Ливрея самолета
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Ливрея самолета представляет собой набор комплексных знаков различия, включающих цветные, графические и типографские идентификаторы, которые операторы ( авиакомпании , правительства , военно-воздушные силы , а иногда и частные и корпоративные владельцы) наносят на свои самолеты .
По мере того, как ливреи самолетов развивались в годы после Второй мировой войны , они стали ведущей частью новых дисциплин фирменного стиля и брендинга , а также одними из самых ярких примеров моды . Они предоставили арену для работы выдающимся дизайнерам и выдающимся мирянам, таким как Раймонд Лоуи , Александр Жирар и Жаклин Кеннеди Онассис . Этот термин представляет собой адаптацию слова «ливрея» : одежда в униформе, которую носили слуги богатых семей и представители правительства до начала/середины 20 века. С появлением дилижансов , железнодорожных поездов и пароходов термин «ливрея» распространился и на их украшение. С 1950-х годов элементы ливреи авиакомпаний проникали в наземные транспортные средства , рекламу , фирменную мебель авиакомпаний аэропортов, рекламные материалы и экипажей униформу все более интегрированно распространились на веб-сайты , а в 1990-х годах авиакомпаний.
С 1950-х и 1960-х годов окраска самолетов обычно была одинаковой для всего парка самолетов. Время от времени к отдельным членам автопарка могут применяться одноразовые индивидуальные конструкции, чтобы подчеркнуть определенные события.
Приложение
[ редактировать ]Покраска в несколько слоев превратилась в применение системы базового и прозрачного покрытия. Новый метод улучшает блеск, сохранение цвета и скорость высыхания. Это также может удвоить срок службы покрытия и весить, возможно, на 30% меньше, чем несколько слоев. Краска может весить до 1000 фунтов (450 кг) на самолет. [ 1 ] Наклейки и/или наклейки используются для геометрически сложных элементов, таких как заголовки и логотипы.
Чтобы покрасить А380 , потребовалось 24 маляра в течение двух недель, чтобы нанести 2300 л (610 галлонов США) краски в пять слоев для British Airways , чтобы покрыть 3500 м2. 2 (38 000 кв. футов) с массой 650 кг (1430 фунтов). [ 2 ] Эмирейтс разобрала и перекрасила одну машину за 15 дней с участием 34 человек, включая семь дней на покраску, общая площадь 3076 м2. 2 (33 110 кв. футов) весом 1 100 кг (2 400 фунтов) в семь слоев. [ 3 ]
Ливреи авиакомпаний
[ редактировать ]Элементы
[ редактировать ]Ливреи авиакомпаний включают набор отдельных элементов.
Название авиакомпании обычно оформляется в определенном стиле. Типографские дизайнеры точно определяют это как логотип. Спецификация охватывает: шрифт (либо коммерчески доступный шрифт, либо специально разработанный и защищенный авторским правом индивидуальный шрифт); размер шрифта; регистр шрифта (заглавные или «прописные», прописные и строчные, только строчные); обрезанный (римские или вертикальные буквы, курсив или наклонные буквы, обычный/сжатый/расширенный шрифт); вес (жирный, средний, легкий); пропорция (определяется как единицы плотного или свободного закрепления, а также количество и степень кернинга ) . Размер варьируется в зависимости от участника автопарка; чем больше самолет, тем крупнее титул. Поскольку шрифт предназначен для чтения с плоской поверхности, тип окраски авиакомпаний часто модифицируется, чтобы соответствовать изогнутым поверхностям самолетов. Результатом спецификаций является логотип : клише, характеристики которого остаются неизменными.
Монограмма или эмблема авиакомпании определяется графическими дизайнерами с точки зрения геометрии. Полученная спецификация называется логотипом . Логотипы также изменяются, чтобы соответствовать изогнутым поверхностям и выглядеть одинаково под разными углами обзора.
