Боинг 747-400
Боинг 747-400 | |
---|---|
![]() | |
Боинг 747-400ER компании Qantas , замеченный в аэропорту Мельбурна в 2011 году. | |
Роль | Широкофюзеляжный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Первый полет | 29 апреля 1988 г. |
Введение | 9 февраля 1989 г., авиакомпания Northwest Airlines. |
Статус | В ограниченном пассажирском сообщении, в грузовом сообщении |
Основные пользователи | Atlas Air |
Produced |
|
Number built | 694[2] |
Developed from | Boeing 747-300 |
Variants | |
Developed into | Boeing 747-8 |
Boeing 747-400 — большой дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер производства компании Boeing Commercial Airplanes , усовершенствованный вариант первоначального Boeing 747 .О «Advanced Series 300» было объявлено на авиашоу в Фарнборо в сентябре 1984 года , целью которого было снижение затрат на 10% за счет более эффективных двигателей и в 1000 морских миль дополнительной дальности полета [миль] (1900 км; 1200 миль). Northwest Airlines стала первым заказчиком, получившим заказ на 10 самолетов 22 октября 1985 года. Первый Боинг 747-400 был вывезен 26 января 1988 года и совершил свой первый полет 29 апреля 1988 года. Сертификат типа был получен 9 января. , 1989 г., поступил на вооружение NWA 9 февраля 1989 г.
747 Он сохранил планер , включая удлиненную верхнюю палубу 747-300 с крылышками длиной 6 футов (1,8 м) . Для 747-400 предлагается выбор улучшенных турбовентиляторных двигателей: Pratt & Whitney PW4000 , General Electric CF6-80C2 или Rolls-Royce RB211-524G /H. для двух членов экипажа Стеклянная кабина исключает необходимость в бортинженере . Обычно он вмещает 416 пассажиров в трехклассной компоновке на дальность полета 7 285 морских миль (13 492 км; 8 383 мили) с максимальной взлетной массой (MTOW) 875 000 фунтов (397 т).
The first -400M combi was rolled out in June 1989. The -400D Domestic for the Japanese market, without winglets, entered service on October 22, 1991. The -400F cargo variant, without the stretched upper deck, was first delivered in May 1993. With an increased MTOW of 910,000 lb (410 t), the extended range version entered service in October 2002 as the -400ERF freighter and the -400ER passenger version the following month. Several 747-400 aircraft have undergone freighter conversion or other modifications to serve as transports of heads of state, YAL-1 laser testbed, engine testbed or the Spirit of Mojave air launcher. The Dreamlifter is an outsize cargo conversion designed to move Dreamliner components.
With 694 delivered over the course of 20 years from 1989 to 2009,[3] it was the best-selling 747 variant. Its closest competitors were the smaller McDonnell Douglas MD-11 trijet and Airbus A340 quadjet. It has been superseded by the stretched and improved Boeing 747-8, introduced in October 2011. In the late 2010s, older 747-400 passenger aircraft were being phased out by airlines in favor of long-range, wide-body twinjet aircraft, such as the Boeing 777 and Airbus A350.
Development
[edit]Background
[edit]
Following its introduction in 1969, the Boeing 747 became a major success with airlines and the flying public.[4] As the world's first wide-body jetliner, the 747 had revolutionized air travel, and cemented its manufacturer's dominance in the passenger aircraft market.[5] In 1980, Boeing announced the 747-300, its latest 747 variant featuring greater passenger capacity. This was made possible by making a stretched upper deck (SUD), previously an option on the 747-200, a standard feature.[6] The SUD was almost twice as long as the original 747 upper deck. Besides increased capacity, the 747-300 did not offer any increase in range, nor did it include improvements in flight deck technology or construction materials.[7] At the same time, 747s were becoming more costly to operate due to a number of factors, notably conventional flight control systems, three-person flight crews, and fuel costs.[4]
In 1982, Boeing introduced a two-crew glass cockpit, new engines, and advanced materials on its 757 and 767 twinjets.[7] At the same time, combined sales of the 747-100, −200, −300, and 747SP models (collectively referred to as the 747 "Classics") exceeded 700, but new orders slowed precipitously.[8] The introduction of the 747-300 did little to stem the decline, and itself faced potential competition from more modern designs. As a result, Boeing began considering a more significant upgrade for its largest passenger jet.[7]
By early 1984, company officials had identified five development objectives for the latest 747 upgrade: new technologies, an enhanced interior, a 1,000 nautical miles (1,900 km; 1,200 mi) range increase, more efficient engines, and a 10 percent reduction in operating cost.[7] In September 1984, Boeing announced development of the newest 747 derivative, the "Advanced Series 300", at the Farnborough Airshow.[7] On October 22, 1985, the type was officially launched when Northwest Airlines became the first 747-400 customer, with an order for 10 aircraft.[9] Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Singapore Airlines, and British Airways also announced orders several months later, followed by United Airlines, Air France, Malaysia Airlines and Japan Airlines.[9]
Design effort
[edit]
Seven early customers, namely British Airways, Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Northwest, Qantas and Singapore Airlines, formed a consultative group to advise Boeing on the 747-400's design process.[10] While the aircraft was planned as a new-technology upgrade, Boeing originally proposed minimal design changes in order to reduce development cost and retain commonality with existing models.[10] The airline consultative group sought more advanced changes, including a two-crew glass cockpit. As a result of airline input, the 747-400's new digital cockpit design featured cathode-ray tube (CRT) display technologies first employed on the 757 and 767. The autopilot was also changed to that of the 757 and 767; on the 747-400 a software update was added to allow an 'altitude intervention' mode.[11]: 145

The 747-400's wingspan was stretched by 17 feet (5.2 m) over the Classic 747 through wingtip extensions. For reduced aerodynamic drag, the wings were fitted with 6 feet (1.8 metres)-tall winglets.[12] Despite the added length, the wings were 6,000 pounds (2,700 kg) lighter as a result of new aluminum alloys.[12] The horizontal tail was also redesigned to fit a 3,300 US gallons (12,000 L) fuel tank, resulting in a 350 nautical miles (650 km; 400 mi) range increase, and the rudder travel was increased to 30 degrees.[12] The landing gear was redesigned with larger wheels and carbon brakes.[12] Internal changes further included a restyled cabin with new materials and updated fittings.[13]
New engines offered on the 747-400 included the Pratt & Whitney PW4056, the General Electric CF6-80C2B1F, and the Rolls-Royce RB211-524G/H.[12] The engines offered lower fuel consumption and greater thrust, along with a full-authority digital engine control (FADEC) which adjusted engine performance for improved efficiency compared with the Classic 747s.[12] A new auxiliary power unit (APU) manufactured by Pratt & Whitney Canada was also selected to provide on-ground power for the 747-400, with a 40 percent reduction in fuel consumption compared to previous APU designs.[12]
Production and testing
[edit]Final assembly of the first 747-400 began at Boeing's Everett factory, the longtime site of 747 production, in September 1987.[13] More than fifty percent of the aircraft was produced by subcontractors, with major structures, engine nacelles, and sub-assemblies supplied by Northrop, and upper deck fuselage frames from Daewoo.[14] All components were integrated during the final assembly process at the Everett factory. The first aircraft, equipped with PW4056 engines, was completed over the winter months of late 1987.[13] On January 26, 1988, the first 747-400 rolled out at the Everett factory, while the first 737-400 rolled out at Boeing's Renton factory on the same day, marking the first double jetliner rollout in the manufacturer's history.[13] By the time of the rollout, the 747-400 program had amassed more than 100 orders.[13]

The 747-400 flew for the first time on April 29, 1988, under the command of test pilot James Loesch and co-pilot Kenneth Higgins.[15] The first flight was six weeks behind schedule, owing to subcontractor delays in supplying components, and extra troubleshooting on the aircraft's electronics systems.[13] The maiden flight took off from Paine Field, site of the Everett factory, and landed at Boeing Field, south of Seattle, after an uneventful 2 hours and 26 minutes.[15] The 747-400's flight test program utilized the first four aircraft built, one more than the minimum number necessary to certify the aircraft's three engine options.[15] One test aircraft each was fitted with the CF6-80C2B1F and RB211-524G/H engines, while the other two featured PW4056 engines, with the fourth aircraft serving as a backup.[15] Federal Aviation Administration (FAA) certification was received on January 9, 1989, with Pratt & Whitney PW4000 engines, May 18, 1989, with General Electric CF6-80C2s and June 8, 1989, with Rolls-Royce RB211-524Gs.
