Рейс 85 авиакомпании Northwest Airlines
![]() N661US, задействованный самолет, замечен в аэропорту Осака-Кансай в 1999 году. | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 9 октября 2002 г. |
Краткое содержание | Перекос руля направления из-за усталости металла |
Сайт | Берингово море |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 747-451 [ а ] |
Оператор | Нортвест Эйрлайнз |
Номер рейса ИАТА. | СЗ85 |
Номер рейса ИКАО. | NWA85 |
Позывной | СЕВЕРО-ЗАПАД 85 |
Регистрация | N661US [ 1 ] |
Начало рейса | Аэропорт Детройт Метрополитан Уэйн Каунти , Детройт, Мичиган , США |
Место назначения | Аэропорт Токио Нарита , Нарита, Тиба , Япония |
Оккупанты | 404 |
Пассажиры | 386 |
Экипаж | 18 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 404 |
Рейс 85 авиакомпании Northwest Airlines — регулярный международный пассажирский рейс из аэропорта Детройт Метрополитан-Каунти Уэйн в США в международный аэропорт Нарита в Японии. 9 октября 2002 года, находясь над Беринговым морем , у Боинга 747-400 произошел перекос нижнего руля направления, который происходит, когда руль направления самолета отклоняется до предела хода без участия экипажа. Жесткий ход 747-го обеспечивал полный левый нижний руль направления, что требовало от пилотов полностью использовать правый верхний руль направления и правый элерон для поддержания положения и курса.
Рейс перенаправился в международный аэропорт Анкориджа имени Теда Стивенса . Ни пассажиры, ни члены экипажа не пострадали, но в результате инцидента была принята директива по летной годности, предотвращающая возможность катастрофы в будущем.
Самолет
[ редактировать ]самолета Речь шла о прототипе Boeing 747-400 (Boeing 747-451, регистрационный номер 23719, регистрационный номер N661US), который был построен компанией Boeing и начал программу летных испытаний новой модели, зарегистрированной как N401PW, в апреле 1988 года. впоследствии был перерегистрирован как N661US и доставлен компании Northwest Airlines (стартовому заказчику Боинга 747-400) в декабре. 8 октября 1989 г. Самолет был позже доставлен в Delta Air Lines 29 октября 2008 г. После еще семи лет эксплуатации в Delta, N661US был выведен из эксплуатации в 2015 г., а затем был отправлен в Летный музей Delta 30 апреля для консервации. 2016. [ 2 ] [ 3 ]
Инцидентный полет
[ редактировать ]

Рейс вылетел из аэропорта Детройт Метрополитен-Уэйн Каунти в 14:30 по восточному летнему времени . Инцидент произошел в 17:40 по летнему времени Аляски , примерно через семь часов после начала полета. [ 4 ] Во время инцидента младший капитан Фрэнк Гейб и первый помощник Майк Фэган только что взяли под свой контроль самолет, позволив старшему капитану Джону Хэнсону и первому помощнику Дэвиду Смиту отдохнуть. [ 5 ] Капитан рейса 85 сообщил, что событие произошло на эшелоне 350 (35 000 футов/11 000 метров). [ 1 ]
Самолет резко вошел в левый крен под углом 30-40 градусов. [ 1 ] Сначала Гейб полагал, что произошел отказ двигателя. Хэнсон снова вошел в кабину и продолжил управлять самолетом вручную вместе с Фэганом. Гейб объявил чрезвычайную ситуацию и начал диверсию в Анкоридж. [ 5 ] Пока экипаж пытался объявить чрезвычайную ситуацию, самолет находился в мертвой зоне связи между Северной Америкой и Азией. Даже при слабом сигнале экипаж связался с другим рейсом Northwest Airlines, рейсом 19, который помог рейсу 85 объявить о чрезвычайной ситуации, поскольку он находился ближе к Аляске. [ 6 ] Капитан рейса 85 сообщил, что ни одна из имеющихся экстренных мер не может решить проблему. [ 1 ] Пилоты установили конференц-связь с авиакомпанией Northwest Airlines в аэропорту Миннеаполис-Сент. Павла , но сотрудники тамошнего банка не смогли найти решение внезапно возникшей проблемы. [ 5 ] Экипаж вернул управление самолетом и приземлился в международном аэропорту Анкориджа имени Теда Стивенса . Для управления самолетом им пришлось использовать элероны и асимметричную тягу двигателей, передавая больше мощности двигателя на одну сторону, чем на другую. [ 4 ]
Хэнсон сказал, что управление ресурсами экипажа (CRM) способствовало безопасной посадке самолета в Анкоридже:
Это было классическое применение CRM. Нам повезло, что у нас было полное пополнение летного состава. У нас было четыре пилота, которые вместе работали в кабине. На борту у нас была отличная группа бортпроводников; это стало важным позже, потому что мы проинформировали об этом как о «красной» чрезвычайной ситуации, а это означает, что есть, по крайней мере, большая вероятность, что вам придется эвакуироваться. Мы не были уверены, что сможем удержать самолет на взлетной полосе.
