобренная ЕКА в 2012 году, ракета задумывалась как модернизированная версия Ariane 5, оптимизированная по стоимости. В то время коммерческие конкуренты, такие как SpaceX, уже оказывали давление на снижение затрат на запуск. [99] [100] Однако эти компании совершили несколько успешных полетов и еще не доказали, что повторное использование будет экономически выгодным, а многоразовый космический челнок приводился некоторыми в качестве примера обратного. За более чем десять лет разработки Ariane 6 проект был отложен и превысил бюджет.В то же время SpaceX продолжала итеративно разрабатывать свою ракету Falcon 9, почти удвоив ее грузоподъемность и успешно приземляя ракеты для повторного использования, что сделало ее более функциональной и гораздо менее дорогостоящей, чем Ariane 6. [101] [102] [2]

Европейские чиновники защищали «Ариан-6», заявляя, что ее правительствам нужен доступ в космос, независимый от других государств или частных компаний. они указывают на геополитические события, которые отрезали Европу от доступа к российским ракетам «Союз» В качестве примера такой необходимости . Они также защищают отсутствие возможности повторного использования ракеты, утверждая, что это будет экономически нецелесообразно, учитывая меньшее количество запланированных запусков ракеты. [103] [104]

Государства-члены ЕКА согласились субсидировать ракету в размере до 340 миллионов евро ежегодно с ее 16-го по 42-й полет (ожидается в 2031 году) в обмен на 11% скидку на запуски. [103] [105]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ведущий производитель находится во Франции , но в ракету внесли значительный вклад компании из Германии , Италии , Испании , Бельгии , Австрии , Швейцарии и Швеции .
  1. ^ «Информация для СМИ о Совете ЕКА на министерском уровне» (пресс-релиз). ЕКА. 27 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 24 марта 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Смит, Рич (2 июня 2018 г.). «Европа жалуется: цены на ракеты SpaceX слишком низкие, чтобы их можно было превзойти» . Пестрый дурак . Архивировано из оригинала 18 ноября 2020 года . Проверено 12 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лажье, Роланд (март 2021 г.). «Руководство пользователя Ariane 6, выпуск 2, редакция 0» (PDF) . Арианспейс. Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 29 декабря 2021 г.
  4. ^ Мэтьюсон, Саманта (8 июня 2024 г.). «Наконец-то: новая европейская ракета Ariane 6 дебютирует 9 июля» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 июня 2024 года . Проверено 8 июня 2024 г.
  5. ^ «Двигатель Ariane 6 Vinci: успешные квалификационные испытания» . ArianeGroup (Пресс-релиз). 22 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2024 г. . Проверено 11 июля 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Амос, Джонатан (3 декабря 2014 г.). «Европа будет продвигаться вперед с ракетой Ariane 6» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  7. ^ «Ариан 6 — группа Ариан» . АрианГрупп. Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 1 июля 2017 года .
  8. ^ Jump up to: а б с «Кто мы» (PDF) . Арианспейс. Май 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2017 г. . Проверено 14 февраля 2017 г.
  9. ^ «Ариан 6» . ЕКА. 23 января 2017 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Ариан 6» . КНЕС. 2 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 14 февраля 2017 г.
  11. ^ «Самый большой в истории твердотопливный ракетный двигатель готов к первому горячему запуску» . SpaceDaily. 10 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 г. Проверено 11 марта 2019 г.
  12. ^ «Успешные первые испытательные стрельбы твердотопливного ракетного двигателя P120C для Ariane 6 и Vega C» . Группа компаний «Ариан». 16 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 16 июля 2018 г.
  13. ^ Бергин, Крис (16 июля 2018 г.). «Статическое огневое испытание европейского ракетного двигателя P120C» . НАСАКосмический полет. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 16 июля 2018 г.
  14. ^ «Серийное производство Ariane 6 начинается с первой партии из 14 пусковых установок» . Арианспейс. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 20 августа 2019 г.