As the flight test program proceeded, Boeing encountered problems in the 747-400's production process, leading it to disclose delivery delays of up to one month for the first 20 aircraft built.[13] A primary reason for the delays was the unprecedented complexity of interior configurations offered to airlines, which ranged from lavatory and galley locations to the color shades of cabin warning labels.[13] Coupled with new, relatively inexperienced workers, a lack of veteran technicians, interior configurations needing costly re-work, and teething problems with electronics integration on the advanced flight deck, 747-400 production fell behind schedule.[13] The company managed to resolve early production issues by mid-1989, with the first example airframes of all three engine variants delivered within four months of each other, and overall delays not exceeding several weeks.[13]
Service entry and operations
[edit]
The first 747-400 (N661US) was delivered to launch customer Northwest Airlines.[16] This jet became known for an incident on Northwest Flight 85 caused by a rudder hardover.[17] N661US was later sold to Delta Airlines when Northwest merged with it. N661US later became preserved at the Delta Flight Museum. This was the twentieth anniversary of the 747-100's first flight. On May 31, 1989, Singapore Airlines operated the first international service using a 747-400, on a flight from Singapore to London.[18]
In May 1989, one week before the initial delivery to the 747-400's first European customer, KLM, the Joint Aviation Authorities (JAA) shocked Boeing by refusing to grant regulatory certification for the aircraft, citing the upper deck cabin floor's resistance to collapse in the event of a sudden decompression.[13] While the manufacturer asserted that the 747-400's cabin floor was no different from the already-certified and in-service 747-300, the JAA maintained that the newer model would have a service life into 2020 and beyond and was thus subject to a newer, more stringent standard which had been updated to reflect the risk of explosive devices.[19] In the days leading up to the first delivery to KLM, negotiations between Boeing, the FAA, and the JAA resulted in a compromise: a temporary operating certificate would be issued for the 747-400, provided that the manufacturer develop a structural retrofit for the aircraft within two years.[19] The last-minute deal allowed KLM and Lufthansa to take delivery of their 747-400s without further delays.[19]
After the first 747-400 deliveries, Boeing began production on more variants of the aircraft. The first 747-400 Combi, able to carry both passengers and freight, was rolled out in June 1989.[19] The 747-400 Domestic, a short-range variant of the aircraft designed for Japanese intra-island services, first flew on March 18, 1991, and entered service with Japan Airlines on October 22, 1991. A cargo variant, the 747-400F, was first delivered in May 1993 to Cargolux.[19] By the end of the 1990s, Boeing was producing four versions of the 747-400.
Further developments
[edit]

The extended range freighter (ERF) entered service in October 2002. The next month, the extended range (ER) passenger version entered service with Qantas, the only airline ever to order the passenger version of the 747-400ER. Qantas initially used the 747-400ER for the Melbourne to Los Angeles and Dallas to Sydney route allowing the completion of the flight with full passenger load and cargo. Prior to the 747-400ER, Qantas would complete such flights by blocking out 'E' zone of the cabin and limiting passenger numbers and cargo. The 747-400ER featured the Boeing Signature Interior, which was later made available on the 747-400 (either as a retrofit on existing 747-400s or factory installation on new frames).
The 747-400ER also introduced some flight deck enhancements, including liquid-crystal displays (LCDs), which replaced the six cathode ray tube (CRT) displays found on the Boeing 747-400. LCDs later became standard on the 747-400 as well, and could be retrofitted to earlier aircraft. The three standby flight displays found on the 747-400 were also replaced by a single combined LCD, the integrated standby flight display (ISFD), which also became standard on the 747-400 in late 2003.[20]
In the 2000s, as part of an effort to promote sustainable and alternative fuel development, as well as lower emissions, several 747-400 operators studied the use of oil extracted from the jatropha plant. Air New Zealand carried out the first commercial flight using jatropha oil for fuel; the airline's 747-400 had one engine burning a mix of 50% jatropha oil and 50% jet fuel for two hours during the flight while engineers collected data. Continental Airlines tested jatropha oil in one of its airliners on January 7, 2009. Jatropha is easy to grow, needs little fertilizer or water, and produces an oil-rich plant.[21]
Production of the 747-400 passenger version officially ceased on March 15, 2007.[1] The last four -400s on order were cancelled by Philippine Airlines (which switched to the 777-300ER). The last to order the -400 was China Airlines in November 2002, with the last passenger 747-400 constructed in 2005 and delivered in April of that year.[1] It was the 1358th 747 (MSN33737/B-18215).[22] The last 747-400 was a -400ERF delivered on December 22, 2009, to Kalitta Air.[3]
Retirement and economic value
[edit]The 747-400's leasing, resale and salvage value has dropped steeply because it is relatively expensive to operate. As most 747-400s are now more than 20 years old, airlines are beginning to replace them. Airlines using the 747-400 have been retiring the model, replacing it with more fuel efficient aircraft. The main appeal of the 747-400 like its predecessors was its range rather than its capacity, and in most cases it has been replaced by wide-body twin-engine aircraft of similar range, such as the Boeing 777 and Boeing 787 Dreamliner. The change in emphasis from hub and spoke operations to point-to-point flights has also reduced the need for jumbo jets.[23] Airlines such as British Airways and Qantas that plan to maintain the same capacity on routes currently served by 747-400s ordered the Airbus A380 rather than the updated 747-8.[citation needed]
For example, Delta Air Lines reduced the number of flights it operated from the United States to Narita International Airport that were intended to transfer passengers to other destinations in Asia, switching to twin-engine widebody aircraft operating from an expanded hub at Seattle-Tacoma International Airport.[24] Total capacity was cut, but load factors improved. In April 2015, Delta announced it would accelerate the retirement of its 747-400s and replace them either with Airbus A330 or Airbus A350 aircraft (both of which are twinjets). Delta could not keep the 747s full without deeply discounting ticket prices; the discounts and increased maintenance required of a four-engine aircraft led to a drag on profits.[citation needed]
Since the cost of replacing a 747-400 is high (an airline must purchase or lease another wide-body), some operators choose to fly the 747-400 to the conclusion of its accepted useful life and then scrap it. The current parts resale value for this aircraft has been reduced to its engines. When a 26-year-old 747-400 owned by Delta flew through a violent hailstorm, the company indicated it was likely the aircraft would be scrapped. George Dimitroff, head of valuations for FlightGlobal, estimated the aircraft's value before the incident at about $8 million. He noted that this was not the same as its insured value.[25][26] As discussed in the section on 747-400 converted freighters, there is no longer a viable economic model for converting retired passenger 747-400 aircraft into dedicated freighters, so most retired passenger aircraft will likely be scrapped.[citation needed]
Several airlines have retired their 747-400s from the trans-pacific market. Remaining operators in 2014 included EVA Air, Qantas, Virgin Atlantic, British Airways and United Airlines.[citation needed] United's deployment of them also reflected a change in emphasis from Asian hubs to domestic hubs.[27] On January 11, 2017, United announced it would begin phasing out its 747-400s and made its last 747 flight on November 7 that year.[28][29] Delta Airlines was the last US airline to operate the Boeing 747, retiring the last of the 747-400 fleet it inherited from Northwest Airlines in December 2017.[30]
Impact of the COVID-19 pandemic
