Устройство Мате-Демате
Устройство Mate-Demate представляло собой специализированный козловой кран, предназначенный для подъема орбитального корабля космического корабля "Шаттл" на заднюю часть самолета-носителя (SCA) и спускания с него. Были построены два устройства Mate-Demate: одно в Центре летных исследований Армстронга в Калифорнии, другое в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Третье подъемное приспособление орбитального аппарата должно было выполнять аналогичную функцию на базе ВВС Ванденберг , предполагаемом месте запуска шаттла на западном побережье. Позже его перевезли в Палмдейл для поддержки завода, на котором был построен и отремонтирован «Шаттл». Также был создан переносной ремень для поддержки операций по спариванию и спариванию вдали от основных мест.
Центр летных исследований Армстронга
[ редактировать ]Первое устройство Mate-Demate было расположено в Центре летных исследований Армстронга НАСА на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. [1] Строительство БДР было завершено в конце 1976 года. [1] Впервые он был использован во время работы с прототипом космического корабля « Энтерпрайз» во время пяти испытаний на заход на посадку и посадку в 1977 году. [1]
Во время программы «Шаттл» аэропорт «Шаттл» в Космическом центре Кеннеди во Флориде был основной площадкой для посадки орбитальных аппаратов. Однако более длинные взлетно-посадочные полосы в Эдвардсе использовались для 11 из первых 12 миссий и в общей сложности будут использоваться для 54 из 135 миссий шаттлов. Этот MDD будет использоваться для подъема орбитального корабля на самолет-носитель для обратного полета во Флориду. [1]
MDD в Калифорнии состоял из двух башен высотой 100 футов (30 м) со стационарными рабочими платформами через каждые 20 футов (6,1 м) до уровня 80 футов (24 м). Горизонтальная конструкция была установлена на высоте 80 футов (24 м) между двумя башнями. Горизонтальный блок выступает на консоль на расстоянии 70 футов (21 м) от основных блоков башни. Он контролировал и направлял большую подъемную балку, прикрепленную к орбитальным аппаратам и предназначенную для их подъема и опускания. [1]
Затем одновременно использовались три больших подъемника для подъема и опускания подъемной балки. Два подъемника соединены с частью подъемной балки, которая крепится к задней части орбитального корабля, а один прикреплен к части балки, которая крепится к передней части. Каждый подъемник имел грузоподъемность 100 000 фунтов (45 000 кг). При совместной работе общая грузоподъемность трех агрегатов составляет 240 000 фунтов (110 000 кг). Из консольной секции в борта орбитального корабля могли спускаться две платформы доступа для обслуживающих специалистов. [1]
Connell Associates из Корал-Гейблс, Флорида, разработала MDD. Он был построен в 1976 году компанией Джорджа А. Фуллера из Чикаго, штат Иллинойс, и обошелся в 1 700 000 долларов США (что эквивалентно 9 102 456 долларам США в 2023 году). [1] Калифорнийский MDD был демонтирован в 2014 году компанией Pantano Demolition из Мантека, Калифорния, за 178 000 долларов США (что эквивалентно 229 093 долларам США в 2023 году). [2]
Космический центр Кеннеди
[ редактировать ]Похожее, но немного менее сложное устройство Mate-Demate было расположено в посадочной площадки шаттла аэропорту Космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. MDD располагался недалеко от юго-восточного конца взлетно-посадочной полосы. Его основным назначением была разгрузка орбитального аппарата после его полета по пересеченной местности из Эдвардса.
