Катастрофа на авиасалоне в Скнилове
![]() Су -27УБ выступает на авиашоу | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 27 июля 2002 г. |
Краткое содержание | Ошибка пилота при выполнении пилотажного маневра |
Сайт | Аэродром Скнилов под Львовом , Украина |
Всего погибших | 77 (на земле) |
Всего травм | 545 |
Самолет | |
Тип самолета | Сухой Су-27УБ |
Оператор | ![]() Украинские Соколы |
Оккупанты | 2 |
Экипаж | 2 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 2 |
Выжившие | 2 |
Наземные потери | |
Погибшие на земле | 77 |
Травмы на земле | 543 |

произошла Катастрофа на авиасалоне в Скнилове в субботу, 27 июля 2002 года, когда самолет ВВС Украины, Су-27УБ пилотируемый Владимиром Топонарем (из "Украинских соколов" ) и вторым пилотом Юрием Егоровым, разбился во время выступления по высшему пилотажу на аэродроме Скнилов под Львовом . Украина. В результате аварии погибли 77 человек и получили ранения 543 человека, 100 из которых были госпитализированы. Это самая смертоносная авария на авиашоу в истории.
Крушение
[ редактировать ], посетило более 10 тысяч зрителей Авиашоу ВВС Украины , организованное в честь 60-летия 14-го авиакорпуса . [1] [2] Самолетом Су-27 управляли два опытных пилота; он приступил к маневру по в 12:52 нисходящей траектории на малой высоте. Он снова перевернулся в вертикальное положение и все еще быстро снижался, когда незадолго до того, как оно коснулось земли, левое крыло упало, и в этот момент экипаж начал катапультирование . Самолет сначала выровнялся, заскользил по земле в сторону неподвижного самолета и нанес скользящий удар по носу транспортного самолета Ил-76 , а затем начал взрываться и катиться в толпу зрителей. [ нужна ссылка ]
Оба пилота выжили, получив легкие травмы, а 77 зрителей погибли, в том числе 28 детей. [3] Еще 100 человек были госпитализированы с травмами головы, ожогами и переломами костей. [1] [4] Остальные травмы были менее серьезными и не требовали госпитализации. Всего в результате аварии пострадали 543 человека. [5] У некоторых свидетелей от увиденного возникли серьезные психические расстройства. [6]
После катастрофы пилоты заявили, что полученная ими карта полета отличается от реальной. По кабинному диктофону один пилот спрашивает: «А где наши зрители?». [7] Другие предполагают, что пилоты медленно реагировали на автоматические предупреждения бортового компьютера . [7]
Последствия
[ редактировать ]Президент Украины Леонид Кучма публично обвинил в катастрофе военных и уволил главу ВВС генерала Виктора Стрельникова. [8] Министр обороны Владимир Шкидченко подал в отставку, но Кучма ее отклонил. [9]
24 июня 2005 года военный суд приговорил пилота Владимира Топонара и второго пилота Юрия Егорова к четырнадцати и восьми годам лишения свободы соответственно. Суд признал двух пилотов и троих других военных виновными в невыполнении приказов, халатности и нарушении правил полетов. Двое из трех чиновников были приговорены к тюремному заключению на срок до шести лет; третий получил до четырех лет. Топонарь был обязан выплатить семьям 7,2 миллиона фунтов стерлингов ( долларов США 1,42 миллиона ; 1,18 миллиона евро ) в качестве компенсации семьям, а Егоров - 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Главный летный инструктор экипажа был оправдан за отсутствием улик. [10] [11]
После оглашения приговора Топонарь заявил, что планирует подать апелляцию , настаивая на том, что катастрофа произошла из-за технических проблем и неправильного плана полета. Егоров был освобожден в 2008 году после того, как президент Виктор Ющенко издал указ о сокращении срока его заключения до трех с половиной лет. [12]
Большую часть вины возложили на пилотов, включая обвинения в попытке маневров, с которыми они не имели опыта. «Топонарь» запросил дополнительный тренировочный полет на аэродроме, где должно было проводиться показ, но просьба была отклонена. [13]
Ближе к концу тюремного срока Топонар в телефонном интервью подтвердил свою невиновность. «Из брифинга миссии видно, что заданные нам параметры зоны полета значительно превышали безопасную границу отделения от зрителей. В случившемся виноваты организаторы. Самолеты не должны пролетать над зрителями. Во время представления мне пришлось сделать несколько продвинутые маневры за несколько минут.Во время полуствола я заметил снижение тяги обоих двигателей и падение скорости. Но причина остается неизвестной! очередь — самолет стал неуправляемым. На суде сказали, что это ошибка пилота по неопытности. У меня 27 лет в кабине, налет 2000 часов . Я был в составе «Украинских соколов»… До последнего боролся. поднять самолет, [но] второй пилот Юрий Егоров ударил по катапульте [вызвав катапультирование], и мы двое катапультировались вместе со своими сиденьями». [14] [15]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Эта катастрофа стала фоном эпизода в романе Виктории Амелины « Дим для дома» . [16] Главные герои романа (один из которых — советский военный летчик в отставке) присутствуют на авиашоу и становятся свидетелями катастрофы, но никто не пострадал.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Степаненко, Светлана (21 августа 2002 г.). «Смертельное выступление. На львовском аэродроме разбился престижный украинский военный престиж» . Текущий дайджест российской прессы . 54 (30): 16 . Проверено 24 марта 2011 г.