[edit]Prior to COVID-19, British Airways, the largest passenger 747-400 operator then, announced that they would've phased out their 747-400 fleet in February 2024, replacing it with the Airbus A350-1000. Lufthansa was to retire their 747-400 fleet in 2025 as they were to be replaced by the Boeing 777x and the Boeing 747-8i. KLM planned to retire their 747-400 Combi and Passenger fleet in 2020 as they were being replaced by the Boeing 777-300ER, the Boeing 787-10, and the Airbus A350-900. However, KLM announced it plans to retire its last Boeing 747-400 by January 1, 2021, instead of 2020 due to delivery delays for the new wide-body twin jets.[citation needed]
The global COVID-19 pandemic hastened the retirement of many remaining passenger Boeing 747-400s due to a sharp decline in passenger traffic.[31] For instance, KLM retired its Boeing 747-400 Combi and Passenger fleets in March 2020. Qantas announced the retirement of its 747-400 and 747-400ER fleet by the end of 2020, with the Boeing 787-9 Dreamliner taking its place. China Airlines also announced that they will be retiring their remaining four passenger Boeing 747-400s by the end of 2020 due to the COVID-19 pandemic (which were delivered between 2004 and 2005, operating on flights within Asia) with the Airbus A350-900 and Boeing 777-300ER taking over all high-volume routes and all Asian International routes. However, China Airlines didn't retire its last passenger Boeing 747-400 until February 2021. British Airways retired its remaining 31 Boeing 747-400s 4 years ahead of the original February 2024 deadline.[32] Virgin Atlantic also retired their remaining leisure fleet 747-400s in May 2020 citing the COVID-19 pandemic - the fleet was due to retire in 2021.[33] As of September, 2021, there were just 42 passenger 747-400 in operation (10 actively flying, 32 in storage) across 10 carriers worldwide. Lufthansa and Air China had plans to resume flying some of their stored aircraft by October, 2021.[citation needed]
On 29 April 2022, Air India retired it's remaining 747-400 planes in its fleet, after the Directorate General of Civil Aviation deregistered them.[citation needed] In March 2024, Asiana Airlines announced to retire their sole remaining 747-400, leaving Air China as the last scheduled passenger operator in Asia.[34]
Design
[edit]

Планер 747-400 имеет удлиненные и более легкие крылья, чем у предыдущих 747, с винглетами. Винглеты приводят к увеличению дальнего крейсерского полета на 3 процента, улучшению взлетных характеристик и увеличению крейсерской высоты. [12] The extended wingspan also gains an additional leading edge flap section.[12] Без мебели базовый фюзеляж 747-400 легче, чем предыдущие модели, но без мебели он тяжелее и прочнее, чем предыдущие модели. [35] Шасси имеет ту же конфигурацию, что и предыдущие 747, но с карбоновыми тормозами, заменяющими предыдущие стальные, а общая экономия веса составила 1800 фунтов (820 кг). [35]
Стеклянная кабина 747-400 оснащена ЭЛТ-дисплеями, на которых отображаются летные приборы, а также индикация двигателя и диагностика системы оповещения экипажа (EICAS). [10] Пост бортинженера на предыдущих 747-х больше не устанавливается, а новые дисплеи и упрощенная компоновка приводят к сокращению количества переключателей, фонарей и приборов на две трети по сравнению с Classic 747. [10] Другие новые системы включают усовершенствованный компьютер управления полетом Honeywell (FMC), который помогает пилотам рассчитывать оптимальные высоты и маршруты, а также центральный компьютер технического обслуживания (CMC) Rockwell-Collins, который автоматизирует задачи по устранению неполадок. [10]
Обновленный интерьер 747-400 включает новые боковые стенки кабины, термостойкое фенольное стекло и панели из углеродного композита, а также увеличенные отсеки для хранения вещей. [13] Усовершенствованная система развлечений в полете, названная Advanced Cabin Entertainment/Service System (ACESS), дебютировала на 747-400 и включает в себя 18-канальную аудиосистему, зоны внутренней связи для четырех пассажиров, межкабинные телефоны и освещение для пассажиров. в центральную систему. [36] Над кормовой каютой установлено восьмиместное место для отдыха экипажа, а вторая зона отдыха для экипажа расположена на верхней палубе за кабиной и предназначена для использования летным экипажем. [36]
Последние несколько поставленных самолетов 747-400 оснащены интерьером Boeing Signature, заимствованным у Boeing 777. [37]
- Qantas 747-400 на главной палубе экономического класса Салон
- Cathay Pacific 747-400 верхняя палуба бизнес-класса
- Delta Air Lines 747-400 Кабина BusinessElite на главной палубе самолета
Варианты
[ редактировать ]747-400
[ редактировать ]
Первоначальный вариант модернизированного 747, 747-400, дебютировал с увеличенным размахом крыльев, законцовками крыла , модернизированными двигателями и стеклянной кабиной , которая устранила необходимость в бортинженере. Этот тип также отличался удлиненной верхней палубой (SUD), представленной в 747-300. Пассажирские модели составили большую часть проданных Боингов 747-400, всего было построено 442 экземпляра.
В 1989 году самолет Qantas 747-400 VH-OJA совершил беспосадочный перелет из лондонского аэропорта Хитроу в Сидней на расстояние 18 001 км (11 185 миль) за 20 часов и 9 минут, установив мировой рекорд дальности полета для коммерческих самолетов. [38] [39] По состоянию на 2014 год [update], это самый быстрый рейс тяжеловеса между Лондоном и Сиднеем. [40] Это был доставочный рейс, на борту не было ни коммерческих пассажиров, ни грузов. Во время испытаний первый построенный Боинг 747-400 также установил мировой рекорд по взлету самого тяжелого авиалайнера 27 июня 1988 года в полете, имитирующем сваливание тяжелого веса. [15] Самолет имел взлетную массу 892 450 фунтов (404 810 кг) и, чтобы соответствовать правилам Международной авиационной федерации , поднялся на высоту 6 562 фута (2 000 м). [15] 9 февраля 2020 года Боинг 747-400 компании British Airways побил рекорд скорости дозвукового авиалайнера Нью-Йорк-Лондон за 4 часа 56 минут, чему способствовал мощный реактивный самолет Jetstream, связанный со Storm Ciara . [41]
747-400Ф
[ редактировать ]
747-400F (Freighter) — грузовая версия 747-400. Несмотря на использование обновленных систем и конструкции крыла пассажирских версий, он имеет оригинальную короткую верхнюю палубу, присущую классическим Боингам 747, для снижения веса. Боинг 747-400F имеет максимальную взлетную массу 875 000 фунтов (397 000 кг) и максимальную полезную нагрузку 274 100 фунтов (124 000 кг). -400Ф легко отличить от пассажирского -400 по более короткому горку верхней палубы и отсутствию окон вдоль главной палубы. [ нужна ссылка ]
Первый полет модели состоялся 4 мая 1993 года, и она поступила в эксплуатацию в Cargolux 17 ноября 1993 года. Среди других крупных клиентов были Atlas Air , China Airlines , Korean Air , Nippon Cargo Airlines и Singapore Airlines . [ нужна ссылка ]
Боинг 747-400F имеет носовую дверь главной палубы и механизированную систему погрузки-разгрузки. Носовая дверь поднимается вверх, что позволяет загружать поддоны или контейнеры длиной до 40 футов (12 м) прямо на ролики с приводом от двигателя. Дополнительная грузовая дверь на главной палубе (как у 747-400M Combi) позволяет загружать грузовые модули большей высоты. Боковая дверь нижней палубы («брюшная») позволяет загружать устройства единичной загрузки (УЛД) высотой до 163 см. По состоянию на ноябрь 2009 г. компания Boeing поставила 126 самолетов Boeing 747-400F, невыполненных заказов не было. [update]. [2] Последний -400F был доставлен Nippon Cargo Airlines 2 августа 2008 года. [ нужна ссылка ]
747-400М
[ редактировать ]
Боинг 747-400M (пассажирский/грузовой вариант или вариант «Комби», первоначально обозначенный как 747-400BC) впервые поднялся в воздух 30 июня 1989 года и поступил на вооружение KLM 12 сентября 1989 года. Основан на успешных версиях Combi классических самолетов 747. Боинг 747-400М имеет большую грузовую дверь, установленную в задней части фюзеляжа для погрузки груза в кормовой грузовой отсек главной палубы. Запирающаяся перегородка отделяет грузовой отсек от носовой пассажирской кабины, а самолет -400М также имеет дополнительную противопожарную защиту, усиленный пол главной палубы, роликовую конвейерную систему и оборудование для переоборудования пассажиров в груз. [42] Последний Боинг 747-400М был доставлен KLM 10 апреля 2002 года. [43] Boeing продал 61 самолет 747-400M, который был аналогичен более ранним версиям 747 Combi (78 747-200M, 21 747-300M).
