Камуфляж для самолетов
Камуфляж для самолетов — это использование камуфляжа на военных самолетах , чтобы их было труднее увидеть как на земле, так и в воздухе. Учитывая возможные фоны и условия освещения, ни одна схема не работает в каждой ситуации. Распространенным подходом была форма контрзатенения : самолет окрашивался в разрушительный рисунок основных цветов, таких как зеленый и коричневый вверху, цвета неба внизу. Для более быстрых и высоколетящих самолетов иногда используются все цвета неба, в то время как вертолеты и самолеты, используемые близко к земле, часто полностью окрашиваются в наземный камуфляж. Летающие ночью самолеты часто окрашивались в черный цвет, но на самом деле из-за этого они казались темнее ночного неба, что приводило к более бледным схемам ночного камуфляжа. Существует компромисс между камуфляжем и опознавательной маркировкой самолета, а также между камуфляжем и весом. Соответственно, от видимого светового камуфляжа отказались, когда превосходство в воздухе не было под угрозой или когда не ожидалось существенного воздушного сопротивления.
Впервые самолеты были замаскированы во время Первой мировой войны ; С тех пор камуфляж самолетов получил широкое распространение. Во время Второй мировой войны разрушительный камуфляж получил широкое распространение на истребителях и бомбардировщиках, иногда в сочетании с контрзатенением. Некоторые военно-воздушные силы, такие как немецкие Люфтваффе, меняли свои схемы окраски в соответствии с различными условиями полета, такими как свечение неба над немецкими городами или пески на средиземноморском фронте.
Во время и после Второй мировой войны в Yehudi Lights рамках проекта был разработан камуфляж против освещения с использованием ламп для увеличения яркости самолета до уровня яркости неба. От этого отказались с усовершенствованием радара, которое, казалось, сделало камуфляж видимым светом ненужным. Однако самолеты продолжают окрашиваться в камуфляж; В недавних экспериментах снова были изучены системы активного камуфляжа, которые позволяют изменять цвета, узоры и яркость в соответствии с фоном, а некоторые военно-воздушные силы окрасили свои истребители в цифровые камуфляжные узоры. Технология «стелс» , как и в Lockheed F-117 Nighthawk самолета , направлена на минимизацию радиолокационного сечения и инфракрасной заметности , эффективно обеспечивая мультиспектральный камуфляж ценой снижения летных характеристик. Скрытность может распространяться на избегание или предотвращение инверсионных следов пара .
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]
Французы были одними из первых, кто ввел камуфляж , начиная с истребителей «Ньюпор» , с которыми они опробовали различные схемы во время битвы при Вердене в начале 1916 года. На светло-сине-сером «Ньюпоре 11» пилотировал Жорж Гинемер , который он назвал Oiseau Bleu («Синий») . Берд), в то время как некоторые Voisin III также были окрашены в тот же цвет. При этом были опробованы и прорывные схемы с использованием нескольких цветов. [ 1 ] К середине 1916 года серебристо-серый алюминиевый цвет стал нормой для Ньюпоров, пока в 1917 году французы не представили стандартизированную схему разрушительного камуфляжа для боевых самолетов. Он широко использовался на таких самолетах, как Breguet XIV и SPAD XIII , который состоял из темного и светлого камуфляжа. зеленый, темно- и светло-коричневый, черный (иногда отсутствует) и нижняя сторона серого или бежевого цвета. [ 2 ] [ 3 ]

