Выход на пенсию космического корабля "Шаттл"
Вывод из эксплуатации произошел НАСА парка космических шаттлов с марта по июль 2011 года. «Дискавери» был первым из трех действующих космических шаттлов, вышедших на пенсию, завершив свою последнюю миссию 9 марта 2011 года; «Индевор» сделал это 1 июня. Последняя миссия шаттла завершилась приземлением «Атлантиды» 21 июля 2011 года, завершив 30-летнюю программу космических шаттлов .
Шаттл был представлен публике в 1972 году как «космический грузовик», который, среди прочего, будет использоваться для строительства космической станции США на низкой околоземной орбите в начале 1990-х годов, а затем будет заменен новым транспортным средством. [1] [2] Когда концепция космической станции США превратилась в концепцию Международной космической станции , которая пострадала от длительных задержек и изменений в конструкции, прежде чем ее удалось завершить, срок службы парка космических шаттлов несколько раз продлевался до 2011 года, когда он был окончательно выведен из эксплуатации. .
После гибели «Колумбии» в 2003 году «Колумбии» отчет Комиссии по расследованию происшествий показал, что космическая транспортная система (STS) была рискованной/небезопасной, а из-за затрат на обеспечение безопасности «Шаттла» в 2004 году президент Дж. Буш объявил (наряду с VSE политикой ) ), что Шаттлы будут выведены из эксплуатации в 2010 году (после завершения сборки МКС).
В 2010 году «Шаттл» официально планировалось вывести из эксплуатации, а «Атлантис» был выведен из эксплуатации первым после STS-132 в мае того же года, но программа была еще раз продлена, когда две последние запланированные миссии были отложены до 2011 года. [3] была добавлена еще одна миссия Позже в июле 2011 года к Атлантиде , что еще больше расширило программу. В Конгрессе были рассмотрены встречные предложения по выводу шаттла из эксплуатации. [4] и генеральным подрядчиком United Space Alliance еще весной 2010 года. [5]
Аппаратное обеспечение, разработанное для космического корабля "Шаттл", после завершения программы достигло различных целей, включая передачу в дар, отказ от использования и/или утилизацию или повторное использование. Примером повторного использования является то, что один из трех многоцелевых логистических модулей (MPLM) был преобразован в постоянный модуль Международной космической станции . [6]
Судьба уцелевшего программного обеспечения СТС
[ редактировать ]Орбитальные аппараты космических шаттлов
[ редактировать ]12 апреля 2011 года НАСА объявило, что 4 оставшихся орбитальных корабля космического корабля "Шаттл" будут постоянно находиться в следующих местах: [7] [8] [9]
Трансфер Имя |
Трансфер Обозначение |
Назначение выхода на пенсию | |
---|---|---|---|
Предприятие * | ОВ-101 | Бесстрашный музей , Нью-Йорк , Нью-Йорк | |
Открытие | ОВ-103 | Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи , Шантильи, Вирджиния | |
Атлантида | ОВ-104 | Комплекс посетителей Космического центра Кеннеди , Мерритт-Айленд , Флорида | |
Стараться | ОВ-105 | Калифорнийский научный центр , Лос-Анджелес , Калифорния |
* До переезда в «Бесстрашный» Музей «Энтерпрайз» первоначально выставлялся в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи с 2003 по 2011 год.
Музеи и другие объекты, не выбранные для приема орбитального аппарата, были разочарованы. Выборные должностные лица, представляющие Хьюстон, штат Техас, местонахождение Космического центра Джонсона ; и Дейтон, штат Огайо, где находится Национальный музей ВВС США , призвали Конгресс провести расследование процесса отбора, но никаких действий предпринято не было. [10] В то время как местные политики и политики Конгресса в Техасе сомневались, сыграла ли партийная политика роль в выборе, бывший директор АО Уэйн Хейл написал: «Хьюстон не получил орбитальный аппарат, потому что Хьюстон его не заслужил», указывая на слабую поддержку со стороны местных политиков. СМИ и жители, описывая «чувство своих прав». [11] [12]
Чикагские СМИ подвергли сомнению решение не включать планетарий Адлера в список объектов, принимающих орбитальные аппараты, указав на третье место по численности населения Чикаго в Соединенных Штатах. Председатель комитета НАСА, который делал выбор, указал на указания Конгресса о том, что орбитальные аппараты отправляются на объекты, где их может увидеть большинство людей, а также на связь с космической программой Южной Калифорнии (где находится база ВВС Эдвардс , где почти половина полетов шаттлов завершилась, и здесь расположены заводы, производившие орбитальные аппараты и двигатели RS-25 ), Смитсоновский институт (хранитель национальных авиационных и космических экспонатов), Комплекс посетителей Космического центра Кеннеди (откуда начинались все запуски шаттлов, и большое количество туристов) и музей «Бесстрашный» ( «Бесстрашный» также служил спасательным судном для проектов «Меркурий» и «Близнецы» ). [13]
В августе 2011 года генеральный инспектор НАСА опубликовал результаты проверки процесса выбора дисплея; он выделил вопросы, которые привели к окончательному решению. Музей авиации в Сиэтле, штат Вашингтон, Музей авиации Марч-Филд , Риверсайд, Калифорния, Музей авиации и космонавтики Эвергрин , Макминнвилл, штат Орегон, Национальный музей ВВС США , Дейтон, Огайо, Музей авиации и космонавтики Сан-Диего , Сан-Диего, Космический центр Хьюстона , Хьюстон, Техас, Музей авиации и космонавтики и планетарий Талсы , Талса, Оклахома и Космический и ракетный центр США , Хантсвилл, Алабама, получили низкие оценки по международному доступу. Кроме того, Музей естественной истории долины Бразос и Библиотека Буша в Texas A&M в Колледж-Стейшен, штат Техас, получили низкие оценки по посещаемости музеев и населению региона и были единственным объектом, который, как было установлено, представлял значительный риск при транспортировке туда орбитального аппарата. В целом, Калифорнийский научный центр занял первое место, а Музей естественной истории долины Бразос — последнее. Две самые противоречивые локации, которым не был предоставлен орбитальный аппарат: Космический центр Хьюстона и Национальный музей ВВС США заняли предпоследнее и почти серединное место соответственно. В отчете отмечается ошибка в подсчете баллов, которая, если ее исправить, поставила бы Национальный музей ВВС США в один ряд с Музеем «Бесстрашный» и комплексом для посетителей Кеннеди (чуть ниже Калифорнийского научного центра), хотя из-за проблем с финансированием были бы приняты те же решения. были сделаны. [14]
Музей авиации в Сиэтле, штат Вашингтон, не был выбран для получения орбитального аппарата, а вместо этого получил трехэтажный тренажер с полным фюзеляжем из макета космического корабля в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. [15] Сотрудники музея, хотя и были разочарованы, смогли позволить публике войти внутрь тренера, что невозможно с настоящим орбитальным аппаратом. [16]
Помимо проблемы транспортировки больших транспортных средств к выставочной площадке, размещение их на постоянной экспозиции потребовало значительных усилий и затрат. Статья в февральском номере Smithsonian за 2012 г. журнала [17] обсудили проделанную работу на Discovery . Он включал демонтаж трех основных двигателей (их планировалось повторно использовать в системе космического запуска НАСА ); окна были переданы инженерам-проектировщикам для анализа того, как материалы и системы ведут себя после многократного воздействия в космосе; модули связи были удалены из соображений национальной безопасности; а опасные материалы, такие как следы топлива, были тщательно смыты из водопровода. Общая стоимость подготовки и доставки на модифицированном Боинге 747 оценивалась в 26,5 миллиона долларов в долларах 2011 года.