Обломки взорвавшегося СУ-27 разлетелись по полю на расстояние около 100 метров. По состоянию на вчерашний день 83 человека (из них 19 детей) погибли, более 100 доставлены в больницу с травмами головы, ожогами и переломами.
- ^ «EVXpress – Смертоносное выступление. На львовском аэродроме разбился престиж украинских военных – Актуальный дайджест российской прессы, 2002, № 30, Том 54» . dlib.eastview.com . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Козырева, Татьяна (8 сентября 2009 г.). «Два скниливских мальчика семь лет спустя» . День . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «В катастрофе на Украине виноваты летчики» . Новости Би-би-си . 29 июля 2002 г.
- ^ Кириллов, Роман (27 июля 2005 г.). «Пилоты осуждены за катастрофу во время авиашоу» . Текущий дайджест российской прессы . 56 (26): 9–10. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
При выполнении фигуры высшего пилотажа самолет Су-27 врезался в толпу зрителей, в результате чего 77 человек погибли и еще 543 получили ранения. Командира экипажа самолета Владимира Топонара приговорили в пятницу к 14 годам лишения свободы, а второй пилот Юрий Егоров получил восемь лет.
- ^ History of airplane crashes in Lviv] " История авиакатастроф во Львове" [ . lviv-future.com.ua (in Russian). 6 февраля 2023 . Retrieved 13 марта 2023 .
- ^ Jump up to: а б «EVXpress – Украинские летчики не подчинились женскому голосу – Актуальный дайджест российской прессы, 2002, № 31, Том 54» . dlib.eastview.com . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Украинские и российские газеты дают оценку авиакатастрофам» . 30 июля 2002 года . Проверено 14 марта 2021 г. - через BBC.
- ^ «В отчете о катастрофе в Украине виноваты пилоты» . Новости Би-би-си . 7 августа 2002 г.
- ^ «Пилоты-катастрофы авиашоу заключены в тюрьму» . CNN . 24 июня 2005 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ "...Как украинские пилоты получили срок за крушение на авиашоу" . AVweb . 29 июня 2005 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Завада, Зенон (19 августа 2012 г.). «Жители Львовщины помнят катастрофу авиасалона в Скнилове в 2002 году» (PDF) . Украинский еженедельник . Том. LXXX, нет. 34. С. 1, 4.
- ^ «Пилоты виноваты в катастрофе на авиашоу: главный следователь» . Народная газета онлайн . 8 августа 2002 г.
- ^ "Владимир Топонарь: «За мной вины нет. Меня просто сделали козлом отпущения»" [Vladimir Toponar: "I am not to blame. They just made me a scapegoat."]. Fakty i Kommentarii (in Ukrainian). 20 September 2013 . Retrieved 20 October 2022 .
- ^ Ригли, Сильвия (5 августа 2016 г.). «Катастрофа на авиасалоне» . Страх приземления . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Амелина, Виктория (2017). Дом для дома: роман [ Dom's Dream Kingdom ] (in Russian). Львов: Издательство Старого Льва. ISBN 9786176794165 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Высший пилотаж обвинения после Скниловской трагедии (журналистское расследование аварии, 2006 г., включая фотографии момента крушения)
- (на украинском языке) 2004 г. Статья в украинском еженедельнике «Зеркало недели».
- Статья в Sydney Morning Herald
- Статья CNN. Архивировано 3 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
49 ° 49' с.ш. 23 ° 57' в.д. / 49,817 ° с.ш. 23,950 ° в.д.
- Авиационные происшествия и происшествия на авиасалонах
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- История высшего пилотажа
- Украинские ВВС
- Военная история Львова.
- Авиационные происшествия и происшествия в 2002 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Украине
- 2002 г. в Украине
- События июля 2002 года в Украине
- Катастрофы 2002 года в Украине