  15. ^ «Первый полет Ariane 6, скорее всего, перенесется на 2021 год» . Космические новости. 20 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 20 мая 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б Парсонсон, Эндрю (29 октября 2020 г.). «ЕКА запросит еще 230 миллионов для Ariane 6, поскольку первый полет переносится на 2022 год» . Космические новости . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 8 октября 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б Бергер, Эрик (21 июня 2021 г.). «Дебют Ariane 6 снова откладывается, поскольку Европа надеется на запуск в конце 2022 года» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Радуга, Джейсон (13 июня 2022 г.). «Дебютный запуск Ariane 6 перенесен на 2023 год» . Космические новости . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 15 июня 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б Фауст, Джефф (19 октября 2022 г.). «Первый запуск Ariane 6 переносится на конец 2023 года» . Космические новости . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 года . Проверено 19 октября 2022 г.
  20. ^ Фауст, Джефф (9 августа 2023 г.). «ЕКА подтверждает, что дебют Ariane 6 перенесен на 2024 год» . Космические новости . Архивировано из оригинала 17 января 2024 года . Проверено 14 августа 2023 г.
  21. ^ Стивен Кларк (21 ноября 2012 г.). «Европейские министры решили пока придерживаться проекта «Ариан-5» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  22. ^ Дюмон, Этьен; Божич, Огнян; Мэй, Стефан; Мирхейм, Олаф; Хрупалла, Дэвид; Бейланд, Лутц; Карл, Себастьян; Клеванский, Йозеф; Йоханнссон, Магни; Кларк, Ванесса; Стиф, Мальте; Кейдерлинг, Дэвид; Кох, Патрик; Аквателла, Б. Пол; Саиле, Доминик; Поппе, Георг; Траудт, Тобиас; Манфлетти, Кьяра (февраль 2015 г.). «Критический анализ архитектуры Ariane 6 PPH: второй цикл итерации» – через ResearchGate .
  23. ^ Фельдман, Миа (11 июля 2013 г.). «Европейское космическое агентство представляет новую конструкцию ракеты» . IEEE-спектр. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 31 января 2017 г.
  24. ^ Амос, Джонатан (22 июня 2017 г.). «Полная тяга к новой европейской ракете» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года . Проверено 25 января 2022 г.
  25. ^ де Сельдинг, Питер Б. (24 мая 2013 г.). «После выбора стартовой площадки Ariane 6 CNES намерена заморозить проект новой ракеты в июле» . Космические новости . Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 25 мая 2013 г. Ariane 6 полетит в 2020 году, если получить разрешение на разработку в 2014 году. Команда CNES Ariane 6 работает в соответствии с мантрой «три-семь», что означает семь лет разработки, 7 метрических тонн полезной нагрузки спутника на геостационарную переходную орбиту и 70 миллионов евро. в затратах на запуск. По оценкам CNES , разработка Ariane 6 обойдется в 4 миллиарда евро, включая обычные гонорары ЕКА за управление программой и 20% маржу, которую ЕКА закладывает в большинство своих программ.
  26. ^ Питер Б. Де Сельдинг (18 марта 2014 г.). «Вопросы крутятся вокруг будущего европейской программы запуска Ariane» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 23 марта 2014 г.
  27. ^ Jump up to: а б с Свитак, Эми (10 марта 2014 г.). «SpaceX заявляет, что Falcon 9 будет конкурировать за EELV в этом году» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 11 марта 2014 г. Поскольку SpaceX и другие претенденты на запуск входят в этот сектор, включая новые ракеты в Индии, Китае и России, Европа также инвестирует в модернизацию среднего срока службы Ariane 5, Ariane 5 ME (Midterm Evolution), целью которой является повышение производительности на 20% без каких-либо затрат. соответствующее увеличение стоимости. В то же время Европа рассматривает возможность финансирования меньшего, менее мощного, но более доступного преемника тяжелой ракеты-носителя Ariane 6, которая будет отправлять в GTO до 6500 кг (14 300 фунтов) по цене около 95 миллионов долларов США за запуск.
  28. ^ де Сельдинг, Питер (20 июня 2014 г.). «Airbus и Safran предлагают новый дизайн Ariane 6, реорганизацию европейской ракетной промышленности» . Космические новости . Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 24 ноября 2022 г. Европейские производители космического оборудования Airbus и Safran предложили французским и европейским космическим агентствам отказаться от большей части своей предыдущей 18-месячной работы над ракетой следующего поколения Ariane 6 в пользу конструкции, которая включает в себя гораздо более жидкостную двигательную установку.
