Длинный марш 2E
![]() Рендеринг Long March 2E | |
Функция | Ракета-носитель |
---|---|
Производитель | КАЛТ |
Страна происхождения | Китай |
Размер | |
Высота | 49,70 метра (163,1 фута) [1] |
Диаметр | 3,35 метра (11,0 футов) [1] |
Масса | 460 000 кг (1 010 000 фунтов) [1] |
Этапы | 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 9500 кг (20900 фунтов) [1] |
Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту | |
Масса | 3500 кг (7700 фунтов) [1] |
Связанные ракеты | |
Семья | Длинный марш |
Производная работа | Длинный марш 2F |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | XSLC , ЛА-2 |
Всего запусков | 7 |
Успех(а) | 4 |
Неисправность(и) | 1 |
Частичный отказ(ы) | 2 |
Первый полет | 16 июля 1990 г. |
Последний рейс | 28 декабря 1995 г. |
Бустеры | |
Нет бустеров | 4 |
Высота | 15,33 метра (50,3 фута) |
Диаметр | 2,25 метра (7 футов 5 дюймов) |
Пустая масса | 3000 кг (6600 фунтов) |
Полная масса | 40 754 кг (89 847 фунтов) |
Пороховая масса | 37 754 кг (83 233 фунта) |
Питаться от | 1 ЯФ-20 Б |
Максимальная тяга | 740,4 килоньютона (166 400 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2556,2 метра в секунду (260,66 с) |
Время горения | 127 секунд |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Первый этап | |
Высота | 28,47 метра (93,4 фута) |
Диаметр | 3,35 метра (11,0 футов) |
Пустая масса | 12 550 кг (27 670 фунтов) |
Полная масса | 198 825 кг (438 334 фунта) |
Пороховая масса | 186 280 кг (410 680 фунтов) |
Питаться от | 4 YF-20 Б |
Максимальная тяга | 2961,6 килоньютона (665800 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2556,2 метра в секунду (260,66 с) |
Время горения | 160 секунд |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Второй этап | |
Высота | 14,22 метра (46,7 футов) |
Диаметр | 3,35 метра (11,0 футов) |
Пустая масса | 4955 кг (10924 фунта) |
Полная масса | 91 414 кг (201 533 фунта) |
Пороховая масса | 84 759 кг (186 862 фунта) |
Питаться от | 1 ЯФ-24Б (1 х YF-22B (основной)) (4 х YF-23B (нониус)) |
Максимальная тяга | 738,4 килоньютона (166 000 фунтов силы ) (основной) 47,1 килоньютона (10 600 фунтов силы ) (нониус) |
Удельный импульс | 2922,4 метра в секунду (298,00 с) (основная) 2834,1 метра в секунду (289,00 с) (нониус) |
Время горения | 301 секунда |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Третий этап – ЭПКМ (опционально) | |
Высота | 2,936 метра (9 футов 7,6 дюйма) |
Диаметр | 1,7 метра (5 футов 7 дюймов) |
Пустая масса | 557 кг (1228 фунтов) |
Полная масса | 6001 килограмм (13 230 фунтов) |
Пороховая масса | 5444 кг (12002 фунта) |
Питаться от | 1 ФГ-46 |
Максимальная тяга | 190 килоньютонов (43 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2870 метров в секунду (293 с) |
Время горения | 87 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Long March 2E , также известная как Chang Zheng 2E , CZ-2E и LM-2E , — китайская орбитальная ракета-носитель из семейства Long March 2 . Long March 2E представляла собой трехступенчатую ракету-носитель, предназначенную для вывода коммерческих спутников связи на геостационарную переходную орбиту. Запуски проводились со стартового комплекса-2 космодрома Сичан .
Long March 2E совершил свой первый полет 16 июля 1990 года. Однако ракета имела недостатки совместимости со спутниками американского производства, что привело к одному неудачному запуску и одному частичному отказу всего за семь миссий. Ракета была снята с вооружения 28 декабря 1995 года в пользу Long March 3B . Long March 2E составляет основу Long March 2F , используемого для запуска пилотируемых в Шэньчжоу миссий . Ракеты-носители также использовались на Long March 3B и Long March 3C .
Запускает
[ редактировать ]Long March 2E совершил свой первый полет 16 июля 1990 года и в общей сложности совершил 7 запусков. Все неисправности были вызваны чрезмерной вибрацией.