Полезная нагрузка оборудования
[ редактировать ]- Spacelab Pallet Elvis — передан Швейцарскому музею транспорта , Швейцария, в марте 2010 года. [18]
- Одна из двух космических лабораторий — выставлена в аэропорту Бремена , Германия. [18]
- Еще одна космическая лаборатория выставлена в центре Удвар-Хази за Дискавери.
- MPLM Leonardo МКС : преобразован в постоянный многоцелевой модуль , в настоящее время находится на орбите. [6]
- MPLM Raffaello : извлечен из бухты Атлантиды , судьба неизвестна
- MPLM Donatello : неиспользованный MPLM, некоторые части были разобраны для Леонардо . Остальное законсервировано на технологическом комплексе МКС в Космическом центре Кеннеди.
- Различные космические поддоны, используемые со времен STS-1: судьбы этих объектов варьируются от хранилища космического центра до металлолома и музейных экспонатов.
Плитка
[ редактировать ]НАСА запустило программу по передаче плиток системы теплозащиты школам и университетам по цене 23,40 доллара США за штуку (плата за доставку и обработку). Около 7000 плиток были доступны в порядке очереди , но ограничено одной на учреждение. [19] Каждый орбитальный аппарат состоял из более чем 21 000 плиток. [20]
РС-25
[ редактировать ]около 42 многоразовых двигателей РС-25 , по три на каждый орбитальный аппарат за миссию. В программу СТС входило [21] НАСА решило сохранить шестнадцать двигателей и планирует использовать их в системе космического запуска , где они будут израсходованы. Первый полет системы космического запуска состоялся в 2022 году. Остальные двигатели были переданы в дар Комплексу посетителей Космического центра Кеннеди , Космическому центру Джонсона в Хьюстоне , Национальному музею авиации и космонавтики и другим экспонатам по всей стране.
Форсунки РС-25
[ редактировать ]Изношенные сопла двигателей обычно считаются металлоломом, хотя девять сопел были отремонтированы для показа на подаренных орбитальных кораблях, поэтому НАСА может сохранить настоящие двигатели. [22]
Канадарма (SRMS) и OBSS
[ редактировать ]три манипулятора Шаттла НАСА использовало ; гербы «Дискавери» и «Атлантиды» останутся на месте для музейной экспозиции. Руку «Индевора» планируется снять с орбитального аппарата и выставить на отдельном показе в Канаде. [23] Удлинитель OBSS » руки «Индевора остался на Международной космической станции для использования с роботизированной рукой станции . [23]
Информационные технологии
[ редактировать ]В декабре 2010 года, когда НАСА готовилось к завершению программы STS, проверка Управления генерального инспектора НАСА (OIG) показала, что были проданы или подготовлены к продаже информационные технологии, которые все еще содержали конфиденциальную информацию. OIG НАСА рекомендовал НАСА быть более осторожным в будущем. [24]
Другое оборудование шаттла
[ редактировать ]Стартовый комплекс КСК 39
[ редактировать ]Двойные площадки, изначально построенные для программы «Аполлон», были деактивированы. LC-39B был впервые деактивирован 1 января 2007 года. К площадке были добавлены три молниеотвода, и она была временно «повторно активирована» в апреле 2009 года, когда «Индевор» был переведен в режим ожидания для спасения экипажа STS-125 (STS-125 миссия была последней, посетившей космический телескоп «Хаббл» , а это означало, что МКС находилась вне досягаемости) в случае необходимости; Затем Endeavour был переведен на LC-39A для STS-126. В октябре 2009 года с 39B был запущен прототип ракеты Ares IX . Затем площадка была окончательно деактивирована, а затем демонтирована и модифицирована для программы системы космического запуска и, возможно, других ракет-носителей. Как и предыдущие структуры Аполлона, структуры шаттлов были списаны. Первым запуском с 39B со времен «Ареса IX» стала «Артемида-1» 16 ноября 2022 года, ставшая первым запуском на Луну с площадки после «Аполлона-10» . 39А был дезактивирован в июле 2011 года после запуска STS-135.
К 2012 году НАСА пришло к выводу, что поддержание LC-39A даже в неактивном состоянии потребует материальных затрат, и решило привлечь других к аренде площадки для своего использования. НАСА обратилось с просьбой, и SpaceX выиграла конкурс на использование LC-39A. [25] Blue Origin опротестовала это решение в Главном бухгалтерском управлении (GAO), создав неопределенность в отношении намерений НАСА в случае, если не удастся привлечь коммерческого пользователя или пользователей. [26] 16 января 2013 г. одно или несколько новостных агентств ошибочно сообщили, что НАСА планирует покинуть площадку; НАСА быстро прояснило и определило, что фактический план заключался в том, чтобы, как и площадку B, переоборудовать ее для других ракет, не разбирая ее. [27] Если бы НАСА действительно планировало окончательно вывести площадки из эксплуатации, им пришлось бы восстановить их первоначальный вид эпохи Аполлона, поскольку обе площадки внесены в Национальный исторический реестр . [28]
С тех пор SpaceX переоборудовала площадку для запуска полетов Falcon Heavy и Crew Dragon Falcon 9 с экипажем. После разрушения Космического стартового комплекса 40 в результате взрыва на площадке в сентябре 2016 года SpaceX пришлось перенести все запуски восточного побережья на 39А, пока SLC-40 восстанавливался. Первый запуск корабля снабжения Dragon на борту Falcon 9 состоялся 12 февраля 2017 года. [29] [30] Этот полет стал первым беспилотным запуском с Комплекса 39 с момента запуска Skylab в 1973 году. После повторной активации SLC-40 SpaceX завершила модификацию площадки для Falcon Heavy. Из-за разрушения SLC-40 39А пришлось срочно ввести в эксплуатацию, а такие работы, как демонтаж РСС, были приостановлены. Для первых нескольких миссий с 39А, даже после повторной активации SLC-40, SpaceX демонтировала RSS между запусками и добавляла черную обшивку к конструкции фиксированной службы.