KLM была последним коммерческим эксплуатантом Боингов 747-400М. Первоначально KLM планировала вывести из эксплуатации свои 747-400M к 1 января 2021 года, однако вместо этого Boeing 747-400M был выведен из эксплуатации к 27 марта 2020 года, поскольку в начале марта 2020 года Air France-KLM объявила о выводе из эксплуатации всех оставшихся пассажирских самолетов Boeing 747-400. KLM (включая все самолеты KLM Boeing 747-400M) немедленно из-за снижения спроса на авиаперевозки, вызванного пандемией COVID-19 , хотя из-за глобальной нехватки грузовых авиаперевозок три самолета KLM 747-400M были временно возобновлены всего через неделю. для выполнения грузовых рейсов в Азию. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2024 год Air Atlanta Zealandic эксплуатирует один Боинг 747-400М. исландская грузовая и чартерная пассажирская авиакомпания [ нужна ссылка ]
747-400Д
[ редактировать ]
Боинг 747-400D (Внутренний) — это модель с высокой плотностью сидения, разработанная для ближнемагистральных и крупномасштабных внутренних японских рейсов и выполняющая ту же роль, что и предыдущая отечественная модель Boeing 747SR . Эта модель способна вместить максимум 568 пассажиров в двухклассной конфигурации или 660 пассажиров в одноклассной конфигурации. [44]
У -400D отсутствуют удлинители законцовок крыла и винглеты, которые есть в других вариантах. Винглеты дадут минимальные преимущества на маршрутах ближнего следования, одновременно увеличивая вес и стоимость. При необходимости -400D может быть преобразован в версию дальнего действия. Боинг 747-400D можно отличить от внешне похожего Боинга 747-300 по дополнительным окнам на верхней палубе. Это позволяет разместить дополнительные места в задней части верхней палубы, где на более длинных рейсах обычно располагается камбуз. Всего было построено 19 самолетов этого типа, последний экземпляр был доставлен All Nippon Airways 11 февраля 1996 года. [43] Этот вариант был снят с производства, когда 31 марта 2014 года ANA сняла с производства свой последний самолет 747-400D. [45]
747-400ЭР
[ редактировать ]
Боинг 747-400ER (Extended Range) был запущен 28 ноября 2000 года по заказу Qantas на шесть самолетов. [43] Модель обычно называли «910k», что означало ее максимальный вес, достигнутый за счет структурных модификаций и модифицированного шасси. 747-400ER включал в себя возможность установки одного или двух дополнительных кузовных топливных баков емкостью 3240 галлонов США (12 300 л) в переднем грузовом отсеке, но Qantas заказала только конфигурацию с одинарным баком, и ни один самолет не поставлялся с двумя корпусными топливными баками. В баках, изготовленных компанией Marshall Aerospace , использовалась технология сотового соединения металла с металлом для достижения высокого соотношения объема топлива к сухому весу. Баки имели двойные стенки и интегрированную систему вентиляции, а контроль топлива обеспечивался с помощью модифицированной карты управления топливной системой (FSMC), которая оптимизировала подачу топлива в центральный бак крыла (CWT) в полете, а также подачу топлива из бака горизонтального стабилизатора. (ХСТ). Резервуар снимался с помощью инструментов, сопряженных с системой погрузки груза. Подобная технология использовалась Marshall при разработке корпусных топливных баков для Boeing 777-200LR. и Боинг P-8A Посейдон . Другие изменения в 747-400ER включали перемещение компонентов кислородной системы, а также баков и насосов системы питьевой воды , поскольку топливные баки в кузове препятствуют доступу к стандартным местам. [46] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
Первый 747-400ER использовался в качестве испытательного летного самолета и был окрашен в цвета Boeing с регистрационным номером N747ER. Qantas получила первую партию самолета 747-400ER с регистрацией VH-OEF 31 октября 2002 года, хотя это был второй построенный самолет. Летно-испытательный самолет позже был отремонтирован, перекрашен в стандартную окраску QANTAS и зарегистрирован как VH-OEE. Qantas была единственным заказчиком пассажирской версии 747-400ER, выбранной авиакомпанией для обеспечения полной загрузки между Мельбурном и Лос-Анджелесом, особенно в западном направлении. 747-400ER мог летать на 500 миль (800 км) дальше или нести на 15 000 фунтов (6 800 кг) больше полезной нагрузки, чем -400. [46] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
В мае 2018 года Qantas объявила, что к 2020 году выведет из эксплуатации весь свой парк самолетов 747, включая все самолеты 747-400ER. [47]
747-400ЭРФ
[ редактировать ]
747-400ERF (Extended Range Freighter) — грузовая версия самолета -400ER, спущенная на воду 30 апреля 2001 года. [43] 747-400ERF аналогичен 747-400F, за исключением увеличенной полной массы, что позволяет ему перевозить больше полезной нагрузки. В отличие от 747-400ER, ни один клиент не заказал дополнительные топливные баки в кузове (грузовом отсеке), что отражает желание перевозить больше груза, а не топлива, в связи с улучшенной грузоподъемностью. Боинг 747-400ERF имеет максимальную взлетную массу 910 000 фунтов (412 769 кг) и максимальную полезную нагрузку 248 600 фунтов (112 760 кг). Он предлагает грузовым авиакомпаниям выбор: либо добавить на 22 000 фунтов (10 000 кг) больше полезной нагрузки, чем у других вариантов грузовых самолетов 747-400, либо добавить 525 морских миль (972 км; 604 мили) к максимальной дальности полета. [48]
-400ERF имеет дальность полета 5700 миль (9200 км) с максимальной полезной нагрузкой, что примерно на 326 миль (525 км) дальше, чем у стандартного грузового самолета 747-400, и имеет усиленный фюзеляж, шасси и части крыла, а также новые шины большего размера. Первый самолет -400ERF был доставлен Air France (через ILFC ) 17 октября 2002 года. Компания Boeing поставила 40 самолетов Boeing 747-400ERF без каких-либо невыполненных заказов. [2] Новый 747-8 Freighter имеет большую грузоподъемность, но меньшую дальность полета, чем 747-400ERF, когда оба имеют максимальную взлетную массу . [49]
Преобразование грузовых судов
[ редактировать ]
747-400BCF (Boeing Converted Freighter), ранее известный как 747-400SF (Special Freighter), представляет собой программу конверсии стандартных пассажирских самолетов 747-400. Проект был запущен в 2004 году с переоборудования утвержденными подрядчиками, такими как HAECO , KAL Aerospace и SIA Engineering Company . Первый Boeing 747-400BCF был передан Cathay Pacific Cargo и введен в эксплуатацию 20 декабря 2005 года. [50] Cathay списала 747-400BCF в 2017 году после 11 лет службы.
747-400BDSF (BeDek Special Freighter) — еще одно переоборудование пассажирского самолета в грузовое, осуществленное компанией Israel Aerospace Industries (IAI). Первый Боинг 747-400BDSF был передан Air China Cargo в августе 2006 года. [51] Несколько «комби» самолетов Boeing 747-400M, эксплуатируемых EVA Air, также были переоборудованы IAI в чисто грузовые самолеты. [52]
Ни у 747-400BCF, ни у 747-400BDSF нет носовой грузовой двери; Груз можно загружать только через боковую грузовую дверь.
Спрос на переоборудованные грузовые самолеты 747-400 снизился в начале 2010-х годов из-за наличия грузовой емкости на более эффективных пассажирских широкофюзеляжных двухдвигательных самолетах, а также новых заказов на грузовые самолеты Boeing 747-8F и 777F. До закрытия программ было переоборудовано около 79 самолетов 747-400; 50 из этих самолетов были переоборудованы по программе BCF, а остальные 29 - по программе BDSF. Boeing объявил о завершении программы BCF для 747-400 в 2016 году, хотя переоборудование прекратилось несколькими годами ранее, а заказов после 2012 года не было. [53]
747 Большой грузовой корабль
[ редактировать ]
В октябре 2003 года компания Boeing объявила, что из-за большого количества времени, затрачиваемого на морские перевозки будет воздушный транспорт , основным методом транспортировки деталей для Boeing 787 Dreamliner . Подержанные пассажирские самолеты 747-400 были переоборудованы в негабаритную конфигурацию «Большого грузового грузового самолета» (LCF) для перевозки сборочных узлов в Эверетт, штат Вашингтон, для окончательной сборки. [54] LCF имеет выпуклый фюзеляж, похожий на фюзеляж грузовых самолетов Aero Spacelines Super Guppy или Airbus Beluga .
Конверсия, разработанная инженерами Boeing из Пьюджет-Саунд , Москва и Канога-Парк, Калифорния. и Gamesa Aeronáutica в Испании, [55] была осуществлена на Тайване дочерней компанией Evergreen Group . [56] Boeing приобрел четыре подержанных самолета и все их переоборудовал; [57] четвертый и последний LCF совершил свой первый полет в январе 2010 года.
Время доставки на самолете 747 LCF составляет всего один день по сравнению с 30 днями при доставке на корабле. [57] LCF может вместить в три раза больше грузового самолета 747-400F и имел самый большой грузовой отсек среди всех самолетов, пока его не превзошел Airbus BelugaXL . [55] [58] LCF не является серийной моделью Boeing и не предлагался для продажи каким-либо клиентам. LCF предназначены исключительно для использования компанией Boeing.