Цвет или цвета определяются с точки зрения систем сопоставления цветов и стандартизации, таких как Pantone или Federal Standard 595 . Полученная спецификация называется цветовым решением.
Отдельные типы самолетов чаще всего имеют индивидуально разработанные ливреи, которые кажутся идентичными, но не совсем такими же, как те, которые применяются к другим типам самолетов, эксплуатируемым той же авиакомпанией. Униформа ливрей стала общепринятой в 1950-х и 60-х годах. До этого отдельные авиакомпании, в частности «Аэрофлот» и некоторые американские перевозчики, такие как Delta Air Lines , использовали индивидуальные ливреи, разработанные для каждого отдельного типа самолетов, которыми они управляли. Аэрофлот отказался от этой практики еще в 1974 году, приняв единую окраску для всего своего флота.
Стандартные ливреи
[ редактировать ]Просто металл
[ редактировать ]До окончания Второй мировой войны «решением по умолчанию» для дизайна ливреи самолетов было оставлять внешний вид самолета неокрашенным и украшать только названием авиакомпании, а также, возможно, эмблемой или монограммой. Когда в 1930-х годах в эксплуатацию поступили первые в мире цельнометаллические авиалайнеры, такие как Boeing 247 , Douglas DC-2 и Douglas DC-3 , гладкий блестящий внешний вид послужил творческим фоном для дизайна ливреи. В то время краска была дорогой, довольно тяжелой, имела относительно плохую адгезию к металлу и была склонна к раннему обесцвечиванию, механическим и химическим повреждениям; оставить обшивку самолета практически неокрашенной было логично и экономично.
По мере развития исследований в области коррозии и окраски, а также увеличения срока службы авиалайнеров производители авиалайнеров начали применять передовые грунтовки и обработки для авиалайнеров во время производства. Многие авиастроители настаивали на том, чтобы общая защита от коррозии сохранялась на протяжении всего срока службы авиалайнера или, по крайней мере, в течение различных гарантийных периодов. Это делало ливреи из голого металла проблематичными; к середине 1960-х годов они начали уступать место окрашенным экстерьерам. Чтобы обеспечить долговечность, ливреи из чистого металла требовали интенсивной полировки и нанесения воска во время производства и эксплуатации. Тем не менее, эра голого металла дожила до 21 века, хотя из композитных материалов, авиалайнеры такие как Boeing 787 Dreamliner и все самолеты Airbus, не могут достичь вида голого металла без краски из-за их материала, который не имеет металлического блеска .
Самый известный сторонник внешнего вида «голого металла», компания American Airlines , в 2013 году приняла окрашенную ливрею. Другие пассажирские авиакомпании, в том числе Аэрофлот , Aeromexico , Air Canada , CP Air , Cathay Pacific , Condor Flugdienst , JAT Югославские авиалинии , Lufthansa , Northwest Airlines , SAS Scandian Airlines System , TAROM , US Airways и Western Airlines также использовали неукрашенный голый металл полностью или частично в своих окрасках в определенные периоды времени или в качестве эксперимента. Грузовые перевозчики, такие как Cargolux , Flying Tiger Line , JAL Japan Airlines Cargo , Korean Air Cargo и Seaboard World Airlines, часто заявляли, что их ливреи из чистого металла экономят вес. Во встречных исках говорилось, что дополнительные расходы на техническое обслуживание аннулируют эту выгоду. [ 4 ]
Читлайн
[ редактировать ]Одним из первых узнаваемых элементов раскраски самолетов была чит-линия. самолета Читлайн — декоративная горизонтальная полоса, нанесенная на борта фюзеляжа . Этимология отрывистого этого термина происходит от «обмана глаз», поскольку первые чит-линии были направлены на визуальное упрощение самолетов за счет уменьшения воздействия окон кабины. Американские перевозчики, такие как предшественники United Air Lines и TWA (тогда Transcontinental и Western Airlines ), начали использовать чит-лайны еще в 1920-х годах.