Здание сборки автомобилей
[ редактировать ]После STS-135 VAB использовался как хранилище для списанных шаттлов перед отправкой в музеи. В марте 2014 года НАСА заключило контракт на проектирование и изготовление/поставку модификаций VAB High Bay 3 для поддержки программы SLS. В феврале 2017 года команда подрядчика завершила установку платформы для возможности штабелирования SLS. [31] [32] Миссия SLS/Artemis 1 обрабатывалась через VAB Bay 3 перед запуском в ноябре 2022 года. [33] Другие отсеки VAB, такие как High Bay 2, предоставляются НАСА для других программ. [32]
Мобильная платформа запуска
[ редактировать ]Три мобильные пусковые платформы, используемые для поддержки космического корабля "Шаттл", будут использоваться для коммерческих ракет-носителей.
Мобильная пусковая платформа-1 (MLP-1) использовалась для 62 запусков шаттлов, начиная с 1981 года. Это была наиболее часто используемая из трех MLP.
Суборбитальная миссия Ares IX использовала MLP-1 для поддержки операций укладки и запуска. Отмененный Ares IY использовал бы тот же MLP. [34] [35] После STS-135 годные к употреблению детали от MLP-1 были сняты и сохранены в цехе сборки автомобилей, и никаких планов по дальнейшему использованию MLP не было. [36] В конце концов, MLP был утяжелен бетонными блоками и по состоянию на сентябрь 2021 года использовался для подготовки гусеничного пути для SLS.
Мобильная пусковая платформа-2 (MLP-2) использовалась для 44 запусков «Шаттлов», начиная с 1983 года. Все орбитальные аппараты, кроме «Колумбии», совершили свои первые полеты с MLP-2. Это также была стартовая площадка для злополучной миссии STS-51L , когда космический челнок «Челленджер» распался вскоре после запуска, в результате чего погибли все семь членов экипажа. [37] в январе 2021 года MLP-2 был списан, так как из-за строительства еще двух MLP для SLS у НАСА не хватало мест для хранения стартовых платформ. [38]
Мобильная пусковая платформа-3 (МЛП-3) использовалась для 29 запусков Шаттла, начиная с 1990 года. Это была наименее используемая из трех МЛП.
MLP-3 была приобретена компанией Orbital ATK (которая позже была выкуплена Northrop Grumman ) для запуска своей будущей ракеты OmegA . планировалось использовать корпус сборки автомобилей Для сборки ракеты планировалось использовать гусеничный транспортер High Bay 2, а для перемещения ракеты на LC-39B для запуска 1. К сожалению, из-за нехватки федеральных средств проект «Омега» закрыли в сентябре 2020 года, оставив МЛП-3 без арендатора. [39]
Гусеничный транспортер
[ редактировать ]Гусеничные транспортеры использовались в качестве мобильной части площадки с шаттлами; эти два корабля были деактивированы и модернизируются для системы космического запуска . Гусеничные пути, используемые для транспортировки ракет-носителей с VAB на спаренные площадки КСК, также капитально ремонтируются для программы «Артемида» . [40]
Самолет-челнок
[ редактировать ]Два модифицированных Боинга 747 использовались для доставки шаттлов обратно в KSC, когда они приземлились на авиабазе Эдвардс. N911NA был выведен из эксплуатации 8 февраля 2012 года и в настоящее время является частью Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии . Начиная с сентября 2014 года, N911NA был передан в аренду аэропорту Joe Davies Heritage Airpark в Палмдейле, Калифорния, где он выставлен на открытой выставке рядом с B-52. Другой самолет, N905NA, использовался для отправки Discovery , Endeavour и Enterprise в их музеи, и в сентябре 2012 года было обнаружено, что у него мало деталей для SOFIA. В настоящее время это музейный экспонат Космического центра Джонсона , на котором выставлена полномасштабная копия орбитального аппарата . [41]
Спасательные корабли НАСА
[ редактировать ]Используемые для извлечения SRB MV Liberty Star и Freedom Star теперь разделены. Liberty Star была переименована в TV Kings Pointer и передана Академии торгового флота в Нью-Йорке для использования в качестве учебного судна. [42] Он останется наготове на случай, если он понадобится НАСА для дальнейших миссий. Freedom Star был передан резервному флоту реки Джеймс 28 сентября 2012 года и передан в собственность Морской администрации США (MARAD). [43] В ноябре 2016 года судно Freedom Star было перепрофилировано в учебное судно для Центра морской подготовки и морской подготовки Пола Холла. Образование, предоставленное MARAD. [44]
Центр обработки орбитального корабля
[ редактировать ]Здания, использовавшиеся для обработки шаттлов после каждой миссии, были выведены из эксплуатации. БКП-1 был передан в аренду компании Boeing в январе 2014 года для обработки космического самолета X-37B . [45] После того как соглашение об использовании было подписано между НАСА и ВВС США и обнародовано, использование ОБТК-1 и ОБТК-2 для X-37B было подтверждено. [46] OPF-3 также был передан в аренду компании Boeing на 15 лет для использования при изготовлении и испытаниях космического корабля CST-100 . [47]
Посадочная площадка шаттла
[ редактировать ]Взлетно-посадочная полоса в KSC развивается как стартово-посадочная площадка (LLF) для поддержки нескольких пользователей, включая группу самолетов F-104, использования поставщиками запуска для доставки ступеней ракет самолетами, доступности для горизонтального запуска и посадки в космическом полете, а также для другие виды использования поддерживают как Космический центр Кеннеди, так и прилегающую станцию космических сил на мысе Канаверал. [48] Он используется для посадки X-37B и будет использоваться для космических самолетов Sierra Nevada Dream Chaser . LLF совершил свою первую посадку из космоса со времен Атлантиды , когда на него приземлился X-37B ВВС США в конце почти двух лет пребывания на орбите в июне 2017 года. [49]
Бывшие запланированные преемники космического корабля "Шаттл"
[ редактировать ]В 1970-х годах также было несколько предложений по системам доступа в космос, например, Rockwell Star-raker . [50] Star-raker представлял собой большую одноступенчатую конструкцию для вывода на орбиту (SSTO), в которой для движения использовались как ракеты, так и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. [50] Это был современник многоразового аэродинамического космического корабля Boeing , который представлял собой полностью ракетную двигательную установку SSTO. [51]
Некоторыми программами начала 1980-х годов были программа «Будущая космическая транспортная система» и более поздняя программа НАСА « Усовершенствованная пилотируемая система запуска» . [52] [53]
