Jump to content

Титан II ГЛВ

Титан II ГЛВ
Запуск Gemini 11 на Titan II GLV с борта LC-19.
Функция Ракета - носитель для Gemini , рассчитанная на человека космического корабля
Производитель Мартин
Страна происхождения Соединенные Штаты
Размер
Высота 109 футов (33 м) [1]
Диаметр 10 футов (3,0 м)
Масса 340 000 фунтов (150 т)
Этапы 2
Емкость
Полезная нагрузка на LEO [ необходима высота и наклон ]
Масса 7900 фунтов (3,6 т)
Связанные ракеты
Семья Титан
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов Мыс Канаверал LC-19
Всего запусков 12
Успех(а) 12
Первый полет 8 апреля 1964 г.
Последний рейс 11 ноября 1966 г.
Тип пассажиров/груза Близнецы
Первый этап
Питаться от 1 LR87- AJ-7
Максимальная тяга 430 000 фунтов силы (1900 кН)
Удельный импульс 258 с
Время горения 156 секунд
Порох Аэрозин 50 / Н 2 О 4
Второй этап
Питаться от 1 LR91- AJ-7
Максимальная тяга 100 000 фунтов силы (440 кН)
Удельный импульс 316 с
Время горения 180 секунд
Порох Аэрозин 50 / Н 2 О 4

Titan II GLV (ракета-носитель Gemini) или Gemini-Titan II — американская одноразовая пусковая система , созданная на основе ракеты Titan II , которая использовалась для запуска двенадцати Gemini миссий для НАСА в период с 1964 по 1966 год. За двумя запусками без экипажа последовали десять с экипажем. проводились со стартового комплекса 19 на базе ВВС на мысе Канаверал , начиная с «Джемини-1» 8 апреля 1964 года.

Титан II представлял собой двухступенчатую жидкотопливную ракету , в которой использовалась гиперголическая комбинация топлива Aerozine 50 и окислителя тетроксида азота . Первая ступень оснащалась двигателем LR87 (с двумя камерами сгорания и соплами, питаемыми от отдельных комплектов турбомашин). [2] [3] вторая ступень приводилась в движение двигателем ЛР-91 .

Модификации ракеты Титан II

[ редактировать ]
Схема сборки компонентов первой ступени Titan II GLV.
Схема сборки компонентов второй ступени Titan II GLV.
Титан с капсулой Gemini в туннеле Transonic Dynamics (1964).

Помимо большей грузоподъемности, Титан II обещал большую надежность, чем Атлас LV-3B , который был выбран для проекта Меркурий , поскольку двигатели Титана, работающие на гиперголическом топливе, содержали гораздо меньше компонентов. [ нужна ссылка ]

В ракету «Титан» было внесено несколько модификаций, чтобы оценить ее для проекта «Близнецы»: [4]

  • Была установлена ​​«Система обнаружения неисправностей Gemini» для информирования экипажа о состоянии ракеты и улучшения реагирования в чрезвычайной ситуации.
  • Для снижения вероятности неудачного запуска были установлены резервные системы.
  • Инерциальную систему наведения заменили на более легкую наземную радиосистему наведения.
  • Немного видоизменилась ферма авионики на втором этапе.
  • Чтобы предотвратить возможность неисправности наведения, приводящей к резкому повороту сопел двигателя вправо или влево, была добавлена ​​дополнительная резервная система наведения.
  • Топливные баки второй ступени были удлинены для увеличения времени горения, а ненужные нониусные двигатели и тормозные ракеты были удалены. Поскольку у двигателя второй ступени были проблемы с нестабильностью сгорания, он был оснащен форсунками с перегородками.
  • Первая ступень была загружена на 13 000 фунтов (5,9 т) больше топлива, чем межконтинентальная баллистическая ракета «Титан», хотя размер резервуара для хранения остался неизменным.
  • В целях повышения надежности были внесены изменения в системы слежения, электрическую и гидравлическую системы.
  • Топливо было охлаждено, чтобы немного улучшить характеристики автомобиля. Это позволило разместить большую массу.
  • Тяга двигателя первой ступени была немного уменьшена, чтобы снизить вибрацию и перегрузки.
  • Горение двигателя первой ступени будет продолжаться до тех пор, пока не закончится топливо, в отличие от межконтинентальных баллистических ракет «Титан», которые были спроектированы так, чтобы отключаться, когда расход / давление топлива и тяга двигателя начинали падать по мере опорожнения баков. Это было сделано для предотвращения возможности неисправности датчика давления, вызывающей состояние прерывания. Кроме того, работа до истощения немного увеличит грузоподъемность Титана.