Правительственный, военный и другие варианты
[ редактировать ]- C-33 : предлагаемая в США военно-транспортная версия 747-400F, предназначенная в качестве альтернативы дальнейшим закупкам McDonnell Douglas C-17 Globemaster III в рамках программы неразрабатываемых самолетов для воздушных перевозок (NDAA) 1990-х годов. C-33 стоил дешевле и имел большую дальность полета, хотя он не мог использовать строгие взлетно-посадочные полосы или перевозить негабаритную военную технику, а также имел более высокие ожидаемые эксплуатационные расходы. План был отменен в пользу закупки большего количества C-17. [59] В начале 2000-х годов аналитическая группа Air Power Australia (независимый аналитический центр, не связанный с RAAF Австралии или Министерством обороны ) рассматривала возможность модификации платформы 747-400 для использования в качестве заправщиков KC-33, но в конечном итоге отказалась от нее в пользу Танкер на базе 767 . [60]
- YAL-1 : авианосец «Airborne Laser» на базе 747-400F для ВВС США . Самолет был серьезно модифицирован для установки носовой башни и оборудования химического кислородно-йодного лазера (COIL) для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет . Самолет был выведен из эксплуатации в 2012 году после отмены финансирования программы. [61]
- Cosmic Girl : бывший самолет авиакомпании Virgin Atlantic Boeing 747-400 под названием Cosmic Girl используется компанией Virgin Galactic в качестве средства воздушного запуска на орбиту для запуска LauncherOne орбитальной ракеты . [62] [63]
- Evergreen 747 Supertanker : компания Global SuperTankers переоборудовала самолет 747-400BCF бывшей японской авиакомпании Japan Airlines для использования в качестве бортового пожарного, выступая в роли 747 Supertanker второго поколения . Переоборудованный водный бомбардировщик несет 19 600 галлонов США (74 190 л) воды или химического антипирена в восьми баках под давлением. рассматривала Лесная служба США возможность использования этого самолета в 2017 году. [64] Global SuperTanker получил сертификат FAA 12 сентября 2016 года. [65]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]По состоянию на март 2024 г. [update]Всего в мире эксплуатировалось 17 пассажирских и 213 грузовых версий Боинга 747-400. [66] [ нужен лучший источник ] Пассажирскими операторами являются Lufthansa (8), «Россия» (5), Air China (3) и Mahan Air (1). [66] По состоянию на август 2018 года крупнейшими операторами грузовых вариантов были Atlas Air (35), Kalitta Air (24) и Cargolux (16). [67] [ не удалось пройти проверку ] [ нужно обновить ]
Поставки
[ редактировать ]Тип | Общий | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
747-400 | 442 | 2 | 3 | 6 | 5 | 19 | 9 | 34 | 43 | 30 | 18 | 16 | 32 | 42 | 47 | 48 | 54 | 34 | ||||
747-400Д | 19 | 2 | 1 | 6 | 8 | 2 | ||||||||||||||||
747-400ЭР | 6 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||
747-400ЭРФ | 40 | 6 | 6 | 8 | 6 | 2 | 5 | 4 | 3 | |||||||||||||
747-400Ф | 126 | 2 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 6 | 15 | 12 | 15 | 10 | 8 | 4 | 3 | 5 | 4 | 2 | ||||
747-400М | 61 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 5 | 2 | 3 | 6 | 6 | 12 | 8 | 7 | ||||||||
Общий | 694 | 8 | 14 | 16 | 14 | 13 | 15 | 19 | 27 | 31 | 25 | 47 | 53 | 39 | 26 | 25 | 40 | 56 | 61 | 62 | 62 | 41 |
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]Первая потеря корпуса Боинга 747-400 произошла 4 ноября 1993 года, когда рейс 605 авиакомпании China Airlines , выполнявший рейс из Тайбэя в гонконгский аэропорт Кай Так , приземлился на высоте более 2100 футов (640 м) за смещенным порогом взлетно-посадочной полосы в течение 20-ти лет. узловой (порывы до 38 узлов) боковой ветер. В сочетании с отключением автоматических тормозов и убранными скоростными тормозами ручного торможения и реверса тяги было недостаточно, чтобы предотвратить скольжение самолета в гавань Виктория . Никто серьёзно не пострадал, но самолёт списали. [68] Вторая потеря корпуса этого типа произошла 31 октября 2000 года, когда рейс 006 Singapore Airlines , Боинг 747-400, летевший из Сингапура в Лос-Анджелес через Тайбэй , врезался в строительную технику при попытке взлететь с закрытой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Чан Кайши. Аэропорт во время тайфуна Ксансане . Самолет загорелся и был уничтожен, в результате чего погибли 79 пассажиров и четыре члена экипажа. [69] Причина была связана с тем, что летный экипаж вылетел не на ту взлетно-посадочную полосу. [69]
На самолете 747-400F зарегистрировано пять аварий с потерей корпуса. 3 сентября 2010 года рейс 6 авиакомпании UPS Airlines, следовавший из международного аэропорта Дубая в аэропорт Кельн-Бонн, разбился примерно через 25 минут после взлета. Экипаж Boeing 747-400F объявил чрезвычайную ситуацию из-за возгорания в полете и попытался вернуться в Дубай. Однако в результате пожара были повреждены органы управления полетом и подача кислорода, в результате чего первый офицер потерял контроль над самолетом, а капитан потерял сознание. Во время второй попытки приземления самолет на высокой скорости врезался в землю, в результате чего погибли оба члена экипажа. Последующее расследование установило, что причиной возгорания стали литий-ионные батареи в грузовом отсеке. [70] [71] 28 июля 2011 года рейс 991 Asiana Airlines , Боинг 747-400F, летевший из аэропорта Инчхон в аэропорт Шанхая Пудун , упал в Тихий океан у острова Чеджу, Южная Корея , после того, как, как сообщается, у него возникли механические проблемы из-за возможного пожара на борту. . Два члена экипажа на борту погибли. [72] Боинг 747-400BCF, выполнявший рейс 102 компании National Airlines , разбился 29 апреля 2013 года (25-я годовщина первого полета этого типа) на авиабазе Баграм в Афганистане, в результате чего погибли 7 членов экипажа. Крушение было объяснено смещением груза военной техники в заднюю часть трюма во время взлета. [73] 16 января 2017 года рейс 6491 авиакомпании Turkish Airlines , самолет 747-400F авиакомпании ACT Airlines , не смог достичь взлетно-посадочной полосы при посадке в густом тумане в международном аэропорту «Манас» в Бишкеке , Кыргызстан , врезался в жилой район и загорелся. Погибли 39 человек, включая всех четырех членов экипажа, и 35 человек на земле. [74] 7 ноября 2018 года грузовой рейс Sky Lease 4854 , Боинг 747-400F, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в международном аэропорту Галифакс-Стэнфилд в Новой Шотландии , Канада , и разбился на две части, в результате чего 3 из 4 человек на борту получили ранения, без смертельных исходов. [75]
Другие инциденты с участием Боинга 747-400 не привели к непоправимым повреждениям самолета. 15 декабря 1989 года рейс 867 авиакомпании KLM , Боинг 747-400M, следовавший в токийский международный аэропорт Нарита из амстердамского международного аэропорта Схипхол через международный аэропорт Анкориджа , пролетел сквозь густое облако вулканического пепла, причинив серьезный ущерб авиалайнеру. самолета и замена всех четырех двигателей. [76] 23 июля 1999 года мужчина убил пилота рейса 61 All Nippon Airways , самолета 747-400D, направлявшегося в новый аэропорт Титосэ недалеко от Саппоро , Хоккайдо, из международного аэропорта Токио (Ханэда), во время попытки угона самолета, и был задержан другим экипажем. члены; самолет благополучно приземлился. [77] 23 сентября 1999 года рейс 1 Qantas , летевший из Сиднея в Лондон через Бангкок , вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы после приземления на высоте более 1000 метров (3300 футов) от порога во время шторма с проливным дождем, что привело к повреждению самолета и легким травмам пассажиров. . [78] 31 января 2001 года пилот рейса 907 Japan Airlines , самолета 747-400D, направлявшегося в международный аэропорт Наха из аэропорта Токио Ханэда , совершил экстренное пикирование, чтобы избежать столкновения с самолетом Japan Airlines DC-10-40 из-за противоречивых инструкций от управление воздушным движением; несколько человек на 747-400 получили травмы во время маневров уклонения, а самолет получил некоторые внутренние повреждения. [79]
9 октября 2002 года рейс 85 авиакомпании Northwest Airlines , самолет Боинг 747-400, зарегистрированный как N661US, следовавший из аэропорта Детройт Метрополитен округа Уэйн в международный аэропорт Нарита , совершил вынужденную посадку в международном аэропорту Анкориджа после внезапного перекоса нижнего руля направления. [17] 25 июля 2008 года рейс 30 компании Qantas , следовавший в аэропорт Мельбурна из международного аэропорта Гонконга , совершил вынужденную посадку в международном аэропорту имени Ниноя Акино с зияющей дырой в нижней части носовой части фюзеляжа; никто не пострадал, и власти установили, что наиболее вероятной причиной был взорвавшийся баллон для аварийной подачи кислорода. [80] [81] [82]
Однако некоторые инциденты привели к непоправимому ущербу, и эти планеры были списаны. 4 сентября 2009 года у рейса 829 авиакомпании Air India случился пожар в двигателе в Мумбаи , самолета 747-437 (зарегистрированный VT-ESM), незадолго до взлета . Никто из 213 пассажиров и 16 членов экипажа не пострадал и не погиб, но из-за серьезного ущерба от пожара самолет был списан и отправлен на слом в мае 2011 года. [83] 17 июня 2015 года рейс 159 авиакомпании Delta Air Lines , Боинг 747-451 (зарегистрированный N664US), выполнявший рейс Детройт — Сеул-Инчхон , получил существенные повреждения салона, носового обтекателя, двигателей и предкрылков после перелета через серьезную аварию. град над Китаем. 26-летний Боинг 747 был переправлен из Сеула в Марану, штат Аризона, на хранение. В 2021 году двигатель грузового самолета Boeing 747 загорелся , и несколько частей оторвались, в результате чего два человека получили ранения на земле. Самолет благополучно приземлился и был возвращен в строй. [84]
Самолет на выставке
[ редактировать ]
После постепенного вывода из пассажирских перевозок старых экземпляров этого типа с начала 2010-х годов относительно большое количество самолетов Boeing 747-400 было отправлено на консервацию после вывода из эксплуатации.
