След
Следы | |
---|---|
Род | Перистые ( завиток волос ), перисто-кучевые или перисто-слоистые. |
Высота | От 7500 до 12 000 м (от 25 000 до 40 000 футов) |
Классификация | Семья А (Высокий уровень) |
Появление | Длинные полосы |
Осадки | Нет |
Инверсионные следы ( / ˈ k ɒ n t r eɪ l z / ; сокращение от « » конденсации следы ) или паровые следы линейной формы, представляют собой облака образующиеся из-за выхлопов двигателя самолета или изменений давления воздуха, обычно на крейсерской высоте самолета в несколько километров / миль. над поверхностью Земли. Они состоят в основном из воды в виде кристаллов льда. Сочетание водяного пара в выхлопных газах авиационных двигателей и низких температур окружающей среды на больших высотах приводит к образованию следов. Примеси в выхлопе двигателя из топлива, в том числе соединения серы (0,05% по массе в реактивном топливе), образуют некоторые частицы, которые служат ядрами конденсации облаков для роста капель воды в выхлопных газах. Если образуются капли воды, они могут замерзнуть, образуя частицы льда, образующие инверсионный след. [1] Их образование также может быть спровоцировано изменением давления воздуха в вихрях на законцовках крыла или воздуха по всей поверхности крыла. [2] Инверсионные следы и другие облака, вызванные непосредственно деятельностью человека, называются гомогенитусами . [3]
В зависимости от температуры и влажности на высоте, где образуются инверсионные следы, они могут быть видны всего несколько секунд или минут. [1] Устойчивые инверсионные следы представляют особый интерес для ученых. [1] Полученные формы облаков формально описываются как homomutatus , [3] и могут напоминать перистые, перисто-кучевые или перисто-слоистые, и иногда их называют перистыми летающими . [4] Некоторые устойчивые распространяющиеся следы способствуют изменению климата . [5]
Конденсатные следы в результате выхлопа двигателя
[ редактировать ]Выхлопы двигателя преимущественно состоят из воды и углекислого газа — продуктов сгорания углеводородного топлива. Многие другие химические побочные продукты неполного сгорания углеводородного топлива, включая летучие органические соединения , неорганические газы, полициклические ароматические углеводороды , кислородсодержащие органические соединения, спирты , озон и частицы сажи, наблюдались при более низких концентрациях. Точное качество зависит от типа двигателя и основной функции двигателя внутреннего сгорания, при этом до 30% выхлопов самолетов составляют несгоревшее топливо. [6] (Также были обнаружены металлические частицы микронного размера, образующиеся в результате износа двигателя. [ нужна ссылка ] ) На больших высотах, когда этот водяной пар попадает в холодную среду, локальное увеличение водяного пара может повысить относительную влажность воздуха до точки насыщения . Затем пар конденсируется в крошечные капли воды, которые замерзают, если температура достаточно низкая. Эти миллионы крошечных капель воды и/или кристаллов льда образуют инверсионные следы. Время, необходимое для того, чтобы пар остыл достаточно для конденсации, учитывает образование инверсионного следа на некотором расстоянии позади самолета. На больших высотах для переохлажденного водяного пара требуется триггер, способствующий осаждению или конденсации. Частицы выхлопных газов самолета действуют как этот триггер, вызывая быструю конденсацию захваченного пара. Инверсионные следы выхлопных газов обычно образуются на больших высотах; обычно выше 8000 м (26 000 футов), где температура воздуха ниже -36,5 ° C (-34 ° F ). Они также могут образовываться ближе к земле, когда воздух холодный и влажный. [7]
Исследование 2013–2014 годов, проведенное при совместной поддержке НАСА, немецкого аэрокосмического центра DLR и Национального исследовательского совета Канады NRC, показало, что биотопливо может уменьшить образование инверсионных следов. Это снижение было объяснено тем, что биотопливо производит меньше частиц сажи, которые являются ядрами, вокруг которых формируются кристаллы льда. Испытания проводились на самолете DC-8 на крейсерской высоте, следом за которым летал самолет для сбора проб. В этих образцах количество частиц сажи, образующих следы, было уменьшено на 50–70 процентов при использовании 50-процентной смеси обычного топлива Jet A1 и биотоплива HEFA (гидрообработанные сложные эфиры и жирные кислоты), полученного из рыжика . [8] [9] [10]
Конденсат из-за снижения давления
[ редактировать ]Поскольку крыло создает подъемную силу , оно вызывает образование вихря на законцовке крыла и на кончике закрылка при его раскрытии (законцовки крыла и границы закрылков представляют собой разрывы воздушного потока). Эти вихри на законцовках крыла сохраняются в атмосфере еще долгое время после того, как самолет пролетел. Снижение давления и температуры в каждом вихре может привести к конденсации воды и сделать ядра вихрей на законцовках крыльев видимыми; этот эффект чаще встречается во влажные дни. Вихри на законцовках крыльев иногда можно увидеть за закрылками авиалайнеров во время взлета и посадки, а также во время приземления космических кораблей .