Как и его брат в Калифорнии, MDD во Флориде состоял из двух башен высотой 100 футов (30 м), оснащенных подъемниками, адаптерами и подвижными платформами для доступа к определенным компонентам и оборудованию орбитального корабля. Подъемники KSC MDD имели общую грузоподъемность 230 000 фунтов (100 000 кг), что немного меньше, чем у калифорнийской версии. [3]
Контракт на строительство KSC MDD был заключен в первом квартале 1977 календарного года и завершен в июне 1978 года. Первое использование KSC MDD состоялось 19 октября 1978 года, когда космический шаттл Pathfinder был поднят для проверки прилегания. [4] Первым действующим шаттлом, использовавшим KSC MDD, был космический шаттл «Колумбия» , который был поднят в воздух в марте 1979 года в конце доставочного полета. Когда он был впервые построен, на верхнем MDD KSC располагалась первая диспетчерская вышка для посадочной площадки шаттла. [3] КСК МДД снесли в 2014 году. [4]
Подъемное приспособление орбитального корабля
[ редактировать ]Подъемное приспособление для орбитального аппарата представляло собой уменьшенную версию MDD, которую планировалось использовать исключительно на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. Впервые он был использован космическим шаттлом «Дискавери» во время проверки посадки во время его первого полета в ноябре 1983 года, а также использовался для разгрузки и загрузки космического корабля « Энтерпрайз » для проверки посадки площадок на космическом стартовом комплексе 6 Ванденберга в 1984 и 1985 годах. [5] Полеты шаттлов с западного побережья были отменены после космического корабля « Челленджер» катастрофы в 1986 году .
Подъемное приспособление орбитального корабля было перенесено на завод 42 ВВС США , где орбитальные аппараты были построены в Палмдейле, Калифорния , перед поставкой космического корабля " Индевор" в 1991 году. Ранее орбитальные аппараты доставлялись на грузовиках на MDD в Центре летных исследований Армстронга в База ВВС Эдвардс, расположенная примерно в 36 милях (58 км), это заняло около 10 часов. [5] Подъемное устройство орбитального корабля было демонтировано в 2008 году. [6]
Мобильный слинг
[ редактировать ]В тех редких случаях, когда орбитальный аппарат необходимо было загрузить или разгрузить в месте, где не было постоянного подъемного устройства, у НАСА была специальная стропа, которую можно было прикрепить к орбитальному аппарату, что позволяло поднимать его кранами. Обычно кран меньшего размера поддерживал передний конец стропы, а кран большего размера - заднюю часть. Чтобы компенсировать отсутствие стабилизирующей конструкции, обычно предоставляемой MDD, будет установлена система из тросов, мачт и лебедок, обеспечивающих устойчивость подвешенной комбинации Орбитальный аппарат/Строп.
Мобильный строп использовался несколько раз в начале программы «Шаттл» в конце 1970-х и середине 1980-х годов для транспортировки космического корабля « Энтерпрайз » для демонстрации в различных местах по всему миру. Он также использовался для загрузки космического корабля «Колумбия» на SCA, когда он приземлился в Уайт-Сэндс в Нью-Мексико в конце STS-3 в 1982 году. [6]
Строп не использовался с середины 1980-х по 2012 год и находился в режиме ожидания для транспортировки шаттла на случай, если он приземлится на одной из резервных посадочных площадок, кроме Эдвардса. В 2012 году строп активно использовался для перевозки Discovery , Endeavour и Enterprise в музеи после завершения программы «Шаттл». [7]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Информационный бюллетень об устройстве Shuttle Mate-Demate» . Летно-исследовательский центр Армстронга . 14 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Левин, Джей (28 августа 2014 г.). «Эра заканчивается, но начинается другая в НАСА Армстронг» . Центр летных исследований Армстронга . Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Листон, Элейн; Эллиот, Дон (1 мая 2003 г.). «Бумажная сессия II-A - История посадочной площадки шаттла в Космическом центре Кеннеди» . Материалы космического конгресса . 4 – через Стипендиальное сообщество Аэронавтического университета Эмбри-Риддла.
- ^ Перейти обратно: а б Гранат, Боб (4 февраля 2015 г.). «Снос культового объекта эпохи космических шаттлов» . Космический центр Кеннеди . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ури, Джон (16 октября 2023 г.). «40 лет назад: публичный дебют космического корабля «Дискавери»» . Космический центр Джонсона . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Помощник по орбитальному аппарату и переход к самолету-челноку (SCA) на демонстрационных площадках» (PDF) . НАСА . 1 мая 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г. . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Сицелов, Стивен (4 августа 2011 г.). «Команды тренируются поднимать шаттлы в аэропортах» . Космический центр Кеннеди . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 16 ноября 2011 г.