  29. ^ Амос, Джонатан (5 июля 2014 г.). «Ариан 6: Клиенты решают все» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 6 июня 2015 г.
  30. ^ «Соглашение о пусковой деятельности Группы Safran-Airbus» . Группа Сафран. 16 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. . Проверено 6 июня 2015 г.
  31. ^ Мишель Кабирол (7 июля 2014 г.). «Должны ли мы передать все ключи от Ariane 6 Airbus и Safran?» (на французском языке). Трибуна. Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года . Проверено 5 августа 2014 г.
  32. ^ Кабирол, Мишель (7 июля 2014 г.). «Приватизация d'Ariane 6: комментарий Airbus et Safran négocient le «casse du siècle» » [Приватизация Ariane 6: как Airbus и Safran договариваются о «ограблении века»] (на французском языке). Ла Трибюн. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года . Проверено 5 августа 2014 г.
  33. ^ Сирил Ванлерберг (8 июля 2014 г.). «Выбор Ariane 6 разделяет производителей и космические агентства» (на французском языке). Ле Фигаро. Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 5 августа 2014 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Франция поднимает жару по поводу решения о следующей ракете Ariane» . Экспатика. 18 сентября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  35. ^ Jump up to: а б Сирил Ванлерберг (5 сентября 2014 г.). «Ариана-6: версия последнего шанса» (на французском языке). Ле Фигаро. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  36. ^ де Сельдинг, Питер Б. (24 сентября 2014 г.). «Оценка стоимости Ariane 6 Европейского космического агентства повышается с добавлением новой стартовой площадки» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
  37. ^ «Ожидается, что МКС уступит место Ariane следующего поколения на встрече министров космоса в Цюрихе» . Космические новости. 22 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 г. Проверено 6 июня 2015 г. Министры космоса Франции, Германии и Италии планируют встретиться 23 сентября в Цюрихе, чтобы оценить, насколько они далеки от соглашения по стратегии и финансированию европейской ракеты Ariane следующего поколения, модернизации легкого ракеты-носителя Vega и — в качестве более низкий приоритет — их дальнейшее участие в работе Международной космической станции. Встреча должна дать этим правительствам лучшее представление о том, сможет ли официальная конференция министров Европейского космического агентства, запланированная на 2 декабря в Люксембурге, принять твердые решения или же она ограничится выражением доброй воли.
  38. ^ Питер Б. Де Сельдинг (2 декабря 2014 г.). «Члены ЕКА согласились построить станцию ​​«Ариан-6» до 2017 года» . Космические новости . Проверено 3 декабря 2014 г.
  39. ^ «Этот космический корабль многоразового использования «откроет дверь» для освоения космоса в Европе» . Гизмодо . 19 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
  40. ^ Вольны, Марцин (10 января 2016 г.). «Европа в космосе, обзор 2015 года» . Технологии для космоса. Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 30 января 2016 г.
  41. ^ «Проект Ariane 6 завершен, запуск запланирован на 2020 год» . Космическая газета. 28 января 2016 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 г. Проверено 30 января 2016 г.
  42. ^ Амос, Джонатан (28 января 2016 г.). «Европа остановилась на разработке ракеты Ariane 6» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 30 января 2016 г.
  43. ^ Jump up to: а б де Сельдинг, Питер Б. (7 апреля 2016 г.). «Airbus Safran Launchers стремится обеспечить «дисциплину потока» при интеграции с Ariane 6» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  44. ^ Кларк, Стивен (24 июня 2015 г.). «Ракеты Ariane 6, скорее всего, будут собираться горизонтально» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 4 ноября 2016 г. Официальные лица заявили, что предварительный план предусматривает горизонтальную интеграцию ракеты Ariane 6 - практика, давно используемая для российских пусковых установок и совсем недавно принятая United Launch Alliance семейством ракет Delta 4 компании и ракетой Falcon 9 компании SpaceX .