Видимые ядра вихрей на законцовках крыльев контрастируют с другим основным типом инверсионных следов, вызванных сгоранием топлива. Инверсионные следы от выхлопных газов реактивных двигателей видны на большой высоте, прямо за каждым двигателем. Напротив, видимые ядра вихрей на законцовках крыла обычно видны только на малой высоте, когда самолет движется медленно после взлета или перед приземлением и где влажность окружающей среды выше; они следуют за законцовками и закрылками, а не за двигателями.
При высокой тяге лопасти вентилятора на впуске турбовентиляторного двигателя достигают околозвуковой скорости, вызывая внезапное падение давления воздуха. Это создает конденсатный туман (внутри воздухозаборника), который часто наблюдают авиапассажиры во время взлета.
Кончики вращающихся поверхностей (таких как пропеллеры и несущие винты ) иногда оставляют видимые инверсионные следы. [11]
В огнестрельном оружии при стрельбе в редких условиях иногда наблюдается след пара из-за конденсации, вызванной изменением давления воздуха вокруг пули. [12] [13] След пара от пули виден с любого направления. [12] След пара не следует путать со следом пули — эффектом преломления, возникающим из-за изменений давления воздуха по мере движения пули, что является гораздо более распространенным явлением (и обычно наблюдается только непосредственно позади стрелка). [12] [14]
Воздействие на климат
[ редактировать ]Считается, что наибольший вклад авиации в изменение климата вносят инверсионные следы. [15] В целом, следы самолетов улавливают исходящую длинноволновую радиацию, испускаемую Землей и атмосферой, больше, чем отражают поступающую солнечную радиацию , что приводит к чистому увеличению радиационного воздействия . В 1992 году этот эффект потепления оценивался в 3,5 мВт/м. 2 и 17 мВт/м 2 . [16] В 2009 году его значение в 2005 году оценивалось в 12 мВт/м. 2 , на основе данных реанализа , климатических моделей и кодов переноса радиации ; с диапазоном неопределенности от 5 до 26 мВт/м 2 , и с низким уровнем научного понимания. [17]
Перистые следы могут быть крупнейшим компонентом радиационного воздействия воздушного движения, превышающим весь CO2 , накопленный авиацией, и могут утроиться по сравнению с базовым уровнем 2006 года до 160–180 мВт/м. 2 к 2050 году без вмешательства. [18] [19] Для сравнения, суммарное радиационное воздействие от деятельности человека составило 2,72 Вт/м. 2 (в диапазоне от 1,96 до 3,48 Вт/м 2 ) в 2019 году, а прирост только с 2011 по 2019 год составил 0,34Вт/м. 2 . [20] Эффекты инверсионных следов сильно различаются в зависимости от того, когда они образуются, поскольку они снижают дневную температуру и повышают ночную, уменьшая их разницу. [21] В 2006 году было подсчитано, что на ночные полеты приходится от 60 до 80% инверсионного радиационного воздействия, при этом на их долю приходится 25% ежедневного воздушного движения, а на зимние рейсы приходится половина среднегодового радиационного воздействия, при этом на их долю приходится 22% годового воздушного движения. [22]
Начиная с 1990-х годов высказывались предположения, что инверсионные следы в дневное время оказывают сильный охлаждающий эффект, а в сочетании с потеплением от ночных полетов это может привести к существенному суточному изменению температуры (разнице дневных максимумов и минимумов в фиксированная станция). [23] Когда ни один коммерческий самолет не пролетел над США после терактов 11 сентября , суточные колебания температуры увеличились на 1,1 °C (2,0 °F). [24] Это увеличение , измеренное на 4000 метеостанциях в континентальной части США, стало самым большим за 30 лет. [24] Без инверсионных следов местный суточный диапазон температур был на 1 ° C (1,8 ° F) выше, чем непосредственно перед этим. [25] На юге США разница уменьшилась примерно на 3,3 °C (6 °F), а на Среднем Западе США — на 2,8 °C (5 °F). [26] [27] Однако последующие исследования показали, что естественное изменение облачного покрова может более чем объяснить эти результаты. [28] Авторы исследования 2008 года писали: «Вариации высокого облачного покрова, включая инверсионные следы и перистые облака, вызванные следами, слабо способствуют изменениям в суточном диапазоне температур, который определяется в первую очередь облаками на более низкой высоте, ветрами и влажностью. " [29]
