Программа «Спейс шаттл»
Обзор программы | |
---|---|
Страна | Соединенные Штаты |
Организация | НАСА |
Цель | Пилотируемый орбитальный полет |
Статус | Завершенный |
История программы | |
Расходы | 196 миллиардов долларов США (2011 г.) |
Продолжительность | 1972–1986 1988–2003 2005-2011 |
Первый полет |
|
Первый полет с экипажем |
|
Последний рейс |
|
Успехи | 133 |
Неудачи | 2 ( СТС-51-Л и СТС-107 ) |
Частичные отказы | 1 ( СТС-83 ) |
Сайт(ы) запуска | |
Информация об автомобиле | |
Транспортное средство(а) с экипажем | Орбитальный аппарат космического корабля "Шаттл" |
Ракета-носитель (и) | Космический шаттл |
Часть серии о |
Космическая программа США |
---|
Программа «Спейс шаттл» была четвертой программой пилотируемых космических полетов , осуществленной Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА), которая осуществляла рутинную транспортировку экипажа и грузов с Земли на орбиту с 1981 по 2011 год. Ее официальное название — « Космическая транспортная система» (Space Transportation System ). STS ), был взят из плана 1969 года системы многоразовых космических кораблей , из которых он был единственным объектом, профинансированным для разработки. [1] Он совершил 135 полетов и перевез 355 астронавтов из 16 стран, многие из которых совершили несколько полетов.
Космический челнок , состоящий из орбитального корабля , запущенного с двумя твердотопливными ракетными ускорителями многоразового использования и одноразовым внешним топливным баком , доставил до восьми астронавтов и до 50 000 фунтов (23 000 кг) полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). Когда его миссия будет завершена, орбитальный аппарат снова войдет в атмосферу Земли и приземлится как планер либо в Космическом центре Кеннеди , либо на базе ВВС Эдвардс .
«Шаттл» — единственный крылатый пилотируемый космический корабль, вышедший на орбиту и приземлившийся, а также первый пилотируемый космический корабль многоразового использования, совершивший несколько полетов на орбиту. [а] Его миссии включали доставку больших полезных грузов на различные орбиты, включая Международную космическую станцию (МКС), обеспечение ротации экипажа космической станции и выполнение сервисных миссий на космическом телескопе Хаббл . Орбитальный аппарат также возвращал спутники и другую полезную нагрузку (например, с МКС) с орбиты и возвращал их на Землю, хотя его использование в этом качестве было редким. Каждая машина была спроектирована с расчетным сроком службы 100 пусков или 10 лет эксплуатации. Первоначальными аргументами в пользу шаттлов были более 150 запусков за 15-летний период эксплуатации, при этом «запуск в месяц» ожидался на пике программы, но значительные задержки в разработке Международной космической станции. [2] никогда не создавал такого пикового спроса на частые рейсы.
Предыстория [ править ]
Различные концепции шаттлов изучались с конца 1960-х годов. Программа официально началась в 1972 году, став единственным направлением пилотируемых космических полетов НАСА после программ «Аполлон» , «Скайлэб» и «Аполлон-Союз» в 1975 году. Первоначально «Шаттл» был задуман и представлен публике в 1972 году как «космический грузовик», который будет, среди прочего, использоваться для строительства космической станции США на низкой околоземной орбите в 1980-х годах, а затем к началу 1990-х годов будет заменен новым транспортным средством. Застопорившиеся планы по созданию американской космической станции переросли в Международную космическую станцию , официально инициированную в 1983 году президентом Рональдом Рейганом , но МКС пострадала от длительных задержек, изменений конструкции и перерасхода средств. [2] и заставил несколько раз продлевать срок службы космического корабля «Шаттл» до 2011 года, когда он наконец был выведен из эксплуатации, прослужив вдвое дольше, чем изначально было рассчитано. В 2004 году, согласно президента Джорджа Буша , «Видению освоения космоса» использование космического корабля «Шаттл» должно было быть сосредоточено почти исключительно на завершении сборки МКС, которая на тот момент сильно отставала от графика.
Первый экспериментальный орбитальный аппарат «Энтерпрайз » представлял собой высотный планер, запускавшийся с кузова специально модифицированного Боинга 747 только для первоначальных испытаний на посадку в атмосфере (ALT) . Первый испытательный полет «Энтерпрайза» состоялся 18 февраля 1977 года, всего через пять лет после официального запуска программы «Шаттл»; что привело к запуску первого космического корабля «Колумбия» 12 апреля 1981 года на STS-1 . Программа «Спейс Шаттл» завершилась своим последним полетом STS-135 , пилотируемым «Атлантисом» , в июле 2011 года, выведя из эксплуатации последний шаттл в составе флота. Программа «Спейс Шаттл» официально завершилась 31 августа 2011 года. [3]
и Концепция развитие
Перед Аполлона-11 посадкой на Луну в 1969 году НАСА начало исследования конструкции космических кораблей еще в октябре 1968 года. Первые исследования были обозначены как «Фаза А», а в июне 1970 года — «Фаза Б», которые были более подробными и конкретными. Основным предполагаемым использованием космического челнока фазы А была поддержка будущей космической станции , перевозка минимального экипажа из четырех человек и около 20 000 фунтов (9 100 кг) груза, а также возможность быстрого разворота для будущих полетов с более крупной полезной нагрузкой, такой как Модули космической станции поднимаются «Сатурном-5» .
Два проекта стали лидерами. Один из них был разработан инженерами Центра пилотируемых космических полетов и особенно поддержан Джорджем Мюллером . Это была двухступенчатая система с треугольным космическим кораблем, и в целом сложная. Попытка повторного упрощения была предпринята в виде DC-3 , разработанного Максимом Фаже , который разработал капсулу Mercury среди других транспортных средств. Также предлагались многочисленные предложения от различных коммерческих компаний, но они, как правило, отошли на второй план, поскольку каждая лаборатория НАСА настаивала на своей собственной версии.
Все это происходило среди других команд НАСА, предлагающих широкий спектр миссий после Аполлона, некоторые из которых будут стоить столько же, сколько и Аполлон, а то и больше. [ нужна ссылка ] . Поскольку каждый из этих проектов боролся за финансирование, бюджет НАСА в то же время был серьезно ограничен. В конечном итоге три из них были представлены вице-президенту Агнью в 1969 году. Проект шаттла поднялся на вершину во многом благодаря неустанной кампании его сторонников. [ нужна ссылка ] . К 1970 году шаттл был выбран в качестве единственного крупного проекта на краткосрочную перспективу после Аполлона.