В середине 1916 года немцы экспериментировали с прозрачным покрытием из ацетата целлюлозы на нескольких самолетах, в том числе на Fokker E.III , что сделало самолет почти невидимым с большинства ракурсов, однако отражающееся от него солнце победило его еще до того, как его недостаточная долговечность сделала это. . [ 4 ] Когда немцы выставили на вооружение Albatros D.III биплан , пилоты легко спутали его с Ньюпорами аналогичной формы, которые использовали ту же комбинацию цветов. Решение, которое придумали немцы, состояло в том, чтобы заменить красно-коричневый на фиолетовый, который на расстоянии по-прежнему хорошо работал в качестве камуфляжного цвета, но мог легко идентифицировать самолет как немецкий. Как и во Франции, отдельные производители применяли различные камуфляжные покрытия в зависимости от своей интерпретации того, что требовалось. Светло-серый ( LFG Roland C.II ), пятна зеленого и коричневого ( Fokker D.II ) и полосатая оливково-зеленая отделка на бирюзовой основе ( Fokker Dr.I ) использовались до апреля 1917 года, когда был предварительно напечатан ромбовидный камуфляж ( Lozenge-Tarnung ) был представлен до 5 цветов. [ 5 ] [ 6 ]
Самолеты Британского королевского летного корпуса и Королевской военно-морской воздушной службы были окрашены сверху и по бокам защитным лаком под названием PC.10 (смесь желтой охры и ламповой сажи) или PC.12 ( оксид железа и ламповая сажа), а нижняя часть дали явный допинг. Эти цвета изначально не предназначались для камуфляжа, но были разработаны для предотвращения повреждения ткани ультрафиолетовым излучением солнца, а их камуфляжный эффект был дополнительным бонусом. [ 7 ] Обе службы также использовали черный цвет для ночных бомбардировщиков, в то время как для конкретных задач, таких как обстрел траншей, были опробованы самые разнообразные экспериментальные камуфляжи с несколькими цветами. Альтернативы были опробованы в конце 1917 года на экспериментальной станции Орфорднесс , в результате чего в начале 1918 года был представлен NIVO (Ночной невидимый лак Орфорднесс); он использовался для всех внешних поверхностей ночных бомбардировщиков, пока его не заменили цвета Второй мировой войны. [ 8 ] корабельного типа Ослепляющий камуфляж был испытан на таких самолетах, как Sopwith Camels, но не использовался на действующих самолетах. [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Мюнхенского кризиса 1938 года Королевские военно-воздушные силы реализовали планы по маскировке своих самолетов с помощью своей революционной схемы земель умеренного пояса : «Темная земля» и «Темно-зеленый» вверху и «Небо» (похожее на синее утиное яйцо) внизу. Эта схема была известна в просторечии как «Песок и шпинат», когда узор рисовался на фабрике, а направляющими служили большие резиновые коврики. Для многих типов самолетов, особенно истребителей, резиновые коврики менялись местами для четных и нечетных серий, получивших названия A и B. Нижняя часть и нижняя половина фюзеляжа ночных бомбардировщиков были окрашены в черный цвет. [ 10 ] [ 11 ] Варианты истребителей в начале войны включали окраску нижней части одного крыла в черный цвет. Позже во время войны темная земля была заменена на «серый океан», а нижняя сторона стала «серой морем». Военно-морская авиация использовала небо в двух тонах серого. Береговое командование , осуществлявшее патрулирование судов противника в открытом море, использовало вместо неба белый цвет. В кампании в Северной Африке для верхних поверхностей использовалась комбинация «Темной Земли» и «Среднего камня», нижняя сторона была «Лазурно-синего». Такая же лазурь использовалась на дневных бомбардировщиках за рубежом. Высоколетный РАФ Самолеты подразделения фоторазведки получили полностью синий цвет, но им была предоставлена «лицензия на камуфляж» своих самолетов. [ 12 ]
Некоторые самолеты ВВС США использовали вариации британских схем камуфляжа (в основном на самолетах, первоначально построенных по заказу британских ВВС), но большинство самолетов USAAF не использовали несколько оттенков на верхней стороне самолета. Вместо этого большинство из них были замаскированы в оливково-серый цвет сверху и нейтрально-серый снизу, хотя у некоторых края летающих поверхностей были окрашены в средне-зеленый цвет. [ 13 ] На более поздних этапах войны от камуфляжа часто отказывались, как для экономии времени на производство, так и для уменьшения веса, в результате чего самолеты оставались с отделкой из натурального металла. [ 14 ]
