Самолет-челнок
Самолет-челнок | |
---|---|
Общая информация | |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Управление |
|
Количество построенных | 2 |
Регистрация | N905NA [1] , N911NA [2] |
Самолет перевезен | Космический шаттл « Фантом Рэй» |
История | |
Ушедший на пенсию | 2012 |
Разработано на основе | Боинг 747-100 |
Сохранено в | |
Судьба | Оба самолета сохранились |
Shuttle Carrier Aircraft ( SCA ) — это два списанных, сильно модифицированных Boeing 747 авиалайнера , которые НАСА использовало для перевозки орбитальных кораблей Space Shuttle . Один (N905NA) — модель 747-100, а другой (N911NA) — ближнемагистральный 747-100SR.
SCA использовались для переправки космических челноков с посадочных площадок обратно на посадочную площадку в Космическом центре Кеннеди . Орбитальные аппараты были размещены поверх SCA с помощью Mate-Demate Devices , больших портальных конструкций, которые поднимали орбитальные аппараты с земли для послеполетного обслуживания, а затем соединяли их с SCA для перегоночных полетов.
В ходе испытательных полетов захода на посадку и посадки, проведенных в 1977 году, испытательный шаттл «Энтерпрайз» был освобожден от SCA во время полета и планировал на посадку под собственным контролем. [3]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Lockheed C-5 Galaxy рассматривался НАСА на роль шаттла-носителя, но был отклонен в пользу 747. Это произошло из-за конструкции с низкорасположенным крылом 747 по сравнению с конструкцией с высоким крылом C-5, а также потому, что ВВС США сохранили бы право собственности на C-5, в то время как НАСА могло бы полностью владеть Боингами 747.
Первый самолет, Боинг 747-123, зарегистрированный N905NA, изначально был изготовлен для American Airlines . Из-за сокращения объема авиаперевозок и неспособности заполнить свои 747-е самолеты American Airlines продали его НАСА. в 1970-х годах он все еще носил заметные американские чит-линии Во время тестирования Enterprise . Он был приобретен в 1974 году и первоначально использовался для исследования следящего вихревого следа в рамках более широкого исследования НАСА Драйдена , а также для испытаний шаттла с участием F-104 , летающих в тесном строю и имитирующих выброс из Боинга 747.
Самолет был значительно модифицирован для НАСА компанией Boeing в 1976 году. [4] Хотя места первого класса были сохранены для пассажиров НАСА, его основной салон и изоляция были удалены. [5] и фюзеляж был усилен. Наверх 747-го были добавлены монтажные стойки, расположенные так же, как на шаттле, которые крепят его к внешнему топливному баку при запуске. [6] Когда Шаттл находился наверху, центр тяжести изменился. К хвосту были добавлены вертикальные стабилизаторы для улучшения устойчивости во время транспортировки Орбитального корабля. и Также были модернизированы авионика двигатели.
За кабиной экипажа был добавлен внутренний аварийный трап. [7] в случае катастрофического отказа в полете. В случае катапультирования взрывчатка будет взорвана, чтобы образовать отверстие в фюзеляже в нижней части трапа, что позволит экипажу выйти через трап и спрыгнуть с парашютом на землю. Система скольжения была снята после испытаний на заход на посадку и приземление из-за опасений по поводу возможности попадания спасающихся членов экипажа в двигатель. [8]
Полет с дополнительным сопротивлением и весом орбитального аппарата налагал значительные штрафы на топливо и высоту. Дальность полета была уменьшена до 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) по сравнению с дальностью полета без груза в 5500 морских миль (10200 км; 6300 миль), что требовало от SCA нескольких остановок для дозаправки во время трансконтинентального полета. [9] Без орбитального корабля SCA нужно было нести балласт, чтобы сбалансировать центр тяжести. [5] SCA имел потолок высоты 15 000 футов (4600 м) и максимальную крейсерскую скорость 0,6 Маха с прикрепленным орбитальным аппаратом. [9] Экипажу из 170 человек потребовалась неделя, чтобы подготовить шаттл и SCA к полету. [10]
Были проведены исследования по оснащению SCA оборудованием для дозаправки в воздухе , модификацией, уже произведенной для ВВС США E-4 (модифицированные 747-200) и транспортно-заправщиками 747 для IIAF . Однако во время группового полета на самолете-заправщике для проверки заходов на дозаправку на хвостовом киле N905NA были обнаружены небольшие трещины. Хотя это вряд ли было вызвано испытательными полетами, было сочтено, что не было смысла идти на ненужный риск. Поскольку острой необходимости в обеспечении возможности дозаправки в воздухе не было, испытания были приостановлены.