  45. ^ Кларк, Стивен (16 декабря 2015 г.). «Вопросы и ответы со Стефаном Исраэлем, председателем и генеральным директором Arianespace» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 26 января 2022 г. Что касается Ariane 64, то мы стоим от 90 до 100 миллионов долларов США, в отличие от Ariane 5, стоимость которого с точки зрения стоимости составляет около 200 миллионов долларов США. Видите ли, благодаря усилиям, которые мы прилагаем, мы хотим снизить затраты примерно на 40/50%, что очень амбициозно.
  46. ^ Jump up to: а б Амос, Джонатан (7 апреля 2016 г.). «Проект «Ариан-6» в хорошей форме » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
  47. ^ Кларк, Стивен (13 августа 2016 г.). «Ракетный холдинг Ariane 6 планирует первый полет в 2020 году» . spaceflightnow.com . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  48. ^ Пич, Мэтью (6 ноября 2015 г.). «Австрийские исследователи адаптируют лазерное зажигание для ракет» . оптика.org . SPIE Европа. Архивировано из оригинала 7 февраля 2021 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  49. ^ Генри, Калеб (9 июля 2020 г.). «ЕКА подтверждает отсрочку запуска Ariane 6 до 2021 года» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 10 июля 2020 г.
  50. ^ Jump up to: а б Элизабет Хауэлл (3 декабря 2023 г.). «Первый запуск европейской ракеты Ariane 6 наконец-то намечен на июнь 2024 года» . Space.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
  51. ^ Парсонсон, Эндрю (5 июня 2024 г.). «Первый полет Ariane 6 запланирован на 9 июля» . Европейский космический полет . Архивировано из оригинала 5 июня 2024 года . Проверено 28 июня 2024 г.
  52. ^ Jump up to: а б Амос, Джонатан (5 июня 2015 г.). «Airbus представляет концепцию многоразовой ракеты «Аделина»» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  53. ^ «Une version reutilisable d'Ariane 6 est à l'étude» [Многоразовая версия Ariane 6 находится в стадии изучения] (на французском языке). Футура-Науки. 9 января 2015 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 7 июня 2015 г.
  54. ^ Кларк, Стивен (13 августа 2016 г.). «Ракетный холдинг Ariane 6 планирует первый полет в 2020 году» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
  55. ^ «Ариан-6, новое поколение европейских ракет- носителей » . Группа компаний «Ариан». Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  56. ^ Медда, Хасан (7 февраля 2017 г.). Vous avez amé Ariane 6, vous allez adorer Ariane Next [Если вам понравился Ariane 6, вам понравится Ariane Next] (Отчет) (на французском языке). L'Usine nouvelle. Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  57. ^ «Каллисто, пространственное многоразовое транспортное средство» (PDF) . CNESmag (на французском языке). № 68. КНЕС. Май 2016. с. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  58. ^ Парсонсон, Эндрю (19 июля 2024 г.). «ЕКА изучает возможности пилотируемой миссии ракеты Ariane 6» . Европейский космический полет . Проверено 19 июля 2024 г.
  59. ^ Генри, Калеб (8 января 2019 г.). «Arianespace заявляет, что полное производство Ariane 6 приостановлено из-за отсутствия государственных контрактов» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 26 января 2019 г.
  60. ^ Генри, Калеб (27 февраля 2019 г.). «Первые шесть спутников OneWeb на орбите после запуска «Союза»» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 28 февраля 2019 г.
  61. ^ @jeff_foust (7 мая 2019 г.). «Стефан Исраэль, Arianespace: вчера заказал первую производственную партию из 14 ракет Ariane 6 для миссий в 2021–2023 годах. #SATShow» ( твит ) . Проверено 7 мая 2019 г. - через Twitter .
  62. ^ Аждин, Адис (27 апреля 2021 г.). «Французский новаторский коробчатый парусный корабль» . Всплеск247 . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 25 августа 2023 г.
  63. ^ «Ветряное грузовое судно совершило свой первый трансатлантический переход» . Журнал Project Cargo . 21 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 25 августа 2023 г.
  64. ^ де Сельдинг, Питер Б. (3 апреля 2015 г.). «Желание иметь конкурентоспособный Ariane 6 подталкивает ЕКА к компромиссу в споре о финансировании с подрядчиком» . Космические новости . Проверено 8 апреля 2015 г.