Когда финансирование программы оказалось под вопросом, возникли опасения, что проект может быть отменен. Это стало особенно актуальным, когда стало ясно, что Сатурн-5 больше не будет производиться, а это означало, что полезную нагрузку на орбиту необходимо было увеличить как по массе - вплоть до 60 600 фунтов (27 500 кг), так и по размеру, чтобы дополнить ее тяжелый вес. Возможности подъема, необходимые для запланированных межпланетных зондов и модулей космических станций, а это означало, что на этапе B требовался более крупный и дорогой аппарат. Поэтому НАСА попыталось заинтересовать ВВС США и ряд других клиентов в использовании шаттла для своих миссий. также. Чтобы снизить затраты на разработку предложенных конструкций, были добавлены ускорители, был принят одноразовый топливный бак и было внесено множество других изменений, которые значительно снизили возможность повторного использования и значительно увеличили стоимость машины и ее эксплуатацию.История программы [ править ]
Все миссии космического корабля "Шаттл" были запущены из Космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. Несколько гражданских и военных приполярных космических полетов шаттлов были запланированы на авиабазу Ванденберг в Калифорнии. Однако использование авиабазы Ванденберг для полетов космических шаттлов было отменено после «Челленджера» катастрофы в 1986 году. Погодные критерии, использованные для запуска , включали, помимо прочего: осадки, температуру, облачный покров, прогноз молний, ветер и влажность. [4] Шаттл не запускался в условиях, когда в него могла ударить молния .
Первым полностью функциональным орбитальным аппаратом была «Колумбия» (обозначенная OV-102), построенная в Палмдейле, Калифорния . Он был доставлен в Космический центр Кеннеди (KSC) 25 марта 1979 года и впервые был запущен 12 апреля 1981 года — к 20-летию Гагарина Юрия космического полета — с экипажем из двух человек.
Challenger (OV-099) был доставлен KSC в июле 1982 года, Discovery (OV-103) в ноябре 1983 года, Atlantis (OV-104) в апреле 1985 года и Endeavour (OV-105) в мае 1991 года. Первоначально Challenger был построен и использовался. в качестве изделия для структурных испытаний (STA-099), но был преобразован в полноценный орбитальный аппарат, когда выяснилось, что это дешевле, чем преобразование «Энтерпрайза» из его конфигурации для испытаний на заход на посадку и посадку в пригодный для выхода в космос аппарат.
24 апреля 1990 года «Дискавери» вывел космический телескоп «Хаббл» в космос во время STS-31 .
В ходе 135 полетов два орбитальных корабля ( «Колумбия» и «Челленджер» ) потерпели катастрофические аварии, в результате которых погибли все члены экипажа, всего 14 астронавтов.
Несчастные случаи привели к проведению расследований на национальном уровне, подробному анализу причин произошедших происшествий и значительным паузам, когда вносились изменения, прежде чем шаттлы вернулись в полет. [5] После катастрофы «Челленджера» в январе 1986 года следующий запуск «Шаттла» произошел с задержкой в 32 месяца. [6] Аналогичная задержка на 29 месяцев произошла после в Колумбии катастрофы в феврале 2003 года. [5]
Самым продолжительным полетом шаттла был STS-80, продлившийся 17 дней 15 часов. Заключительным полетом программы «Спейс Шаттл» стал STS-135 8 июля 2011 года.
После вывода шаттла из эксплуатации в 2011 году многие из его первоначальных обязанностей выполняются различными государственными и частными судами. Европейский автоматизированный транспортный корабль ВВС США ATV снабжал МКС в период с 2008 по 2015 год. Засекреченные военные миссии выполняются беспилотным космическим самолетом X -37B . [7] К 2012 году грузы на Международную космическую станцию уже доставлялись на коммерческой основе в рамках Службы коммерческого снабжения компании SpaceX НАСА частично многоразовым космическим кораблем Dragon , за которым в конце 2013 года последовал космический корабль Cygnus компании Orbital Sciences. Обслуживание экипажа МКС в настоящее время обеспечивают российские корабли «Союз» и «Союз». , с 2020 года капсула экипажа SpaceX Dragon 2 , запускаемая на многоразовой ракете компании Falcon 9 в рамках программы NASA Commercial Crew Development . [8] Капсула Boeing Starliner низкой начнет службу экипажа МКС с 2025 года. Для полетов за пределы околоземной орбиты НАСА строит космическую систему запуска и космический корабль «Орион» в рамках программы «Артемида» .
Достижения [ править ]
Миссии космического корабля "Шаттл" включали:
- космической лаборатории Миссии [10] Включая:
- Строительство Международной космической станции (МКС)
- Ротация экипажа и обслуживание корабля "Мир" и Международной космической станции (МКС)
- Миссии по обслуживанию, такие как ремонт космического телескопа Хаббл (HST) и орбитальных спутников.
- Человеческие эксперименты на низкой околоземной орбите (НОО)
- Выведено на низкую околоземную орбиту (НОО):
- ( Космический телескоп Хаббл HST)
- Компоненты Международной космической станции (МКС)
- Поставки в модулях Spacehab или многоцелевых логистических модулях
- Объект длительного воздействия
- атмосферы Спутник исследования верхних слоев
- Комптонская гамма-обсерватория
- Спутник для оценки радиационного баланса Земли
- » Стыковочный узел шаттла «Мир
- Перевозил спутники с ускорителем, таким как модуль помощи полезной нагрузки (PAM-D) или инерционный разгонный блок (IUS), до точки, где ускоритель отправляет спутник в:
- Более высокая околоземная орбита ; в их число вошли:
- Рентгеновская обсерватория Чандра
- Первые шесть TDRS спутников
- Два спутника связи DSCS-III (Defense Satellite Communication System) в одной миссии
- Программы поддержки обороны Спутник
- Межпланетная миссия; в их число вошли:
- Более высокая околоземная орбита ; в их число вошли:
- Приземление американского шаттла «Колумбия» в конце STS-73 , 1995 год.
- Космический рисунок миссии Spacelab 2 , показывающий некоторые из различных экспериментов в отсеке полезной нагрузки. Spacelab стал крупным европейским вкладом в программу космических шаттлов.
- Европейские астронавты готовятся к полету в космическую лабораторию, 1984 год.
- Аппаратное обеспечение SpaceLab включало герметичную лабораторию, а также другое оборудование, позволяющее Орбитальному аппарату служить пилотируемой космической обсерваторией ( показана миссия Astro-2 , 1995 год).
- Астронавты Томас Д. Акерс и Кэтрин К. Торнтон устанавливают корректирующую оптику на космический телескоп Хаббл во время STS-61 .
Бюджет [ править ]
На раннем этапе разработки космического корабля НАСА подсчитало, что программа будет стоить 7,45 миллиарда долларов (43 миллиарда долларов в долларах 2011 года с поправкой на инфляцию) на разработку / единовременные затраты и 9,3 миллиона долларов (54 миллиона долларов в долларах 2011 года) на один полет. [11] Предварительные оценки стоимости доставки полезного груза на низкую околоземную орбиту составляли всего лишь 118 долларов США за фунт (260 долларов США/кг) полезного груза (635 долларов США/фунт или 1400 долларов США/кг в долларах 2011 года), исходя из предельных или дополнительных затрат на запуск и предполагая, что грузоподъемность 65 000 фунтов (30 000 кг) и 50 запусков в год. [12] [13] Более реалистичный прогноз - 12 полетов в год в течение 15-летнего срока службы в сочетании с первоначальными затратами на разработку привел бы к общей прогнозируемой стоимости программы примерно в 54 миллиарда долларов (в долларах 2011 года).