В 2011 году исследование британских метеорологических записей, полученных во время Второй мировой войны, выявило один случай, когда температура была на 0,8 ° C (1,4 ° F) выше, чем в среднем за день, возле авиабаз, используемых USAAF стратегическими бомбардировщиками после того, как они летели строем. Однако его авторы предупредили, что это было единичное событие, поэтому сделать из него однозначные выводы сложно. [30] [31] [32] Затем глобальный ответ на пандемию коронавируса 2020 года привел к сокращению глобального воздушного движения почти на 70% по сравнению с 2019 годом. Таким образом, это предоставило расширенную возможность изучить влияние инверсионных следов на региональную и глобальную температуру. Многочисленные исследования не обнаружили «никакой существенной реакции суточного диапазона температуры приземного воздуха» в результате изменений инверсионных следов, а также либо «нет существенной глобальной ERF» (эффективное радиационное воздействие ), либо очень небольшой эффект потепления. [33] [34] [35]
Проект ЕС, запущенный в 2020 году, направлен на оценку возможности минимизации эффектов следа за счет оперативного выбора при составлении планов полетов. [36] Другие подобные проекты включают ContrailNet от Евроконтроля, [37] Ревиате, [38] и проект Ciconia, [39] а также «следы проекта» Google. [40]
Инверсионные следы в лоб
[ редактировать ]След от самолета, летящего к наблюдателю, может казаться оставленным объектом, движущимся вертикально. [41] [42] 8 ноября 2010 года в американском штате Калифорния инверсионный след этого типа привлек внимание средств массовой информации как «загадочная ракета», которую не могли объяснить военные и авиационные власти США. [43] и его объяснение как след [41] [42] [44] [45] потребовалось более 24 часов, чтобы его приняли средства массовой информации и военные учреждения США. [46]
отвлекает
[ редактировать ]Когда самолет проходит сквозь облако, он может рассеять облако на своем пути. Это известно как дистрайл (сокращение от «тропа рассеяния»). Теплый выхлоп двигателя самолета и усиленное вертикальное перемешивание в следе за самолетом могут привести к испарению существующих капель облаков. Если облако достаточно тонкое, такие процессы могут привести к созданию безоблачного коридора в обычно сплошном облачном слое. [47] Ранние спутниковые наблюдения за отклонениями, которые, скорее всего, представляли собой удлиненные дыры в виде полос падения с самолетов , появились в Корфиди и Брандли (1986). [48]
Облака образуются, когда невидимый водяной пар ( H 2 O в газовой фазе) конденсируется в микроскопические капли воды ( H 2 O в жидкой фазе) или в микроскопические кристаллы льда ( H 2 O в твердой фазе). Это может произойти, когда воздух с высоким содержанием газообразной воды охлаждается. Дистрайл образуется, когда тепло выхлопных газов двигателя испаряет капли жидкой воды в облаке, превращая их обратно в невидимый газообразный водяной пар. Сбои в движении также могут возникнуть в результате усиленного перемешивания (уноса) более сухого воздуха непосредственно над или под тонким слоем облаков после прохождения самолета через облако, как показано на втором изображении ниже:
См. также
[ редактировать ]- Теория заговора о химтрейлах
- Перистое облако
- Камера Вильсона - детектор частиц, работающий по аналогичному принципу.