Чит-линии могут состоять из одной («правила») или нескольких («трамвайные колеи») полос и быть одного или нескольких цветов. Чит-линии мигрировали от линии окна ниже, а иногда и выше нее. Они также объединили другие декоративные элементы, такие как стилизованные молнии , перья , усы , национальные флаги и цвета, а также элементы названия и эмблемы авиакомпании.
Популярность читлайнов снизилась с 1970-х годов, и сегодня они сравнительно редки, за исключением окраски самолетов, которые намеренно стремятся создать стиль ретро , возможно, предполагая давнюю традицию.
Хоккейная клюшка
[ редактировать ]В дизайне окраски самолетов « хоккейная клюшка » означает продолжение чит-линии, которая повернута под углом так, чтобы проходить вверх над хвостовым килем. Среди первых ливрей хоккейной клюшки были реактивные ливреи Eastern Airlines 1964 года и ливрея Alitalia 1970 года. Ливреи самолетов с хоккейной клюшкой оставались в моде до конца 1970-х - начала 80-х годов, а у Cathay Pacific они были еще в 1994 году.
Цвет по всей поверхности
[ редактировать ]В 1965 году компания Braniff International Airways наняла Александра Жирара для обновления своего фирменного стиля. В конечном итоге весь фюзеляж самолета был окрашен в один из нескольких ярких цветов. Название авиакомпании было напечатано заглавными курсивными буквами «Braniff International» с инициалами, наклеенными на хвостовые плавники авиалайнера. Эта ливрея была частью комплексной модернизации фирменного стиля, включающей в себя специальные залы ожидания в аэропорту и недолговечный головной убор в виде «космического шлема» для бортпроводников.
В 1969 году компания Court Line Aviation наняла Питера Мердока для обновления своего фирменного стиля. В результате дизайн включал в себя украшение каждого члена флота одним из пяти различных цветовых решений в рамках схемы хоккейной клюшки. Название авиакомпании было выделено специально разработанным строчным курсивом как «court», и его можно было легко изменить на «liat», когда отдельные самолеты передавались карибской дочерней компании Court Line LIAT Leeward Islands Air Transport.
Другая сплошная цветная окраска была принята авиагруппой British Air Services в конце 1970 года. Члены группы Northeast Airlines и Cambrian Airlines окрасили свои самолеты в белый/серый/желтый и белый/серый/оранжевый цвета. Соответствующие розовые и зеленые ливреи были разработаны для членов группы Scottish and Channel Islands Airways, но никогда не использовались.
Евробелый
[ редактировать ]С 1970-х годов общая цветовая идея начала распространяться по всему миру, в основном в форме ливрей «Eurowhite», в которых белый был доминирующим цветом. Дополнительным преимуществом общего белого цвета было то, что он помогал управлять активами авиакомпаний . Это было сделано путем облегчения сдачи в аренду ( фрахтование на языке 1960-х годов или лизинг с 1970-х годов) отдельных членов флота во время сезонных спадов перевозок или экономических спадов. В целом белые самолеты могли легко принять основные элементы ливреи арендатора и могли столь же быстро вернуться к ливрее арендодателя по возвращении.
Известные ранние ливреи Eurowhite включали ливрею UTA Union de Transports Aériens начала 1970-х годов и ливрею Air France 1976 года. Ливрея «Billboard» компании Pan Am 1983 года была одной из первых евробелых схем за пределами Европы. За исключением очень краткого примера самолета с логотипом Air France Pepsi , все ливреи Concorde были преимущественно окрашены в цвет Eurowhite, поскольку это уменьшало поглощение тепла.