Общая стоимость фактического 30-летнего срока службы программы «Шаттл» до 2011 года с поправкой на инфляцию составила 196 миллиардов долларов. [14] В 2010 году дополнительные затраты на полет космического корабля «Шаттл» составили 409 миллионов долларов, или 14 186 долларов за килограмм (6 435 долларов за фунт) на низкую околоземную орбиту (НОО). Напротив, сопоставимая «Протон» стоимость ракеты-носителя составляла 141 миллион долларов, или 6721 доллар за килограмм (3049 долларов за фунт), на НОО, а «Союз 2.1» составлял 55 миллионов долларов, или 6665 долларов за килограмм (3023 доллара за фунт), несмотря на то, что эти ракеты-носители не подлежат многоразовому использованию. [15]
В бюджете НАСА на 2005 год было выделено 30%, или 5 миллиардов долларов, на эксплуатацию космических кораблей; [16] в 2006 году эта сумма была уменьшена до суммы в 4,3 миллиарда долларов. [17] Затраты, не связанные с запуском, составляют значительную часть программного бюджета: например, в течение 2004–2006 финансовых лет НАСА потратило около 13 миллиардов долларов на программу «Спейс Шаттл». [18] несмотря на то, что флот был остановлен после катастрофы «Колумбии» , и за этот период времени было произведено три запуска. В 2009 финансовом году из бюджета НАСА было выделено 2,98 миллиарда долларов на 5 запусков программы, в том числе 490 миллионов долларов на «интеграцию программы», 1,03 миллиарда долларов на «полетные и наземные операции» и 1,46 миллиарда долларов на «летное оборудование» (включая техническое обслуживание орбитальных аппаратов). , двигатели и внешний бак между полетами.)
Затраты на запуск можно измерить, разделив общую стоимость за период действия программы (включая здания, помещения, обучение, зарплату и т. д.) на количество запусков. При 135 миссиях и общей стоимости 192 миллиардов долларов США (в долларах 2010 года) это дает примерно 1,5 миллиарда долларов за запуск в течение всего срока действия программы «Шаттл». [19] Исследование 2017 года показало, что доставка одного килограмма груза на МКС на «Шаттле» стоила 272 000 долларов в долларах 2017 года, что вдвое дороже Cygnus и в три раза дороже Dragon. [20]
НАСА использовало философию управления, известную как управление, ориентированное на успех, во время программы «Спейс шаттл», которую историк Алекс Роланд после катастрофы в Колумбии описал как «надежду на лучшее». [21] С тех пор управление, ориентированное на успех, изучалось несколькими аналитиками в этой области. [22] [23] [24]
Несчастные случаи [ править ]
В ходе 135 полетов были уничтожены два орбитальных корабля, общая потеря экипажа составила 14 астронавтов:
- Челленджер — потерян 73 секунды после старта, STS-51-L , 28 января 1986 г.
- Колумбия - потерялась примерно за 16 минут до ожидаемой посадки, STS-107 , 1 февраля 2003 г.
Также произошел один вылет на орбиту и несколько несчастных случаев со смертельным исходом на земле во время подготовки к запуску.
СТС-51-Л ( Челленджер» , 1986 г. « )
Видеозапись крупным планом «Челленджера» во время его последнего запуска 28 января 1986 года ясно показывает, что проблемы начались из-за отказа уплотнительного кольца на правом твердотопливном ракетном ускорителе (СРБ). Горячий шлейф газа, вытекший из вышедшего из строя соединения, вызвал обрушение внешнего бака, что затем привело к распаду орбитального корабля из-за высоких аэродинамических напряжений. В результате катастрофы погибли все семь астронавтов, находившиеся на борту. «Индевор» (OV-105) был построен для замены «Челленджера» (с использованием конструкционных запасных частей, первоначально предназначенных для других орбитальных аппаратов) и доставлен в мае 1991 года; Впервые он был запущен годом позже.
После гибели «Челленджера » НАСА приостановило программу «Спейс Шаттл» более чем на два года, внеся многочисленные изменения в области безопасности, рекомендованные в отчете Комиссии Роджерса , которые включали перепроектирование соединения SRB, которое вышло из строя в результате аварии «Челленджера» . Другие изменения в области безопасности включали новую систему эвакуации для использования, когда орбитальный аппарат находился в управляемом полете, улучшенные шины и тормоза шасси, а также повторное введение скафандров для астронавтов Шаттла (их сняли с производства после STS-4 ; астронавты носили только комбинезоны и кислород). шлемы с этого момента до аварии Челленджера ). Программа «Шаттл» продолжилась в сентябре 1988 года запуском « Дискавери» на STS-26 .
Аварии повлияли не только на техническую конструкцию орбитального аппарата, но и на НАСА. [6] Цитируя некоторые рекомендации комиссии после Челленджера Роджерса: [6]
Рекомендация I. Неисправное соединение и уплотнение твердотопливного двигателя необходимо заменить. Это может быть новая конструкция, исключающая соединение, или модернизация существующего соединения и уплотнения. ... Администратор НАСА должен обратиться к Национальному исследовательскому совету с просьбой сформировать независимый комитет по надзору за проектированием твердотопливного ракетного двигателя для реализации рекомендаций Комиссии по проектированию и надзора за проектированием.
Рекомендация II – Структуру программы шаттлов следует пересмотреть. ... НАСА должно поощрять переход квалифицированных астронавтов на руководящие должности агентства.
Рекомендация III . НАСА и основные подрядчики шаттлов должны проанализировать все элементы критичности 1, 1R, 2 и 2R, а также провести анализ опасностей.
Рекомендация IV – НАСА следует создать Управление по безопасности, надежности и обеспечению качества, которое возглавит заместитель администратора, подчиняющийся непосредственно администратору НАСА.
Рекомендация VI – НАСА должно принять меры для повышения безопасности приземления. Необходимо улучшить систему шин, тормозов и носового колеса.
Рекомендация VII . Приложить все усилия для обеспечения системы эвакуации экипажа для использования во время управляемого планирующего полета.
Рекомендация VIII . Зависимость страны от шаттла как от основного средства космического запуска создала неослабевающее давление на НАСА с требованием увеличить скорость полета... НАСА должно установить скорость полета, соответствующую его ресурсам.
STS-107 ( , 2003 г. Колумбия )
Программа «Шаттл» работала без происшествий в течение семнадцати лет и 88 полетов после катастрофы «Челленджера» , пока «Колумбия» не развалилась при входе в атмосферу 1 февраля 2003 года чего , в результате погибли все семь членов экипажа. внешний бак через несколько мгновений после взлета ударился о переднюю кромку левого крыла орбитального аппарата, пробив одну из усиленных углеродно-углеродных панелей (RCC), которые закрывали кромку крыла и защищали ее при входе в атмосферу. Когда «Колумбия» снова вошла в атмосферу в конце обычной миссии, горячий газ проник в крыло и разрушил его изнутри, в результате чего орбитальный аппарат потерял управление и распался.
