Jump to content

Близнецы 10

Близнецы Икс
Gemini 10 выводится на более высокую орбиту с помощью транспортного средства Agena Target.
Тип миссии
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 1966-066А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 2349
Продолжительность миссии 2 дня, 22 часа, 46 минут, 39 секунд
Орбиты завершены 43
Свойства космического корабля
Космический корабль Близнецы SC10
Производитель Макдоннелл
Стартовая масса 8296 фунтов (3763 кг)
Посадочная масса 4254 фунта (1930 кг)
Экипаж
Размер экипажа 2
Члены
выходы в открытый космос 2
выхода в открытый космос Продолжительность 1 час 28 минут
Начало миссии
Дата запуска 18 июля 1966 г., 22:20:26 ( 1966-07-18UTC22:20:26Z ) UTC
Ракета Титан II GLV , серийный номер 62-12565
Запуск сайта Мыс Кеннеди LC-19
Конец миссии
Восстановлен Военный корабль США Гуадалканал
Дата посадки 21 июля 1966 г., 21:07:05 ( 1966-07-21UTC21:07:06Z ) UTC
Посадочная площадка 26 ° 45' с.ш. 71 ° 57' з.д.  /  26,750 ° с.ш. 71,950 ° з.д.  / 26,750; -71,950  ( Приводнение Джемини-10 )
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая околоземная орбита
Высота перигея 299 километров (161 миль)
Высота апогея 756 километров (408 миль)
Наклон 28,8 градусов
Период 95,19 минут
Эпоха 19 июля 1966 г. [1]
Стыковка с GATV-5005
Дата стыковки 19 июля 1966 г., 04:15:00 UTC
Дата расстыковки 20 июля 1966 г., 19:00:00 UTC
Время состыковано 1 день, 14 часов, 45 минут

(LR) Янг, Коллинз

Близнецы 10 (официально Близнецы X ) [2] Был космический полет с экипажем в 1966 году в рамках программы НАСА « Джемини» . Это был 8-й полет «Джемини» с экипажем , 16-й американский полет с экипажем и 24-й космический полет за все время (включая полеты Х-15 на расстояние более 100 километров (54 морских миль)). Во время миссии, которую пилотировали будущий STS-1 командир Джон Янг и будущий Аполлона-11 пилот командного модуля Майкл Коллинз , Коллинз стал первым человеком, совершившим два выхода в открытый космос .

Позиция Астронавт
Командир-пилот Джон В. Янг [3]
Второй космический полет
Пилот Майкл Коллинз [3]
Первый космический полет

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Астронавт
Командир-пилот Алан Л. Бин
Пилот Клифтон К. Уильямс мл.

Команда поддержки

[ редактировать ]

Джим Ловелл и Базз Олдрин изначально были назначены резервным экипажем, но после того, как Чарльз Бассетт и Эллиот Си погибли в результате крушения Т-38 , они были переведены в резервный экипаж Джемини-9 , а Алан Бин и Клифтон Уильямс были переведены в Джемини-10. полет. [4] : 123 

Параметры миссии

[ редактировать ]

Стыковка

[ редактировать ]
  • Пристыкован : 19 июля 1966 г. — 04:15:00 UTC.
  • Отстыкован : 20 июля 1966 г. — 19:00:00 UTC.

Космическая прогулка

[ редактировать ]
  • Коллинз - Выход в открытый космос 1 (встать)
    • Начало : 19 июля 1966 г., 21:44:00 UTC.
    • Окончание : 19 июля 1966 г., 22:33:00 UTC.
    • Продолжительность : 0 часов 49 минут
  • Коллинз - Выход в открытый космос 2
    • Начало : 20 июля 1966 г., 23:01:00 UTC.
    • Окончание : 20 июля 1966 г., 23:40:00 UTC.
    • Продолжительность : 0 часов 39 минут
Ультрафиолетовая линза Gemini X

Gemini 10 был разработан для сближения и стыковки с транспортным средством Agena Target Vehicle (ATV) и выхода в открытый космос . Также планировалось состыковаться с квадроциклом миссии Gemini 8. [5] Батарея Аджены вышла из строя несколько месяцев назад, и подход и стыковка должны были продемонстрировать способность сближения с пассивным объектом. Это также будет первая миссия, в которой будет запущена собственная ракета Аджены, которая позволит им достичь более высоких орбит.