Самолеты Советских ВВС были окрашены в оттенки зеленого, однотонного или с революционным узором сверху, и сине-серого цвета на нижней поверхности. [ 15 ] [ 16 ]

Базовый немецкий камуфляж ( Люфтваффе ) на протяжении большей части войны основывался на светло-голубой нижней поверхности и двухцветном узоре из осколков различного зеленого цвета на верхних поверхностях. В первый год войны верхними цветами были темно-зеленый и черно-зеленый; позже для истребителей стали использоваться более светлые и сероватые цвета, хотя бомбардировщики в основном сохраняли темно-зеленый/черно-зеленый камуфляж. На боковую часть фюзеляжа истребителей и некоторых легких бомбардировщиков часто наносились пятна неправильной формы, смягчающие переход от верхней к нижней поверхности. Нижняя часть ночных бомбардировщиков и ночных истребителей была окрашена в черный цвет в начале войны, но к 1943 году они перешли на более светлые базовые цвета своих обычных голубых нижних поверхностей для самолетов, летающих днем, и светло-серое базовое покрытие верхних поверхностей, чтобы соответствовать сиянию неба. над немецкими городами, которые им было поручено защищать. [ 17 ] Для средиземноморского фронта был разработан специальный узор: песочно-желтый, часто переходящий в коричневый, с оливково-зелеными пятнами или без них. По мере того как Германия теряла господство в воздухе, наземный камуфляж становился все более важным, и истребители в конце войны получили двухцветную схему, такую как британский песок и шпинат, темно-коричневый и светло-зеленый. [ 18 ]
Холодная война и после
[ редактировать ]
Во время Холодной войны от камуфляжа частично отказались; например, глянцевый белый цвет с защитой от вспышек использовался на самолетах для защиты от ядерной вспышки, в том числе на высоколетящих V-бомбардировщиках Королевских ВВС, несущих ядерное оружие . [ 19 ] Когда ЗРК сделали атаку на высоте слишком опасной, планы бомбардировщиков Королевских ВВС изменились на атаку на малой высоте, и были возвращены замаскированные верхние поверхности. [ 20 ] Однако, за исключением американских и советских стратегических сил, камуфляж продолжал применяться тактически. Например, во время Корейской войны американские бомбардировщики B-29 были переведены на ночные полеты с черным днищем, когда китайские истребители стали серьезной угрозой. [ 21 ] Во время войны во Вьетнаме северовьетнамские истребители МиГ-21 вручную окрашивались в зелено-земляной камуфляж. [ 22 ] в то время как USAAF и ВМС США возобновили эксперименты с окрашенным камуфляжем. [ 23 ] Во время советско-афганской войны советские вертолеты Ми-24 были замаскированы песком и шпинатом. [ 24 ]
В 1970-е годы были разработаны ракеты с тепловым наведением , дальность действия которых превышала остроту зрения пилотов. Камуфляж самолетов теперь имел две основные угрозы, которые он не мог полностью победить: радиолокационное и инфракрасное обнаружение. Соответственно, камуфляж стал менее важным. [ 25 ] Однако к 1980-м годам человеческий глаз снова стал рассматриваться как достаточно важная угроза, поэтому самолеты, такие как штурмовик A-10 Thunderbolt («Бородавочник»), были окрашены в камуфляжные схемы, которые включали как разрушительную окраску земли, так и автомимикрию (обманчивую самоподражание), в виде ложного навеса с нижней стороны. [ 26 ] [ 27 ]
Методы
[ редактировать ]