— Джон Хэнсон, старший капитан рейса 85 Northwest Airlines. [ 5 ]
Первоначально инцидент не привлек внимания средств массовой информации. [ 4 ]
Расследование
[ редактировать ]Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) и компания Boeing начали расследование инцидента. [ 4 ] Следователь NTSB Кэролин Дефорж, курировавшая расследование, рассказала в телевизионной программе Mayday ( Air Crash Investigation , Air Emergency ): «Это казалось очень драматичным событием, и... оно определенно казалось чем-то, за чем нам нужно было следить. , пытаясь понять, что произошло». [ 6 ]
NTSB обнаружил, что в модуле управления питанием имеется усталостная трещина и что визуально проверить этот тип отказа невозможно. [ 1 ] Сломан литой металлический корпус нижнего модуля управления рулями направления. Концевая часть корпуса модуля управления, в которой находился привод демпфера рыскания, отделилась от основной части корпуса. [ 4 ] Дефорж сказал в выпуске Mayday , что отказ NW85 был необычным, поскольку большинство отказов связано с внутренними компонентами, а не с самим корпусом. [ 6 ]
NTSB постановил, что вероятной причиной был «усталостный перелом коллектора модуля управления усилием нижнего руля направления, что привело к перекосу нижнего руля направления». [ 1 ] При жестком повороте руля направления руль направления полностью отклоняется и остается в этом положении. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]



Боинг
[ редактировать ]Разработан процесс неразрушающего контроля модуля. В результате компания Boeing выпустила бюллетень службы оповещения 747-27A2397. В бюллетене от 24 июля 2003 г. эксплуатантам Боинга 747 рекомендовалось провести ультразвуковую проверку соответствующих модулей управления усилием нижнего и верхнего руля направления. [ 1 ] : 4
ФАУ
[ редактировать ]Федеральное управление гражданской авиации опубликовало Уведомление о предлагаемых правилах для директивы о летной годности, которая сделает ультразвуковой контроль обязательным для самолетов Boeing 747-400, 400D и 400F. «Директива о летной годности самолетов серий Boeing 747-400, -400D и -400F» была опубликована в федеральном реестре 28 августа 2003 года. [ 1 ] : 4 Директива, обозначенная как Директива 2003-23-01, [ 9 ] был издан 3 ноября 2003 г. и вступил в силу 18 декабря 2003 г. [ 10 ] С тех пор она была заменена директивой 2006-18-17, [ 11 ] выпущен 30 августа 2006 г. и вступил в силу 13 октября 2006 г. [ 12 ] В 2008 году была опубликована предлагаемая замена этой директивы. [ 13 ] [ 14 ]
Более поздние события
[ редактировать ]N661US не пострадал во время инцидента и был возвращен в эксплуатацию Northwest Airlines. [ 15 ]
К январю 2004 года Ассоциация пилотов воздушных линий наградила наградой за выдающееся летное мастерство . экипаж Northwest 85 [ 5 ]
24 февраля 2009 года самолет, участвовавший в инциденте, вместе с другими самолетами 747-400 из парка Northwest Airlines присоединился к флоту Delta Air Lines в рамках слияния Northwest-Delta Air Lines. 8 сентября 2015 года он покинул Гонолулу , Гавайи, для своего последнего рейса и был списан по прибытии в в Атланте, штат Джорджия международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта . он был передан в соседний Музей полетов Дельты для всеобщего обозрения. В конце апреля 2016 года [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] После перемещения на нынешнее место рядом с самолетом была построена специальная постоянная выставка под названием 747 Experience, которая была официально открыта 28 марта 2017 года. [ 20 ] [ 21 ]
Драматизация
[ редактировать ]Канал Discovery Channel Canada / National Geographic в телесериале Mayday показал этот инцидент в эпизоде 11 сезона под названием «Поворотный момент» . [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 261 авиакомпании Аляска Эйрлайнз
- Рейс 585 авиакомпании United Airlines
- Рейс 427 USAir
- Рейс 517 авиакомпании Eastwind Airlines
- Рейс 1 Американских авиалиний