«Джемини-10» установил, что радиация на большой высоте не является проблемой. После стыковки со своей ракетой-носителем Agena на низкой орбите Янг и Коллинз использовали ее, чтобы временно подняться на высоту 412,4 морских миль (763,8 км). Покинув первую Аджену, они затем встретились с заброшенной Адженой, оставшейся от прерванного полета Джемини-8 , выполнив таким образом первое двойное сближение в программе. Поскольку на борту второй «Агены» не было электричества, сближение удалось осуществить только с помощью глаз — без радара.

Запуск миссии Gemini 10

После встречи Коллинз вышел в открытый космос к спящей Аджене на конце 50-футового (15-метрового) троса, что сделало его первым человеком, встретившим другой космический корабль на орбите. Затем Коллинз извлек космическую панель для сбора пыли со стороны Аджены. Когда он сосредоточился на том, чтобы держаться подальше от «Близнецов» и «Агены», камера Хассельблада Коллинза высвободилась и улетела прочь, поэтому он не смог делать фотографии во время выхода в открытый космос.

«Агена» успешно стартовала во второй раз после того, как возникли проблемы с целями «Джемини-6» и «Джемини-9». «Джемини-10» последовал за ним через 100 минут и вышел на орбиту размером 86,3х145,2 морских миль (159,9х268,9 км). Они находились в 970 морских милях (1800 км) позади Аджены. Во время запуска произошли два аномальных события. При взлете шлангокабель заправки топливом зацепился за строп спуска. Он вырвался из служебной башни LC-19 и во время подъема остался прикрепленным ко второй ступени. Записи с камеры слежения также показали, что купол бака окислителя первой ступени разорвался после постановки и выпустил облако четырехокиси азота . Пакет телеметрии на первом этапе был отключен на этапе подготовки, поэтому единственными доступными данными были визуальные доказательства. Обзор фильмов о запусках межконтинентальных баллистических ракет Titan II выявил как минимум семь других случаев разрывов бака после ступени, которые, скорее всего, были вызваны летящими обломками, выхлопными газами двигателя второй ступени или изгибом конструкции. В конце концов НАСА решило, что это явление не представляет никакой угрозы для безопасности астронавтов, и не предприняло никаких корректирующих действий.

Близнецы 10 Информация об Аджене
Агент ГАТВ-5005
Идентификатор НССДК: 1966-065А
Масса 7000 фунтов (3175 кг)
Запуск сайта ЛК-14
Дата запуска 18 июля 1966 г.
Время запуска 20:39:46 UTC
1-й перигей 159,1 морских миль (294,7 км)
1-й апогей 163,5 морских миль (302,8 км)
Период 90,46 м
Наклон 28.85
снова вошел 29 декабря 1966 г.

Первое свидание

[ редактировать ]

Коллинз не смог использовать секстант для навигации, поскольку он работал не так, как ожидалось. Сначала он принял свечение воздуха за реальный горизонт, пытаясь внести некоторые исправления в звезды. Когда изображение показалось неправильным, он попробовал другой инструмент, но использовать его было непрактично, поскольку у него было очень маленькое поле зрения.

У них была резервная копия в виде компьютеров на местах. Они совершили свой первый запуск, чтобы вывести их на орбиту размером 143 на 147 морских миль (265 на 272 км). Однако Янг ​​не осознавал, что во время следующего запуска он слегка повернул космический корабль, а это означало, что они внесли ошибку выхода из плоскости. Это означало, что потребовались два дополнительных сжигания, и к тому времени, когда они состыковались с Адженой, 60% топлива было израсходовано. Было решено оставить «Джемини» пристыкованным к «Аджене» как можно дольше, поскольку это означало бы, что они смогут использовать топливо на борту «Аджены» для управления ориентацией.

Первый запуск двигателя Agena длился 80 секунд и вывел их на орбиту размером 159 на 412 морских миль (294 на 763 км). Это был самый высокий показатель, который когда-либо достигал человек, хотя вскоре рекорд был побит «Джемини-11» , преодолевшим расстояние более 540 морских миль (1000 км). Этот ожог стал настоящим испытанием для экипажа. Поскольку «Близнецы» и «Агена» состыковались нос к носу, испытываемые силы были «на глаз», а не «на глаз» при запуске с Земли. Достигнув апогея , экипаж сделал пару снимков , но больше интересовался тем, что происходит в космическом корабле — проверкой систем и наблюдением за измерителем дозы радиации.