Камуфляж самолетов осложняется тем, что фон самолета сильно меняется в зависимости от местоположения наблюдателя, характера фона. [ 28 ] и движение самолета. По этой причине военные самолеты часто окрашивали так, чтобы они соответствовали небу, если смотреть снизу, и либо соответствовали земле, либо разбивали очертания самолета, если смотреть сверху. Это форма противозатенения , которая, вероятно, лучше всего работает на таких самолетах, как тяжелые бомбардировщики , которые не летают перевернутым во время боя. [ 26 ] Из-за того, как на него падает свет, на самолете часто присутствуют темные и светлые узоры, даже если он полностью одного цвета, что облегчает видимость. [ 29 ] Отражениям и бликам можно противодействовать, покрасив самолет в нейтральные оттенки с неотражающим матовым покрытием. [ 29 ] Существует компромисс между эффективностью камуфляжа и размером опознавательных знаков : более крупные маркировки снижают риск дружественного огня из-за неправильного распознавания, но ухудшают маскировку. [ 30 ]
Наземный камуфляж
[ редактировать ]Наземный камуфляж используется для задержки визуального обнаружения с воздуха самолета, находящегося на земле или вблизи нее. Светлый песок использовался для самолетов, летающих над пустынями , синий и серый — для самолетов над морем , а зеленый и коричневый — для самолетов, которые, как ожидается, будут летать в лесных районах. [ 31 ] Однако замаскированный самолет, находящийся на земле или летящий низко над землей при ярком солнечном свете, остается уязвимым для обнаружения сверху из-за его собственной тени, отбрасываемой на землю. [ 32 ] Это может снизить эффективность маскировки самолета на высоте до 3000 футов (910 м), особенно если поверхность земли бледная и относительно однородная. [ 32 ] Вертолеты часто окрашиваются в наземный камуфляж, иногда в региональные или сезонные формы, такие как снежный камуфляж . [ 33 ] Самолеты тоже иногда окрашиваются снежным камуфляжем, как например на советских истребителях. [ 34 ] и « Штуки » Люфтваффе на Восточном фронте зимой, [ 35 ] в шведских испытаниях в 1970 г. [ 36 ] и RAF Jaguar на учениях в Норвегии. [ 37 ] [ а ]
Воздушный камуфляж
[ редактировать ]Камуфляж летательного аппарата может попытаться обеспечить маскировку с помощью цветов, напоминающих фон. Например, до 1941 года истребители Королевских ВВС сверху окрашивались в наземные цвета (темно-зеленый и коричневый), а снизу – в цвета неба. Однако самолеты терялись, и пилоты сообщали, что использованные цвета делали их истребители заметно темнее неба. Отдел развития воздушной борьбы в Королевских ВВС Даксфорд изучил проблему и летом 1941 года заменил темно-коричневый цвет на более бледный, «серый океан»; Небесно-голубой цвет нижней стороны был аналогичным образом заменен на более бледный «морско-серый», чтобы уменьшить видимость на фоне яркого неба. Аналогичные корректировки были внесены Люфтваффе. К концу войны превосходство союзников в воздухе сделало видимый легкий камуфляж менее важным, и некоторые американские самолеты использовались из неокрашенного (серебристого) металла для экономии веса. [ б ] [ 14 ]

Ночной камуфляж
[ редактировать ]Военные самолеты, летающие ночью, часто окрашиваются в черный или другие темные цвета, наносимые только на нижнюю часть некоторых самолетов и на всю часть других, в надежде снизить риск быть замеченными в прожекторах противника или ночных истребителях . [ 39 ] Однако самолеты, замаскированные черной краской, на самом деле темнее ночного неба, что делает их более заметными для наблюдателей, не использующих прожекторы. [ 25 ] Нижняя часть ночных бомбардировщиков Heinkel He 111 была окрашена в черный цвет. [ 40 ] De Havilland Mosquito изначально был окрашен в черный цвет, когда использовался в качестве ночного истребителя; Было обнаружено, что матовый черный лучше всего снижает видимость самолета в лучах прожекторов, но скорость самолета была снижена на 15 миль в час (24 км / ч) по сравнению с глянцевым черным, который, будучи более гладким, вызывал меньшее сопротивление. Однако, поскольку черный камуфляж делал самолеты заметными в лунные ночи и на фоне облачности, в конечном итоге был выбран вариант схемы дневного камуфляжа. [ 41 ]
Активный камуфляж
[ редактировать ]