После катастрофы «Колумбии» Международная космическая станция более двух лет работала с минимальным экипажем из двух человек и обслуживалась в основном российскими космическими кораблями. Хотя миссия STS-114 «Возвращение в полет» в 2005 году прошла успешно, аналогичный кусок пены выпал из другой части бака. Хотя обломки не попали в «Дискавери» , по этой причине программа снова была приостановлена.
Вторая миссия «Возвращение в полет», STS-121, стартовала 4 июля 2006 г. в 14:37 (по восточному времени). Два предыдущих запуска были отменены из-за затяжных гроз и сильного ветра вокруг стартовой площадки, и запуск состоялся, несмотря на возражения главного инженера и руководителя службы безопасности. Поводом для беспокойства стала пятидюймовая (13 см) трещина в пенопластовой изоляции внешнего резервуара; однако группа управления миссией дала добро на запуск. [25] Эта миссия увеличила экипаж МКС до трех человек. «Дискавери» успешно приземлился 17 июля 2006 года в 09:14 (по восточноевропейскому времени) на взлетно-посадочной полосе 15 Космического центра Кеннеди .
После успеха STS-121 все последующие миссии были завершены без серьезных проблем с пеной, и строительство МКС было завершено (во время миссии STS-118 в августе 2007 года орбитальный аппарат снова был поражен фрагментом пены при взлете, но этот ущерб был минимальным по сравнению с ущербом, нанесенным Колумбией ).
Совет по расследованию происшествий Колумбии в своем отчете отметил снижение риска для экипажа при полете шаттла на Международную космическую станцию (МКС), поскольку станцию можно было использовать в качестве безопасного убежища для экипажа, ожидающего спасения, в случае повреждения к орбитальному аппарату при подъеме сделало его небезопасным для входа в атмосферу. Совет рекомендовал, чтобы в оставшихся полетах Шаттл всегда вращался вокруг станции. Перед STS-114 администратор НАСА Шон О'Киф заявил, что все будущие полеты космического корабля "Шаттл" будут направлены к МКС, что исключает возможность выполнения последней миссии по обслуживанию космического телескопа "Хаббл" , которая была запланирована до катастрофы "Колумбии" , несмотря на тот факт, что модернизированное оборудование для Хаббла на миллионы долларов было готово и ожидало на складах НАСА. Многие несогласные, в том числе космонавты [ ВОЗ? ] , попросил руководство НАСА пересмотреть разрешение на миссию, но поначалу директор стоял твердо. 31 октября 2006 года НАСА объявило об одобрении запуска «Атлантиды» для пятой и последней миссии по обслуживанию шаттла к космическому телескопу «Хаббл», запланированной на 28 августа 2008 года. Однако SM4/ STS-125 в конечном итоге был запущен в мае 2009 года.
Одним из последствий «Колумбии» было то, что в будущих ракетах-носителях с экипажем, а именно « Арес I» , особое внимание уделялось безопасности экипажа по сравнению с другими соображениями. [26]
Выход на пенсию [ править ]
О прекращении эксплуатации космического корабля "Шаттл" было объявлено в январе 2004 года. [27] : III-347 Президент Джордж Буш объявил о своем видении освоения космоса , в котором содержится призыв к выводу из эксплуатации космического корабля "Шаттл" после завершения строительства МКС. [28] [29] Чтобы гарантировать правильную сборку МКС, в марте 2006 года партнеры определили необходимость еще 16 миссий по сборке. [27] : III-349 В октябре 2006 года была одобрена еще одна миссия по обслуживанию космического телескопа Хаббл. [27] : III-352 Первоначально STS-134 должен был стать последней миссией космического корабля "Шаттл". Однако катастрофа «Колумбии» привела к тому, что дополнительные орбитальные аппараты были подготовлены к запуску в случае необходимости в случае спасательной миссии. Поскольку «Атлантис» готовился к последнему запуску по мере необходимости, в сентябре 2010 года было принято решение, что он будет летать как STS-135 с экипажем из четырех человек, который сможет остаться на МКС в случае чрезвычайной ситуации. [27] : III-355 STS-135 был запущен 8 июля 2011 г. и приземлился на КСК 21 июля 2011 г. в 5:57 по восточному времени (09:57 UTC). [27] : III-398 С тех пор и до запуска Crew Dragon Demo-2 30 мая 2020 года США запускали своих астронавтов на борту российского космического корабля «Союз». [30]
После последнего полета каждого орбитального аппарата он обрабатывался, чтобы сделать его безопасным для демонстрации. Используемые системы OMS и RCS представляли основную опасность из-за токсичного гиперголического топлива , и большинство их компонентов были окончательно удалены, чтобы предотвратить любое опасное выделение газа. [27] : III-443 Атлантида выставлена в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди во Флориде. [27] : III-456 Discovery выставлен в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Вирджинии. [27] : III-451 «Индевор» выставлен в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. [27] : III-457 и «Энтерпрайз» выставлены в «Бесстрашный» Музее в Нью-Йорке. [27] : III-464 Компоненты орбитальных аппаратов были переданы ВВС США, программе МКС, а также правительствам России и Канады. Двигатели были сняты для использования в системе космического запуска , а запасные сопла РС-25 были прикреплены для демонстрации. [27] : III-445
Сохранение [ править ]
Из пяти построенных полнофункциональных орбитальных кораблей-шаттлов осталось три. «Энтерпрайз» , который использовался для испытательных полетов в атмосфере, но не для орбитальных полетов, многие детали вывезли для использования на других орбитальных кораблях. выставлялся в авиации и космонавтики. Национального музея Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Позже он был визуально отреставрирован и до 19 апреля 2012 года В апреле 2012 года предприятие было перевезено в Нью-Йорк для показа в «Бесстрашный» Музее , чей Павильон космических шаттлов открылся 19 июля 2012 года. Discovery заменил Enterprise в авиации и космонавтики Национального музея Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи . Атлантида была частью выставки космических кораблей в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди и экспонировалась там с 29 июня 2013 года после ремонта. [31]
14 октября 2012 года Endeavour совершил беспрецедентный пробег длиной 12 миль (19 км) по улицам города от международного аэропорта Лос-Анджелеса до Калифорнийского научного центра , где с конца 2012 года он выставлялся во временном ангаре. Транспорт из аэропорта Это заняло два дня и потребовало крупного закрытия улиц, вырубки более 400 городских деревьев, а также масштабных работ по поднятию линий электропередачи, выравниванию улицы и временному удалению уличных знаков, фонарных столбов и других препятствий. С транспортировкой помогали сотни добровольцев, пожарных и полицейских. Большие толпы зрителей ждали на улицах, чтобы увидеть шаттл, проезжающий через город. Endeavour вместе с последним внешним баком, пригодным для полетов (ET-94), в настоящее время выставлен в павильоне Сэмюэля Осчина Научного центра (в горизонтальной ориентации) до завершения строительства Воздушно-космического центра Сэмюэля Осчина (планируемое дополнение к Калифорнийский научный центр). После перемещения он будет постоянно отображаться в стартовой конфигурации вместе с настоящими твердотопливными ракетными ускорителями и внешним баком. [32] [33]