Модификации курировались Командованием систем ВВС . Компания Aerojet , производитель двигателей Титана, выпустила обновленную модель в середине 1963 года из-за недостатков оригинальной конструкции, а также в попытке улучшить производственные процедуры. [ нужна ссылка ]

Видеозапись запуска " Джемини-10 " показала, что резервуар с окислителем первой ступени взорвался вскоре после запуска и выпустил облако N 2 O 4 . Поскольку телеметрия первой ступени была отключена на этапе подготовки, не было никаких других данных, кроме фотографических / визуальных доказательств, однако был сделан вывод, что либо обломки попали в купол бака окислителя, либо выхлопные газы двигателя второй ступени прожгли его. [ нужна ссылка ]

На ракете-носителе Gemini 12 также произошел разрыв бака после того, как постановка и видеообзор запусков межконтинентальных баллистических ракет Titan II выявили несколько случаев этого явления. Поскольку это не представляло никакой угрозы для безопасности астронавтов, НАСА решило, что это не вызывает беспокойства. [ нужна ссылка ]

Во время разработки межконтинентальной баллистической ракеты Titan II было обнаружено, что редуктор турбонасоса первой ступени склонен к полному выходу из строя из-за резонансной вибрации промежуточной шестерни. Эта проблема не возникала при реальных запусках, а только при статических огневых испытаниях. Это считалось критически важным моментом, который необходимо исправить. Компания Aerojet разработала полностью переработанную коробку передач, и ее использовали все ракеты-носители Gemini, за исключением беспилотной Gemini 1 . [ нужна ссылка ]

Также существовала потенциально серьезная проблема с подшипниками турбонасоса, которая привела к дополнительным изменениям в конструкции, однако вероятность отказа при запуске Gemini была практически равна нулю, поскольку в ускорителях GLV использовались специально выбранные и проверенные подшипники, кроме того, турбонасосы должны были подвергаться «горячему обжигу». "в рамках предстартовых проверок [ нужна ссылка ]

Нестабильность сгорания в двигателе второй ступени также вызывала беспокойство, хотя это тоже наблюдалось только при статических запусках. Для двигателя была разработана новая форсунка с улучшенной перегородкой и испытана в полете при запуске Titan IIIC ; все GLV, начиная с Gemini 8, включали его. [ нужна ссылка ]

После того, как во время заводских проверок было обнаружено, что линия подачи топлива Титана II имеет некоторые повреждения, НАСА выдвинуло требование о том, чтобы все линии топлива GLV прошли рентгеновское обследование , чтобы предотвратить потенциально катастрофическую утечку топлива во время запуска. Позже рентгеновские тесты обнаружили еще несколько поврежденных топливопроводов, скорее всего, из-за неосторожного обращения. [ нужна ссылка ]

Самой важной проблемой при оценке экипажа Титана II было решение проблем с резонансной вибрацией, известной как «пого» (поскольку действие, как говорили, напоминало действие пого-палки ), которая могла создавать перегрузки, достаточные для вывода астронавтов из строя. [ нужна ссылка ] но ВВС не были заинтересованы в помощи НАСА в решении проблемы, которая не затрагивала программу межконтинентальных баллистических ракет и потенциально могла задержать ее или потребовать серьезных изменений в конструкции. Однако Мартин-Мариетта утверждал, что проблему с пого можно решить довольно легко, а также ВВС начали проявлять больший интерес к оценке пилотируемого Титана II из-за предложенной программы пилотируемой орбитальной лаборатории . Основные изменения, внесенные для устранения пого, заключались в добавлении стояков окислителя , увеличении давления в топливных баках и добавлении механического аккумулятора на стороне всасывания топлива. [5]

Еще одна неприятная проблема, возникшая во время программы «Джемини», носила кодовое название «Зеленый человек» и заключалась в мгновенных колебаниях тангажа второй ступени Титана после отключения двигателя. Это явление случалось как на полетах «Джемини», так и на беспилотных полетах «Титана II/III» и приводило к выходу из строя абляционной юбки второй ступени как минимум дважды (эти случаи получили название «Коричневый человек»). Расследование после отказа юбки при запуске Титана IIIC пришло к выводу, что повышение давления в абляционной юбке вызвало колебания шага, но НАСА решило, что вероятность того, что свободные обломки юбки соприкоснутся с космическим кораблем Джемини, вероятно, мала, поэтому никаких корректирующих действий предпринимать не нужно. и в любом случае инцидент с Титаном IIIC оказался результатом плохого контроля качества, который не повлиял на более строго контролируемую программу «Джемини». [ нужна ссылка ]