В первые годы Второй мировой войны немецкие подводные лодки часто избегали атак самолетов, потому что они замечали самолет, когда он был еще далеко, как черная точка в небе, независимо от того, какие цвета камуфляжа использовались. Чтобы решить эту проблему, в 1943 году ВМС США, следуя канадским испытаниям камуфляжа рассеянного освещения на военных кораблях, провели секретные эксперименты по контриллюминации в проекте огней Yehudi . Фары герметичного луча были установлены на передней кромке крыла Grumman TBM-3D Avenger и вокруг капота двигателя, причем лампы были обращены вперед. [ с ] [ 42 ] Интенсивность ламп была отрегулирована так, чтобы соответствовать фоновому небу, как его видит наблюдатель с надводного корабля . Самолеты с огнями Иегуди не были обнаружены на расстоянии 2 миль (3,2 км) в условиях, когда самолеты без огней были обнаружены на расстоянии 12 миль (19 км). [ 25 ] Несмотря на успех, система не была запущена в производство из-за улучшенного радиолокационного обнаружения. [ 25 ]
Во время войны во Вьетнаме фонари Yehudi снова были опробованы, на этот раз установленные на F-4 Phantom , окрашенном в тусклый сине-белый камуфляж. Эксперимент сократил на 30% расстояние, на котором наблюдатель визуально улавливал «Фантом». В 1997 году активный камуфляж снова был исследован, на этот раз с помощью тонких флуоресцентных панелей с компьютерным управлением или светоизлучающего полимера, покрывающего большую часть поверхности самолета. [ 25 ] [ 43 ]

Стелс-технология
[ редактировать ]Технология «Стелс» направлена на то, чтобы сделать самолет практически необнаружимым для радара или других датчиков, будь то инфракрасных, видимых или акустических. По сути, это мультиспектральный камуфляж . [ 44 ] Работа над стелс-технологией началась в Америке в 1958 году. [ 45 ] [ 46 ]
Lockheed F-117 Nighthawk был первым действующим самолетом, в котором использовалась технология малозаметности для минимизации его радиолокационного сечения ; он начал свою секретную деятельность в 1983 году. [ 47 ] Его низкая заметность была компромиссом с характеристиками в других областях, включая уменьшенную тягу и только дозвуковую скорость. [ 48 ] форма самолета Фасетчатая уменьшила отражение радара обратно в приемник за счет того, что самолет стал аэродинамически нестабильным, что потребовало электродистанционной системы полета для поддержания управляемого полета. [ 49 ] Инфракрасные сигнатуры самолетов-невидимок можно уменьшить, сконструировав выхлопные сопла для смешивания горячих газов с холодным окружающим воздухом или разместив сопла над крылом, чтобы скрыть их от наземных наблюдателей, как в случае с Northrop Grumman B-2 Spirit. бомбардировщиком . [ 50 ]

Предотвращение инверсионных следов
[ редактировать ]самолета Камуфляж может выходить за пределы планера . Высоколетящие самолеты иногда можно обнаружить по следам их пара . Исследователи задумались, можно ли их уменьшить с помощью химических добавок. [ 51 ] В 1994 году велись работы над системой управления инверсионным следом для бомбардировщиков-невидимок B-2. [ 52 ] [ 53 ] Начиная со Второй мировой войны, пилоты-разведчики старались избегать образования инверсионных следов, при необходимости изменяя их высоту; Самолет -разведчик Lockheed U-2 был оборудован зеркалом, позволяющим пилоту видеть, создает ли самолет инверсионный след, и принимать соответствующие меры. [ 54 ]
Цифровой камуфляж
[ редактировать ]Цифровые камуфляжи, широко используемые для униформы с такими рисунками, как CADPAT и MARPAT . [ 55 ] применялись на самолетах некоторых вооруженных сил. Например, в 2008 году Словакия перекрасила свои истребители МиГ-29 в революционный рисунок, разработанный HyperStealth, «Digital Thunder». [ 56 ] [ 57 ] ВВС России В 2017 году прототип Су-57 летал в цифровом камуфляже с контрзатенением, весь сверху темный, за исключением многомасштабного рисунка по краям. [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jaguar на зимней схеме можно увидеть в файле: Sepecat Jaguar GR1A, UK — Air Force AN1985498.jpg .