Модули экипажа [ править ]
Внешний образ | |
---|---|
Пассажирский модуль Rockwell 74 © Роквелл — ведущий |
Одной из областей применения космических кораблей является расширенный экипаж. [34] На Орбитальном корабле летали экипажи численностью до восьми человек, но он мог вместить как минимум экипаж из десяти человек. [34] Различные предложения по заполнению грузового отсека дополнительными пассажирами высказывались еще в 1979 году. [35] Одно из предложений Роквелла предусматривало размещение 74 пассажиров в отсеке полезной нагрузки Орбитального аппарата с поддержкой в течение трех дней на околоземной орбите. [35] При меньшем орбитальном аппарате на 64 места затраты в конце 1980-х годов составят около 1,5 миллиона долларов США на одно место при запуске. [36] Пассажирский модуль Rockwell имел две палубы, четыре сиденья сверху и два снизу, включая проход шириной 25 дюймов (63,5 см) и дополнительное место для хранения вещей. [36]
Еще одним проектом было предложение Space Habitation Design Associates 1983 года для 72 пассажиров в отсеке полезной нагрузки космического корабля. [36] Пассажиры размещались в 6 отсеках, каждый с окнами и собственной погрузочной рампой при старте, а также с креслами разной конфигурации для старта и посадки. [36] Другое предложение основывалось на жилых модулях Spacelab, которые предусматривали 32 места в отсеке полезной нагрузки в дополнение к местам в зоне кабины. [36]
Были попытки проанализировать коммерческую эксплуатацию СТС. [37] Используя данные НАСА о средней стоимости запуска космического корабля «Шаттл» по состоянию на 2011 год, составляющую около 450 миллионов долларов за миссию, [38] стоимость за место на 74 [39] Стоимость модуля сиденья, задуманного Роквеллом, составила менее 6 миллионов долларов, не считая штатного экипажа. В некоторых пассажирских модулях использовалось оборудование, аналогичное существующему оборудованию, например туннель, [39] что также было необходимо для Spacehab и Spacelab
Преемники [ править ]
За три десятилетия эксплуатации различные дополнения и замены космического корабля STS были частично разработаны, но не завершены. [40]
Примеры возможных будущих космических аппаратов, которые дополнят или заменят STS: [40]
- Усовершенствованный корабль Земля-орбита с экипажем
- Shuttle II , концепция Космического центра Джонсона для продолжения, с двумя ускорителями и двумя баками, установленными на его крыльях. [41]
- Национальный аэрокосмический самолет (NASP)
- Rockwell X-30 (не финансируется)
- VentureStar , концепция космической трассы SSTO с использованием аэроспайкового двигателя.
- Lockheed Martin X-33 (отменен в 2001 г.)
- Арес I (закончился отменой Constellation)
- Программа орбитального космического самолета
Одной из попыток в направлении космических перевозок стала программа «Многоразовая ракета-носитель» (RLV), инициированная НАСА в 1994 году. [42] Это привело к работам над машинами Х-33 и Х-34. [42] НАСА потратило около 1 миллиарда долларов США на разработку X-33, надеясь, что он будет введен в эксплуатацию к 2005 году. [42] Еще одной программой на рубеже тысячелетий была « Инициатива космического запуска» , которая представляла собой инициативу запуска следующего поколения. [43]
Программа «Инициатива космического запуска» была начата в 2001 году, а в конце 2002 года она была преобразована в две программы: программу орбитальных космических самолетов и программу технологий запуска следующего поколения . [43] OSP была ориентирована на обеспечение доступа к Международной космической станции. [43]
Другими транспортными средствами, которые взяли бы на себя часть обязанностей «Шаттлов», были система запуска персонала HL-20 или НАСА X-38 программы возвращения экипажа , которые в первую очередь предназначались для доставки людей с МКС. Х-38 сняли с вооружения в 2002 году. [44] а HL-20 был отменен в 1993 году. [45] Существовало несколько других программ, таких как Альтернативный модуль возвращения экипажа станции (SCRAM) и Автомобиль гарантированного возвращения экипажа (ACRV). [46]
Согласно «Видению освоения космоса» 2004 года, следующей человеческой программой НАСА должна была стать программа «Созвездие» с «Арес I» и «Арес V» ракетами-носителями , а также космическим кораблем «Орион» ; однако программа Constellation так и не была полностью профинансирована, и в начале 2010 года администрация Обамы попросила Конгресс вместо этого одобрить план, в котором сильно полагается на частный сектор для доставки грузов и экипажа на НОО.
Программа коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS) началась в 2006 году с целью создания коммерческих беспилотных грузовых кораблей для обслуживания МКС. [47] Первый из этих аппаратов, SpaceX Dragon 1 , был введен в эксплуатацию в 2012 году, а второй, Orbital Sciences, компании Cygnus — в 2014 году. [48]
Программа Commercial Crew Development (CCDev) была инициирована в 2010 году с целью создания коммерческого пилотируемого космического корабля, способного доставить на МКС не менее четырех членов экипажа, оставаться в стыковке в течение 180 дней, а затем возвращать их обратно на Землю. [49] эти космические корабли, такие как SpaceX от Dragon 2 и Boeing CST-100 Starliner, вступят в строй примерно в 2020 году. Ожидалось, что [50] В рамках миссии Crew Dragon Demo-2 компания SpaceX Dragon 2 отправила астронавтов на МКС, восстановив возможности Америки по запуску человека. Первая действующая миссия SpaceX стартовала 15 ноября 2020 года в 19:27:17 по восточному времени и доставила на МКС четырех астронавтов.
Хотя программа «Созвездие» была отменена, ее заменили очень похожей программой «Артемида» . Космический корабль «Орион» практически не изменился по сравнению с предыдущей конструкцией. Запланированная ракета Ares V была заменена меньшей системой космического запуска (SLS), с помощью которой планируется запускать как Орион, так и другое необходимое оборудование. [51] Exploration Flight Test-1 (EFT-1) — беспилотный испытательный полет космического корабля «Орион», запущенный 5 декабря 2014 года на ракете Delta IV Heavy . [52]
«Артемида-1» является первым полетом SLS и была запущена в качестве испытания завершенной системы «Орион» и SLS. [53] Во время миссии беспилотная капсула «Орион» провела 10 дней на ретроградной орбите вокруг Луны длиной 57 000 километров (31 000 морских миль), прежде чем вернуться на Землю. [54] «Артемида-2» , первая пилотируемая миссия программы, запустит четырех астронавтов в 2024 году. [55] при свободно-возвратном облете Луны на расстояние 8520 километров (4600 морских миль). [56] [57] После «Артемиды-2» силовой и двигательный элемент Lunar Gateway и три компонента одноразового лунного посадочного модуля планируется доставить при нескольких запусках от поставщиков услуг коммерческого запуска . [58] «Артемиду-3» планируется запустить в 2025 году на борту ракеты SLS Block 1, и она будет использовать минималистичный шлюз и одноразовый посадочный модуль для осуществления первой в рамках программы посадки на Луну с экипажем. Планируется, что полет приземлится в районе южного полюса Луны , и два астронавта пробудут там около недели. [58] [59] [60] [61] [62]
Галерея [ править ]
- Линейный аэроспайковый двигатель для отмененного Х-33.