В конце 1980-х годов запланированный преемник STS назывался «Шаттл II», который включал в себя ряд различных идей, включая баки меньшего размера над крыльями и съемную кабину экипажа на случай чрезвычайных ситуаций, и на него повлияла катастрофа «Челленджера» . [54] В какой-то момент перед выходом на пенсию правительство США рассматривало возможность продления программы «Спейс Шаттл» еще на пять лет, пока может быть разработана замена. [4] Некоторыми программами, предложенными для обеспечения доступа в космос после шаттла, были Lockheed Martin X-33 , VentureStar , программа орбитального космического самолета и Ares I. ракета-носитель
По сравнению с более ранним выходом на пенсию, когда Saturn IB последний раз летал в 1975 году в рамках испытательного проекта «Аполлон-Союз» , программа разработки «Шаттла» уже шла полным ходом. Однако «Шаттл» не летал до 1981 года, что привело к шестилетнему перерыву в пилотируемых космических полетах США. Из-за этой и других причин, в частности, более высокой, чем ожидалось, солнечной активности, вызвавшей затухание орбиты Скайлэба быстрее, чем ожидалось, американская космическая станция Скайлэб сгорела в атмосфере. [55]
«Арес I» должен был стать пилотируемым космическим кораблем НАСА после STS, и Конгресс попытался ускорить его разработку, чтобы он был готов к МКС уже в 2016 году, кроме того, они попытались отложить вывод шаттла из эксплуатации, чтобы сократить временной разрыв. [56] Однако «Арес I» был отменен вместе с остальной частью «Созвездия» в 2010 году. [57] Преемником космического корабля "Шаттл" после отмены станет коммерческий космический корабль с экипажем, такой как Dragon 2 от SpaceX , который впервые запустил экипаж 30 мая 2020 года в рамках миссии SpaceX Demo-2 . [58] и Starliner от Boeing , который впервые запустил экипаж 5 июня 2024 года в качестве миссии Boeing CFT , в то время как флагманские миссии НАСА с собственным экипажем будут находиться на борту Ориона на SLS.
Программа Созвездие
[ редактировать ]После космического корабля «Колумбия» катастрофы в начале 2003 года президент Джордж Буш объявил о своем видении освоения космоса , в котором содержится призыв к завершению строительства американской части Международной космической станции к 2010 году (из-за задержек это произойдет не раньше 2011 года). вывод из эксплуатации флота космических шаттлов после его завершения с возвращением на Луну к 2020 году и однажды на Марс. [59] Необходимо было разработать новый корабль, который в конечном итоге был назван космическим кораблем «Орион» , вариант на шесть человек должен был обслуживать МКС, а вариант на четыре человека отправился бы на Луну. «Арес I» запустил бы «Орион», а «Арес V» тяжелый грузовой корабль должен (HLV) запустил бы все остальное оборудование. Лунный посадочный модуль «Альтаир» был доставить на Луну экипаж и груз. Программа Constellation претерпела множество перерасходов средств и отставаний от графика и подверглась открытой критике со стороны последующего президента США Барака Обамы . [57] [60]
В феврале 2010 года администрация Обамы предложила отменить государственное финансирование программы «Созвездие» и передать большую ответственность за обслуживание МКС частным компаниям. [61] Во время выступления в Космическом центре Кеннеди 15 апреля 2010 года президент Обама предложил выбрать дизайн нового HLV, который заменит Ares-V, но это произойдет не раньше 2015 года. [62] Конгресс США разработал Закон о разрешении НАСА 2010 года , и президент Обама подписал его 11 октября того же года. [63] Закон о разрешении официально отменил программу Constellation. [63]
По прогнозам, разработка комбинации «Ареса I» и «Ориона» будет стоить около 50 миллиардов долларов США. [64] Одной из проблем с Ares I была критика второй ступени, которую в предложении Liberty после отмены пытались решить, используя вторую ступень от Ariane 5. [65] Предложение Liberty подавалось, но не было выбрано для коммерческой команды. [65] Другая постоянная жалоба заключалась в том, что было бы разумнее создать версию «Атласа» или «Дельты» для людей с рейтингом. [64] Первый пилотируемый полет «Ареса I» был запланирован на март 2015 года, и одним из его приоритетов была безопасность экипажа. [66] Одной из причин повышенного внимания к безопасности было то, что она была задумана после катастрофы в Колумбии . [66]
Текущие и будущие преемники космического корабля "Шаттл"
[ редактировать ]Soyuz
[ редактировать ]Американские астронавты продолжали получать доступ к МКС на борту российского космического корабля "Союз" . [67] «Союз» был выбран в качестве спасательной шлюпки МКС при разработке Международной космической станции. [68] Первым астронавтом НАСА, совершившим запуск на ракете «Союз», был Норман Тагард в рамках программы «Шаттл - Мир» . [69] Запустившись 14 марта 1995 года на корабле «Союз ТМ-21» , он посетил « Мир» , но вернулся на Землю на космическом корабле «Шаттл» СТС-71 . [69] Начало регулярного использования «Союза» началось в рамках программы Международной космической станции , с запуска Уильяма Шеперда на «Союзе ТМ-31» в октябре 2000 года. [69] НАСА продолжало выполнять регулярные полеты в течение следующих двух десятилетий. [69] С НАСА был заключен контракт на использование кресел «Союза» как минимум до 2018 года. [70]
Рассмотрение «Союза» как спасательной шлюпки началось после распада Советского Союза. [69] В конце 1991 года Россия предложила использовать «Союз» в качестве спасательной шлюпки для космической станции «Свобода», что привело к дальнейшему анализу этой концепции в начале 1990-х годов. [69] Одной из вех стал 1992 год, когда после трех месяцев переговоров руководители двух космических агентств согласились изучить возможности применения космического корабля «Союз». [69]
В марте 1992 года российские и американские космические чиновники обсудили возможность сотрудничества в пилотируемой космической программе, включая ACRV. 18 июня 1992 года, после трехмесячных переговоров, администратор НАСА Дэниел С. Голдин и генеральный директор Российского космического агентства Юрий Николаевич Коптев «ратифицировали» контракт между НАСА и НПО-Энергия на изучение возможного применения космического корабля «Союз» и Российский док-порт в проекте «Свобода»
- Астронавты НАСА на корабле «Союз: опыт и уроки для будущего» , 2010 г. [69]
С момента первого использования НАСА «Союза» в 1995 году астронавты НАСА летали на следующих версиях «Союза»: «Союз-ТМ» , «Союз-ТМА» (и «Союз ТМА-М»), «Союз МС» (первый полет которого состоялся в 2016 году). [71]
НАСА также приобрело в России несколько космических модулей, включая «Спектр» , стыковочный модуль ( «Мир» ), «Природа» и «Заря» .