- ^ Сэкономленный вес и любое последующее увеличение скорости или дальности полета зависят от типа самолета. Defense Media Network подсчитала, что Boeing B-17 Flying Fortress перевозил около 300 фунтов краски, исходя из окрашенной площади в 4200 квадратных футов. Для этого потребовалось около 35 галлонов краски на основе свинца весом около 10 фунтов на галлон, что дало влажный вес 350 фунтов и сухой вес, возможно, 300 фунтов после испарения. В статье отмечалось, что современные отчеты были более консервативными и оценивали вес истребителя в 15–20 фунтов, для бомбардировщика - 70–80 фунтов. Самолеты с полированной поверхностью, испытанные как RAF, так и командованием испытательного полигона, летали со скоростью до 8 миль в час (13 км/ч) быстрее. [ 38 ]
- ^ При боковом ветре пилотам приходилось летать с боковым скольжением , чтобы нос самолета и огни Иегуди были направлены на цель. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тоэлле, Алан. «Камуфляж Ньюпора 1916 года, части 1 и 2», цветная иллюстрация Ронни Бара, Windsock Worldwide, том 23, выпуски № 5 и 6. Берхамстед, Великобритания: Albatros Productions, 2007.
- ^ Хардести, Берген Ф.; Гастингс, HD; Тоэлле, Алан Д. (1968). «Проект Бабочка». Крест и кокарда (США) . 9 (1).
- ^ Хардести, Берген Ф.; Гастингс, HD; Тоэлле, Алан Д. (1972). «Проект Бабочка». Крест и кокарда (США) . 13 (2).
- ^ Гуттман, 2014, стр. 34-35.
- ^ «Немецкий ромбический камуфляж» . Архивировано из оригинала 15 июня 2017 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Ньюарк 2007 , стр. 68–69.
- ^ Робертсон, Брюс (1996). Цвета и маркировка британских самолетов времен Первой мировой войны . Хартфордшир, Великобритания: Публикации Альбатроса. ISBN 978-0948414657 .
- ^ Ричардсон, Дуг (2001). Боевые самолеты-невидимки: обман, уклонение и маскировка в воздухе . Зенит. стр. 15–16. ISBN 0-7603-1051-3 .
- ^ «Камуфляж в годы Первой мировой войны» . Имперский военный музей . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Холмс, Тони (1998). Ураганные асы, 1930–40 (переиздание). Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-597-7 .
- ^ Дерри, Мартин; Робинсон, Нил (2014). Авро Ланкастер, 1945–1965: На военной службе в Великобритании, Канаде и Франции . Перо и меч. п. 102. ИСБН 978-1-4738-5104-7 .
Бомбардировочное командование придерживалось мнения, что применение нынешней схемы земель умеренного пояса темно-зеленого и темно-земного цвета к верхним поверхностям было пустой тратой времени и труда.
- ^ Воздушная публикация 2656A в «Разработке маркировки и кодов эскадрилий 1939–1945» Air of Authority. 26 мая 2017 г.
- ^ Скаттс, Джерри; Грин, Бретт (2003). Моделирование истребителей армии США времен Второй мировой войны . Мастер-класс по моделированию. Издательство Оспри. п. 92 . ISBN 1-84176-061-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Ньюарк 2007 , с. 144.
- ^ Хорнат, Иржи (2006). цвета соколов. Камуфляж и маркировка советских самолетов во Второй мировой войне . Илиада Дизайн. ISBN 978-0-973-99940-2 .
- ^ Пилавский, Эрик (2004). Цвета истребителей советских ВВС 1941–45 гг . Классические публикации. ISBN 978-1-903-22330-7 .
- ^ Прайс, Альфред (1967). Самолет в профиле №148 — Ночные истребители Junkers Ju 88 . Лезерхед: Профильные публикации. п. 16.
- ^ Ульманн, М. (2000): Процессы защиты поверхности и краски в немецкой авиационной промышленности и военно-воздушных силах 1935–1945. Бернар и Грефе, ISBN 3-7637-6201-9
- ^ «Б36 в «антиатоме» финиширует над Кентом» . Рейс : 741. 11 ноября 1955 г.
- ^ Флинтэм, Вик (2008). Высокие ставки: британская авиация в действии, 1945–1990 гг . Перо и меч. п. 133. ИСБН 978-1-8441-5815-7 .
- ^ Нойфельд, Джейкоб; Уотсон, Джордж М. (2007). Воздушная война коалиции в Корейской войне, 1950 г. 1953 г.: Материалы симпозиума Исторического фонда ВВС, авиабаза Эндрюс, Мэриленд, 7-8 мая 2002 г. Государственная типография. п. 27. ISBN 978-0-16-075367-1 .