- Здесь виден космический корабль «Дракон», один из нескольких преемников космического корабля «Шаттл», на пути к доставке груза на МКС.
- Космический корабль НАСА «Орион» для миссии «Артемида-1» замечен в Плам-Брук 1 декабря 2019 года.
- Основная ступень ракеты системы космического запуска «Артемида I».
- Основная ступень системы космического запуска вывозится с объекта Мишуд для отправки на Стеннис
- Космический корабль Boeing CST-100 Starliner в процессе стыковки с Международной космической станцией.
- SpaceX Crew Dragon в процессе стыковки с Международной космической станцией
и перехода план Активы
В программе «Спейс шаттл» было задействовано более 654 объектов, использовано более 1,2 миллиона единиц оборудования и занято более 5000 человек. Общая стоимость оборудования составила более 12 миллиардов долларов. Объекты, связанные с шаттлами, составляют более четверти инвентаря НАСА. В программе участвовало более 1200 активных поставщиков по всей территории Соединенных Штатов. План перехода НАСА предусматривал, что программа будет действовать до 2010 года, а фаза перехода и вывода из эксплуатации продлится до 2015 года. В это время «Арес I» и «Орион», а также лунный посадочный модуль «Альтаир» должны были находиться в стадии разработки. [63] хотя с тех пор эти программы были отменены.
В 2010-х годах две основные программы пилотируемых космических полетов — это программа коммерческих экипажей и программа «Артемида» . Стартовый комплекс 39А Космического центра Кеннеди , например, используется для запуска Falcon Heavy и Falcon 9 .
Критика [ править ]
Частичная возможность повторного использования космического корабля "Шаттл" была одним из основных требований к конструкции во время его первоначальной разработки. [64] : 164 Технические решения, которые потребовали возвращения и повторного использования орбитального аппарата, сократили возможности полезной нагрузки при каждом запуске. Первоначальное намерение состояло в том, чтобы компенсировать меньшую полезную нагрузку за счет снижения затрат на запуск и высокой частоты запусков. Однако фактические затраты на запуск космического корабля «Шаттл» оказались выше, чем первоначально прогнозировалось, и «Спейс шаттл» не выполнял запланированных 24 миссий в год, как первоначально прогнозировало НАСА. [65] [27] : III–489–490
Первоначально «Спейс шаттл» задумывался как ракета-носитель для развертывания спутников, для чего он в основном использовался в миссиях до катастрофы «Челленджера» . Цены НАСА, которые были ниже себестоимости, были ниже, чем у одноразовых ракет-носителей; намерение заключалось в том, чтобы большой объем миссий космических шаттлов компенсировал ранние финансовые потери. Совершенствование одноразовых ракет-носителей и отказ от коммерческой полезной нагрузки на космических кораблях "Шаттл" привели к тому, что одноразовые ракеты-носители стали основным вариантом развертывания спутников. [27] : III–109–112 Ключевым заказчиком космического корабля «Шаттл» было Национальное разведывательное управление (NRO), отвечающее за спутники-шпионы. Существование связи NRO было засекречено до 1993 года, а секретное рассмотрение требований к полезной нагрузке NRO привело к отсутствию прозрачности в программе. Предлагаемая программа «Шаттл-Кентавр» , отмененная после катастрофы «Челленджера» , вывела бы космический корабль за пределы его эксплуатационных возможностей. [66]
Фатальные катастрофы «Челленджера» и «Колумбии» продемонстрировали риски безопасности космического корабля «Шаттл», которые могли привести к гибели экипажа. Конструкция космического самолета орбитального корабля ограничивала варианты прерывания, поскольку сценарии прерывания требовали управляемого полета орбитального корабля на взлетно-посадочную полосу или предоставления экипажу возможности выйти индивидуально, а не варианты аварийного выхода на космических капсулах «Аполлон» и «Союз» . [67] Ранние анализы безопасности, рекламируемые инженерами и руководством НАСА, предсказывали, что вероятность катастрофического отказа, приведшего к гибели экипажа, варьируется от 1 на 100 запусков до 1 на 100 000 запусков. [68] [69] После провала двух миссий «Спейс Шаттл» риски первоначальных миссий были переоценены, и вероятность катастрофической потери корабля и экипажа составила 1 из 9. [70] Руководство НАСА впоследствии подверглось критике за то, что оно согласилось на повышенный риск для экипажа в обмен на более высокие темпы выполнения миссий. В отчетах «Челленджера» и «Колумбии» объяснялось, что культура НАСА не смогла обеспечить безопасность экипажа, поскольку не оценивала объективно потенциальные риски миссий. [69] [71] : 195–203Машины поддержки [ править ]
Многие другие транспортные средства использовались для поддержки программы «Спейс шаттл», в основном наземные транспортные средства.
- Гусеничный транспортер доставил мобильную пусковую платформу и космический челнок из Здания сборки транспортных средств (VAB) на стартовый комплекс 39 , первоначально построенный для проекта «Аполлон».
- Самолеты -челноки (SCA) представляли собой два модифицированных Боинга 747 . Любой из них мог бы отправить орбитальный корабль с альтернативных посадочных площадок обратно в Космический центр Кеннеди . [72] : И–377, 382 Эти самолеты были отправлены на пенсию в аэропорту Joe Davies Heritage Airpark в Центре летных исследований Армстронга и Космическом центре Хьюстона .
- 36-колесный транспортный прицеп Orbiter Transfer System, первоначально построенный для США стартовой базы ВВС на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии (с тех пор переоборудованный для ракет Delta IV ), должен был транспортировать орбитальный аппарат от посадочной площадки к стартовой. площадка, которая позволяла как «укладывать», так и запускать без использования отдельного здания типа VAB и дороги гусеничного транспортера. До закрытия объекта в Ванденберге орбитальные аппараты перевозились с ОБТК на VAB на своих шасси только для того, чтобы подниматься, когда орбитальный аппарат поднимался, для прикрепления к стеке SRB/ET. Трейлер позволял транспортировать орбитальный аппарат с ОБТК либо на стенд ГКА «Мате-Демате», либо на ВАБ без дополнительной нагрузки на ходовую часть.
- Crew Transport Vehicle (CTV), модифицированный реактивный мостик в аэропорту , использовался для помощи астронавтам при выходе с орбитального корабля после приземления. При входе в CTV астронавты могли снять свои стартовые и скафандры, затем перейти к креслам и кроватям для медицинского осмотра, а затем их доставили обратно в помещения для экипажа в Операционно-кассовом здании . Первоначально построен для проекта «Аполлон».
- «Астрован » использовался для перевозки астронавтов из кают экипажа в оперативно-контрольном здании на стартовую площадку в день запуска. Он также использовался для перевозки астронавтов обратно из транспортного средства для перевозки экипажа на посадочную площадку шаттла .