После этого у них был период сна, который длился восемь часов, а затем они были готовы к следующему напряженному дню. Первой задачей экипажа было произвести второй запуск двигателя Agena, чтобы вывести их на ту же орбиту, что и Gemini 8 Agena. Это произошло в 20:58 UTC 19 июля, длилось 78 секунд и снизило их скорость на 340 футов в секунду (105 м/с), выведя их на орбиту размером 159 на 206 морских миль (294 на 382 км). . Они совершили еще один запуск «Агены», чтобы увеличить орбиту до 203,9 морских миль (377,6 км).

Первым из двух выходов в открытый космос на «Джемини-10» был стоячий выход в открытый космос, когда Коллинз стоял в открытом люке и фотографировал звезды в рамках эксперимента S-13. Они использовали 70-миллиметровую камеру общего назначения для съемки южной части Млечного Пути в ультрафиолете. После восхода солнца на орбите Коллинз сфотографировал цветную пластинку на борту космического корабля (MSC-8), чтобы проверить, точно ли пленка передает цвета в космосе. Он вернулся в космический корабль на шесть минут раньше, когда оба астронавта обнаружили раздражение глаз, вызванное незначительной утечкой гидроксида лития из системы подачи кислорода астронавтам. [6] После восстановления давления в кабине они подали кислород на высоких скоростях и промыли систему очистки окружающей среды.

После выхода в открытый космос Янг и Коллинз провели вторую «ночь» в космосе. На следующее «утро» они начали готовиться ко второму свиданию и еще одному выходу в открытый космос.

Второе свидание

[ редактировать ]

После отстыковки от Аджены экипаж подумал, что заметил Джемини-8 Аджена. Однако оказалось, что это была их собственная Аджена на расстоянии 3,0 морских миль (5,5 км), а их цель находилась на расстоянии 95 морских миль (176 км). Лишь на расстоянии чуть более 16 морских миль (30 км) они увидели ее как слабую звезду. После еще нескольких корректирующих ожогов они держались на расстоянии 10 футов (3,0 м) от Gemini 8 Agena. Они обнаружили, что Agena очень стабильна и находится в хорошем состоянии.

Через 48 часов 41 минуту миссии начался второй выход в открытый космос. Первой задачей Коллинза было достать коллектор микрометеоритов (S-12) с борта космического корабля. Это ему удалось с некоторыми трудностями (похожими на те, с которыми столкнулся Юджин Сернан на «Джемини-9А» ). Коллекционер выплыл из кабины в какой-то момент во время выхода в открытый космос и затерялся.

Затем Коллинз подошел к Аджене и попытался ухватиться за стыковочный конус, но обнаружил, что это невозможно, поскольку он был гладким и не имел сцепления. Он использовал азотом (HHMU), приводимый в движение ручной маневровый блок , чтобы переместиться к «Джемини», а затем обратно к «Агене». На этот раз ему удалось схватить несколько пучков проводов и забрать с «Агены» коллектор микрометеоритов (S-10). Он решил не заменять его, поскольку на «Агене» оторвался кусок кожуха, который мог зацепить пуповину, и возвращение на «Джемини» считалось самым безопасным вариантом действий. [7]

Последними задачами, оставшимися в этом выходе в открытый космос, были проверка HHMU, проверка орбитальной механики с использованием троса между «Джемини» и Адженой, а также перевод Янга на космическом корабле на пассивный «Коллинз». [8] Однако из-за малого количества оставшегося топлива в сочетании с прерывистой телеметрией для его контроля от этих дорогостоящих маневров пришлось отказаться, и выход в открытый космос был завершен всего через 39 минут. [9] За это время экипажу потребовалось восемь минут, чтобы закрыть люк, поскольку у них возникли проблемы с 50-футовым (15-метровым) шлангокабелем. Его выкинули вместе с сундуком, который использовал Коллинз, час спустя, когда они открыли люк в третий и последний раз.

Эксперименты

[ редактировать ]

Во время миссии экипаж провел еще десять экспериментов. Трое интересовались радиацией: MSC-3 представлял собой трехосный магнитометр, измерявший уровни в Южно-Атлантической аномалии . Также существовал MSC-6, бета- спектрометр , который измерял потенциальные дозы радиации для миссий «Аполлон», и MSC-7, спектрометр тормозного излучения , который обнаруживал поток радиации в зависимости от энергии, когда космический корабль проходил через Южно-Атлантическую аномалию.