- Воздействие авиации на окружающую среду
- Падение дыры
- Глобальное затемнение
- Судовые следы
- Скайрайтинг
- Космическая медуза
- Эффект Туми
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Информационный бюллетень о следах самолетов» (PDF) . ФАУ.Правитель. Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2006 г. Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «паровой след» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc. Проверено 17 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд, Скотт (23 марта 2017 г.). «Облачный Атлас совершает прыжок в 21 век с 12 новыми типами облаков» . Погодная сеть . Пелморекс Медиа . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Cirrus Aviaticus – Cirrus – Названия облаков» . nameofclouds.com . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Тимперли, Джослин. «Самые быстрые способы, с помощью которых авиация может сократить выбросы» . www.bbc.com . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Ричи, Гленн; И все же, Кеннет; Росси III, Джон; Беккедал, Марни; Бобб, Эндрю; Арфстен, Дэррил (2003). «Биологические последствия и последствия для здоровья воздействия реактивного топлива на основе керосина и присадок». Журнал токсикологии и гигиены окружающей среды, часть B. 6 (4): 357–451. дои : 10.1080/10937400306473 . ПМИД 12775519 . S2CID 30595016 .
- ^ «Образование по следам – часто задаваемые вопросы» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 года.
- ^ «Неделя технологий» . Неделя авиации и космических технологий . 20–24 марта 2017 г. Статья опубликована в журнале Nature , авторы Рич Мур и Ханс Шлагер.
- ^ Шон Бродерик (24 декабря 2017 г.). «Биотопливо может уменьшить образование инверсионных следов, результаты исследований» . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Ричард Х. Мур; и др. (15 марта 2017 г.). «Смешивание биотоплива снижает выбросы частиц из авиационных двигателей в крейсерских условиях» (PDF) . Природа . 543 (7645): 411–415. Бибкод : 2017Natur.543..411M . дои : 10.1038/nature21420 . ПМЦ 8025803 . ПМИД 28300096 . S2CID 4447403 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2019 г.
- ^ «Фотографии с поля» . Журнал «Вертикаль» . Апрель – май 2014 г. с. 39 . Проверено 8 июля 2014 г. Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с «След пара и след пули» . Страна снайперов . 9 августа 2018 года . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «След пара против следа пули» . Ютуб . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Норманн, Дэйв (15 июня 2017 г.). «Уроки языка: СЛЕД» . Брейч Банг Очистить . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ КЭТИ КАМЕРО (28 июня 2019 г.). «Грязный секрет авиации: инверсионные следы самолетов являются удивительно мощной причиной глобального потепления. Эффект потепления от тонких белых облаков утроится к 2050 году» . www.science.org . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Понатер, М.; и др. (2005). «О чувствительности климата» . Письма о геофизических исследованиях . 32 (10): L10706. Бибкод : 2005GeoRL..3210706P . дои : 10.1029/2005GL022580 .
- ^ Ли, Д.С.; и др. (2009). «Авиация и глобальное изменение климата в 21 веке» (PDF) . Атмосфера. Окружающая среда. 43 (22): 3520–3537. Бибкод : 2009AtmEn..43.3520L . дои : 10.1016/j.atmosenv.2009.04.024 . ПМЦ 7185790 . ПМИД 32362760 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2016 года.
- ^ Майкл Ле Пейдж (27 июня 2019 г.). «Оказывается, самолеты еще хуже влияют на климат, чем мы думали» . Новый учёный . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Бок, Лиза; Буркхардт, Ульрика (2019). «Радиационное воздействие перистых следов для будущего воздушного движения» . Химия и физика атмосферы . 19 (12): 8163. Бибкод : 2019ACP....19.8163B . дои : 10.5194/acp-19-8163-2019 .