  65. ^ де Сельдинг, Питер Б. (4 ноября 2016 г.). «Решение ЕКА высвобождает полное финансирование ракеты Ariane 6» . Космические новости. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  66. ^ Амос, Джонатан (9 ноября 2016 г.). «ЕКА разблокирует полное финансирование ракеты» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  67. ^ Форрестер, Крис (23 января 2020 г.). «ЕС кредитует Arianespace 100 миллионов евро» . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 23 января 2020 г.
  68. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Ариан-6» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 17 июля 2024 г.
  69. ^ Космический транспорт ЕКА [@ESA_transport] (4 июля 2024 г.). «Масса полезной нагрузки манекена составляет 1600 кг, он был построен компанией @ArianeGroup в Ле Мюро, Франция» ( Твит ) . Проверено 9 июля 2024 г. - через Twitter .
  70. ^ Амос, Джонатан (10 июля 2024 г.). «Европейская ракета Ariane-6 стартовала в первый полет» . Би-би-си . Проверено 10 июля 2024 г.
  71. ^ Jump up to: а б Стивен Кларк (10 июля 2024 г.). «Первый европейский полет Ariane 6 достиг большинства поставленных целей, но завершился преждевременно» . Арс Техника . Проверено 11 июля 2024 г.
  72. ^ Jump up to: а б с Эндрю Парсонсон (10 июля 2024 г.). «Аномалия «Ариан-6» не будет иметь «никаких последствий» для предстоящих миссий» . Европейский космический полет . Проверено 11 июля 2024 г.
  73. ^ Адриан Бейл (10 июля 2024 г.). «Ариан-6 успешно стартовал в первый полет из Французской Гвианы» . НАСАКосмический полет . Проверено 11 июля 2024 г.
  74. ^ Jump up to: а б с д Фауст, Джефф (30 ноября 2023 г.). «ESA устанавливает дату первого запуска Ariane 6 в середине 2024 года» . Космические новости . Проверено 30 ноября 2023 г.
  75. ^ Jump up to: а б с «Arianespace запустит восемь новых спутников Galileo» . Arianespace (Пресс-релиз). 6 января 2022 г. Проверено 6 января 2022 г.
  76. ^ «Arianespace Ariane 6 запустит спутники Intelsat» . Arianespace (Пресс-релиз). 30 ноября 2022 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
  77. ^ «Arianespace запустит австралийский спутник Optus-11 с помощью Ariane 6» . Arianespace (Пресс-релиз). 17 ноября 2021 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
  78. ^ «Space Compass и Skyloom подписывают соглашение о предоставлении услуг оптической ретрансляции данных на рынок наблюдения Земли» . Business Wire (Пресс-релиз). 6 сентября 2022 г. Проверено 17 декабря 2022 г.
  79. ^ «Skyloom подписывает контракт с Arianespace на первый запуск» . Арианспейс . 27 сентября 2021 г. Проверено 2 ноября 2021 г.
  80. ^ @Arianespace (10 сентября 2021 г.). «Мы гордимся запуском первого спутника Skyloom Uhura-1 на борту Ariane 6 в 2023 году. Этот ретрансляционный узел лазерной связи изменит правила игры в отрасли. Поздравляем генерального директора Маркоса Франческини с этой важной вехой» ( твит ) – через Twitter .
  81. ^ «Серия Метеосат» . ЕВМЕТСАТ . 15 апреля 2020 г. Проверено 21 августа 2023 г.
  82. ^ «ЕВМЕТСАТ будет использовать разработанные ЕКА пусковые установки и программное обеспечение для управления полетами» . ЕВМЕТСАТ . 2 декабря 2020 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
  83. ^ Кребс, Гюнтер (10 сентября 2022 г.). «МТГ-И 1, 2, 3, 4 (Метеосат 12, 14, 15, 17)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 21 ноября 2022 г.
  84. ^ Фауст, Джефф (12 сентября 2023 г.). «Arianespace запустит небольшой геодезический спутник Intelsat» . SpaceNews.com . Проверено 14 сентября 2023 г.