К 1983 году SCA N905NA больше не имел отдельной трехцветной чит-линии American Airlines . НАСА заменило его собственной раскраской, состоящей из белого фюзеляжа и единственной синей чит-линии. [11] В том же году, после того как его тайно оснастили инфракрасной системой противодействия для защиты от ракет с тепловым наведением , [12] он также использовался для полета Enterprise в туре по Европе с остановками для дозаправки в Гуз-Бэй , Канада; Кеблавик, Исландия ; Англия; и Западной Германии. Затем он отправился на Парижский авиасалон . [10]
В 1988 году, после «Челленджера» катастрофы излишек 747SR-46 , НАСА закупило у Japan Airlines . Зарегистрированный N911NA, он поступил на вооружение НАСА в 1990 году после модификаций, аналогичных N905NA. Впервые он был использован в 1991 году для перевозки нового шаттла «Индевор» от производителей в Палмдейле, Калифорния, в Космический центр Кеннеди .
Базируется в Центре летных исследований Драйдена на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. [5] Эти два самолета были функционально идентичны, хотя у N911NA по пять окон верхней палубы с каждой стороны, а у N905NA - только два.
Задние точки крепления обоих самолетов были помечены юмористическими инструкциями «прикрепить орбитальный аппарат здесь» или «разместить орбитальный аппарат здесь», поясненными предупредительной пометкой «черной стороной вниз». [13] [14]
Шаттлы были способны работать с альтернативных посадочных площадок , например, в Великобритании, Испании и Франции. Поскольку дальность полета шаттла-перевозчика уменьшается при соединении с орбитальным аппаратом, для уменьшения его веса могли потребоваться дополнительные приготовления, такие как снятие полезной нагрузки с орбитального аппарата. [15]
компания Boeing перевезла демонстратор своего (БПЛА) Phantom Ray из Сент-Луиса, штат Миссури, в Эдвардс на самолете-челноке-носителе. беспилотного боевого летательного аппарата 11 декабря 2010 года [16]
Заход на посадку и испытания на посадку
[ редактировать ]Испытания на заход и посадку представляли собой серию рулежных и летных испытаний прототипа космического корабля « Энтерпрайз » , проведенных на базе ВВС Эдвардс в 1977 году. Они проверили летные характеристики шаттла при сопряжении с самолетом-носителем «Шаттл» и при самостоятельном полете перед этим. чтобы система «Шаттл» вступила в эксплуатацию. Было проведено 3 рулежных испытания, 8 летных испытаний в плену и 5 свободных летных испытаний. [7]
Паромные рейсы
[ редактировать ]В течение десятилетий эксплуатации шаттлов SCA чаще всего использовались для транспортировки орбитальных аппаратов с базы ВВС Эдвардс , вторичной площадки приземления шаттла, на посадочную площадку шаттла (SLF) в Космическом центре Кеннеди , где орбитальный аппарат готовился к следующему запуску. . SCA также использовались для транспортировки орбитальных аппаратов между производителем Rockwell International и НАСА во время первоначальной поставки и ремонта в середине срока службы. [17]
По окончании программы «Спейс шаттл» SCA использовался для доставки вышедших на пенсию орбитальных аппаратов из Космического центра Кеннеди в их музеи.
17 апреля 2012 года «Дискавери» был доставлен в центр Удвар-Хейзи Смитсоновского института . Национального музея авиации и космонавтики в международном аэропорту Даллес , где перед приземлением он совершил пролет на малой высоте над достопримечательностями Вашингтона, округ Колумбия «Энтерпрайз» , который выставлялся в Смитсоновском институте, был доставлен в Музей моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» в Нью-Йорке 27 апреля 2012 года, совершив пролет на малой высоте над достопримечательностями города, а затем приземлился в международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди. , откуда его на барже перевезли в музей.