S-26 исследовал ионный и электронный след космического корабля. Это дало ограниченные результаты из-за нехватки топлива для управления ориентацией, но обнаружило, что температуры электронов и ионов были выше, чем ожидалось, и зарегистрировали ударные эффекты во время стыковки и расстыковки.

Были проведены эксперименты S-5 и S-6, ранее проводившиеся на корабле «Джемини-9А»; это были фотографии синоптической местности и синоптической погоды соответственно. Был также S-1, который предназначался для изображения зодиакального света . Все эти эксперименты принесли мало пользы, поскольку использованная пленка была вдвое менее чувствительна, чем Gemini 9A, а грязные окна снижали пропускание света в шесть раз.

Экипаж также пытался провести навигационный эксперимент Д-5. Им удалось отследить только пять звезд, шесть из которых необходимы для точных измерений. Последний эксперимент, D-10, был направлен на исследование ионной системы управления ориентацией. В этом эксперименте измерялось положение космического корабля по потоку ионов и электронов вокруг космического корабля на орбите. Результаты этого эксперимента показали, что система точна и отзывчива.

Повторный вход

[ редактировать ]
Приземление «Джемини-10».

Последний день миссии был коротким, и повторный огонь произошел через 70 часов 10 минут после начала миссии. Они приземлились всего в 3,0 морских милях (5,6 км) от предполагаемого места посадки и были возвращены военным кораблем USS Guadalcanal .

Миссия Gemini 10 поддерживалась следующими ресурсами Министерства обороны США: 9067 человек личного состава, 78 самолетов и 13 кораблей.

Знаки отличия

[ редактировать ]
Космический медальон Fliteline Gemini 10

Нашивка проста по дизайну, но очень символична. Главной особенностью является большая буква X, вокруг которой вращаются Близнецы и Аджена. Две звезды имеют множество значений: две попытки встречи, Кастор и Поллукс в Близнецах или два члена экипажа. Это одна из немногих нашивок экипажа без названия экипажа. Его можно отображать «вверх ногами», но правильно он отображается, когда космический корабль находится справа. Его разработала первая жена Янга, Барбара.

Местоположение космического корабля

[ редактировать ]
Космическая капсула Gemini 10 на выставке в Космосфере в Канзасе

В течение многих лет космический корабль был центральным экспонатом космической выставки в Teknisk Museum Norsk в Осло , Норвегия. Он был возвращен по запросу в 2002 году.

В настоящее время космический корабль экспонируется в Космосфере в Хатчинсоне, штат Канзас .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макдауэлл, Джонатан. «САТКАТ» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
  2. ^ Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (сентябрь 1974 г.). «Глава 11 Столпы уверенности» . На плечах титанов: история проекта «Джемини» . Серия историй НАСА. Том. СП-4203. НАСА. п. 239. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 26 сентября 2013 г. В «Джемини IV» НАСА перешло на римские цифры для обозначения миссий «Джемини».
  3. ^ Перейти обратно: а б «Книга фактов об астронавтах» (PDF) . НАСА. Апрель 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 апреля 2013 г. Проверено 18 апреля 2018 г.
  4. ^ Райхл, Юджин (2016). Проект «Джемини» . Америка в космосе. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN  9780764350702 .
  5. ^ «Близнецы 10» . Координированный архив данных НАСА по космическим наукам . Проверено 6 января 2018 г.
  6. ^ Коллинз, Майкл (1974). «8». Неся огонь: Путешествия космонавта (электронная книга). Купер Сквер Пресс. ISBN  9781461660880 .
  7. ^ «Транскрипция композитной голосовой ленты класса воздух-земля и бортовой связи Gemini X, 338 страниц» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 августа 2019 г. Проверено 2 января 2019 г.
  8. ^ «Стенограмма комментариев миссии Gemini X PAO, 524 страницы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2002 г. Проверено 2 января 2019 г.
  9. ^ «Стенограмма комментариев миссии Gemini X PAO, 524 страницы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2002 г. Проверено 2 января 2019 г.
[ редактировать ]

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

Предшественник
"Восход-2" Экипаж корабля
Рекорд высоты человека
Июль 1966 г. - сентябрь 1966 г.
Преемник
Джемини-11 Экипаж
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f37596dedf598bf399c33c663979a3a__1710992580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/3a/9f37596dedf598bf399c33c663979a3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gemini 10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)