Первый частичный сбой произошел 21 декабря 1992 года во время запуска оригинального Optus B2 . Сдвиг ветра привел к тому, что обтекатель полезной нагрузки взорвался через 45 секунд полета, уничтожив спутник. Ракета продолжила движение по орбите, выведя на низкую околоземную орбиту то, что осталось от верхней ступени и полезной нагрузки . [2] Американский производитель спутников Hughes рекомендовал усилить обтекатель. Однако Китай предпочел не следовать рекомендации и вместо этого добавил больше заклепок для успешного запуска Optus B3 . [3]
Вторая авария произошла 25 января 1995 года во время запуска Apstar 2 , когда ракета взорвалась через 50 секунд после старта. На основании показаний приборов, установленных на спутнике, Хьюз пришел к выводу, что сдвиг ветра снова вызвал разрушение структурно дефектного обтекателя. Однако Лю Цзиюань, директор Китайской аэрокосмической корпорации , заявил, что неисправен интерфейс ракеты и спутника, и пригрозил никогда больше не вести дела с Хьюзом. Обе стороны наконец согласились, что интерфейс и обтекатель будут изменены. [3] [4]
Информация, предоставленная Хьюзом, вызвала большие политические споры в США, поскольку могла быть использована для усовершенствования китайских ракет и баллистических ракет. В 1998 году Конгресс США классифицировал спутниковые технологии как боеприпасы и передал контроль над экспортными лицензиями Государственному департаменту в рамках ITAR . [5] Никакие экспортные лицензии в Китай не выдавались с 1998 года, а представитель Бюро промышленности и безопасности США подчеркнул в 2016 году, что «никакой контент американского происхождения, независимо от его значимости, независимо от того, включен ли он в товар иностранного производства, не может быть одобрен». могу поехать в Китай». [6]
Полезная нагрузка AsiaSat 2 , возвращающаяся в полет, должна была заплатить 27% премии за спутниковую страховку вместо обычных 17–20%. Хотя спутник был доставлен на правильную орбиту, запуск оказался частично неудачным. Чрезмерное усилие во время запуска вызвало смещение рупоров антенн на транспондерах Ku-диапазона , что уменьшило зону покрытия спутника. [3] AsiaSat подала иск о страховании спутников на сумму 58 миллионов долларов США. [7]
После еще одного успешного запуска Long March 2E был списан в конце 1995 года.
Список запусков
[ редактировать ]Номер рейса | Дата (UTC) | Запуск сайта | Верхняя ступень | Полезная нагрузка | Орбита | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 16 июля 1990 г. 00:40:00 | XSLC , ЛА-2 | СПТС-М14 | «Оптус-Б» Имитатор массы Бадр-1 | ГТО ЛЕО | Успех |
2 | 13 августа 1992 г. 23:00:00 | XSLC , ЛА-2 | Звезда-63Ф | Оптус-Б1 | ГТО | Успех [примечание] |
3 | 21 декабря 1992 г. 11:21:00 | XSLC , ЛА-2 | Звезда-63Ф | Оптус-Б2 | ГТО | Частичный отказ |
4 | 27 августа 1994 г. 23:10:00 | XSLC , ЛА-2 | Звезда-63Ф | Оптус-Б3 | ГТО | Успех |
5 | 25 января 1995 г. 22:40:00 | XSLC , ЛА-2 | Звезда-63Ф | Апстар 2 | ГТО | Отказ |
6 | 28 ноября 1995 г. 11:30:00 | XSLC , ЛА-2 | ЭПКМ | АзияСат 2 | ГТО | Частичный отказ [примечание] |
7 | 28 декабря 1995 г. 11:50:00 | XSLC , ЛА-2 | ЭПКМ | Эхостар 1 | ГТО | Успех |
^ примечание Первоначальная попытка запуска 22 марта 1992 года в 10:40 по всемирному координированному времени была прервана после зажигания двигателя из-за отключения воспламенителя одного ускорительного двигателя после того, как металлические загрязнения вызвали электрическую дугу. Ракета-носитель получила повреждения и ее пришлось заменить.
↑ Примечание. Чрезмерные усилия во время запуска привели к смещению рупоров антенн на транспондерах Ku-диапазона , что уменьшило зону покрытия спутника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Марк Уэйд. «ЦЗ-2Е» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Марк, Уэйд. «ХС 601» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с «Космическая ракета-носитель CZ-2E» . GlobalSecurity.org.
- ^ Зингер, Куртис Дж. (26 октября 2014 г.). «Чрезмерная реакция, разрушившая отрасль: прошлое, настоящее и будущее контроля за экспортом спутников в США» (PDF) . Обзор права Университета Колорадо . Архивировано (PDF) из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ Зельнио, Райан (9 января 2006 г.). «Краткая история политики экспортного контроля» . Космический обзор .
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (14 апреля 2016 г.). «Эффект экспорта спутникового режима США ITAR все еще силен в Европе» . Космические новости .
- ^ «Нехватка транспондеров Ku вызывает претензию AsiaSat» . Неделя авиации и космических технологий. 23 сентября 1996 г.