- Было установлено, что три локомотива, обслуживающие железную дорогу НАСА и используемые для перевозки сегментов твердотопливных ракетных ускорителей космического корабля "Шаттл" , больше не нужны для повседневной работы в Космическом центре Кеннеди. В апреле 2015 года локомотив № 1 был отправлен в приходской порт Натчиточес , а локомотив № 3 — на Мэдисонскую железную дорогу . Локомотив № 2 был отправлен в Железнодорожный музей Голд-Коста в 2014 году. [73]
См. также [ править ]
|
|
|
Ссылки [ править ]
Сноски
Цитаты
- ^ Лауниус, Роджер Д. (сентябрь 1969 г.). «Отчет космической оперативной группы, 1969 год» . НАСА . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Историческая хронология Международной космической станции» . Центр развития науки в космосе . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Последние новости | Шеннон рассмотрит варианты исследования дальнего космоса» . Космический полет сейчас. 29 августа 2011 года . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ «Критерии метеорологического запуска космического шаттла и критерии метеорологической посадки в конце миссии KSC» . КСК Выпуск №39-99 . Космический центр Кеннеди НАСА. Архивировано из оригинала 26 июня 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Белые внешние топливные баки Колумбии» . Space.com . 12 апреля 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Логсдон, Джон А. «Возвращение в полет… Несчастный случай с Челленджером» .
- ^ «Секретный американский космический самолет X-37B приземляется после рекордных 908 дней на орбите» . Новый учёный. 14 ноября 2022 г. . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «НАСА и партнеры обновляют даты запуска коммерческого экипажа» . Блог программы коммерческих экипажей НАСА . 6 февраля 2019 г.
- ^ Администратор НАСА (6 марта 2016 г.). «День независимости в НАСА Драйден – 30 лет назад» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Spacelab объединила ученых и представителей различных дисциплин в 28 миссиях «Шаттла»» . НАСА. 15 марта 1999 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Бюллетень ученых-атомщиков . Февраль 1973 г. с. 39.
- ↑ НАСА (2003) Стенограмма публичных слушаний Совета по расследованию авиационных происшествий Колумбийского университета. Архивировано 12 августа 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ Генеральный контролер (1972 г.). «Отчет Конгрессу: анализ затрат и выгод, используемый в поддержке программы космических шаттлов» (PDF) . Главное бухгалтерское управление США. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 25 ноября 2008 г.
- ^ Боренштейн, Сет (5 июля 2011 г.). «Наследие космического челнока: полет на орбите и затраты» . Физика.орг . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Сюй, Цинь; Холлингсворт, Питер; Смит, Кэтрин (июль 2019 г.). «Анализ и оптимизация стоимости запусков на основе анализа характеристик космических систем» . Труды Японского общества аэронавтики и космических наук . 62 (4): 177–178. дои : 10.2322/tjsass.62.175 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Дэвид, Леонард (11 февраля 2005 г.). «Общая стоимость парка шаттлов превышает первоначальную оценку» . Space.com . Проверено 6 августа 2006 г.
- ^ Бергер, Брайан (7 февраля 2006 г.). «Представлен бюджет НАСА на 2006 год: Хаббл, ядерная инициатива страдает» . Space.com . Проверено 6 августа 2006 г.
- ^ «Информация о бюджете НАСА» . 27 января 2015 г.
- ^ Пилке, Роджер младший; Рэдфорд Байерли (7 апреля 2011 г.). «Стоимость жизни программы шаттла» . Природа . 472 (7341): 38. Бибкод : 2011Natur.472...38P . дои : 10.1038/472038d . ПМИД 21475182 .
- ^ Фауст, Джефф (20 ноября 2017 г.). «Обзор: Программа космических шаттлов: технологии и достижения» . Космический обзор .
- ^ «Заявление Роланда» . НАСА . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Вайнрих, Хайнц (2013). Менеджмент: глобальный, инновационный и предпринимательский взгляд . п. 126.
- ^ Кликауэр, Томас (2016). Менеджментское образование: фрагменты освободительной теории . п. 220.
- ^ Кейпер, Франц (2013). Объединение финансов и финансовая трансформация: новый уровень общих услуг . п. я.
- ^ Чиен, Филип (26 июня 2006 г.). «НАСА хочет, чтобы шаттл совершил полет, несмотря на опасения по поводу безопасности» . Вашингтон Таймс. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Халворсон, Тодд (12 августа 2009 г.). «Утилизация новой ракеты НАСА «Арес I» обойдется в миллиарды» . Space.com . Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дженкинс, Деннис Р. (2016). Спейс шаттл: развитие иконы – 1972–2013 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-58007-249-6 .
- ^ «Перспективы исследования космоса» (PDF) . НАСА. Февраль 2004 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2012 г. . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Буш, Джордж У. (14 января 2004 г.). «Президент Буш объявляет о новом видении программы исследования космоса» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 октября 2004 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Чанг, Кеннет (30 мая 2020 г.). «SpaceX поднимает астронавтов НАСА на орбиту, открывая новую эру космических полетов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «Выставка космического корабля «Атлантис» открывается при поддержке сувениров» . 29 июня 2013 г.
- ^ «Домашняя страница космического корабля «Индевор»» . Калифорнийский научный центр . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Калифорнийский научный центр приступает к созданию нового вертикального дома космического корабля «Индевор»» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс. 1 июня 2022 г. Проверено 27 ноября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Полет человека в космос (HSF) – космический челнок» . Архивировано из оригинала 31 августа 2000 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (www.spacefuture.com), Питер Уэйнрайт. «Космическое будущее – будущее космического туризма» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и (www.spacefuture.com), Питер Уэйнрайт. «Космическое будущее – космический турист» .
- ^ «Услуги коммерческой орбитальной транспортировки» (PDF) . НАСА. Февраль 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2014 г. . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ НАСА (2011). «Сколько стоит запуск космического корабля?» . НАСА. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 28 июня 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пассажирский модуль Rockwell 74» . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Политика сыграла большую роль в том, почему НАСА до сих пор не имеет нового космического корабля, который заменит выходящие из эксплуатации космические челноки. Финансирование и технические проблемы положили конец любым попыткам построить «Спейс Шаттл-2». " . Space.com . 12 апреля 2011 г.
- ^ «Шаттл II» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Многоразовая ракета-носитель» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Инициатива НАСА по космическим запускам: программа запуска технологий следующего поколения» (PDF) . НАСА. Май 2003 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Отмена проекта X-38 раздражает НАСА, партнеры» . 9 июня 2002 г.
- ^ x0av6 (4 августа 2016 г.). «HL-20 – Космоплан с подъемным корпусом для системы запуска персонала» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «НАСА ACRV» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года.