- ^ МГЭИК, 2021: Резюме для политиков . В: Изменение климата 2021: Физическая научная основа. Вклад Рабочей группы I в шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата [Массон-Дельмотт, В., П. Чжай, А. Пирани, С.Л. Коннорс, К. Пеан, С. Бергер, Н. Код, Ю. Чен, Л. Гольдфарб, М. И. Гомис, М. Хуанг, К. Лейтцелл, Э. Лонной, Дж. Б. Р. Мэтьюз, Т. К. Мэйкок, Т. Уотерфилд, О. Елекчи, Р. Ю и Б. Чжоу (ред.)]. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, стр. 3–32, дои : 10.1017/9781009157896.001 .
- ^ Бернхардт, Дж.; Карлтон, AM (14 марта 2015 г.), «Воздействие долгоживущих «вспышек» инверсионных следов реактивных самолетов на суточный диапазон температур наземной станции» , Journal of International Climatology , 35 (15): 4529–4538, Bibcode : 2015IJCli..35.4529B , doi : 10.1002/joc.4303 , S2CID 128789946
- ^ Стубер, Никола; и др. (15 июня 2006 г.). «Важность суточного и годового цикла воздушного движения для инверсионного радиационного воздействия» . Природа . 441 (7095): 864–7. Бибкод : 2006Natur.441..864S . дои : 10.1038/nature04877 . ПМИД 16778887 . S2CID 4348401 .
- ^ Перкинс, Сид. (11 мая 2002 г.), «Сентябрьская наука: закрытие авиакомпаний способствовало исследованиям инверсионных следов» , Science News , Science News Online , получено 13 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Трэвис, диджей; А. Карлтон; Р.Г. Лауритсен (август 2002 г.). «Инверсионные следы сокращают дневной диапазон температур» . Природа . 418 (6898): 601. Бибкод : 2002Natur.418..601T . дои : 10.1038/418601a . ПМИД 12167846 . S2CID 4425866 .
- ^ Трэвис, диджей; А. М. Карлтон; Р.Г. Лауритсен (март 2004 г.). «Региональные изменения суточного диапазона температур в США для приземления самолетов 11–14 сентября 2001 г.: свидетельства влияния следов реактивных самолетов на климат» . Дж. Клим . 17 (5): 1123. Бибкод : 2004JCli...17.1123T . doi : 10.1175/1520-0442(2004)017<1123:RVIUDT>2.0.CO;2 .
- ^ «Инверсионные следы реактивных самолетов влияют на температуру поверхности» , Science Daily , 18 июня 2015 г. , получено 13 октября 2021 г.
- ^ Трэвис, Дэвид Дж.; Карлтон, Эндрю М.; Лауритсен, Райан Г. (2002). «Инверсионные следы сокращают дневной диапазон температур» (PDF) . Природа . 418 (6898): 601. Бибкод : 2002Natur.418..601T . дои : 10.1038/418601a . ПМИД 12167846 . S2CID 4425866 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2006 года.
- ^ Калькштейн; Баллинг-младший (2004). «Влияние необычно ясной погоды на дневной диапазон температур в США после 11 сентября 2001 г.» . Климатические исследования . 26 : 1. Бибкод : 2004ClRes..26....1K . дои : 10.3354/cr026001 .
- ^ Хонг, Банда; Ян, Пин; Миннис, Патрик; Ху, Юн X.; Норт, Джеральд (2008). «Существенно ли инверсионные следы уменьшают дневной диапазон температур?» (PDF) . Письма о геофизических исследованиях . 35 (23): L23815. Бибкод : 2008GeoRL..3523815H . дои : 10.1029/2008GL036108 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 мая 2023 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Ирфан, Умайр (7 июля 2011 г.). «Следы бомбардировщиков времен Второй мировой войны показывают, как авиация влияет на климат» . Scientificamerican.com (ClimateWire) . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Парри, Винн (7 июля 2011 г.). «Бомбомбардировки во время Второй мировой войны изменили погоду в Англии» . www.livscience.com . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Райан, AC; и др. (2012). «Инверсионные следы времен Второй мировой войны: пример облачности, вызванной авиацией» . Международный журнал климатологии . 32 (11): 1745–1753. Бибкод : 2012IJCli..32.1745R . дои : 10.1002/joc.2392 . S2CID 129296874 .