- ^ Топерцер, Иштван (2012). МиГ-21 Части Вьетнамской войны . Издательство Блумсбери. стр. 91–92. ISBN 978-1-78200-749-4 .
- ^ Морган, Рик (2012). Подразделения-нарушители А-6 времен войны во Вьетнаме . Издательство Блумсбери. стр. 19, 20, 91. ISBN. 978-1-84908-756-8 .
- ^ Исби, Дэвид (2013). Война России в Афганистане . Издательство Блумсбери. п. 83. ИСБН 978-1-4728-0179-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дуглас, Стив; Свитман, Билл (май 1997 г.). «Спрятаться в поле зрения самолета: самолеты-невидимки владеют ночью. Теперь им нужен день» . Популярная наука . стр. 54–59.
- ^ Перейти обратно: а б Шоу 1985 , с. 382.
- ^ Нойбек, Кен (1999). A-10 Прогулка по бородавочнику . Публикации эскадрильи / сигнала. стр. 72–77, 92. ISBN. 0-89747-400-7 .
- ^ Шоу 1985 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б Шоу 1985 , с. 381.
- ^ «ФМ 3-01.80 (ФМ 44-80) Визуальное распознавание самолетов» (PDF) . Департамент армии. 2006. стр. 2–5 . Проверено 6 февраля 2017 г.
Однако наземным наблюдателям приходится иметь дело с камуфляжными рисунками, поскольку они разбивают очертания самолетов, что затрудняет их распознавание и идентификацию.
- ^ Коули, Роберт; Паркер, Джеффри (2001). Читательский спутник военной истории . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 68–69. ISBN 0-618-12742-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Шоу 1985 , с. 383.
- ^ Хамфрис, Адольф Х.; Джарвис, Шэрон В. (1 февраля 1974 г.). «Отчет группы поддержки камуфляжа USAMRDC по окраске камуфляжа для Масстера» (PDF) . ДТИК. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2016 года . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Догерти 2017 , с. 149.
- ^ Ньюдик, Томас (2015). Величайший военный самолет в мире: иллюстрированная история . Янтарные книги. п. 42. ИСБН 978-1-78274-277-7 .
- ^ Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного тренера в мире . Специализированная пресса. п. 209. ИСБН 978-1-58007-124-6 .
- ^ Спик, Майк; Уиллер, Барри (1992). Маркировка современных самолетов . Смитмарк. п. 149. ИСБН 978-0-8317-5058-9 .
- ^ Циммерман, Дуайт Джон (23 февраля 2014 г.). «ВВС США очищают свои самолеты от краски» . Сеть оборонных СМИ.
- ^ Стивенсон, Хьюберт Кирк. (1948) Прикладная физика , стр. 200, 258. Наука во Второй мировой войне; Управление научных исследований и разработок. Том 6 «Науки во Второй мировой войне» (книга Atlantic Monthly Press). Редакторы: Чонси Гай Суитс и Джордж Рассел Харрисон. Маленький, Браун.
- ^ Лепаж, Жан-Дени Г.Г. (2009). Самолеты Люфтваффе, 1935–1945: Иллюстрированный справочник . МакФарланд. п. 47. ИСБН 978-0-7864-5280-4 .
- ^ Бертлз, Филип (2017). De Havilland Mosquito: оригинальный многоцелевой боевой самолет . Фонтхилл Медиа. п. 209. GGKEY:XL1896UPHXD.
- ^ Перейти обратно: а б Буш, Ванневар ; Конант, Джеймс; и др. (1946). «Камуфляж самолетов морского поиска» (PDF) . Исследования видимости и некоторые приложения в области камуфляжа . Управление научных исследований и разработок, Комитет национальных оборонных исследований. стр. 225–240. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2013 года . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Шоу 1985 , с. 55.
- ^ Рао, СП Рамана (1999). «Введение в камуфляж и обман» . Нью-Дели: Организация оборонных исследований и разработок. п. 4.