Жевательные конфеты
[ редактировать ]Ливрею Braniff 1967 года (см. «Цвет по всей поверхности» выше) также часто называли «Jellybean». Ливреи Jellybean включают в себя несколько альтернативных цветовых решений, в которых украшены все самолеты или их части. Вариант Jellybean включал в себя украшение хвостовых плавников в различных дизайнах, например, Air India Express , демонстрируя на хвосте различную индийскую культуру и наследие, обновленную ливрею бренда Alaska Airlines 1972 года, [ 5 ] Frontier Airlines с изображениями разных животных и птиц на хвосте, JetBlue Airways , Mexicana , Пакистанских международных авиалиний «этнические хвосты» и PLUNA . British Airways 1997 года Этнические ливреи были отмечены образцами Jellybean.
Рекламный щит
[ редактировать ]В 1970-е годы появились ливреи Billboard. Это ставит название авиакомпании в центральное место в ливрее, часто за счет чит-линии. Первыми, кто принял ливреи Billboard, были UTA Union de Transports Aériens (UTA) , Seaboard World Airlines , Hughes Airwest и LOT Polish Airlines . Последние ливреи Western и Pan Am были отмечены как образцы Billboard. [ нужна ссылка ] В 1990-х и 2000-х годах два из трех основных альянсов авиакомпаний использовали ливреи Billboard для использования на отдельных самолетах, эксплуатируемых авиакомпаниями-членами альянса. Бюджетные перевозчики, такие как Ryanair и easyJet, также использовали окраску Billboard на своих самолетах.
Специализированные раскраски
[ редактировать ]Памятные ливреи
[ редактировать ]Памятные ливреи используются для празднования важных вех в истории авиакомпании, включая юбилеи.
Одним из таких примеров может быть авиакомпании ATA Airlines схема окраски «25-летия» , отмечающая создание авиакомпании под руководством Джорджа Микельсона , основателя American Trans Air , или схема окраски SkyWest Airlines, используемая в ознаменование 30-летия этой авиакомпании. [ нужна ссылка ]
Компания South African Airways заказала один из своих самолетов Боинг 747-300, специально окрашенный в цвета радуги для перевозки южноафриканской олимпийской сборной на летние Олимпийские игры 2000 года в Сиднее , Австралия . Самолет получил название « Ндизани» . [ нужна ссылка ]
Ливреи наследия или ретро
[ редактировать ]Наследная ливрея — это восстановление прошлой ливреи в рекламных целях или для того, чтобы подчеркнуть опыт или традиции авиакомпании. Авиакомпании, средства массовой информации и энтузиасты называют самолеты, окрашенные в традиционные ливреи, «ретроджетами». [ 6 ]
Логотип
[ редактировать ]Авиакомпании часто наносят и раскрашивают специализированные ливреи к своим стандартным ливреям и логотипам своих самолетов.
- логотип при использовании для чартерных перевозок; частыми примерами являются спортивные команды и гастролирующие рок-группы.
- логотип известной благотворительной организации, если авиакомпания и благотворительная организация сотрудничают.
- изображения города, обычно узлового или другого города, важного для авиакомпании
- реклама компании ( logjet )
Southwest Airlines известна своими различными ливреями, рекламирующими Морской мир (окрашенный в виде косатки ), различные штаты США, в которых есть операции Southwest (окрашенные в виде флагов штатов), а также другие организации, такие как НБА и Дом Рональда Макдональда .
Компания Boeing раскрасила предпродажный Боинг 747-8 в ознаменование чемпионства Национальной футбольной конференции Сиэтл Сихокс в 2014 году и выступления в Суперкубке XLVIII. [ 7 ] На ливрее изображен логотип «Сихокс» и цифра «12» на хвосте, обозначающая болельщиков команды, которых все вместе называют «12-м человеком». Обновление 2015 года с надписью «Чтобы выиграть!» добавленный к хвостовой части фюзеляжа, появился на эстакаде над озером Вашингтон во время авиасалона Boeing Seafair в августе того же года. [ 8 ]
Маркетинг
[ редактировать ]Alaska Airlines раскрасила несколько самолетов в своем парке рекламными ливреями для других компаний, таких как Диснейленд , [ 9 ] Звездные войны: Край Галактики , [ 10 ] и "Go Cougs" [ 11 ] ливреи.