Последний рейс на пароме совершил «Индевор» из Космического центра Кеннеди в Лос-Анджелес в период с 19 по 21 сентября 2012 года с остановками для дозаправки на Эллингтон-Филд и базе ВВС Эдвардс. Покинув Эдвардс, SCA вместе с Endeavour выполнили пролеты на малой высоте над различными достопримечательностями по всей Калифорнии, от Сакраменто до района залива Сан-Франциско, прежде чем, наконец, доставить в международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX). Оттуда орбитальный аппарат провезли по улицам Лос-Анджелеса и Инглвуда к конечному пункту назначения — Калифорнийскому научному центру в Экспозиционном парке .
Выход на пенсию
[ редактировать ]Авианосец N911NA был выведен из эксплуатации 8 февраля 2012 года после его последнего полета в Центр летных исследований Драйден на базе ВВС Эдвардс в Палмдейле, Калифорния, и использовался в качестве источника запчастей для Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии самолетов НАСА (SOFIA). , еще один модифицированный Боинг 747. [18] N911NA сейчас хранится и выставлен в аэропорту Joe Davies Heritage Airpark в Палмдейле, Калифорния, в рамках долгосрочной ссуды, предоставленной городу НАСА. [19] [20]
Авианосец N905NA использовался для перевозки снятых с вооружения космических кораблей в соответствующие музеи. После доставки Endeavour в международный аэропорт Лос-Анджелеса в сентябре 2012 года самолет был доставлен в Центр летных исследований Драйдена, где НАСА намеревалось использовать его вместе с N911NA в качестве источника запасных частей для самолетов НАСА SOFIA. [18] [21] но когда инженеры НАСА обследовали N905NA, они определили, что в нем мало деталей, пригодных для использования в SOFIA. В 2013 году было принято решение сохранить N905NA и выставить его в Космическом центре Хьюстона с установленным на его спине макетом космического корабля " Индепенденс" . [22] N905NA был доставлен самолетом на Эллингтон-Филд , где его тщательно разобрали, переправили в Космический центр Джонсона на семь основных частей (процесс под названием «Большой ход»), снова собрали и, наконец, соединили с копией шаттла в августе 2014 года. [23] Выставка под названием «Плаза Независимости» впервые открылась для публики 23 января 2016 года. [24]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные из спецификаций Боинга 747-100. [25] Дженкинс 2000 г. [9]
Общие характеристики
- Экипаж: Четверо: два пилота, два бортинженера (один бортинженер, если шаттл не на борту).
- Вместимость: полезная нагрузка 108 999,6 кг (240 303 фунта) (внешний груз орбитального шаттла)
- Длина: 231 футов 4 дюйма (70,51 м)
- Размах крыльев: 195 футов 8 дюймов (59,64 м)
- Рост: 63 фута 5 дюймов (19,33 м)
- Площадь крыла: 5500 кв. футов (510 м 2 ) 2 )
- Пустой вес: 318 000 фунтов (144 242 кг)
- Максимальный взлетный вес: 710 000 фунтов (322 051 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Pratt & Whitney JT9D-7J турбовентиляторных с тягой 50 000 фунтов силы (220 кН) каждый.
Производительность
- Крейсерская скорость: 250 узлов (290 миль в час, 460 км/ч) / M0,6 с загруженным орбитальным челноком.
- Дальность: 1150 миль (1320 миль, 2130 км) с загруженным орбитальным кораблем Shuttle.
- Практический потолок: 15 000 футов (4600 м) с загруженным кораблем Shuttle Orbiter.
См. также
[ редактировать ]- Воздушный авианосец - тип базового самолета, который может нести, запускать, извлекать и поддерживать другие самолеты меньшего размера.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-225 Мрия - советский / украинский тяжелый стратегический грузовой самолет.
- Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии - система инфракрасного телескопа, установленная на переоборудованном Boeing 747 SP.
- Конрой Виртус - Предлагаемый американский большой транспортный самолет, предназначенный для перевозки космического корабля "Шаттл".