Сборка этих ракет производилась на заводе Мартина-Мариетты в Балтиморе, штат Мэриленд , чтобы не мешать ракетным работам на заводе в Денвере, штат Колорадо , хотя это также спасло бывший завод от планового закрытия. Как и в случае с ракетами-носителями «Меркурий-Атлас», подчеркивался высокий уровень качества изготовления, а также более тщательные испытания компонентов и улучшенные процедуры обращения по сравнению с «Титанами», предназначенными для беспилотных полетов. [6]

Запуск Titan II GLV

Титан II имел гораздо более высокую тяговооруженность, чем V. Сатурн Астронавты испытали почти 6G, прежде чем вторая ступень прекратила стрельбу на высоте 100 миль (160 км). Ричард Ф. Гордон-младший сравнил Титан II с «поездкой молодого летчика-истребителя. Он быстрее, чем поездка старика Сатурна». Фрэнк Борман сказал, что моделирование не подготовило его к «почти оглушительному» шуму, который он сравнил с форсажной камерой самолета или большим поездом. Однако Уолтер Ширра и Гордон Купер сообщили, что поездка была более плавной, чем на Атласе. [7]

Миссия НН Серийный номер Дата запуска Экипаж
ГТ-1 ГЛВ-1 12556 8 апреля 1964 г. Испытательный полет на беспилотной орбите
ГТ-2 ГЛВ-2 12557 19 января 1965 г. Непилотируемое суборбитальное испытание теплозащитного экрана «Джемини»
ГТ-3 ГЛВ-3 12558 23 марта 1965 г. Гас Гриссом и Джон Янг
ГТ-IV ГЛВ-4 12559 3 июня 1965 г. Джеймс МакДивитт и Эд Уайт
ГТ-В ГЛВ-5 12560 21 августа 1965 г. Гордон Купер и Чарльз П. Конрад
ГТ-VII ГЛВ-7 12562 4 декабря 1965 г. Фрэнк Борман и Джим Ловелл
ГТ-ВИ А ГЛВ-6 12561 15 декабря 1965 г. Уолли Ширра и Томас П. Стаффорд
ГТ-VIII ГЛВ-8 12563 16 марта 1966 г. Нил Армстронг и Дэвид Скотт
ГТ-IX А ГЛВ-9 12564 3 июня 1966 г. Томас П. Стаффорд и Юджин Сернан
ГТ-Х ГЛВ-10 12565 18 июля 1966 г. Джон Янг и Майкл Коллинз
ГТ-XI ГЛВ-11 12566 12 сентября 1966 г. Чарльз П. Конрад и Ричард Ф. Гордон
ГТ-XII ГЛВ-12 12567 11 ноября 1966 г. Джим Ловелл и Эдвин «Базз» Олдрин

На выставке представлены две снятые с вооружения ракеты «Титан II», перекрашенные в ракеты-носители «Джемини», а также несколько копий.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гатланд, Кеннет (1976), Пилотируемый космический корабль (2-е издание), Нью-Йорк: MacMillan, стр. 37, ISBN  0-02-542820-9
  2. ^ Саттон, Джордж П. (2006). История жидкостных ракетных двигателей . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. стр. 381, 384. ISBN.  1-56347-649-5 . OCLC   63680957 .
  3. ^ «Жидкостная ракета Aerojet-General LR87» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
  4. ^ Простота, дублирование дадут Титану 2 возможность пилотируемого полета, Aviation Week & Space Technology, 3 сентября 1962 г., страницы 38-45
  5. ^ Хакер и Гримвуд, с. 105
  6. ^ «Новое изображение – ТОЛЬКО – Сканирование в PDF» (PDF) . Проверено 13 октября 2018 г.
  7. ^ Эгл, округ Колумбия (сентябрь 1998 г.). «Верхом на Титане II» . Воздух и космос .
  8. ^ Роберт З. Перлман (24 сентября 2010 г.). «Ракета «Джемини-Титан» снова поднимается в Космическом центре Кеннеди» . Space.com . Проверено 20 сентября 2023 г.
  9. ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 27 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  10. ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 27 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  11. ^ «Путеводитель по американским космическим кораблям | KCSC Gemini-Titan» . 27 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  12. ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 18 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  13. ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 27 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  14. ^ «Доставка редкой ракеты: дисплей Gemini-Titan прибывает в Хьюстон | CollectSPACE» . CollectSPACE.com . Проверено 20 сентября 2023 г.
  • Кребс, Гюнтер. «Титан-2-ГЛВ» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 апреля 2009 г.
  • Уэйд, Марк. «Титан» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года . Проверено 29 апреля 2009 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Titan II Gemini, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeb41a9d20cab6cce52057922f4eb67d__1711407000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/7d/eeb41a9d20cab6cce52057922f4eb67d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Titan II GLV - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)