All Nippon Airways представила несколько самолетов в рекламной ливрее Pokémon, известной как Pokémon Jet . EVA Air в партнерстве с Sanrio создала серию самолетов Hello Kitty Jets.
Другие ливреи для воздушного маркетинга
[ редактировать ]Бренды Альянса
[ редактировать ]Три международных международных альянса авиакомпаний выросли и разработали свои собственные окраски самолетов и фирменный стиль , который охватывает и превосходит основных авиакомпаний , магистральных перевозчиков , устаревших перевозчиков и флаговых авиакомпаний индивидуальные особенности , а также любые связи с региональными, геополитическими , национальными границами и правительством. наследие.
Oneworld , SkyTeam и Star Alliance — это взаимно согласованные «ливреи альянса авиакомпаний», состоящие из большого количества независимых и независимых авиакомпаний, работающих вместе как одно целое посредством системы соглашений о совместном использовании кодов , а не цвета какой-либо одной сертифицированной авиакомпании.
В отличие от других членов консорциума авиационного альянса , Oneworld сохранит маркировку логотипа авиакомпании «желехвост» своих отдельных членов-партнеров авиационного альянса на вертикальном стабилизаторе каждой авиакомпании-члена .
Региональные бренды
[ редактировать ]Подобно тому, как несколько разных авиакомпаний летают на самолетах, полностью окрашенных в стандартные ливреи Oneworld , SkyTeam и Star Alliance , в Соединенных Штатах, как и во многих других частях мира, крупные авиакомпании часто работают совместно с другими авиакомпаниями, которые работают гораздо меньше. региональные авиалайнеры , поэтому меньшие сообщества связаны с крупным авиационным узлом авиакомпании .
Чтобы предложить авиапассажирам возможность беспрепятственной связи с авиакомпанией, которая гораздо крупнее, более известна, хорошо известна или общественно воспринимается как более безопасная, крупные авиакомпании Северной Америки разработали систему дочерних авиаперевозчиков.
Эти фидерные авиакомпании эксплуатируют региональные самолеты и другие типы небольших служебных самолетов типа воздушного такси , которые обычно окрашены таким образом, чтобы имитировать (с помощью отличительных шрифтов, цветовых комбинаций или расположения чит-линий) соответствующие ливреи операторов, с которыми они связаны. Они могут иметь суббренды, такие как Airlink , Connection , Eagle или Express, в сочетании с более широко известным названием оператора связи.
региональная авиакомпания d/b/a Express , Eagle или Connection . Недавняя тенденция в Северной Америке заключается в том, что использует на самолетах полную маркировку основной авиакомпании, оставляя название действующей региональной авиакомпании только очень маленькими буквами, близкими к передней записи дверь. Было отмечено, что такие бренды вызывают путаницу среди путешественников, как в случае с Colgan Air Continental Connection крушением рейса 3407 , когда люди идентифицировали рейс с Continental Airlines , хотя на самом деле им управляла Colgan Air.
Ливреи, не относящиеся к авиакомпаниям
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]Воздушный транспорт глав государств и правительств часто окрашивается в уникальные цветовые решения. Самолет президента США Air Force One выполнен в светло-голубой и небесно-голубой цветовой гамме, с печатью президента Соединенных Штатов чуть выше передней стойки и флагом Соединенных Штатов на хвостовом плавнике . Ливрея была разработана французско-американским промышленным дизайнером Рэймондом Лоуи по инициативе и при помощи тогдашней первой леди Жаклин Кеннеди. [ 12 ]
Самолеты, на борту которых находятся лидеры государства или правительства, часто окрашены в национальные цвета или знаки отличия определенного государственного учреждения.