Орион и SLS
[ редактировать ]Закон о разрешении НАСА 2010 года требовал, чтобы новая конструкция тяжелого транспортного средства была выбрана в течение 90 дней после его принятия. [72] В акте о разрешении этот новый HLV получил название «Система космического запуска» (SLS). Космический корабль «Орион» практически не изменился по сравнению с предыдущей конструкцией. Система космического запуска запустит как «Орион», так и другое необходимое оборудование. [73] SLS со временем будет обновляться более мощными версиями. Первоначальная версия SLS будет способна поднимать на низкую околоземную орбиту 70 тонн . Затем его планируется модернизировать различными способами, чтобы поднять 105 тонн, а затем, в конечном итоге, и 130 тонн. [74] [75]
Exploration Flight Test 1 (EFT-1), беспилотный испытательный полет модуля экипажа «Ориона», запущенный 5 декабря 2014 года на ракете Delta IV Heavy . [75]
«Артемида-1» — первый полет SLS, запущенный в ноябре 2022 года в качестве испытания завершенной системы «Орион» и SLS. [76] Artemis 2 , первая пилотируемая миссия программы, запустит четырех астронавтов в 2025 году, поскольку все цели полета Artemis 1 были достигнуты. [77] Вторая миссия будет запущена в ходе облета Луны со свободным возвратом на расстояние 8520 километров (4600 морских миль). [78] После «Артемиды-2» силовой и двигательный элемент Lunar Gateway и три компонента одноразового лунного посадочного модуля планируется доставить в ходе нескольких запусков от поставщиков услуг коммерческого запуска . [79]
«Артемиду-3» планируют запустить в 2026 году. [80] на борту ракеты SLS Block 1 и будет использовать минималистичный шлюз и одноразовый посадочный модуль для осуществления первой в рамках программы посадки на Луну с экипажем. Планируется, что полет приземлится в районе южного полюса Луны , и два астронавта пробудут там около недели. [79] [81] [82] [83]
Экипаж МКС и пополнение запасов грузов
[ редактировать ]Финансирование МКС планируется как минимум до 2020 года. [84] Велась дискуссия о продлении его до 2028 года или далее. [85] Пока не был готов еще один американский экипаж, экипажи добирались до МКС исключительно на борту российского космического корабля «Союз» . [67] «Союз» был выбран в качестве спасательной шлюпки МКС при разработке Международной космической станции и был одним из космических такси, используемых международными участниками этой программы. [68] «Союз» отправился в Первую экспедицию , в которой участвовал один американский астронавт. В 2000 году [68] Ранее Соединенные Штаты и Россия сотрудничали в расширении космической станции «Мир» в рамках программы «Шаттл -Мир» в 1990-х годах. [68]
Хотя космический корабль «Орион» ориентирован на миссии в дальний космос, такие как посещение ОСЗ, его также можно использовать для вывода экипажа или припасов с МКС , если эта задача необходима. [86] Однако в рамках Программы коммерческих экипажей (CCP) в 2020 году был создан действующий пилотируемый космический корабль, который станет альтернативой «Ориону» или «Союзу». [58] Задержка оказалась дольше, чем ожидалось, поскольку полет Ares I был отменен в 2010 году, и до выхода на пенсию STS оставалось мало времени, чтобы подготовить что-то новое, готовое к полету. [56] Конгресс США осознавал, что может возникнуть дефицит космических полетов, и ускорил финансирование в 2008 и 2009 годах в рамках подготовки к выводу из эксплуатации шаттла. [56] В то время первый пилотируемый полет запланированной ракеты-носителя «Арес I» должен был состояться не раньше 2015 года, а ее первое использование на МКС — до 2016 года. [56] Другой вариант, который был проанализирован, — адаптировать «Орион» к тяжелой ракете-носителю, предназначенной для человека, такой как Delta IV Heavy. [64] (см. также «Усовершенствованная одноразовая ракета-носитель »). Еще один космический корабль, оцененный НАСА, а также для коммерческого экипажа, — это ракета OmegA , которая будет похожа на «Арес I» и будет основана на твердотопливном ракетном ускорителе космического корабля «Шаттл» . [65]
Коммерческие услуги по снабжению
[ редактировать ]Программа развития коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS) началась в 2006 году с целью создания коммерческих автоматизированных грузовых космических кораблей для обслуживания МКС. [87] Программа представляет собой программу развития с фиксированной ценой, основанную на этапах, а это означает, что каждая компания, получившая финансируемую награду, должна была иметь список этапов с прикрепленной к ним долларовой стоимостью, которую они не получат до тех пор, пока не достигнут этого этапа. [88] Частные компании также должны иметь некоторую «скину в игре», что означает привлечение дополнительных частных инвестиций для их предложения. [89]
23 декабря 2008 года НАСА заключило контракты на оказание коммерческих услуг по снабжению со SpaceX и Orbital Sciences Corporation (теперь в результате корпоративных слияний и поглощений Northrop Grumman ). [90] [91] SpaceX использует свою ракету Falcon 9 и космический корабль Dragon , а Orbital Sciences (ныне Northrop Grumman) использует свою ракету Antares и космический корабль Cygnus . [92] Первая миссия по пополнению запасов Dragon состоялась в мае 2012 года. [93] [94] Первая миссия по пополнению запасов Cygnus завершилась 23 октября 2013 года после полета, в ходе которого он оставался на МКС в течение 23 дней. [95] Программа CRS обеспечивает все прогнозируемые потребности США в перевозке грузов на МКС, за исключением нескольких полезных нагрузок для конкретных транспортных средств, которые будут доставлены на европейском ATV и японском HTV . [96]
Программа коммерческого экипажа
[ редактировать ]Программа коммерческих экипажей (CCP) была инициирована в 2010 году с целью создания коммерческих экипажей, способных доставить на МКС не менее четырех астронавтов, оставаться в стыковке в течение 180 дней и затем вернуть их на Землю. [97] Как и COTS, CCP представляет собой программу развития с фиксированной ценой и поэтапными этапами, которая требует определенных частных инвестиций. [88]