- ^ Дигби, Рут А.Р.; Джиллетт, Натан П.; Монахан, Адам Х.; Коул, Джейсон Н.С. (29 сентября 2021 г.). «Наблюдательные ограничения на циркуляцию, вызванную авиацией, из-за нарушения полетов, вызванного COVID-19» . Письма о геофизических исследованиях . 48 (20): e2021GL095882. дои : 10.1029/2021GL095882 . ПМЦ 8667656 . ПМИД 34924638 .
- ^ Геттельман, Эндрю; Чен, Цзе-Че; Бардин, Чарльз Г. (18 июня 2021 г.). «Воздействие на климат изменений, вызванных COVID-19» . Химия и физика атмосферы . 21 (12): 9405–9416. дои : 10.5194/acp-21-9405-2021 .
- ^ Чжу, Цзялей; Пеннер, Джойс Э.; Гарнье, Энн; Буше, Оливье; Гао, Мэн; Сонг, Лей; Дэн, Цзюньцзюнь; Лю, Цун-цян; Фу, Пинцин (18 марта 2022 г.). «Уменьшение авиации приводит к увеличению количества кристаллов льда и положительному радиационному эффекту в перистых облаках» . АГУ Прогресс . 3 (2): ee2020GL089788. дои : 10.1029/2021AV000546 .
- ^ «Уникальная возможность ускорить развитие | ЕВРОКОНТРОЛЬ» . www.eurocontrol.int . 16 ноября 2020 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «ЕВРОКОНТРОЛЬ запускает ContrailNet — новую сеть для создания общего хранилища данных наблюдения за следами | ЕВРОКОНТРОЛЬ» . www.eurocontrol.int . 7 ноября 2023 г. Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Reviate – Уклонение от следа за климатом» . conrails.org . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Эндрюс, Сиан (13 декабря 2023 г.). «Лидер в предотвращении инверсионных следов» . Блог НАТС . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Следы проекта: предотвращение следов с помощью искусственного интеллекта – исследование Google» . Проект «Инверсионные следы»: предотвращение инверсионных следов с помощью искусственного интеллекта — исследование Google . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Макки, Мэгги (9 ноября 2010 г.). "Таинственная "ракета", скорее всего, это след реактивного самолета, - говорит эксперт" . Новый учёный . Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Уэст, Мик (10 ноября 2010 г.). «Проблема перспективы – предновогодний след» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ «Пентагон не может объяснить «ракету» над Калифорнией» . ЦБС . 9 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Пайк, Джон Э. (ноябрь 2010 г.). «Таинственное ракетное безумие» . GlobalSecurity.org . Проверено 11 ноября 2010 г.
- ^ Банеман, Лием (9 ноября 2010 г.). «Это был рейс 808 US Airways» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ «Пентагон: «Таинственная ракета», вероятно, была самолетом» . Новости Меркурия / AP . 10 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
- ^ «Disrail на картине дня в области науки о Земле» . epod.usra.edu . Архивировано 16 октября 2002 г. в Wayback Machine.
- ^ Корфиди, Стивен; Брандли, Хэнк (май 1986 г.). «GOES видит, как самолет сбился с пути» (PDF) . Национальный дайджест погоды . 11 : 37–39. Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 13 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Образование по следам (в архиве) | НАСА
- Contrails.nl: Следы и авиационный смог. Архивировано 20 февраля 2011 г. в Wayback Machine | Галеры инверсионных следов и авиационного смога
- Контральная наука | Справочный сайт для разоблачения странных историй об инверсионных следах
- Даннинг, Брайан (15 февраля 2007 г.). «Скептоид № 27: Химические следы: реальность или нет?» . Скептоид .