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это была модель Боинга 747-400; Boeing присваивает уникальный код каждой компании, приобретающей один из ее самолетов, который применяется в качестве суффикса к номеру модели во время постройки самолета, следовательно, «747-451» обозначает самолет 747-400, построенный для Northwest Airlines (клиент код 51).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Окончательный отчет об авиационном происшествии» . Национальный совет по безопасности на транспорте . 29 июня 2004 г. ANC03IA001 . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Delta Air Lines N661US (Boeing 747 — MSN 23719)» . www.airfleets.net . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Инцидент с Боингом 747-451 N661US» . Aviation-safety.net . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоллес, Джеймс (5 ноября 2002 г.). «Аэрокосмический блокнот: Boeing и NTSB расследуют инцидент с рулем направления 747» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стенблик, Ян В. (январь 2004 г.). «Ежегодная премия ALPA за безопасность полетов» . Пилот воздушной линии . Ассоциация пилотов воздушных линий . п. 19. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Поворотный момент». Первое мая . Сезон 11. 2011. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ «Отчет об авиационном происшествии, неконтролируемый спуск и столкновение с землей, рейс 427 USAir, Боинг 737-300, N513AU, недалеко от Аликиппы, Пенсильвания, 8 сентября 1994 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте. 24 марта 1999 г. с. XIX. NTSB/AAR-99/01.
Перенос руля направления: устойчивое отклонение руля направления в его крайнем (продувочном) положении.
- ^ « 747 Experience» открывается в Музее полетов Delta» . Центр новостей Дельта . Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ « Досье № 2003-NM-173-AD; Поправка 39-13364; AD 2003-23-01 ». () Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ « Досье № 2003-NM-173-AD; Поправка 39-13364; AD 2003-23-01 RIN 2120-AA64 ». ( Архив ) Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ « Досье № FAA-2006-23873; Идентификатор управления 2005-NM-110-AD; Поправка 39-14756; AD 2006-18-17 ». () Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ « Досье № FAA-2006-23873; Идентификатор Управления 2005-NM-110-AD; Поправка 39-14756; AD 2006-18-17 RIN 2120-AA64 ». ( Архив ) Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «Федеральный регистр | Директивы по летной годности; самолеты серий Boeing моделей 747-400, 747-400D и 747-400F» . Federalregister.gov. 13 марта 2008 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ «Федеральный реестр, том 68, выпуск 167 (четверг, 28 августа 2003 г.)» . Gpo.gov . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент с Boeing 747-451 N661US, 9 октября 2002 г.» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Первый Боинг 747-400 совершил исторический последний полет» . Центр новостей Дельта . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ «Боинг 747-400 № 1 компании Delta списан и будет выставлен в музее в ее штаб-квартире в следующем году». Пресс-релиз японского филиала Delta Airlines (на японском языке) . Получено 10 сентября 2015 года .
- ^ «Исторический Боинг 747-400 переехал в музей Дельты» . CNN . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Списанный Боинг 747-400 отправляется домой в Музей полетов» . Центр новостей Дельта . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Боинг 747-400» . www.deltamuseum.org . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Гарсия, Мэтью (30 марта 2017 г.). «Внутри королевы: Музей полетов Дельты открывает выставку, посвященную культовому кораблю 6301» . AirlineGeeks.com . Проверено 27 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- « Воздушные катастрофы: СЕЗОН 3: ЭПИЗОД 5: Поворотный момент » ( Видео ) — Смитсоновский канал .
- Хансен [ так в оригинале ], Джон. « Как я спас Боинг 747 от крушения ». Ялопник . ( Архив )
- Боинг 747-400 появится в 2016 году! - Музей полетов Дельты
- Национальный совет по безопасности на транспорте
- Досье NTSB , включая показания регистратора полетных данных
- Авиационные происшествия и происшествия в 2002 г.
- Международный аэропорт Теда Стивенса Анкориджа
- Авиакатастрофы и инциденты Northwest Airlines
- 2002 год на Аляске
- Аварии и инциденты с участием Боинга 747
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные механическими неисправностями
- Аварии и происшествия с авиалайнерами на Аляске
- События октября 2002 г. в США