На первом этапе программы НАСА выделило в общей сложности 50 миллионов долларов, разделенных между пятью американскими компаниями, предназначенных для содействия исследованиям и разработкам концепций и технологий пилотируемых космических полетов в частном секторе. В 2011 году в ходе второго этапа программы НАСА выделило 270 миллионов долларов, разделенных между четырьмя компаниями. [98] В ходе третьего этапа программы НАСА выделило 1,1 миллиарда долларов, разделенных между тремя компаниями. [99] Ожидалось, что этот этап КПК продлится с 3 июня 2012 года по 31 мая 2014 года. [99] Победителями этого раунда стали SpaceX Dragon 2 (созданный на базе грузового корабля Dragon), Boeing CST-100 компании Sierra Nevada и Dream Chaser . [100] United Launch Alliance работала над оценкой своей ракеты Atlas V в рамках двух последних предложений. В конечном итоге НАСА выбрало Crew Dragon и CST-100 Starliner, а Dream Chaser получил только контракт на грузовые перевозки. Crew Dragon начал доставлять экипаж в 2020 году. [58] с CST-100, который начал доставку экипажа в 2024 году. [101] [102] [103]
30 мая 2020 года компания SpaceX запустила Crew Dragon в рамках миссии Crew Dragon Demo-2 к Международной космической станции. На борту корабля находился экипаж из двух астронавтов НАСА, Дуга Херли и Боба Бенкена , для 62-дневной миссии, которая была включена в состав 63-й экспедиции . [58] Это был первый пилотируемый запуск капсулы, построенной в США, после испытательного проекта «Аполлон-Союз» 15 июля 1975 года. Херли, который был пилотом « Атлантиды» в последнем полете шаттла STS-135, командовал миссией «Демо-2». Эксплуатационная эксплуатация Crew Dragon началась с запуском корабля SpaceX Crew-1 с четырьмя астронавтами на борту 16 ноября 2020 года. Экипаж присоединился к 64-й экспедиции . Из экипажа только японский астронавт Соичи Ногути . ранее на космическом шаттле летал [104]
С другой стороны, 5 июня 2024 года компания Boeing запустила Starliner в рамках миссии CFT к Международной космической станции. [105] На нем находился экипаж из двух астронавтов НАСА, Барри Э. Уилмора и Суниты Уильямс , для 8-дневной короткой миссии, хотя продолжительность ее продлилась более чем на месяц из-за проблем с двигательной установкой. Уилмор, который был пилотом Атлантиды в 129-м полете шаттла STS-129, командовал миссией CFT. [106] Эксплуатационная эксплуатация Starliner начнется с запуском Boeing Starliner-1 с четырьмя астронавтами в первом квартале 2025 года. Экипаж присоединится к 73-й экспедиции . Из экипажа только американский астронавт Майкл Финке . ранее на космическом шаттле летал [107]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Развитие коммерческой команды
- Критика программы «Спейс шаттл»
- Список российских пилотируемых космических полетов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Космический грузовик» . Вашингтон Пост . 10 апреля 1981 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «50 лет назад: президент Никсон поручает НАСА построить космический челнок» . НАСА. 5 января 2022 г. . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Малик, Тарик «НАСА откладывает завершение программы космических шаттлов до 2011 года» . Space.com, 1 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Поузи, Билл; Космас, Сюзанна (3 марта 2010 г.). «Полеты шаттлов будут продолжены в соответствии с новым предложением» . Орландо Сентинел. Архивировано из оригинала 7 марта 2010 года . Проверено 4 марта 2010 г.
- ^ Коппингер, Роб (3 февраля 2010 г.). «НАСА рассматривает план сохранения космического корабля до 2017 года» . Новости Эн-Би-Си.
- ^ Перейти обратно: а б Гебхардт, Крис (6 октября 2010 г.). «ПММ Леонардо: последний постоянный американский модуль для МКС» . NASASpaceflight.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ НАСА (12 апреля 2011 г.). «НАСА объявляет о новых домах для орбитальных кораблей космических кораблей после выхода на пенсию» . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ МакГихан, Патрик (12 апреля 2011 г.). «Космический челнок приземлился на Манхэттене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Мэтью Трэвис (1 июня 2011 г.). «Дома вышедших на пенсию орбитальных кораблей космических кораблей. Объявление администратора НАСА Чарли Болдена» . SpaceflightNews.net . Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ Нолан, Джон; Торри, Джек (13 апреля 2011 г.). «Шаттла до Дейтона нет; музей ВВС подошел близко» . Спрингфилдские новости-солнце . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Хейл, Уэйн (14 апреля 2011 г.). «Почему в Хьюстоне не было шаттла» . Блог Уэйна Хейла . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Затерянные в космосе: пренебрежительное отношение к шаттлу является предупреждением о том, что репутация нашего Космического города может оказаться под угрозой» . Хрон. 12 апреля 2011 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Симулятор, но не шаттл для планетария Адлера» . CBS Чикаго . 12 апреля 2011 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Обзор выбора НАСА мест для показа орбитальных аппаратов космических шаттлов (PDF) (отчет). НАСА ОИГ. 25 августа 2011 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Брум, Джек (7 ноября 2012 г.). «Выставка тренажеров космических кораблей Музея полетов откроется в субботу» . Сиэтл Таймс . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Брум, Джек (12 апреля 2011 г.). «В Сиэтле не будет шаттла, но появится полноразмерный симулятор» . Сиэтл Таймс .
- ^ Штраус, Марк (февраль 2012 г.). «Предварительный обзор прибытия «Дискавери» в Смитсоновский институт» . Смитсоновский журнал . п. 108 . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЕКА передает частичку космической истории» . ЕКА. 3 мая 2010 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «НАСА предлагает плитки космических кораблей школам и университетам» . Новости 13 канала. 1 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г.
- ^ «Плитка космического корабля» . НАСА. 18 июля 2016 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ производительность, безопасность и надежность единственного в мире многоразового жидкостного ракетного двигателя». Буклет KSC, Цитата: «С момента первого запуска космического корабля «Шаттл» 12 апреля 1981 года 42 различных SSME успешно продемонстрировали
- ^ Бергин, Крис (21 октября 2010 г.). «Копии двигателей, рекомендуемые для снятых с вооружения орбитальных аппаратов – летательные аппараты SSME для HLV» .