- Мясищев ВМ-Т - Переоборудование советского бомбардировщика М-4 Молот для перевозки негабаритных грузов.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реестр ФАУ (N905NA)» . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ «Реестр ФАУ (N911NA)» . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ Центр летных исследований Драйдена НАСА (1977). «Шаттл Энтерпрайз Свободный полет» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. ЕСН-8607. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 28 ноября 2007 г.
- ^ Дженкинс, Деннис Р. (2000). Боинг 747-100/200/300/СП . Серия AirlinerTech. Том. 6. Специализированная пресса. стр. 36–38. ISBN 1-58007-026-4 .
- ^ Jump up to: а б с Брэк, Джон (17 сентября 2012 г.). «Внутри корабля-носителя космического корабля» . Нэшнл Географик . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ «Как «Энтерпрайз» удерживался/освобождался с авианосца 747 для испытаний на заход на посадку и посадку «Шаттла»?» . Обмен стеками по исследованию космоса . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Группа оценки испытаний захода на посадку и посадки (февраль 1978 г.). Испытания на заход на посадку и заход на посадку орбитального корабля космического корабля «Шаттл»: окончательный отчет об оценке (PDF) . Хьюстон: Космический центр имени Линдона Б. Джонсона Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Крич, Грей (22 августа 2003 г.). «Гравийные самосвалы: шаттлы НАСА 747» (пресс-релиз). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс (2000) , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Жилетт, Феликс (9 августа 2005 г.). «Как космический челнок летит домой» . Сланец . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Сравнение фотографий, сделанных в 1982 и 1983 годах на сайте Airliners.net.
- ^ Рогоуэй, Джозеф Тревитик и Тайлер (27 января 2022 г.). «Космический шаттл с номером 747 был тайно модифицирован для защиты от ракет с тепловым наведением (обновлено)» . Драйв . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Авиашоу на базе ВВС Эдвардс, 2003 г. , см. изображения шаттла.
- ^ Альбом Shuttle Carrier Aircraft N911NA на Photobucket
- ^ «Площадки трансокеанской аварийной посадки космического корабля (TAL)» (PDF) . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2010 г. . Проверено 1 июля 2009 г.
- ^ Boeing Phantom Ray, чтобы поймать шаттл в Ламберте
- ^ «Хронология СТС» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.
- ^ Jump up to: а б «Последний полет самолета-челнока 911 НАСА» . Архивировано из оригинала 22 июня 2017 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ Гиббс, Ивонн (12 сентября 2014 г.). «Последнее путешествие: SCA 911 на выставке в аэропорту Дэвис» (пресс-релиз). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Гиббс, Ивонн (24 сентября 2014 г.). «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: Самолет-челнок» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Лэндис, Тони. «Наглядная история 35-летних паромных полетов космических кораблей теперь украшает верхнюю носовую часть фюзеляжа самолета-носителя НАСА 905» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ «Хьюстонский шаттл получил новое имя, знакомую поездку» . Космический полет Инсайдер . 8 октября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хейс, Брукс (14 августа 2014 г.). «Точная копия шаттла поднята и установлена на авианосец Боинг 747» . СпейсДейли . Юнайтед Пресс Интернешнл.
- ^ Кофилд, Калла (29 января 2016 г.). «Увидеть – значит поверить: огромный артефакт программы шаттлов, вызывающий удивление» . Space.com . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Технические характеристики Боинга 747-100 , Боинг
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дженкинс, Деннис Р. (2001). Спейс шаттл: История национальной космической транспортной системы, Первые 100 миссий (3-е изд.). Издательство Мидленд. ISBN 0-9633974-5-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информационный бюллетень НАСА. Архивировано 6 января 2021 года в Wayback Machine.
- Изображения НАСА SCA
- Интервью с пилотом SCA и бывшим астронавтом Гордоном Фуллертоном. Архивировано 22 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- Интервью с руководителем бригады SCA Питом Зайдлом. Архивировано 22 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- «Хут Гибсон рассказывает о модели парома 747 Джона Кикера» на YouTube
- Исторический американский инженерный отчет (HAER) № TX-116-L, « Космическая транспортная система, самолет-носитель-челнок, Космический центр Линдона Б. Джонсона, 2101 NASA Parkway, Хьюстон, округ Харрис, Техас », 8 фотографий, 3 цветных прозрачных пленки, 3 страницы с подписями к фотографиям