- ^ «НАСА выбирает экипаж и транспортировку грузов для орбитальных партнеров» (пресс-релиз). НАСА. 18 августа 2006 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Бергин, Крис (6 октября 2011 г.). «Партнеры ISS готовятся приветствовать SpaceX и Orbital в напряженный 2012 год» . NASASpaceFlight.com (не связан с НАСА) . Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ Бергер, Брайан (1 февраля 2011 г.). «Самая большая награда CCDev достается Сьерра-Неваде» . Imaginova Corp. Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года . Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ «Миссия программы коммерческих экипажей НАСА на 2018 год» . НАСА. 4 января 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «НАСА объявляет о разработке новой системы исследования дальнего космоса» . НАСА. 14 сентября 2011 года . Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Бергин, Крис (23 февраля 2012 г.). «Акронимы Ascent – менеджеры SLS создают план основных этапов развития» . НАСА . Проверено 29 апреля 2012 г.
- ^ Фауст, Джефф (16 ноября 2022 г.). «SLS запускает миссию Артемида-1» . Космические новости . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Джонс, Сандра (25 ноября 2022 г.). «Артемида I – День полета 10: Орион выходит на далекую ретроградную орбиту» . НАСА . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Отчет № IG-20-018: Управление НАСА программой многоцелевого экипажа «Орион»» (PDF) . ОИГ . НАСА . 16 июля 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Хэмблтон, Кэтрин (27 августа 2018 г.). «Первый полет с экипажем – важный шаг на пути к долгосрочному возвращению на Луну» . НАСА . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Хэмблтон, Кэтрин (23 мая 2019 г.). «Первый полет НАСА с экипажем — важный шаг на пути к долгосрочному возвращению на Луну и полетам на Марс» . НАСА . Проверено 10 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейтеринг, Ханнеке (23 мая 2019 г.). «НАСА имеет полный набор лунных миссий, прежде чем астронавты смогут вернуться на Луну» . Space.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
И прежде чем НАСА отправит астронавтов на Луну в 2024 году, агентству сначала придется запустить пять аспектов лунного шлюза, каждый из которых будет коммерческим транспортным средством, которое будет запускаться отдельно и присоединяться друг к другу на лунной орбите. Сначала в 2022 году запустится силовой и двигательный элемент. Затем в 2023 году запустится модуль экипажа (без экипажа). В 2024 году, за несколько месяцев до пилотируемой посадки, НАСА запустит последний критический компонент: транспортный транспортное средство, которое доставит посадочные модули от Ворот на нижнюю лунную орбиту, спускаемый модуль, который доставит астронавтов на поверхность Луны, и взлетный модуль, который доставит их обратно на транспортный корабль, который затем вернет их на Ворота. .
- ^ Груш, Лорен (17 мая 2019 г.). «Администратор НАСА о плане новолуния: «Мы делаем это так, как никогда раньше» » . Грань . Проверено 27 ноября 2022 г.
Теперь, что касается «Артемиды-3», которая доставит наш экипаж к Вратам, нам нужно, чтобы у экипажа был доступ к посадочному модулю. Итак, это означает, что на Воротах у нас будет силовой и двигательный элемент, который будет запущен в коммерческую эксплуатацию, Модуль использования, который будет запущен в коммерческую эксплуатацию, а затем там будет посадочный модуль.
- ^ Груш, Лорен (17 мая 2019 г.). «Администратор НАСА о плане новолуния: «Мы делаем это так, как никогда раньше» » . Грань . Проверено 27 ноября 2022 г.
Сейчас мы придерживаемся такого направления, что следующим мужчиной и первой женщиной будут американцы, и что мы высадимся на южном полюсе Луны в 2024 году.
- ^ Чанг, Кеннет (25 мая 2019 г.). «Для миссии Артемиды на Луну НАСА стремится добавить миллиарды в бюджет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
По плану НАСА, миссия по высадке на Луну состоится во время третьего запуска системы космического запуска. По словам Брайденстайна, астронавты, в том числе первая женщина, ступившая на Луну, сначала остановятся на орбитальном лунном аванпосте. Затем они поднимут посадочный модуль на поверхность возле южного полюса, где внутри кратеров находится замерзшая вода.
- ^ «НАСА намечает планы по разработке лунных кораблей посредством коммерческого партнерства» . 21 июля 2019 г.
- ^ Олсон, Джон; Джоэл Кернс (август 2008 г.). «План управления переходным периодом НАСА» (PDF) . JICB-001 . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Уильямсон, Рэй (1999). «Разработка космического корабля-челнока» (PDF) . Исследование неизведанного: избранные документы по истории гражданской космической программы США, том IV: доступ к космосу . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 31 мая 2020 г. Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Гриффин, Майкл Д. (14 марта 2007 г.). «Освоение человеком космоса: следующие 50 лет» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Кук, Ричард (2007). Челленджер раскрыт: рассказ инсайдера о том, как администрация Рейгана стала причиной величайшей трагедии космической техники . Основные книги. ISBN 978-1560259800 .
- ^ Клесиус, Майк (31 марта 2010 г.). «Безопасность космических полетов: «Шаттл» против «Союза» против «Фалькона-9» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Белл, Труди; Эш, Карл (28 января 2016 г.). «Катастрофа Челленджера: случай субъективной инженерии» . IEEE-спектр . ИИЭЭ . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 года . Проверено 18 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фейнман, Ричард (6 июня 1986 г.). «Приложение F – Личные наблюдения о надежности Шаттла» . Доклад президентской комиссии по катастрофе космического корабля "Челленджер" . НАСА. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Флатов, Ира; Хэмлин, Тери; Канга, Майк (4 марта 2011 г.). «Предыдущие полеты космических кораблей оказались более рискованными, чем предполагалось» . Разговор о нации . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ «Совет по расследованию несчастных случаев в Колумбии» (PDF) . НАСА. Август 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2004 г. . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Дженкинс, Деннис Р. (2016). Спейс шаттл: развитие иконы — 1972–2013 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-58007-249-6 .
- ^ Дин, Джеймс (23 мая 2015 г.). «Железная дорога НАСА уходит в закат» . Флорида сегодня . Проверено 27 ноября 2022 г.
- Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Справочное руководство по шаттлу
- Орбитальные аппараты. Архивировано 9 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- Финансирование программы челноков 1992 – 2002 гг.
- Справочник новостей космических кораблей НАСА - 1981 г. (документ в формате PDF)
- Р.А. Пилке, «Ценность космического корабля, открытая для интерпретации» , Aviation Week , выпуск 26. Июль 1993 г., стр. 57 (.pdf)
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт миссии НАСА
- Место проведения космических кораблей Космического центра имени Джонсона НАСА
- Официальные архивы миссий космического корабля "Шаттл"
- Мультимедийная галерея и архивы космического корабля НАСА
- Аудио, видео и изображения шаттла - архивы с возможностью поиска от STS-67 (1995 г.) до настоящего времени
- Медиа-галерея Космического центра Кеннеди - галерея видео/аудио/фото с возможностью поиска
- Отчеты Исследовательской службы Конгресса (CRS) о космическом шаттле
- История космических полетов США: программа космических шаттлов
- Погодные критерии для запуска шаттла
- Сводный манифест запуска: полеты космических кораблей и порядок сборки МКС
- Публикация USENET – неофициальные часто задаваемые вопросы по космосу от Джона Лича