- ^ Перейти обратно: а б Гебхардт, Крис (17 ноября 2010 г.). «Планы выхода на пенсию Discovery дают представление о судьбе роботизированного оружия» . NASAspaceflight.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Подготовка к прекращению программы космических шаттлов: обзор размещения НАСА оборудования информационных технологий» . КосмическаяСсылка. 7 декабря 2010 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Кларк, Стивен (13 декабря 2013 г.). «SpaceX начнет переговоры по стартовой площадке шаттла» . Космический полет сейчас . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Решение GAO по протесту - Дело Blue Origin, LLC B-408823 (Отчет). 12 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Лик, Джулиан (16 января 2013 г.). «Сообщение неверное, НАСА не планирует отказываться от LC-39A» . americaspace.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Информационная система Национального реестра - Стартовый комплекс 39 (№73000568)» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 2 ноября 2013 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «SpaceX Falcon 9 — EchoStar 23 — NET, 28 февраля 2017 г. — ОБНОВЛЕНИЯ» . forum.nasaspaceflight.com . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Крис Б — NSF в Твиттере» . Твиттер . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Рабочие платформы с 3 высокими пролетами в сборочном цехе транспортных средств» (PDF) . НАСА . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергин, Крис (9 февраля 2017 г.). «VAB завершает монтаж платформы для штабелирования SLS» . NASASpaceflight.com . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Ракета SLS для Артемиды I внутри здания сборки транспортных средств в Космическом центре Кеннеди НАСА» . НАСА. 5 октября 2021 г. . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Берген, Крис (31 октября 2009 г.). «Площадка 39B получила существенные повреждения в результате запуска Ares IX — обновление парашюта» . NASASpaceFlight.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Берген, Крис (8 июля 2008 г.). «Арес I Американские горки EES продолжает развиваться» . NASASpaceFlight.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ KSC, Анна Хейни. «НАСА — мобильные пусковые платформы, подготовленные к новому поколению» . www.nasa.gov . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «От Аполлона до OmegA: НАСА подписывает контракт на устаревшую пусковую установку для новой ракеты | CollectSPACE» . CollectSPACE.com . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Вне космоса НАСА разрушает стартовую платформу «Аполлон» и космических челноков | CollectSPACE» . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Кларк, Стивен (14 сентября 2020 г.). «Northrop Grumman завершает ракетную программу OmegA» . Космический полет сейчас . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Херридж, Линда (22 февраля 2013 г.). «Модернизация подготовит гусеничный путь для системы космического запуска» . НАСА . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Мартин, Флориан (21 января 2016 г.). «Выставка шаттлов Космического центра Хьюстона откроется для публики в субботу» . Общественные СМИ Хьюстона . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (21 августа 2012 г.). «Корабль-реаниматор космического корабля НАСА отправляется в плавание для торгового флота» . Собрать пространство . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Космическая транспортная система, теплоходы Liberty Star и Freedom Star HAER № TX-116-M» (PDF) . НАСА . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Центр Пола Холла представляет новое учебное судно» (PDF) . Журнал моряков Том 78 № 4 . Апрель 2016. с. 13 . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Boeing объявляет о расширении Космического центра Кеннеди» . Космическая Флорида. 3 января 2014 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Ботсфорд Энд, Рэй (8 октября 2014 г.). «В бывших ангарах шаттлов скоро будет размещена секретная программа X-37B» . Космический полет Инсайдер . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Чоу, Дениз (31 октября 2011 г.). «Boeing построит частные космические такси в старом ангаре шаттла НАСА» . Space.com . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Космические объекты Флориды — комплекс запуска и посадки (LLF)» . Космическая Флорида . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Джексон, Аманда (8 мая 2017 г.). «Таинственный космический самолет ВВС приземлился и пробудил Флориду» . CNN.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (2019). «Звездный разбойник» . Astronautix.com.
- ^ «ДК-Х» . Astronautix.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Талай, Теодор А.; Стэнли, Дуглас О.; Лепш, Роджер А. (25 апреля 1989 г.). «Бумажная сессия IA - Обзор усовершенствованной системы пилотируемого запуска (AMLS)» . 1989 (26-й) Космический конгресс . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Будущая космическая транспортная система 1981-84 гг.
- ^ Шаттл II 1985-88
- ^ Эдельсон, Эдвард. « Спасение Скайлэба: нерассказанная история », Popular Science , январь 1979 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берген, Крис (12 февраля 2009 г.). «Дополнительные средства НАСА: первый шаг к вариантам сокращения разрыва / расширения» . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор Комитета США по планам пилотируемых космических полетов» (PDF) . НАСА. 22 октября 2009 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чанг, Кеннет (30 мая 2020 г.). «SpaceX поднимает астронавтов НАСА на орбиту, открывая новую эру космических полетов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Буш, Джордж (14 января 2004 г.). «Президент Буш объявляет о новом видении программы исследования космоса» . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ Аткинсон, Нэнси (17 июля 2008 г.). «Проблемы программы Constellation» . Вселенная сегодня . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ Ахенбах, Джоэл (1 февраля 2010 г.). «Бюджет НАСА на 2011 год исключает средства для пилотируемых полетов на Луну» . Вашингтон Пост . Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ Обама, Барак (15 апреля 2010 г.). «Президент Барак Обама об освоении космоса в 21 веке» . Кабинет пресс-секретаря . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сегодня – Президент подписывает Закон о разрешении НАСА на 2010 год» . Universetoday.com. 11 октября 2010 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эллегуд, Эдвард (5 октября 2009 г.). «Космический обзор: «Арес-1» слишком мал и слишком запоздал?» . Космический обзор . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Харвуд, Уильям (13 сентября 2011 г.). «НАСА оценит ракету Liberty компании ATK как возможную пилотируемую ракету-носитель» . Новости CBS . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Халворсон, Тодд (12 августа 2009 г.). «Утилизация новой ракеты НАСА «Арес I» обойдется в миллиарды» . Space.com . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чоу, Дениз (17 ноября 2011 г.). «Программа пилотируемых космических полетов США все еще сильна, говорит руководитель НАСА» . Space.com . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Российский космический корабль Союз ТМА | НАСА» . 9 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Астронавты НАСА на корабле «Союз»: опыт и уроки на будущее» (PDF) . www.nasa.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2016 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ «Россия вымогает у НАСА более 3,3 миллиарда долларов — и с этим мало что можно сделать» . Бизнес-инсайдер .
- ^ Зак, Анатолий (7 июля 2016 г.). «Первый «Союз МС» вышел на орбиту» . Российская космическая паутина . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Свитак, Эми (31 марта 2011 г.). «Холдрен: Закон НАСА не соответствует бюджетной реальности» . Космические новости. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «НАСА объявляет о разработке новой системы исследования дальнего космоса» . НАСА. 14 сентября 2011 года . Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ «Закон о разрешении национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства от 2010 года» (PDF) . п. 11 . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергин, Крис (23 февраля 2012 г.). «Акронимы Ascent – менеджеры SLS создают план основных этапов развития» . НАСА . Проверено 29 апреля 2012 г.