Военный
[ редактировать ]Военные самолеты часто используют камуфляж , чтобы самолет было труднее увидеть в воздухе и на земле. В этой форме камуфляжа используются световые и цветовые узоры, она зависит от условий окружающей среды и в основном эффективна против людей-наблюдателей, хотя некоторые электронные системы визуального наблюдения могут быть затронуты. Визуальный камуфляж не защищает самолет от радаров или электроники теплового наведения .
С момента выпуска MIL-STD-2161 в 1993 году тактические самолеты ВМС США используют цветовую схему, предназначенную для уменьшения визуального обнаружения, которая состоит из оттенков плоского серого цвета с внешней маркировкой, нанесенной контрастным оттенком серого. [ 13 ] Обратите внимание, что заявленной целью этого документа является стандартизация схем окраски и нанесения военно-морских знаков и маркировки.
Камуфляж для самолетов был впервые использован во время Первой мировой войны и широко использовался в первой половине Второй мировой войны . После того, как были разработаны системы радиолокационного обнаружения, камуфляж самолетов стал менее важен для союзников , и в конце войны ряд самолетов союзников были задействованы в боях без камуфляжа. Последующие схемы камуфляжа, когда они использовались, были сосредоточены на сокрытии самолета от наблюдения с воздуха, когда он находился на земле или летал вблизи нее, или использовали светлый нейтральный цвет, чтобы предотвратить обнаружение в воздухе. В современных схемах камуфляжа экспериментируются со светоизлучающими системами активного камуфляжа , которые стремятся скрыть самолет от человеческого зрения или размыть или сбить с толку оптическое наблюдение с помощью электронных средств. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Камуфляж для самолетов
- Маркировка самолетов
- Список ливрей и логотипов авиакомпаний
- Антикварный самолет
- Носовое искусство
- Раундель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Решение неуловимого элемента развития живописи» . Внутри ТОиР . Авиационная неделя. 11 августа 2016 г.
- ^ «Первый А380 British Airways получил цвета авиакомпании» . АвиацияПрофи . 5 апреля 2013 г.
- ^ «Эмирейтс завершила модернизацию 33 самолетов за 12 месяцев» (пресс-релиз). Эмираты. 30 июня 2016 г.
- ^ «Покраска и полировка наружных поверхностей самолетов» . Журнал Аэро . Боинг. Январь 1999 года.
- ^ «Аляска Эйрлайнз 1972–1976: Аляскана Графика» . Вчерашние авиалинии . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ «С 85-летием: LOT добавляет ливрею RetroJET к Embraer E175» . США сегодня . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ «Boeing раскрасил Боинг 747 в цвета Сиэтла Сихокс для Суперкубка XLVIII» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 30 января 2014 г.
- ^ «Boeing представляет новый грузовой самолет 747 в стиле Сиэтл Сихокс» . Сиэтл Таймс . Сиэтл Таймс. 15 июля 2015 г.
- ^ Браун, Дэвид П. (2009). «Ливрея недели авиакомпании: дух Диснейленда II авиакомпании Аляски» . Репортер авиакомпании . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Кунцлер, Джо (2022). «Alaska Airlines представляет новую ливрею Боинга 737 из «Звездных войн»» . Простой полет . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Уолкотт, Р.Дж. (2023). «Alaska Airlines представляет новый самолет Go Cougs» . Инсайдер ВГУ . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Уолш, Кеннет Т. Air Force One: История президентов и их самолетов. Нью-Йорк: Гиперион: 2003. ISBN 1-4013-0004-9 .
- ^ «MIL-STD-2161A, Стандартная практика Министерства обороны: схемы окраски и маркировка для самолетов ВМС США и морской пехоты » . ВМС США. 1 мая 1993 года.
- ^ Шоу, Роберт (1985). Истребительный бой: тактика и маневрирование . Издательство Военно-морского института. п. 55 . ISBN 0-87021-059-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Льюис Харпер (25 апреля 2019 г.). «ИЗОБРАЖЕНИЯ: Лучшие рекламные ливреи коммерческих авиалайнеров» . Флайтглобал .