  85. ^ Jump up to: а б с д «Все возможности полетов» . Арианспейс . Проверено 17 августа 2023 г.
  86. ^ Jump up to: а б «Arianespace запустит на борту Ariane 6 первые четыре спутника второго поколения для Галилео» . Arianespace (Пресс-релиз). 29 апреля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
  87. ^ «Планетарный глаз ПЛАТОНА» . ЕКА . 5 марта 2021 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
  88. ^ «Операции миссии» . ЕКА . 13 января 2021 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
  89. ^ «Орбитальный корабль возвращения на Землю – первое путешествие на Марс туда и обратно» . ЕКА . 7 апреля 2023 г. Проверено 30 ноября 2023 г.
  90. ^ «Скорость Интернета в Греции увеличится в 1000 раз благодаря Hellas Sat 5» . К Виме . 1 февраля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
  91. ^ «АРИЭЛЬ переходит от проекта к реальности» (Пресс-релиз). ЕКА. 12 ноября 2020 г. Проверено 30 января 2021 г.
  92. ^ Парсонсон, Эндрю (17 июля 2024 г.). «Европейское космическое агентство планирует к 2031 году осуществить первую миссию лунного корабля «Аргонавт»» . Европейский космический полет . Проверено 17 июля 2024 г.
  93. ^ «Афина | Краткое описание миссии» . ЕКА . 2 мая 2022 г. Проверено 4 мая 2022 г.
  94. ^ «Рентгеновская обсерватория Афина | Миссия Афина» . Общественный офис Афины . Архивировано из оригинала 6 февраля 2022 года . Проверено 10 ноября 2021 г.
  95. ^ «Захват пульсаций пространства-времени: ЛИЗА получает добро» . ЕКА . 25 января 2024 г. Проверено 25 января 2024 г.
  96. ^ «Arianespace подписывает беспрецедентный контракт с Amazon на 18 запусков Ariane 6 для развертывания созвездия проекта Койпер» . Arianespace (Пресс-релиз). 5 апреля 2022 г. Проверено 5 апреля 2022 г.
  97. ^ Фауст, Джефф (5 апреля 2022 г.). «Контракты Amazon на запуск приводят к изменениям в производстве ракет-носителей» . Космические новости . Проверено 6 апреля 2022 г.
  98. ^ Jump up to: а б «SENER разрабатывает механизмы для сборки Electra, первого европейского коммерческого спутника с электрическим двигателем» . СЕНЕР (Пресс-релиз). 10 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 4 января 2020 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
  99. ^ «Ариан-6 переходит на следующий этап разработки» . www.esa.int . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 9 июля 2024 г.
  100. ^ «Тяжелая ракета-носитель SpaceX Falcon: почему это важно?» . НСС . 3 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 9 июля 2024 г.
  101. ^ Бергер, Эрик (18 апреля 2023 г.). «Европейская ракета Ariane 6 превращается в катастрофу космической политики» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 5 июля 2024 г.
  102. ^ Позанер, Джошуа; Церул, Лоуренс (17 апреля 2023 г.). «ЕС обращается к Илону Маску с просьбой заменить заглохшую французскую ракету» . Политик . Архивировано из оригинала 14 июля 2023 года . Проверено 5 июля 2024 г.
  103. ^ Jump up to: а б Кросс, Тереза ​​(3 июля 2024 г.). «Европейская ракета Ariane 6 отправилась в первый полет в условиях жесткой конкуренции» . Исследованный космос . Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 5 июля 2024 г.
  104. ^ Позанер, Джошуа (1 июля 2024 г.). «Европа поумнеет, когда SpaceX Илона Маска выигрывает ключевую сделку по спутниковой связи» . Политик . Архивировано из оригинала 8 июля 2024 года . Проверено 5 июля 2024 г.
  105. ^ Кастель, Фредерик (24 июня 2024 г.). «Европа стремится положить конец кризису доступа в космос с помощью первого запуска Ariane 6» . Космические новости . Архивировано из оригинала 10 июля 2024 года . Проверено 5 июля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c18b4f2fc7877ca5a0362dcd3266c6a1__1722628320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/a1/c18b4f2fc7877ca5a0362dcd3266c6a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariane 6 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)