Традиционные методы маскировки и обмана больше не являются адекватными в современном сценарии ведения войны с использованием передовых технологий. Эта область приобрела новые измерения под такими названиями, как стелс-технология, малозаметная технология, очень малозаметная технология или управление сигнатурами. В этом контексте традиционные методы маскировки, сокрытия и обмана служат лишь предварительным этапом. Концепция мультиспектрального/полиспектрального камуфляжа под названием «стелс-технология» должна включать меры противодействия обнаружению радаром, инфракрасными, видимыми и акустическими датчиками, а также любыми другими датчиками, которые могут быть использованы.
- ^ Ришельсон, Дж. Т. (10 сентября 2001 г.). «Наука, технологии и ЦРУ» . Архив национальной безопасности . Университет Джорджа Вашингтона . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Мерлин, PW (2009). Проектирование и разработка Blackbird: проблемы и извлеченные уроки . Американский институт аэронавтики и астронавтики. Архивировано из оригинала 11 мая 2013 г. Проверено 8 сентября 2017 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Локхид F-117А Найтхок» . Национальный музей ВВС США . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Свитман, Билл (2007). «Нетрадиционное оружие» . Воздух и космос (декабрь 2007 г. / январь 2008 г.). Архивировано из оригинала 19 июля 2012 г.
- ^ Рич, Бен (1994). Скунс работает . Книги Бэк-Бэй. стр. 30–31, 46 . ISBN 0-316-74330-5 .
- ^ Копп, Карло (1989). «Оптическая война – новый рубеж» . Австралийская авиация . 1989 г. (ноябрь 1989 г. / январь 1990 г.). Эйр Пауэр Австралия . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Как исчезнуть» . Экономист . № Technology Quarterly Q3 2008. 4 сентября 2008 г. Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Акс, Дэвид (13 декабря 2012 г.). «7 секретных способов, с помощью которых американская армада-невидимка остается вне поля зрения» . Проводной . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Вартабедян, Ральф (2 февраля 1994 г.). «След в конце B-2 ведет к контракту с Northrop: Самолет: ВВС заплатят 63,5 миллиона долларов, чтобы избавиться от тонких белых следов, которые выдают местонахождение бомбардировщика-невидимки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Покок, Крис (2005). 50 лет U-2: Полная иллюстрированная история «Леди-Дракона» . Шиффер Военная история. стр. 151, 174, 249. ISBN. 978-0-7643-2346-1 .
- ^ Биллок, Винсент А; Каннингем, Дуглас В.; Цоу, Брайан Х. (2010). Эндрюс, Ди Х.; Герц, Роберт П.; Вольф, Марк Б. (ред.). Проблемы человеческого фактора в боевой идентификации . Эшгейт. стр. 99–101. ISBN 9781409486206 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «МиГ-29 в камуфляже HyperStealth Digital Thunder Disruption» . Гиперстелс. 21 марта 2008 г.
- ^ Камуфляж « Digital Thunder» для словацких МиГ-29 . Ежедневник оборонной промышленности. 25 марта 2008 г.
- ^ «ПАК ФА и Су-35С: будущее ВВС России» . Defense-Aerospace.com . Проверено 16 июня 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Догерти, Мартин Дж. (2017). Камуфляж на войне: иллюстрированный путеводитель с 1914 года по наши дни . Янтарные книги. ISBN 978-1-78274-498-6 .
- Ньюарк, Тим (2007). Камуфляж . Темза и Гудзон, с Имперским военным музеем . ISBN 978-0-500-51347-7 .
- Шоу, Роберт (1985). Истребительный бой: тактика и маневрирование . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-059-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Робертсон, Брюс (1966). Камуфляж и маркировка самолетов, 1907–1954 (Шестое изд.). Издательство Аэро. ISBN 0-8168-6355-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Серия экспериментальных камуфляжей. Архивировано 19 сентября 2018 г. на сайте Wayback Machine. Примеры камуфляжа General Dynamics F-111 Aardvark.
- Камуфляж Aggressor Blue 2009 г. на F / A-18E Super Hornet
- Немецкий камуфляж для самолетов в виде ромбов, заархивировано 15 июня 2017 г. в Wayback Machine.