- ^ Фауст, Джефф (16 ноября 2022 г.). «SLS запускает миссию Артемида-1» . Космические новости . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (16 ноября 2022 г.). «Миссия НАСА «Артемида-2»: путешествие людей вокруг Луны» . space.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Хэмблтон, Кэтрин (27 августа 2018 г.). «Первый полет с экипажем – важный шаг на пути к долгосрочному возвращению на Луну» . НАСА . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вейтеринг, Ханнеке (23 мая 2019 г.). «НАСА имеет полный набор лунных миссий, прежде чем астронавты смогут вернуться на Луну» . Space.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
И прежде чем НАСА отправит астронавтов на Луну в 2024 году, агентству сначала придется запустить пять аспектов лунного шлюза, каждый из которых будет коммерческим транспортным средством, которое будет запускаться отдельно и присоединяться друг к другу на лунной орбите. Сначала в 2022 году запустится силовой и двигательный элемент. Затем в 2023 году запустится модуль экипажа (без экипажа). В 2024 году, за несколько месяцев до пилотируемой посадки, НАСА запустит последний критический компонент: транспортный корабль, который доставит посадочные модули от Ворот на нижнюю лунную орбиту, спускаемый модуль, который доставит астронавтов на поверхность Луны, и взлетный модуль, который доставит их обратно на пересадку. транспортное средство, которое затем вернет их к шлюзу.
- ^ Хауэлл, Элизабет. «Миссия НАСА «Артемида-3»: высадка людей на Луну» . Space.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Груш, Лорен (17 мая 2019 г.). «Администратор НАСА о плане новолуния: «Мы делаем это так, как никогда раньше» » . Грань . Проверено 27 ноября 2022 г.
Теперь, что касается «Артемиды-3», которая доставит наш экипаж к Вратам, нам нужно, чтобы у экипажа был доступ к посадочному модулю. Итак, это означает, что на Воротах у нас будет силовой и двигательный элемент, который будет запущен в коммерческую эксплуатацию, Модуль использования, который будет запущен в коммерческую эксплуатацию, а затем там будет посадочный модуль. ... Направление, которое мы сейчас имеем, заключается в том, что следующим мужчиной и первой женщиной будут американцы, и что мы высадимся на южном полюсе Луны в 2024 году.
- ^ Чанг, Кеннет (25 мая 2019 г.). «Для миссии Артемиды на Луну НАСА стремится добавить миллиарды в бюджет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
По плану НАСА, миссия по высадке на Луну состоится во время третьего запуска системы космического запуска. Астронавты, в том числе первая женщина, ступившая на Луну, сказал г-н Брайденстайн, сначала остановятся на орбитальном лунном аванпосте. Затем они поднимут посадочный модуль на поверхность вблизи его южного полюса, где внутри кратеров находится замерзшая вода.
- ^ Фауст, Джефф (21 июля 2019 г.). «НАСА намечает планы по разработке лунных кораблей посредством коммерческого партнерства» . Космические новости . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Кларк, Стивен (23 марта 2011 г.). «Европейские государства наконец согласились на расширение космической станции» . Космический полет сейчас . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Леоне, Дэн (29 марта 2012 г.). «Сенатор Микульски ставит под сомнение приоритет коммерческих экипажей НАСА» . Космические новости. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Фауст, Джефф (21 февраля 2017 г.). «Законопроект о разрешении НАСА требует исследования МКС «Орион»» . Космические новости . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «НАСА выбирает экипаж и транспортировку грузов для орбитальных партнеров» (пресс-релиз). НАСА. 18 августа 2006 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигаясь вперед: развитие коммерческих экипажей, создавая новую эру космических полетов» (PDF) . Свидание . НАСА. 2010. С. 10–17 . Проверено 14 февраля 2011 г.
Так же, как и в проектах COTS, в проектах CCP мы установили фиксированную цену и оплату за результат, — сказал Торн. — НАСА не инвестирует дополнительных денег, если стоимость проектов превышает запланированную.
- ^ Макалистер, Фил (октябрь 2010 г.). «Дело о коммерческой команде» (PDF) . НАСА . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ «НАСА заключает контракты на коммерческое снабжение космической станции» . НАСА. 23 декабря 2008 г.
- ^ «Northrop Grumman завершает приобретение Orbital ATK, Блейк Ларсон избран руководителем сектора новых инновационных систем» . Нортроп Грумман. 6 июня 2018 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Бергин, Крис (23 декабря 2008 г.). «SpaceX и Orbital выиграли крупный контракт на CRS от НАСА» . NASASpaeceflight.com . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Кларк, Стивен (2 июня 2012 г.). «НАСА рассчитывает на быстрый запуск грузового контракта SpaceX» . Космический полет сейчас . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ «SpaceX/NASA обсуждают запуск ракеты Falcon 9 и капсулы Dragon» . НАСА. 22 мая 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ «Космический корабль Cygnus компании Orbital Sciences покидает космическую станцию и завершает демонстрационную миссию НАСА» . НАСА. 22 октября 2013 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «МКС — пополнение запасов с четырёх уголков земного шара» . 18 января 2011 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Бергер, Брайан (1 февраля 2011 г.). «Самая большая награда CCDev достается Сьерра-Неваде» . Imaginova Corp. Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года . Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ Дин, Джеймс (18 апреля 2011 г.). «НАСА выделило 270 миллионов долларов за усилия коммерческих экипажей» . Флорида сегодня. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «НАСА объявляет о следующих шагах по запуску американцев с территории США» . НАСА. 3 августа 2012 года . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Морринг-младший, Фрэнк (25 апреля 2011 г.). «Пять транспортных средств соперничают за успех космического корабля» . www.aviationweek.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года.
- ^ Малик, Тарик (22 декабря 2019 г.). «Первый космический корабль Boeing Starliner приземлился в Нью-Мексико после сокращенного испытательного полета» . space.com . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (25 мая 2022 г.). «Starliner завершает испытательный полет OFT-2 посадкой в Нью-Мексико» . Космические новости . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (3 ноября 2022 г.). «Первый рейс Starliner с экипажем задерживается» . Космические новости . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Кларк, Стивен (16 ноября 2020 г.). «Астронавты летают вместе со SpaceX во время знакового запуска коммерческого космического полета» . SpaceflightNow.com . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Летные испытания экипажа Boeing НАСА: идет заправка Атласа V - летные испытания экипажа Boeing НАСА» . 6 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «Атлас V Старлайнер ЦФТ» . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «Летные испытания экипажа Boeing НАСА: идет заправка Атласа V - летные испытания экипажа Boeing НАСА» . 6 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 5 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]