- Бывший самолет Qantas 747-400, ранее зарегистрированный VH-OJA и названный City of Canberra , первый самолет 747-400, поставленный авиакомпании, выставлен в музее Общества восстановления исторической авиации в региональном аэропорту Иллаварры к югу от Вуллонгонга , Новый Южный Уэльс, Австралия. . Это первый сохранившийся Боинг 747-400, а также рекордсмен по самому продолжительному беспосадочному перелету коммерческого самолета из Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут и 5 секунд - рекорд, который он удерживает с 1989 года. . [85]
- N661US , бывший экземпляр Delta Air Lines , выставлен в Музее полетов Delta в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланта в Атланте, штат Джорджия. [16] [86] Этот самолет был первым построенным самолетом серии -400 и служил прототипом (тогда зарегистрированным как N401PW) перед поставкой компании Northwest Airlines в декабре 1989 года. Это также самолет, который участвовал в рейсе 85 Northwest Airlines . [16] [17]
- В феврале 2019 года бывший самолет KLM 747-400 с регистрацией PH-BFB и названием City of Bangkok был перевезен на гигантском трейлере из аэропорта Схипхол через поля, главные дороги и луга в отель Corendon Village в Бадхеведорпе , где его перекрасили в цвет Corendon . ливрея заранее. Чтобы сделать этот транспорт возможным, автомагистраль А9 была закрыта в ночь с пятницы 8 февраля на субботу 9 февраля. [87] Самолет протащили в общей сложности 12,5 километров по полям и дорогам, чтобы добраться до своего нового дома в отеле. [88] По прибытии в отель самолет был установлен на территории гостиничного комплекса. [89]
- PK-LHF, последний раз эксплуатировавшийся компанией Lion Air, был переоборудован для использования в качестве ресторана Steak 21 в Суммарекон-Бекаси , Индонезия . Первоначально самолет эксплуатировался авиакомпанией Singapore Airlines под номером 9V-SMC. [90] [91]
- British Airways сохранила пять из своих Боингов 747-400 после вывода парка из эксплуатации во время пандемии COVID-19, хотя сейчас осталось только четыре. [ нужна ссылка ]
- G-BYGC, первый из трех ретроджетов British Airways, украшенный ливреей British Overseas Airways Corporation , был выставлен на аэродроме Бро-Татан , в бизнес-парке Бро-Татан в Сент-Атане , долина Гламорган , Уэльс . [92] [93] G-BYGC прибыл в Бро-Татан на консервацию 11 декабря 2020 года. [94] Однако к маю 2023 года самолету грозила сдача на слом. [95] К августу 2023 года утилизация самолета была подтверждена. [96]
- G-BNLY City of Swansea , второй из трех ретроджетов British Airways, носящий классическую ливрею Landor Associates, использовавшуюся с 1980-х по конец 1990-х годов, выставлен на аэродроме Дансфолд вместе с 747-400 G-CIVW и 747-200 G- BDXJ как место съемок. Объявление о его сохранении было сделано одновременно с объявлением G-BYGC, а это означает, что по состоянию на декабрь 2020 года все три самолета 747 BA в традиционной ливрее были сохранены. [97] G-BNLY прибыл в Дансфолд 5 декабря 2020 года после перелета из Кардиффа. [98]
- G-CIVB, третий из трех ретрореактивных самолетов 747-400 , ранее эксплуатировавшихся British Airways, выставлен в аэропорту Котсуолд в Кембле , Глостершир , Великобритания. Самолет, который был последним из самолетов 747-400 BA, вылетевшим из лондонского аэропорта Хитроу вместе с G-CIVY, прибыл в Кембл 8 октября 2020 года. G-CIVB украшен ливреей Negus, которая использовалась авиакомпанией в 1970-х и начале 1980-х годов. и был модифицирован для использования в качестве центра мероприятий. [99] [100] [101]
- G-CIVW, бывший самолет British Airways 747-400, прибыл на аэродром Дансфолд , графство Суррей , Великобритания, 22 октября 2020 года для консервации после последнего рейса на пароме из Кардиффа. Самолет в ливрее Chattam Dockyard присоединяется к аэродромному Boeing 747-200 G-BDXJ и используется в качестве места съемок и учебно-тренировочного самолета. [102] [103] [104]
- G-BYGA, один из последних самолетов British Airways, использовавшихся для полетов, был выведен из эксплуатации 8 сентября 2020 года. [105] В августе 2022 года кабина и часть верхней палубы были преобразованы в пространство для проведения мероприятий и симулятор полета в аэропорту Бартон-Сити, известном как «Палуба». [ нужна ссылка ]
- HS-STA. Бывший Боинг 747-400 компании Orient Thai был переоборудован в кафе и ресторан в районе Лат Крабанг в Бангкоке. [106] Самолет изначально принадлежал United Airlines , зарегистрированный N187UA. [107]
- HS-STB, Фюзеляж бывшего самолета Orient Thai Boeing 747-400 без крыла сохранился в ресторане Flight of Happiness в районе Гуаньинь , Таоюань , Тайвань. [108]
- HS-TGR Сириваттхана, бывший самолет Thai Airways 747-400, был куплен тайским бизнесменом по имени Сомчай Пхукиоу в июле 2018 года и отправлен ему домой в провинции Чайнат , Таиланд. [109] С самолета сняли двигатели и закрасили названия, но в остальном он не изменился со времени эксплуатации.
- HS-TGT Watthanothai, бывший самолет Боинг 747-400 авиакомпании Thai Airways , был выставлен на статической выставке на рынке Chic Chic Market в Нонгкхае , Таиланд, рядом с бывшим самолетом N388LS компании Las Vegas Sands Lockheed L-1011 TriStar . [110]
Технические характеристики
[ редактировать ]Модель | 747-400 [111] | 747-400ЭР [111] | 747-400Ф [112] | 747-400ЭРФ [112] |
---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | Два | |||
Емкость | 416 (23F @ 61 дюйм + 80J @ 39 дюймов + 313Y @ 32 дюйма) | 274 100 фунтов (124 330 кг) | 273 400 фунтов (124 012 кг) | |
Устройства единичной нагрузки | 30 ЛД1/ЛД3 | 28 ЛД1/ЛД3 | + 2 LD1 + 30 поддонов (96 × 125 дюймов) на главной палубе | |
Лимит выхода [113] | 550/660 [а] | |||
Общая длина | 231 футов 10 дюймов (70,66 м) | |||
Крыло | Пролет 211 футов 5 дюймов (64,44 м), 5650 квадратных футов (525 м ) 2 ) область, [114] 7,91 Соотношение сторон | |||
Общая высота | 63 фута 8 дюймов (19,41 м) | |||
Макс. взлетный вес | 875 000 фунтов (396 893 кг) | 910 000 фунтов (412 769 кг) | 875 000 фунтов (396 893 кг) | 910 000 фунтов (412 769 кг) |
Эксплуатационная масса пустого | Мощность: 404 600 фунтов (183 523 кг) | Мощность: 412 300 фунтов (187 016 кг) | GE: 360 900 фунтов (163 701 кг) | GE: 361 600 фунтов (164 019 кг) |
Запас топлива | 57 285 галлонов США (216 850 л) | 63 705 галлонов США (241 150 л) | 53 985 галлонов США (204 360 л) | |
Круиз | 0,855 Маха (490 узлов; 908 км / ч; 564 миль в час) | 0,845 Маха (485 узлов; 898 км / ч; 558 миль в час) | ||
Конверт полета [113] | Предельная воздушная скорость 0,92 Маха (528 узлов; 977 км / ч; 607 миль в час), максимальная высота 45 100 футов (13 700 м). | |||
Длина взлетной площадки [б] | 9700 футов (2955 м) | 10700 футов (3260 м) | 9550 футов (2910 м) | 10700 футов (3260 м) |
Диапазон | 7285 миль (13490 км; 8385 миль) [с] | 7585 миль (14045 км; 8730 миль) [с] | 4455 миль (8250 км; 5125 миль) [д] | 4985 миль (9230 км; 5735 миль) [и] |
Двигатели (× 4) | PW4000 / GE CF6 / РР RB211 | PW4000 / GE CF6 [115] | PW4000 / GE CF6 / РР RB211 | PW4000 / GE CF6 |
Тяга (× 4) | 56 500–63 300 фунтов силы (251–282 кН) | 62 100–63 300 фунтов силы (276–282 кН) | 56 400–63 300 фунтов силы (251–282 кН) | 62 100–63 300 фунтов силы (276–282 кН) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Пассажирского самолета 747-400 больше нет» . Сиэтлский пост-разведчик . 17 марта 2007 г. Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Данные о заказах и поставках моделей 747. Архивировано 28 сентября 2018 г. на Wayback Machine . Боинг, ноябрь 2009 г. Дата обращения: 22 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кингсли-Джонс, Макс. «Глава завершается тем, что Boeing наконец-то поставил последний из оригинальных самолетов 747». Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine . Flight International , 22 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , с. 23.
- ^ Норрис и Вагнер 1999 , стр. 16–17.
- ↑ Боинг 747-300. Архивировано 2 сентября 2017 г. в Wayback Machine . Авиалайнеры.нет
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , с. 74.
- ^ Дорр 2002 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , стр. 79–81.
- ^ Боуман, Мартин В. (2000). Боинг 747 . Мальборо: Кровуд. ISBN 1-86126-242-6 . OCLC 42912717 . Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норрис и Вагнер 1999 , стр. 75–77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Норрис и Вагнер 1999 , стр. 81–85.
- ^ Дорр 2002 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дорр 2002 , стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с «Боинг 747-400» . www.deltamuseum.org . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г. «Регистрационный номер: N401PW как испытательный самолет Boeing; изменен на N661US для доставки на Северо-Запад».
- ^ Перейти обратно: а б с «Окончательный отчет об авиационном происшествии» . app.ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте . 29 июня 2004 г. ANC03IA001. Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 12 ноября 2019 г. Первоначально получено 23 декабря 2012 года. «Регистрация: N661US … капитан сообщил, что самолет находился на крейсерской высоте 35 000 футов с включенным автопилотом, когда он резко перевернулся в левый крен под углом 30–40 градусов».
- ^ Дорр 2002 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , стр. 85–87.
- ^ «Представляем 747ER и 747» (PDF) . Журнал Боинг Аэро. Январь 2003 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 января 2016 г. Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Вассенер, Беттина (30 декабря 2008 г.). «Авиакомпания испытывает реактивное топливо, изготовленное из растительного масла» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ↑ Flight International , 27 марта — 2 апреля 2007 г.
- ^ «Боинг 747 уходит в отставку» . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Шофилд, Адриан и др., Джамбос уходит, Aviation Week and Space Technology, 15 сентября 2014 г., стр. 21-22.
- ^ Компарт, Эндрю, Янг частично, Aviation Week and Space Technology, 15 апреля 2013 г., стр. 44-46.
- ^ Хаммеранд, Джим (30 июня 2015 г.). «Град обрушился на Боинг 747 N664US компании Delta; «Дух Пекина» NWA может оказаться на свалке (фотографии) – Миннеаполис / St. Paul Business Journal» . www.bizjournals.com/ . Американские городские деловые журналы. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Адриан Шофилд, Мадху Унникришнан и Шон Бродерик. « Авиакомпании вырезают 747 из азиатско-тихоокеанских сетей » Aviation Week & Space Technology , 16 сентября 2014 г. Доступ: 17 сентября 2014 г. Архивировано 17 сентября 2014 г.
- ^ Лейро, Роберто (11 января 2017 г.). «United Airlines намерена продлить срок вывода из эксплуатации Boeing 747 до 2017 года» . Эйруэйз Интернешнл . Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Рассел, Эдвард (8 ноября 2017 г.). «Юнайтед» завершает 47-летие полетов Боингов 747 . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 8 ноября 2017 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Островер, Джон (19 февраля 2018 г.). «Выход на пенсию Boeing 747: прощание с «Королевой неба» » . Новости CNN . Кабельная новостная сеть. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Паллини, Томас. «Еще больше знаковых самолетов исчезают с неба раньше, чем планировалось, поскольку коронавирус продолжает сеять хаос в авиакомпаниях» . www.businessinsider.com . Бизнес-инсайдер. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Хардинг, Ник (16 июля 2020 г.). «British Airways подтверждает списание Boeing 747» . Новости авиации Великобритании . Архивировано из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ «Пять вещей, которые вы не знали о Боингах 747 авиакомпании Virgin Atlantic | Virgin» .
- ^ flugrevue.de - «Азиана отправит свой единственный Боинг 747» (немецкий) 2 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , стр. 45–47.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , стр. 14–16.
- ^ «Семейство Boeing 747-400: правильный выбор для большого рынка самолетов» . Боинг.com. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ «Самолеты Boeing продвигают Qantas дальше». Архивировано 5 октября 2012 года в Wayback Machine . Кантас . Дата доступа: 11 ноября 2013 г.
- ^ « Идентификатор записи FAI № 2201 — Расстояние. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 17 сентября 2014 г.
- ^ « Идентификатор рекорда FAI № 2202 — Скорость по признанной трассе. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 17 сентября 2014 г.
- ^ «British Airways установила новый рекорд скорости трансатлантических рейсов» . Флайтрадар24 . 9 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2020 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Дорр 2002 , стр. 55–57.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Боинг: Коммерческие самолеты — 747 — О семействе 747» . Архивировано из оригинала 15 июня 2006 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ «Профиль Boeing 747-400 в flugzeuginfo» . flugzeuginfo.net. Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «ANA снимает с эксплуатации свой последний Боинг 747» . Журнал «Авиакомпании» . 31 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Данные по внедрению полевого обслуживания Boeing, 2012 г.
- ^ «Qantas заказывает Dreamliners на 2 миллиарда долларов, останавливая свои последние 747 самолетов» . 2 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 г. Проверено 2 мая 2018 г.
- ↑ Boeing и Cathay Pacific Airways празднуют первую поставку 747-400ERF. Архивировано 30 июня 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «8 характеристик Boeing 747 — современные авиалайнеры» . Modernairliners.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Саттон, Ричард (7 июля 2017 г.). «Новая жизнь старым Jumbo: 747-400BCF и BDSF» . Вчерашние авиалинии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Покок, Крис (14 декабря 2006 г.). «Бедек увеличил число конверсий 747 грузовых самолетов» . AINonline . Компания новостей Конвенции. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Харрис, Дэвид (25 января 2011 г.). «Ева Эйр 747-400 BDSF» . Факты о грузе . Роял Медиа. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Нетц, Джейкоб. «Преобразование пассажирских судов в грузовые» . ЭйрКаргоПедия . Американская корпорация дружбы World Air Cargo . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Лансфорд, Дж. Л. «Ужасно в воздухе: новый самолет Boeing привлекает взгляды и взгляды». Архивировано 17 мая 2013 г., в Wayback Machine . Уолл Стрит Джорнал . 8 января 2007 г.
- ^ « Boeing выбирает EGAT для модификаций большого грузового самолета 747. Архивировано 5 марта 2008 г. в Wayback Machine ». Пресс-релиз компании Boeing Commercial Airplanes . 18 февраля 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Информационный бюллетень о 747 Dreamlifter. Архивировано 18 февраля 2013 г. в Wayback Machine . Боинг.com.
- ^ « Боинг 7E7 будет использовать воздушный транспорт для доставки компонентов . Архивировано 5 марта 2008 г. в Wayback Machine ». Пресс-релиз компании Boeing Commercial Airplanes . 13 октября 2003 г.
- ↑ Тирпак, Джон А. «Воздушный транспорт движется вверх и вниз». Архивировано 9 февраля 2011 г., в Wayback Machine . Журнал ВВС , февраль 1996 г.
- ^ «KC-33A: устранение пробелов в дозаправке в воздухе и стратегической воздушной мобильности (PDF)». Анализ Air Power Australia APA-2005-02 , 16 апреля 2005 г. Дата обращения: 17 декабря 2007 г.
- ^ «Бортовой лазер Boeing YAL1 — полетный образ дня» . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Рандл, Майкл. «Как Virgin Galactic будет запускать спутники со старого Боинга 747» . Проводная Великобритания . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Jumbo для Virgin Galactic Airliner World , февраль 2016 г., стр. 10
- ^ Кларк, Крис (12 августа 2016 г.). «Каково это — летать на пожарном Боинге 747» . Популярная механика. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
- ^ «Дух Джона Мьюира глобального супертанкера разрешен к полету» . 12 сентября 2016. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Операторы Боинга 747» . 2 марта 2024 г.
- ^ Тисделл, Дэн; Моррис, Роб (21 августа 2018 г.). «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Флайтглобал .
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-409 B-165 в международном аэропорту Гонконг-Кай Так (HKG)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Отчет об авиационном происшествии ASC-AAR-02-04-001 [узурпировал] : Разбился на частично закрытой взлетно-посадочной полосе во время взлета, рейс 006 авиакомпании Singapore Airlines, Боинг 747-400, 9V-SPK CKS, аэропорт Таоюань, Тайвань, 31 октября 2000 г.», Совет по авиационной безопасности, Тайвань, Китайская Республика.
- ↑ UPS называет двоих погибших в результате катастрофы в Дубае – СЕГОДНЯ Новости – TODAYshow.com
- ^ «N571UP Описание аварии» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 14 января 2012 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
- ^ «Грузовой самолет Asiana Airlines разбился над Чеджу» (на корейском языке). Новости Йонхап. 28 июля 2011. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ «Видеорегистратор запечатлел шокирующую катастрофу Боинга 747 в Афганистане [графика] — Carscoops» . 30 апреля 2013. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Берлингер, Джошуа; Островер, Джон (16 января 2017 г.). «Авиакатастрофа в Киргизии: десятки погибших при ударе Боинга 747 в деревню» . CNN . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «СитиНьюс» . Торонто.citynews.ca . 7 ноября 2018 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Рейс 867 авиакомпании KLM
- ^ « Мир: Японский угонщик из Азиатско-Тихоокеанского региона убивает пилота». Архивировано 23 февраля 2006 года в Wayback Machine . Би-би-си
- ↑ Итоговый отчет ATSB о рейсе 1 Qantas. Архивировано 23 июня 2011 года в Wayback Machine . АТСБ , 26 апреля 2001 г.
- ^ « Расследование несчастного случая, связанного с столкновением в воздухе. Архивировано 10 декабря 2015 года в Wayback Machine ». asasi.org
- ^ Джонстон, Тим (28 июля 2008 г.). «Чиновники просят Qantas проверить кислородные баллоны» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Уолл, Роберт. «Qantas 747 приземлился после отсоединения части фюзеляжа» [ постоянная мертвая ссылка ] , Неделя авиации, 25 июля 2008 г.
- ^ Бюро австралийской транспортной безопасности. «Расследование: AO-2008-053 — Отказ кислородного баллона и разгерметизация — Боинг 747-438, VH-OJK, 475 км к северо-западу от Манилы, Филиппины, 25 июля 2008 г.» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2009 года . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-437 VT-ESM в международном аэропорту Мумбаи-Чхатрапати Шиваджи Махарадж (BOM)» . Aviation-safety.net . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Рейс 159 Дельта — Сеть авиационной безопасности» .
- ^ «Боинг 747-438 Лонгрич, Канберра, HARS» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ «Почему исторический Боинг 747 перешёл дорогу?» . CNN . 2 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2016 г. Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Корендон | Боинг 747 от KLM над отелем Corendon Village» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Моррис, Хью (14 февраля 2019 г.). «Отель Corendon с самолетом Боинг 747: гигантский самолет пролетел через поле, дороги станут новой достопримечательностью» . ПутешественникAU . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Боинг 747» . Отель Корендон Виллидж Амстердам . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Макки, Сапфир. «ФОТО: Сборка подержанных самолетов в классные рестораны — Фото 2» . образ жизни (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Lion Air PK-LHF (Boeing 747 — MSN 24063) (Ex 3B-SMC 9V-SMC B-LFA TF-AMA) | Авиация воздушного флота» . www.airfleets.net . Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Купер, Джон (1 декабря 2020 г.). « Боинг 747 города Суонси скоро завершит свой последний полет» . УэльсОнлайн . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Ноэт, Барт (1 декабря 2020 г.). «Постоянные дома для двух последних Боингов 747 в ретро-ливре British Airways» . Aviation24.be . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Эйрвэйз, британская. «Боинг 747 FINAL BRITISH AIRWAYS ПРИБЫТ В НОВЫЙ ДОМ В УЭЛЬСЕ» . mediacentre.britishairways.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Берджесс, Роб (13 мая 2023 г.). «Спасенный» Boeing 747 British Airways в ливрее BOAC может быть списан» . Направляйтесь за очками . Великобритания . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Макланахан (18 августа 2023 г.). «Ретро B747 British Airways BOAC списан» . www.scramble.nl . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ Эйрвэйз, британцы. «КОРОЛЕВ НЕБА» BRITISH AIRWAYS СОХРАНЕНЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ» . mediacentre.britishairways.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Флеминг, Элеонора (5 декабря 2020 г.). «Знаменитый самолет BA летает из Кардиффа в Крэнли — обновления в реальном времени» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Ричардс, Мадлен (26 октября 2020 г.). «British Airways спасает культовый Боинг 747 со свалки» . Глостершир Live . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (26 октября 2020 г.). «Боинг 747-400 в наследии BA станет местом проведения кинотеатров и конференций» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Списанный Боинг 747 превратился в место для вечеринок» . Новости Би-би-си . 25 января 2022 г. . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Брэдли, Уильям (22 октября 2020 г.). «На снимках: Боинг 747 G-CIVW компании British Airways приземляется в Суррее» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (22 октября 2020 г.). «Боинг 747-400 бывшего British Airways будет сохранен как съемочная площадка Великобритании» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Брэдли, Уильям (22 октября 2020 г.). «Так случилось: культовый самолет «Королева небес» направляется в Суррей» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Выход на пенсию 747 British Airways» (пресс-релиз). Великобритания: Британские авиалинии . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ кокосы в Бангкоке (5 марта 2021 г.). «Списанный Боинг 747 получает вторую жизнь в качестве бангкокского кафе | Coconuts Bangkok» . Кокосы . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ «Orient Thai Airlines HS-STA (Boeing 747 — MSN 26876) (Ex N187UA) | Авиация воздушного флота» . www.airfleets.net . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ «HS-STB ORIENT THAI AIRLINES БОИНГ 747-441» . www.planespotters.net . 29 сентября 2021 г. . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Шнайдер, Кейт (10 июля 2018 г.). «Озадаченные местные жители находят брошенный самолет Боинг 747» . News.com.au. Архивировано из оригинала 12 декабря 2018 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ «HS-TGT Thai Airways International Боинг 747-400» . www.planespotters.net . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «747-400/-400ЭР» (PDF) . Запускать . Боинг. Май 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 5 ноября 2016 г. Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «747-400/-400ER Freighters» (PDF) . Запускать . Боинг. Май 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2018 г. . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата № A20WE» (PDF) . ФАУ. 27 февраля 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2016 г. . Проверено 7 декабря 2016 г.
- ^ «Премьера Боинга 747-8 Интерконтиненталь» . Люфтганза. 13 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 27 июля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Дорр, Роберт Ф. (2002). Серия Airliner Tech: Боинг 747-400 . Северный филиал, Миннесота: Издательства специализированной прессы. ISBN 1-58007-055-8 .
- Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). «747: Продвижение легенды». Современные реактивные лайнеры Боинг . Оцеола, Висконсин: Zenith Imprint. ISBN 0-7603-0717-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Боингом 747-400 , на Викискладе?
- Страница 747-400 на сайте Boeing.com
- Страница 747-400 на Airliners.net
- Грузовые характеристики Боинга 747
- «Пассажирская версия» (PDF) . Боинг. 2010.
- «Грузовая версия» (PDF) . Боинг. 2010.